Научная статья на тему 'ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР КНЯЖИНСКИЙ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ?'

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР КНЯЖИНСКИЙ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АШКЕНТСКАЯ ЕПАРХИЯ / КРЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР КНЯЖИНСКИЙ / ЕПИСКОП ГУРИЙ (ЕГОРОВ) / TASHKENT DIOCESE / CHURCH / BAPTISM / EDUCATION / CHRISTIAN EDUCATION / ARCHPRIEST PETER KNYAZHINSKY / BISHOP GURIY (EGOROV)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова О.В.

Впервые вводится в научный оборот документ, характеризующий ситуацию с крещением в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в послевоенные годы. Это письмо настоятеля Свято-Георгиевского храма Самарканда прот. Петра Княжинского еп. Гурию (Егорову), возглавлявшему Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию в 1946-1953гг. Письмо написано в 1948г. и поднимает вопрос о необходимости подготовки к крещению детей. Отец Петр описывает сложные ситуации, которые ему приходилось решать в связи с детским крещением: смешанные браки, родители и восприемники, не являющиеся христианами. Такие ситуации, по мнению автора письма, не позволяют священнику брать ответственность за крещение детей, не имеющих возможности получить христианское воспитание. Письмо по благословению епископа Гурия было опубликовано в епархиальном издании «Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии», распространявшемся по всем приходам. Острые вопросы, поднятые прот. Петром Княжинским, были вынесены на общий суд духовенства епархии. Во вступительной статье восстанавливается исторический контекст написания письма; делается вывод, что вопросы просвещения духовенства и мирян, сознательного вхождения в Церковь были одними из наиболее важных вопросов, ставящихся в Ташкентской епархии в послевоенные годы, когда здесь началось восстановление церковной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борисова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHPRIEST PYOTR KNYAZHINSKY. UNDER WHAT CONDITIONS CAN THE SACRAMENT OF BAPTISM BE ADMINISTERED?

It is the first time when a document characterizing the situation with the sacrament of Baptism in Tashkent and Central Asian diocese in postwar years is introduced for scientific use. It is a letter from rector of the St. George Church of Samarkand, Archpriest Pyotr Knyazhinsky to Bishop Guriy (Egorov) who chaired the Tashkent and Central Asian diocese in 1946-1953. The letter is written in 1948 and raises the question of the need to prepare the children and babies for baptism. Archpriest Pyotr describes difficult situations connected with child baptism which he had to deal with: mixed marriages, non-Christian parents and godparents. Such situations, as the author of the letter suggests, do not allow the priest to take responsibility for the baptism of children who cannot receive Christian education. The letter, blessed by Bishop Guriy, was published in diocesan edition of “The orders and information for Tashkent and Central Asian Diocese” and was spread to all parishes. Acute issues raised by Archpriest Pyotr were brought before the general court of the diocese clergy. The historic context of writing the letter is restored in the introductory article and the conclusion is made that the questions of education of clergy and laymen and conscious entry into the Church were among the most important questions raised in the Tashkent diocese in post-war years, when the restoration of church life here began.

Текст научной работы на тему «ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР КНЯЖИНСКИЙ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ?»

ПУБЛИКАЦИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Протоиерей Петр Княжинский

При каких условиях можно совершать таинство крещения?

Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарий О. В. Борисовой

Впервые вводится в научный оборот документ, характеризующий ситуацию с крещением в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в послевоенные годы. Это письмо настоятеля Свято-Георгиевского храма Самарканда прот. Петра Княжинского еп. Гурию (Егорову), возглавлявшему Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию в 1946-1953 гг. Письмо написано в 1948 г. и поднимает вопрос о необходимости подготовки к крещению детей. Отец Петр описывает сложные ситуации, которые ему приходилось решать в связи с детским крещением: смешанные браки, родители и восприемники, не являющиеся христианами. Такие ситуации, по мнению автора письма, не позволяют священнику брать ответственность за крещение детей, не имеющих возможности получить христианское воспитание. Письмо по благословению епископа Гурия было опубликовано в епархиальном издании «Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии», распространявшемся по всем приходам. Острые вопросы, поднятые прот. Петром Княжинским, были вынесены на общий суд духовенства епархии. Во вступительной статье восстанавливается исторический контекст написания письма; делается вывод, что вопросы просвещения духовенства и мирян, сознательного вхождения в Церковь были одними из наиболее важных вопросов, ставящихся в Ташкентской епархии в послевоенные годы, когда здесь началось восстановление церковной жизни.

