Научная статья на тему 'Была ли построена в Енисейске церковь Михаила Малеина в 20-е годы xvii столетия? (об историографии одной проблемы в истории города)'

Была ли построена в Енисейске церковь Михаила Малеина в 20-е годы xvii столетия? (об историографии одной проблемы в истории города) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСКИЙ ОСТРОГ / ИСТОРИЯ ЕНИСЕЙСКА / ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА МАЛЕИНА / ИСТОРИОГРАФИЯ СИБИРИ / YENISEISK OSTROG / HISTORY OF YENISEISK / CHURCH OF MICHAEL MALEIN / HISTORIOGRAPHY OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бродников Александр Ананьевич

В статье рассматривается отражение в сибирской историографии частного случая из ранней истории Енисейска - о возможном строительстве в 20-е гг. XVII столетия в Енисейском остроге церкви Михаила Малеина. Изложенная в трудах исследователей конца XIX в. Н.В. Латкина и Н.Н. Оглоблина версия о существовании такого храма упоминается в сочинении основателя Енисейского краеведческого музея А.И. Кытманова, получившего название «Кытмановская летопись», но вызывает сомнение у автора настоящей статьи.Он анализирует научную литературу предшествующего времени (до 90-х гг. XIX в.) и ненаходит упоминания такой церкви в работах сибиреведов, начиная с Миллера и Фишера. Историки последующего времени также неоднозначно высказываются по этому поводу,хотя дискуссии в научной литературе не наблюдается. Тем не менее у автора складывается мнение, что горячими сторонниками существования этой церкви являются краеведы, для которых «Кытмановская летопись» является авторитетнейшим и неоспоримым источником. Рассматривая документальные источники по истории Енисейского острога первых десятилетий его существования, в т.ч. на которые ссылается Н.Н. Оглоблин, автор приходит к выводу о нецелесообразности строительства в то время в Енисейске второго храма, что и находит отражение в царском решении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAS THE CHURCH OF MICHAEL MALEIN BUILT IN YENISEISK IN THE 1620-S?(ON THE HISTORIOGRAPHY OF ONE PROBLEMIN THE HISTORY OF THE CITY)

The article considers the reflection in the Siberian historiography of a particular case from the early history of Yeniseisk - whether the Church of Michael Malein was built in the Yeniseisk ostrog in the 1620s. The version of the existence of such a temple is presented in the works of researchers of the late 19th century, N.V. Latkin and N.N. Ogloblin, It is also mentioned in the work of the founder of the Yeniseisk Museum of local lore, A.I. Kytmanov, which is titled “Kytman’s chronicle”. However, the author of the article questions this version. He analyzes the scientific literature of the previous time (published before the 1990s), and finds no mention of such a Church in the works on Siberian history, starting with G.F. Mueller and J.E. Fischer. Historians of later times also have mixed opinions on this issue, although there is no discussion in the scientific literature. Nevertheless, the author believes that the most ardent supporters of the existence of this Church are local historians, for whom the “Kytman’s chronicle” is the most authoritative and indisputable source. Considering the documentary sources on the history of the Yeniseisk ostrog of the first decades of its existence, including those cited by N.N. Ogloblin, the author comes to conclusion that it was not advisable to build a second temple in Yeniseisk at that time, which was also reflected in the Royal decision.

Текст научной работы на тему «Была ли построена в Енисейске церковь Михаила Малеина в 20-е годы xvii столетия? (об историографии одной проблемы в истории города)»

А.А. Бродников*

Была ли построена в Енисейске церковь Михаила Малеина в 20-е годы XVII столетия? (об историографии одной проблемы в истории города)

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-5 УДК 726.54(571.5) Выходные данные для цитирования: Бродников А.А. Была ли построена в Енисейске церковь Михаила Малеина в 20-е годы XVII столетия? (Об историографии одной проблемы в истории города) // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 62-71. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ ISTKURIER-2020-2-05.pdf

A.A. Brodnikov*

Was the Church of Michael Malein Built in Yeniseisk in the 1620s? (On the Historiography of one Problem in the History of the City)

DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-5 How to cite:

Brodnikov A.A. Was the Church of Michael Malein Built in Yeniseisk in the 1620s? (On the Historiography of one Problem in the History of the City) // Historical Courier, 2020, No. 2 (10), pp. 62-71. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2020/ ISTKURIER-2020-2-05.pdf

Abstract. The article considers the reflection in the Siberian historiography of a particular case from the early history of Yeniseisk - whether the Church of Michael Malein was built in the Yeniseisk ostrog in the 1620s. The version of the existence of such a temple is presented in the works of researchers of the late 19th century, N.V. Latkin and N.N. Ogloblin, It is also mentioned in the work of the founder of the Yeniseisk Museum of local lore, A.I. Kytmanov, which is titled "Kytman's chronicle". However, the author of the article questions this version. He analyzes the scientific literature of the previous time (published before the 1990s), and finds no mention of such a Church in the works on Siberian history, starting with G.F. Mueller and J.E. Fischer. Historians of later times also have mixed opinions on this issue, although there is no discussion in the scientific literature. Nevertheless, the author believes that the most ardent supporters of the existence of this Church are local historians, for whom the "Kytman's chronicle" is the most authoritative and indisputable source. Considering the documentary sources on the history of the Yeniseisk ostrog of the first decades of its existence, including those cited by N.N. Ogloblin, the author comes to conclusion that it was not advisable to build a second temple in Yeniseisk at that time, which was also reflected in the Royal decision.

