Научная статья на тему 'Противоречия как движущая сила формирования адаптивного поведения'

Противоречия как движущая сила формирования адаптивного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ДВИЖУЩАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цахаева Анжелика Амировна

Диалектика противоречий социума и личности определяет специфику саморазвития, обеспечивая внутреннюю активность личности. Ее внешняя активность демонстрируется поведением. Умение реализовать адаптивное поведение залог успешной социализации и, как следствие, бесконфликтного бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цахаева Анжелика Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия как движущая сила формирования адаптивного поведения»

38

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2009

УДК 316.37

ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

© 2009 Цахаева А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Диалектика противоречий социума и личности определяет специфику саморазвития, обеспечивая внутреннюю активность личности. Ее внешняя активность демонстрируется поведением. Умение реализовать адаптивное поведение - залог успешной социализации и, как следствие, бесконфликтного бытия.

The dialectics of social media and person contradictions defines the specifics of selfdevelopment, providing a person’s internal activity. Its external activity is demonstrated by the behaviour. The ability of realizating the adaptive behaviour is a guarantee for the successful socialization and therefore the conflict-free existence.

Ключевые слова: адаптивное поведение, саморазвитие, внутренняя активность, личность, движущая сила.

Keywords: adaptive behavior, self-development, internal activity, personality, driving force.

В ходе онтогенеза саморазвития личности происходит постепенное устранение рассогласований между свойствами различных уровней и рациональным и иррациональным пластами организации поведения, приводящее к цельной гармоничной личностной конструкции. При этом ранняя организация процесса саморазвития через формирование индивидуального стиля адаптивного поведения, развитие и совершенствование личностно значимых и социально важных черт обеспечивает коммуникативную и поведенческую составляющие и потенциал личностного развития.

Онтогенетическая динамика саморазвития личности, претерпевая спады и оптимумы, тесно коррелирует с успешностью ведущей в психическом развитии деятельностью. С этих позиций воспитание и обучение должны выйти на принципиально новый уровень организации, характеризующийся использованием в том

числе и иррационального опыта не вполне осознаваемых стимулов и информации, актуально активизируя подсознание, интуицию и т.д. Кроме того, в образовательный процесс необходимо включить уроки здоровья, тренинговые упражнения, занятия по основам самопознания и саморазвития, способствующие эффективному применению доступного комплекса дидактического и кадрового потенциала учебного заведения, воздействующего одновременно как на субъект, так на объект их реализации. В силу отдаленности результатов и непредсказуемости протекания процесса саморазвития разумно включить в образовательный стандарт (от начальной школы до вузовской подготовки) дисциплины по саморазвитию личности, назрела необходимость в соответствующих учебных пособиях и руководствах по исследуемой проблеме.

Наличие активной жизненной позиции, собственной точки зрения у

Психолого-педагогические науки •••

личности приводит к осознанию своей уникальности, неповторимой ценности в человеческой общности, проявляемой в подростковом возрасте у проживающих в городе, и к 18-22 годам - в селе (по результатам нашего исследования), что объяснимо консерватизмом ментальности села и многофакторным влиянием в городе. Вероятно, разнонаправленная информированность интенсивнее формирует индивидуальность, где немаловажное значение имеет эффект соответствия, когда личность стремится действовать, вести себя в соответствии с самопредставлениями и самоотношениями, когда внутренние и внешние переживания составляют «идеал Я».

Следует отметить, что жизненные принципы как формализатор поведения личности перенимаются от референтной средовой культуры и развиваются в зависимости от специфических проблем, прошлого опыта и индивидуально-психологических особенностей личности, что определяет уровень развития сознания. Человек осторожный, высокотревожный, с пограничным показателем ответственности (высокий или очень низкий) выбирает стратегию «умный в гору не пойдет», или эту же стратегию выбирает личность, пережившая и остро помнящая неудачную попытку «пойти в гору», пойти по пути наибольшего сопротивления, что свидетельствует об активной жизненной позиции. Во втором случае выбор не означает соответствие актуального поведения желаемому, как механизму психологической защиты, который на время ограждает человека от подобных ситуаций.

