Научная статья на тему 'ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЕВТИХИЕВ И ДАТА ОСНОВАНИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ'

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЕВТИХИЕВ И ДАТА ОСНОВАНИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Христорождественский женский монастырь / дата основания / Енисейск / протоиерей Д. Евтихиев / архимандрит Афанасий / Women’s Monastery of the Nativity of Christ / date of foundation / Yeniseisk / archpriest D. Evtihiev / archimandrite Athanasy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Ананьевич Бродников

В енисейском краеведении с середины XIX столетия сформировалась легенда о том, что Енисейский женский Христорождественский монастырь был основан в 1623 г. Изучение историографии позволило установить, что автором этой даты является архимандрит Афанасий, прибывший в 1861 г. в Енисейск в качестве наместника Спасского монастыря. Именно эта дата была указана им в небольшой заметке о Христорождественском монастыре, опубликованной в «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.». Прибывший через десять лет в Енисейск протоиерей Д. Евтихиев, занимаясь в городе и уезде просветительской деятельностью, не мог пройти мимо публикации архимандрита Афанасия. В 1885 г. в «Енисейских епархиальных ведомостях» им был опубликован исторический очерк об Иверском монастыре (так с 1871 г. стал называться Христорождественский монастырь), а в 1887 г. этот очерк был издан в Енисейске отдельной брошюрой. Учитывая то, что о. Димитрий в Енисейске возглавлял несколько благочиний, заведовал енисейскими монастырями, был духовником Иверского монастыря и законоучителем ряда учебных заведений, он имел большой авторитет среди жителей города. После издания его очерка дата 1623 г. стала встречаться в работах исследователей истории Сибири (Андриевич, Латкин). В Енисейске же эта дата была внесена основателем краеведческого музея А.И. Кытмановым в свою «Краткую летопись Енисейского уезда». Хотя ряд историков, занимавшихся историей Енисейска XVII в., высказывал аргументированные сомнения относительно верности этой даты, ситуация оставалась неизменной. В 2005 г. был издан том III «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, в котором опубликованы документы 1653–1654 гг. об открытии в Енисейске Христорождественского женского монастыря. Однако это не повлияло на позицию заинтересованных лиц: 1623 г. продолжает фигурировать в енисейском краеведении как дата учреждения монастыря и в настоящее время поддерживается Красноярским краевым управлением культуры и руководством Енисейской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHPRIEST DIMITRIY EVTIHIEV AND THE DATE OF FOUNDATION OF THE YENISEISK MONASTERY OF THE NATIVITY OF CHRIST

Since the middle of the 19th century, a legend has been formed in Yeniseisk local lore that the Yeniseisk Women’s Monastery of the Nativity of Christ was founded in 1623. The study of historiography allowed us to establish that the author of this date is Archimandrite Athanasy, who arrived in 1861 in Yeniseisk as the vicar of the Spassky Monastery. It was this date that he indicated in a small note about the Monastery of the Nativity of Christ, published in the “Commemorative Book of the Yeniseisk province for 1863”. Archpriest D. Evtihiev, who arrived in Yeniseisk ten years later, while being engaged in educational activities in the town uyezd and county, could not pass by the publication of Archimandrite Athanasiy. In 1885, in the Yeniseisk Diocesan Gazette, he published a historical essay on the Iversky Monastery (as the Nativity Monastery became known in 1871), and in 1887 this essay was published in Yeniseisk as a separate brochure. Considering that fr. Dimitri headed several deaneries in Yeniseisk, was in charge of the Yeniseisk monasteries, was the confessor of the Iversky monastery and the law teacher of a number of educational institutions, he had great authority among the residents of the city. After the publication of his essay, the date 1623 began to appear in the works of researchers of the history of Siberia (Andrievich, Latkin). In Yeniseisk, this date was entered by the founder of the Museum of local lore A.I. Kytmanov in his “Brief Chronicle of the Yeniseisk’s district”. Although a number of historians dealing with the history of Yeniseisk in the 17th century expressed reasoned doubts about the correctness of this date, the situation remained unchanged. In 2005, Volume III of the “History of Siberia” by G.F. Miller was published, which published documents from 1653 to 1654 on the opening of the Women’s Monastery of the Nativity of Christ in Yeniseisk. However, this did not affect the position of the interested parties: 1623 continues to appear in Yeniseisk local lore as the date of the establishment of the monastery and is currently supported by the Krasnoyarsk Regional Department of Culture and the leadership of the Yeniseisk’s Diocese.

Текст научной работы на тему «ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЕВТИХИЕВ И ДАТА ОСНОВАНИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ»

А.А. Бродников* ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ЕВТИХИЕВ

И ДАТА ОСНОВАНИЯ ЕНИСЕЙСКОГО ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

doi:10.31518/2618-9100-2024-2-3 Выходные данные для цитирования:

УДК 93+908+929 Бродников А.А. Протоиерей Димитрий Евтихиев и дата основания Енисейского

Христорождественского монастыря // Исторический курьер. 2024. № 2 (34). С. 38-49. URL: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-2-03.pdf

A.A. Brodnikov* ARCHPRIEST DIMITRIY EVTIHIEV

AND THE DATE OF FOUNDATION OF THE YENISEISK MONASTERY OF THE NATIVITY OF CHRIST

doi:10.31518/2618-9100-2024-2-3 How to cite:

Brodnikov A.A. Archpriest Dimitriy Evtihiev and the Date of Foundation of the Yeniseisk Monastery of the Nativity of Christ // Historical Courier, 2024, No. 2 (34), pp. 38-49. [Available online: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-2-03.pdf]

