Научная статья на тему 'Противоречия развития национально-государственных экономических систем'

Противоречия развития национально-государственных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Г. М.

Взаимодействие объективных и субъективных факторов национально-государственных экономических систем противоречиво, что способствует формированию и проявлению внутренних и внешних противоречий их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия развития национально-государственных экономических систем»

Залозная Г.М.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Взаимодействие объективных и субъективных факторов национально-государственных экономических систем противоречиво, что способствует формированию и проявлению внутренних и внешних противоречий их развития.

Национально-государственная экономическая система (далее - НГЭС) - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами. Развитие НГЭС - диалектический процесс, что предполагает исследование НГЭС через раскрытие всеобщих связей, общих законов, управляющих движением НГЭС, выявление внутренних противоречий, способствующих переходу НГЭС из одного качества в другое.

Процесс развития НГЭС проявляется в единстве и взаимосвязи объективного и субъективного. Общепринятым в экономической теории является, что объективность развития проявляется через совокупность объективных экономических законов, которые являются формой действия, реализации внутренних взаимосвязей экономической системы. Когда говорят о законах, управляющих производством, то под этим разумеют активные обстоятельства, побуждающие людей к определенному характеру действий. Чем глубже познаны эти обстоятельства, чем действеннее приемы разрешения противоречий, заключенных в реальных процессах, тем больше оснований рассчитывать на достижение заранее намеченного результата. Из противоборства субъективного и объективного возникают результаты, то более, то менее удачные в зависимости от глубины проникновения в объективные процессы и методы реализации выявленных тенденций.

Развитие НГЭС, как и любой экономической системы, управляется действием общих законов материалистической диалектики, составляющих основу развития НГЭС и выражающих универсальные формы движения и развития материального мира, а также совокупностью экономических законов, включая общие, всеобщие и специфические. Но представление объективных экономических законов как обособленных от производственной деятельности челове-

ка, абсолютизация независимости законов от сознательной деятельности людей неправомерны, так как при этом упускается из виду, что экономические законы не существуют вне человеческого общества и возникают только в процессе производственной деятельности человека. Явления общественной жизни есть результат объективных обстоятельств и воздействия на них воли людей. При этом мы имеем дело с людьми, то есть выразителями субъективной воли, однако в определенных социально-экономических условиях производственная деятельность людей носит объективный характер. Общественно-производственная деятельность людей, одаренных волей и сознанием, обусловлена обстоятельствами, значит, столь же объективна, как и экономические отношения, в которых совершается эта деятельность. Принципиальная разница заключается в том, что деятельность людей направлена на достижение определенных целей, исходит из задачи достижения этих целей, используя благоприятствующие внешние по отношению к человеку обстоятельства.

Признание объективной обусловленности процесса означает не слепое повиновение воле обстоятельств, а такой характер действия, который совершается с учетом существующих условий и возможностей их изменения исходя из общих тенденций развития. Без данных объективных тенденций, обстоятельств и активной деятельности людей не могут возникнуть экономические отношения и законы, их отражающие. Формы, в которых проявляются экономические законы развития, различны. Но все они, так или иначе, влияют на формирование нового качества НГЭС и дают ориентир, в каком направлении могут происходить изменения.

Любая динамика НГЭС, изменение ее качества осуществляется через взаимодействие субъектов. Сущность взаимодействия экономических субъектов заключается в совместной деятельности по обеспечению наиболее полного, всестороннего и эффективного ис-

пользования возможностей субъектов в интересах достижения поставленной цели - получения выгоды при решении совместных задач по удовлетворению потребностей общества. Эффективность взаимодействия экономических субъектов зависит прежде всего от того, насколько его организация соответствует законам и закономерностям, объективно действующим в экономике.

Процесс самоорганизации любой экономической системы включает элемент волевой организации. Это находит выражение в создании условий, при которых действия, деятельность одного субъекта осуществляются в рамках волевой организации, предложенной другим субъектом. Примером тому является процесс государственного регулирования, при котором государство (один из субъектов) задает границы и создает условия жизнедеятельности для предприятий и домохозяйств, то есть других субъектов. Таким образом, регулирование является составляющей процесса экономической самоорганизации системы, определяя ее локальность.

Использование экономических законов -задача практическая, и решается она в процессе организации хозяйственной деятельности людей. Экономические законы являются выражением необходимости, заложенной в самих экономических отношениях. Но экономические отношения - это отношения людей в процессе производства, то есть они предполагают и волевое, сознательное начало, представляющее собой ту или иную реакцию производителей на определенные условия хозяйствования. Осознание субъектом отношения себя таковым и исходящая из этого осознания деятельность может быть в строгом значении названа субъективной. В этом аспекте определение роли субъективного фактора в общественном развитии есть изучение воздействия целенаправленной деятельности участников производства по преобразованию тех объективно складывающихся производственных отношений, самостоятельными сторонами которых они выступают.

