Научная статья на тему 'К 40-летию со дня кончины епископа ермогена (Голубева). Письмо епископа ермогена (Голубева) настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии'

К 40-летию со дня кончины епископа ермогена (Голубева). Письмо епископа ермогена (Голубева) настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАШКЕНТСКАЯ ЕПАРХИЯ / TASHKENT DIOCESE / ЕПИСКОП ЕРМОГЕН (ГОЛУБЕВ) / BISHOP HERMOGENES (GOLUBEV) / ЦЕРКОВЬ / СОБОРНОСТЬ / SOBORNOST / ПРИХОД / PARISH / ОБЩЕЕПАРХИАЛЬНЫЙ ФОНД / GENERAL PAROCHIAL FUND / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕВЗНОСЫ / CHURCH / ADDITIONAL CONTRIBUTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова Ольга Владиславовна

Публикуемый документ письмо еп. Ермогена (Голубева) настоятелям ицерковным советам впервые вводится в научный оборот и характеризуетне только деятельность владыки Ермогена в Ташкентской епархии, но и даетпредставление о формах воплощения соборности в современной церкви.Епископ Ермоген установил дополнительные взносы от приходов в специ-альный фонд, средства в который отчислялись каждым приходом пропор-ционально доходам. Таким образом, содержание малоимущих приходовобеспечивалось крупными приходами, что позволило избежать их закры-тия. Эта мера встретила сопротивление части клира и церковных советовкрупных приходов. В публикуемом письме еп. Ермоген подчеркивает, чтовнутренняя связь между членами всей Церкви характеризуется духом соборности, в силу чего приход не может относиться безучастно к общему церков-ному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борисова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE 40TH ANNIVERSARY OF THE PASSING OF BISHOP HERMOGENES (GOLUBEV) LETTER FROM BISHOP HERMOGENES (GOLUBEV) TO THE SENIOR PRIESTS AND CHURCH COUNCILS OF THE TASHKENT AND CENTRAL ASIAN DIOCESE

The published letter from Bishop Hermogenes (Golubev) to the senior priests and church councils is introduced for the first time into scientific use. This document not only outlines the activities of Bishop Hermogenes in the Tashkent diocese, but also gives an idea of how sobornost can be embodied in today’s church. Bishop Hermogenes introduced additional contributions to a special fund from each parish in proportion to its revenues. Thus, low-income parishes were supported by large parishes and were kept from being closed. This measure met resistance from some clergymen and church councils of large parishes. In his letter Bishop Hermogenes emphasises that the inner connection between the members of the whole Church is defined by the spirit of sobornost, whereby any parish cannot be indifferent to the Church’ shared work.

Текст научной работы на тему «К 40-летию со дня кончины епископа ермогена (Голубева). Письмо епископа ермогена (Голубева) настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии»

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

к 40-лЕтию со дня кончины епископа ермогена (голубева)

Письмо епископа Ермогена (Голубева) настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии

Подготовка к публикации, предисловие и комментарий О. В. Борисовой

Публикуемый документ — письмо еп. Ермогена (Голубева) настоятелям и церковным советам — впервые вводится в научный оборот и характеризует не только деятельность владыки Ермогена в Ташкентской епархии, но и дает представление о формах воплощения соборности в современной церкви. Епископ Ермоген установил дополнительные взносы от приходов в специальный фонд, средства в который отчислялись каждым приходом пропорционально доходам. Таким образом, содержание малоимущих приходов обеспечивалось крупными приходами, что позволило избежать их закрытия. Эта мера встретила сопротивление части клира и церковных советов крупных приходов. В публикуемом письме еп. Ермоген подчеркивает, что внутренняя связь между членами всей Церкви характеризуется духом соборности, в силу чего приход не может относиться безучастно к общему церковному делу.

ключевые слова: Ташкентская епархия, епископ Ермоген (Голубев), церковь, соборность, приход, общеепархиальный фонд, дополнительные взносы.

