Научная статья на тему 'ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ФЛОРОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ЗЁРНОВ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ'

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ФЛОРОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ЗЁРНОВ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О. Г. ФЛОРОВСКИЙ / Н. М. ЗЁРНОВ / НЕОПАТРИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ РЕНЕССАНС / ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ / ЭКУМЕНИЗМ / СОДРУЖЕСТВO СВ. АЛБАНИЯ И ПРЕП. СЕРГИЯ / ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оболевич Тереза Семеновна

В статье рассматривается общий контекст творчества двух выдающихся представителей эмиграции первой волны - о. Георгия Флоровского и Н. М. Зёрнова. Обозначен их вклад в развитие богословия, истории Церкви, а особенно Русского студенческого христианского движения и экуменизма, в частности, православно-англиканского Содружества св. Албания и преп. Сергия. Отмечено, что Зёрнов поддерживал интеркоммунию православных и англиканских общин, в то время как о. Г. Флоровский считал такую позицией партикуляристской. Рассмотрена также позиция о. Г. Флоровского и Зёрнова в софиологическом споре и обстоятельства получения Зёрновым кафедры Восточного христианства в Оксфордском университете. В заключение представлена критика о. Г. Флоровским работ Зёрнова, посвященных русской религиозной мысли, особенно его понимание т. н. религиозно-философского ренессанса. В качестве приложения приводится письмо о. Г. Флоровского к Н. Зёрнову, высланное в 1962 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHPRIEST GEORGE FLOROVSKY AND NIKOLAI ZERNOV: CROSSINGS AND DIVERGENCES

The article examines the general context of the work of two prominent representatives of the first wave of emigration, Fr. George Florovsky and Nikolai Zernov. We outline their contributions to the development of Orthodox theology, Church history, and especially the Russian Student Christian Movement and ecumenism, particularly the Orthodox-Anglican Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius. It is noted that Zernov supported the intercommunion of the Orthodox and Anglican Churches, while Florovsky considered such a position to be particularistic. We also consider the view of Florovsky and Zernov concerning sophiological controversy as well as the circumstances of Zernov’s obtaining the chair of Eastern Christianity at Oxford University. Finally, we present Florovsky’s critique of Zernov’s works on Russian religious thought, especially his understanding of the so-called religious-philosophical renaissance. The appendix contains a letter from Fr. Florovsky to Zernov, sent in 1962.

Текст научной работы на тему «ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ФЛОРОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ЗЁРНОВ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 4 (7)

2021

Сестра Тереза (Оболевич)

Протоиерей Георгий Флоровский и Николай Зёрнов: пересечения и расхождения

УДК 1(091)(470)+82-6

DOI 10.47132/2588-0276_2021_4_41

EDN UFFWLH

Аннотация: В статье рассматривается общий контекст творчества двух выдающихся представителей эмиграции первой волны — о. Георгия Флоровского и Н. М. Зёрнова. Обозначен их вклад в развитие богословия, истории Церкви, а особенно Русского студенческого христианского движения и экуменизма, в частности, православно-англиканского Содружества св. Албания и преп. Сергия. Отмечено, что Зёрнов поддерживал интеркоммунию православных и англиканских общин, в то время как о. Г. Флоровский считал такую позицией партикулярист-ской. Рассмотрена также позиция о. Г. Флоровского и Зёрнова в софиологическом споре и обстоятельства получения Зёрновым кафедры Восточного христианства в Оксфордском университете. В заключение представлена критика о. Г. Флоров-ским работ Зёрнова, посвященных русской религиозной мысли, особенно его понимание т.н. религиозно-философского ренессанса. В качестве приложения приводится письмо о. Г. Флоровского к Н. Зёрнову, высланное в 1962 г.

Ключевые слова: о. Г. Флоровский, Н. М. Зёрнов, неопатристический синтез, русская религиозная философия, русский религиозно-философский ренессанс, православное богословие, экуменизм, Содружество св. Албания и преп. Сергия, эпистолярное наследие.

Об авторе: Сестра Тереза (Оболевич Тереза Семеновна)

Хабилитированный доктор философии, профессор, заведующая кафедрой русской и византийской философии Папского университета Иоанна Павла II (г. Краков, Польша). E-mail: tereza.obolevich@upjp2.edu.pl ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6834-6142

Для цитирования: Тереза (Оболевич), сестра. Георгий Флоровский и Николай Зёрнов: пересечения и расхождения // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 41-56.

Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации гранта «Философия в неопатристике. Новые фигуры и новые интерпретации», поддержанного Национальным центром науки Республики Польша, UM0-2018/31/B/HS1/01861.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 (7) 2021

Nun Teresa (Obolevitch)

Archpriest George Florovsky and Nikolai Zernov: Crossings and Divergences

UDC 1(091)(470)+82-6

DOI 10.47132/2588-0276_2021_4_41 EDN UFFWLH

Abstract: The article examines the general context of the work of two prominent representatives of the first wave of emigration, Fr. George Florovsky and Nikolai Zernov. We outline their contributions to the development of Orthodox theology, Church history, and especially the Russian Student Christian Movement and ecumenism, particularly the Orthodox-Anglican Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius. It is noted that Zernov supported the intercommunion of the Orthodox and Anglican Churches, while Florovsky considered such a position to be particularistic. We also consider the view of Florovsky and Zernov concerning sophiological controversy as well as the circumstances of Zernov's obtaining the chair of Eastern Christianity at Oxford University. Finally, we present Florovsky's critique of Zernov's works on Russian religious thought, especially his understanding of the so-called religious-philosophical renaissance. The appendix contains a letter from Fr. Florovsky to Zernov, sent in 1962.

Keywords: George Florovsky, Nikolai Zernov, Neopatristic synthesis, Russian religious philosophy, Russian religious-philosophical renaissance, Orthodox theology, ecumenism, Fellowship of Saint Alban and Saint Sergius, epistolary heritage.

About the author. Nun Teresa (Obolevitch Teresa Semenovna)

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Chair of Russian and Byzantine Philosophy, The Pontifical University of John Paul II (Krakow, Poland). E-mail. tereza.obolevich@upjp2.edu.pl ORCID. https://orcid.org/0000-0002-6834-6142

For citation: Teresa (Obolevitch), nun. Archpriest George Florovsky and Nikolai Zernov. Crossings and Divergences. Russian-Byzantine Herald, 2021, no. 4 (7), pp. 41-56.

Funding: The article was prepared within the framework of the grant "Philosophy in Neopatristics. New figures and new interpretations", supported by the National Science Center of the Republic of Poland, UMO-2018/31/B/HS1/01861.

Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) и Николай Михайлович Зёрнов (1898— 1980) — два ярких представителя эмиграции первой волны. Они покинули Россию в начале 20-х гг. и через Константинополь отправились на Балканы: в 1920 г. Флоровский прибыл в Софию, а Зёрнов — в 1921 г. в Белград, откуда впоследствии переехали в другие страны Европы. Флоровский закончил историко-филологический факультет императорского Новороссийского университета; по словам Зёрнова, он был «последним из зарубежных церковных писателей, получивших свое законченное образование еще на своей Родине»1. В свою очередь, Зёрнов учился уже в эмиграции — сначала на богословском факультете Белградского университета, а затем — успешно защитил докторскую диссертацию «The Unity of the Church and the Reunion of the Churches» в Оксфордском университете (1932 г.). Оба были историками Русской Церкви, богословами и активнейшими участниками Русского студенческого христианского движения (РСХД) и экуменического движения.

