Научная статья на тему 'Сущность национально-государственных экономических систем'

Сущность национально-государственных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1296
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Г. М.

В статье раскрывается сущность, черты национально-государственных экономических систем и элементы, определяющие их специфичность, качественные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность национально-государственных экономических систем»

СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье раскрывается сущность, черты национально-государственных экономических систем и элементы, определяющие их специфичность, качественные отличия.

Современное устройство экономического мира характеризуется многовариантностью и полисистемностью элементов, находящихся в единстве и взаимозависимости. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, образуют целостное единство, представляющее собой экономическую систему. Национально-государственная экономическая система (далее НГЭС) как экономическая категория сравнительно недавно вошла в научный оборот, что предполагает необходимость ее исследования, выявления качественных особенностей и отличий от ранее существовавших аналогичных категорий. Эволюция общества и экономической системы как его подсистемы, сложность и неоднозначность влияющих на нее факторов предопределили многообразие подходов к определению сущности понятий «экономическая система», «модели экономических систем», их структурных элементов, а также роли государства и других неэкономических факторов, определяющих национальную специфику той или иной экономической системы на различных ступенях ее развития1.

Экономическую систему невозможно представить вне общества, общих закономерностей его существования и развития, поэтому подходы к определению критериев периодизации и механизма эволюции экономической системы во многом совпадают с аналогичными характеристиками общественного развития. Само возникновение экономики как хозяйственной системы общества связывают с формированием национальных государств в процессе перехода от натурального к развитому товарному хозяйству, развития системы рыночной эконо-

мики. Уже этот факт предполагает необходимость выявления общих свойств формирующихся национальных экономик, а также их специфических особенностей. В то же время в ходе становления и дальнейшего развития национальных экономических систем происходило изменение роли и масштабов государственного воздействия на экономику. Таким образом, многообразие концепций сути, структуры и механизма эволюции государственных систем, в том числе их национальной специфики, а также роли государства в функционировании экономики определяется как минимум данным объективным обстоятельством, что не отрицает и существенного воздействия субъективных моментов (в том числе и личных пристрастий авторов тех или иных концепций, выдвигаемых ими целей исследования и т. п.).

В теории А. Смита четко определяется место и роль государства по отношению к экономике, во взаимоотношениях национальных экономик (основу которых на тот момент определяла торговля), основа и механизм функционирования экономики. Экономическая наука XIX в. предложила различные подходы к определению сути и структуры экономической системы, факторов и критериев ее эволюции, что получило дальнейшее развитие в XX в. Эти подходы представляют историю человечества (а, соответственно, и развитие экономики) не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совер-

1 См., напр.: Бузгалин A.B., Колганов А.И. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория (материалы спецкурса) // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2002. №3-4; Бузгалин А., Колганов А. Экономика: «периодическая система элементов« (к вопросу о структуризации и типологизации экономических систем) // Вопросы экономики. 2001. №2; Марцин-кевич В. Национальная модель социально-экономического развития (концепция и структура) // МЭ и МО. 2001. №1; Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания (материалы конференции) // Российский экономический журнал. 2001. №10; Ойкен В. Экономические системы. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: Началопресс, 1993; Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. 1993. №11; Платонова Е. Экономические системы и их трансформация // МЭ и МО. 1998. №7; Пороховский A.A. Национальные рыночные модели экономического развития // РЭЖ. 1997. №11-12; Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. №3; Сиднина В. Инерционность экономической системы // Общество и экономика. 2002. №2; Сидорович А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах // Общество и экономика. 2001. №11-12; Фридман М. Методология позитивной экономической науки. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: ТЕСИС, 1994 и др.

шает свой самостоятельный путь. В качестве факторов развития общества и экономики рассматриваются рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инновации. А. Тойнби особую роль в развитии цивилизации отводит религии, церкви2.

В рамках формационного подхода экономическая система соотносится со способом производства (совокупность призводственных отношений, выступающих как общественная форма производительных сил), который определяет экономический базис, фундамент общества. При этом национальную специфику экономики определяют элементы надстройки (в том числе государство, религия, культура и т. п.), производственные от способа производства, но в то же время вздействующие на него тем или иным образом. В традиционных западных работах по компаративистике экономическая система определяется как эмпирически данный феномен, наблюдаемый и исследуемый на уровне явления: нечто вроде системы принятия и реализации решений по проблемам производства, доходов и потребления внутри определенной географической сферы или комбинации взаимосвязанных и функционирующих элементов (ресурсов, участников, институтов и т. п.). При этом практически все авторы различают теоретические модели систем и реальные экономические системы.