ключевые слова: Ташкентская епархия, крещение, просвещение, христианское воспитание, протоиерей Петр Княжинский, епископ Гурий (Егоров).

Публикуемое письмо написано прот. Петром Княжинским в 1948 г. и поднимает вопрос необходимости подготовки к кре-

щению детей и младенцев. В послевоенные годы, когда после десятилетий гонений церковная жизнь начала восстанавливаться, появилось огромное количество желающих креститься и крестить своих детей. Лучшие священники, ответственно подходившие к совершаемому ими таинству, поднимали проблемы, связанные с крещением, с первых лет восстановления епархии, начавшегося в 1944 г. Протоиерей Петр Княжинский приехал в Самарканд в 1940 г., ему было 73 года и по возрасту он был уже за штатом. Однако по просьбе верующих общины Свято-Георгиевской церкви Самарканда, не имевшей священника, в 1942 г. он согласился быть настоятелем этой церкви и нес это служение в течение 16 лет. Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров) писал о нем патриарху Алексию (Симанскому):

Протоиерей Петр Княжинский — благочинный Самаркандского округа, является благороднейшей личностью. Своим личным примером, устроением своего прихода, письмами и увещаниями он воздействует на духовенство и верующих, воспитывая в них ревность к вере и исполнению своих обязанностей [Дело 125. Л. 26-27].

В 1942 г. в епархии еще удерживали власть обновленцы, и Свято-Георгиевская церковь оставалась единственной «патриаршей» церковью. Верующие ходили сюда на богослужение, стараясь быть не замеченными властями, все желающие креститься и крестить детей также шли сюда. Отец Петр ответственно подходил к вопросу вхождения в Церковь новых членов, как взрослых, так и младенцев. В письме к владыке Гурию он описывает сложные ситуации, которые ему нередко приходилось решать в связи с крещением, поднимает проблемы крещения младенцев. Вопросы, затронутые о. Петром, еп. Гурий вынес на общий суд духовенства епархии, предварив его публикацию в «Информациях по Среднеазиатской епархии» следующим предисловием:

Я только что получил (прилагаемое ниже) письмо маститого протоиерея из Самарканда о. Петра Княжинского. Он подымает больной вопрос для пастырей: можно ли крестить младенцев, когда нет гарантии в том, что крещае-мый получит христианское воспитание. Этот вопрос остался неосвященным на съездах настоятелей Узбекистана и Киргизии в прошлом году. Приглашаем читателей «Информаций» высказать в письме к Епископу свое мнение по этому вопросу, чтобы была возможность изложить эти мнения в системе или отдельно на страницах «Информаций».

Хорошо было бы присоединить еще мысли об условиях, какие должен требовать священник от взрослого, желающего быть крещенным.

К сожалению, не представляется возможным узнать, какой была реакция духовенства на проблемы, поднятые еп. Гурием (Егоровым) и прот. Петром Княжинском, но известно, что вопросы просвещения духовенства и мирян, сознательного вхождения людей в Церковь были одними из наиболее важных вопросов, которые обсуждались в Ташкентской епархии в послевоенные годы, когда стало возможным восстановление церковной жизни.

В 1946 г. Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру возглавил еп. Гурий (Егоров), которого по праву называют восстановителем церковной жизни в Ташкентской епархии. Будучи одним из создателей Александро-Невского братства, еп. Гурий имел большой опыт просветительской работы и понимал, что для возрождения церковной жизни нужны образованные, просвещенные священники и миряне, что крещение должно быть сознательным. Вопросы крещения взрослых и ответственного крещения детей поднимались с первых лет его служения на Ташкентской кафедре.

Сохранились составленные еп. Гурием «Правила поведения для пастырей». В них, как наиболее важное, владыка отмечал в том числе «научение мирян молитвам и основным истинам веры...» [Меженная, 123].

Просвещение мирян было насущной задачей церковных пастырей. Люди, устремившиеся в храмы, в большинстве своем не знали основ христианской веры. Уже с первых лет восстановления епархии лучшим священникам была очевидна необходимость подготовки взрослых к крещению. Этот вопрос обсуждался на совещании благочинных епархии в 1947 г. Среди решений этого совещания — рекомендация духовенству готовить взрослых людей для сознательного принятия крещения.