Флоровский и Зёрнов многократно встречались на различных экуменических конференциях и собраниях православно-англиканского Содружества св. Албания и преп. Сергия. Упоминания об этом можно встретить в работах Зёрнова, по инициативе которого орган братства «The Journal of the Fellowship» был преобразован в более серьезный академический журнал «Соборность»2. В частности, Зёрнов писал, что 1—8 октября 1923 г. они совместно участвовали в съезде РСХД в Пшерове в Чехословакии; 16—21 апреля 1931 г. — в пятом англо-православном съезде в Хай-Ли в Англии, на котором «Флоровский прекрасно изложил православное учение об авторитете»; 23—29 июня 1933 г., также в Хай-Ли — в третьем съезде Содружества: на нем Флоров-ский «настаивал, что Евхаристия есть не средство, а увенчание единства церковного, что не может быть его постепенного восстановления»3. 22—28 июня 1935 г. на Девятом англо-православном съезде Флоровский, по словам Зёрнова, говорил о Воскресении и «показал, насколько неверно обычное противопоставление о душе, как о божественном и светлом начале, телу, источнику греха и страстей»4. В 1935—1936гг. оба богослова совершили под эгидой Содружества поездку по многочисленным английским городам. В 1937 г. Флоровский и Зёрнов пересеклись на двух конференциях: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и строй» в Эдинбурге5, 29 июня — 7 июля 1939 г. встретились на очередном англо-православном съезде в Хай-Ли6, а в 1948 г. — на торжественном открытии конференции Всемирного Совета Церквей в Амстердаме7. Показательно, что высланное В. В. Зеньковским в 1936 г. письмо о. Георгию было направлено на следующий адрес: «с/о Dr.N. Zernov, The Rus. Clergy a. Church Fund, 2 a. 3 Duke Street. St James's, London, S.W. I, Angleterre»8, а в 1937 г., сообщая о своем месте пребывания в Англии, Флоровский сообщал: «Мне всегда можно писать по адресу: с/о Dr.N. Zernov, Annandale, North End Rd., Golders Green, London, N.W. II»9. В свою очередь, Зёрнов вспоминал, что во время своего пребывания в Париже на пасхальной неделе в апреле 1946 г. навестил своих старых друзей, включая Флоровского10.

1 Зернов Н. М. Памяти отца Георгия Флоровского / Материалы к библиографии (Ф-Флоров-ский Г. В.) // Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

2 АржаковскийА. Журнал «Путь» (1925—1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции / Пер. Д. Власова, Киев: Феникс, 2000. С. 380.

3 Зёрнов Н. М, Зёрнова М. В. За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд: хроника семьи Зёрновых, 1921—1972. Париж: YMCA-Press, 1973. С. 96, 243, 246.

4 Зёрнов Н.М. Девятый англо-православный съезд // Путь. № 49. 1936. С. 83.

5 Зёрнов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-Press, 1974. С. 269.

6 Зёрнов Н. М, Зёрнова М. В. За рубежом. С. 258.

7 Зёрнов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. С. 270.

8 Письмо В. В. Зеньковского о. Г. Флоровскому от 18 сентября 1936 г. // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 41. F. 12.

9 ПисьмоГ. ФлоровскогоФ. Либу от 20 июля 1937 г. (Флоровский Г.В. Письма Фрицу Либу (1928—1954) / Публ. В. Янцена) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2004— 2005 г. / Ред. М. А. Колеров, Н. С. Плотников. М.: Модест Колеров, 2007. С. 583.

10 Зёрнов Н. М, Зёрнова М. В. За рубежом. С. 352.

Николай Михайлович Зёрнов и прот. Георгий Флоровский

Кроме того, и Флоровский, и Зёрнов принимали участие в богословских встречах католиков, протестантов и православных, которые устраивались по инициативе Бердяева в доме РСХД на бульваре Монпарнас11. Оба опубликовали свои тексты в сборнике «A History of the Ecumencial Movement»: Флоровский написал для него статью «Православные Церкви и экуменическое движение до 1910 г.», а Зёрнов — «Восточные Церкви и экуменическое движение в ХХ веке»12.

Существуют, однако, разногласия в интерпретации экуменизма Зёрновым и Фло-ровским в рамках их деятельности в Содружестве св. Албания и преп. Сергия, особенно в 30-е гг. прошлого столетия. Зёрнов подчеркивал преобладающее значение единства Православной и Англиканской Церквей, которые, по его мнению, имеют общее понимание Библии и таинств, и только затем допускал поиск единства с Католической Церковью13. Иными словами, Зёрнов, в духе своего учителя о. Сергия Булгакова, предлагал частичное евхаристическое общение (интеркоммунию) православных и англиканских общин, в коих уже существует духовное единство. Иную позицию занимал Флоровский, который в открытом письме членам Содружества (ныне хранящемся в архиве этой организации в Оксфорде) назвал такую позицией не-кафоличе-ской, партикуляристской и даже сектантской14. Согласно его убеждению, интеркомму-ния не может начинаться с единения определенных конфессий и иметь всего лишь духовный, а не реальный и сакраментальный характер.

Экклезиологическая и экуменическая проблематика обсуждалась Флоровским и Зёрновым на страницах журнала «Путь», издаваемого Н. А. Бердяевым. По этому поводу они вели полемику в 1933-1934гг., ни разу не упоминая при этом имен друг друга. Ее начало положил Флоровский, написавший в январе статью «Проблематика христианского воссоединения»15 (редакция в этой связи опубликовала оговорку, что «не считает его точку зрения на христианское воссоединение единственной

11 Там же. С. 167.

12 Аржаковский А. Что такое православие? / Пер. Ю. Зубковой, Д. Каратеева, Киев: Дух i лггера, 2018. С. 421.

13 Nichols A. Alban and Sergius: The Story of a Journal. Leominster: Gracewing, 2018. Р. 208, 216; Gallaher В. Bulgakov and intercommunion // Sobornost. Vol. 24/2. 2002. Р. 15-16.

14 Ibid. Р. 196.

15 Флоровский Г. Проблематика христианского воссоединения // Путь. № 37. 1933. С. 1-15.

и допускает другие точки зрения»16). В этой работе Флоровский настаивал на том, что природа разделения имеет догматический смысл, поэтому должно стремиться к единству в вере (т. е. единству и общению таинств), а не только к единству в любви (единомыслию и единодушию). Флоровский указал на то, что «основная трудность в учении о Христианском Восстановлении есть трудность о пределах или границах Церкви», рассматриваемая еще в III в. св. Киприаном Карфагенским, согласно которому «каноническая грань Церкви есть тем самым и харизматическая»17. Русский богослов также выразил в общем-то скептическое отношение к экуменическим конференциям, которые вряд ли помогут преобразиться «в Духе и силе». Открытие Истины возможно только «в эсхатологических сумерках и в канун Парусии»18, — заключал Флоровский.