Достаточно полная характеристика НГЭС невозможна без современного осмысления вышеперечисленных концепций, но несомненный интерес вызывает институциональный подход, в рамках которого отрицается обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями и признаются в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К.-А. Виттфогель) и другие институты. Особое место в институциональной теории занимает характеристика таких институтов, как фирмы, профсоюзы, а также права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение. К подобному пониманию экономической системы примыкают модель взаимодействия экономических и социальных переменных Г. Мюрдаля и концеп-

2 Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

ция «экономического порядка» (германский ордолиберализм).

Теория системного анализа, используя кибернетические, информационные и организационно-теоретические принципы, разработала общую терминологию для анализа и сравнения хозяйственных систем. Согласно этой теории одним из компонентов экономической системы являются организации, которые рассматриваются как реальные объединения людей, выполняющих экономические функции в рамках, ограниченных правами деятельности. Хозяйственная система будет существовать только в том случае, если элементарные частицы будут взаимодействовать и сообщаться друг с другом через потоки информации. Под экономической системой теория системного анализа понимает совокупность элементов, находящихся в системной и смысловой взаимосвязи друг с другом, а также происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы. Системный подход к анализу хозяйственной реальности оказал значительное воздействие на теорию хозяйственного порядка. По мнению В. Ойкена, каждая экономическая система имеет свои отличия и особенности, свои формы экономических порядков, то есть формы организации и разделения труда, кредитных отношений, заработной платы, ценообразования и др. экономические порядки не создаются по установленному сверху плану, так как это противоречит нормальному развитию экономики. В то же время государство принимает определенное участие в формировании экономических порядков.

По нашему мнению, национально-государственная экономическая система - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах специфическая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к общей экономической среде обеспечивается соответствующими государственными институтами.

«Национальный» в данном случае означает «общегосударственный»; под «нацией» понимается народ, население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. При этом в сферу научного рассмотрения вводятся все экономические субъекты, функционирующие в любых собственнических формах, и отношения,

складывающиеся на разных уровнях, в различных отраслях и регионах. Национально-государственная экономическая система (далее -НГЭС) характеризует конкретно-историческое состояние и развитие отдельно взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей (или же в плане формы проявления общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах).

На абстрактно-теоретическом, политэконо-мическом уровне под НГЭС можно понимать общественный, макроэкономический масштаб производства и воспроизводства в отличие от «экономики фирмы (предприятия)». НГЭС как теоретическую модель можно характеризовать трояким образом: в логико-методологическом плане - как единство общего, частного и единичного, отдельного; в содержательно-теоретическом аспекте - единство общих для всех НГЭС закономерностей и принципов рыночной экономики, ее видовых особенностей, присущих группам НГЭС (не обязательно одного региона), и национальной специфики данной страны. Оба ряда категорий взаимоадекватны, поскольку определенному содержательному моменту соответствует и определенный логический статус путем их взаимодополнения и взаимодействия, дающих элементарное сумма-тивное представление о НГЭС в целом. Помимо этого, более высокая ступень их единства, обладающего признаком интегральности, обеспечивается их «взаимопроникновением», когда каждый из моментов, проявляясь через другие и обогащаясь за счет них, сам в свою очередь влияет на форму их проявления (реализации).

НГЭС есть совокупность взаимодействующих систем, представляющих собой системы элементов (или подсистемы), которые могут объединяться в метасистемы. НГЭС ограничены, локализованы во времени и пространстве. В связи с этим необходимо различать национальногосударственную экономическую систему и национальную модель экономики. Национальная модель экономики характеризует НГЭС со стороны проявления господствующего типа экономической системы, присущего тому или иному этапу развития общества. Разновидности современных западных экономик в этом смысле есть

национальные модели новой - смешанной - экономики. НГЭС интегрирует, своеобразно сочетает в себе не только отношения и институты, присущие данной модели, но и множество других форм и институтов. Таким образом, от исследования экономических систем к исследованию национальной модели экономики, а затем к НГЭС - таково направление развития экономической теории. Поэтому теоретическое раскрытие основ НГЭС - составная часть экономической теории, призванная дать ответ на вопрос о том, как общие экономические закономерности трансформируются в экономический строй данного общества.