Keywords: Yeniseisk ostrog; history of Yeniseisk; Church of Michael Malein; historiography of Siberia.

The article has been received by the editor on 13.02.2020.

Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье рассматривается отражение в сибирской историографии частного случая из ранней истории Енисейска - о возможном строительстве в 20-е гг. XVII столетия в Енисейском остроге церкви Михаила Малеина. Изложенная в трудах исследователей конца XIX в. Н.В. Латкина и Н.Н. Оглоблина версия о существовании такого храма упоминается в сочинении основателя Енисейского краеведческого музея А.И. Кытманова, получившего название «Кытмановская летопись», но вызывает сомнение у автора настоящей статьи. Он анализирует научную литературу предшествующего времени (до 90-х гг. XIX в.) и не находит упоминания такой церкви в работах сибиреведов, начиная с Миллера и Фишера. Историки последующего времени также неоднозначно высказываются по этому поводу, хотя дискуссии в научной литературе не наблюдается. Тем не менее у автора складывается

* Бродников Александр Ананьевич, доцент, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, e-mail: dora_179@ngs.ru

Brodnikov Alexander A., Associate Professor, Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, e-mail: dora_179@ngs.ru

мнение, что горячими сторонниками существования этой церкви являются краеведы, для которых «Кытмановская летопись» является авторитетнейшим и неоспоримым источником. Рассматривая документальные источники по истории Енисейского острога первых десятилетий его существования, в т.ч. на которые ссылается Н.Н. Оглоблин, автор приходит к выводу о нецелесообразности строительства в то время в Енисейске второго храма, что и находит отражение в царском решении.

Ключевые слова: Енисейский острог; история Енисейска; церковь Михаила Малеина; историография Сибири.

История Енисейского острога первых лет его существования имеет много спорных моментов, связанных с отсутствием достаточной источниковой базы по рассматриваемому периоду. Проблема эта возникла по причине пожара в Приказе Казанского Дворца, который произошел 3 мая 1626 г.1 и уничтожил практически все документы, имевшие отношение к Сибири, в т.ч. и к Енисейску. Поэтому история Енисейского острога 20-х гг. XVII в., в значительной своей части, является «белым пятном» для исследователей и многие события раннего периода удается выяснять, восстанавливать ретроспективным путем, по косвенным свидетельствам из источников более позднего времени. А часть выводов при этом нередко являются догадками и предположениями, тем не менее закрепляющимися в научной литературе. Зачастую это создает путаницу и споры между исследователями.

Среди многих спорных вопросов, касающихся ранней истории Енисейска, существует проблема начала церковного строительства в остроге: когда были построены первые енисейские храмы и основаны монастыри. В частности, спорным остается вопрос о том, существовала ли в Енисейском остроге в 20-е гг. XVII столетия церковь Михаила Малеина, которую собирались построить служилые люди енисейского гарнизона по обету.

В трудах историков упоминание этой церкви в Енисейском остроге начинает встречаться только с конца XIX в., а именно: в объемном сочинении Н.В. Латкина «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее», изданном в 1892 г.2, и в крошечной, менее, чем на одну страницу, заметке Н.Н. Оглоблина под названием «Звон в якори в Енисейске 1626 г.», опубликованной в разделе «Бытовые черты» периодического издания «Русская старина» в том же году3. При этом, если сотрудник Московского архива Министерства юстиции Оглоблин опирался в изложении своих сведений на документ Сибирского приказа4, то писатель и золотопромышленник Латкин, упоминая в своем очерке церковь Михаила Малеина, ссылок на какой-либо источник или использованную литературу не сделал5.

Н.В. Латкин в предисловии к своей книге отмечает, что после «описания Енисейской губернии, составленного первым ее губернатором Степановым в 1835 г., до сего времени не появлялось ни одного цельного очерка этого обширного края»6. При этом сообщает, что сам использовал в своей работе сочинения Словцова, Фишера, Кастрена, Андриевича, Чуднов-ского, Кривошапкина, Щеглова, Гагемейстера (приведены в последовательности, взятой у Н.В. Латкина) и еще нескольких авторов, чьи труды касаются только территории и событий в Енисейской губернии в XIX в. Автор указывает, что использовал «также многие другие статьи из журналов и газет», название которых, как и имена авторов использованных им текстов, остаются не известными для читателей7.

1 Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбф АРАН). Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 15— 15 об. № 21.

2 Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892. 442 с.

3 Оглоблин Н.Н. Звон в якори в Енисейске 1626 г. // Русская старина. Бытовые черты. СПб., 1892. № 6. С. 684.

4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 3. Стб. 6. Л. 42-43.

5 Латкин Н.В. Енисейская губерния... С. 329.

6 Там же. С. I.

7 Там же. С. I—II.

Теперь попробуем выяснить, у кого из названных им исследователей сибирской истории Н.В. Латкин мог почерпнуть использованную информацию о строительстве в Енисейском остроге церкви Михаила Малеина. Но будем рассматривать содержание трудов его предшественников все же в хронологической последовательности.

