Научная статья на тему 'Противоречия реализации консервативных проектов развития современной России'

Противоречия реализации консервативных проектов развития современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АВТОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / RUSSIA / DEMOCRACY / CIVIL SOCIETY / CONSERVATIVE IDEOLOGY / POLITICAL SYSTEM / AUTOCRACY / PUBLIC ADMINISTRATION / POLITICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Александр Геннадьевич, Кондраль Дмитрий Петрович

Актуальность темы статьи объясняется необходимостью объективного рассмотрения потенциала реализации консервативных проектов развития России, популярность и значимость которых возрастает в условиях наступившего социально-экономического и внешнеполитического кризиса. Новизна исследования определяется необходимостью формирования эффективной системы управления, способной адекватно отвечать на вызовы и угрозы современности, что предполагает учет охранительных идей и консервативной идеологии при разработке современных программ социально-политического развития страны и общества. В работе представлены основные консервативные концепции развития России и оценена объективная возможность их реализации в настоящее время. Рассмотрены основные параметры актуальной модели социально-политического функционирования страны и общества, изучены объективные факторы и условия развития политической системы. Описаны основные положения консервативной идеологии, проанализированы концепции представителей «левого» и «правого» консерватизма, охарактеризован потенциал реализации консервативных программ развития государства. В заключение указаны противоречия и риски реализации консервативных проектов социально-политического развития страны и общества, приведены рекомендации по противодействию угрозам стабильному функционированию социально-политической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions of Conservative Development Projects in Modern Russia

The relevance of the study is determined by the need to consider objectively the potential for the implementation of conservative development projects which have been growing in popularity and importance in the face of social and economic and foreign policy crisis. The novelty of the research is explained by the need to create an effective management system capable of properly meeting the challenges and threats of our time, which involves protective ideas and conservative ideology when devising modern social and political development programs for the country and society. The paper presents the main conservative concepts of Russia’s development and assesses the objective possibility of implementing them today. The research deals with the main properties of the current social and political model of the country and society and examines the objective factors and contexts that contribute to the development of Russia’s political system. The study describes the basic points of the conservative ideology, analyzes the concepts introduced by adherents to leftand right-wing conservatism, and focuses on the potential of the country’s conservative development programs. The authors note the contradictions and risks of conservative social and political development projects of the country and society and provide recommendations for countering the threats to the stable functioning of Russia’s social and political system.

Текст научной работы на тему «Противоречия реализации консервативных проектов развития современной России»

УДК 323:329.17

https://doi.org/10.24158/pep.2019.7.3

Кузьмин Александр Геннадьевич

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина

Кондраль Дмитрий Петрович

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии образования Ухтинского государственного технического университета

ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ [1]

Kuzmin Aleksandr Gennadyevich

PhD in Political Science, Associate Professor, Social Work Department, Syktyvkar State University

Kondral Dmitry Petrovich

PhD in Political Science, Associate Professor, Philosophy and Educational Methodology Department, Ukhta State Technical University

CONTRADICTIONS OF CONSERVATIVE DEVELOPMENT

PROJECTS IN MODERN RUSSIA [1]

Аннотация:

Актуальность темы статьи объясняется необходимостью объективного рассмотрения потенциала реализации консервативных проектов развития России, популярность и значимость которых возрастает в условиях наступившего социально-экономического и внешнеполитического кризиса. Новизна исследования определяется необходимостью формирования эффективной системы управления, способной адекватно отвечать на вызовы и угрозы современности, что предполагает учет охранительных идей и консервативной идеологии при разработке современных программ социально-политического развития страны и общества. В работе представлены основные консервативные концепции развития России и оценена объективная возможность их реализации в настоящее время. Рассмотрены основные параметры актуальной модели социально-политического функционирования страны и общества, изучены объективные факторы и условия развития политической системы. Описаны основные положения консервативной идеологии, проанализированы концепции представителей «левого» и «правого» консерватизма, охарактеризован потенциал реализации консервативных программ развития государства. В заключение указаны противоречия и риски реализации консервативных проектов социально-политического развития страны и общества, приведены рекомендации по противодействию угрозам стабильному функционированию социально-политической системы России.

Ключевые слова:

Россия, демократия, гражданское общество, консервативная идеология, политическая система, автократия, государственное управление, политическое развитие.