Вероятно, Зёрнов ознакомился с текстом Флоровского еще до его публикации, поскольку уже 16 января 1933 г. он написал ответную статью «Святой Киприан Карфагенский и единство вселенской Церкви»19. Зёрнов подчеркивал, что «раннее христианское учение о тесной связи между единением христиан и их общением со Святым Духом делало невозможным формально-логическое определение границ истинной Церкви. Она была там, где была любовь, моральная чистота, истинная вера и братское общение с остальными частями Церкви»20. По мнению Зёрнова, св. Киприан придал раннему учению о Церкви определенные канонические рамки, делая гарантом единства Церкви ее иерархию — епископат. Однако дальнейшие попытки установить строгие границы Церкви вместо укрепления единства привели к его утрате, что вызывает необходимость пересмотреть основания учения карфагенского епископа, освободить «церковную жизнь от крайних выводов св. Киприана»21.

Флоровский не мог уклониться от ответа Зёрнову, а также Н. Н. Афанасьеву (1893— 1966), опубликовавшему в качестве приложения к журналу «Путь» эссе «Каноны и каноническое сознание», содержащее критику абсолютизации канонического строя. 15-18 июля 1934 г. он написал статью «О границах Церкви»22 — русский вариант статьи, опубликованной в журнале «Church Quarterly Review»23 за октябрь 1933 г.24 В ней богослов уточнил свою позицию: «Святой Киприан был прав: таинства совершаются только в Церкви. Но это „в" он определял поспешно и слишком тесно. И не приходится ли заключать скорее в обратном порядке: где совершаются таинства, там Церковь?.. Святой Киприан исходил из молчаливого предположения, что каноническая граница Церкви есть всегда и тем самым граница харизматическая. <...> В своем сакраментальном или мистериальном бытии Церковь вообще превышает канонические меры»25. В письме к участнику Всемирного Совета Церквей Вильяму Николлсу (1928-2012) Флоровский добавлял: «Я, следуя блаженному Августину, предлагаю различать канонические и харизматические (или мистические) границы Церкви. В то время мне пришлось противостоять прежде всего крайнему ригоризму в нашей же Церкви и дать отпор широко распространенному (особенно среди греков) представлению, что все не православные — не христиане вовсе и заслуживают отношения к себе, как к язычникам. Истина же обоюдоостра. „Канонический" критерий не абсолютен, и пустырь не начинается сразу за канонической оградой»26. Но даже если за каноническими

16 Там же. С. 1.

17 Там же. С. 13.

18 Там же. С. 15.

19 Зёрнов H. Святой Киприан Карфагенский и единство Вселенской Церкви // Путь. № 39. 1933. С. 18-40.

20 Там же. С. 25-26.

21 Там же. С. 39.

22 Флоровский Г. О границах Церкви // Путь. № 44. 1934. С. 15-26.

23 Florovsky G. The limits of the Church // Church Quarterly Review. Vol. 117/233. 1933. P. 117-131.

24 Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940). С. 399.

25 Флоровский Г. О границах Церкви. С. 16-17.

26 Письмо Г. Флоровского В. Николлсу от 9 декабря 1949 г. (Флоровский Г. Из писем / Пер. Г. Разумовского) // Альфа и омега. № 1. 2007. С. 119-120.

границами Церкви совершаются таинства, а «сердца так часто горят и пламенеют и в вере, и в любви, и в подвиге», все-таки «нужно помнить и то, что граница реальна, что единения нет»27. Итак, Флоровский противостоял «крайним» трактовкам границ Церкви и в то же время не соглашался с точкой зрения Зёрнова (как и Булгакова), которые акцентировали ее духовное, а не догматическое единство.

Нельзя не упомянуть об участии Флоровского и — косвенно — Зёрнова в софио-логическом споре. Критика Флоровским софиологии о. Сергия Булгакова хорошо известна. Здесь стоит добавить, что во время конференции Содружества св. Албания и преп. Сергия в 1936г.о. Георгий писал жене из Англии: «Зёрнов очень настаивал, чтобы я выступил и заявил, что система о. Сергия совсем не характерна для православия, но я уклонился на сегодня, т[ак] к[ак] и без того говорил утром три раза и не хочу производить впечатление, что я во все вмешиваюсь. Прения о Софии будут продолжаться еще в четверг вечером, и тогда я возьму слово. Обстановка вообще беспокойная, но я надеюсь, что удастся локализовать кризис»28, добавляя вскоре, что по вопросам литургики «Очень хорошо в прениях говорил Nicolas [Зёрнов]»29. Тогда же и состоялась беседа Флоровского с Зёрновым относительно дальнейших планов, связанных с английским отделением Содружества. Флоровский писал в мае 1936 г.: «Nicolas [Зёрнов] имел на эту тему со мной откровенный разговор и прямо сказал, что, по его мнению, вся будущая работа в Англии вполне зависит от меня, так как я единственный] человек, которого англичане понимают, а потому и доверяются. Nicolas особенно сдержан относительно] Зандера, к[ак] очевидного софианина»30. Впрочем, сам Зёрнов также выражал определенные симпатии к софиологическому учению, о чем писал в книге «Русское религиозное возрождение ХХ века»: «Основное убеждение русского религиозного мышления — признание потенциальной святости материи, единства и священности всего творения и призвания человека соучаствовать в конечном его преображении. Все это объединялось именем Софии, Святой Премудрости, идея которой окрасила долгую эволюцию русского христианства»31, отмечая, что софиологический образ мысли русских богословов «значительно отклоняется от основных направлений западной философии; однако остается тесно связанным с поисками римской, англиканской и протестантской теологии глубже понять Богово-площение в свете современных открытий эволюции жизни на земле»32.

В 1947 г. оба богослова претендовали на место на недавно открытой английским филантропом Генрихом Норманом Сполдингом (1877-1953) кафедре восточного христианства в Оксфордском университете, которое в конечном счете досталось Зёрнову33. Вероятно, не последнюю роль в этом назначении сыграл тот факт, что Зёрнов уже долгое время был связан с Англией, где жил с 1929 г., а в 1932 г., как уже отмечалось, стал доктором философии Оксфордского университета. Флоровский же — блестящий патролог и церковный историк — не имел докторской степени. Кроме того, жена Зёр-нова Милица Владимировна (1899-1994) работала врачом-стоматологом, а в 1932 г. (том же, в котором защитил докторскую диссертацию ее муж) даже получила докторскую степень в области медицины, поэтому была более востребована в английском обществе, чем супруга о. Георгия, домохозяйка Ксения Ивановна (f 1977)34. Наконец, именно Зёрнов пригласил в свое время дочерей Сполдинга, Энн и Руфь, присоединиться

27 Флоровский Г. О границах Церкви. С. 25.

