Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Астафьев Станислав Юрьевич, Астафьева Наталия Анатольевна

В данной статье рассматриваются противоречия, возникающие в условиях цифровой экономики, влияющие на гуманитарную сторону развития общества. Существующие противоречия формируют проблемы не только экономического характера, но и управленческого, политического, научного, образовательного, духовного и т.д. Выявление основных типов проблем и их взаимосвязь с экономикой страны становится актуальной задачей для научных исследований в сфере народного хозяйства и экономики, а также комплекса социально-гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Астафьев Станислав Юрьевич, Астафьева Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF THE DIGITAL ECONOMY: HUMANITARIAN PROBLEMS

This article examines the contradictions arising in the digital economy, affecting the humanitarian side of the development of society. The existing contradictions form problems not only of an economic nature, but also of a managerial, political, scientific, educational, spiritual, etc. Identifying the main types of problems and their relationship with the country's economy is becoming an urgent task for scientific research in the field of national economy and economics, as well as the complex of social and humanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 330

Грязнова Елена Владимировна, д.ф.н., профессор

(egik37@yandex.ru)

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Н. Новгород, Россия Астафьев Станислав Юрьевич, магистрант

(ardatovhram@yandex.ru)

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Нижний Новгород, Россия Астафьева Наталия Анатольевна, магистрант

(natytasha88@gmail.com)

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Н. Новгород, Россия

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются противоречия, возникающие в условиях цифровой экономики, влияющие на гуманитарную сторону развития общества. Существующие противоречия формируют проблемы не только экономического характера, но и управленческого, политического, научного, образовательного, духовного и т.д. Выявление основных типов проблем и их взаимосвязь с экономикой страны становится актуальной задачей для научных исследований в сфере народного хозяйства и экономики, а также комплекса социально-гуманитарного знания.

Ключевые слова: цифровая экономика, управление, образование, наука, цифровая культура.

Экономическая сфера традиционно выделяется как одна из четырех подсистем общества, среди которых указываются духовная, социальная и политическая. Экономика в данной системе является основным механизмом развития всех сфер и общества в целом. Данное положение подтверждается историческим развитием цивилизации. Оно раскрывается не только в рамках формационного, но и цивилизационного подхода при изучении тенденций мирового общественного развития [9,11]. Понятие «сфера общественной жизни» достаточно прочно вошло в современную научную литературу. Подходов к его определению сложилось несколько. Основные отличия в определении заключаются не только в структурировании самих сфер, но и в их типологизации. Одним из наиболее распространенных подходов в определении понятия «сфера общественной жизни» стала концепция К. Маркса. Согласно данной позиции сфера общественной жизни -это, прежде всего, сфера определенной деятельности, на базе которой формируются соответствующие социальные отношения и институты. Со-

гласно Марксу именно, экономическая деятельность является основой, фундаментом развития общества [3].

Деление общества на большее количество сфер расширяет и углубляет анализ взаимодействия экономики и других видов деятельности. Так, Л.А. Зеленов выделяет восемь сфер общественной жизни: экономическую, экологическую, научную, управленческую, медицинскую, физкультурную, педагогическую, физкультурную и художественную. При этом он отмечает важность изучения диалектического единства каждой из них как единого социального организма: «Вполне логично говорить об универсальном законе взаимосвязи сфер общества с системой всех слагаемых каждой сферы. Этот закон как Кантовский «императив» диктует логику организации всей системы управления обществом на любом уровне (муниципальном, региональном, муниципальном» [6, с.3].

Изменение технологии или способа производства является одной из важнейших движущих сил в развитии общества. Именно технологии оказываются толчком к изменению всех сфер общественной жизни. Так, например, известно, что способы ведения хозяйства менялись именно с внедрением новых технологий. Если изначально в архаическую эпоху имел место ручной труд, то и развитие остальных сфер жизни подчинялось и зависело от совершенствования именно данного способа производства. С появлением более совершенных орудий труда, а затем и техники развивается экономическая деятельность, экономические отношения, которые, в свою очередь, влияют на прогресс всей социальной системы. «Будучи доминантно признанной, экономическая сфера определяет существование и развитие всех других сфер» [6, с. 5].

В современном мире данные тенденции сохраняются [1]. Развитие экономики, точнее технологии и способов производства, влечет за собой стремительное и взаимосвязанное развитие всех сфер общественной жизни. Сегодня мы приходим к цифровым технологиям и цифровой экономике. «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [8]. Так, например, в системе здравоохранения с помощью цифровых технологий уже осуществляется профилактика, диагностика, планирование лечения, регулирование обращения лекарств, функционирование точной медицины и разработки новых медицинских препаратов. Кадровые ресурсы медицины, дополненные инструментами цифровых технологий, повышают уровень удовлетворения растущих потребностей в области здравоохранения сегодня и в будущем. Активно развивается новая отрасль медицины -цифровая.