Abstract. Since the middle of the 19th century, a legend has been formed in Yeniseisk local lore that the Yeniseisk Women's Monastery of the Nativity of Christ was founded in 1623. The study of historiography allowed us to establish that the author of this date is Archimandrite Athanasy, who arrived in 1861 in Yeniseisk as the vicar of the Spassky Monastery. It was this date that he indicated in a small note about the Monastery of the Nativity of Christ, published in the "Commemorative Book of the Yeniseisk province for 1863". Archpriest D. Evtihiev, who arrived in Yeniseisk ten years later, while being engaged in educational activities in the town uyezd and county, could not pass by the publication of Archimandrite Athanasiy. In 1885, in the Yeniseisk Diocesan Gazette, he published a historical essay on the Iversky Monastery (as the Nativity Monastery became known in 1871), and in 1887 this essay was published in Yeniseisk as a separate brochure. Considering that fr. Dimitri headed several deaneries in Yeniseisk, was in charge of the Yeniseisk monasteries, was the confessor of the Iversky monastery and the law teacher of a number of educational institutions, he had great authority among the residents of the city. After the publication of his essay, the date 1623 began to appear in the works of researchers of the history of Siberia (Andrievich, Latkin). In Yeniseisk, this date was entered by the founder of the Museum of local lore A.I. Kytmanov in his "Brief Chronicle of the Yeniseisk's district". Although a number of historians dealing with the history of Yeniseisk in the 17th century expressed reasoned doubts about the correctness of this date, the situation remained unchanged. In 2005, Volume III of the "History of Siberia" by G.F. Miller was published, which published documents from 1653 to 1654 on the opening of the Women's Monastery of the Nativity of Christ in Yeniseisk. However, this did not affect the position of the interested parties: 1623 continues to appear in Yeniseisk local lore as the date of the establishment of the monastery and is currently supported by the Krasnoyarsk Regional Department of Culture and the leadership of the Yeniseisk's Diocese.

Keywords: Women's Monastery of the Nativity of Christ, date of foundation, Yeniseisk, archpriest D. Evtihiev, archimandrite Athanasy.

The article has been received by the editor on 24.01.2024. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Александр Ананьевич Бродников, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, e-mail: brodnikov.alexandros@yandex.ru

Aleksandr Anan'evich Brodnikov, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, e-mail: brodnikov.alexandros@yandex.ru

Аннотация. В енисейском краеведении с середины XIX столетия сформировалась легенда о том, что Енисейский женский Христорождественский монастырь был основан в 1623 г. Изучение историографии позволило установить, что автором этой даты является архимандрит Афанасий, прибывший в 1861 г. в Енисейск в качестве наместника Спасского монастыря. Именно эта дата была указана им в небольшой заметке о Христорождественском монастыре, опубликованной в «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.». Прибывший через десять лет в Енисейск протоиерей Д. Евтихиев, занимаясь в городе и уезде просветительской деятельностью, не мог пройти мимо публикации архимандрита Афанасия. В 1885 г. в «Енисейских епархиальных ведомостях» им был опубликован исторический очерк об Иверском монастыре (так с 1871 г. стал называться Христорождественский монастырь), а в 1887 г. этот очерк был издан в Енисейске отдельной брошюрой. Учитывая то, что о. Димитрий в Енисейске возглавлял несколько благочиний, заведовал енисейскими монастырями, был духовником Иверского монастыря и законоучителем ряда учебных заведений, он имел большой авторитет среди жителей города. После издания его очерка дата 1623 г. стала встречаться в работах исследователей истории Сибири (Андриевич, Латкин). В Енисейске же эта дата была внесена основателем краеведческого музея А.И. Кытмановым в свою «Краткую летопись Енисейского уезда». Хотя ряд историков, занимавшихся историей Енисейска XVII в., высказывал аргументированные сомнения относительно верности этой даты, ситуация оставалась неизменной. В 2005 г. был издан том III «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, в котором опубликованы документы 1653-1654 гг. об открытии в Енисейске Христорождественского женского монастыря. Однако это не повлияло на позицию заинтересованных лиц: 1623 г. продолжает фигурировать в енисейском краеведении как дата учреждения монастыря и в настоящее время поддерживается Красноярским краевым управлением культуры и руководством Енисейской епархии.

Ключевые слова: Христорождественский женский монастырь, дата основания, Енисейск, протоиерей Д. Евтихиев, архимандрит Афанасий.

Статья поступила в редакцию 24.01.2024 г.

Нередко в истории старых населенных пунктов появляются даты, становящиеся впоследствии легендарными. Их возникновение зачастую сложно объяснить: они просто существуют в местном краеведении и как бы неразрывно связаны с историей этих населенных пунктов. В истории Енисейска, который в 2019 г. отметил свое 400-летие, одной из таких дат стал год основания Енисейского Христорождественского девичьего монастыря, который, согласно утвердившейся в Енисейском краеведении версии, был основан в 1623 г. Эта версия, совершенно безапелляционно закрепившаяся теперь уже не только на городском уровне, но и на уровне Управления культуры Красноярского края и Красноярской епархии, позволила Иверскому монастырю (так с 1871 г. стал называться Христорождественский монастырь) 31 июля 2023 г. отпраздновать свое 400-летие (рис. 1, 2).

Поскольку эта дата - 1623 год - противоречит сведениям, которыми располагают исследователи, занимавшиеся историей Енисейска XVII в., у автора настоящих строк возникла цель выяснить, когда же она появилась в научной литературе и закрепилась в краеведении.

Изучение историографии позволило выяснить, что первое упоминание 1623 г. в качестве времени основания женского Христорождественского (Рождественского - как его чаще называют в сохранившейся документации) монастыря связано с именем архимандрита Афанасия, назначенного в 1861 г. настоятелем Енисейского Спасского монастыря (рис. 3). На наш взгляд, важным обстоятельством является то, что в том же 1861 г. была учреждена Енисейская епархия и духовенство стремилось придать духовным учреждениям Енисейска «законную» древность. В 1863 г. в «Памятной книжке Енисейской губернии на 1863 г.»