28 Письмо Г. Флоровского К. И. Флоровской от 28 апреля 1936 г. / Письма // Записки Русской Академической группы в США. Т. 39. 2014-2016. С. 64.

29 Письмо Г. Флоровского К. И. Флоровской вскоре после 28 апреля 1936 г. / Письма. С. 65.

30 Письмо Г. Флоровского К. И. Флоровской от 6 мая 1936 г. / Письма. С. 67.

31 Зёрнов Н. М. Русское религиозное возрождение ХХ века. С. 290.

32 Там же. С. 312.

33 См. Гаврилюк П. Предисловие // Александр Шмеман, прот., Георгий Флоровский, прот. Письма 1947-1955 гг. / Сост. П. Гаврилюк. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 28.

34 Благодарю за это замечание Александра Бурова (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург).

к Содружеству свв. Албания и Сергия. В результате, «несмотря на глубокие богословские познания, обширную преподавательскую деятельность и громадный опыт экуменического общения Флоровского, кафедру получил все же не он, а более открытый, общительный и дипломатичный Николай Зёрнов»35. Флоровский время от времени бывал в Оксфорде, где, среди прочего, приобретал нужные ему книги. В письме военного времени к Энн Сполдинг он просил сохранить для него ранее оставленные в Лондоне книги, поскольку «получить в данный момент разрешение на их пересылку слишком сложно. По крайней мере, об этом мне сообщил Николай (Зёрнов. — Т. О.). Это действительно так: только держатели книжных магазинов имеют право отправлять книги за границу»36.

Как можно было заметить, определенные разногласия между Флоровским и Зёрновым по философско-богословским вопросам существовали уже в 30-е гг., а после войны критика о. Георгия под адресом последнего обострилась еще больше. В частности, Флоровский не был доволен книгой Зёрнова «Русское религиозное возрождение XX века», которая первоначально вышла по-английски и содержала биографическую справку и список трудов о. Георгия. На это вскользь указывает письмо польского исследователя Анджея Валицкого, писавшего Флоровскому: «Книга эта и мне показалась плохой, но все-таки она содержит разные сведения, которых нет в доступных мне книгах Бердяева („Русская идея"), Зеньковского и Лосского»37. Прямая критика этой книги выражена в письме о. Георгия А. Е. Климову: «Только Ник[олай] Зёрнов был способен не заметить коренной двусмысленности в т[ак] наз[ываемом] „Русском Религиозном Ренессансе"»38. Еще резче высказывания Флоровского в письме Д. И. Чижевскому: «Зёрнов — опасный диллетант»39 и: «Видели ли Вы бестолковую (или глупую) книгу Зёрнова — по-английски — о „Русском Религиозном Ренессансе"? Это — симптом. Такие книги теперь принято хвалить»40. Само понятие «русское религиозное возрождение» имело для Флоровского — в отличие от Зёрнова — негативное значение: его критике и поиску альтернативы в виде неопатристического синтеза было посвящено немало страниц «Путей русского богословия». Критика Зёрнова имела место и в переписке о. Георгия с еп. Василием (Кривошеиным) (1900-1985), который писал Флоровскому: «Я вполне с Вами согласен в характеристике „Nicolas". Опасный человек — для Православия»41.

В 1965 г. Флоровский опубликовал рецензию на посвященную памяти Сполдига книгу Зёрнова «Восточное христианство»42. В ней он упрекнул автора в упрощении: «Книга доктора Зернова — это не более чем сборник; тем не менее, он часто позволяет себе высказывать суждения по спорным вопросам и предлагать широкие

35 Кукота И.А. <Предисловие> (Письмо прот. Георгия Флоровского к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 г.) // Богословские труды. № 42. 2009. С. 242.

36 Письмо прот. Георгия Флоровского к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 г. // Богословские труды. № 42. 2009. С. 246.

37 Письмо А. Валицкого Г. Флоровскому от 14 апреля 1965 г. // Вопросы философии. № 5. 2021. С. 123.

38 Письмо Г. Флоровского А. Е. Климову 19 марта 1971 г. / Письма Г. В. Флоровского А. Е. Климову (1967-1975) // Ежегодник Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына / Ред. Н. Ф. Гриценко. М.: Русский путь, 2016. C. 601.

39 Письмо Г. Флоровского Д. И. Чижевскому от 17 ноября 1953 г. (Янцен В. Другая философия: переписка Д. И. Чижевского и Г. В. Флоровского (1926-1932, 1948-1972) как источник по истории русской мысли) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009 г. / Ред. М. А. Колеров, Н. С. Плотников. М.: Издательский дом «Регнум», 2012. С. 577.

40 Письмо Г. Флоровского Д. И. Чижевскому, б/д (конец лета 1965 г.) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009 г. С. 704.

41 Письмо В. Кривошеина Г. Флоровскому от 30 октября 1952 г. // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 26. Folder 7. Ср. письма В. Кривошеина Г. Флоровскому от 11 мая 1953 г., 1 июня 1955 г., 19 марта 1956 г., 6 марта 1965 г. // Там же.

42 Florovsky G. [рец]. Eastern Christendom: A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church by Nicolas Zernov // Slavic Review. Vol. 24/4. 1965. P. 745-747.

обобщения»43, которые требуют реакции исследователей. Согласно Флоровскому, книга Зёрнова — это всего лишь эссе, к тому же написанное в журналистском стиле, скорее перечисление фактов, нежели их углубленный анализ; при этом не соблюдены пропорции в представлении различных событий и авторов и даже допущены опечатки. Флоровский — создатель неопатристического синтеза — весьма критически оценил изложение учения Православной Церкви, находя ошибки и неточности. Библиография также оставляет ждать лучшего. Вывод Флоровского не утешительный: «Книгу д-ра Зернова следует читать с большой осторожностью. Можно только надеяться, что вскоре ее заменит другая книга на ту же тему, написанная компетентным ученым»44.

Флоровский также написал две довольно критические рецензии на, пожалуй, самую известную книгу Зёрнова — «The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century». Стоит привести несколько строк из этих отзывов, которые отражают отношение о. Георгия не только к автору и его исследованию, но и к понятию русского религиозно-философского ренессанса. Флоровский объяснял, что понятие «русский религиозный ренессанс» было введено в оборот Н. Бердяевым в одноименной статье 1935 г. из журнала «Путь»45. По словам Флоровского, работа Зёрнова на заявленную тему не дает удовлетворительного представления об описываемом периоде из-за склонности к упрощению, компилятивности, отсутствия правильной перспективы, непонимания проблематического характера «русского возрождения», размытого использования понятий «обращение», «возрождение», «религия» и др. В особенности Флоровский подверг критике главу «Премудрость Божия» за «наивную манеру» отсылки к «софианскому видению» Соловьева и его преемников. Схожая оценка дана в рецензии, опубликованной два года спустя: «Книга написана легким журналистским стилем. Она предназначена для рядового читателя. Специалисты будут в ней разочарованы. <...> Д-р Зёрнов <...> совершенно не сумел показать трагический и зачастую неустойчивый характер рассматриваемого периода. Он не показывает двусмысленную структуру русского Возрождения, которая была так блестяще выражена, к примеру, Николаем Бердяевым в его различных статьях и книгах. <...> Его книга никоим образом не поможет читателю, особенно случайному читателю, оценить и подчеркнуть подлинное значение великого русского интеллектуального приключения. Он пропускает наиболее интересные и наиболее важные аспекты Возрождения, как стилизовал это приключение Бердяев. <...> Мы определенно нуждаемся в другой книге на эту тему, написанной по-английски более серьезным образом и представляющей надлежащий анализ интеллектуального содержания и влияния этого движения»46.