Summary:

The relevance of the study is determined by the need to consider objectively the potential for the implementation of conservative development projects which have been growing in popularity and importance in the face of social and economic and foreign policy crisis. The novelty of the research is explained by the need to create an effective management system capable of properly meeting the challenges and threats of our time, which involves protective ideas and conservative ideology when devising modern social and political development programs for the country and society. The paper presents the main conservative concepts of Russia's development and assesses the objective possibility of implementing them today. The research deals with the main properties of the current social and political model of the country and society and examines the objective factors and contexts that contribute to the development of Russia's political system. The study describes the basic points of the conservative ideology, analyzes the concepts introduced by adherents to left- and right-wing conservatism, and focuses on the potential of the country's conservative development programs. The authors note the contradictions and risks of conservative social and political development projects of the country and society and provide recommendations for countering the threats to the stable functioning of Russia's social and political system.

Keywords:

Russia, democracy, civil society, conservative ideology, political system, autocracy, public administration, political development.

Формирование и развитие устойчивой демократической политической системы требует наличия конкурентоспособных идей и идеологий в стране, дающих объективные и адекватные ответы на вызовы и угрозы современности.

Исследуя процессы демократического развития общества, Г. О'Доннелл выделяет два ключевых этапа: 1) формирование институциональных основ демократии; 2) упрочение демократии как политической системы [2, p. 18], что связано с закреплением плюралистической и правовой культуры, учитывающей специфику развития страны и общества.

Основу развития политической системы современной России составляют демократический плюрализм и многопартийность. Важную роль в обсуждении проблем развития страны и общества играют представители консервативной идеологии, скептически относящиеся к неопробованным на практике начинаниям и проектам.

Необходимо также отметить, что сегодня главными тенденциями на мировой политической арене выступают рост национализма и деглобализация [3].

Актуальность националистической и консервативной идеологии в современной политической повестке дня подтверждают, например, выборы в такой важный политический институт, как Европейский парламент. Так, на выборах в Европарламент в мае 2019 г. в четырех странах - во Франции, Венгрии, Италии и Великобритании - националистические партии не просто улучшили свои результаты, но одержали победу. Рост влияния радикальных партий привел к тому, что в общей сложности ультраправые и право-популистские партии получили около 150 мандатов. Это почти 20 % депутатского состава Европарламента [4].

Социально-политические и экономические условия развития страны определяют объективные факторы и противоречия возможностей совершенствования общества, которые зависят от трендов функционирования социально-политической системы, а также от общего уровня зрелости гражданских институтов, правовой и демократической культуры.

Современная политическая модель развития страны закреплена на законодательном уровне и изложена в Конституции России [5]. Основными параметрами социально-политической модели выступают: свобода и демократия; правовое, социальное, светское государство; федеративное устройство; республиканская форма правления; многопартийность и толерантность.

В условиях современного социально-экономического и внешнеполитического кризиса происходят активизация и рост количества и значимости консервативных и охранительных концепций развития государства и общества, а также соответствующих политических движений («Из-борский клуб / Институт динамического консерватизма», «Суть времени» и др.) [6]. Среди партий, имеющих ориентацию на идеологию русского национализма, следует выделить постоянно присутствующую в российском парламенте Либерально-демократическую партию России (ЛДПР) В. Жириновского [7] и целый ряд не представленных сегодня в парламенте страны умеренно-националистических организаций: «Родина» (лидер - А. Журавлев), «Российский общенародный союз» (С. Бабурин), «Великое Отечество» (Н. Стариков), а также прямую наследницу запрещенной в апреле 2007 г. за экстремистскую деятельность Национал-большевистской партии [8] (Э. Лимонов) «Другую Россию» (Э. Лимонов руководил организацией с момента ее возникновения в 2010 г. до 2016 г.).

Ухудшение уровня жизни большинства населения страны может повлиять на распространение радикальной идеологии в России. Этому значительно способствует увеличение числа маргинальных групп населения [9], происходящее в современных условиях социально-экономической нестабильности и роста бедности [10].

Сегодня ряд российских политиков, выступающих от лица условного «русского большинства» (С. Аксенов, С. Бабурин, В. Жириновский и др.) [11], и идейно близких к ним писателей (С. Кургинян, А. Проханов, М. Калашников и др.) [12] выражают идеи усиления вертикали власти с целью защиты государства от внешних и внутренних угроз.

Так, Владимир Александрович Кучеренко (псевдоним - Максим Калашников) указывает на возможность системного кризиса, при котором сильные страны могут предпринять попытку «поделить» Россию. Для предотвращения кризиса и развития страны он предлагает следующие меры: применение асимметричных методов борьбы, использование экологически чистых технологий, идеологическую и творческую ротацию элит.