Рис. 1. Енисейский Иверский (Христорождественский) девичий монастырь. Фото конца XIX в. (Из фондов Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А.И. Кытманова)

архимандрит Афанасий публикует сведения о Енисейском Спасском монастыре1 и краткие сведения о Христорождест-венском монастыре2, где годом основания монастыря назван 1623 г., а «первою строительницею была игуменья Параскева, по фамилии Племянникова»3.

Если принять эту версию, то довольно странным выглядит решение властей создать женский монастырь на окраине российских владений в Сибири, где даже служилые люди небольшого гарнизона в сто человек не ощущали себя в безопасности. Именно в 1623 г. в Енисейский острог прибыл первый воевода Яков Игнатьевич Хрипунов с первым постоянным контингентом служилых людей4. При нем был отстроен и по настоящему укреплен острог, при нем же в Енисейске построена первая церковь - Введения Пречистой Богородицы во храм, которая еще зимой 1625/1626 г. оставалась неосвященной по причине отсутствия священника5. С проблемой острого недостатка духовенства в сибирских городах столкнулся первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприан по прибытию своему в Тобольск. Острый недостаток священников в строящихся храмах Сибири сохранялся и позднее - например, первые якутские воеводы П. Головин и М. Глебов в конце 1630-х гг. везли с собой в Якутск священников и дьякона из Казани6.

Но более важный вопрос - а для кого создавать женский монастырь? В Енисейском уезде в это время был катастрофический недостаток женщин: енисейские стрельцы все еще или оставались холостыми, или их жены находились где-то «на Руси», а малочисленные крестьяне подавали челобитные о присылке им жен, так как были не в состоянии в одиночку выполнять все возложенные на них воеводой государевы обязанности7. Первой женщиной в Енисейском остроге, зафиксированной в известных нам документальных источниках, была жена утонувшего в декабре 1625 г. в Оби стрелецкого сотника Поздея Фирсова Алена Андреевна, на которой весной 1626 г. с грубейшим нарушением духовных правил со скандалом женился подьячий Максим Перфирьев8.

Рис. 2. Воскресенская церковь, переданная Иверскому монастырю. Фото автора, 2019 г.

1 Афанасий, архимандрит. Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 333-345.

2 Афанасий, архимандрит. Краткое сведение об Енисейском женском Христорождественском 3 класса монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 346-350.

3 Там же. С. 346.

4 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 12. Л. 350-351.

5 Там же. Стб. 6. Л. 42-43, 44-60.

6 Там же. Стб. 75. Л. 25.

7 Там же. Стб. 12. Л. 137-139.

8 Там же. Л. 69.

Рис. 3. Енисейский Спасский мужской монастырь. Фото автора, 2019 г.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что, согласно версии архимандрита Афанасия, первая настоятельница Параскева Племянникова управляла Христо-рождественским монастырем до 1664 г., когда игуменьей стала Стефанида9. То есть, согласно этой версии, первая игуменья управляла монастырем 41 год - невероятное долголетие!

В «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, где он рассматривает деятельность первого Тобольского и Сибирского архиепископа Киприана, среди уже существовавших в Сибири и основанных при нем монастырей енисейские монастыри не упо-минаются10. То же самое мы видим и в «Сибирской истории» И.Э. Фишера:

в разделе, где говорится об основании Сибирской и Тобольской епархии и основании в Сибири монастырей, об упоминании енисейских монастырей речь не идет11. Последующие дореволюционные исследователи если вели речь о Енисейском Христорождественском монастыре, то в качестве даты его основания упоминали 1664 г., как, например, И.С. Пестов и А.П. Степанов12.

Далее мы вновь подходим к просветительской деятельности архимандрита Спасского монастыря Афанасия, магистра богословия, который ранее был профессором богословия в семинариях Курской, Орловской, Воронежской и Кишиневской губерний и контролировал процесс законоучительной деятельности в этих губерниях. Возникает вопрос - по какой причине столь заслуженный деятель в сфере духовного образования, получивший чин архимандрита еще в 1845 г., перемещается из южных губерний в далекий Енисейск настоятелем третьеклассного монастыря? Ссылаясь в кратком очерке об истории женского Христо-рождественского монастыря на некие «записи сего монастыря», архимандрит заявляет, что монастырь был основан по благословению архиепископа Киприана в 1623 г.13

При этом известно, что в начале 1650-х гг. енисейский воевода А. Пашков отводил для Рождественского монастыря земли на юге Енисейского уезда по р. Черной14. Первоначально образовавшаяся там деревня называлась Монастырщиной, но через короткий промежуток времени стала называться Рождественской. В.А. Александров отмечал, что с 1642 г. добиваться отвода земель в тех местах начали старцы Спасского монастыря и даже на Черной речке монастырь основал какое-то селение. Возможно, именно оно потом перешло к Рождественскому монастырю и превратилось в село Рождественское15. Занимавшийся изучением монастырских хозяйств Сибири Л.П. Шорохов считал, что основание Енисейского Рождественского монастыря произошло в 1664 г., и к 1679 г. у него было две деревни, в том числе будущее село Рождественское16. Сохранившееся до настоящего времени село Рожде-

9 Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 15941893 год. Красноярск, 2016. С. 12.

10 Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 2000. Т. II. С. 79-86.

11 Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири. СПб., 1774. С. 300-313.

12 Пестов И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири., 1831 г. М., 1833. С. 141; Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч. I. С. 157.

13 Афанасий, архимандрит. Краткое сведение... С. 346-350.

14 Александров В.А. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. (Енисейский край). М., 1964. С. 199; Копълов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосибирск, 1965. С. 111.

15 Александров В.А. Русское население Сибири. С. 113.

16 Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVШ вв. (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск, 1983. С. 26, 32, 54, 62.

ственское находится на территории Казачинского района, в 7 км от Енисейского тракта у села Галанино.

Отмечал В.А. Александров и начавшуюся с конца XVII в. и усилившуюся через несколько десятилетий тенденцию ухода крестьян южных деревень Енисейского уезда на территорию Красноярского уезда. Активно перемещались в соседний уезд крестьяне из деревень, тянувшихся вверх по Енисею от устья Ангары (деревни Каргина, Стреловская, Подпорожная и др.) до самой границы уезда17.