В «Сибирской истории» И.Э. Фишера в главах, посвященных Енисейскому острогу и церковному строительству в Сибири, упоминание церкви Михаила Малеина не встречается8. Как известно, Фишер в своем сочинении использовал архивный материал, собранный в Сибири Г.Ф. Миллером, т.е. опирался на документальные источники. Вроде бы сам факт отсутствия упоминания этой церкви в его сочинении должен заставить задуматься о реальности ее существования. Так же, как отсутствует упоминание этой церкви в научном труде Г.Ф. Миллера9. Но оба историка не занимались пристально проблемой церковного строительства в Сибири. В частности, у Миллера описания строительства церквей и основания монастырей очень фрагментальны10. У Фишера и эти сведения значительно сокращены.

П.А. Словцов в «Историческом обозрении Сибири» в ряде случаев опирается на труды Миллера и Фишера и на некий «Рукописный сборник Тобольской семинарии»11. Поскольку в его «Обозрении» упоминание о енисейской церкви Михаила Малеина мы не находим, то, надо полагать, что и в «Рукописном сборнике» сведения о ней также отсутствуют.

И.В. Щеглов, пытаясь составить по возможности максимальный перечень сведений по истории Сибири, тем не менее отмечал, что при изложении фактов по истории Сибири раннего времени (до XVIII в.) он опирался на труды Миллера, Фишера и Словцова12. И хотя Щеглов использовал при написании своего труда некоторые сочинения иерархов церкви, упоминаний о храме Михаила Малеина в его «Хронологическом перечне» также нет13. Учитывая, что значительная часть этого труда была выполнена им в Енисейске (в 18771881 гг. И.В. Щеглов проживал там с семьей и преподавал в мужской прогимназии историю и географию14), можно смело утверждать, что в городе какие-либо сведения об этой церкви отсутствовали.

Следующий исторический труд, на который опирается Н.В. Латкин, - «История Сибири» В.К. Андриевича15. Но здесь, как и в случае с сочинениями Словцова и Щеглова, сложно предполагать наличие неизвестных сведений, т.к. сам автор отмечает, что «всю первую часть издаваемой истории», где речь идет о об истории Сибири XVII в., он «составил по отпечатанным источникам и главным образом по Миллеру и Фишеру». Очень активно Андриевич использует и сочинение И.В. Щеглова. Использованные им клировые книги Енисейской епархии, судя по всему, тоже не содержат каких-либо сведений о церкви Михаила Малеина. Таким образом, в сочинении Андриевича Н.В. Латкин также не мог обнаружить информацию об этой церкви16.

В сочинениях таких авторов, как Ю.А. Гагемейстер17, А.П. Степанов18, М.А. Кастрен19 и М.Ф. Кривошапкин20, которые ориентированы на изложение статистических сведений и

8 Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири. СПб., 1774. С. 221, 270-299, 300-313.

9 Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 2000. Т. II. 800 с.; 2005. Т. III. 600 с.

10 Там же. Т. 2. С. 15-27, 78-86; Т. 3. С. 89-108.

11 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. С. IX. URL: https://www.prlib.ru/item/335080 (дата обращения: 31.01.2020).

12 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут, 1993. С. 452.

13 Там же. С. 457-462.

14 Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893 гг. Красноярск, 2016. С. XXIV.

15 Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. I. 220 с. + XIII.

16 Там же. С. IX.

17 Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854. Ч. II. 697+VI+III+XXV с.

18 Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1855. Ч. I. 278 с.; Ч. II. 139+XIV с.

19 Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845-1849) // Кастрен М.А. Сочинения в 2-х т. Тюмень, 1999. Т. 2. 352 с.

20 Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. Т. 1. 378 с.

некоторое этнографическое описание Сибири, Енисейской губернии или Енисейского округа, речь идет в основном о XIX столетии, и содержащиеся совсем небольшие экскурсы в историю XVII в. в отношении Енисейского острога очень фрагментарны, либо совсем обходят его стороной. Как следствие, сведений о енисейской церкви Михаила Малеина в сочинениях этих авторов мы также не встречаем.

Еще одно из упоминаемых Латкиным сочинений, где могли бы встретиться данные о церкви Михаила Малеина, - статистико-публицистические этюды С.Л. Чудновского под названием «Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири»21. Но Чудновский сам указывает, что его обзор имеет статистическое свойство. Строится его труд на основе сведений, почерпнутых из работ ряда авторов, о большинстве из которых выше уже шла речь. Кроме них Чудновским использованы данные из сочинений И. Пестова22 и Н.М. Ядринцева23. Но и у них каких-либо сведений о строительстве церквей в Енисейском остроге нет24. Некоторую надежду на получение разыскиваемой информации о церкви Михаила Малеина дает сообщение С. Чудновского, что при подготовке текста им использованы сведения из «Памятной книжки Енисейской губернии на 1863 г.», и из «Сборника историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах»25. Но если в «Памятной книжке» содержатся данные о енисейских монастырях26, то в «Сборнике» чего-либо подобного нет вообще27. Кроме того, находясь в Енисейске в ссылке, С.Л. Чудновский активно использовал в своем сочинении материалы енисейского краеведческого музея28. Но, как и у И.В. Щеглова, упоминание о церкви Михаила Малеина в его сочинении отсутствует.

