впервые на официальном уровне были сформулированы задачи ПВО страны мирного времени (применительно для внутренней территории СССР), заметно отличавшиеся от уже имевшихся задач ПВО фронтовой полосы. В ноябре 1925года Совет Труда и Обороны (СТО) по ходатайству РВС СССР определил внутреннюю границу угрожаемой полосы и отдельные пункты, требовавшие принятия мер противовоздушной обороны. Он обязал все наркоматы Союза ССР, правительства союзных республик заблаговременно уведомлять наркомвоенмора «о всех предпринимаемых в 500-км пограничной полосе постройках, имеющих государственное значение», и принимать меры совместно с командованием военных округов и Штабом РККА по защите их от воздушного и химического нападения2.<.. .>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ
Российский Государственный военный архив (РГВА). Ф.29. Оп.75. Д. 50. Л. 66.
2 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.): Военно-исторический труд. М.: Воениздат, 1995. С. 57, 58.
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
РЫЖОВ Геннадий Борисович —
доцент кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук, доцент, (Москва)
Противовоздушная оборона Великобритании на приморских направлениях во Второй мировой войне
В предлагаемой вниманию читателей статье на опыте Второй мировой войны рассматриваются актуальные проблемы завоевания с первых дней боевых действий и последующего удержания господства в воздухе, в чём значительная роль принадлежит и силам противовоздушной обороны.
Всё дальше уходят от нас события Второй мировой войны, история которой богата массированным применением всех видов авиации, а следовательно, и сил противовоздушной обороны. При этом опыт показал, что без хорошо организованной собственной противовоздушной обороны трудно рассчитывать на завоевание и удержание господства в воздухе1.
Важность проблемы ПВО, естественно, сохраняется, если не увеличивается, и в наши дни. О том, что на современном этапе и в ближайшей перспективе основную угрозу группировкам Вооружённых сил, государственным объектам Российской Федерации
представляют средства воздушного нападения противника, прямо указывается в положениях военной доктрины РФ2 и принятой Концепции воздушно-космической обороныЗ. Значит, исследование опыта противовоздушной обороны в морских зонах, океанских районах и на приморских направлениях в годы Второй мировой войны должно бы стать насущной необходимостью, однако, на мой взгляд, ему уделяется недостаточно внимания, хотя практика говорит о том, что умелая организация ПВО всегда создавала благоприятные условия для решения задач в операциях (боевых действиях) как на континентальных ТВД, так и в войне на море. Бремя же неудач каждый раз ложилось на ту сторону, которая оказывалась неспособной отразить массированный удар с воздуха. Для Второй мировой войны наиболее показательным примером в этом смысле является организация противовоздушной обороны на приморских направлениях, в частности противовоздушная оборона Великобритании над морем и в прибрежной зоне.
Как известно, кампанией во Франции 1940года немецко-фашистское командование закончило в Западной Европе операции на суше, и гитлеровские войска утвердились на побережье Атлантического океана от Норвегии до франко-испанской границы. Это обеспечило им исходные стратегические позиции для борьбы с Англией в ходе операции «Морской лев»4. Германское командование, следуя своим предвоенным традиционным теоретическим положениям по завоеванию господства в воздухе ударной авиацией, начало в Битве за Англию их реализацию, создав, и в дальнейшем совершенствуя, систему воздушного нападения.
Опыт противовоздушной обороны Великобритании во Второй мировой войне интересен по ряду причин. Англия в силу особенностей своего географического положения первая столкнулась с необходимостью - и накопила в этом деле интересный опыт - по отражению воздушных ударов с морских направлений, наносимых, причём, не только авиацией противника, но и его беспилотными средствами воздушного нападения — самолётами-снарядами и ракетами, являвшимися прототипом современных крылатых ракет5. Анализ английского опыта показал несколько важных особенностей в построении системы ПВО Британских островов. Прежде всего следует сказать о централизации руководства всей группировкой ПВО при децентрализованном выполнении ею своих задач. Эта система была закреплена специальным актом парламента и с небольшими изменениями существовала до конца Второй мировой войны. Общее руководство ПВО взял на себя комитет под председательством премьер-министра, которому подчинялся командующий истребительной авиацией метрополии. По сути, штаб командующего являлся штабом ПВО метрополии. Командующему истребительной авиацией непосредственно подчинялись три истребительные авиационные группы, командование зенитной артиллерии, аэростатов заграждений и королевского наблюдательного корпуса — прототипа советской службы воздушного наблюдения оповещения и связи (ВНОС). К лету 1940года территория Британских островов была разделена на четыре района ПВО, а к концу года — на шестьб.
В системы ПВО районов входили: истребительная авиация, зенитная артиллерия, прожекторные бригады, служба воздушного наблюдения, аэростаты воздушного заграждения и гражданская оборона, то есть система ПВО каждого района состояла из ряда подсистем: активных (истребительного и зенитно-артиллерийского прикрытия) и пассивных, или вспомогательных (наблюдения, заграждения, гражданской обороны). При подобной организации в случае временного нарушения централизованного управления каждая подсистема могла самостоятельно решать ранее поставленные задачи. Например, для истребительной авиационной группы каждый район ПВО делился в оперативном отношении на несколько секторов во главе с начальником сектора — «контролёром». Управление боевыми действиями истребительной авиации осуществлялось командирами
авиационных групп через начальников секторов. Каждая авиационная группа и каждый из секторов имели свои командные пункты, куда поступали донесения службы наблюдения о противнике и откуда по телефону отдавались приказы о подъёме истребителей в воздух. Истребительная авиация действовала в основном вне зоны своего зенитного огня, т.е. на дальних подступах к обороняемым районам7.
Таким образом, система противовоздушной обороны Великобритании в ходе Второй мировой войны строилась по территориальному принципу с централизацией управления всеми разнородными силами и войсками ПВО, но с учётом возможности децентрализованного решения задач внутри районов ПВО. <.. .>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ
Данная проблема сохраняется и в наши дни. Так, анализ командно-штабных военных игр, проводимых в Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Военно-морской академии (г.Санкт-Петербург), Военной академии Воздушно-космической обороны (г.Тверь), руководящих документов, исследования учёных ВМФ, ВВС и ведущих специалистов ПВО флотов ВМФ позволяют заключить, что без противовоздушной обороны не может быть господства в воздухе ни над морем, ни над сушей.
2 Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706. М.: Ось-89, 2004. С.18, 22.
3 Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу. Указ Президента РФ от 5 апреля 2006 г. № 200. М.: 2006. С. 2, 6.
4 Черчилль У. Вторая мировая война. Кн. первая: В 2 т. Т. I. М.: Воениздат, 1991. С. 434.
5 Изотов В.И. Противовоздушная оборона Англии и фашистской Германии во второй мировой войне. М.: ВАГШ, 1962. С.26.
6 Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. В 2 т. Т. I. М.: Воениздат, 1954. С.39, 41.
7 Проблемы военного искусства во Второй мировой войне и в послевоенный период. М.: ВАГШ, 1995. С. 519.
ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
РЫЧКОВА Ольга Владимировна —
старший преподаватель кафедры всеобщей истории Вятского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук (г. Киров)