Вероятно, следствием этой тенденции стало переселение в 1756 г. почти двухсот крестьянских семей из с. Рождественское на юг, на территорию Красноярского уезда, и основание ими с. Устюжского. Село принадлежало Рождественскому монастырю до секуляризации в 1764 г. В настоящее время - с. Устюг на севере Емельяновского района Красноярского края, оно находится примерно в 7 км от Енисейского тракта у с. Таскино.

В 1825 г. в с. Устюжском в семье священника родился Димитрий Евтихиев. У нас нет сведений, было ли семейство Евтихиевых потомками крестьян Рождественского монастыря, что, впрочем, очень вероятно. Да и деятельность протоиерея Д. Евтихиева в Енисейске позволяет предполагать существование некоего особого его отношения к Енисейскому Христорождественскому монастырю.

Прежде чем вести речь о деятельности протоиерея Д. Евтихиева в Енисейске, необходимо предоставить некоторые сведения о его предшествующей службе. В 1846 г., после окончания Иркутской духовной семинарии, Д. Евтихиев получает духовный сан и становится вторым священником Троицкого собора в Ачинске18. В июне 1857 г. он был определен законоучителем Ачинского приходского училища19. В следующем, 1858 г., Д. Евтихиев был переведен в Канск исполняющим обязанности благочинного в Спасский собор20 «в полной надежде, - как сказано епархиальным начальством, - что по способностям и ревности устроит то, что найдет неустроенным по собору и благочинию»21. Иерей Д. Евтихиев оправдал возлагаемые на него надежды. В том же году он был утвержден в качестве благочинного канских городских и сельских церквей, в 1860 г. возведен в сан протоиерея и в 1861 г. назначен законоучителем городского двухклассного училища. Активно занимался Д. Евтихиев в Канске и общественной деятельностью: он был директором Канского отделения попечительного общества о тюрьмах, сотрудником попечительства о бедных, членом

22

статистического и оспенного комитетов22.

За 14-летний период службы в Канске протоиерей Д. Евтихиев не только оправдал возложенные на него надежды со стороны руководства Енисейской епархии, но и заслужил авторитет среди прихожан. В 1872 г. он получил архипастырское благословение и благодарность, которые были объявлены «за найденную при обозрении Канского Спасского собора исправность и порядок». Согласно подсчетам прихожан, трудами о. Димитрия Спасский собор получил всевозможных пожертвований, использованных для приобретения внутренних украшений и культовых принадлежностей, на сумму около 20 тыс. руб.

17 Александров В.А. Русское население Сибири. С. 101.

18 Духовенство Русской православной церкви в XX веке. URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/5807/ (дата обращения: 14.04.2022).

19 Двадцатипятилетие законоучительной деятельности отца протоиерея Енисейского Богоявленского собора Димитрия Иоанновича Евтихиева // Енисейские епархиальные ведомости. 1886. № 23. Отд. неофициальный. С. 294.

20 Интересно отметить, что в Спасском соборе Канска до 1842 г. служил Алексей Стефанович Евтихиев, имевший только домашнее образование: с 1808 г. - дьячком, с 1824 г. - дьяконом и с 1826 г. - священником. В 1842 г. по собственному желанию был переведен в священники Николаевской церкви с. Анцирь, в 12 км от Канска. До своей кончины в июле 1865 г. о. А. Евтихиев много сделал для ремонта этого храма и украшения его иконостаса, вкладывая и значительные собственные средства. После смерти был отпет благочинным прото-иреем Канского Спасского собора Дмитрием Евтихеевым и погребен на территории Николаевской церкви. Был ли А. Евтихиев в родственных отношениях с Д. Евтихиевым - нам неизвестно. См.: Село Анцирь. Ч. 2. URL: http://www.внедороги.рф/articles/416-selo-ancyr-chast-2.html (дата обращения: 17.02.2024).

21 Двадцатипятилетие законоучительной деятельности отца протоиерея Енисейского Богоявленского собора Димитрия Иоанновича Евтихиева. С. 294.

22 Духовенство Русской православной церкви в XX веке.

В результате такой активной деятельности о. Димитрия Евтихиева ранее довольно скромный Спасский собор стал сердцем Канска. Он стал притягивать к себе внимание местного купечества, поток пожертвований храму со стороны прихожан усилился. Например, в 1876 г. купец Г.П. Гадалов пожертвовал собору колокол весом в 335 пудов. Канск стал чувствовать себя самодостаточным и перспективным городом23.

Когда протоиерей Д. Евтихиев получил в 1873 г. назначение в Енисейск, канское духовенство и горожане в благодарность за его служение поднесли ему адрес и золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Как сказано в статье, посвященной двадцатипятилетию его законоучительной деятельности и опубликованной в «Енисейских епархиальных ведомостях», о. Димитрий «Едва ли не первый из сибирских протоиереев... получил наперсный крест от прихожан, - что дает ему особенную честь и право стать наряду с заслуженными пастырями Сибири»24.

В апреле 1873 г. уже весьма заслуженный пастырь протоиерей Димитрий Иоаннович Евтихиев прибыл в Енисейск25. Из Канска он был переведен на новое место службы «в видах пользы Церкви»26. В Енисейске о. Димитрий оставался до самой своей кончины 5 декабря 1908 г. (рис. 4)27. Похоронен на территории Богоявленского собора (рис. 5). В советское время его захоронение было утеряно.