Таким образом, получается, что Н.В. Латкин использовал в своем сочинении опубликованные Н.Н. Оглоблиным сведения: номер «Русской старины» с заметкой архивиста вышел в июне 1892 г.29 Как быстро и в каком месяце было издано сочинение Латкина - остается только предполагать, но в том же 1892 г. Или он получил эти данные от Оглоблина каким-то другим путем. Не хочется предполагать, что Н.В. Латкин, имея высокое социальное положение и соответствующие ему связи, мог использовать свои возможности, например, чтобы взять в редакции «Русской старины» сведения из еще не опубликованного номера, не ссылаясь при этом на автора.

Но возможен и другой вариант развития событий. Если внимательно сличить тексты заметки Н.Н. Оглоблина и Н.В. Латкина, то можно обнаружить смысловую разницу. Оглоблин приводит сведения из отписки енисейского воеводы А.Л. Ошанина, датирует ее 1626 г. и отмечает, что в отписке речь идет о двух построенных в енисейском остроге храмах - «во имя Введения Пресвятой Богородицы» и «Обетного храма» ... во имя «государева ангела Михаила Малеина». То есть, согласно этой версии, церковь Михаила Малеина в Енисейском остроге к 1626 г. уже стояла. Ссылается Н.Н. Оглоблин, как уже говорилось выше, на документ Сибирского приказа.30 У Н.В. Латкина немного другой текст: «Первая церковь выстроена была в Енисейске в 1626 г., во имя Введения Пресвятой Богородицы, при воеводе Ошанине... затем была выстроена также деревянная обетная церковь казаками в

21 Чудновский С. Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири (статистико-публицистические этюды). Томск, 1885. 198 с.

22 Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири, 1831 г. М., 1833. 297+X с.

23 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония // Ядринцев Н.М. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. I. 480 с.

24 Пестов И. Записки об Енисейской губернии... С. 136-161; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония...

25 Чудновский С. Енисейская губерния... С. I.

26 Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре, составленное архимандритом оного Афанасием // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 333-345; Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском 3 класса монастыре // Там же. С. 346-350.

27 Сборник историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. СПб., 1875. Т. I.

28 Кытманов А.И. Краткая летопись... С. XXXI.

29 Оглоблин Н.Н. Звон в якори в Енисейске...

30 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 6. Л. 42, 43, 45. См.: Оглоблин Н.Н. Звон в якори в Енисейске...

память св. Михаила Малеина»31. То есть, получается, по версии Латкина, что к 1626 г. этой церкви еще не было.

Нам не известно, использовал ли в своем сочинении Н.В. Латкин материалы из Архива Академии наук, но стоит обратить внимание, что кроме столбца Сибирского приказа подобный документ имеется и в Копийных книгах Г.Ф. Миллера32. Вот только сомнительно, что Латкин решил обратиться в архив из-за одного небольшого и, по сути, мало значимого для его объемного сочинения документа, не используя при этом другие материалы из милле-ровского фонда. Таким образом, получается, что Н.В. Латкин все же получил доступ к изложенному Н.Н. Оглоблиным небольшому фрагменту о ранней истории Енисейского острога, а именно - к архивному источнику, содержащему информацию о его первых церквях. Но это только наше предположение.

Приведенный в упомянутой выше заметке факт строительства в Енисейском остроге церкви Михаила Малеина Н.Н. Оглоблин позднее включил в третий том своего «Обозрения столбцов и книг Сибирского приказа», несколько сократив этот материал, но ссылаясь и на источник, и на свою прежнюю публикацию33.

Изложенные Н.В. Латкиным и Н.Н. Оглоблиным сведения о енисейской церкви Михаила Малеина вскоре были перенесены в краеведческое сочинение, получившее название «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 15941893 гг.» или, по-простому, «Кытмановская летопись», поскольку ее составителем является А.И. Кытманов, один из основателей Енисейского краеведческого музея. Автор «Летописи» при упоминании церкви Михаила Малеина ссылается на обоих исследователей: на сочинение Латкина и на «Обозрение» Оглоблина. Пытаясь объединить изложенные в двух сочинениях версии, Кытманов пишет, указывая на 1626 г., что «в Енисейском остроге построены первые церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы и вскоре другая деревянная же в честь Михаила Малеина»34. В результате, вроде бы между Латкиным и Оглоблиным противоречия нет, но при этом, по факту, Кытманов принимает версию Латкина.

Текст этой «Летописи» стал активно использоваться краеведами. Уже к 1918 г. на основе «Кытмановской летописи» было написано сочинение И. Архангельского «Город Енисейск»35, посвященное 300-летию Енисейска (автор считал годом основания Енисейского острога 1618 г.). Издана эта книга была в Енисейске в 1923 г. Несмотря на то, что автор опирался при написании текста своей книги на «Кытмановскую летопись», тем не менее, по его версии, в 1626 г. в Енисейском остроге была выстроена только одна церковь36. То есть, если до публикации трудов Н.В. Латкина и Н.Н. Оглоблина в научной литературе речь о строительстве церкви Михаила Малеина в Енисейском остроге в 20-е гг. XVII в. не шла вообще, то теперь в историографии появляются две взаимоисключающие точки зрения - был в Енисейске такой храм или нет.

Это, например, продолжает прослеживаться в работах последних десятилетий, где есть хотя бы упоминание истории строительства первых енисейских церквей. Так, в работе Д.Я. Резуна и Р.С. Васильевского, где приводятся краткие сведения о состоянии Енисейского острога в ранний период, о церкви Михаила Малеина упоминания нет37. Вероятно авторами использовался текст монографии А.Н. Копылова, посвященной Енисейску XVII в.38 В работе А.Н. Копылова в качестве описания первоначального острога приводятся

31 Латкин Н.В. Енисейская губерния... С. 329.

