Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационное обучение / базовый уровень подготовки / первокурсник / технический вуз / разрешение противоречий / «порядок следования целей» / adaptation training / basic level of training / fi rst-year student / technical university / resolution of contradictions / “оrder of goals” method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Наталия Александровна

В статье отмечается актуальность и важность решения задачи формирования базового уровня подготовки первокурсников технического вуза, имеющих значительные пробелы в первоначальных знаниях по базовым изучаемым дисциплинам. Подчеркивается необходимость внедрения адаптационных форм работы с обозначенным контингентом студентов. Цель статьи — выделить и представить описание противоречий, возникающих у компонентов адаптационной системы обучения в техническом вузе. С помощью высокопродуктивного метода кате го риальносис тем ной методологии («порядок следования целей») выявлены и описаны цели компонентов адаптационного обучения, а также установлены возникающие между ними противоречия. Выявленная по целевому признаку совокупность компонентов, определяющих развитие адаптационного обучения в техническом вузе, представлена как взаимоотношения определенных противоречий, возникающих при решении актуального вопроса формирования базового уровня подготовки первокурсников. Автор предлагает управлять системой адаптационного обучения в профессиональной подготовке специалиста через разрешение выделенных типов противоречий. Это позволит обеспечить необходимую направленность предлагаемого вида обуче ния, и в целом, повысит качество профессиональной подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS IN THE SYSTEM OF ADAPTATION TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The article emphasizes the relevance and importance of solving the problem of forming the basic level of fi rstyear students’ training at technical universities. The author notes the necessity of introduction of adaptation forms of work with students who have signifi cant gaps in the initial knowledge of the basic disciplines studied. The aim of the article is to identify and describe the contradictions arising in the components of the adaptation system of training at a technical university. Using the highly productive method of categoricalsystem methodology (“order of goals”), the goals of the components of adaptation training were identifi ed and described, and the contradictions arising between them were established. The set of components determining the development of adaptation training at a technical university, iden tifi ed by the target characteristic, is presented as a relationship of certain contradictions arising in solving the actual issue of forming the basic level of freshmen training. The author proposes to manage the system of adaptation training in the professional training of a specialist through the resolution of the identifi ed types of contradictions. It will provide both the neces sary orientation of the proposed type of training and the quality of professional training of a specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

9. Сидоров И. А. Рефлексивная технология развития управленческой компетентности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии : автореф. ... канд. дис. Санкт-Петербург, 2018. 19 с.

10. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. «Эйдос». 2005. 12 декабря. Доступно по адресу: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm (дата обращения: 01.11.2016).

References

1. Berezhnova L. N., Voronov S. A., Sidorov I. A. Pedagogicheskaya diagnostika professional'nyh kompetencij voennosluzhashchih [Pedagogical diagnostics of professional competencies of military personnel]. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology, 2016, vol. 53 (4.5), p. 44-49. (In Russian).

2. Voronov S. A. Diagnostika sformirovannosti professional'nyh kompetencij voennosluzhashchih RF [Diagnostics of the formation of professional competencies of military personnel of the Russian Federation]. World of Education and Education in the World, 2017, no. 4 (68), рp. 194-198. (In Russian).

3. Dudaev G. S.-H. Analiz teoreticheskih podhodov k formirovaniyu upravlencheskoj kompetencii u budushchego specialista gosu-darstvennogo upravleniya [The analysis of theoretical approaches to the formation of managerial competences of the future specialist of public administration]. Fundamental Research, 2014, no. 9-12, рp. 2760-2764. (In Russian).

4. Efremov O. Yu. Voyennaya pedagogika [Military pedagogy]. St. Petersburg, 2014, 640 р. (In Russian).

5. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. Moscow, 1991, 238 p. (In Russian).

6. Kobzev M. V., Tsormutyan L. S. Razvitie upravlencheskih kompetencij u studentov ekonomicheskih special'nostej [The development of managerial competencies in students of economic specialties]. Bulletin of the GUU, 2013, no. 8, рp. 195-200. (In Russian).

7. Marchenko S. M. Formirovanie upravlencheskih kompetencij u komandirov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii RF dlya pro-tivodejstviya informacionnomu vozdejstviyu protivnika na voen-nosluzhashchih [Formation of managerial competencies of the commanders of the units of the National Guard troops of the Russian Federation to counteract the informational influence of the enemy on the military personnel]. Materials of the scientific-methodical seminar "Management competence as a result of cadets training", St. Petersburg, 2016, pp. 71-73. (In Russian).

8. Malgin V. E. Razvitie upravlencheskoj kompetentnosti ruko-voditelya sportivnoj shkoly [Development of managerial competence of the head of a sports school]. Materials of the V International Scientific Conference "Problems and Prospects for the Development of Education", Perm, 2014, pp. 3-5. (In Russian).