Однако на всю епархию в 1945 г. был лишь один образованный священник — прот. Петр Княжинский, настоятель Свято-Георгиевского храма Самарканда. Именно он пишет еп. Гурию, поднимая еще один вопрос, с которым ему приходилось сталкиваться в своей пастырской практике — крещения детей, когда нет уверенности в их дальнейшем христианском воспитании.

Острые проблемы, поднятые о. Петром Княжинским, свидетельствовали о необходимости просвещения мирян, подготовки к крещению как взрослых, так и детей. Отец Петр пишет, что

мусульманское окружение, смешанные браки провоцируют ситуации, не позволяющие священнику брать ответственность за крещение детей. Он приводит случаи из своей практики, когда ему приходилось отказываться крестить детей, если было видно, что ребенок не получит христианского воспитания. Епископ Гурий, понимая важность как сознательного крещения взрослых, так и ответственности восприемников за христианское воспитание детей, поднимает этот вопрос на страницах «Информаций по Среднеазиатской епархии», издаваемых епархиальным управлением, с предложением к духовенству высказывать свое мнение по вопросу детского крещения и поделиться своими мыслями, какие можно ставить условия взрослому человеку, готовящемуся к крещению.

Очевидно, что священникам необходимо было получить хотя бы минимальные богословские знания, однако в открытии цер-ковно-пастырских курсов власти отказали. Тогда владыка Гурий призвал священников заниматься самообразованием, предложив им в этом регулярную помощь. В 1947 г. епархиальное управление стало издавать «Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии». Их составителем стал секретарь еп. Гурия иером. Иоанн (Вендланд). «Информации» печатались на машинке, переплетались и рассылались настоятелям всех приходов. Это издание имело, в том числе, просветительские цели. «Информации», помимо приказов архиерея и новостей епархии, содержали рубрики, помогавшие священникам повысить свой образовательный уровень. В помощь настоятелям также составлялись конспекты проповедей, на которые они могли ориентироваться при подготовке к богослужению. Владыка Гурий считал необходимым, чтобы в каждом храме и молитвенном доме звучало слово церковных пастырей.

Поиск решения проблем, обозначенных в письме Княжинско-го, требовал серьезного подхода и достаточно высокого уровня образованности самого духовенства, что усложнялось препятствиями со стороны властей. С началом новой волны гонений на церковь власти среднеазиатских республик обратили внимание на «активизацию работы церковников, организацию религиозного обучения детей и молодежи в нелегальных кружках и школах» [Дело 266. Л. 61]. В отчетах уполномоченного по Узбекистану содержится информация о проведении монахинями встреч на дому по чтению Писания: «На такие встречи собираются несколько человек верующих соседок и устраивается коллективное чтение

Священного писания» [Дело 716. Л. 81]. Уполномоченные сообщали и об «усилившейся тенденции со стороны верующих к приводу в церковь подростков» [Дело 266. Л. 61] 1.

Ответственные пастыри видели просвещение, подготовку желающих креститься к осознанному принятию таинства своей первостепенной задачей. Так, архим. Серафим (Суторихин) считал разговор со взрослым человеком перед крещением обязательным — без этого он никогда не совершал крещение. Архимандрит Борис (Холчев) проводил беседы перед крещением с первых лет служения в Ташкентской епархии (с 1948 г.) в Сергиевском храме Ферганы, считая невозможным совершать таинство крещения без предварительной подготовки. «Он беседовал не только с желающими креститься, но и с восприемниками. <...> У него было глубокое понимание людей, чуткость, он умел подойти именно так, как того требовала душа человека» [Булгакова, 26], — вспоминала духовная дочь о. Бориса. Желающих прийти к о. Борису на беседу становилось все больше, бывали случаи, «что приходили просто из любопытства, а после беседы сознательно крестились» [Булгакова, 26]. Целью бесед, по определению самого о. Бориса, было «подвести человека к смыслу таинства крещения», для чего необходимо «изучение истин святой веры, чтение Евангелия» [Холчев, 6].

Вопросы просвещения и подготовки к крещению, поднимаемые в Ташкентской епархии более 70 лет назад лучшими представителями духовенства, понимавшими необходимость сознательного вхождения человека в Церковь и ответственности за христианское воспитание детей, являются уникальным свидетельством церковной жизни в советское время и остаются актуальными и сегодня.