32 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 11—11 об. № 17.

33 Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592—1768 гг.). М., 1900. Ч. 3. С. 118—119.

34 Кытманов А.И. Краткая летопись... С. 15.

35 Архангельский Ин. Город Енисейск. 1618—1918. Енисейск, 1923. 72 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01009151514 (дата обращения: 13.02.2020).

36 Кытманов А.И. Краткая летопись... С. XXXIV.

37 Васильевский Р.С., Резун Д.Я. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. С. 135.

38 См.: Там же. С. 302.

более поздние сведения о нем из отписки воеводы Ф. Полибина, принявшего Енисейск в конце августа 1647 г., где упоминание этой церкви отсутствует39.

А вот по мнению много занимавшегося духовной историей Енисейска протоиерея о. Геннадия Фаста, такая церковь существовала: «В 1625 г. в Енисейском остроге при воеводе Ошанине построена первая церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Вскоре же была построена еще одна церковь - во имя святого Михаила Малеина -небесного покровителя царя Михаила. Строения были деревянные. Для Введенской церкви Царским указом велено было сделать церковное строение, а о Михайловской сказано, что она поставлена по обету служилыми людьми, а посему пусть сами и строят. В церквах за отсутствием колоколов звонили в якорь»40. Как видим, здесь излагается точка зрения, взятая из «Кытмановской летописи».

Подобная точка зрения высказана в коллективном труде сотрудников Енисейского краеведческого музея41: «в 20-е годы XVII столетия в Енисейском остроге строится первая деревянная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а вскоре и другая - в честь Михаила Малеина»42. Однако здесь же присутствует следующий абзац: «К 1626 г. относятся первые сведения о Богоявленском соборе, церковь с двумя приделами в честь Николая Чудотворца и Михаила Малеина находилась за острогом»43. Если в остроге с гарнизоном в 100 человек стрельцов и несколькими десятками представителей других категорий русского населения уже имеется две церкви, то зачем было тратить средства на строительство еще одной, третьей, в условиях острого дефицита городского бюджета? Тем более, что основная часть служилых людей значительное время находилась за пределами острога - на государевых «службах». Очевидно, что здесь присутствует ошибка, причем механическая, - Богоявленская церковь была построена только к середине 30-х гг. XVII столетия, о чем свидетельствуют окладные книги Енисейского острога44. Здесь, как и в работе А.Н. Копы-лова, приводятся сведения из отписки енисейского воеводы Ф. Полибина в Москву о приемке им Енисейского острога, датируемой не ранее 29 августа 1647 г. В документе дается не только его описание и состояние, но и задается вопрос - какими людьми строить

45

новый острог45.

П.Н. Барахович, занимаясь изучением истории енисейских церквей в XVП-XVШ столетиях, рассмотрев текст упомянутой выше отписки воеводы А. Ошанина, пришел к выводу, что церковь Михаила Малеина «судя по позднейшим источникам... так и не была завершена в качестве отдельного здания»46. То есть, он предложил компромиссный вариант возможного развития событий. Видимо, по этой причине упоминание церкви Михаила Малеина в Енисейске отсутствует и в статье П.Н. Бараховича того же года. Рассуждая об истории каменного Богоявленского собора, он отмечает, что после строительства первой церкви во имя Введения Богородицы, «к 1636 г. в остроге появляется более крупный Богоявленский храм, который имел приделы Николая Чудотворца и Михаила Малеина»47.

В упомянутой выше отписке воеводы А.Л. Ошанина на эту тему сказано, что «... в Енисейском ... остроге возвигнули служилые люди твое царское богомолье обветной храм (построенный по обету. - А. Б.48) во имя твоего государева ангела Михаила Малеина...»49 Отписку эту, по нашему мнению, следует датировать осенью 1625 г., т.к. в

39 Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосибирск, 1965.

40 Фаст Г., протоиерей. Енисейск православный. Красноярск, 1994. С. 9.

41 Очерки истории г. Енисейска и Енисейского уезда (XVII-XIX вв.) Енисейск, 2009. 260 с.

42 Там же. С. 97.

43 Там же.

44 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 47. Л. 89, 121, 141-141 об.; Кн. 70. Л. 116 об.-117, 199.

45 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 183-184. № 123.

46 Барахович П.Н. Енисейск в XVII-XVШ столетиях. Малоизвестные страницы истории. Красноярск, 2019. С. 83.

47 Барахович П.Н. Из истории каменного Богоявленского собора города Енисейска // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию Енисейска) [Электронный документ]: мат-лы Сибирского исторического форума. Красноярск, 23-25 октября 2019 г. Красноярск, 2019. С. 28.

48 Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1987. Вып. 12. С. 5.

49 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 11. № 17.