9. Sidorov I. A. Refleksivnaya tekhnologiya razvitiya uprav-lencheskoy kompetentsii u kursantov voyennykh institutov voysk natsional'noy gvardii. Abstract of Ph. D. thesis. [Reflexive technology development management competence of the cadets of military institutions of the National Guard troops. Abstract of Ph. D. thesis.]. St. Petersburg, 2018, 19 p. (In Russian).

10. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i pred-metnyh kompetencii [Technology for designing key and subject competencies]. Eidos, 2005, 12 December. URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed 01.11.2016).

УДК /UDC 378.14 EDN DRWSAW

Маркова Наталия Александровна

старший преподаватель отделения иностранных языков Школы общественных наук, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

Markova Nataliia A.

Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, School of Humanities, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk

ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

CONTRADICTIONS IN THE SYSTEM OF ADAPTATION TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация. В статье отмечается актуальность и важность решения задачи формирования базового уровня подготовки первокурсников технического вуза, имеющих значительные пробелы в первоначальных знаниях по базовым изучаемым дисциплинам. Подчеркивается необходимость внедрения адаптационных форм работы с обозначенным континген-

том студентов. Цель статьи - выделить и представить описание противоречий, возникающих у компонентов адаптационной системы обучения в техническом вузе. С помощью высокопродуктивного метода категориально-системной методологии («порядок следования целей») выявлены и описаны цели компонентов адаптационного обучения, а также установлены возникаю-

щие между ними противоречия. Выявленная по целевому признаку совокупность компонентов, определяющих развитие адаптационного обучения в техническом вузе, представлена как взаимоотношения определенных противоречий, возникающих при решении актуального вопроса формирования базового уровня подготовки первокурсников. Автор предлагает управлять системой адаптационного обучения в профессиональной подготовке специалиста через разрешение выделенных типов противоречий. Это позволит обеспечить необходимую направленность предлагаемого вида обучения, и в целом, повысит качество профессиональной подготовки специалиста.

Abstract. The article emphasizes the relevance and importance of solving the problem of forming the basic level of first-year students' training at technical universities. The author notes the necessity of introduction of adaptation forms of work with students who have significant gaps in the initial knowledge of the basic disciplines studied. The aim of the article is to identify and describe the contradictions arising in the components of the adaptation system of training at a technical university. Using the highly productive method of categorical-system methodology ("order of goals"), the goals of the components of adaptation training were identified and described, and the contradictions arising between them were established. The set of components determining the development of adaptation training at a technical university, identified by the target characteristic, is presented as a relationship of certain contradictions arising in solving the actual issue of forming the basic level of freshmen training. The author proposes to manage the system of adaptation training in the professional training of a specialist through the resolution of the identified types of contradictions. It will provide both the necessary orientation of the proposed type of training and the quality of professional training of a specialist.

Ключевые слова: адаптационное обучение, базовый уровень подготовки, первокурсник, технический вуз, разрешение противоречий, «порядок следования целей».

Keywords: adaptation training, basic level of training, first-year student, technical university, resolution of contradictions, %der of goals" method.

Введение

Развитие современной науки и техники задает высокую динамику темпов изменений производственных процессов российской экономики, которые, в свою очередь, обуславливают изменяющиеся условия процесса модернизации российского высшего технического образования. Система подготовки инженер-

ных кадров в настоящее время требует соответствия социально-экономическим запросам общества: необходимы квалифицированные специалисты, способные в условиях высокой конкуренции обеспечить устойчивое развитие современного производства.

Конкурентоспособность профессионала высокого класса, выпускника инженерного вуза, определена многими факторами и условиями, в числе которых качество иноязычной подготовки инженерных кадров, обеспечивающей «расширение сферы языковой социализации индивида» и гарантирующей приобретение компетенций, которые позволят владеть иностранным языком на уровне, необходимом для профессионального общения [16, с. 125]. Однако задача формирования иноязычной коммуникативной компетенции в вузах нелингвистического профиля осложняется несформи-рованной готовностью будущих технических специалистов к освоению такой непрофильной для технического вуза дисциплины как «Иностранный язык». Как следствие, обозначенная компетенция, являясь одной их необходимых составляющих базовой инженерной подготовки, не получает своего должного становления. Кроме этого, одним из препятствий для успешного овладения иностранным языком в техническом вузе, по нашему мнению, является неполнота знаний абитуриента. Низкое качество языковой подготовки по иностранному языку в школе, разрыв между школьными и вузовскими требованиями к базовому уровню владения языком приводят к наличию у студентов-первокурсников недостаточного для обучения дисциплине по программе вуза уровня исходной подготовки [19]. Разный уровень базовой языковой подготовки бывших школьников препятствует успешному усвоению вузовского учебного материала: первокурсники со слабыми или нулевыми знаниями по иностранному языку испытывают значительные затруднения в освоении дисциплины «Иностранный язык».