7 апреля 2018 г. исполнилось 40 лет со дня кончины архиеп. Ермогена (Голубева).

Будущий архиепископ родился в семье профессора Киевской духовной академии, доктора церковной истории С. Т. Голубева. Он рано определился в выборе жизненного пути. В 1919 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, принял монашеский постриг с именем Ермоген. Его

152

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

взгляды формировались в верующей семье, отец был человеком строгим и аскетичным. Одним из его первых учителей и научным руководителем кандидатской диссертации был профессор МДА, свящ. Павел Флоренский.

В 1922 г. иером. Ермоген был возведен в сан архимандрита и назначен епархиальным миссионером. Вскоре начались аресты и ссылки. В 1923 г. архим. Ермоген был арестован за противостояние обновленчеству. По возвращении из ссылки, в 1926 г., братией Киево-Печерской лавры архим. Ермоген был избран наместником Лавры. В 1931 г. последовал новый арест за «антисоветскую деятельность» и заключение в лагерь на 10 лет.

В 1948 г. по приглашению епископа Ташкентского Гурия (Егорова) приехал в Ташкентскую епархию, где на протяжении 5 лет нес служение настоятеля Покровского собора Самарканда. 1 марта 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Владыка Ермоген (Голубев) возглавлял Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру на протяжении семи лет, с 1953 по 1960 гг. Годы его руководства стали временем подъема церковной жизни в епархии, который происходил на фоне усилившихся в это время притеснений церкви со стороны государства, переросших в открытые гонения. В 1960 г. архиеп. Ер-моген был отстранен от руководства Ташкентской кафедрой 1.

В 1962 г. назначен архиепископом Омским и Тюменским, в 1963-1965 гг. — архиепископом Калужским и Боровским. В 1965 г. отправлен на покой в Жировицкий монастырь.

Отошел ко Господу 7 апреля 1978 г., в праздник Благовещения.

Ко дню памяти архиеп. Ермогена (Голубева) мы публикуем его письмо, не только характеризующее его деятельность в Ташкентской епархии, но и дающее представление о возможных формах воплощения соборности в современной церкви.

Поводом к написанию этого письма стало недовольство части приходского духовенства епархии и церковного актива некоторых приходов финансовой политикой, проводимой владыкой Ер-могеном.

В первый же год руководства епархией еп. Ермоген установил дополнительные взносы от приходов в специальный епархиальный благотворительный фонд, образованный для поддержания

1. Епископ Ермоген (Голубев) возведен в сан архиепископа в 1958 г.

малоимущих приходов, помощи им в строительстве и ремонте (Указ № 274 от 11.06.1953 г.) 2. В этот фонд каждым приходом отчислялись средства пропорционально его доходам. Таким образом, содержание малочисленных сельских приходов обеспечивалось доходами крупных городских приходов. Такая финансовая политика позволила избежать закрытия малодоходных молитвенных домов, более того, давала возможность для открытия новых. На всей территории епархии начались реконструкция и ремонт церквей и молитвенных домов, в том числе не имеющих собственных средств на такие работы. Наличие общеепархиального фонда давало возможность решать и другие насущные проблемы: на средства из фонда выплачивались пенсии и пособия заштатным священникам, вдовам священников, приобретались причтовые дома, открывались благотворительные столовые.

Очевидно, что осуществление таких мер было возможно только при условии полного доверия владыке Ермогену со стороны духовенства и мирян. Служивший в то время в Ташкентской епархии свящ. Павел Адельгейм свидетельствовал, что у тех, кто передавал деньги в кассу, не было никаких сомнений, что эти деньги действительно пойдут на нужды, о которых заявлено: «Архиерей не может обманывать, он пользуется абсолютным доверием священства. Все знали, что если архиерей сказал, то он так и сделает. Порядочность была основной характеристикой архиерея» 3.

Однако такая финансовая политика встретила сопротивление части клира и некоторых церковных советов крупных приходов, не стремившихся расставаться с большими доходами.