Системе экономических субъектов присуща динамика, причем качественные изменения она претерпевает в условиях трансформации самой НГЭС, а также изменения ее внешней среды. В результате изменяются сами экономические субъекты, модифицируется механизм их взаимодействия, усложняется структура НГЭС. Достаточно сложным вопросом является рас-

крытие персонификации экономических субъектов НГЭС. Логика историко-экономического процесса свидетельствует, что экономические субъекты могут выступать таковыми в трех принципиально возможных социальных формах - индивид, группа, общество. В условиях рыночной экономики они представлены соответственно домохозяйством, фирмой и государством.

Особую значимость при анализе субъективного в процессе развития НГЭС имеет выявление функциональной роли государства. В процессе развития НГЭС экономическая роль государства усиливается, что определяется повышением уровня обобществления производства и действием ранее охарактеризованных законов экономии времени и пропорционального развития. Государство обеспечивает локальность НГЭС через создание и обеспечение правовых основ функционирования НГЭС, через денежнокредитное воздействие и административное регулирование. Воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру обеспечивает нормальные условия функционирования НГЭС, способствует достижению ее рациональности. Степень воздействия государственного регулирования затрагивает как процессы, происходящие внутри НГЭС, так и процессы, протекающие при взаимодействии НГЭС с внешней средой.

Во многом специфика развития НГЭС, изменение ее элементов, а именно степень огосударствления, уровень обобществления и уровень динамики развития, обусловлены воздействием системы государственного регулирования, что приводит в конечном итоге к изменению качества НГЭС. Какие бы изменения в общественных настроениях ни происходили, масштабы присутствия государства в современной экономике остаются огромными и вряд ли могут существенно уменьшиться. Объем ресурсов, используемых государством, столь велик, что их неэффективное использование может стать препятствием успешному экономическому развитию.

Объективные закономерности реализуются через целенаправленную человеческую деятельность, а субъективный фактор способен по-разному реагировать на изменяющиеся условия экономического развития, хозяйственного функционирования. На изменение соотношения объективных и субъективных факторов оказывает воздействие модификация и диверсифика-

ция параметров внешней и внутренней среды НГЭС. Это приводит к усложнению проблемы выбора наиболее эффективного, оптимального варианта развития, что линейно зависит от качественных характеристик человеческого фактора, возможности которого при прочих равных условиях объективно ограничены, особенно в современных условиях при усилении неопределенности внешней среды. Таким образом, каким бы хаотичным ни казался ход событий, их движение все равно подчиняется действию формационных экономических законов, которые объективны, а потому непреложны.

НГЭС, как любая другая сложная система, состоит из частей или элементов. В общей теории систем элемент неразложим и является единицей анализа. Применительно к НГЭС элемент системы должен рассматриваться на уровне его раздвоения, то есть распадения на две стороны, находящиеся в состоянии противоречия друг к другу. Противоречие между элементами системы развертывается в противоречие всей системы в целом. Наилучшие условия для существования и развития НГЭС как целостному единому образованию обеспечивают взаимосвязь, взаимодействие между различными ее компонентами. Поэтому процесс ее познания будет успешен только тогда, когда части и целое изучаются не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом. Взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопере-ход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие обусловливает развитие НГЭС, при этом самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития НГЭС является взаимодействие противоположностей.

Изменение в наиболее общем виде и есть развитие, суть переход данного явления, вещи, индивидуума из одного качественного состояния в другое в результате взаимодействия образующих его элементов, частей. Сущностью взаимодействия является единство и борьба противоположностей, в связи с чем взаимодействие предстает как противоречие, отношение сторон в виде их единства и борьбы, а философско-сущностное объяснение функционирования и развития НГЭС предполагает наряду со многими иными методами рассмотрение про-

1. Гегель Д. Сочинения. М.; Л.: Соцэкгиз. 1937. Т. 5. С. 524.

тиворечия как источника самодвижения и развития общества.

Материалистическая диалектика, рассматривая в качестве источника любого процесса развития соответствующие противоречия, его движущую силу видит во взаимодействии, сопровождающемся развитием и изменением в ходе обменного процесса, имеющего противоположное (встречное) направление. При этом происходит изменение обеих сторон как противоположностей. По сути, всякое взаимодействие есть активное, деятельное взаимоотношение. Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это социально-психологические отношения, которые представляют собой непосредственные связи между субъектами, складывающиеся в конкретных условиях, месте и времени. Механизм взаимодействия включает субъектов, совершающих те или иные действия, изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями, влияние этих изменений на других субъектов, их обратную реакцию.