Проблематизация статуса базовых знаний специалиста актуализируется в работах Н. И. Мартишиной. В своих рассуждениях мы опираемся на выводы, сделанные автором в вопросах формирования базового уровня знаний в рамках компетентностного подхода. Н. И. Мартишина указывает, что «ядро содержания образования» составляет «факт существования базового инварианта системообразующих знаний» любого специалиста и дополнительный, расширяющий «слой разнообразных конкретизаций, отталкивающихся от этого базового уровня» [13]. Кроме того, Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Боронина, Л. Н. Банникова в своем исследовании тенденций развития российского инженерного образования одной из задач общеинженерного бакалавриата

определяют задачу «обеспечить способность выпускников легко и быстро адаптироваться к любым условиям деятельности» [5].

Подтверждение мысли о важности и актуальности проблематики эффективного подхода к обучению студентов со слабой базовой подготовкой на начальном этапе освоения дисциплины мы нашли, обратившись к работе Р. М. Гараниной, представляющей объективные доказательства высокой прогностической результативности реализации психолого-педагогических программ адаптации с целью повышения академической успешности первокурсников [6]. Под целесообразностью такой адаптации исследователь Е. А. Иванова понимает «как можно более быстрое достижение планируемых результатов обученности дисциплине при различных исходных уровнях и потенциалах индивидуумов» [7]. В связи с этим нельзя не согласиться с подходом целого коллектива авторов, который детально рассматривает механизм адаптационных процессов в поиске соответствия требований вузовской среды и реальных возможностей студентов-первокурсников и единодушно отмечает важность и значимость всех возможных «вариантов адаптационного взаимодействия студентов с образовательной средой организации высшего образования» [17].

Подчеркнем, несмотря на высокую востребованность адаптационного подхода в обучении первокурсников [10], имеющих слабую базовую подготовку, теория адаптационного обучения до сих пор не разработана должным образом. Существующие в вузах практики не подкрепляются теоретическими положениями, позволяющими повысить эффективность их внедрения. Кроме этого, обращает на себя внимание не только существующая разобщенность взглядов исследователей, но и субъективные локальные противоречия, возникающие в вузах при реализации адаптационных программ для первокурсников, и в целом инертность и «неповоротливость» системы высшего образования в сторону оптимизации базовой подготовки первокурсника, проявляющаяся в отсутствии должной реакции на возникающие проблемы работы с обозначенным контингентом обучающихся. Тем не менее единичные положительные примеры реализации адаптационных курсов по различным дисциплинам (физика, математика, химия) с учетом недостаточной первоначальной подготовки студентов актуализируют решение важной научной задачи, позволяющей в будущем обеспечить формирование надежной теоретической методологии организации адаптационного обучения в техническом вузе.

Таким образом, цель исследования - выделить и представить описание противоречий, возникающих

у компонентов адаптационной системы обучения в техническом вузе, нацеленной на решение актуального вопроса формирования базового уровня подготовки первокурсника.

Методология

Согласно категориально-системной методологии, развиваемой В. И. Разумовым, Г. Д. Боуш, разнообразные изменения систем можно представить «определенным универсальным способом» [3, с. 97]. По их мнению, модель развивающейся системы любого типа может быть построена с помощью категориальных методов. Универсальный метод «Порядок следования целей» позволяет начать «рассматривать» любой объект как сложную, саморазвивающуюся, иерархическую систему, которая без управления извне способна продолжать свое существование и эволюционировать. Задача исследователя раскрыть этот «внутренний двигатель» системы, который и обеспечивает ее существование и развитие.

Метод «порядок следования целей» (ПСЦ) хорошо зарекомендовал себя в проводимых научным сообществом исследованиях, поскольку позволяет получить высокоэвристичные результаты в разных науках [4; 15; 18]. Так, А. А. Толстова, разрабатывая теоретическую модель дизайн-проектирования, подтверждает, что «богатое качественное разнообразие сложных объектов можно унифицировать, выделив следующую триаду компонентов»: Система - Элементы системы - Свойства системы [18]. Качественная определенность объекта при этом будет распределена на триаду: Объект-Качество (ОК), Подкачество (Пк), Интегративное Качество (ИК).

Логика выбранного нами метода подразумевает, что для того, чтобы управлять любым процессом развития и формирования системы, необходимо исследовать цели каждого из отдельно выявленных компонентов (ОК, Пк, ИК), обуславливающих существование объекта. Через раскрытие Целей (соответствует ОК), Подцелей (соответствует Пк) и Сверхцели (соответствует ИК) становится возможным научиться их согласовывать, а значит, учитывать результат, который будет получен при их достижении [3]. Типизация целевых установок взаимосвязанных компонентов будет отражать не просто использование неопределенного количества ресурса (например, времени, сил, личных качеств) впустую, а накопление и преобразование ресурса на каждом уровне развития системы. Это открывает возможности для коррекции целей и получения множества вариантов управления системой на пути достижения необходимого нам результата.

