Научная статья на тему 'Противоречия между нормами Конституции Российской Федерации, законом г. Москвы и ФЗ «о митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»'

Противоречия между нормами Конституции Российской Федерации, законом г. Москвы и ФЗ «о митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSEMBLY / PUBLIC EVNT / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермошин Павел Юрьевич

в данной статье рассмотрены проблемы, которые возникают между нормами Конституцией Российской Федерации и законами города Москвы ФЗ «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия между нормами Конституции Российской Федерации, законом г. Москвы и ФЗ «о митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Противоречия между нормами Конституции Российской Федерации, законом г. Москвы и ФЗ

«О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании» Ермошин П.Ю.

Ермошин Павел Юрьевич /Ermoshin Pavel Yurevich - юридический факультет, студент Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы, которые возникают между нормами Конституцией Российской Федерации и законами города Москвы ФЗ «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании».

Ключевые слова: конституция Российской Федерации, право на свободу собраний, публичное мероприятие, регламентация. Keywords: constitution of the Russian Federation, the right to freedom of assembly, public evnt, régulation.

На территории республики Украина сейчас происходят весьма тревожные события, которые влияют на обстановку и правовой статус не только внутри данного государства, но и на международные отношения между значительным числом стран. Одной из предпосылок, которая привела к сложившейся ситуации, является право на свободу собраний. Именно реализация данного права привела к дестабилизации ситуации в государстве. С одной стороны, представители оппозиционных сил, считали, что данное право в их государстве ущемляется, с другой стороны, представители правительства справедливо указывали, что действия протестующих носят противозаконный характер. Как результат -человеческие жертвы и туманные перспективы в масштабах государства. Такие проблемы, подкрепленные реальными общественными отношениями, являются актуальными для юридической науки.

В Российской Федерации так же существует право на свободу собраний, которое закреплено Конституцией РФ [1]. Так же существуют законы и подзаконные акты, которые регламентируют реализацию этого права гражданами. Целью настоящей работы является рассмотрение норм, которые регламентируют реализацию данного конституционного права в РФ.

Гражданам России дано право на свободу собраний, как любят выражаться многие общественные деятели. Приходится слышать, особенно в последнее время, о нарушении данного права, которое закреплено в нашей Конституции, что законы, которые регулируют данное право, не позволяют его реализовать в полной мере. Что же, давайте рассмотрим данный вопрос более подробно.

В Конституции РФ право на проведение публичных мероприятий сформулировано в статье 31: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Достаточно ли полна приведенная формулировка? Ведь получается, что на конституционном уровне можно увидеть ограничение прав граждан. В чем же проявляется это ограничение? Оно проявляется в строго определенном списке форм, в которых может реализовываться данное право гражданами. Что же в этом плохого? Нельзя исключать такого варианта развития общественных отношений, когда существующих форм на реализацию права граждан на свободу собраний будет недостаточно. Например, возникнет необходимость в проведении нового вида публичных мероприятий как манифестация, который сейчас не предусмотрен. Тогда возникнет необходимость изменения Конституции РФ, что учитывая специфику изменения раздела, который касается прав и свобод, является особенно проблематичным. Этого можно было бы избежать, если бы формы проведения публичных мероприятий были перечислены в федеральном законе.

Однако, что же скрывается под словом «собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»? Ответ на это вопрос нам дает Федеральный закон «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [2]. Согласно выше приведенному акту, формы реализации права на свободу собраний различаются в зависимости от количества участников, формы участия в публичном мероприятии, территории и технических средств, которые будут задействованы.

Исходя из контекста проблемы, нас в значительной степени интересуют основания, на которых организаторам могут отказать в проведении этих публичных мероприятий и какие ограничение существуют на состав организаторов. Начнем с последнего. В части 2 статьи 5 данного закона дан вполне определенный перечень лиц, которые не могут выступать в роли организаторов, а именно: «Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1. лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2. лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности;

3. политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, деятельность которых приостановлена, запрещена, либо ликвидированна в установленном законом порядке».

На взгляд автора, здесь нет, и не может быть серьезных противоречий. Лица, в отношении которых существуют какие-либо ограничения в подавляющем большинстве случаев либо имеют административное обременение, либо недееспособны, либо имеют ограничения, которые влечет судимость. Что же касается деятельности организаций, то они не могут быть субъектами при реализации данного права только после решения суда. Таким образом,

законодательно не допускается произвол в отношении лиц, которые имею намерения реализовать свое право на свободу собраний.

Автору часто приходилось слышать о том, что публичные мероприятия необходимо «согласовывать». Однако в законе нет подобной формулировки. В части 1 статьи 4 ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» говорится об уведомлении компетентных органов, в законе города Москвы «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» [3], так же нет слова «согласование», но присутствует слово «уведомление» в статье 2 и порядок его подачи.

Так в порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия говорится о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти города Москвы. Так же существует определенный срок на реализацию данной процедуры, который определяется в рамках не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Так же стоит обратить внимание на следующее: «Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие предполагается проводить на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы». Получается определенная зависимость от количества участников и территории проведения публичного мероприятия, которая влияет на выбор органа исполнительной власти, в который подается уведомление. Делается это исключительно для обеспечения безопасности граждан, еще один миф развеян по ветру.

С другой стороны, государственные органы и должностные лица, действительно имеют право отказать или даже прекратить проведение публичного мероприятия. Основания для данных действий перечислены в статьях 15, 16, и 17 ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Приостановление мероприятия, с возможностью его продолжить возможно только при нарушения правопорядка со стороны участников. Прекратить публичное мероприятие возможно только по нескольким причинам:

1.создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2.совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3.неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Нарушения перечисленные выше ведут либо к противозаконности действий, либо угрожают иным конституционным правам. Таким образом, мы видим, что причиной для прекращения мероприятия могут послужить лишь защита жизни и здоровья граждан, либо не исполнение или умышленное нарушение со стороны организаторов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в России со стороны государства действительно присутствует значительная регламентация права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что видно из актов как федерального, так и регионального уровня. Можно ли в такой ситуации говорить о том, что происходит сознательное законодательно закрепленное поражение граждан в реализации конституционного права? Несомненно, необходимо учитывать уровень правосознания и правоприменительную практику в нашей стране, однако, в данной ситуации, учитывая динамику развития общественных отношений можно сказать, что государство не ограничивает право граждан на проведение публичных мероприятий, оно лишь регламентирует их проведение, ведь государство так же защищает право каждого человека на жизнь и здоровье.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародном голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993.

2. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собр.

законодательства Рос. Федерации 2004. №25. Ст. 2485.

3. Закон города Москвы « Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в

городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» // Ведомости Московской городской

Думы 2007. №5. Ст. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.