прилагавшейся к ней коллективной челобитной енисейских служилых людей упоминаются имена атамана Василия Тюменца (последние упоминания его имени встречаются в енисейской документации как раз в конце 1625 г.) и сотника Поздея Фирсова50, утонувшего в Оби зимой 1625/1626 г. во время возвращения из Томска в Енисейск51. А доставлена в Москву отписка была только 25 мая 1626 г. 52

По нашему мнению, несмотря на упоминание в отписке А. Ошанина церкви Михаила Малеина как построенной, можно вести речь только о намерении служилых людей. Иначе сложно объяснить присутствие придела с таким названием у Богоявленской церкви, построенной примерно через десять лет за острожной стеной. По нашему мнению, строительство второго храма, Богоявленской церкви, было связано с троекратным увеличением численности енисейского гарнизона в первой половине 30-х гг. XVII в.53 Поэтому вполне логично, что обращение енисейских служилых людей о строительстве второй церкви в небольшом остроге в 1626 г. не нашло поддержки государя Михаила Федоровича.

Поскольку с 1626 г. размер острога не увеличивался, то вторую церковь, с приделом Михаила Малеина, пришлось строить уже за стенами острога. В отписке о приеме Енисейского острога в августе 1647 г. воевода Ф. Полибин описывает его состояние, отмечая, что «За острогом у денежного и соболиного амбара и съезжей избы церковь Богоявленская с приделами Николая Чудотворца и преподобного отца Михаила Малеина»54. Документ этот широко известен, т.к. имеется не только в СПбф АРАН, но и в РГАДА55, и был опубликован в Дополнениях к Актам историческим56.

Тем не менее, по нашему мнению, вопрос остается не решенным. Возможно, что введение в научный оборот новых, ранее неизвестных документальных источников сможет пролить свет на эту проблему. В заключение добавим, что текст отписки воеводы А. Ошанина, скопированный во время экспедиции Г.Ф. Миллера, и ее оригинал, хранящийся в столбце Сибирского приказа, имеют отличия. Судя по всему, копировавший этот документ человек пропустил часть текста и вынужден был его восполнить в конце копии, нарушив порядок оригинала.__

РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 6. Л. 42-43. СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 11-11 об. № 17.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии холоп твой Ондрюшка Ошанин челом бьет. В Енисейском остроге воздвигнуто твое царское богомолье во имя Пречистые Богородицы Введение, а во храму у твоего царского богомолья божия милосердия образов Пречистые напрестольные и Деисуса и празницей и дверей царских и книг Евангелия Толкового и Златоуста и Прологов и Соборника и Охтаев и Устава и Трефи-лоев и Потребника и Минеи месячные и колоколов нет: чести и говорити не по чему. И тебе б, государь, пожаловать: велеть прислати к своему царскому богомолью в Енесейской острог божия милосердия образов и книг, чтоб твое царское богомолие божиим милосердием и книгами украсити и за тебя, великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии бога молити. Да в Енисейском же остроге возвигнули твои государевы Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии холоп твой Андрюшка Ошанин челом бьет. В Енисейском остроге воздвигнуто твое царское богомолье храм во имя Пречистые Введение, а во храму у твоего царского богомолья божие милосердие образов Пречистые напрестольные и Деисуса и празницей и дверей царских и книг Евангелия Толкового и Златоуста и Прологов и Соборника и Охтаев и Устава и Трефилоев и Потребника и Минеи месечных и колоколов не чести и говорити не по чему. И тебе б, государь, пожаловать: велеть прислати к своему царскому богомолью в Енисейской острог божия милосердия образов икон, чтоб твое царское богомолие божьим милосердием и книгами украсити и за тобя, великого государя, бога молити. Да в Енисейском же остроге у твоего царского богомолья служит черной священник, а белого священника нет и для того что

50 РГАДА. Ф. 214. Оп.3. Стб. 6. Л. 44.

51 Там же. Стб. 12. Л. 92.

52 Барахович П.Н. Енисейск в XVII-XVIII столетиях... С. 82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 Бродников А.А. К вопросу о времени строительства первых православных храмов в Енисейском остроге // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI-XXI вв. Новосибирск, 2015. С. 32-40.

54 СПбф АРАН. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Л. 183-184. № 123.

55 РГАДА. Ф. 214. Оп.3. Стб. 307. Л. 505-507.

56 Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1848. Т. 3. № 29. С. 108.

служилые люди твое царское богомолье обветной храм во имя твоего государева агнгела Михаила Малеина и у того твоего царьского богомолья образа настоящего Михайла Малеина и иных никоторые образов и книг и всякого церковного строения нет и твои государевы Енисейского острогу служилые люди тебе, великому государю царю и великому князю // (Л. 43) Михаилу Федоровичу всеа Русии бьют челом, чтоб ты их, государь, пожаловал: велел им прислати к своему царскому богомолью образов и книг. И принесли челобитную, и я их челобитную подклея под сею отпискою послал к тебе, ко государю к Москве. Да в Енесейском же государь, остроге у твоего царского богомолья служит черной священник, а белого священника нет и для того что ему твое государево денежное и хлебное жалованье руга не указано призвати белово священника не на што, а без белого священника в Енисейском остроге быти не уметь: многие твои государевы служивые люди и пашенные крестьянья женатые и молитвы роженицам и свадьбы венчати некому, а звонят в Енисейском остроге у твоего царского богомолья в якори.

Литература

Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. I. 220 с. + XIII.

Архангельский Ин. Город Енисейск. 1618—1918. Енисейск, 1923. 72 с. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009151514 (дата обращения: 13.02.2020).

Барахович П.Н. Енисейск в XVII—XVIII столетиях. Малоизвестные страницы истории. Красноярск, 2019. 304 с.