В сфере транспорта с помощью новых цифровых технологий осуществляется управление расписанием движения общественного транспорта, формируются рекомендации по изменению или дополнению посадочных станций и маршрутов, анализируется человеческий трафик и загруженность транспортных средств, производится управление освещением магистралей, контролируется и экономится электроэнергия, а также анализируется состояние дорог. Цифровизация управления сферы транспорта позволяет анализировать пассажирские потоки посредством использования электронных билетов, что дает возможность осуществлять мониторинг основных транспортных направлений и варьировать ими в целях экономии топлива или сохранения экосистемы.

Как и в системе традиционного общества изменение технологии работы с информацией приводят к повышению производительности всех видов деятельности. Цифровая экономика, меняет не только экономические отношения, но и весь спектр социальных отношений. В политической сфере можно видеть такие изменения как переход на новый уровень социального и политического управления [5,7]. Государство получает возможности электронного взаимодействия со всеми органами власти и социальными субъектами, что повышает эффективность управления.

В духовной сфере происходят изменения, связанные с формированием новой парадигмы образования, социокультурных отношений, культуры в целом, которые, в свою очередь, влияют и на отношения в социальной сфере. Появляются новые виды социальных субъектов, а, следовательно, и новые виды социальных отношений [2-4].

Конечно, говорить об одностороннем влиянии цифровой экономики на общество неправомерно. Существует диалектическая взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Любые трансформации в одной из них оказывают соответствующее воздействие не только на экономику, но и на каждую сферу деятельности человека. Так, например, в современных исследованиях обосновываются тенденции взаимного развития религиозной сферы и экономики. «О тесном взаимодействии религии и экономики можно сделать вывод, что религиозная организация дальше будет укреплять свои экономические позиции через прямое влияние на экономику, через церковные доктрины по экономическим вопросам, через установление нравственных правил и кодексов поведения в экономической сфере. РПЦ выступает агентом экономического поля. Через религиозные учреждения организуют благотворительные акции по обмену вещами, натуральными продуктами среди прихожан» [10, с. 272].

Не смотря на сложности перехода к цифровым технологиям такие сферы как наука, образование, религия и др. вливаются в новые экономические отношения [2]. При этом система ценностей, норм, мировоззрений, сформированные в традиционном обществе, остаются важнейшими элементами культурного ядра общества. Основные элементы духовной сферы диалектически развиваются, подчиняясь законам цифровой экономики.

Конечно, при переходе к новым экономическим отношениям возникают противоречия, которые вызывают к жизни ряд проблем и рисков во всех сферах жизни и деятельности общества. Переход к цифровой экономике приводит к появлению новых форм цифровых социальных отношений, которые становятся основой социального взаимодействия во всех видах деятельности.

К основным противоречиям цифровой экономики можно отнести проблемы взаимодействия традиционных и цифровых видов деятельности. Деятельность как основной элемент любой сферы общественной жизни определяет не только структуру сферы общественной жизни, но и всю ее специфику. В каждой из сфер не возможен полный отказ от существующих технологий и переход исключительно к цифровым технологиям. Необходима выработка механизмов адаптации традиционных технологий к условиям цифровой экономики. Например, в системе образования, которая готовит специалистов для всех видов экономической деятельности, в определенной мере должны сохраниться традиционные непосредственные педагогические отношения. Особенно это играет важную роль при подготовке специалистов творческих профессий, медицинских специальностей и т.п., где отказ от непосредственного взаимодействия между субъектами педагогических отношений приведет к утрате духовной составляющей, к потере человека, составляющего основу таких видов деятельности.

Использование цифровых технологий в обучении - одно из важнейших условий перехода к обновлению содержания образования, предусматривающее соответствующие изменения форм, методов и средств обучения. Скорость преодоления противоречий между требованиями информационного общества в качественных характеристиках современного педагога (воспитателя) и его готовностью к внедрению инноваций в профессиональной деятельности, сдерживается тем, что:

- высшие педагогические учебные заведения не обладают единой методологией проектирования и внедрения цифровых технологий в педагогическую практику;

- разработка научно-педагогических и методических основ системы информатизации отстает от развития цифровизации экономики;

- профессорско-преподавательский состав вузов недостаточно подготовлен к использованию цифровых технологий;

- применение цифровых технологий не ориентировано на создание целостных систем, которые всесторонне обеспечивали учебно-воспитательный процесс;

- нет целостного системного технологического подхода в обучении: наблюдается направленность на достижение «узких» целей - ускорение усвоения учебного материала, мониторинг учебно-воспитательного процесса и тому подобное;

- наблюдается недостаточный уровень развития координации и сотрудничества вузов в разработке программного и методического обеспечения процесса цифровизации обучения;

- имеет место разнотипность и недостаточное количество оргтехники в вузах (персональных компьютеров, сенсорных досок, видеопроекторов, средств сканирования и распечатки и т.д.).