Документ представляет собой машинописный текст, напечатанный на четырех листах формата А4, с проставленными в правом верхнем углу номерами страниц — 26, 27, 28, 29 — и являющийся частью машинописного сборника, издаваемого Ташкентским епархиальным управлением для распространения по всем приходам епархии. Сборник переплетен и имеет твердую картонную обложку, на обложке надпись: «"Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии" № 11. Октябрь 1948 г. На 75 листах». Издание хранится в архиве Ташкентского епархиального управления с грифом (на обложке сборника) «Хранить постоянно».

Текст публикуется с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

1. См. также: [Борисова, 119]. вЕстник сфи. 2020. выпуск 35

При каких условиях можно совершать таинство крещения? Ваше Преосвященство, дорогой Владыко [1]!

Мне хочется поделиться с Вами мыслями по одному важному вопросу. Речь будет о таинстве крещения в отношении младенцев [2]. Начну с примера, только что сейчас имевшего место в моем храме [3] и подсказавшего мне настоящее мое к Вам обращение. Мать и бабушка, люди интеллигентные, приносят девочку лет двух крестить. По своему обыкновению я начинаю расспрашивать, в какой обстановке будет жить крещеный ребенок. Оказывается отец ребенка (иноверец) — против его крещения, принесли девочку, воспользовавшись временным отъездом из города отца. Спрашиваю мать, найдет ли она возможность сказать мужу, что она ребенка крестила и она требует христианского воспитания; отвечает, что этого она не может сделать и, быть может, через несколько лет (?) скажет ему об этом. О себе она откровенно сознается, что она Богу не молится и чужда всему церковному... Остается бабушка, но оказывается, она особой роли в семье не играет. Учитывая, что для девочки не только совершенно не обеспечивается христианское воспитание, но даже, быть может, она и не будет знать, что она крещеная, я отказываюсь от совершения крещения, и мать и дочь уходят не столько огорченные, сколько обиженные моим отказом.

Еще пример. Мать приводит крестить мальчика лет семи, но он не умеет даже перекреститься, не говоря уже о знании каких-нибудь кратких молитв. Я отказываю в крещении, предложив хоть немного подготовить ребенка, уже имеющего возможность кое-что усвоить из азбуки христианской.

Еще пример. Родители не думают крестить своего ребенка. Соседка улучила время унести ребенка и принесла его крестить. Я ей отказываю в этом. Ведь Св<ятая> Церковь, разрешая крестить младенцев, обеспечивает им христианское воспитание наличием верующих родителей и надежных <вос>приемников [4]. Она с особой настойчивостью вопрошает, действительно ли пришедший креститься отказывается от служения греху и хочет служить Христу-Богу. Все это подсказывает совершителю таинства обязанность каждый раз уяснять ту обстановку, в какой будет находиться принесенный или приведенный для крещения и степень серьезного отношения к таинству со стороны участников, охраняя святость таинства и себя оберегая от ответа перед Богом.

Казалось бы, что об этой, столь ясной, истине излишне бы и говорить, но есть нужда выяснить ее для некоторых не только мирян, но и батюшек, которые исходя из слов Спасителя: «аще кто не родится Водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ис 3:5) полагают, что никакие обстоятельства не могут мешать крещению младенцев, забывая слово того же Спасителя: «горе вам. что вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного.» (Мф 23:15). Под исключение подходит лишь младенец умирающий. В прочих случаях крестить всех без всякой осмотрительности, — это значит увеличивать число крещеных невежд и, далее,

неверов, что имеется, как печальное явление, в Церкви и количество, не оправданное качеством, не служит к чести Церкви.

На нашем совещании в июне месяце прошлого года было вынесено пожелание подготовлять к сознательному принятию крещения взрослых. О крещении младенцев вопрос в той форме, которая здесь выдвинута, речи не было, а, между тем, здесь тоже нужна осмотрительность и серьезное отношение к святому делу. Меня одна женщина уверяла, что ей известен случай, когда восприемником был узбек, не крещенный, и это осталось не выявленным для священника. Правда, он в это время крестил несколько человек, но все-таки, это — результат обычного невнимательного отношения к своему делу.

Если я правильно ставлю вопрос, то следовало бы его сделать предметом освещения в наших «Информациях» [5] с Святительским внушением.

Это и есть цель моего к Вам, Владыко, обращения.

Благословите, Владыко, Вашего смиренного послушника Протоиерея Петра Княжинского.

20 мая 1948 года.

Печатается по: Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии. 1948.

№ 11. Октябрь // Архив Ташкентского епархиального управления (АТЕУ). Оп. 1. Д. 16. Л. 26-29.