В ответ на такие настроения еп. Ермоген разослал всем настоятелям и церковным советам публикуемое ниже письмо, в котором подчеркивал, что взносы в общеепархиальный фонд установлены в связи с отменой прежних расходов, которыми были обременены приходы (на прием епископа, на приобретение св. мира и др.), а также позволили епархии бесплатно снабжать приходы лампадным маслом и другими предметами церковно-богослужебного характера. Но самое главное, существование епархиального фонда дало возможность обеспеченным приходам участвовать в нуждах более бедных приходов. По мнению влады-

2. Указ епископа Ермогена № 274 от 11.06.1953 г. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1111. Л. 108. Протоколы заседаний Совета по делам РПЦ. Июль — декабрь

1954.

3. Аудиозапись беседы с прот. Павлом Адельгей-мом. Псков, 03.07.2012 г. Личный архив О. В. Борисовой.

ки Ермогена, «под духом соборности св. Православия, которым характеризуется внутренняя связь между членами всей Церкви, нужно разуметь и то, что в силу этого принципа никто из членов Церкви не имеет права относиться безучастно к общему церковному делу».

<Письмо настоятелям и церковным советам Ташкентской и Среднеазиатской епархии о взносах в епархиальный фонд> 4

Епископ Ташкентский 2 февр<аля 1954 года> № 109

Всем настоятелям и церковным советам Ташкентской и Средне-Азиатской епархии.

При сем рассылается мое отношение о внесении первого в текущем 1954 г. дополнительного взноса в общеепархиальный фонд.

Считаю необходимым разъяснить цель и назначение дополнительных взносов.

Дополнительные взносы (один в начале года, другой — после Пасхи) были установлены моим циркулярным письмом от 11 июня 1953 г. № 274 ввиду того, что мною был отменен ряд имевших место прежде расходов от приходов, как то: при посещении Епископом приходов [1], при получении приходами св. мира и антиминсов, взносы от церквей в пенсионный фонд Патриархии и т. д.

Помимо расходов, указанных в циркулярном письме, с текущего года отменяются расходы церквей на благочинных и, кроме того, намечается снабжение храмов за счет Епархиальных средств 5 лампадным маслом хорошего качества для богослужебных нужд и рядом предметов церковно-богослужебного характера (крестики, венчики, разрешительные молитвы и пр.)

В истекшем году на Епархиальные средства построена Епархиальная свечная мастерская и произведена заготовка сырья для производства восковых свечей для нужд приходов Епархии. В самое ближайшее время свечная мастерская, выделенная в самостоятельную единицу, начнет работу и станет выпускать свечи по цене, более чем в два раза меньшей, чем та, по которой большинство приходов приобретало свечи в последние годы. Свечи будут выделываться из чистого воска, с добавлением огарков, полученных от приходов.

Все это стало возможным осуществить благодаря дополнительным взносам. С этого года в развитие положений «Циркулярного письма» из дополнительных

4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1111. Л. 115-116.

5. Все подчеркивания в тексте документа здесь и далее передаются курсивом. — Прим. ред.

взносов образуется специальный «Епархиальный фонд», средства которого разграничиваются от средств, поступающих от очередных взносов. Назначение этого фонда — исключительно общеепархиальные нужды, как то (строительство новых храмов в Ашхабаде и предполагаемое в Ташкенте [2]), помощь в строительстве и ремонтах маломощным приходам, снабжение храмов церковной утварью и прочими предметами богослужебного обихода, богослужебными книгами и пр.

Одним словом, «Епархиальный фонд» — это общие средства всех приходов Епархии, которые будут употребляться на нужды храмов и приходов нашей Епархии под непосредственным руководством и наблюдением Епископа, в соответствии с 36-м и 41-м правилом св. Апостолов [3], согласно которым Епископ должен иметь попечение о всех церковных вещах и деньгах, распоряжаясь ими со страхом Божиим.