Противоречия цифровой экономики выражаются и в появлении таких проблем как социальное неравенство. Дело в том, что далеко не все субъекты общества имеют возможности для полноценного участия в цифровых экономических отношениях. Речь идет не только о конкретных людях, тех, кто в силу обстоятельств не имеет физической или финансовой возможности владеть и пользоваться цифровыми технологиями, но и о социальных сообществах, регионах и т.д. Цифровой разрыв переходит в разрыв социальный, вызывая к жизни различного вида социальные конфликты, делая общество не устойчивым и нестабильным.

Деятельность есть единство потребностей и способностей человека. Именно их разногласие ведет к прогрессу или регрессу. Цифровые потребности и способности должны находится в сбалансированном единстве. Как известно, появление новых потребностей вызывает к жизни и формирование необходимых способностей для их удовлетворения. Если данный процесс реализуется, то социальный субъект повышает свой потенциал, т.е. человеческий потенциал имеет приращение. В противном случае происходит снижение качества жизни человека.

Цифровая экономика в своем развитии должна учитывать диалектику всех сфер общественной жизни. Противоречия, возникающие в современном обществе при внедрении цифровых отношений во все сферы деятельности, должны быть предсказуемыми и иметь возможности для разрешения с минимальными потерями. Упущение из вида возможных негативных последствий цифровой экономики уже привело к возникновению рисков во многих сферах общественной жизни. Стремительный переход к цифровой педагогике в условиях пандемии породил такие проблемы, как неготовность субъектов педагогической деятельности к овладению новыми компетенциями, снижению качества образования. Получается, что основная задача цифровых технологий, которая заключается в повышении эффективности деятельности приводит к ее снижению. Аналогичная ситуация наблюдается и в других сферах, особенно там, где не были продуманы меры предупреждения возможных рисков, например, информационная безопасность, духовное образование и воспитание и т.д.

В ходе проведенного исследования диалектики цифровой экономики и сфер общественной жизни авторы приходят к выводу о том, что при смене технологий в экономических отношениях происходит трансформация всей социальной системы. Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни должно проводится на базе системных научных социально-

гуманитарных исследований возможных негативных последствий и рисков.

Список источников

1. Бабаева, А. В. Репрезентации "человеческой исключительности" в культурном потоке нового времени / А. В. Бабаева, Н. В. Шмелева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-12. - EDN DFWMPL.Кононкова Н. П. Государство и общество в цифровой трансформации экономики // Евразийский союз ученых. 2020. № 7-4(76). С. 28-33. - DOI 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.76.923.

2. Грязнова Е.В. Философские вопросы технических наук, учебное пособие / Е. В. Грязнова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т". Нижний Новгород, 2009.

3. Грязнова Е.В., Зеленов Л.А. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт / Гжель, 2015.

4. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы//Мининский университет. Нижний Новгород, 2018.

5. Дибиров Х. М. Анализ общественного развития посредством форма-ционной и цивилизационной концепций // Евразийский юридический журнал. 2019. № 3(130). С. 454-455.

6. Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Закон взаимосвязи сфер общества : (социально-энциклопедический портрет современной России); Федеральное агентство морского и речного транспорта, Волжский государственный университет водного транспорта, Общероссийская академия человековедения. Нижний Новгород: "Издательский салон" ИП Гладкова О.В., 2020. 316 с.

7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 No 203 /[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

8. Рябоконь Н. В. Формационная и цивилизационная парадигмы развития истории и общества // Управление в социальных и экономических системах. 2015. № 24. С. 233-235.

9. Тищенко И. А. Взаимодействие экономических субъектов и государства в цифровой экономике // Экономические и гуманитарные науки. 2021. № 7(354). С. 110-118. DOI 10.33979/2073-7424-2021-354-7-110-118.

10. Филина Н. В. Социальное служение русской православной церкви в контексте сфер общественной жизни // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 5. С. 270-279.

11. Хлап, А. А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А. А. Хлап // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-14. - EDN TRUJLO.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 25.09.2022; принята к публикации 25.09.2022.

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), egik37@yandex.ru Astafyev Stanislav Yurievich, student magistrant , Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), ardatovhram@yandex.ru Astafyeva Natalia Anatolyevna, student magistrant, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), natytasha88@gmail.com CONTRADICTIONS OF THE DIGITAL ECONOMY: HUMANITARIAN PROBLEMS

Abstract: This article examines the contradictions arising in the digital economy, affecting the humanitarian side of the development of society. The existing contradictions form problems not only of an economic nature, but also of a managerial, political, scientific, educational, spiritual, etc. Identifying the main types of problems and their relationship with the country's economy is becoming an urgent task for scientific research in the field of national economy and economics, as well as the complex of social and humanitarian knowledge. Keywords: digital economy, management, education, science, digital culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.