Научная статья на тему 'Модели развития современной России в консервативных проектах модернизации страны'

Модели развития современной России в консервативных проектах модернизации страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
696
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / RUSSIA''S POLITICAL SYSTEM / CONSERVATIVE DEVELOPMENT PROJECTS / MODERNIZATION / DEVELOPMENT STRATEGY / SOVEREIGN DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Кузьмин Александр Геннадьевич

В статье проанализирована специфика современных консервативных проектов социально-политической модернизации России. Авторы указывают на интеграцию идей консерватизма, либерализма и социализма в рамках современных российских проектов консервативной модернизации страны и общества. Раскрыты и обобщены ключевые идеи консервативных проектов политической модернизации страны и указаны их специфические черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of contemporary development of Russia in conservative projects of country modernization

The article analyzes specific features of the modern conservative projects of social and political modernization of Russia. The authors note integration of the conservatism, liberalism and socialism ideas in the contemporary Russian projects of conservative modernization of the country and society. Also, the article summarizes the key ideas of the conservative projects of political modernization of the country and considers their specific features.

Текст научной работы на тему «Модели развития современной России в консервативных проектах модернизации страны»

УДК 323.1:316.422 Кондраль Дмитрий Петрович

кандидат политических наук,

доцент кафедры философии и методологии

образования

Ухтинского государственного технического университета

Кузьмин Александр Геннадьевич

кандидат политических наук,

доцент кафедры истории, политологии и социологии

Сыктывкарского государственного университета

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРОЕКТАХ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ [1]

Kondral Dmitry Petrovich

PhD in Political Science, Assistant Professor, Philosophy and Educational Methodology Department, Ukhta State Technical University

Kuzmin Alexander Gennadyevich

PhD in Political Science, Assistant Professor, History, Political Science and Sociology Department, Syktyvkar State University

THE MODELS OF CONTEMPORARY DEVELOPMENT OF RUSSIA IN CONSERVATIVE PROJECTS OF COUNTRY MODERNIZATION [1]

Аннотация:

В статье проанализирована специфика современных консервативных проектов социально-политической модернизации России. Авторы указывают на интеграцию идей консерватизма, либерализма и социализма в рамках современных российских проектов консервативной модернизации страны и общества. Раскрыты и обобщены ключевые идеи консервативных проектов политической модернизации страны и указаны их специфические черты.

Ключевые слова:

консервативные проекты развития, модернизация, политическая система России, стратегии развития, суверенная демократия.

Summary:

The article analyzes specific features of the modern conservative projects of social and political modernization of Russia. The authors note integration of the conservatism, liberalism and socialism ideas in the contemporary Russian projects of conservative modernization of the country and society. Also, the article summarizes the key ideas of the conservative projects of political modernization of the country and considers their specific features.

Keywords:

conservative development projects, modernization, Russia's political system, development strategy, sovereign democracy.

Современные социально-экономические и внешнеполитические проблемы развития России влияют на изменение стратегических концепций и возможностей перспективного развития страны и регионов. При ухудшении условий развития страны вероятной является замена прогрессивных концепций и моделей развития на сдерживающие.

Угрозой безоговорочного применения сдерживающих концепций (концепций выживания) в условиях усиления социально-экономического кризиса является возможный рост стагнационных процессов в обществе, а также потеря стратегических ориентиров и возможностей развития. Это ориентирует федеральные и региональные власти сегодня на формирование четкого видения процессов инновационного стабильного стратегического развития территорий, даже в условиях социально-экономической нестабильности. В частности, стратегически важным является развитие интегративных территорий опережающего развития. В связи с этим отход от идей прогрессивного развития сегодня видится недопустимым и опасным для государства и общества, даже в рамках консервативных проектов развития страны.

В то же время в условиях социально-экономической и внешнеполитической нестабильности значение консервативных идей и концепций возрастает. Это определяет ориентацию данного рода концепций на поиск моделей интенсификации социально-экономического развития страны и регионов.

В соответствии с исследованиями Социологического центра РАГС «Народ и власть» 2010 г., в массовом сознании россиян доминирует идея выбора собственного пути развития России [2]. Эта идея также является ключевым постулатом консервативных идеологий развития страны.