Наконец, в 70-е гг. Флоровский выразил весьма критическое мнение о мемуарах Зёрнова «Ha переломе. Три поколения одной московской семьи. 1812-1921» (Париж, 1970): «Видели ли Вы „Семейную хронику" Зёрновых, изданную Морозовым? Мне прислали для рецензии из одного канадского журнала. В общем, это — самовосхваление (только до начала 20-х годов, впрочем). Но есть и кое-что интересное, как и во всех воспоминаниях о недавнем прошлом»47.

Добавим, что схожая оценка творчества Зёрнова содержится в воспоминаниях В. В. Зеньковского: «Он никогда не хотел — а может быть, и не умел — серьезно трудиться в научной области, он много писал и пишет, и кое-что в его книгах и статьях интересно и существенно. Но, в общем, поверхностно. <...> Единственным его серьезным вкладом в жизнь (чему он себя отдавал) было его участие в Anglo-Russian Fellowship

43 Ibid. P. 746.

44 Ibid. P. 747.

45 Florovsky G. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century by Nicolas Zernov (Harper & Row, 1963, 410 pp., $ 7 // Christianity Today. Vol. 8/25. 1964. P. 28.

46 Florovsky G. Zernov Nicolas. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. New York: Harper & Row, 1963. 410 p. // Religious Education. Vol. 61/2. 1966. P. 156-157.

47 Письмо Г. Флоровского И. Вернику от 15 февраля 1971 г. / Флоровский Г. Письма отцу Игорю Вернику и его жене // Вестник Русского Христианского Движения. № 196. 2010. C. 88-89.

of St. Sergius and St. Albans, в англо-русском содружестве. Он умел, да кажется и сейчас умеет, возбуждать интерес к Православию среди англиканской молодежи»48.

Иного мнения был Н. С. Арсеньев, который считал, что книга Зёрнова «Русское религиозное возрождение ХХ века» — «хорошая и интересная, свидетельствующая о большом знании, солидная и серьезная и написанная с большим стремлением к объективности», и даже если «вызывает иногда и на критику и на противоречи-е»49, то только вследствие ее прекрасных качеств. В восторге от этой книги был также В. Н. Ильин, который заявил автору: «Это великолепный, талантливый и эрудитный труд высокой компетенции — к тому же еще и очень живо и великолепно написанной. Предсказываю ему известность, а Вам заслуженную славу»50. Вероятно, наиболее уравновешенную характеристику дал Зёрнову его друг еп. Иоанн (Шаховской) (19021989): «Ты своеобразный православный гуманист, с долей англо-саксонской практичности социальной, и „гнешь" православную соборность к соединению с англиканами, к наибольшему общению с ними»51. В том же письме содержится намек, вероятно, на Флоровского: «Несомненная польза книги („Вселенская Церковь и русское православие". — Т.О.) еще будет в том, что она „призовет к порядку" стилизаторов всего русского прошлого, нетрезвых романтиков, стреляющих непогрешимостью „Православной Руси" во всякую стенку и во всякие ворота»52. В ответном письме Зёрнов сообщал владыке Иоанну: «На днях вышлю о. Георгию 5 экземпляров моей книги. Пожалуйста, передай ему прилагаемую записку»53.

Оставляя в стороне рецепцию работ Зёрнова его современниками, стоит сказать, что его книги, особенно «Русское религиозное возрождение ХХ века», сыграли свою роль как в эмиграции, так и в России, особенно в конце прошлого столетия, когда выбор исследований по русской религиозной философии был не слишком велик. Эта книга, несмотря на критику соотечественников, стала классической и кроме первоначального английского, а затем авторизованного русского варианта, осуществленного Михаилом Аксеновым-Меерсоном, Мариной Бессоновой (1945-2001) и Сергеем Хоружим (1941-2020)54, была переведена на итальянский55, болгарский56 и польский57. Зёрнов был библиофилом, а также библиографом и биографом. Он скрупулезно изучал жизненный и творческий путь своих современников, о чем свидетельствуют, к примеру, сохранившаяся в его архиве биография С. Л. Франка58, письмо Д. И. Чижевского59 или письмо М. И. Лот-Бородиной, в котором они отвечают на просьбу

48 Зеньковский В. Из моей жизни. Воспоминания. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына; Книжица, 2014. С. 305.

49 Письмо Н. С. Арсеньева к Н. М. Зёрнову от 13 сентября 1966 г. // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

50 Письмо В. Н. Ильина к Н. М. Зёрнову, б/д // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

51 Письмо еп. Иоанна (Шаховского) к Н. М. Зёрнову от 15 марта 1953 г. // Amherst Center for Russian Culture, Amherst College. Archbishop Ioann Shakhovskoy Papers. Box 12. Folder 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Там же.

53 Письмо Н. М. Зёрнова к еп. Иоанну (Шаховскому) от 24 марта 1953 г. // Amherst Center for Russian Culture, Amherst College. Archbishop Ioann Shakhovskoy Papers. Box 12. Folder 54.

54 Егоров Б. Библиография: Николай Зернов. Русское религиозное возрождение. М., 2019. С. 351.

55 Zernov N. La rinascita religiosa russa del XX secolo / Trad. M. Carletti, T. Gargiulo, Milan: Cooperativa editoriale La Casa di Matriona, 1978.

56 Зернов Н. Руското религиозно възраждане през XX век / Пер. Л. Христов, София: УИ «Св. Климент Охридски», 2001.

57 Ziernow M. Rosyjskie odrodzenie religijne XX wieku / Tlum. H. Paprocki, Warszawa: Aletheia, 2015.

58 Frank, Semen L. Biography // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

59 Письмо Д. И. Чижевского к Н. М. Зёрнову от 24 апреля 1961 г. // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

Антоний Васильевич Флоровский на улице в Праге, 1955 г.

Зёрнова предоставить данные о себе60. Зёрнов собирал эти сведения как для вышеуказанной книги «Русское религиозное возрождение ХХ века», так и для сборника «Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972»61.

Зёрнов опубликовал некролог отцу Георгию Флоровскому, в котором представил биографические данные о нем и сведения о его преподавательской деятельности. Зёрнов отметил: «Отец Георгий принадлежал к младшему поколению тех блестящих русских богословов и религиозных философов, которые обогащали жизнь русской колонии в Париже в годы, предшествующие Второй мировой войне»62, — он был на 20 лет младше о. Сергия Булгакова. И хотя «отец Георгий нередко выступал оппонентом отца Сергия», он сочетал свой консерватизм с «живой творческой мыслью и действенным интересом к экуменическому Движению», а «с его смертью окончилась целая эпоха в истории русского богословия»63.

