Научная статья на тему 'К вопросу о противостоянии добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"'

К вопросу о противостоянии добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3448
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. А. БУЛГАКОВ / ДОБРО / ЗЛО / ДУАЛИЗМ / ПРАВОСУДИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Егорова Т. И.

В статье рассматривается борьба добра и зла в исторической перспективе в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Показывается, как проявления вечной борьбы добра и зла могут быть конкретными, зависящими от внешних условий и внутреннего мира человека, событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противостоянии добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

УДК 82.31

Т.И. Егорова

студентка 3 курса МГПИ им. М.Е.

Евсевьева г. Саранск, РФ Научный руководитель: С. Н. Стёпин

кандидат филологических наук, доцент МГПИ им. М.Е. Евсевьева г. Саранск, РФ

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОСТОЯНИИ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Аннотация

В статье рассматривается борьба добра и зла в исторической перспективе в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Показывается, как проявления вечной борьбы добра и зла могут быть конкретными, зависящими от внешних условий и внутреннего мира человека, событиями.

Ключевые слова: М. А. Булгаков, добро, зло, дуализм, правосудие.

Проблему противостояния добра и зла, можно назвать «вечной», потому что пока жив человек, его сознание и дух, они будут бороться друг с другом. Эта тема поднимается во многих произведениях русской литературы, и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не стал исключением. В нем «путь истины освещается добром» [4, с. 101], а зло уводит человека в невидимые дали. Писатель считал, что заблудившемуся человеку выйти на путь, который по-настоящему ведет к истине, поможет лишь вера в Бога, а герои его романа помогают это доказать.

Две основные силы - добро и зло - выражаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда. Первый является прообразом Иисуса Христа, а второй - дьявола в обличье человека. Вероятно, М. А. Булгаков, чтобы показать, что добро и зло живут независимо от эпохи, и люди веками живут по их законам, которые они диктуют, переместил Иешуа в период нового времени, в выдуманный шедевр Мастера, а Воланда, который выступает представителем безжалостного правосудия - в Москву 30-х гг. ХХ века. Воланд появляется в городе, чтобы воссоздать порядок там, где господствовал обман, несправедливость, двуличность и предательство, заполнившие Москву.

На Земле зло не должно перевешивать добро и наоборот, а если нарушить эту закономерность, то планета превратится в рай или ад, в зависимости от того, чему люди отдадут свое предпочтение. Иешуа и Воланд, подобно добру и злу, внутренне взаимосвязаны, и, находясь в постоянном противоборстве, они не могут существовать друг без друга.

Добро и зло в романе - это не два абсолютно различных явления, открыто конфликтующих между собой, они неделимы. В зависимости от контекста событий, любое действие может быть как добрым, так и злым. Если обратиться к Понтию Пилату, то его поступок - решение жестоко наказать бродягу - можно считать нейтральным. Если бы Иешуа на самом деле представлял угрозу для людей, призывал к разгрому храма, стоял во главе бунта, то, с точки зрения морали, поступку Пилата можно найти оправдание. С другой стороны, если бы Иешуа соблюдал закон и не нарушал бы его, то прокуратор Иудеи сделал недоброе дело. Тем не менее этими двумя случаями анализируемый эпизод не исчерпывается. Нужно заметить, что у М. Булгакова также «важен уровень внутреннего мира, ощущений и размышлений

человека» [5, с. 254]. Так, в приведенном примере оценка поступка Понтия Пилата основывается не столько на объективных обстоятельствах, сколько на том, как сам игемон оценивает свои действия. Автор чётко дает понять, что прокуратор действует вопреки себе, и как раз это определяет его поступок как злой. Таким образом, то, что делает человек, обязано не противоречить его личным взглядам на жизнь, и только после этого должно соответствовать обстоятельствам.

Добро в романе показывается и чувствами между Мастером и Маргаритой. Их любовь наглядно передает, на что способен человек под ее воздействием, как с ее помощью меняются и люди, и мир вокруг. В Москве происходила черная магия, творилась нечистая сила и совершался шабаш. Темная сила помогла любви, но ведь «любовь сама по себе - это дар от Бога» [2, с. 90], и это свидетельствует о том, что она -проявление добра. Таким образом, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве.

Иешуа является олицетворением добра, символом нравственности, стойкости и человеколюбия. Понтия Пилата нельзя отнести точно к воплощению зла или добра, потому что он объединяет в себе оба явления, что также полностью может определять сущность человека. Фигуры Понтия Пилата и Иешуа дают возможность осознать, что добро не всегда пребывает на земле, а борьба этих двух начал не всегда завершается победой добра.

Воланд является той силой, которая по идее должна делать зло, но на самом деле сеет добро. Он -вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Воланда интересует «важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» [1, с. 12]. Через его образ отражаются нравственные понятия автора произведения о том, что добро и зло совершается руками самого человека. Воланд наказывал людей злом за их зло во имя справедливости. Зло для него - не цель, а способ победить людские пороки и несправедливость. Любой человек однажды сталкивается с выбором: пойти по стезе Иешуа или Воланда. Нередко большинство людей идет не за голосом правды и добра, а за голосом обмана и зла. Но если бы люди не находились в вечной погоне за богатством и властью, а стремились бы к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, наказывающего людей за их порочность и грешность. Весь запас знаний Воланда, все его великолепные и удивительные идеи взяты из наблюдений над жизнью самим М. Булгаковым. Созданным образом писатель показал, что добро и зло в жизни неделимы, они будут существовать вечно.

Сопоставление добра и зла романе «Мастер и Маргарита» привело нас к выводу о том, что эти два понятия находятся в неразрывном единстве. Если в дуализме и сформировалось «противопоставление добра и зла как полярных начал» [3, с. 29], то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет главную роль, и только с помощью него мы узнаем добро, а если быть точнее - зло направляет нас к добру. В произведении добро и зло представляют собой целостную картину мира. Они подчеркивается в каждой детали: в поведении, в одежде, в именах, во внешности. Эти явления уникальны в своем единстве.

Своим романом М. А. Булгаков попытался донести до читателя то, во что он верил сам, стремился укрепить его в мысли о том, что в мире не существует черного без белого, не бывает тени без света, Дьявола без Бога, Иешуа без Воланда. Писатель показал, что каждый человек сам является творцом своей судьбы, и лишь ему одному выбирать, носителем добра или зла он будет.

Список использованной литературы:

1. Булгаков М. А. Собрание сочинений. - М.: Художественная литература, 1992. - 121 с.

2. Воропаев В. А. Гоголь над страницами духовных книг. - М.: Макариевский фонд, 2002. - 208 с.

3. Рыжкова Т.В. Диалоги с Булгаковым. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 245 с.

4. Соколов Б. В. Тайны «Мастера и Маргариты»: расшифрованный Булгаков. - М.: ЭКСМО, 2006. - 608 с.

5. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 393 с.

© Егорова Т. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.