Так, например, в программе политической партии «Справедливая Россия» указано, что стране необходимо формировать свой путь развития, адекватный социально-культурным, природно-климатическим и историческим процессам, отличным от других стран [3]. Эта идея нашла развитие в концепции формирования «суверенной демократии» [4]. Идея развития «суверенной

демократии» реализуется через поиск оптимальной для устойчивого развития государства и общества модели, основанной одновременно на традиционных и инновационных политических формах организации общества.

Следует отметить, что консервативный проект политико-правовой модернизации предполагает прежде всего преумножение исторической традиции общества [5].

Современная концепция российского консерватизма предполагает опору на повышение значения европейских моделей общественного устройства; рост независимости страны; увеличение свободы и политической демократии. Данные направления политической модернизации актуализируются ввиду сохраняющейся неустойчивости постсоветского общества и множества трудностей (социально-экономических, политических, культурных) развития либерально-демократических ценностей и институтов как в стране, так и в регионах. Так, в момент проведения либеральных реформ 1990-х гг. общее состояние общества определялось исследователями как системный регресс, характеризующийся декультурацией, деиндустриализацией, десоциализацией, дегенерацией [6].

Следует отметить, что в современной России наряду с углублением негативных процессов обеднения населения и экономического расслоения общества доминирующей становится модель общества потребления, что приводит к серьезному противоречию в обществе и необходимости поиска новых оптимальных моделей его социально-экономического развития [7]. Этими моделями сегодня, в условиях социально-экономической и внешнеполитической нестабильности, все чаще становятся консервативные проекты, основанные на традиционализме и предполагающие: сохранение российской государственности через отстаивание традиций; защиту национальных ценностей и соответствующих институтов; сбережение русского народа как основного государствообразующего звена; осторожное отношение к западно-либеральной политической практике и институтам; позитивное отношение к идее богоустановленности власти и православной церкви; сочетание державности, соборности, умеренных прагматических установок; признание права общества на различные формы самоорганизации, не предполагающие прямого государственного вмешательства [8].

Рост значения идей консерватизма сегодня является реакцией на изменение внешнеполитической и социально-экономической ситуации в мире, приведшей к сокращению уровня демократии даже в странах, которые ставили для себя изначально миссию ее распространения. Например, ученые Принстонского университета США в своих последних исследованиях указали на снижение возможностей населения США влиять на политику государства, которая проводится в интересах отдельных групп населения, а не всего общества. Это, по мнению исследователей, привело к снижению уровня демократии в США в целом [9].

Сегодня становятся популярны различные варианты консерватизма, происходит смешение либерализма и консерватизма. В политических концепциях данного направления все более активно развивается идея, что свобода всегда граничит с ответственностью, формируя справедливость и нормальные условия существования общества.

Консервативные идеи сегодня предполагают формирование механизма преемственности власти и программ развития страны и регионов. В России происходит слияние идей консерватизма и либерализма, формируя уклон в сторону либерального консерватизма, частично ориентирующегося даже на социалистические идеи, такие как повышение равенства и справедливости в обществе [10]. В то же время следует отметить фрагментарность политико-правовой культуры в стране, возникшей вследствие сочетания разновекторных стратегий развития государства и общества - либерально-модернизаторской и консервативно-традиционной [11].

Современный консерватизм характеризуется идеей доминирования интересов государства над интересами личности. Неоконсерватизм также выстраивает критику благотворительности, способствующей развитию процессов маргинализации общества. Данный тезис, несомненно, в условиях современной социально-экономической нестабильности, слабости экономической системы страны, увеличения степени экономического расслоения общества и обеднения населения является как минимум спорным и противоречивым [12].

Поиск оптимальных для России стратегий развития определяется во многом проблемами переходного периода, когда старые (советские) политические институты были упразднены, а новые (либерально-демократические) еще не закрепились в обществе.

Так, сегодня, несмотря на то что после краха советского строя прошло почти четверть века, идеологический вакуум, возникший после отмены социалистической ориентации государства, не только не наполнился каким-то смыслообразующим определенным содержанием, но и остался размытым. Во многом это связано с политикой власти современной демократической России, направленной на деидеологизацию политической системы и общества в целом. В связи с этим сегодня необходимым является повышение значения либерально-демократической идеологии и практики управления в обществе посредством формирования и реализации специальных федеральных и региональных программ.