Комментарий

1. При публикации письма сохранена орфография оригинала. При обращении к епископу используется устаревшая форма звательного падежа — «владыко». Однако видно, что изначально в машинописном тексте было напечатано «владыка», а затем, вручную, исправлено на «владыко».

2. С 1946 г. Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру возглавлял еп. Гурий (Егоров), который энергично взялся за восстановление церковной жизни. Он систематически стал собирать благочинных, считая такие собрания необходимыми для обсуждения церковных задач и общения. В частности, на собрании благочинных в июне 1947 г. поднимался вопрос о необходимости подготовки взрослых людей к крещению, вопрос детского крещения не затрагивался.

3. Протоиерей Петр Григорьевич Княжинский (1867-1958) был настоятелем Свято-Георгиевского молитвенного дома в Самарканде. Происходил из священнической семьи. В 1888 г. окончил Там-

бовскую духовную семинарию, в 1890 г. рукоположен во пресвитера, в 1918 г. возведен в сан протоиерея, служил в Покровской церкви г. Усмань, с 1928 г. — настоятель храма в г. Шацк (после лишения права проживания в 12 городах Центральночерноземной области). В 1940 г. приехал в Самарканд, будучи заштатным священником. В 1942-1958 гг. по просьбе общины верующих был настоятелем в Самарканде. Похоронен на Братском кладбище Самарканда.

4. См., например, размышления св. Дионисия Ареопагита:

Это убедило принимать младенцев таким священным образом, чтобы приведшие ребенка естественные родители передавали ребенка некоему из хорошо наученных божественному детоводителей, и в дальнейшем он совершенствует ребенка как божественный отец и поручитель священного спасения. .Тот не говорит: «Вместо ребенка я произношу отречения или священные исповедания», но что — ребенок отрекается и сочетается, т. е.: «обещаю убедить ребенка, когда он придет в священный ум. полностью отречься от противоположного, исповедать же и исполнить божественные исповедания» (пер. Г. М. Прохорова) " [О церковной иерархии, *1 ЕН. 7.11 733, 735].

Подробнее об институте восприемников см.: [Дикарева, Копи-ровский].

5. «Распоряжения и информации по Ташкентской и Среднеазиатской епархии» — машинописное периодическое издание, выпускавшееся Ташкентским епархиальным управлением с 1947 г. Владыка Гурий (Егоров) считал необходимым, чтобы все настоятели были в курсе событий, происходивших в епархии. В «Ин-формациях» публиковались указы архиерея, информация о перемещениях духовенства, о внутрицерковных проблемах, поднимались вопросы просвещения. «Информации» составлялись преимущественно секретарем еп. Гурия иером. Иоанном (Венд-ландом) (в будущем — митрополитом), затем печатались на печатной машинке и распространялись по всем приходам. Епископ Гурий с огорчением отмечал, что эти выпуски интересны не всем настоятелям. Всего вышло 13 выпусков «Информаций».

Источники

1. Дело 125 = Отчет Ташкентского епархиального управления за 1948 год патриарху Алексию (Симанскому) // ЦГА РУз. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 125.

2. Дело 266 = Отчет уполномоченного по Узбекской ССР за IV кв. 1947 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 266.

3. Дело 716 = Наблюдательное дело по Узбекской ССР за 1950 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 716.

4. О церковной иерархии = Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима исповедника. СПб. : Алетейя : Изд-во Олега Абышко, 2002. С. 567-735.

Литература

1. Меженная = Меженная Э. Л. Митрополит Иоанн: «Будем делать дела любви!» : Дневники. Письма. Воспоминания. Ярославль : А. Рутман, 2013. 504 с.

2. Борисова = Борисова О. В. Гонимы, но не оставлены : Ташкентская и Среднеазиатская епархия, 1943-1961. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2019. 448 с.

3. Булгакова = Булгакова Е. А. Воспоминания духовной дочери архим. Бориса (Холчева) // Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 24-29.

4. Холчев = Борис (Холчев), архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Ташкент, 2012. 40 с.

5. Дикарева, Копировский = Дикарева М. С., Копировский А. М. Возможности использования опыта поручительства древней церкви в современной практике оглашения // Свет Христов просвещает всех : Альманах СФИ. 2017. Вып. 24. С. 81-100.