В связи с тем, что характер взаимодействия компонентов, трансформации, возникающие в ходе этого взаимодействия, формирование возможных траекторий дальнейшего развития определяются одним и тем же механизмом - перераспределением имеющихся ресурсов, необходимо уточнить понимание категории «ресурс» в рамках используемого метода. Ресурс - это вся совокупность средств и условий, резервных возможностей и доступных источников их получения, используемых для решения задачи или реализации какого-либо процесса и обеспечивающих направленность его развития. Мы также опираемся на вывод, сделанный В. И. Андреевым. «В процессе теоретического анализа образовательной деятельности и в самой педагогической практике, понятие ресурс чаще всего отражает неиспользованные возможности, условия, средства, личностные качества все то, что потенциально, но вместе с тем и реально может быть задействовано и использовано для повышения гаран-тированности качества образования» [1].

Таким образом, алгоритм применения метода ПСЦ представляет исследование сущностных, фундаментальных, выявленных на текущий момент времени аспектов об интересуемом нас объекте через понимание целей, задаваемых ему и его внутренним элементам для движения (развития). Затем полученная путем умозрительных заключений и конструирования образа модели многокомпонентная структура объекта соотносится с реально существующим в материальном мире объектом.

Результаты

На предыдущем этапе исследования категории «адаптационное обучение» на примере дисциплины «Иностранный язык» мы определили основные закономерности целеполагания в системе адаптационного обучения в техническом вузе [12]. В таблице 1 представлен разработанный ранее иерархический комплекс целей, направленных на формирование базового уровня подготовки первокурсника технического вуза.

Целевой аспект системного подхода позволил частично решить вышеобозначенную проблему формирования научно-теоретической базы адаптационного обучения. Для того чтобы получить научное обоснование методологических и технологических основ управления адаптационным обучением, разработать механизм согласования выделенных целей, необходимо выделить и описать сформированные между целями противоречия.

Далее на примере дисциплины «Иностранный язык» представлено типологическое описание семи (внешних и внутренних) противоречий, возникающих между носителями качеств и выделенных в модели на первом этапе исследования (см. табл. 1).

В нашем понимании, внешние противоречия затрагивают отношения со средой, находящейся за пределами адаптационного обучения, ориентированного на формирование базового уровня языковой подготовки. Полагаем, следует согласиться с положением, выдвинутым Ю. П. Похолковым, Л. Н. Горяновой. «Мощнейшим инструментом вуза для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции человека» является языковая среда вуза, которая не ограничивается «коммуникативным пространством учебного занятия», а закладывает в себе комплекс условий и мероприятий для «непрерывно функционирующего коммуникативного пространства» [16]. При этом удовлетворение требований среды мы рассматриваем как продуктивное разрешение конфликта, несоответствие уровню развития среды - непродуктивное разрешение противоречия.

I. Внешние противоречия:

1. Противоречия ИК - среда: «противоречия, возникающие между Сверхцелью (приспособление, адаптация), принципом объединения всех выявленных под-качеств и внешней средой» [3] и непосредственно процессом обучения в техническом вузе. В качестве примера данного противоречия приведем несоответствие языковой среды технического вуза цели адаптировать обучающийся контингент к дисциплине «Иностранный

Таблица 1

Целевой аспект формирования базового уровня подготовки

Цель Качество Объект реальности Характеристика

Цель Объект-качество (ОК) Базовый уровень подготовки Получение необходимого и достаточного минимума знаний по дисциплине

Подцель Подкачество (Пк) Ознакомление, Узнавание, Различение, Воспроизведение, Алгоритмизация, Применение Совершенствование знаний, умений, навыков

Сверхцель Интегративное качество (ИК) Комплексное приспособление Адаптация первокурсника к обучению по дисциплине

язык». Техническая направленность вуза определяет формируемые им требования к образовательным программам. Это означает, что роль и значимость гуманитарной дисциплины в образовательном процессе, обеспечивающим базовую инженерную подготовку, может быть не определена или не выявлена [2, 11]. Продуктивным разрешением можно считать не «формальное» внедрение иностранного языка в образовательные практики вуза, а действительно эффективную реализацию различных программ иноязычного обучения, включая разноуровневую подготовку, с возможностью реализации адаптационных программ для студентов, испытывающих затруднения при освоении дисциплины, и учитывающую уровень исходной языковой подготовки. Непродуктивное разрешение противоречия означает отсутствие понимания важности языковой подготовки инженерных кадров как для их профессионального, так и личностного роста. Помимо этого, характеристикой противоречия также является демонстрация поведения, свидетельствующего об отрицании существования объективных факторов, влияющих на формирование современных тенденций развития инженерного образования, и высокой востребованности в производстве высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка.