Крупным левопатриотическим мыслителем, развивающим свою концепцию развития страны, является Сергей Кургинян, руководитель российского общественного движения «Суть времени». Это движение ставит целью возрождение СССР на современных популистских принципах с учетом предыдущих ошибок (Проект «СССР 2.0»). Идеолог считает необходимым восстановление государства в форме империи - союза равноправных народов, где русскому народу отводится роль государствообразующего ядра. Предлагаемым принципом устройства страны является формула: «Союз народов - федерация территорий» [13]. По мнению Кургиняна, имперская форма является единственно правильной для полноценного функционирования страны. Свои политико-социальные идеи мыслитель изложил в ряде сочинений [14; 15; 16; 17; 18; 19], многочисленных статьях, а также цикле телевизионных программ с его участием («Суд времени», «Исторический процесс», а также интернет-«антишоу» программы «Суть времени»).

Важным аспектом идеологии С. Кургиняна является поиск «исторической судьбы» России. Он считает, что разрушению СССР способствовали две чужеродные идеи: 1) формирование образа «гнилой» нации; 2) ненужность в свободном обществе первородства, идеалов и жертвенности. Поэтому поиск исторических основ общественного устройства является важным аспектом формирования здоровой нации и государства в целом.

Для преодоления разобщенности российского общества, как считает С. Кургинян, нужна новая гуманистическая теология, заключающаяся в признании России: 1) духовным лидером XXI века (что должно стать высшей духовной миссией страны); 2) лидером в производстве (что должно привести к технологическому прорыву и повышению уровня жизни трудового населения) [20].

В современной теории «правой» модернизации страны закрепилась идея реализации принципа социальной справедливости в сильном государстве. Данная идея, связав две ключевых ценности россиян (сильного и справедливого государства), стала основой развития идеологии консервативного движения. Главной идеей является предоставление жителям страны высокого социально-экономического уровня жизни через формирование сильного государства, основанного на принципах социально-культурного и этического единства жителей страны. Образцом сильного государства в рамках теории правой модернизации выступают исторические империи в России.

Одним из объединений российских теоретиков имперского направления является Институт динамического консерватизма (ИДК) - общественная организация, существующая с апреля 2009 г. В 2009-2012 гг. Изборский клуб освещал деятельность Института динамического консерватизма. В рамках ИДК и Изборского клуба был в 2005 г. разработан коллективный теоретический труд «Русская доктрина». Этот труд можно считать одной из ключевых программ современного российского консервативного направления политической мысли.

Так, в «Русской доктрине» нашла отражение идеология правой модернизации, сформированной под эгидой православной церкви: «Государство должно подхватить инициативу Церкви, поддержать курс на духовную, моральную и политическую консолидацию народа. Нужно рассматривать православие не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную самой национально-государственной традиции России. Иными словами, требуется сделать Традицию тем, чем ей быть естественно, - полем общенационального политического консенсуса».

В Доктрине отображены ключевые идеологические постулаты правоориентированных политических сил страны: «Православная традиция - вопреки расхожему интеллигентскому мнению - постоянно давала примеры и социально-экономической, и политической, и культурной модернизации - без нарушения догматической стороны своего вероучения» [21]. Рассматриваемая концепция предполагает формирование русского инновационного социализма, основанного на духовно-нравственных ценностях православия и консервативной политической идеологии.

Основой развития России видится формирование самостоятельной русской культуры, основанной на православных ценностях и идеалах. Поэтому основой развития общества определена идея духовной суверенности и социальной правды.

Ключевыми принципами российской государственности, согласно Доктрине, являются:

1) демократия (реализуемая в совещательной форме принятия политических решений, предполагающей создание «Земского собора» как высшего совещательного представительного органа страны);

2) формирование профессионального управленческого звена, реализующего свои исполнительные полномочия в рамках высшего исполнительного органа страны - Сената;

3) единоначалие (так, Президент должен управлять всеми тремя ветвями власти непосредственно).

Идеалом и перспективой развития российской политической системы, согласно Доктрине, видится формирование монархического государства.

Важной идеей программы является признание необходимости интеграции инфраструктуры постсоветских стран. Для повышения эффективности территориального управления предполагается формирование единой системы местного самоуправления и органов государственной власти.