Ведущим компонентом любой НГЭС является экономическая система. А.В. Бузгалин и А.И. Колганов3 предлагают определять ее пространственно-временные координаты исходя из совокупности качественных и количественных параметров (структуры): производственно-техническая основа (технологические уклады); способ координации; отношения присвоения/отчуждения собственности; тип воспроизводства. Когда по мере социально-экономического прогресса система достигает своей целостности (вбирает все необходимые элементы), то осуществляется качественный переход - скачок к другой системе, где начинается тот же «цикл» («период») развертывания тех же типов элементов (способ координации, собственность и т. п.), но уже новой системы. По сути, социально-экономическое развитие, в частности рост производительной силы, ведет к генезису новых элементов, обладающих уже другими свойствами, объединяющихся (опять же на основе «избирательного сродства») в новый вид - новую экономическую систему (в приведенном выше примере это будет переход к индустриальному производству, всеобщности рынка, господству капитала и т. п.).

НГЭС как понятие конкретно-историческое применяется при описании, выявлении и характеристике состояния производительных сил, структуры народного хозяйства, экономических отношений, форм хозяйствования, совокупности институтов и элементов надстройки в определенной стране в любой данный момент времени и в порядке ее отличения, сопоставления и соотнесения с мировой и региональной экономикой. НГЭС следует рассматривать как

3 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория (материалы спецукрса). // Вестн.Моск.ун-та. Сер. 6. Экономика. 2002. №3. С. 99.

определенное целостное образование, в рамках которого взаимодействуют образующие его части, элементы, которые в своем взаимодействии определяют новые свойства НГЭС, отсутствующие у отдельных ее элементов. Совокупность свойств, присущих НГЭС, представлена на рисунке 1.

НГЭС характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность -внутреннее единство, принципиальную несво-димость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. Целостность означает рассмотрение НГЭС как сложной системы, состоящей из отдельных относительно самостоятельных подсистем, взаимодействие которых между собой, то есть специфика связей и отношений между ними, обеспечивает достижение синергетического эффекта деятельности, превышающего суммарный результат автономной работы каждой подсистемы в отдельности. Она обусловливает возникновение интегративных качеств и свойств целостного органического единства, не присущего образующим ее подсистемам, элементам и компонентам подсистем. Интегративность означает существование в

НГЭС системообразующих элементов, изменение которых может привести либо к совершенствованию, либо к ухудшению условий хозяйствования. При этом целое от частей отличается наличием у первого системы связей между ее составляющими. В то же время отдельные элементы и компоненты НГЭС теряют часть своих индивидуальных свойств, поглощаются интегративными свойствами и качествами. Такое единство служит основой выполнения национально-государственной экономической системой общей и сложной интегративной функции. Именно такой примат целого и делает образование системой, а роль элементов сводит к обеспечению функционирования этого целого.

Конкретизацией целостности является структурный метод, системно-структурный подход, в соответствии с которым необходимо анализировать внутренние связи между отдельными подсистемами, элементами и компонентами подсистем. Структура как способ взаимосвязи и взаимодействия составляющих НГЭС подсистем и элементов, их внутренняя связь, внутренняя организация системы выражает сущность системы и раскрывается в общих для всей системы экономических законах, то есть в системных законах. Благодаря этому возникают новые целостные свойства, называемые в

Рисунок 1. Совокупность свойств НГЭС4

4 Схема автора.

западной литературе эмерджментными, возникающими в результате взаимодействия и присущими только системам. Представляется, что наиболее точным является определение понятия «структура» как отражение устойчивой упорядоченности системы, выражающей ее сущность и проявляющейся в совокупности законов данной области явлений.

Принцип системности предполагает необходимость выделения различных уровней системы и их иерархичности, соподчиненности. Иерархичность проявляется в том, что система имеет несколько уровней: наднациональный, национальный (НГЭС), региональный (для НГЭС с федеральным устройством), внутрифирменный. Уровни НГЭС в процессе естественноисторического развития, как и формы движения материи, с неизбежностью вытекают один из другого, усложняясь при этом, дополняясь новыми элементами, приобретая более сложную структуру, функции, интегративные свойства и цели. Более высокий уровень развития НГЭС направляет развитие предшествующего уровня, а элементы и компоненты последних приобретают при этом новые свойства. Системно-структурный метод предполагает необходимость познания внутренних связей между уровнями системы, присущих им законов.