2. Противоречия Пк - среда: противоречия, образующиеся между выявленными качественными характеристиками объекта, определенными сформированным базовым уровнем подготовки, и внешней средой, влияющей на взаимоотношения с подкачествами. Принимая во внимание, что условия языковой среды вуза в своем «многообразии обеспечивают возможность ее функционирования» [16], отметим, что столкнуться с таким видом противоречия пришлось, например, в период пандемии С0У!й-19. С угрозой распространения короновирусной инфекции произошло внезапное изменение внешней среды: российские вузы были вынуждены массово перейти в онлайн-обучение. Организация адаптационного обучения иностранному языку в этот период претерпела существенные изменения. С одной стороны, широкий арсенал информационно-коммуникативных технологий позволил дополнить существующие на тот момент образовательные технологии, а с другой стороны, существенно ограничил адаптационные возможности участников образовательного процесса. Реализация всех видов деятельности без затруднений и решение посильных коммуникативных задач при изменениях во внешней среде выступают положительным разрешением противоречия. Невозможность поддержания необходимого

и достаточного уровня может обострять противоречие и иметь, таким образом, непродуктивное разрешение.

3. Противоречия ОК - среда: противоречия, подразумевающие отношения между требованием базового уровня языковой подготовки для дальнейшего обучения в вузе и прочими системными объектами внешней среды. В качестве примера укажем на связь между общественным признанием престижа инженерной профессии и повышением качества базовой подготовки инженера. Неотъемлемым компонентом такой подготовки является развитие компетенций, формируемых в рамках иноязычной подготовки. В этом случае речь идет не только о закладывании основ развития иноязычной компетенции личности, а о более глобальном явлении - «языковой социализации личности на иностранном языке» [16]. Соответственно, этап реализации адаптационных программ и курсов дисциплин подразумевает возможность предотвратить непродуктивный вариант разрешения противоречий. Он позволяет обеспечить переход от школьного образования к университетскому: помогает студенту справиться с заявленными академическими требованиями вуза по дисциплине. Выделение «пространственной составляющей языковой среды» [16] предполагает изменение системной и организационной сложности самой среды. Система обретает эмерджентные свойства, которые отличаются от свойств остальных составляющих частей системы адаптационного обучения, и сама становится приспосабливающейся «к условиям изменяющейся внешней среды и оказывающей обратное воздействие на нее с целью обеспечения максимально возможного соответствия параметров среды существенным характеристикам образовательного учреждения» [14].

II. Внутренние противоречия:

4. Противоречия Пк - Пк: тип противоречий, который объясняется множеством видов целевых установок непосредственно каждого структурного элемента (противоречия подцелей подкачеств). Направленность целей каждой составляющей структуры приводит к тому, что они могут «бороться» за индивидуальную возможность влиять на принцип их объединения в ИК. Продуктивным разрешением следует считать оптимальное ускорение развития какого-либо одного Пк, что повлечет за собой усиление потенциала развития остальных Пк. Непродуктивный характер разрешения противоречий при преимущественном выделении одного Пк не будет поддерживать и дополнять процессы приспособления, реализуемые системой адаптационного обучения. Продемонстрируем конкретным примером. Внутренние стимулы студента, например, интерес

и мотивация к изучению иностранного языка «с нуля» помогают ему «приспособить» свои личностные качества, интеллектуальные и психологические возможности к освоению дисциплины. Развивая свое внимание, память, работая над усидчивостью и старанием, студент добивается конкретно поставленной цели оптимальным для него способом. Однако довольно часто студент технического вуза не демонстрирует свою готовность приобретать знания по дисциплине «Иностранный язык», считая лингвистическую подготовку необязательной для будущего инженера. Обучающийся не стремится восполнить пробелы своих базовых умений. В этом случае, говорим о несогласованности с целями обозначенных компонентов: слабая память, рассредоточенное внимание, низкая образовательная дисциплина студента усугубляют выраженность противоречий. Студент считается неуспевающим по дисциплине «Иностранный язык»: он не имеет желания знакомиться с нормами изучаемого языка, не проявляет настойчивости в алгоритмических воспроизведениях языковых структур и т.д. Все это препятствует эффективной организации и внедрению адаптационных форм работы.