Сокращения

ЦГА РУз Центральный государственный архив Республики

Узбекистан

ГАРФ Государственный архив Российской Федерации

Archpriest Pyotr Knyazhinsky

Under what conditions can the Sacrament of Baptism be administered?

Preparation for publication, foreword and note by O. V. Borisova

It is the first time when a document characterizing the situation with the sacrament of Baptism in Tashkent and Central Asian diocese in postwar years is introduced for scientific use. It is a letter from rector of the St. George Church of Samarkand, Archpriest Pyotr Knyazhinsky to Bishop Guriy (Egorov) who chaired the Tashkent and Central Asian diocese in 1946-1953. The letter is written in 1948 and raises the question of the need to prepare the children and babies for baptism. Archpriest Pyotr describes difficult situations connected with child baptism which he had to deal with: mixed marriages, non-Christian parents and godparents. Such situations, as the author of the letter suggests, do not allow the priest to take responsibility for the baptism of children who cannot receive Christian education. The letter, blessed by Bishop Guriy, was published in diocesan edition of "The orders and information for Tashkent and Central Asian Diocese" and was spread to all parishes. Acute issues raised by Archpriest Pyotr were brought before the general court of the diocese clergy. The historic context of writing the letter is restored in the introductory article and the conclusion is made that the questions of education of clergy and laymen and conscious entry into the Church were among the most important questions raised in the Tashkent diocese in post-war years, when the restoration of church life here began.

KEYWORDS: Tashkent diocese, church, baptism, education, Christian education, Archpriest Peter Knyazhinsky, Bishop Guriy (Egorov).

References

sources

1. Otchet Tashkentskogo eparkhial'nogo upravleniia za 1948 god patriarkhu Aleksiiu (Simanskomu). Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Uzbekistan [Central State Archive of Republic Uzbekistan], coll. 477, aids 1, fol. 125 (in Russian).

2. Otchet upolnomochennogo po Uzbekskoi SSR za IV kv. 1947 g. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [The State Archive of the Russian Federation], coll. 6991, aids 1, fol. 266 (in Russian).

3. Nabliudatel'noe delo po Uzbekskoi SSR za 1950 g. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [The State Archive of the Russian Federation], coll. 6991, aids 1, fol. 716 (in Russian).

4. Dionysius the Areopagite (2002). "O tserkovnoi ierarkhii" ["Ecclesiastical Hierarchy"], in DionisiiAreopagit. Sochineniia. TolkovaniiaMaksima ispovednika [Dionysius the Areopagite. Works. Interpretations of Maximus the Confessor]. St. Petersburg. : Aleteiia; Publ. Olega Abyshko, pp. 567-735 (Russian translation).

Literature

1. Mezhennaia E. L. (2013). Mitropolit Ioann: "Budem delat' dela liubvi!": Dnevniki. Pis'ma. Vospominaniia [Metropolitan John: "We will do the works of love!" : Diaries. Letters. Memories]. Yaroslavl : A. Rutman (in Russian).

2. Borisova O. V. (2019). Gonimy, no ne ostavleny: Tashkentskaia i Sredneaziatskaia eparkhiia, 1943-1961 [Persecuted, but not Abandoned : The Diocese of Tashkent and Central Asia, 1943-1961]. Moscow : SPhI publ. (in Russian).

3. Bulgakova E. A. (1992). "Vospominaniia dukhovnoi docheri arkhim. Borisa (Kholcheva)" ["Memoirs of the spiritual daughter of Archimandrite Boris (Kholchev)"]. Glagoly zhizni, 1992, n. 2, pp. 24-29 (in Russian).

4. Boris (Kholchev), archimandrite (2012). Oglasitel'nye besedy s kreshchaemymi [Catechetical talks with the baptized]. Tashkent (in Russian).

5. Dikareva M. S., Kopirovsky A. M. (2017). "Vozmozhnosti ispol'zovaniia opyta poruchitel'stva drevnei tserkvi v sovremennoi praktike oglasheniia" ["Baptismal Sponsorship in Early Church and Ways of Using this Experience in Modern Catechetical Practice"]. SvetKhristovprosveshchaetvsekh : Al'manakh SPhI, 2017, v. 24, pp. 81-100 (in Russian).

Abbreviations

UZ CSA RUz Central State Archive of Republic Uzbekistan

GARF The State Archive of the Russian Federation

Княжинский Петр, прот. При каких условиях можно совершать таинство крещения? / Подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарий О. В. Борисовой // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 270-280. БОТ: 10.25803^1.2020.35.3.013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.