В архиве Г. Флоровского в Принстонском университете сохранилась его переписка с Зёрновым. Это довольно большой корпус писем Зёрнова 1932-1949гг. (244 листа)64 и письма Флоровского к Зёрнову65. Публикуемое ниже письмо Флоровского хранится

60 Письмо М.И. Лот-Бородиной к Н.М. Зёрнову от 17 января 1956 г. // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

61 Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Сост. Н. М. Зёрнов. Boston: G. K. Hall & Co., 1973.

62 Зернов Н. М. Памяти отца Георгия Флоровского.

63 Там же.

64 Zernov, Nikolai, 1932-1949 // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 41. Folder 13. См. также: Correspondence of Dr. Nicolas Zernov Regarding Florovsky, 1933-1939 // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 74. Folder 5.

65 Florovsky to Z, undated // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 45. Folder 24.

в фонде семьи Зёрновых Бахметевского архива66. Оно представляет собой биографическую справку о его брате, известном историке Антонии Васильевиче Флоровском (1884-1968), проживавшем в то время в Праге. Сведения о самом о. Георгии Зёрнов поместил как в книге «Русское религиозное возрождение ХХ века»67, так и в издании «Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972»68. Справка о его брате Антонии, которую Зёрнов получил в 1962 г., не была включена в вышеназванные публикации, вероятно, по той причине, что А. В. Флоров-ский был чистым историком, а не богословом или философом — о чем, собственно, и упоминает отправитель письма.

Автограф письма: Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library (Columbia University, New York). Zernov Family Papers. Box 1.

Письмо о. Г. Флоровского Н. Зёрнову

Подготовка текста и примечания Т. Оболевич

КЕМБРИДЖ, Масс. Дек. 25, 1962

Дорогой Николай Михайлович,

Прежде всего — Рождественский привет и поздравление к Новому году. Очень виноват в том, что так долго не отвечал на Ваши письма: очень много работы, и только сейчас — во время каникулярного перерыва — несколько свободнее.

COLUMBIA UNIVERSITY L IBM RIB ВЛКНЫПШ ARCHIVE

JIb Col]-Дашу-

FloroYSkii, Georgii Vasil1evich Cambridge, Mass., 25 Dec. 1962 To Nikolai Mikhailovich Zernov t.l.s., 6p.

Письмо прот. Г. Флоровского Н. М. Зёрнову

66 Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

67 Зёрнов Н. М. Русское религиозное возрождение ХХ века. С. 363.

68 Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972. С. 140.

Прилагаю список некоторых работ моего брата — Антония Васильевича69, — неполный, так как у меня нет всех его работ и оттисков, в частности из до-эмиграционного периода.

Вот общие биографические данные:

Родился в Одессе, 1884; окончил гимназию в Одессе и Историко-Филол[огический] Факультет Новороссийского Университета] (в Одессе); приват-доцент по Русской Истории, 1911; магистер Русской Истории (Моск[овский] Унив[ерситет], 1916; профессор с 1917; выслан из Сов[етского] Союза в 1922; с тех пор в Праге — Профессор Русской Истории в Карловом Университете, до отставки по возрасту (точных дат не помню)70. Списка работ до революции не могу составить, так как книг его у нас Списка раОот до реголит нг ногу составить, таи щи нет (посмотрите В БрИт[аНСКОм]

. .. Музее) — две книги по истории

Екатерининской Законодательной Комиссии и несколько статей. Письмо прот. Г. Флоровского Н. М. Зёрнову В Брит[анском] Музее должна

быть Библиография трудов Русских Ученых за рубежом, два тома, изд[анных] в Белграде. У меня они пропали, по-видимому. Особенность работ моего брата: основаны на архивном матерьяле, сдержанность и даже уклончивость в обобщениях, фактичность изложения.

Был членом Собора 1917-1918 года, как представитель Новороссийского Университета. Церковность — тепло-хладная, больше «по завещанию предков». Никакого интереса к богословию (и к философии).

Диссертация его, «Состав Екатерининской Законодательной Комиссии», Одесса 1915, награждена Большой Уваровской Премией, Академией Наук, в 1916 году.

Что касается меня, посылается мой краткий «куррикулум витэ» и пробная библиография.

В дополнение к преподаванию в Дивинити Скул71 с прошлого года я читаю лекции и веду семинар на Славянском Отделении — по истории до-Петровской литературы и по культурной истории XIX века. В Дивинити Скул основной курс — Доктрина и Литература в Древней Церкви, плюс Патристический Семинар. Посылается также наш «Каталог», в котором перечислены мои курсы, читаемые от времени до времени. В настоящее время у меня образовалась группа близких учеников — 7 докторских диссертаций на разных ступенях обработки, преимущественно по Греческим отцам. Все это поглощает много времени и задерживает исполнение моих личных литературных планов.

69 Антоний Васильевич Флоровский (1884-1968) — русский историк, славист и публицист, брат Г. В. Флоровского.

70 А. В. Флоровский ушел в отставку в 1957 г.

71 Имеется в виду Harvard Divinity School.

7^»— '""У"—"

::?*-', :. касс. 1вк. ЗЬ, 19S8.

Mtrpoга;: JtHKOjar ^лхар.лойнч,

Прс:-,ге ре его - рот ее транс ни [' привет .' поздравление к ноэоиу году.

Счень риноват s тон, что так долго на отвечал на Баки плсьжя: очень иного работа, и только ce?.чао - во вроыл каникулярнаго перарыва - неоколько свободнее. Прилагав описок каяогорцк рвСот ноего Ирата - Антонин Васильевича, - наполни?, тан нам у лени нат асе* aro раСОТ и оттисков, в частности ив до-зииграцконнагс периода. Вот Зиогрв^нчасхин данный:

родилол в Одесса, l£S4f онончил гиннаэив в Одессе и Лсторико-Фнлол. факультет НовороооиРснаго Унна. / в Одесса /; приват-доцент по Рус с ТОГ" Истории, lSUí магистр руосноя Истории I Коек. Уняв. /, 1010f про^еооор с 1917 ¡ в полай из сов. Сома в 1«33¡ о тел пор в Праге - Профессор íycOHOP Истории в К&рлоюн Университете, до о та та вин но возрасту / точнкх дат на поцна? /,

Своей поездкой в Финляндию прошлым летом я очень доволен, хотя за 6 недель я и не мог исчерпать всего богатства Гельс[инской] Унив[ерситетской] библиотеки72. Кое-что сделал также и в Гейдельберге73. В Париже мы больше отдыхали: две недели в Сан-Жермен: нам повезло — поселились в уютном фр[анцузском] пансионе, у самых ворот парка.

Очень жаль было, что не пришлось приехать в Англию и побывать в Бродстэрс. «Неприятностей» никаких не было, но вышла некоторая неувязка в распределении времени, и вместо Англии мы поехали в Гейдельберг, а затем вернулись домой на 10 дней раньше предположенного, что было очень удачно с точки зрения местной работы. Мне очень хочется приехать на Патрологический Конгресс в сентябре74, но мало шанса достать денег на дорогу. Икуменические собрания предстоящим летом будут в Канаде — Четвертая Международная Конференция Фэсз энд Ордер в Монреале75.