В Енисейске протоиерей Евтихиев становится сначала благочинным Енисейских городских монастырей и церквей (с 8 июля 1873 г.). В последующем его деятельность расширяется: он возглавляет четвертое, а затем и третье благочиния Енисейских окружных церквей (в 1877-1885 гг.). В отдельные промежутки времени он назначается управляющим Спасским мужским монастырем (с 1874 и с 1883 г.), а с 1875 г. - духовником Ивер-ского женского монастыря, с 1893 г. - заведующим обоими монастырями. Активно занимается о. Димитрий и законоучительной деятельностью, являясь председателем училищного совета в училище девиц духовного звания, законоучителем Енисейских уездного училища (с 1874) и мужской прогимназии (с 1881), в отдельные годы классный наставник в 5-м классе прогимназии. Несколько раз Д. Евтихиев избирался председателем проходивших в Красноярске съездов духовенства Енисейской епархии по делам духовно-учебных заведений (1887, 1891, 1893). Был он также председателем Енисейского уездного отделения епархиального училищного совета (с 1888) и заведующим Иверской двухклассной школой28.

В 1885 г. протоиерей Д. Евтихиев на страницах семи номеров «Енисейских епархиальных ведомостей» опубликовал очерк об истории Иверского монастыря. В этом очерке, ссылаясь на некую летопись, т.е. повторяя высказывание архимандрита Афанасия, Д. Евти-

23 Пантелеева Ю. История Спасского собора. URL: https://studylib.ru/doc/3805556/panteleeva-yu_istoriya-spasskogo-sobora (дата обращения: 17.02.2024).

24 Двадцатипятилетие законоучительной деятельности отца протоиерея Енисейского Богоявленского собора Димитрия Иоанновича Евтихиева. С. 295-296.

25 Двадцатипятилетие законоучительной деятельности. С. 296; Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда. С. 497.

26 Духовенство Русской православной церкви в XX веке.

27 Необходимо отметить, что в 1860-е гг. по крайней мере пять представителей семейства Евтихиевых несли службу в разных округах Енисейской епархии в качестве иереев и протоиереев. См.: Вторая памятная книжка Енисейской губернии на 1865 и 1866 гг. Издана Енисейским статистическим комитетом. СПб., 1865. С. 335341.

28 Духовенство Русской православной церкви в XX в. .

Рис. 4. Протоиерей Димитрий Иоаннович Евтихиев. Енисейск, 1899. Фото из семейного архива Ивана Николаевича Пигарёва, праправнука о. Димитрия (Источник: сайт «Духовенство русской православной церкви»)

Рис. 5. Богоявленский собор после восстановления. Фото автора, 2019 г.

хиев называет годом основания монастыря 1623 г.29 Два года спустя этот очерк без каких-либо изменений был издан им в Енисейске отдельной брошюрой30. Тираж в брошюре не указан, но надо полагать, эта книжка была широко распространена среди читающей части населения города.

Отец Д. Евтихиев к тому времени являлся весьма значимой фигурой в Енисейске. Кроме большой работы в духовной сфере, он занимал ряд должностей в учебных и общественных организациях города, где активно участвовали Игнатий Петрович и Александр Игнатьевич Кыт-мановы31. В 1886 г. енисейская городская верхушка и интеллигенция чествовали Д.И. Евтихиева по поводу двадцатипятилетия его законоучительной деятельности. Надо отметить, что благочинный к тому времени имел не только целый ряд почетных наград от руководства епархии и прихожан, но и ордена Российской империи - Анны 2-й и 3-й степени32.

В 1886 г. в Енисейске произошло еще одно важное для города событие -наконец-то было закончено строительство здания мужской прогимназии (в настоящее время - школа № 1). Поскольку о. Д. Евтифиев уже пять лет являлся в прогимназии законоучителем и учитывая его ранг и все его заслуги, несомненно, что он и провел обряд освящения нового здания (рис. 6).

Необходимо также отметить, что упомянутый выше И.П. Кытманов, золотопромышленник, купец 1-й гильдии, в это время был городским головой Енисейска (рис. 7). Именно он был инициатором строительства здания мужской прогимназии и внес значительную часть средств

на ее строительство33. Совершенно очевидно, что И.П. Кытманов и Д.И. Евтихиев, светский и духовный лидеры города, были не просто хорошими знакомыми, но имели если не дружеские, то приятельские отношения. В этой ситуации, на наш взгляд, А.И. Кытманов (рис. 8) из уважения к заслуженному деятелю города и к своему отцу просто не мог не включить в свою «Краткую летопись Енисейска» изложенную в брошюре протоиерея Д. Евтихиева информацию об основании в Енисейске женского монастыря в 1623 г. А.И. Кытманов,

Рис. 6. Енисейская мужская прогимназия (в последующем -гимназия). В настоящее время - школа № 1. (Из фондов Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А.И. Кытманова)

29 Евтихиев Д., (протоиерей). Енисейский Иверский девичий монастырь. Исторический очерк // Енисейские епархиальные ведомости. 1885. Отдел неофициальный. № 7. С. 121-126; № 8. С. 142-145; № 12. С. 214-216; № 14. С. 244-249; № 15. С. 267-275; № 18. С. 319-324; № 21. С. 336-341.

30 Евтихиев Д., (протоиерей). Описание Енисейского Иверского девичьего монастыря. Енисейск, 1887.

31 Кытмановы И.П. и А.И. - отец и сын, енисейские купцы 1-й гильдии, золотопромышленники и меценаты. Активно участвовали в общественной и культурной жизни города. См.: Поздеева Н.В. Александр Игнатьевич Кытманов. Человек полезный для общества. Красноярск, 2023.

32 Двадцатипятилетие законоучительной деятельности... С. 296.

33 И.П. Кытманов внес на строительство здания прогимназии 50 000 рублей. См.: Поздеева Н.В. Александр Игнатьевич Кытманов... С. 16.

выпускник Санкт-Петербургского университета 1881 г., имел степень кандидата естественных наук и являлся одним из инициаторов и создателей Енисейского краеведческого музея. Как и его отец, А.И. Кытманов регулярно выделял собственные средства на содержание енисейских учебных заведений, а с 1884 г. участвовал в жизни города, занимая выборные должности34.