Барахович П.Н. Из истории каменного Богоявленского собора города Енисейска // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию Енисейска) [Электронный документ]: мат-лы Сиб. историч. форума. Красноярск, 23—25 октября 2019 г. Красноярск, 2019. С. 28—30.

Бродников А.А. К вопросу о времени строительства первых православных храмов в Енисейском остроге // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI—XXI вв. Новосибирск, 2015. С. 32—40.

Васильевский Р.С., Резун Д.Я. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. 304 с.

Висковатов С.С. Об основании, устройстве и развитии города Енисейска // Вторая Памятная книжка Енисейской губернии на 1865 и 1866 гг. СПб., 1865. 344 с.

Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854. Ч. II. 697+VI+III+XXV с.

Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комис-сиею. СПб., 1848. Т. 3. 572 с.

Кастрен М.А Путешествие в Сибирь (1845—1849) // Кастрен М.А. 2-х т. Тюмень, 1999. Т. 2. 352 с.

Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосибирск, 1965. 300 с.

Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. 243 с.

Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском 3 класса монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 346—350.

Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. Т. 1. 378 с.

Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и туруханского края Енисейской губернии. 1594—1893 гг. Красноярск, 2016. 888 с.

Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892. 442 с.

Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 2000. Т. II. 800 с.; 2005. Т. III. 600 с.

ему твое государево денежное и хлебное жалованье руга не указано призвати не на што, а без белого священника в Енисейском остроге быти не уметь: многие твои государевы служилые люди и пашенные крестьянья женатые и молитвы роженицам и свадьбы венчати некому, а звонять в Енисейском остроге у твоего царского богомолья в якори. Да в Енисейском же остроге возвигнули служилые люди твое царское богомолье обветной храм во имя твоего государева ангела Михаила Малеина и у того твоего царского богомолья образа настоящего Михайла Малеина и никоторые нигде образов икон и всякого церковного строения нет и твои государевы Енисейского острогу служилые люди тебе, великому // (Л. 11 об.) государю бьют челом, чтоб ты их, государь, пожаловал: велел им прислати к своему царскому богомолью образов и книг. И принесли челобитную и я их челобитную подклея под сею отпискою послал к тебе, ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии к Москве.

Оглоблин Н.Н. Звон в якори в Енисейске 1626 г. // Русская старина. Бытовые черты. СПб., 1892. № 6. С. 684.

Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). М., 1900. Ч. 3. 393 с.

Очерки истории г. Енисейска и Енисейского уезда (XVII-XIX вв.) Енисейск, 2009. 260 с.

Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири, 1831 г. М., 1833. 297+X с.

Сборник историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. СПб., 1875. Т. I.

Сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре, составленное архимандритом оного Афанасием // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. СПб., 1863. С. 333-345.

Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1987. Вып. 12. 384 с.

Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. XX, 326, IV с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/335080 (дата обращения: 31.01.2020).

Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1855. Ч. I. 278 с.; Ч. II. 139+XIV с.

Фаст Г., протоиерей. Енисейск православный. Красноярск, 1994. 240 с.

Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири. СПб., 1774. 631 с.

Чудновский С. Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири (статистико-публицистические этюды). Томск, 1885. 198 с.

Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 10321882 гг. Сургут, 1993. 463 с.

Ядринцев Н.М. Сибирь как колония // Ядринцев Н.М. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. I. 480 с.

References

Andrievich, V.K. (1889). Istoriya Sibiri [History Of Siberia]. St. Petersburg. Part I. 220 p.+XIII.

Arkhangelsky, In. (1923). Gorod Eniseysk. 1618-1918 [The City Of Yeniseisk. 1618-1918]. Yeniseisk, 72 p. Available at: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009151514 (date of access: 13.02.2020).

Barakhovich, P.N. (2019). Iz istorii kamennogo Bogoyavlenskogo sobora goroda Eniseiska [From the History of the Stone Epiphany Cathedral of the City of Yeniseisk]. In Eniseiskaya Sibir v istorii Rossii (k 400-letiyu Eniseiska) [Elektronnyy dokument]. Materialy Sibirskogo istorich-eskogo foruma. Krasnoyarsk, 23-25 oktyabrya 2019 g. Materials of the Siberian Historical Forum. Krasnoyarsk, 23-25 October 2019]. Krasnoyarsk, pp. 28-30.

Barakhovich, P.N. (2019). Eniseisk v XVII-XVIII stoletiyakh. Maloizvestnye stranitsy istorii [Yeniseisk in the 17th-18th Centuries. Little-Known Pages of History]. Krasnoyarsk, 304 p.

Brodnikov, A.A. (2015). K voprosu o vremeni stroitelstva pervykh pravoslavnykh khramov v Eniseiskom ostroge [On the Question of the Time of Construction of the First Orthodox Churches in the Yenisei Prison]. In Religioznye i politicheskie idei v proizvedeniyakh deyatelei russkoi kultury XVI-XXI vv. Novosibirsk, pp. 32-40.

Chudnovsky, S. (1885). Eniseiskaya guberniya k trekhsotletnemu yubileyu Sibiri (statistiko-publitsisticheskie etyudy) [Yenisei Province For the Three-Hundredth Anniversary of Siberia (Statistical and Journalistic Studies)]. Tomsk, 198 p.

(1848). Dopolneniya k Aktam istoricheskim, sobrannye i izdannye Arkheograficheskoyu komissieyu [Additions to Historical Acts Collected and Published by the Archaeological Commission]. St. Petersburg, vol. 3. 572 p.

