Научная статья на тему 'ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"'

ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1126
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРО / ЗЛО / БОРЬБА / ПРОТИВОБОРСТВА / УМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нальгиева Х.Х.

В статье рассматривается борьба между добром и злом в романе М.А. Булгакова ««Мастер и Маргарита»»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

УДК 1

Нальгиева Х.Х.

магистрант филологического факультета ИнгГУ РФ, г. Магас

ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Аннотация: в статье рассматривается борьба между добром и злом в романе М.А. Булгакова ««Мастер и Маргарита»»

Ключевые слова: Добро , зло, борьба, противоборства ,ум.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» работа приурочена раскрытию добра и зла и их противоборства.

При поддержке анализа воздействия главных героев романа раскрыта концепция вопроса сопротивлению злу ответным насилием, а ещё оглавление личной ответственностью человека за воздействия.

Неувязка добра и зла и их противоборства приятелю беспокоила население земли с древних лет. «Что есть имущество и собственно что есть зло, какая из двух сил первороднее и посильнее, вполне вероятно возможно ли побороть зло и, в случае если вполне вероятно, то каким способом?» - над данными вопросами думало большое количество людей, они беспокоили ни раз любознательный ум. Есть всевозможные различные расклады к заключению предоставленной трудности. 1 из философий добра и зла, противления последнему проявлена в учении Иисуса Христа в Новеньком завете. Имущество, по Евангелию, есть приверженность, которую Христос возвысил до значения высочайшего закона жизни. Лишь только отвечая на зло по-хорошему, любовью, население земли может навек побороть его.

В российской культуре есть абсолютно обратное противоположное заключение трудности противления злу, одним из выразителей которого считается классик российской литературы Миша Афанасьевич Булгаков.

Содержание противостоянию злу не случайна в творчестве писателя. Она содержит под собой автобиографическую базу. В 1919 году в жизни Булгакова случился один случай, углубленно взволновавший его и оставивший навек трудный отпечаток в его душе. Создатель произведений оказался случайным очевидцем убийства человека, и лишь только его личная боязливость в данный момент не дала ему приостановить грех. С той поры в творчестве писателя и появляеться содержание добра и зла, содержание собственной вины человека в совершении зла и важной борьбы с ним, борьбы с поддержкой ответного насилия.

Более ярко предоставленная неувязка открывается в его итоговом произведении -превосходном романе «Мастер и Маргарита», опубликованию которого в данном году исполняется 50 лет.[1]

Проанализировав действия ключевых героев, их диалоги, проследим, как создатель рисует свое собственное мировосприятие сравнительно добра и зла и их противостояния друг к другу.

Как ведомо, большущее пространство в романе отведено потусторонним силам во главе с князем тьмы, царем теней Воландом. С поддержкой их наличествуя в романе Булгаков обосновывает нерасторжимую ассоциация добра и зла в мире. В итоге долговременного актуального навыка Булгаков пришел к выводу о единственной связи добра и зла, светлых и черных сил мира и о невозможности ликвидирования последних. Но от идеи противостоянию злу мощью он не отрешается. С данной точки зрения увлекателен тип Воланда. Он олицетворяет зло, силовое давление, но как раз он, как ни необычно, в ряде случаев совершает благие действия, бьется со злом и насилием, царящими в мире. Вспомним, сделать судьбу Мастера и Маргариты просит сквозь Левия Матвея Иешуа, но об данном же «догадывается» и сам Воланд. По Булгакову, имущество и зло не имеют все шансы поприсутствуешь отдельно: не невзначай Левий Матвей отрешается спорить с Воландом, спрашивающим: «Что бы создавало твое имущество, в случае если бы не было зла?» Да, создатель романа склонен к неразрывности связей между добром и злом, но не сомневается, собственно что творятся они не руками каких-то злобных сил, а самими людьми. Потусторонние же силы только рекомендуют им осуществить

какой-нибудь проступок, впрочем, исполнять личный совет не настоятельно просят ни от кого.

Человек сам свободен решить для себя, как ему поступить в том или же ином случае. Во множества случаях окружение Воланда, в том числе и «наставляет людей на дорогу истинны», используя при данном, не все, безжалостные меры. Но лишь только этим методикой - насилием - ей получается уверить кого-то в существовании верности и добра и прекратить их криминальные дела.

Так, к примеру, только крах Берлиоза и присутствие в безумном жилище принуждают поэта Бескровного подумать над жизнью и выполнить переоценку собственного творчества. Погибает под колесами трамвая и ни во что собственно не верящий Берлиоз.

Согласие, неразделимая ассоциация добра и зла более много открыты Воландом в его разговоре с Левием Матвеем:

«Ты сказал собственный текст так, как будто ты не принимаешь теней, а еще и зла. Не будешь ли ты например добр задуматься над вопросом: собственно что бы создавало твое имущество добро, в случае если бы не было зла, и как бы смотрелась территория, в случае если бы с нею пропали тени?. Не пытаешься ли ты ободрать целый земной шар, снеся с него долой все деревья и все живое по причине твоего воображения услаждаться нагим светом? Ты глуп».

