Научная статья на тему 'Особенности светского и религиозного в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"'

Особенности светского и религиозного в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
SOCIAL LIFE / RELIGION / TOLERANCE / "THE NEW KINGDOM" / THE DUALITY OF NATURE JUSTICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабочкина Яна Олеговна

Литература это одна из сфер, в которой могут раскрываться не только художественные образы, но и религиозно-философские идеи. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» это произведение, в котором происходит диалог религии и светской жизни. Разговор Иешуа и Понтия Пилата выявляет истинные качества и достоинства, которые представляют произведение. Особенность художественного воздействия книги на читателя это библейский компонент, в котором происходит проблема свободы воли и противостояния добра и зла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности светского и религиозного в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

УДК 101

Философские науки

Бабочкина Яна Олеговна, студентка, Владимирский государственный университет, Россия, г. Владимир

ОСОБЕННОСТИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Аннотация: Литература - это одна из сфер, в которой могут раскрываться не только художественные образы, но и религиозно-философские идеи. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это произведение, в котором происходит диалог религии и светской жизни. Разговор Иешуа и Понтия Пилата выявляет истинные качества и достоинства, которые представляют произведение. Особенность художественного воздействия книги на читателя - это библейский компонент, в котором происходит проблема свободы воли и противостояния добра и зла.

Ключевые слова: светская жизнь, религия, терпимость, «новое царство», двойственность натуры, справедливость.

Abstract: Literature is one of the areas in which it may be disclosed not only artistic images, but also religious and philosophical ideas. Roman m. a. Bulgakov's "master and Margarita"-this is a work in which a dialogue of religious and secular life. Pontius Pilate and Yeshua's conversation reveals the true qualities and virtues, which constitute the work. Feature of the artistic impact of the book the reader is biblical component, in which the problem of free will and the confrontation of good and evil.

Keywords: social life, religion, tolerance, "the new Kingdom", the duality of nature justice.

К Библейским преданиям по созданию образа Иисуса Христа, обращались многие русские писатели, поэты, художники, например, как Л. Н. Толстой, Л. Н.Андреев, Ф. М.Достоевский. Роман М. А. Булгакова, можно считать, как и философским романом, так и фантастическим, любовно-лирическим. Писатель говорит нам истину, которая объединена нравственностью. Связь запредельного, религиозного и таинственное, обеспечивает нас «порывами» к открытиям и ярким обозначениям чего-либо прекрасного [4, с. 55].

В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь религиозного и светского в романе М. А. Булгакова «Мастера и Маргариты». Интересен тот факт, что произведение написано человеком, который был атеистом, и он описывает настоящее автора (1930-1940) и воспроизводит реальность, которая происходит в данное время. Весь быт, конфликты между соседями, жулики, стили жизни -все это окружает нас и сегодня.

Одна из сюжетных истории романа - это предание об Иисусе Христе, утвержденного на казнь, римским прокуратором Понтием Пилатом. Частичную функцию в этом рассказе выполняет Воланд (Сатана). Однако значительную роль он играет в отношении к другим персонажам, как Маргарита, Мастер, Понтий Пилат - хотя они люди, а Сатана - это зло, сверхъестественная сила. Остальные персонажи романа, играют эпизоотическую роль и служат для украшения фона произведения. М. А. Булгаков, в своем романе подчеркивает людские пороки и лицемерие, которые постепенно к концу произведения исчезает. Здесь мы видим и супружеские измены, чувства жадности, доносы и.т.п. [5, с. 43].

На этом фоне, рассказ, воспроизводимый Мастером, это реальность появления христианской религии, которая передается с помощью главного героя Га Ноцри (Иешуа), Левия Матвея, Понтия Пилата, Иуды. Которые достигают большого влияния и участия в судьбе другого, вражды, справедливого решения, уступки, терпимости к совершаемому злу.

Все произведение, представляет собой, определенное воззвание, чтобы люди искали в себе хорошие качества и вступали на путь обогащения. Способом достижения, выступает диалог, в ходе которого проявляются качества главных героев. Эти диалоги не могут быть мировоззренческими [4, с. 75].

Рассмотрим диалог между Пилатом и Иешуа. По сюжету прокуратор должен утвердить на казнь Га-Ноцрия, так как он нес, по мнению священников, «преступные» проповеди, говорил, что построит новое царство, обещал, что «разрушит храм».

Га-Ноцри - это человек, носитель нового, христианского мировоззрения, с целью единения людей, на основе доброты. При расспросе героя, Понтий Пилат, убеждается, что он безвредный, и вреда никому причинить никогда не сможет. Он стал жертвой сплетен и безграмотной интерпретацией своих идей.

Понтий Пилат - это человек, не атеист. Судя по обращению к богам, смотря на жалобы о его служебном положении, можно предположить, что он язычник. В диалоге между ними, характер по отношению к Иешуа, можно назвать имперски-военно-административным. Но стоит, прежде всего, сказать, что он человек военный и лицо имперской администрации. Конечно, в его общении, не должно быть чистой и искренней доброты, но в Пилате, как в просвещенном человеке, некое добро и справедливость присутствуют в поведении. Поэтому прокуратор пытается оправдать Иешуа в честь наступающего дня Пасхи. Оставалось только склонить к этому пониманию первосвященника Каифу [3, с. 95].

