Научная статья на тему 'ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОНИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ ВОЛАНДА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»'

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОНИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ ВОЛАНДА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
784
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дуализм / демонизм / христианство / мотив / ересь / dualism / demonism / Christianity / motive / heresy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костенко А. В.

В статье рассматриваются дуалистические воззрения М.А. Булгакова и их влияние на демонический генезис образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Изучены биографические источники двойствен-ного представления о модели мироздания, ставшей основой религиозной и философской концепции ав-тора. Также мы выявили мотивный комплекс, репрезентирующий дуалистическую природу поступков Воланда и его сущности в целом. Показано отражение еретических учений и их трансформация в роман-ном пространстве, а также преломление данных учений в эпоху становления мировоззрения М.А. Булга-кова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUALISTIC CONCEPT OF THE UNIVERSE AND ITS INFLUENCE ON THE DEMONIC NATURE OF VOLAND IN THE NOVEL «THE MASTER AND MARGARITA» BY MIKHAIL BULGAKOV»

The article examines the dualistic views of Mikhail Bulgakov and their influence on the demonic Genesis of the image of Voland in the novel «The Master and Margarita». Biographical sources of the dual view of the model of the universe, which became the basis of the author's religious and philosophical concepts, are studied. We also identified a motivic complex that represents the dualistic nature of Voland's actions and his essence as a whole. It shows the reflection of heretical teachings and their transformation in the novel space, as well as the refraction of these teachings in the era of the formation of the worldview of M. A. Bulgakov.

Текст научной работы на тему «ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОНИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ ВОЛАНДА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»

PHILOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>#Щ64)),2©2©

УДК 82

Костенко А.В.

Ставропольский государственный педагогический институт DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11809 ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕМОНИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ ВОЛАНДА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Kostenko A. V.

Stavropol state pedagogical Institute

THE DUALISTIC CONCEPT OF THE UNIVERSE AND ITS INFLUENCE ON THE DEMONIC

NATURE OF VOLAND IN THE NOVEL «THE MASTER AND MARGARITA» BY MIKHAIL

BULGAKOV»

Аннотация.

В статье рассматриваются дуалистические воззрения М.А. Булгакова и их влияние на демонический генезис образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Изучены биографические источники двойственного представления о модели мироздания, ставшей основой религиозной и философской концепции автора. Также мы выявили мотивный комплекс, репрезентирующий дуалистическую природу поступков Воланда и его сущности в целом. Показано отражение еретических учений и их трансформация в романном пространстве, а также преломление данных учений в эпоху становления мировоззрения М.А. Булгакова.

Abstract.

The article examines the dualistic views of Mikhail Bulgakov and their influence on the demonic Genesis of the image of Voland in the novel «The Master and Margarita». Biographical sources of the dual view of the model of the universe, which became the basis of the author's religious and philosophical concepts, are studied. We also identified a motivic complex that represents the dualistic nature of Voland's actions and his essence as a whole. It shows the reflection of heretical teachings and their transformation in the novel space, as well as the refraction of these teachings in the era of the formation of the worldview of M. A. Bulgakov.

Ключевые слова: дуализм, демонизм, христианство, мотив, ересь.

Keywords:dualism, demonism, Christianity, motive, heresy.

Как отмечают многие исследователи творчества М.А. Булгакова, позиция писателя раскрывается в двойственной природе создания мира, включающую в себя религиозную и философскую концепции бытия человека, выраженную в многослойной художественной ткани романа, проявляющейся, прежде всего, в изображении Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Рассматривая понятие «дуализм», в словаре под редакцией В.Е. Кемерова находим следующую трактовку понятия: «Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума» [5, с. 256].

Предпосылки появления дуалистических воззрений писателя обнаруживаются в его биографии. М.А. Булгаков принадлежал к священническому роду, Афанасий Иванович Булгаков - отец писателя, был профессором Киевской Духовной Академии. Если обратить внимание на ведомости Киевской первой гимназии, то можно узнать, что Михаила Афанасьевича увлекал Закон Божий. Проблема веры и безверия стояла остро. В обществе господствовала теория Дарвина, которая увлекала умы современников Булгакова, данное веяние не обошло стороной и самого Булгакова. Сестра писателя позже напишет: «1910 г. Миша не говел в этом году. Окончательно, по-видимому, решил для себя вопрос о религии - неверие, увлечен Дарвиным».

При этом надо отметить, что в христианстве дуализм считался ересью. «Христианская церковь сделала Бога источником добра, а дьявола виновником и воплощением зла в мире. Она не признавала двух равноправных богов, доброго и злого: дьявол был, по ее учению, мятежный ангел, отпавший от Бога, невластный, в конечном счете, сопротивляться всемогуществу Божию»,- В.М. Жирмунский [4, с.357]. Именно взаимодействие и взаимопроникновение света и тьмы, добра и зла, составляющие мировое равновесие, рождает ассоциации с еретическими учениями. Согласно дуалистической концепции миром в равном значении управляет как сила божественная, так и сила демоническая.

Манихейцы считали, что одновременно существуют два царства: света и тьмы, добра и зла. В царстве света, утверждали они, господствует бог, в царстве тьмы повелевает сатана.