Сергей Николаевич Бабурин отмечает необходимость и неизбежность построения новой империи на основе национального консерватизма и православных ценностей. Власть рассматривается им «священной для каждого и всецело ответственной за каждого» [13, с. 3]. Раскрывая формулу существования государства: «нация» плюс «территория» посредством «власти», он отмечает, что национальная безопасность заключается в заботе о нации и ее территории. Главную проблему СССР автор видит в этатизме, забвении интересов личности, этических и гуманитарных ценностей [14, с. 5-6].

Николай Викторович Стариков также выступает за следование консервативному пути развития страны и общества, в частности за национализацию Центробанка России, борьбу с пятой колонной и недопущение развала страны. Он рассматривает и отстаивает позитивные достижения Сталина в развитии страны, критикует либерализм, а также сепаратизм и «оранжевые революции», раскрывая их сущность и технологии проведения.

Рассматривая консервативные проекты развития страны и общества, следует отметить, что здесь одновременно существуют проекты «правого» и «левого» толка. Наиболее известным

среди первых является «Русская доктрина» [15], среди вторых - «Проект СССР 2.0» [16]. Думается, что возможности реализации положений рассматриваемых доктрин зависят от их соответствия тенденциям развития страны и общества.

Программой национал-патриотических сил имперской направленности, представляющей правое крыло русских националистов, является «Русская доктрина», обосновывающая необходимость укрепления вертикали власти и формирования автократической системы государственного управления.

В «Русской доктрине» триаду государственного строительства составляют: 1) гармония демократии, предполагающая деятельность системы советов; 2) аристократическое управление, формируемое через Сенат; 3) автократия (единоначалие), реализуемая через республику с сильным «главой государства» (предполагается, что президент должен управлять всеми тремя ветвями власти непосредственно). Идеальной моделью государственного устройства обозначается монархия. При этом основами государства определены такие категории, как демократия, духовная суверенность и социальная правда.

Важным условием развития государства в доктрине указана смена правящей элиты страны. Методами ее замены названы ротация и репрессии [17, с. 500]. Следует отметить, что указанные механизмы смены элиты противоречат общепризнанным принципам современного демократического управления и ориентируются на формирование тотальной системы контроля.

Также, в соответствии с доктриной, планируется развивать двухпартийную систему вокруг идей державности (державники) и социальной правды (народники). Переход к указанному в «Русской доктрине» государственному устройству предполагается реализовать через проведение Учредительного собрания, но вместе с тем алгоритмы перехода к новой системе управления не уточняются. Авторы также определяют необходимость формирования сетевых параллельных управленческих структур в качестве переходных и указывают на важность использования агитации для привлечения сторонников.

Доктрина определяет необходимость интеграции инфраструктуры постсоветских стран, а также предполагает переход от административного деления, основанного на принципе национальной исключительности, к экономической целесообразности и территориальной управляемости регионов путем оптимизации федеральных округов по численности населения в рамках экономических районов [18].

Одна из основных общественных организаций консервативного толка, существующая с 2009 г., - Институт динамического консерватизма (ИДК). Его главными задачами указаны: проведение исследований в области национального мировоззрения, экспертиза общественного состояния, формирование новых ценностно-идеологических предпочтений, подготовка специалистов и поддержка перспективных инноваций.

Консервативным объединением, аффилированным с ИДК, является «Изборский клуб». Его официальная программа - Ульяновская декларация, изданная в декабре 2012 г. Изборцы призывают в ней «...всех государственников, кому дорого будущее России, выступить единым патриотическим, имперским фронтом, противостоящим либерально-глобализаторской идеологии и ее адептам. <...> России необходимо слияние двух мощнейших энергий, произрастающих из "красной" и "белой" идеологий русского патриотизма. Это слияние подразумевает привнесение в структуру и систему деятельности государства мощного элемента социальной справедливости, который наследуется от СССР, и возвращение к православно-христианской духовности и универсальности традиционной России». Главным условием успешного развития страны указано соединение двух традиций государственности: «традиции русских царей, собирателей империи, и традиции Сталина, советского цивилизационного строительства» [19].

Теория «правой» модернизации определяет необходимость национального развития страны. Национальная доктрина в данном варианте обосновывает создание наднациональности, включающей все национальные основы бывшего СССР, но при лидирующей роли русской нации.