Иерархичность отражает специализацию каждого уровня НГЭС на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях осуществляются преимущественно функции согласования и интеграции. Под уровнем в данном случае будем понимать иерархически упорядоченную совокупность подсистем. Необходимость иерархичности построения системы обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На ниже лежащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования НГЭС. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются все решения, относящиеся ко всей системе в целом. В национально-государственной экономической системе проявление иерархичности можно увидеть через взаимодействие элементов, составляющих базовый уро-

вень НГЭС, с одной стороны, и соподчиненных базовому уровню - с другой.

Эквифинальность предопределяет предельные потенции НГЭС стимулировать экономическую деятельность, их расширение требует привлечения дополнительных ресурсов. Многовариантность свидетельствует о том, что НГЭС должна обладать определенной гибкостью, достигаемой превышением возможностей ведения (диапазона правил) деятельности над потенциалом складывающихся в тот или иной момент ситуаций, в которых последняя осуществляется. А. Динкевич5 обусловливает многовариантность большим разбросом и разнопорядковостью изменения материальных, невещественных - информационных и социальных факторов и условий развития, поэтому на практике процессы развития проявляют себя не однозначно, а в ряде возможных состояний, при этом в конкретном развитии реализуется только один вариант, поскольку многовариантность на всех уровнях (в различных НГЭС или регионах или во времени -на всех уровнях, фазах, ступенях развития) выступает как результат самых различных факторов и условий: экономических, политических, исторических, демографических, природно-географических, религиозных, социально-психологических и др. В результате этого число возможных вариантов намного превосходит число реализованных.

Отражая структурные характеристики любого явления или процесса в каждый данный момент времени и их взаимодействие, многовариантность существует в двух видах: структурном и функциональном, реализуется не только в статике, но и в динамике. В каждый данный период развития многовариантность реализуется в различных моделях экономической организации, управления и функционирования через многочисленные конкретные комбинации условий и факторов экономического роста как составных частей экономического механизма. Она присуща всем составляющим усложняющегося механизма экономического развития.

Как прямой результат многовариантности взаимодействия широкого комплекса факторов и условий экономического роста следует рассматривать и неравномерность развития, присущую всей истории человечества. Для развития отдельных явлений, процессов, структур

5 Динкевич А. Закономерности экономического развития (проблемы методологии) // Экономист. 2001. №11. С. 72-73.

необходимо, чтобы составляющие их части, компоненты изменялись неравномерно, поскольку иначе возможно лишь воспроизводство прежних структур, но не поступательное развитие. Воспроизводство системы, процесса, явления в неизменном виде равнозначно застою, отрицанию развития. Неравномерность, проявляясь на микроуровне (единичные явления и процессы) и макроуровне, выступает одним из факторов усиления многовариантности развития. В ее основе лежат самые различные варианты конкретных условий и факторов развития, многовариантные сочетания, комбинации, взаимодействия с разной степенью интенсивности которых приводят к неоднозначным результатам, что и дает в итоге неравномерность развития. Для каждой данной НГЭС неравномерность как условие и форма развития выступает в этом качестве в связи с двумя группами факторов - внутренних и внешних. Многовариантность экономической динамики является основой для различий в темпах роста, в количественном, качественных и структурных параметрах развития, что и служит механизмом неравномерности экономического развития отдельных НГЭС и регионов, так же, как многовариантность социально-политического развития объясняет неравномерность в этой области.

Важным свойством НГЭС является инерционность - способность НГЭС и ее элементов сохранять основные характеристики движения и состояния, пока внешняя по отношению к ней сила не прервет их. Понятие экономической инерционности охватывает всю НГЭС и составляющие ее элементы, а также мировую экономическую систему, поэтому уже в определении этого понятия заложено многообразие форм ее проявления. Экономическая инерционность - универсальное свойство НГЭС и ее элементов и фактор их существования. Определенная направленность - инерционность может принадлежать системе в целом, но не принадлежать ее элементам. Это характеристики целостности. По отношению к НГЭС это особая громоздкость экономической системы, ее «медленность», сложность изменения направления движения. Но инерционность может принадлежать отдельному элементу и не принадлежать системе в целом. Это не целостная инерционность. Целостно-нецелостные характеристики присущи и самой НГЭС, и ее элементам.