Один из теоретиков русской правой политической традиции Александр Проханов отмечает зарождение в современной России новой - Пятой Империи (наряду с Киевской Русью, Московским царством Рюриковичей, Российской империей Романовых, СССР), которая должна быть сформирована на основе реинтеграции постсоветского пространства [22; 23]. Предтечей новой Империи, как считает А. Проханов, является Евразийский союз. Культурным же базисом государства должны стать ценности православных монастырей России.

В одном из официальных программных документов членов Изборского клуба, опубликованном в декабре 2012 г. так описывается суть амбивалентности пропагандируемой ими идеологии: «...мы призываем всех государственников, кому дорого будущее России, выступить единым патриотическим, имперским фронтом, противостоящим либерально-глобализаторской идеологии и ее адептам, России необходимо слияние двух мощнейших энергий, произрастающих из «красной» и «белой» идеологий русского патриотизма. Это слияние подразумевает привнесение в структуру и систему деятельности государства мощного элемента социальной справедливости, который наследуется от СССР, и возвращение к православно-христианской духовности и универсальности традиционной России». Основным механизмом реализации плана членов Изборского клуба является соединение двух «традиций государственности: традиции русских царей, собирателей империи, и традиции Сталина, советского цивилизационного строительства» [24].

Анализируя рассмотренные теории правой модернизации России, следует также указать, что одной из ключевых идей обосновывается идея национального развития страны. В основе национальной доктрины лежит идея создания наднациональности на основе русской нации, вбирающей в себя все национальные специфики бывшего СССР.

Можно предположить, что современные консервативные проекты модернизации России ориентируются на возможность совмещения основополагающих идей политического консерватизма (таких, как традиционность, формирование сильного государства и др.) с популярными в обществе идеями либерализма и социализма. Таким образом, сегодня прослеживается процесс обобщения разнонаправленных идеологий в современной России и формирования универсальных постулатов развития страны и общества. Данный процесс позволяет адаптировать идеи консервативной модернизации страны к современным политическим и социально-экономическим условиям развития общества и государства.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № М-33-01014 «Русский радикальный национализм начала XXI в.: политические основания идеологии и деятельности».

2. Шевченко В.Н. Модернизация или национальный путь развития России? // Социология власти. 2010. № 6. С. 6-20.

3. Программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПП «Справедливая Россия». URL: http://www.spravedlivie.ru/i_programma_partii.htm (дата обращения: 26.04.2015).

4. Подберёзный Е.В. Консервативный проект модернизации российской государственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на/Д., 2007. 25 с.

5. Подберёзный Е.В. Консервативный проект модернизации российской государственности : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на/Д., 2007. 173 с.

6. Шевченко В.Н. Указ. соч.

7. Там же.

8. Программа партии «Справедливая Россия».

9. Исследование Принстонского университета : в США больше нет демократии [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/world/20150426/1060942407.html (дата обращения: 26.04.2015).

10. Баранов Н.А. Либерально-консервативный синтез в России: история и перспективы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. № 5. Т. 3. С. 90-102.

11. Подберёзный Е.В. Консервативный проект модернизации российской государственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

12. Баранов Н.А. Указ. соч.

13. Кургинян С.Е. Нет Перестройке-2! Манифест движения «Суть времени» [Электронный ресурс] // Завтра. URL: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=&id=2325 (дата обращения: 24.06.2014).

14. Кургинян С.Е. Исав и Иаков // Судьба развития в России и мире. Т. 2. «Пост» и «Сверх». М., 2009. 572 с.

15. Кургинян С.Е. Исав и Иаков // Судьба развития в России и мире. Т. 1. «Перестройка-2». М., 2009. 642 с.

16. Кургинян С.Е. Качели: Конфликт элит или развал России? М., 2008. 772 с.

17. Кургинян С.Е. Слабость силы: Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания. М., 2006. 480 с.

18. Кургинян С.Е. Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке. В 4 т. М., 2012.

19. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций / С.Е. Кургинян [и др.]. М., 1990. 93 с.

20. Кургинян С.Е. Суть времени. ...

21. Русская доктрина. Сергиевский проект [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusdoctrina.ru/page95509.html (дата обращения: 04.05.2014).

22. Проханов А. Симфония Пятой Империи. М., 2007. 288 с.

23. Проханов А.А., Кугушев С.В. Технологии «Пятой Империи». М., 2007. 320 с.

24. Ульяновская декларация Изборского клуба [Электронный ресурс]. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/901/ (дата обращения: 04.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.