5. Противоречия Пк - ИК: тип противоречий, который предполагает проявление «борьбы» с самим комплексным приспособлением - принципом объединения всех Пк, обеспечивающим их взаимодействие внутри системы. Подцели элементов (Пк) и Сверхцель (ИК) конфликтуют из-за возможностей расширения ресурсной базы: развиваться в ходе консервативного сценария или прогрессивным путем оптимизации использования ресурсов. Последний вариант будет свидетельствовать о формировании новых качеств и выводить систему на новый уровень сложности, открывая при этом новые «пугающие» возможности, создавая новые варианты развития, способствуя достижению Сверхцели. Принятие такого «вызова» самим Пк будет означать корректировку его подцели, что можно рассматривать как проявление продуктивного характера разрешения противоречия. Консервативный сценарий развития взаимоотношений Пк приводит к регрессу всей адаптационной подготовки. Примером обозначенного противоречия служат следующие ситуации. Технический вуз предоставляет обучающимся студентам все возможности и создает все условия (удобное расписание, разноуровневые группы, материально-техническое обеспечение адаптационного курса подготовки по иностранному языку) для достижения комплексной цели формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Однако вуз может и не реализовывать имеющийся потенциал, и тогда «груз» слабой базовой подготовки полностью ложится на плечи самого студента. Он сам

ищет решения или, напротив, не использует возможности реализовать свои внутренние резервы для скорейшего восполнения требуемого минимума уровня знаний. Чаще всего в российских вузах наблюдается именно такая ситуация: ни о каком последовательном переходе от школьного образования к реализации вузовского, характеризующегося направленностью на профессиональное развитие, речи не идет [8, с. 75].

6. Противоречия Пк - ОК: тип противоречий, который возникает по причине разногласий между целями компонентов и целью в вопросах оптимизации учебного процесса через последовательную, целенаправленную, интенсивную адаптационную подготовку по дисциплине [9, с. 127]. Свидетельством этого противоречия является ситуация, в которой преподаватель демонстрирует неприятие принципов формирования базового уровня подготовки, и убежден, что студент должен приходить в вуз с минимальным набором знаний по дисциплине, и не считает необходимым «возиться с тем, кто мало знает». Студент может иметь все необходимые внутренние ресурсы, высокую мотивацию изучать иностранный язык, возможно, даже «предрасположенность» к языкам, однако решение коммуникативных задач будет невозможным, поскольку сформировать навык базового уровня языковой компетенции на данном уровне развития системы не представляется возможным. В этом случае речь идет о непродуктивном распределении ресурсов. С другой стороны, открытые возможности получения обязательного минимума знаний по дисциплине «Иностранный язык» задают границы относительного владения видами речевой деятельности (аппроксимативное произношение, наличие грамматических и лексических ошибок, не затрудняющих межкультурную коммуникацию).

1. Противоречия ОК - ИК: тип противоречий, который основывается на конфликте цели адаптационной подготовки и Сверхцели. Получаемый минимум знаний по дисциплине не открывает для обучающегося перспективы дальнейшего формирования иноязычной коммуникативной компетенции. У студента отсутствует потребность удовлетворения познавательного интереса в других областях с помощью иностранного языка. Другими словами, его неготовность воплощать полученные знания в действия (решение учебных задач, решение коммуникативных задач). Продуктивное разрешение конфликта приведет к совершенствованию коммуникативных умений. Задачи адаптационной подготовки будут выполнены. В противоположном случае, приобретенные знания постепенно утрачиваются на старших курсах обучения, демонстрируя пример регрессивного направления развития системы.

Заключение

Проведенный анализ педагогической литературы, посвященной вопросам организации адаптационного обучения в высшем профессиональном образовании, подтвердил факт того, что до настоящего времени однозначного варианта планирования и организации указанного вида обучения первокурсников, имеющих слабую довузовскую подготовку, не представлено. Достаточно поверхностное представление исследователей о сущности и природе адаптационного обучения в вузе свидетельствует о низкой степени осмысления, и приводит к одностороннему пониманию анализируемой проблемы и является существенным препятствием к эффективному внедрению адаптационным программ в профессиональную подготовку специалистов. Автором предложено более глубокое понимание исследуемой категории «адаптационное обучение» посредством выявления противоречий, возникающих при системном подходе ее рассмотрения и определяющих как ее закономерное развитие, так и открывающие возможности ее управлением.

В рамках примененного нами категориально-системного подхода, на примере дисциплины «Иностранный язык», определены типы противоречий в отношениях между выявленными компонентами рассматриваемой системы адаптационного обучения. Категориальный метод «порядок следования целей» позволил выделить как внутренние, так и внешние противоречия между качественными состояниями системы адаптационного обучения иностранному языку в техническом вузе (ОК, Пк, Ик) и внешней средой (обучение в техническом вузе). Определенный нами в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе характер воздействия таких противоречий (их возможное продуктивное или непродуктивное разрешение) определяет прогрессивное или регрессивное развитие исследуемой системы. Установлено, что представление о систематизации противоречий дает возможность не только определять вектор развития, но и воздействовать на систему адаптационного обучения в нужном направлении, прогнозируя варианты ее изменения. Выявлено, что с разрешением всех существующих в настоящий момент времени противоречий, количество элементов исследуемой системы (ее носителей качеств) увеличивается и она переходит на качественно новый уровень развития. Система адаптируется: меняется ее содержание и характер, возникают новые функции, меняются цели, она становится все более сложной в своем эволюционном развитии. Эффективность управления таким развитием зависит от возможности идентификации способов оптимального разрешения указанных выше противоречий.