В заключение настоящего обращения мне хочется сказать, что в нашей Епархии имеются мощные приходы, которые имеют не малые денежные излишки и могли бы иметь еще больше при богобоязненном ведении церковного хозяйства, и имеются бедные приходы, которые своими силами никогда не смогут не только произвести необходимый ремонт своих зданий, но и иметь приличных священных сосудов, церковной утвари и богослужебных книг [4].

Мне хочется подчеркнуть, что приход не есть что-то в себе замкнутое и себе довлеющее; он входит в состав общеепархиальной организации и неразрывно с ней связан, и приход не может оставаться равнодушным к нуждам и к тому, что происходит в других приходах Епархии.

Мне хочется еще указать и на то, что под духом соборности св. Православия, которым характеризуется внутренняя связь между членами всей Церкви, нужно разуметь и то, что в силу этого принципа никто из членов Церкви не имеет права относиться безучастно к общему церковному делу.

Возможно, что для некоторых все это покажется новым, несмотря на то, что такое сознание всегда было присуще Церкви, и потребуется некоторая перемена в отношениях между пастырями и приходами.

Но я убежден, что когда эта перемена произойдет, то настоятели и церковные советы, проникнувшись церковным самосознанием, не только охотно будут вносить в «Епархиальный фонд» намечаемые Епископом каждому приходу суммы дополнительных взносов, но изъявит желание внести сверх этой суммы еще толику, как выражение своей любви и преданности общецерковному делу.

Епископ Ермоген.

С подлинным верно. Благочинный протоиерей А. Рябцовский.

Комментарий

1. Епископ Ермоген считал, что посещение приходов епархии является непременным долгом епископа. Однако, чтобы посещение не обременяло приход, он установил порядок, согласно которому проездные билеты и прочие путевые расходы производились за счет епархиальных средств. Категорически запрещалось давать деньги за посещение прихода епископу и сопровождающим лицам (подробнее см.: [Циркулярное письмо, 49]).

2. В Ашхабаде в 1957 г. был возведен и освящен вместительный храм на месте храма, разрушенного в 1948 г. во время землетрясения; в Ташкенте речь идет о строительстве кафедрального Свято-Успенского собора (его освящение состоялось в 1958 г.).

3. См.: «Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлу-

*1 Ап. 36 чен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон» * Ч

«Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка *2 Ап. 41 ни в каком отношении» *2.

4. Например, община Свято-Успенского собора Ташкента передала часть средств на строительство храма в Янги-Юле (в 1948 г.), а также храма сщмч. Ермогена в п. Луначарском (в 1955 г.).

Источники

1. Ап. = Правила святых апостолов // Каноны или Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. 2-е изд. Монреаль : Бр-во преп. Иова Почаевского РПЦЗ, 1974. С. 19-33.

2. Циркулярное письмо = Циркулярное письмо. Всем настоятелям и церковным советам приходов Ташкентской и Средне-Азиатской епархии // Свидетель : Священник Павел Адельгейм : Каталог выставки. М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 49.

ON THE 40™ ANNIVERSARY OF THE PASSING OF BISHOP HERMOGENES (G OLUBEV)

Letter from Bishop Hermogenes (Golubev) to the Senior Priests and Church Councils of the Tashkent and Central Asian Diocese

Preparation for publication, foreword and commentary by O. V. Borisova

The published letter from Bishop Hermogenes (Golubev) to the senior priests and church councils is introduced for the first time into scientific use. This document not only outlines the activities of Bishop Hermogenes in the Tashkent diocese, but also gives an idea of how sobornost can be embodied in today's church. Bishop Hermogenes introduced additional contributions to a special fund from each parish in proportion to its revenues. Thus, low-income parishes were supported by large parishes and were kept from being closed. This measure met resistance from some clergymen and church councils of large parishes. In his letter Bishop Hermogenes emphasises that the inner connection between the members of the whole Church is defined by the spirit of sobornost, whereby any parish cannot be indifferent to the Church' shared work.

keywords: Tashkent diocese, Bishop Hermogenes (Golubev), church, sobornost, parish, general parochial fund, additional contributions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.