Напишите, на чье имя нужно выписать чек для С. Грегори Гауз76 — Вы как-то писали, но я не могу найти Ваше письмо.

Вот, кажется, и все, что могу ответить на Ваши письма.

Наш общий привет Милице Владимировне77.

Всегда Ваш

Георгий Флоровский78

В Париж мы приехали как раз во время последней болезни отца Василия79 и видеть его не удалось. Во второй раз мы приехали в Париж как раз накануне его смерти, и я смог участвовать в его погребении, как Вы знаете.

Из старого состава профессоров Бог[ословского] Инст[итута] — кого я застал, приехавши в Париж осенью 1926 года, — теперь остается только дряхлеющий Епископ

72 Флоровский писал о своих планах брату Антонию: «В Хельсинки я собираюсь заняться старыми журналами и старыми книгами основной библиотеки университета: ведь она получала до 1917 года (не знаю только, с какого времени) все русские издания, по закону о печати» (письмо Г. В. Флоровского А. В. Флоровскому от 3 марта 1962 г. // Флоровский Г. Письма к брату / Сост. Л. Киейзик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. С. 112); и уже после поездки: «В Хельсинки нашел небольшую книжечку Карсавина, о существовании которой не знал — не встречал и указаний на нее: „Поэма о смерти", печатана в Ковно, без года — очевидно, после его отъезда из Парижа. <...> Я уже писал тебе, что там же, в Хельсинки, нашел „Воспоминания" Голубинско-го, изд[анные] в Костроме в 1923 году» (письмо Г. В. Флоровского А. В. Флоровскому от 8 марта 1963 г. // Флоровский Г. Письма к брату. С. 124-125).

73 Первоначально Флоровский планировал погостить в Гейдельберге у Д. И. Чижевского, но вынужденный отъезд последнего изменил планы, и он с женой остановился в гостинице «Terminus Est».

74 Ср. письмо Г.В. Флоровского А.В. Флоровскому от 8 марта 1963 г.: «На патрологический съезд в Оксфорде мне надо ехать: я заявил, по скромности, только рядовой доклад, а в ответ получил приглашение прочесть еще два на „главные" темы». Флоровский Г. Письма к брату. С. 124.

75 В оригинале «Монреоле». Ср. письмо Г. В. Флоровского Д. И. Чижевскому от 8 августа 1963 г.: «Почти весь июль мы провели в Монреале — по поводу икуменической конференции. В общем было интересно. Ситуация изменилась — в икуменическую орбиту вошли и католики. Их было много — в качестве „обсерверов"» (Янцен В. Другая философия: переписка Д. И. Чижевского и Г. В. Флоровского (1926-1932, 1948-1972) как источник по истории русской мысли. С. 689).

76 Имеется в виду St Gregory and St Macrina House — Дом св. Григория и св. Макрины в Оксфорде, которым с 1959 г. руководили супруги Зёрновы.

77 Милица Владимировна Зёрнова (урожд. Лаврова, 1899-1994) — жена Н.М. Зёрнова, доктор медицины, врач-стоматолог, религиозный деятель, иконописец.

78 Подпись собственноручно чернилами.

79 Cр. письмо Г. В. Флоровского Д. И. Чижевскому от 5 августа 1962 г.: «Отец Василий Зень-ковский скончался сегодня ночью — от долгой болезни. Погребение в среду. Это задерживает нас в Париже» (Янцен В. Другая философия: переписка Д. И. Чижевского и Г. В. Флоровского (1926-1932, 1948-1972) как источник по истории русской мысли. С. 684).

Кассиан80, — Афанасьев81 присоединился несколько позже. К сожалению, будущее Бог[ословского] Института под вопросом: настоящей смены нет, и нет ясного представления о том, что нужно делать.

Очень было интересно побывать — после долгого перерыва — на съезде РСХД: там смена оказалась, но надолго ли хватит?

Cesti Jesuite na Rusi. — Praha, 1941. P. XI, 46882 (released only in 1945).

Palladij Rogovskij. Eine Episode aus der Geschichte des Katholizismus in Moskau Ende des 17. Jahrhunderts. Zeitschrift fur Osteuropaische Geschichte, Bd. VIII.2, Konigsberg a Berlin, 1934, s. 161-188.

Первый Иезуит из Mocкoвcких дворян, Acta Academiae Velehradensis, XIX (1948), p. 249-256.

(Алексей Ладыженский).

Г. А. Скибинский и его сочинения. Глава из истории католической агрессии в России и русского католичества в эпоху Петра Великого. С. 379-412 (оттиск из какого-то советского издания83).

Чудовский инок Евфимий. Один из последних поборников «греческого учения» в Moc^ в конце XVII века. Slavia, XIX, 1-2, 1949. C. 100-152.

Чешская Библия в истории Русской Культуры и письменности. (Фр. Скорина и продолжатели его дела). Sbornik Filologicky, XII, 1946, 153-25884.

Die Aufange des Buchiruckes bei den Ostslaven, 66-90. Slavische Rundschau, 1940, 1-285.

Чехи и Восточные Славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений (XXVIII вв.), том первый, Прага, 1935, с. XVI, 527, табл.; том второй, Прага, 1935, с. VIII, 548 (в Библиографических указателях к каждому тому см. еще несколько мелких статей; оба тома в Брит[анском] Mузее).

Cesko-Ruske Obchodni Styky v Minulosti, Praga, 1954, str. 396, 32 ill., a map86.

Источники и литература

1. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции / Пер. Д. Власова, Киев: Феникс, 2000.

2. Аржаковский А. Что такое православие? / Пер. Ю. Зубковой, Д. Каратеева, Киев: Дух i лггера, 2018.

3. Арсеньев Н. С. Письма к Н. М. Зёрнову // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

80 Епископ Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безобразов, 1892-1965) — викарий Западноевропейского экзархата русских приходов, богослов, экзегет, переводчик Нового Завета, профессор и ректор (с 1947 г.) Свято-Сергиевского института в Париже.

81 Николай Николаевич Афанасьев (1893-1966) — протопресвитер Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата, богослов, экклезиолог, доцент (с 1947 г.), затем (с 1950 г.) профессор Свято-Сергиевского института в Париже.

82 FlorovskyA.V. Cesti Jesuite na Rusi. Praha: Vysehrad, 1941.

83 Эта статья была опубликована в Праге: Флоровский А.В. Г.А. Скибинский и его сочинения (Глава из истории католической агрессии в России и русского католичества в эпоху Петра Великого) // Slavia. R. XXIII. Ses. 2-3. 1953. S. 369-412.

84 Флоровский А. В. Чешская библия в истории русской культуры и письменности (Фр. Скорина и продолжатели его дела) // Sbornik filologicky. R. XII. 1946. S. 153-258.