Необходимость исследования НГЭС с точки зрения противоречия определяется тем, что системы любого уровня необходимо рассматривать в качестве самодвижущихся, а, по Гегелю, движение есть «.. .само существующее противоречие»1 . Самодвижение - собственное, внутренне необходимое изменение НГЭС, порождаемое ее внутренними противоречиями, опосредующими воздействие внешних детерминантов. По мере перехода НГЭС от одного качества к другому, более высокому, ее самодвижение детерминируется все более сложным единством противоречий, их усложняющейся системой. При этом противоречия НГЭС наиболее высокого качества подчиняют себе формы движения противоречий предшествующей НГЭС, направляют их развитие в единую целостность.

Поскольку сущность может быть раскрыта через категорию противоречия, то закон представляет собой внутренне необходимую, устойчивую связь между противоположными сторонами противоречия. Если речь идет о сущности такой сложной системы, как НГЭС, то такая

связь обнаруживается между противоположными сторонами многих пар противоположностей и между различными противоречиями. В последнем случае закон представляет собой отношение между различными сущностями или между двумя явлениями, которые по своей внешней видимости противоречат друг другу.

Взаимодействие объективного и субъективного в развитии НГЭС, проходящее через соединение и взаимодействие противоположностей, то есть через разрешение противоречий, реализуется в единстве взаимодействия экономических субъектов, через согласование их противоположно направленных экономических интересов в соответствии с объективными экономическими законами. Методологическое обоснование принципа согласования базируется на положении о том, что согласование есть преодоление различения не через его уничтожение, а путем нахождения возможных вариантов реализации этих различий. В этом смысле согласованность можно определить как способ разрешения противоречий между различными субъектами в целях максимального удовлетворения потребностей. Принцип согласования реализуется как дости-

жение соглашения между субъектами об условиях участия в получении желаемого в воспроизводственном процессе. Фактически разрешение противоречий - это условие жизни организации, основа развития любой системы. Разрешение противоречий имеет прямое отношение как к самоорганизации системы, так и к ее качественным изменениям, в том числе возникновению новых систем. Применительно к развитию НГЭС противоречия можно представить следующим образом (см. рис.).

Диалектика рисует ясный механизм рождения нового как результат взаимодействия противоречий. Отношения между составляющими НГЭС или ее внешним окружением категориру-ются по степени различия, амбивалентности: тождество, различие, противоположность или собственно противоречие. Любое из несовпадений на качественном уровне может вылиться в зародыш нового, еще не присущего данному качеству НГЭС. В процессе развития НГЭС несовпадения углубляются и наконец превращаются в некоторую несовместимость, вначале распространяющуюся на определенную область системы, а затем, в случае успешных трансформаций,

Рисунок. Структура противоречий, воздействующих на развитие национально-государственных экономических систем.

приобретающую законченность формы (структурную, организационную, элементную).

Говоря о роли противоречий в развитии НГЭС, следует подчеркнуть, что источником нового могут быть как внутренние противоречия между элементами системы или на более низком структурном уровне, так и внешние, между системой и средой, что особенно важно учитывать при выявлении закономерностей развития НГЭС в условиях глобализации.

Противоречие проявляется как знак наличия двух или более противоречивых тенденций развития НГЭС, и оно же составляет результат столкновения. Сложность описания такого процесса состоит в его зависимости от большого числа малых по величине факторов, что характерно для бифуркации. На наш взгляд, выход может быть найден в описании тенденций как потоков, несущих информацию не об отдельном факторе, а об их ансамбле, или полей. Противоречие, возникающее в НГЭС, можно трактовать как локальное обострение противоположностей.

Процесс развития НГЭС предполагает соединение и взаимодействие противоположностей, противоречие является механизмом не только формирования, но и развития НГЭС. Важнейшее значение для функционирования и развития НГЭС имеет разрешение противоречий, но если противоречие разрешается за пределами данной НГЭС, то это уже является условием ее гибели, перехода к качественно новой НГЭС. Таким образом, разрешение противоречий имеет прямое отношение как к самоорганизации НГЭС, так и к изменению ее качества (трансформация капитализма после мирового экономического кризиса в смешанную экономику), а также к переходу НГЭС в качественно иное состояние (трансформация капитализма в социализм и командно-административной экономической системы в смешанную).