Воланд не врет, не искушает и вследствие того не кидает. В романе никто не совершает грехов по наущению. Их любой совершает сам, по личному побуждению собственной души. Не все, забавник Фагот запускает в театре Варьете валютный ливень. Но уже в буфет расходовать эти будто бы средства толковые из посетителей торопятся сами. С поддержкой надуманных средств потусторонние силы обнажают низкие людские влечения и суть тех, кто с ними соприкасается.

Воланд и его окружение оказываются в роли особого суда, вердикт которого скор, справедлив и приводится в выполнение мгновенно. Ныне обратимся к центральному виду романа М.А. Булгакова - Мастеру. Он написал любовь об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, в котором, спасибо мощи собственного таланта, смог сквозь толщу лет, сквозь тысячелетия возобновить не только лишь

картины античной ситуации, передать только живые голоса людей, но, в том числе и их психологию, потаенные думы, сомнения. Но в некий момент, впоследствии струи злостных, угрожающих заметок от поддается боязни, отчаянию, он не выдерживает враждебности, одиночества, он подломлен. В итоге абсолютной апатии Знаток спахивает свое детище - любовь об Иешуа и Понтии Пилате. Знаток никого не кидает, не совершает ни малейшего зла, впрочем, сожжением романа он, так, отступился от самого себя, от правды. В итоге Знаток наказан: «Он не заслуженно получил света, он заслуженно получил покой». Сожжение романа - это собственного семейства суицид. У Мастера не хватило сил противостоять злу, биться с ним, противиться ему. Заняв в данной истории ситуации пассивную сделку, он что наиболее уступил проезжую часть темным силам, обратился к самому князю тьмы, то есть, утратив веру в имущество, перебежал на сторону зла. Как зрим, создатель не подтверждает поступка головного героя романа и вследствие того лишает Мастера Света, награждая его безмятежным покоем. Что наиболее Булгаков беседует о надобности противоборства злу, надобности сопротивления ему.

А ныне побеседуем об видах Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, ключевых героев романа, над которым например вдохновенно трудился Знаток и который в последующем стал ему например ненавистен.

Иешуа - это кочевой философ, под воздействием которого всемогущий прокуратор Иудеи Понтий Пилат, видится, устроил невообразимое - вызвал в для себя колебание в законности и вечности зла. Практически никакие силы не имеют все шансы вынудить Иешуа поменять добру.

Маленький синедрион вынес Иешуа смертный вердикт. Как оказалось, он имел возможность выручить собственную жизнь, избежать ужасных мучений, боли, страданий. Довольно только заявить неправду. Но кочевой философ не изменяет собственным основам. Он считает, собственно что «правду болтать просто и приятно». Данным и подписывает для себя смертный вердикт, но отстаивает правду, свое право формулировать личностные понятия, защищать собственные убеждения. Он одолел испуг, сохранился добросовестным перед собственной совестью, не поменял эталонам добра.

Понтий Пилат считается антитезой виду кочевого философа Га-Ноцри. Проследим, как ведет себя 5-ый прокуратор Иудеи, решая делемму противоборства добра и зла.

В воле Пилата Понтийского решить судьбу кочевого философа: казнить или же выпустить Иешуа? Миша Булгаков ничем не упрощает собственному герою заключения об экзекуции, ничем не упрощает ему и антипод выбор. Звучанием собственного голоса, интонацией, мимикой Пилат как бы дает подсказку подсказывает Га-Ноцри правильные, с точки зрения прокуратора, ответы. Но желанных итогов он например и не получает. Прокуратор совершает и иные старания для выручки арестованного. В тяжелом и драматичном по нраву диалоге он просит высвободить Иешуа первосвященника Каифу.

В выборе между добром и злом, истиной и лицемерием Пилат Понтийский избирает собственную стезю. Он осознает, собственно что Иешуа невиновен, собственно что совершается самое ужасное и скверный грех - осуждают свободный текст, убеждения человека. Он не бился всеми силами за эталоны добра, он, как и Знаток, смалодушничал, перестал противодействие несправедливости, дозволил злу арестовать вершина над собою. За это он наказан. Он обязан выполнить 2 тыс. лет в одиночестве, один на один со собственной совестью и духовным страданием.

Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков демонстрирует неразрывную ассоциация добра и зла, их тесное соединение и взаимо дополняемость. Более ярко и внушительно это ему получается при помощи образов Воланда и его свиты. Предпосылкой отступничества от эталонов добра считается, по воззрению Булгакова, людская боязливость, в которой беллетрист лице зреет самый страшенный порок населения земли, лишающий людей силы противиться злу. А лишь только мощью, ответным, принужденным насилием, по воззрению писателя, вполне вероятно противление злу. Таково актуальное кредо, философская концепция М.А. Булгакова, явившаяся итогом его моральных и умственных розысков.

Список литературы:

1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита - М.: Пан Пресс, 2006

2. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.