Идеалом сильного государства в консервативных проектах рассматриваются исторические империи России. В качестве культурной базы государства заявлены основные традиционные ценности российского православия.

Видный представитель «правого» консерватизма писатель А. Проханов определяет развитие страны в направлении формирования новой империи на основе воссоединения постсоветского пространства. Отметим, что мыслитель левопатриотической ориентации режиссер С. Кур-гинян также рассматривает перспективной имперскую форму управления.

Так, Александр Проханов указывает на зарождение в России «Пятой Империи» (наряду с Киевской Русью, Московским царством Рюриковичей, Российской империей Романовых и СССР), основу которой составляет постсоветское пространство [20]. Базой формирования империи выступает Евразийский союз.

Сергей Кургинян, руководитель российского общественного движения «Суть времени», выдвинул свой политический манифест под названием «Проект СССР 2.0». Движение ставит главной целью возрождение СССР в современных условиях с учетом предыдущих ошибок. Восстановление государства видится в форме империи - союза равноправных народов. При этом русскому народу отводится роль государствообразующего ядра. Принцип государственного устройства страны определяется формулой: «Союз народов - федерация территорий» [21]. В целом ряде сочинений С. Кургиняна отмечается, что Россия обладает уникальным историческим опытом неевропейского пути развития. Разрушению СССР, по мнению теоретика, способствовали две чужеродные идеи: 1) формирование образа «гнилой» нации; 2) ненужность в свободном обществе первородства, идеалов и жертвенности. Поэтому важнейшим аспектом формирования здоровой нации и государства является поиск «исторической судьбы» России.

Основой объединения общества С. Кургинян называет создание новой гуманистической теологии, предполагающей: 1) формирование высшей духовной миссии страны через признание России духовным лидером XXI в.; 2) технологический прорыв и повышение уровня жизни населения через лидерство в производстве [22].

Исследуемые концепции, направленные на модернизацию современной российской политической структуры путем усиления государственной системы управления, на наш взгляд, не предполагают механизмы противодействия следующим угрозам: 1) формирование авторитарной системы управления; 2) распространение авторитарной бюрократической культуры; 3) отсутствие гражданских механизмов контроля за властью и религиозным догматизмом; 4) нарушение принципов демократии, свободы, открытости и прозрачности политической системы, а также принципа участия граждан в принятии и реализации политических решений.

Для противодействия указанным угрозам важны следующие меры: 1) контроль соблюдения прав и законности в государстве; 2) развитие демократии, открытости и прозрачности политической системы; 3) поддержка свободы личности и достойного уровня жизни; 4) развитие институтов гражданского общества и повышение значения их участия в процессе принятия управленческих решений. Также сегодня важно формировать условия развития свободной политической культуры, изолировать радикальные националистические идеи, развивать механизмы культурного и этического противодействия распространению радикальных и националистических идей, разрабатывать и реализовывать конкретные программы демократического развития политической системы и институтов гражданского общества.

Модернизационные проекты в сочетании с институциональной реализацией позитивных и полезных консервативных идей сегодня невозможно осуществить без их культурной интеграции в общество. Основными институтами культурной интеграции выступают: институты гражданского общества; культурные и религиозные институты; культурная, национальная и молодежная политика; система воспитания и образования. Развитие позитивных культурных ценностей через указанные институты выступает основой формирования стабильного гражданского общества.

Таким образом, сегодня российскому государству и обществу в процессе поисков модер-низационных моделей необходимо на уровне культуры развивать механизмы принятия и воспроизводства позитивных идей и традиций и воспрепятствовать распространению негативных ценностей. Границы модернизационных возможностей институциональной реализации консервативных политических идей сегодня определяются объективной необходимостью развития демократии и институтов гражданского общества.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 19-011-00594 «Современный русский национализм и модернизация страны: идеологические аспекты воздействия и перспективы реализации».

2. O'Donnell G. Transitions, Continuities and Paradoxes // Issues in Democratic Consolidation: The New South American Democracies in Comparative Perspective / S. Mainwaring, G. O'Donnell, J.S. Valenzuela (eds). Notre-Dame, 1992. 366 p.

3. Фаляхов Р. «Электричества не будет»: в Давосе не решили, как дальше жить [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2019. 25 янв. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/01/25/12143185.shtml (дата обращения: 06.06.2019).

4. Выборы в Европарламент закончились. Кто теперь будет решать судьбу Европы? [Электронный ресурс] // Etcetera : интернет-газета. 2019. 28 мая. URL: https://etcetera.media/vyiboryi-v-evroparlament-zakonchilis-kto-teper-budet-reshat-sudbu-evropyi.html (дата обращения: 06.06.2019).