Применительно к развитию, эволюции НГЭС, предполагающим изменение ее качества, важно отметить общий закон о волнообразном характере соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики2. В соответствии с этим законом государственное

регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенную эволюцию по мере поступательного движения НГЭС к более развитому состоянию. Между рыночными и нерыночными методами хозяйствования нет непроходимой стены, их действие во многом носит взаимодополняющий характер, а в развитой экономике рыночные (преимущественно стихийные) и государственные (преимущественно планово-про-гнозно-регулирующие) методы сочетаются и переходят друг в друга, составляя близкие к оптимальному сочетания, чем во многом объясняется высокая эффективность современной капиталистической экономики. Но путь к такому оптимальному сочетанию лежит через диспропорции и противоречия, чем и определеяется первопричина волнообразности.

Волнообразный характер проявляется как закономерность лишь в форме тенденции, причем в реальности на объективные социальноэкономические процессы существенное влияние оказывает и субъективный фактор, например ошибки экономической политики. Смена экономической политики, смена курса - не произвольный шаг, а выражение действия объективных сил и тенденций предыдущего периода. Иначе говоря, необходимость смены экономического курса не проявляется вдруг, не возникает из ничего, спонтанно. Это - проявление закона перехода количества в качество, когда изменения, возникавшие в экономике на предыдущем этапе, в конечном счете приводят к скачкообразному изменению экономического курса в целом.

Проявлением закономерности волнообразного характера социально-экономических процессов является смена эпохи «военного коммунизма» в России нэпом, который, в свою очередь, сменила административно-командная система. В более позднее время в социалистическую эпоху также периодически то усиливалось, то уменьшалось значение товарно-денежных отношений - реформа 1965 г. в СССР, хозрасчетная реформа конца 70-х - начала 80-х гг. и т. д. Выход из Великой депрессии в США, когда действие чисто рыночных сил породило невиданной силы кризис, был найден лишь на ос-

2. Его суть, формы проявления достаточно подробно раскрыты в работах К. Павлова. См., напр.: Лузин Г.П., Павлов К.В. Соотношение рыночных и государственных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 1993, с. 186; Лузин Г.П., Павлов К.В. Патоэкономика, или общая теория переходных, кризисных экономических процессов и состояний. Мурманск: Областное книжное изд-во, 1999, с. 586; Павлов К.В. Волнообразность переходных процессов в экономике // Общественные науки и современность. 1998. №1, с. 12-15; Павлов К. Общий закон о волнообразном характере соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики // Общество и экономика. 2000. №7, с. 49-60.

нове усиления системы государственного регулирования. Свидетельством волнообразного характера соотношения рыночных и государственных методов экономического регулирования могут служить и опыт реформирования послевоенной Германии, и «тэтчеризм» в Англии, «рейганомика» в США.

Адекватное функционирование рыночного механизма и экономики в целом требует дополнения самоорганизации как внутреннего регулятора внешним регулятором, каковым является государство, а действия его органов управления должны контролироваться обществом и народом. Процесс самоорганизации НГЭС предполагает внешние организационные воздействия организованных субъектов, то есть предполагает экономическую политику, однако в ней имеются стереотипы, инерционные предпочтения, инерционные организационные ходы и т. п. Самоорганизация в НГЭС является следствием развязывания инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Но самоорганизация отдельных групп, индивидов может иметь и негативные последствия, поэтому требует корреляции и внешнего воздействия. В процессе самоорганизации могут набирать инерцию нежелательные процессы в частях НГЭС, что не соответствует направленности развития всей системы. Нельзя говорить о самоорганизации НГЭС без коллективного поведения ее элементов в результате когерентного, согласованного взаимодействия. Но всякая НГЭС испытывает воздействие внешних факторов, которое может ускорить или замедлить ее развитие или даже разрушить ее. Исходя из этого, НГЭС станут функционировать и развиваться успешно только тогда, когда, с одной стороны, кооперация людей будет добровольной, а не насильственной, основанной на учете их интересов, в особенности экономических, а с другой - когда воздействие внешнего организующего фактора, в частности государства и его институтов, будет содействовать достижению целей кооперации. Не только налаженная работа рынка, но и процесс его формирования требуют взаимодополнения самоорганизации и организации.

Проблема заключается в соответствии государственного вторжения в экономику объективным потребностям и возможностям каждой НГЭС, положению дел в мировом хозяйстве и состоянию мирохозяйственных отношений. Любая экономическая система, любая НГЭС

содержит адекватную себе совокупность противоречий, избавиться от которых невозможно. Экономика - это нескончаемая цепь бесконечно разрешаемых проблем. Экономика «по определению» есть неустойчивое состояние, и именно в этой неустойчивости состоит «вечный двигатель» экономики. Специфика взаимодействия НГЭС между собой, особенности внутреннего устройства и жизнедеятельности самой НГЭС предполагают наличие внешних и внутренних противоречий развития НГЭС. Они в равной степени способствуют трансформации НГЭС, переходу их в новое качество.