Но, к сожалению, у Пилата, это не получилось. Ведь первосвященник смотрел на это дело, совсем другим взглядом и имел свое собственное мнение. Он считал, что Га-Ноцри может поднять бунт против иудейской религии и свергнуть Кесаря. Под этим основанием и был казнен Иешуа из Назарета.

Конечно, план Пилата провалился, и он чувствовал определенную вину перед ним. В то же время, общение между Пилатом и Иешуа пока не завершено

(согласно повествованию романа), возможно, это и сделало все более трагическим и знаменательным [5, а 118].

Иешуа, по своему положению был бродягой, философом, но как выясняется - не совсем простым. Он становиться гарантом человеческой мудрости, владея двумя языками и знатоком душевной направленности, обладая психотерапевтическим даром. Эта характеристика создает определенную пружину диалога и его природу [4, а 105].

Понтий Пилат, представляет в себе двойственную натуру, с одной стороны он внутренне понимает душевное состояние героя, а с внешней выражает социальную реальность, в которой надо действовать герою. Прокуратора не интересует миропорядок вообще, он живет имперским мировидением в то, что ничего изменить нельзя. Что касается Га-Ноцри, то он носитель новой веры, где есть добро и справедливость. Он верит в то, что уйдет царство кесарей и не будет никакой власти, и везде будет справедливость. Для него каждый человек - это «добрый человек» [5, а 112].

Однако не сложно увидеть, что к добру и злу, главные герои относятся по разному. Для Пилата - справедливость, ситуативная, которая зависит от поведения людей. Для Иешуа - справедливость, добро - это единство. Поэтому он более гармоничен, просвещает людей в проповедях, восстанавливает истины в душе человека и считает это самой важной целью своей жизни. Таким образом, добро и справедливость для двух главных героев, это не пустые понятия, но понимают их они различно [2, а 110].

Стоит сказать, что Воланд, дает именно Мастеру продолжить этот диалог между героями, чтобы они договорились. А обсуждать им надо много. Добавлением к данному диалогу служит разговор между Левием Матвеем и Воландом, где рассказывается о проблеме зла и ее функции в мире, так как у каждого из нас должна быть и своя темная сторона. Конечно, эта тема -присутствует в течение всего романа. Например, среди персонажей - поэт Иван Бездомный, Михаил Берлиоз - они ставят идеологические штампы и

неосознанно присягают к злу. Для многих других - совершение зла - это выход из любой ситуации.

Но все же, возникает вопрос. Есть ли в романе религиозность, если сам автор имеет абсолютное безразличие к богу? На данный вопрос, сложно дать точный ответ, так как весь роман насыщен философскими, религиозными сюжетами, которые частично отражены в Новом Завете. Стоит сказать, что именно автор, смог подчеркнуть то мировоззрение, которое существовало на тот период современности [3, с. 105].

М. А. Булгаков, отрицательно относиться к атеизму, и в своем романе он подчеркивает абсолютный теизм. Однако его произведение реализует определенный аспект религиозной веры. История об Иешуа и Понтии Пилата, это определенный авторский диалог, который обладает сакрально-таинственным и светским мировоззрением, и не верой писателя, а следствие социальной и культурной значимости. Например, в моменте, когда Воланд, преподает небольшой урок Берлиозу, что он не будет на заседании в МАССОЛИТе, и то, что он попадет под трамвай, так как Аннушка, уже купила масло. И так свершилось, Берлиоз погиб, как и говорил ему Воланд. Таким образом, научные и философские подходы, говорят нам, то, что отрицание Христа, обнаруживает свою недостаточность [1, с. 45].

Но главное, что история о Пилате и Иешуа, это история, которая показывает нам, что казнь людей, недостаточность мудрости людей высшего сана. Именно поэтому, эти главы написаны совсем в другом стиле, язык более реалистичный, и создается иллюзия, что ты находишься сейчас в этом месте. Реконструированный автором миф о Христе выполняет главную функцию романа - это уметь сопротивляться злу, даже если он не справедлив. Таким образом, философско-этический итог Булгаковского диалога с содержательной частью религиозно-культурологического символического инварианта о Христе - это то, что люди должны быть добры, и должны всегда воспринимать все то, что какие либо испытания нам не дает жизнь, необходимо перетерпеть и не

переходить на сторону зла, быть лояльным ко всему, даже если ты уверен, что правда на твоей стороне.

Библиографический список:

1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М., 2008. 615 С.

2. Булгаков М.А. Собр. соч. В 7 т. М., 2005-2009. Т.6 . 446 С.

3. Набоков В. В. Собр. соч. американского периода. В 4 т. М., 2007. Т.3., 323С.

4. Леонов Б. В. Булгаковская энциклопедия / Б. В.Леонов - М.: Просвещение, 2009. - 393С.

5. Шокин В. А. Булгаков в русской литературе XX в. 2001- №4- 288 С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.