НГЭС находится в мировой экономике, в природной среде, в космической среде. Отношения среды и системы чаще всего бывают взаимодействиями, бывают и односторонние действия, бывают и взаимонедействия. Сохранению инерционности способствуют стабильные характеристики взаимодействия НГЭС и среды, а прерыванию прежней инерционности способствуют односторонние действия (природный катаклизм, например) или взаимодействия разной активности. В процессе функционирования НГЭС отбираются не только экономические формы, элементы, но и направления развития, сохраняющие или не сохраняющие свойства. В экономике происходит естественный отбор, определяемый объективным ходом экономического прогресса, и отбор искусственный, под влиянием сознательной управленческой деятельности. При внутреннем отборе инерционность процессов сохраняется или преодолевается под влиянием внутренних факторов национальной экономики, при внешнем отборе влияют внешние факторы, например положение в других странах или политика других (ой) стран.

Составляющими сердцевину базового уровня НГЭС элементами являются производительные силы и производственные отношения. При этом активным элементом базового уровня является человек. Его функциональное назначение в НГЭС многообразно: он является, с одной стороны, субъективным фактором производства, а с другой - принимает волевые решения, осуществляет конкретные действия. Побудительные мотивы этих действий определяются многообразными факторами (речь о них пойдет ниже), что и определяет специфичность НГЭС. Таким образом, фирмы и государство как элементы соподчиненного базовому уровня являются носителями объективных и субъективных условий хозяйствования конкретной НГЭС.

Важным элементом принципа системности является наличие в НГЭС общей цели. В связи с движением НГЭС от одного уровня к другому, более развитому, усложняются и цели или происходит модификация общей цели в качестве системообразующего элемента. Цель «.. .выступает во многих социальных системах, особенно в организациях, как один из важных системообразующих факторов»6. Действия системы, ее подсистем (их элементов и компонентов) «. с применением определенных средств

есть не что иное, как функция системы и ее ком-понентов»7, поэтому необходимость познания целостности функций системы является дальнейшей конкретизацией признака целесообразности системы, ее целесообразного характера. Модификация цели в процессе развития различных уровней НГЭС детерминирует видоизменение средств достижения таких целей, выполняемых системой функций.

Количественным показателем целостности системы является ее степень превращения в целостность, что зависит от степени подчинения составляющих систему элементов (тем самым - от степени их взаимосвязи между собой), а также от способности системы создавать недостающие ей элементы, органы. Познание степени целостности системы, по мнению С.В. Мочерного, выступает конкретизацией принципа системности. Степень целостности характеризует и способ превращения системы в це-лостность8. Это, в свою очередь, предполагает необходимость выделения еще одного общего признака системы, а именно - способность создания ею недостающего себе органа. В связи с этим в качестве основополагающих признаков системы выделяют наличие управляющего центра, органа управления. Создавать недостающие органы, формулирующие с той или иной степенью адекватности присущую НГЭС объективную цель, НГЭС может при наличии высокой степени целостности. Такая способность закрепляется наиболее развитым уровнем НГЭС. С образованием единого центра возникает и такое свойство системы, как наличие интегративной информации, выступающей одним из направляющих факторов развития всей системы.

Согласно общей теории систем, взятая в отдельности система существует в той или иной

среде и уже по этой причине может рассматриваться в качестве подсистемы, т. е. системы, находящейся в отношениях взаимосвязи с внешней средой. Степень активности поведения НГЭС зависит от состояния ее целостности, от ее открытости или закрытости по отношению к внешней среде, локальности. Для более тщательного исследования необходимо выделять те системы, с которыми данная НГЭС взаимодействует непосредственно и которые называют ее окружением или внешней средой. Все реальные системы в природе и обществе являются открытыми и, следовательно, взаимодействующими с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией. Представление о закрытой, или изолированной, системе является далеко идущей абстракцией и потому не отражающей адекватно реальность, поскольку никакая реальная система не может быть изолирована от воздействия других систем, составляющих ее окружение. В неорганической природе открытые системы могут обмениваться с окружением либо веществом, как это происходит в химических реакциях, либо энергией, когда система поглощает свежую энергию из окружения и рассеивает в ней «отработанную» энергию в виде тепла. В живой природе системы обмениваются с окружением кроме вещества и энергии также и информацией, посредством которой происходит управление и передача наследственных признаков от организмов к их потомкам. Особое значение обмен информацией приобретает в социально-экономических и культурно-гуманитарных системах, где он служит основой для всей коммуникативной деятельности людей, что свойственно и НГЭС.

6 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат. 1980. С. 35.

7 Там же. С. 35.

8 Мочерный С.В. Закон огосударствления капиталистической экономики. Киев: Выща шк. Головное изд-во. 1988. С. 188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.