В учении богомилов (болгарских еретиков) существует две высшие силы: Бог и Сатанаил. Сата-наил был низвергнут на землю, создал людей из глины и воды. Создав тело человека, Сатанаил понял, что не может наделить тело душой и именно поэтому обратился к Богу. Человек стал принадлежать как к миру небесному, так и к миру земному. Данный факт разозлил Сатанаила, не имевшего доступ к миру небесному. Он навел на землю потоп, уничтожив тем самым людей и животных, созданных его руками.

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ64)),2©2© / РШШШвГСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

В романе «Мастер и Маргарита» находим прямые отсылки к формулировке богомильского дуализма, проявляется отсылка во фразе главной демонической силы романа, Воланд говорит: «Как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?».

Из богомильства возникло следующее еретическое направление - альбигойство, которое также уровняло силы Бога и дьявола, аргументируя это тем, что Бог Света сотворил то, что невозможно увидеть, соответственно создал идеальный справедливый мир, а Бог Тьмы стал создателем всего материального.

Но дуалистические черты Воланда отражаются уже в древнеегипетских верованиях. На груди Воланда висел искусно выделанный камень с письменами на спине. Булгаков имел в виду изображение священного жука-скарабея. Данное насекомое в Древнем Египте считался священным, считалось, что зубцы на голове жука - подобие солнечных лучей. Возникает парадоксальное явление: священное насекомое, отражающее культ солнца, появляется на груди владыки тьмы, создавая неразрывное сочетание света и тьмы, божественного и дьявольского.

Если в христианстве Бог всеблаг, только он имеет право судить людей, воздавать каждому по их вере, то в романе М.А. Булгакова именно Воланд судит по законам нравственности и справедливости. Также как и древнеегипетская богиня Маат, Воланд персонифицирует справедливость, вселенскую гармонию, этическую норму.

Вселенское зло имеет свое воплощение во всех мирах, описанных М.А. Булгаковым. В Ершалаиме воплощением зла является Понтий Пилат, именно его линия порождает такие мотивы, как мотив вины, мотив совести, мотив раскаяния. Воланд, как справедливый судья в романе, воздает Пилату по его «вере».

Персонификация зла в мире Москвы имеет самые различные проявления, раскрывая целую серию нравственных, этических и моральных преступлений: от вранья по телефону до доносов. Воплощением зла является большой пласт персонажей: Никанор Иванович Босой (взяточничество), Степа Лиходеев (пьянство). Все они несут наказание: деньги превращаются в обычные бумажки, платья женщин исчезают, обнажая тем самым пороки общества, ценности которого выражаются в «квартирном вопросе». Мир литераторов фальшив, самодоволен. Его цель - материальные ценности, борьба за имущество. Прямой пример наказания такого рода зла - пожар в доме Грибоедова.

Зло это настолько всеохватывающе, что инфернальное зло, представленное в романе Волан-дом и его свитой, меркнет на его фоне. Снова возникает парадокс: зло инфернальное, наказывающее зло земное, вершит справедливость, утверждая тем самым вечные ценности: порядочность, честность, любовь.

Творя свой суд, Воланд четко следует функциям своего ведомства, в распоряжение которого

не входит милосердие. Именно поэтому помилование Фриды находится в руках не самого Воланда, а является решением самой Маргариты. И в данном аспекте, как утверждают И. Белобровцева и С. Кульюс, проявляется несвойственное сатане милосердие и снисходительность [1, с. 146].

Мастер ошибочно полагал, что закончил свой роман. На это указывают два факта: неопределенность судьбы Пилата после наказания и судьбы самого мастера, который должен был научиться милосердию и прощению. На завершение творения Мастера наталкивает Воланд, сообщающий волю Иешуа. Именно прощение Мастером Понтия Пилата, прощение своих гонителей позволяет Мастеру получить «свет».

Подводя итог, стоит сказать, что построение М.А. Булгаковым своего романа по принципу дуалистических воззрений подтолкнули, прежде всего, веяния, царяшие в обществе 30-х годов ХХ века. В этот период происходит переосмысление авторитета церкви, распостранение дарвинизма и его влияние на молодые умы. Булгаков осознавал несовершенство мира, который его окружал, особенность восприятия мира Булгаковым-человеком, выразилась в романе Булгаковым-писателем. Его образы выражают позицию писателя: несут идею справедливости, идею очищения в мир, погрязший во грехе.

Двойственность восприятия мира отразилась, прежде всего, в дуалистическом изображении Во-ланда - той силы, «что вечно хочет зла, и вечно совершает благо»[2, с. 230].

В романе можно проследить влияние еретической мысли, в частности воззрения манихейцев, богомилов и альбигойцев, считавших, что мир разделен между двумя силами - Божественной и демонической. Они взаимодействуют друг с другом, и именно этот синтез образует мировое равновесие.

Мировое зло, по мнению М.А. Булгакова, настолько всеохватывающее, что даже такой сплав силы в Воланде не способен его предотвратить. Как отмечает сам Воланд: «Все будет правильно, на этом построен мир», - это подталкивает читателя на мысль о том, что и он, в конечном итоге, должен вписываться в это построение мира. Иешуа говорит о царстве, которое будет построено на идеях «истины и справедливости». Если истина и милосердие - есть Бог, то в романе М.А. Булгакова воплощением справедливости является сам Воланд.

Список литературы

1. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. - М.: Книжный клуб 36.6, 2007. - 496 с.

2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Олимп, 2002. - 368 с.

3. Гёте И.В. Фауст. - СПб.: Лениздат, 2014. -367 с.

4. Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте. - М-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 357.

5. Кемеров В.Е. Современный философский словарь. - М., 1998 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.