Практическая ценность представленного рассмотрения проблемы в том, что разрешение обозначенных противоречий направлено на совершенствование системы формирования базового уровня подготовки студентов-первокурсников, что позволяет обеспечить эффективность управления адаптационным обучением и в целом будет способствовать непрерывному повышению и улучшению качества профессионального образования в России.

Литература

1. Андреев В. И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 1. С. 3-7.

2. Баранова Е. В. Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/sootnoshenie-gumanitarnoy-i-tehnicheskoy-sostavlyayuschih-v-sisteme-obrazovaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения: 09.10.2022).

3. Боуш Г Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с.

4. Васильева А. В. Исследование системы целей интерактивной формы обучения (на примере обучения русскому языку как иностранному в магистратуре) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 107-119.

5. Вишневский Ю. Р., Боронина Л. Н., Банникова Л. Н. Инженерное образование и воспроизводство инженерных кадров: практика и актуальные проблемы // Инженерное образование. 2017. № . 21. С. 18-24.

6. Гаранина Р. М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один из факторов формирования его субъектной позиции // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1(49). С. 75-88.

7. Иванова Е. А. Адаптация студентов технологического вуза к изучению нового иностранного языка // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 157-169.

8. Корякина М. И., Алексеева М. В. Иностранный язык в системе непрерывного агрообразования // Вестник Северовосточного федерального университета им. М. К. Аммо-сова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 4(08). С. 74-78.

9. Маркова Н. А. Конструирование дефиниции категории «адаптационное обучение иностранному языку» методом двухуровневой триадической дешифровки // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 119-132.

10. Маркова Н. А. Феномен «Адаптационное обучение» в высшем образовании: анализ и конструирование определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 5 (223). С. 7-17.

11. Маркова Н. А. Гуманистическая направленность педагогического сопровождения адаптационной языковой подготовки в техническом вузе // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров материалы XXII национальной научной конференции. Таганрог. 2021. С. 88-91.

12. Маркова Н. А. Адаптационное обучение иностранному языку в категориях метода «Порядок следования целей» // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 259-271.

13. Мартишина Н. И. Базовый уровень знаний как объект нормирования в системе образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 98-104.

14. Михайлова Ю. Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 19-25.

15. Насырова С. И. Человеко-ориентированная экономика: целевые установки и их противоречия // n-Economy. 2022. Т. 15. № 2. С. 38-58.

16. Похолков Ю. П., Горянова Л. Н. Языковая среда: от понятия к принципам создания. Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 123-136.

17. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созон-ник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53-68.

18. Толстова А. А. Среда как объект проблематизации в дизайне: типологический и целевой аспекты // Дизайн. Материалы. Технология. 2021. № 3 (63). С. 9-16.

19. Харченко М. Г. Преемственность в обучении иностранному языку в системе «школа - вуз - работа» // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (19). С. 23-26.

References

1. Andreev V. I. Resursnyj podhod k aktivizacii innovacionnoj deyatel'nosti i samorazvitiyu lichnosti v usloviyah vysshego ped-agogicheskogo obrazovaniya [Resource approach to the activation of innovative activity and self-development of personality in the conditions of higher pedagogical education]. Education and Self-Development, 2011, no. 1, pp. 3-7. (In Russian).

2. Baranova E. V. Sootnoshenie gumanitarnoj i tekhnicheskoj sostavlyayushchih v sisteme obrazovaniya studentov tekhni-cheskih vuzov [The relationship of humanitarian and technical components in the system of education of technical university students]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2016, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie- gumanitarnoy-i-tehnicheskoy- sostavlyayuschih-v-sisteme- obrazovaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov (accessed 09.10.2023).

3. Boush G. D., Razumov V. I. Metodologija nauchnogo issledovanija (v kandidatskih i doktorskih dissertacijah). [Methodology of scientific research (in PhD and doctoral dissertations)]. Moscow: INFRA-M, 2020. 227 p.

4. Vasil'eva A. V. Issledovanie sistemy celej interaktivnoj formy obu-cheniya (na primere obucheniya russkomu yazyku kak inostran-nomu v magistrature) [Research of the goal system of an interactive form of education (on the example of teaching Russian as a foreign language in a Master's Degree Programme)]. Vestnik of Tambov University. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 193, pp. 107-119. (In Russian).