Тем не менее возникает вопрос - о какой же летописи мог вести речь протоиерей Евтихиев? Основные сибирские летописи (Кунгурская, Есиповская и Строгановская) таких сведений не содержат35. Судя по всему, Д. Евтихиев воспринял упоминание архимандрита Афанасия о неких «записях сего монастыря» как неоспоримый факт и в свою очередь преподнес его со ссылкой на некую неизвестную ему летопись.

После этого 1623 г. становится практически неоспоримой датой основания Христорождественского монастыря: ее приводят в своих трудах последующих лет многие известные исследователи. Указывает ее В.К. Андри-евич, ссылаясь на Клировые книги Енисейской епархии36, видимо, имея в виду «Енисейские епархиальные ведомости». Эту же дату основания Христорождественского монастыря приводит Н.В. Латкин, не указывая свой источник информации37. В.В. Зверинский указывает, что, по некоторым источникам, енисейский

Христорождественский монастырь был основан в 1623 г. и первой игуменьей была Параскева Племянникова. Но почему-то отмечает, что первоначально, с начала XVII в., монастырь был мужским. В женский он был обращен «неизвестно когда» и первой игуменьей в 1664 г. упоминается Степанида38. А вот П.Н. Буцинский, описывая деятельность первого сибирского архиепископа Киприана, Енисейский Христорождественский монастырь не упоми-

Рис. 7. Кытманов Игнатий Петрович (18201895). Енисейский городской голова, купец 1-й гильдии, золотопромышленник. Фото из фондов Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А.И. Кытманова

39

Рис. 8. Кытманов Александр Игнатьевич (1858-1910). Основатель Енисейского краеведческого музея. (Фото из фондов Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А.И. Кытманова)

нает

Автор монографии о Енисейском уезде А.Н. Копылов, работая в 1950-1960-е гг. с архивными материалами, обратил внимание, что в документации Сибирского приказа сведений об этом монастыре до начала 1650-х гг. нет40. Более того, в архивной документации историк обнаружил информацию, согласно которой в 1679 г. сами монахини сообщали, что их монастырь был основан при воеводе А.Ф. Пашкове. Это свидетельство позволило А.Н. Копылову усомниться в том, что датой основания Христорождественского монастыря был 1623 г.

34 Поздеева Н.В. Александр Игнатьевич Кытманов... С. 51-71, 121-128, 136-140.

35 См., например: Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. СПб., 1880; Полное собрание русских летописей. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М., 1987; Летописи сибирские. Новосибирск, 1991.

36 Андриевич В.К. История Сибири в 2 частях. СПб., 1889. Ч. I. С. 184.

37 Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892. С. 416.

38 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. С. 401.

39 Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский архиепископ Киприан // Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах. Тюмень, 1999. Т. 2. С. 199-250.

40 Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. ... С. 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автору настоящих строк в 2000 г., работая в Санкт-Петербурге в Архиве Академии наук, довелось в копийных книгах Г.Ф. Миллера обнаружить документы, указывающие, что Христорождественский монастырь действительно был учрежден при воеводе Пашкове. Это датированная 20 августа 1652 г. челобитная жителей Енисейска на имя архиепископа Сибирского и Тобольского Симеона о построении церкви Рождества и девичьего монастыря и сопровождающая ее отписка воеводы Пашкова41. Енисейцы просили в челобитной, чтобы архиепископ «велел им. в Енисейском остроге на посаде за Мелнишною рекою на новом месте воздвигнути храм в готовом лесу во имя Рождества Христова. да в пределе Рождество Пречистые Богородицы и к той церкви построить девичь монастырь.». Через год, в августе 1653 г., енисейцы просили архиепископа прислать к построенным церквям и монастырю «попа, а в монастырь игуменью. чтоб. церкви божии без пенья, а старицы бы в подначале становились». Эта челобитная также сопровождалась отпиской воеводы42. Таким образом, исходя из сроков передвижения по сибирским рекам и скорости принятия решений, Христорождественский монастырь был построен в 1653 г., а первая игуменья могла прибыть в Енисейск не ранее конца лета 1654 г.

В 2005 г. вышел из печати ранее не издававшийся третий том «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, в котором были опубликованы эти документы43. Казалось бы, вопрос разрешился - что можно противопоставить документальным свидетельствам? Тем не менее в разных научных и околонаучных изданиях продолжает фигурировать в качестве даты основания Христорождественского монастыря 1623 год.

Так, автор книги о Енисейской епархии Г.В. Малашин основание Иверского женского монастыря по-прежнему относит к 1623 г.: «1623 г., был первоначально освящен как Христорождественский»44. Рассказывая о попытке первого учреждения Енисейской епархии в 16811682 гг., автор делает замечательное высказывание: «В истории Православия на Енисее есть целый ряд дат, которые еще не стали предметом основательных фундаментальных трудов», и возносит дифирамбы в адрес трудов Г.Ф. Миллера, делая ссылку на все три тома его «Истории Сибири»45. Вот только опубликованные там документы о дате основания Христо-рождественского монастыря почему-то остались без внимания автора.

Эта же дата основания женского монастыря, 1623 г., присутствует в статье красноярских археологов о раскопках захоронения Даниила Ачинского46, изданной в сборнике научных статей по итогам проходившей в Енисейске в 2017 г. научной конференции.

Первое известное нам упоминание реальной даты основания монастыря в 1653 г. встречается в монографии И.Г. Федорова. При этом исследователь упоминает и две другие прежние даты предполагаемого основания монастыря, но как исторические гипотезы -1623 и 1664 гг.47 В качестве строителей монастыря автор называет игуменью Стефаниду и воеводу А. Пашкова48.

Таким образом, извлеченная архимандритом Афанасием в начале 1860-х гг. из «некоей» летописи, до сего времени неизвестной историкам, дата 1623 г. закрепилась благодаря историческому очерку, написанному через двадцать пять лет протоиереем Д. Евтихиевым. Его авторитет и опубликованный им очерк, где указанная дата приводится как неоспоримая, способствовали ее закреплению в енисейском краеведении. Позднее эта дата была внесена А.И. Кытмановым в свою «Летопись Енисейского уезда», после чего стала неоспоримой сначала среди енисейских краеведов, а затем получила поддержку и на краевом уровне.