Fast, G., archpriest (1994). Eniseiskpravoslavnyy [The Yeniseisk Orthodox]. Krasnoyarsk. 240 p.

Fischer, I.E. (1774). Sibirskaya istoriya s samogo otkrytiya Sibiri [Siberian History Since the Discovery of Siberia]. St. Petersburg. 631 p.

Hagemeister, Yu.A. (1854). Statisticheskoe obozrenie Sibiri [Statistical Review of Siberia]. St. Petersburg. Part II. 697+VI+III+XXV p.

Kastren, M.A. (1999). Puteshestvie v Sibir (1845-1849) [Journey to Siberia (1845-1849)]. In Kastren, M.A Sochineniya v 2 tomakh. Tyumen, vol. 2. 352 p.

Kopylov, A.N. (1965). Russkie na Enisee v XVII v. [Russians on the Yenisei in the 17th Century]. Novosibirsk. 300 p.

(1916). Kratkoe opisanie prikhodov Eniseiskoi eparkhii [Brief Description of the parishes of the Yenisei Diocese]. Krasnoyarsk. 243 p.

Kratkoe svedenie ob Eniseiskom zhenskom Khristo-Rozhdestvenskom 3 klassa monastyre (1863) [Brief summary of the Yenisei women's Christ-giving 3rd class monastery]. In Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1863 g. St. Petersburg, pp. 346-350.

Krivoshapkin, M.F. (1865). Eniseiskiy okrug i ego zhizn [Yenisei District and its Life]. St. Petersburg, vol. 1. 378 p.

Kytmanov, A.I. (2016). Kratkaya letopis Eniseiskogo uezda i turukhanskogo kraya Eniseiskoi gubernii. 1594-1893 gg. [Brief Chronicle of the Yenisei Uuyezd and Turukhansky Krai of the Yenisei Province. 1594-1893]. Krasnoyarsk. 888 p.

Latkin, N.V. (1892). Eniseiskaya guberniya, ee proshloe i nastoyashchee [Yenisei Province, its Past and Present]. St. Petersburg. 442 p.

Miller, G.F. (2000). Istoriya Sibiri [History Of Siberia]. Moscow, vol. II. 800 p.

Miller, G.F. (2005). Istoriya Sibiri [History Of Siberia]. Moscow, vol. III. 600 p.

(2009). Ocherki istorii g. Eniseiska i Eniseiskogo uezda (XVII-XIX vv.) [Essays on the History of Yeniseisk and Yeniseisk Uyezd (17th-19th Centuries)]. Yeniseisk. 260 p.

Ogloblin, N.N. (1892). Zvon v yakori v Eniseiske 1626 g. [Ringing in the Anchors in the Yeniseisk 1626]. In Russkaya starina. Bytovye cherty. St. Petersburg. No. 6, p. 684.

Ogloblin, N.N. (1900). Obozrenie stolbtsov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768 gg.) [Review of Columns and Books of the Siberian Order (1592-1768)]. Moscow. Part 3. 393 p.

Pestov, I. (1833). Zapiski ob Eniseiskoi gubernii Vostochnoi Sibiri, 1831 g. [Notes on the Yenisei Province of Eastern Siberia, 1831]. Moscow. 297+X p.

(1875). Sbornik istoriko-statisticheskikh svedeniy o Sibiri i sopredelnykh ei stranakn [Collection of Historical and Statistical Information About Siberia and its Neighboring Countries]. St. Petersburg, vol. I.

Shcheglov, I.V. (1993). Khronologicheskiy perechen vazhneishikh dannykh iz istorii Sibiri. 1032-1882 gg. [Chronological List of the Most Important Data From the History of Siberia. 10321882]. Surgut. 463 p.

(1987). Slovar russkogo yazyka XI-XVII vv. [Dictionary of the Russian language of the 11th-17th centuries]. Moscow, vol. 12. 384 p.

Slovtsov, P.A. (1886). Istoricheskoe obozrenie Sibiri [Historical review of Siberia]. St. Petersburg. XX+326 p. Available at: URL: https://www.prlib.ru/item/335080 (date of access: 31.01.2020).

Stepanov, A.P. (1855). Eniseiskaya guberniya [Yenisei Province]. St. Petersburg. Part I. 278 p.; Part II. 139+XIV p.

(1863). Svedenie ob Eniseiskom Spasskom muzhskom monastyre, sostavlennoe arkhimandritom onogo Afanasiem [Information About the Yenisei Spassky Monastery, Compiled by the Archimandrite Athanasius]. In Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1863 g. St. Petersburg, pp. 333-345.

Vasilievsky, R.S., Rezun, D.Ya. (1989). Letopis sibirskikh gorodov [Chronicle of Siberian Cities]. Novosibirsk. 304 p.

Viskovatov, S.S. (1865). Ob osnovanii, ustroistve i razvitii goroda Eniseiska [About the Foundation, Structure and Development of the City of Yeniseisk]. In Vtoraya Pamyatnaya knizhka Eniseiskoi gubernii na 1865 i 1866 gg. St. Petersburg. 344 p.

Yadrintsev, N.M. (2000). Sibir kak koloniya [Siberia as a Colony]. In Yadrintsev N.M. Sochi-neniya [Essays]. Tyumen, vol. I. 480 p.

Статья поступила в редакцию 13.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.