5. Vishnevskij YU. R., Boronina L. N., Bannikova L. N. Inzhenernoe obrazovanie i vosproizvodstvo inzhenernyh kadrov: praktika i aktual'nye problemy [Engineering education and reproduction of engineering personnel: practice and current problems]. Engineering education, 2017, no. 21, pp. 18-24. (In Russian).

6. Garanina R. M. Adaptaciya pervokursnika v obrazovatel'nom pros-transtve vuza kak odin iz faktorov formirovaniya ego sub"ektnoj pozicii [The first-year student's adaptation in the educational space as the factors of the subjective position formation]. Professional education in Russia and abroad, 2023, no. 1 (49), pp. 75-88. (In Russian).

7. Ivanova E. A. Adaptaciya studentov tekhnologicheskogo vuza k izucheniyu novogo inostrannogo yazyka [Adaptation of students of a technological university to study a new foreign language]. Problems of modern education, 2023, no. 2, pp. 157-169. (In Russian).

8. Koryakina M. I., Alekseeva M. V. Inostrannyj yazyk v sisteme nepreryvnogo agroobrazovaniya [Foreign language in the system of agrarian lifelong learning]. Vestnik of the North-Esatern Federal University M. K. Ammosova. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy, 2017, no. 4 (08), pp. 74-78. (In Russian).

9. Markova N. A. Konstruirovanie definicii kategorii «adaptacionnoe obuchenie inostrannomu yazyku» metodom dvuhurovnevoj triadi-cheskoj deshifrovki [Constructing the definition of "Foreign Language adaptation training" category by two-level triadic method]. Pedagogical Education in Russia, 2022, no. 5, pp. 119-132. (In Russian).

10. Markova N. A. Fenomen «Adaptacionnoe obuchenie» v vysshem obrazovanii: analiz i konstruirovanie opredeleniya [The phenomenon of "Adaptation learning" in higher education: analysis and definition construction]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, iss. 5 (223), pp. 7-17. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Markova N. A. Gumanisticheskaya napravlennost' pedagogich-eskogo soprovozhdeniya adaptacionnoj yazykovoj podgotovki v tekhnicheskom vuze [Humanistic orientation of pedagogical support of adaptive language training in a technical university]. Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, law enforcement and training issues Materials of the XXII National Scientific Conference. Taganrog, 2021, pp. 88-91. (In Russian).

12. Markova N. A. Adaptacionnoe obuchenie inostrannomu yazyku v kategoriyah metoda «Poryadok sledovaniya celej» [Foreign language adaptation training in the categories of «Order of goals» method]. Problems of modern education, 2023, no. 4, pp. 259-271. (In Russian).

13. Martishina N. I. Bazovyj uroven' znanij kak ob"ekt normirovaniya v sisteme obrazovaniya [Basic level of knowledge as an object of standardization in the education system]. Higher education in Russia, 2015, no. 3, pp. 98-104. (In Russian).

14. Mihajlova Yu. N. Razvitie adaptacionnogo potenciala lichnosti studenta kak faktor optimizacii obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Development of the adaptive potential of a student's personality as a factor in optimizing the educational space of a university]. Psychological Science and Education, 2010, v. 15, no. 5, pp. 19-25. (In Russian).

15. Nasyrova S. I. Cheloveko-orientirovannaya ekonomika: cel-evye ustanovki i ih protivorechiya [Human-oriented economy: goals and their contradictions]. n-Economy. 2022, v. 15, no. 2, pp. 38-58. (In Russian).

16. Poholkov Yu. P., Goryanova L. N. Yazykovaya sreda: ot ponyatiya k principam sozdaniya [Language environment: from concept to principles of creation]. Higher education in Russia, 2022, v. 31, no. 7, pp. 123-136. (In Russian).

17. Shamionov R. M., Grigor'eva M. V., Grinina E. S., Sozon-nik A. V. Akademicheskaya adaptaciya studentov: razrabotka i validizaciya novoj metodiki [Evaluating academic adaptation in students: a new technique]. Psychological Science and Education, 2022, v. 27, no. 2, pp. 53-68. (In Russian).

18. Tolstova A. A. Sreda kak ob"ekt problematizacii v dizajne: tipolog-icheskij i celevoj aspekty [The environment as an object of problematisation in design: typological and goal-oriented aspects]. Design (Theory and Application), 2021, no. 3 (63), pp. 9-16. (In Russian).

19. Harchenko M. G. Preemstvennost' v obuchenii inostrannomu yazyku v sisteme "shkola - vuz - rabota" [Continuity in foreign languages teaching within the "school - university - job" system]. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, 2015, no. 3 (19), pp. 23-26. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.