41 СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 256 об.-257, № 171, 172.

42 Там же. Л. 263 об.-264 об., № 176, 177.

43 Миллер Г.Ф. История Сибири. 2005. Т. III. С. 372, 377-378.

44 Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Историко-публицистические очерки. Красноярск, 2011. С. 23.

45 Там же. С. 56.

46 Лысенко Д.Н., Галухин Л.Л. История и почитание местночтимого святого Даниила Ачинского в археологических источниках Енисейска // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2017. С. 78.

47 Фёдоров И.Г. Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период. Красноярск, 2017. С. 23, 25-26.

48 Там же. С. 154.

Получается, что стремившийся напомнить о себе (видимо церковному руководству) архимандрит Афанасий, за какие-то грехи сосланный в Енисейск, создал легенду, в существовании которой теперь заинтересованы определенные круги, для которых сведения из обнаруженных документов XVII в. в лучшем случае являются только одной из версий времени основания Енисейского Христорождественского монастыря.

Литература

Александров В.А Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. (Енисейский край). М.: Наука, 1964. 304 с.

Андриевич В.К. История Сибири в 2 частях. СПб., 1889. Ч. I. 210 с.

Афанасий, архимандрит. Краткое сведение об Енисейском женском Христорожде-ственском 3 класса монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 346-350.

Афанасий, архимандрит. Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 333-345.

Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский архиепископ Киприан // Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. Т. 2. 328 с.

Вторая памятная книжка Ениейской губернии на 1865 и 1866 гг. Издана Енисейским статистическим комитетом. СПб., 1865. 344 с.

Двадцатипятилетие законоучительной деятельности отца протоиерея Енисейского Богоявленского собора Димитрия Иоанновича Евтихиева // Енисейские епархиальные ведомости. 1886. № 23. Отд. неофициальный. С. 293-300.

Евтихиев Д., протоиерей. Енисейский Иверский девичий монастырь. Исторический очерк // Енисейские епархиальные ведомости. 1885. Отдел неофициальный. № 7. С. 121-126; № 8. С. 142-145; № 12. С. 214-216; № 14. С. 244 -249; № 15. С. 267-275; № 18. С. 319-324; № 21. С. 336-341.

Евтихиев Д., протоиерей. Описание Енисейского Иверского девичьего монастыря. Енисейск: типография М.А. Абалакова, 1887. 36 с.

Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1892. Т. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 гг. IV + 462 с.

Копылов АН. Русские на Енисее в XVII в. Новосибирск, 1965. 300 с. Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. СПб., 1880. II + 48 с. + III. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594-1893 гг. Красноярск, 2016. 888 с.

Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892. 442 с. Летописи сибирские / сост. и общ. ред. Е.И. Дергачевой-Скоп. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. 272 с.

Лысенко Д.Н., Галухин Л.Л. История и почитание местночтимого святого Даниила Ачинского в археологических источниках Енисейска // Культура русских в археологических исследованиях. Омск: Наука, 2017. С. 78-83.

Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Историко-публицистические очерки. Красноярск: Восточная Сибирь, 2011. 480 с.

Миллер Г.Ф. История Сибири. М.: Восточная литература, 2000. Т. II. 800 с.; 2005. Т. III.

600 с.

Пантелеева Ю. История Спасского собора [Электронный ресурс]. URL: https:// studylib.ru/doc/3805556/panteleeva-yu_istoriya-spasskogo-sobora (дата обращения: 17.02.2024).

Пестов И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. 1831 г. М., 1833. 297+X с.

Поздеева Н.В. Александр Игнатьевич Кытманов. Человек полезный для общества. Красноярск: Офсет, 2023. 208 с.

Полное собрание русских летописей. М.: Наука, 1987. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. 384 с.

Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч. I. 278 с.; Ч. II. 139 + XIV с.

Федоров И.Г. Очерки по истории монастырей Приенисейской Сибири в досоветский период. Красноярск: Поликом, 2017. 160 с.

Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири. СПб., 1774. 631 с.

Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1983. 164 с.

References

Alexandrov, V.A. (1964). Russkoe naselenie Sibiri XVII - nachala XVIII v. (Eniseyskiy kray) [The Russian Population of Siberia of the 17th - Beginning of the 18th Century (Yeniseisk Region)]. Moscow, Nauka. 304 p.

Andrievich, V.K. (1889). Istoriya Sibiri v 2 chastyah [History of Siberia in 2 Parts]. St. Petersburg. Part 1. 210 p.

Athanasius, archimandrite (1863). Kratkoe svedenie ob Eniseyskom zhenskom Hristo-rozhdestvenskom 3 klassa monastyre [Brief Information about the Yeniseisk Women's Christ-Giving Monastery of the 3rd Class]. In Pamyatnaya knizhka Eniseyskoy gubernii na 1863 g. St. Petersburg, pp. 346-350.

Athanasius, archimandrite (1863). Svedenie ob Eniseyskom Spasskom muzhskom monastyre [Information about the Yeniseisk Spassky Monastery]. In Pamyatnaya knizhka Eniseyskoy gubernii na 1863 g. St. Petersburg, pp. 333-345.

Bucinsky, P.N. (1999). Otkrytie Tobol'skoy eparkhii i pervyy Tobol'skiy arhiepiskop Kiprian [The Opening of the Tobolsk Diocese and the First Tobolsk Archbishop Cyprian]. In Bucinsky P.N. Sochineniya v 2-kh tomakh. Tyumen, Izdatel'stvo Yu. Mandriki. Vol. 2. 328 p.

Dergacheva-Skop, E.I. (Ed). (1991). Letopisi sibirskie [Siberian Chronicles]. Novosibirsk, Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo. 272 p.