5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Изборский клуб [Электронный ресурс]. URL: https://izborsk-club.ru/ (дата обращения: 26.05.2019) ; Институт динамического консерватизма [Электронный ресурс]. URL: http://www.dynacon.ru/ (дата обращения: 26.05.2019) ; Суть времени [Электронный ресурс]. URL: https://eot.su/ (дата обращения: 06.06.2019).

7. Политическая партия лДпР [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/ (дата обращения: 06.06.2019).

8. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 06.06.2019).

9. Современный русский национализм как социально-политический фактор [Электронный ресурс] // Русский обозреватель : периодический интернет-журнал. 2011. 28 нояб. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/15356 (дата обращения: 26.05.2019).

10. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1 (357). С. 7-19.

11. Бабурин С.Н. Новая русская империя. М., 2013. 240 с. ; Маляренко Е. Аксенов отказался от идеи монархии в пользу пожизненного правления Путина [Электронный ресурс] // РБК. 2017. 18 марта. URL: https://www.rbc.ru/rbcfree-news/58cd589e9a79477709bcd4bd (дата обращения: 26.05.2019).

12. Кургинян С.Е. Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке. В 4 т. М., 2012 ; Проханов А.А. Симфония «Пятой Империи». М., 2007. 288 с.

13. Бабурин С.Н. Указ. соч. С. 3.

14. Там же. С. 5-6.

15. Русская доктрина. Государственная идеология эпохи Путина / под общ. ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова ; отв. ред. О.А. Платонов. М., 2016. 1056 с.

16. Проект СССР 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ussr-2.ru/ (дата обращения: 26.05.2019).

17. Русская доктрина. Государственная идеология эпохи Путина. С. 500.

18. Русская доктрина. Сергиевский проект / под общ. ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М., 2005.

19. Ульяновская декларация Изборского клуба [Электронный ресурс]. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/901/ (дата обращения: 26.05.2019).

20. Проханов А.А. Указ. соч. ; Проханов А.А., Кугушев С.В. Технологии «Пятой Империи». М., 2007. 320 с.

21. Кургинян С. Нет Перестройке-2! Манифест движения «Суть времени» [Электронный ресурс] // Завтра. 2012. 13 июня. URL: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=&id=2325 (дата обращения: 26.05.2019).

22. Кургинян С.Е. Указ. соч.

References:

Baburin, SN 2013, New Russian Empire, Moscow, 240 p., (in Russian).

Falyakhov, R 2019, "Will Have No Electricity: Members of Davos Forum Did Not Decide How to Live', Gazeta.ru, January 25, viewed 06 June 2019, <https://www.gazeta.ru/business/2019/01/25/12143185.shtml>, (in Russian).

Kobyakov, AB & Averyanov, VV (eds) 2005, Russian Doctrine. Sergiev Project, Moscow, (in Russian). Kobyakov, AB, Averyanov, VV & Platonov, OA (eds) 2016, Russian Doctrine. State Ideology of the Putin Era, Moscow, 1056 p., (in Russian).

Kurginyan, S 2012, 'No Perestroika-2! Manifesto of the Movement "The Essence of Time"', Zavtra, June 13, viewed 26 May 2019, <http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=&id=2325>, (in Russian).

Kurginyan, SE 2012, The Essence of Time. Philosophical Justification of Messianic Claims of Russia in the XXI Century, in 4 vols, Moscow, (in Russian).

Malyarenko, E 2017, 'Aksenov Abandoned the Idea of a Monarchy in Favor of Putin's Lifetime Rule', RBK, March 18, viewed 26 May 2019, <https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58cd589e9a79477709bcd4bd>, (in Russian).

O'Donnell, G 1992, 'Transitions, Continuities and Paradoxes', in S Mainwaring, G O'Donnell & JS Valenzuela (eds), Issues in Democratic Consolidation: The New South American Democracies in Comparative Perspective, Notre-Dame, 366 p. Prokhanov, AA 2007, Symphony of the "Fifth Empire", Moscow, 288 p., (in Russian). Prokhanov, AA & Kugushev, SV 2007, Technologies of the "Fifth Empire", Moscow, 320 p., (in Russian). Tikhonova, NE 2014, 'Poverty Phenomenon in Contemporary Russia', Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 1 (357), pp. 7-19, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.