К внешним противоречиям развития НГЭС можно отнести противоречие между условиями, направленностью, целями процессов, исходящих из внешней среды и внедряющихся в жизнедеятельность данной НГЭС, и процессами адаптации, правовой определенности, сложившимися в ее рамках. Следующее противоречие, определяемое неравномерностью, асинхронностью динамики экономического развития взаимодействующих НГЭС, - между объективной обусловленностью взаимодействия НГЭС и необходимостью обеспечения реализации национально-государственных интересов, экономической безопасности, что предопределяется различиями в исходных уровнях взаимодействия НГЭС. Соотношение целого и части, то есть отношения НГЭС как составляющей внешней среды, международного экономического пространства, проявляется в противоречии международных правовых норм, направленности денежно-кредитных потоков, стоимостной оценки результатов хозяйственной деятельности в международном экономическом пространстве и аналогичных составляющих НГЭС.

Вторая половина XX в. ознаменована глобальными изменениями в общественных отношениях, имеющими различные формы реализации. Но за различиями форм скрываются всеобщие по своей природе тенденции, ведущие к качественному преобразованию тысячелетиями считавшихся незыблемыми ориентиров развития. Эти изменения не способны объяснить ни формационная, ни стадийная, ни какая-либо иная подобная им теория, что предполагает необходимость принципиально новой теоретической конструкции. Главной отличительной чертой современного этапа развития выступает качественное изменение соотношения между экономическими и внеэкономическими составляющими в структуре об-

щественных интересов, поэтому для создания новой парадигмы прежде всего следует выявить специфику этих изменений, а следовательно, отличие вновь формирующихся интересов, их структуры от интересов и соответствующих структур, господствовавших до сих пор.

Представляется, что в основе общественных интересов лежат отношения, складывающиеся в системе «общество - природа - человек». Особенности взаимодействия входящих в эту систему элементов в конечном итоге и определяют соотношение экономических и внеэкономических компонентов конкретной системы интересов и ценностных ориентиров. Эти особенности формируют представления об общественно нормальных условиях и направлениях экономического роста, о типе государственности и т. д., реализующихся в рамках конкретных типов цивилизаций. Закономерности общественного развития не сводятся к движению от простого к сложному, от «низшей» стадии к «высшей» (как это следует из формационной, стадийной и подобных моделей). В их основе лежат более глубокие и сложные процессы, обусловленные сосуществованием субъектов, принадлежащих к качественно различным НГЭС. Каждый элемент НГЭС развивается, совершенствуется, достигает более высоких качественных характеристик, но может и деградировать. Результатом в любом случае является рождение нового качества, что не означает простую смену форм и методов хозяйствования и взаимодействия, а предполагает возникновение новых субъектов, рождающих необходимость взаимодействия; рождение сферы взаимодействия, предполагающей возникновение новых составляющих вертикальных и горизонтальных связей. Так, глобализация может рассматриваться и как новая сфера, и как

новое качество взаимодействия НГЭС между собой, а также элементов НГЭС.

За внешними противоположностями неизбежно обнаруживается их внутреннее единство, поскольку мир диалектичен и развитие его движется конкретно-историческими противоречиями. При научном подходе постижение истины тождественно познанию противоречий. Национально-государственная экономическая система, как любая самоорганизующаяся система, зарождается, достигает зрелости, стареет и умирает. В течение всего жизненного цикла НГЭС, развиваясь, совершенствуется, достигая более высокого качества. Таким образом, НГЭС является частью эволюционного процесса, экономического развития. Помимо этого всякая НГЭС является составной частью мирового экономического пространства. Это предполагает анализ пропорций и отношений, которые характеризуют НГЭС и являются решающими элементами для определения международных обменов.

В развитии НГЭС, как любой сложной самоорганизующейся системы, прослеживаются две противоположные тенденции: к устойчивости, то есть к сохранению элементов и связей между ними; к изменчивости, то есть к появлению новых элементов как в технической, так и в социальной сферах экономики. В результате соответствие, или равновесие, элементов устанавливается лишь временно в определенные исторические периоды и нарушается под воздействием различных факторов.

Экономическая взаимозависимость НГЭС является непреложным фактом, что предопределяет необходимость выяснения того, какие факторы воздействуют на НГЭС в процессе эволюции мировой экономики, определяют ее международные экономические позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.