(1886). Dvadtsatipyatiletie zakonouchitel'noy deyatel'nosti ottsa protoiereya Eniseyskogo Bogoyavlenskogo sobora Dimitriya Ioannovicha Evtihieva [Twenty-Fifth Anniversary of the Law-Teaching Activity of Father Archpriest of the Yeniseisk Epiphany Cathedral Dimitri Ioannovich Evtihiev]. In Eniseyskie eparhial'nye vedomosti. No. 23. Otdel neofitsialnyy, pp. 293-300.

Evtihiev, D., archpriest. (1885). Eniseyskiy Iverskiy devichiy monastyr'. Istoricheskiy ocherk [The Yeniseisk Iversky Maiden Monastery. Historical Essay]. In Eniseyskie eparhial'nye vedomosti. The department is unofficial. No. 7, pp. 121-126; No. 8, pp. 142-145; No. 12, pp. 214-216; No. 14, pp. 244-249; No. 15, pp. 267-275; No. 18, pp. 319-324; No. 21, pp. 336-341.

Evtihiev, D., archpriest. (1887). Opisanie Eniseyskogo Iverskogo devich'ego monastyrya [Description of the Yeniseisk Iversky Maiden Monastery]. Yeniseisk, Tipographiya M.A. Abala-kova. 36 p.

Fedorov, I.G. (2017). Ocherki po istorii monastyrey Prieniseyskoy Sibiri v dosovetskiy period [Essays on the History of Monasteries of Yenisei Siberia in the Pre-Soviet Period]. Krasnoyarsk, Polikom. 160 p.

Fisher, I.E. (1774). Sibirskaya istoriya s samogo otkrytiya Sibiri [Siberian History Since the Discovery of Siberia]. St. Petersburg. 631 p.

Kopylov, A.N. (1965). Russkie na Enisee v XVII v. [Russians on the Yenisei in the 17th Century]. Novosibirsk. 300 p.

(1880). Kratkaya sibirskaya letopis (Kungurskaya) so 154 risunkami [A Brief Siberian Chronicle (Kungur) with 154 Drawings]. St. Petersburg. II + 48 p. + III.

Kytmanov, A.I. (2016). Kratkaya letopis' Eniseyskogo uezda i Turuhanskogo kraya Eniseyskoy gubernii, 1594-1893 g. [A Brief Chronicle of the Yeniseisk Uyezd and Turukhansk Territory of the Yeniseisk Province in 1594-1893]. Krasnoyarsk. 888 p.

Latkin, N.V. (1892). Eniseyskaya guberniya, ee proshloe i nastoyashchee [Yeniseisk Province, Its Past and Present]. St. Petersburg. 442 p.

Lysenko, D.N., Galukhin, L.L. (2017). Istoriya i pochitanie mestnochtimogo svyatogo Daniila Achinskogo v arkheologicheskikh istochnikakh Eniseyska [The History and Veneration of the Locally Venerated Saint Daniel of Achinsk in the Archaeological Sources of Yeniseisk]. In Kul'tura russkikh v arheologicheskikh issledovaniyakh. Omsk, Nauka. pp. 78-83.

Malashin, G.V. (2011). Krasnoyarskaya (Eniseyskaya) eparhiya RPC: 1861-2011 gg. Istoriko-publitsisticheskie ocherki [Krasnoyarsk (Yeniseisk) Diocese of the Russian Orthodox Church: 1861-2011 Historical and Publicistic Essays]. Krasnoyarsk, Vostochnaya Sibir'. 480 p.

Miller, G.F. (2000-2005). Istoriya Sibiri [The History of Siberia]. Moscow, Vostochnaya literatura. Vol. II. 800 p. Vol. III. 600 p.

Panteleeva, Yu. Istoriya Spasskogo sobora [The History of the Spassky Cathedral]. Available at: URL: https://studylib.ru/doc/3805556/panteleeva-yu_istoriya-spasskogo-sobora (date of accessed 17.02.2024).

Pestov, I.S. (1833). Zapiski ob Eniseyskoy gubernii Vostochnoy Sibiri. 1831 g. [Notes on the Yeniseisk Province of Eastern Siberia. 1831]. Moscow. 297 + X p.

(1987). Polnoe sobranie russkih letopisey [The Complete Collection of Russian Chronicles]. Vol. 36. Sibirskie letopisi. Part 1. Gruppa Esipovskoy letopisi. Moscow. 384 p.

Pozdeeva, N.V. (2023). Aleksandr Ignatyevich Kytmanov. Chelovek poleznyy dlya obshche-stva [Alexander Ignatievich Kytmanov. A Person Useful to Society]. Krasnoyarsk, Of set. 208 p.

Shorokhov, L.P. (1983). Korporativno-votchinnoe zemlevladenie i monastyrskie krest'yane v Sibiri v XVII-XVIII vv. (razvitie feodal'nykh otnosheniy i ih osobennosti) [Corporate Patrimonial Land Ownership and Monastic Peasants in Siberia in the 17th-18th Centuries (Development of Feudal Relations and Their Features)]. Krasnoyarsk, Izdatel'stvo Krasnoyarskogo universiteta. 164 p.

Stepanov, A.P. (1835). Eniseyskaya guberniya [Yeniseisk Province]. St. Petersburg. Part I. 278 p.; Part II. 139 + XIV p.

(1865). Vtoraya pamyatnaya knizhka Enieyskoy gubernii na 1865 i 1866 gg. Izdana Eniseyskim statisticheskim komitetom [The Second Commemorative Book of the Yeneisk Province for 1865 and 1866. Published by the Yeniseisk Statistical Committee]. St. Petersburg. 344 p.

Zverinsky, V.V. (1892). Material dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravo-slavnykh monastyryah v Rossiyskoy imperii s bibliograficheskim ukazatelem [Material for Historical and Topographical Research on Orthodox Monasteries in the Russian Empire with a Bibliographic Index]. St. Petersburg. Vol. 2. Monasyri po shtatam 1764, 1786 i 1795. IV + 462 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.