85 Florovskij A. V. Die Anfänge des Buchdruckes bei den Ostslaven // Slavische Rundschau: Berichtende und kritische Zeitschrift für das gesamte Leben der slavischen Völker. 1440-1940. Der Buchdruck bei den slavischen Völkern. Prag: Slavisches institut, 1940. S. 66-90.

86 Florovskij A. V. Cesko-ruske obchodni styky v minulosti (X-XVIII stoleti). Praha: Statni pedagogicke nakladatelstvi, 1954.

4. Валицкий А. Письма к Г. Флоровскому // Вопросы философии. № 5. 2021. С. 123.

5. Гаврилюк П. Предисловие // Александр Шмеман, прот, Георгий Флоровский, прот. Письма 1947-1955 годов / Сост. П. Гаврилюк. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 8-98.

6. Егоров Б. Библиография: Николай Зернов. Русское религиозное возрождение. М., 2019.

7. Зеньковский В. Из моей жизни. Воспоминания. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына; Книжица, 2014.

8. Зеньковский В. Письма о. Г. Флоровскому // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 41. F. 12.

9. Зёрнов H.. Святой Киприан Карфагенский и единство Вселенской Церкви // Путь. № 39. 1933. С. 18-40.

10. Зёрнов Н.М. Девятый англо-православный съезд // Путь. №49. 1936. С. 82-85.

11. Зёрнов Н. М. Памяти отца Георгия Флоровского / Материалы к библиографии (Ф-Фло-ровский Г. В.) // Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

12. Зёрнов Н.М. Письма к еп. Иоанну (Шаховскому) // Amherst Center for Russian Culture, Amherst College. Archbishop Ioann Shakhovskoy Papers. Box 12. Folder 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зёрнов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-Press, 1974.

14. Зёрнов Н.М., Зёрнова М.В. За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд: хроника семьи Зёр-новых, 1921-1972. Париж: YMCA-Press, 1973.

15. Зернов Н. Руското религиозно възраждане през XX век / Пер. Л. Христов, София: УИ «Св. Климент Охридски», 2001.

16. Ильин В. Н. Письма к Н. М. Зёрнову // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

17. Иоанн (Шаховской), еп. Письмо к Н. М. Зёрнову // Amherst Center for Russian Culture, Amherst College. Archbishop Ioann Shakhovskoy Papers. Box 12. Folder 54.

18. Кривошеин В. Письма Г. Флоровскому // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 26. Folder 7.

19. Кукота И.А. <Предисловие> (Письмо прот. Георгия Флоровского к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 г.) // Богословские труды. № 42. 2009. С. 235-243.

20. Лот-Бородина М.И. Письмо к Н. М. Зёрнову от 17 января 1956 г. // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

21. Письма // Записки Русской Академической группы в США. Т. 39. 2014-2016. С. 19-124.

22. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / ^ст. Н. М. Зёрнов. Boston: G. K. Hall & Co., 1973.

23. Флоровский А.В. Г.А. Скибинский и его сочинения (Глава из истории католической агрессии в России и русского католичества в эпоху Петра Великого) // Slavia. R. XXIII. Ses. 2-3. 1953. S. 369-412.

24. Флоровский А. В. Чешская библия в истории русской культуры и письменности (Фр. Скорина и продолжатели его дела) // Sbornik filologicky. R. XII. 1946. S. 153-258.

25. Флоровский Г.В. Письма Фрицу Либу (1928-1954) / Публ. В. Янцена) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2004-2005 г. / Ред. М. А. Колеров, Н. С. Плотников. М.: Модест Колеров, 2007. С. 525-590.

26. Флоровский Г. Из писем / Пер. Г. Разумовского // Альфа и омега. № 1. 2007. С. 117-122.

27. Флоровский Г. О границах Церкви // Путь. № 44. 1934. С. 15-26.

28. Флоровский Г. Письма А.Е. Климову (1967-1975) // Ежегодник Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына / Ред. Н. Ф. Гриценко. М.: Русский путь, 2016. C. 581-612.

29. Флоровский Г. Письма к брату / Сост. Л. Киейзик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021.

30. Флоровский Г. Письма отцу Игорю Вернику и его жене // Вестник Русского Христианского Движения. № 196. 2010. C. 84-89.

31. Флоровский Г. Письмо к Н. М. Зёрнову // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

32. Флоровский Г. Письмо к Энн Сполдинг // Богословские труды. № 42. 2009. С. 243-246.

33. Флоровский Г. Проблематика христианского воссоединения // Путь. № 37. 1933. С. 1-15.

34. Чижевский Д.И. Письмо к Н.М. Зёрнову // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

35. Янцен В. Другая философия: переписка Д. И. Чижевского и Г. В. Флоровского (19261932, 1948-1972) как источник по истории русской мысли // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009 г. / Ред. М. А. Колеров, Н. С. Плотников. М.: Издательский дом «Регнум», 2012. С. 464-904.

36. Correspondence of Dr. Nicolas Zernov Regarding Florovsky, 1933-1939 // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 74. Folder 5.

37. Florovskij A. V. Cesko-ruske obchodni styky v minulosti (X-XVIII stoleti). Praha: Statni pedagogicke nakladatelstvi, 1954.

38. Florovskij A.V. Die Anfänge des Buchdruckes bei den Ostslaven // Slavische Rundschau: Berichtende und kritische Zeitschrift für das gesamte Leben der slavischen Völker. 1440-1940. Der Buchdruck bei den slavischen Völkern. Prag: Slavisches institut, 1940. S. 66-90.

39. Florovsky A. V. Cesti Jesuite na Rusi. Praha: Vysehrad, 1941.

40. Florovsky G. [рец]. Eastern Christendom: A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church by Nicolas Zernov // Slavic Review. Vol. 24/4. 1965. P. 745-747.

41. Florovsky G. The limits of the Church // Church Quarterly Review. Vol.117/233. 1933. P. 117-131.

42. Florovsky G. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century by Nicolas Zernov (Harper & Row, 1963, 410 pp., $ 7 // Christianity Today. Vol. 8/25. 1964. P. 28-30.

43. Florovsky G. Zernov Nicolas. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. New York: Harper & Row, 1963. 410 p. // Religious Education. Vol. 61/2. 1966. P. 156-157.

44. Florovsky to Z, undated // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 45. Folder 24.

45. Frank, Semen L. Biography // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture. Rare Book & Manuscript Library. Zernov Family Papers. Box 1.

46. Gallaher В. Bulgakov and intercommunion // Sobornost. Vol. 24/2. 2002. Р. 24-55.

47. Nichols A Alban and Sergius: The Story of a Journal. Leominster: Gracewing, 2018.

48. Zernov N. La rinascita religiosa russa del XX secolo / Trad. M. Carletti, T. Gargiulo, Milan: Cooperativa editoriale La Casa di Matriona, 1978.

49. Zernov, Nikolai, 1932-1949 // Princeton University Library. Rare Books and Special Collections. Georges Florovsky Papers. Box 41. Folder 13.

50. Ziernow M. Rosyjskie odrodzenie religijne XX wieku / Tlum. H. Paprocki, Warszawa: Aletheia, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.