Таким образом, движущей силой адаптивного поведения выступают внешне выраженные и личностно обусловленные противоречия, определяемые, с одной стороны, дисгармонией ценностно-нормативной системы личности и макросоциальных мировоззренческих систем, а с другой - потребностью саморегулятив-

39

ных психических структур в идеальном комфортном состоянии и присущем всякой живой системе процессе саморазвития. При этом движущая сила, как любая другая энергия развития, в своей природе имеет стадийный принцип: от простого к сложному, от напряжения к разрядке, переход количества в качество, стремление от конфликта к равновесию, от бессознательного к осознанному и т.д.

Следует отметить, что на каждом из этапов становления личности доминируют специфические принципы. Так, для гармоничного состояния самоотношений личности характерно преобладающее, осознанное стремление к равновесию, задействование процесса саморегуляции. В периоды острых возрастных, личностных или социальных кризисов доминирует саморегулирующаяся система покоя, благодаря которой и осуществляется выход на оптимальный уровень развития (или регресса). В условиях информативного голода, в период потери поведенческой ориентации включается система самопознания, которая помогает найти продуктивный выход из сложившейся ситуации.

Следовательно, в каждом возрастном периоде на первый план выходят специфичные, доступные для самоосознания методы, приемы и формы самостроительства. Можно предположить, что чем старше человек, тем сложнее аппарат задействованных средств саморазвития. Но наша практика показала наличие большого числа повторов некогда продуктивных мер самоизменения, к которым личность прибегает в более старшем возрасте, некий уровень творческого стереотипизирования, его мы и назвали микроадаптивным процессом или интроадаптивным поведением.

При условии внешнего и внутреннего сопротивления происходит стимуляция личностного роста и самоизменения, провоцирующая индиви-

40

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2009

да на выбор оптимальных форм адаптивного поведения, определяемых спецификой социального окружения и Я-концеп-цией, приводящая к появлению активной адаптивной тенденции саморазвития, реализации экстраадаптивного поведения, когда адаптивный потенциал синхронно направляется на усвоение и принятие многоуровневых разномасштабных организаций образа мира и образа Я. Кроме того, на уровне стойких поведенческих актов закрепляются исключительно вознаграждаемые и самопрезентабельные адаптивные требования, включающие различные грани образа «Я» в целостной разнонаправленной адаптирующей среде.

На наш взгляд, все виды адаптивного поведения, как реализаторы социальных функций, обеспечиваются в основном за счет идентификации и стереотипизации этнокультурных ценностей, поскольку на регуляцию данного вида поведения влияют в первую очередь национальные стереотипы и установки. При этом качество и уровень влияния подобных регуляторов зависят от степени включенности индивида в этносреду, в национальные обычаи, традиции и т.д. Следует отметить, что наиболее продуктивной этноспецифической стратегией адаптивного поведения для дагестанца выступает соответствие идеальному образу горца или горянки, связанное с прямыми и косвенными ожиданиями рода и этноса в целом, учитывающее эксклюзивную функцию самопрезентации, выполняемую по отношению к другим россиянам, народам мира.

Таким образом, можно заявить, что представители различных этнокультурных образований, тратя разное количество психической энергии на процесс продуктивного вхождения в новый социум, по-разному строя собственные поведенческие стратегии, выбирая свою индивидуальную площадку их применения, требуют в образовательной и воспитательной по-

литике дифференцированного учета личностных и поведенческих ресурсов. С этих позиций апробированная нами программа формирования гражданина нового Дагестана, построенная на системе духовно-нравственного, психо-соматического, интеллектуального, национально-

культурно-го воспитания может быть использована для саморазвития лиц разных этнокультурных образований, поскольку позволяет выявить общую направленность адаптивного поведения личности учащихся на основе сознательного управления соответствующих данной системе сфер саморазвития.

В качестве системообразующего признака, наиболее адекватно отражающего качественную специфику саморазвития личности, являющегося связующим звеном микро- и макроадаптации, интро- и экстраадаптивного поведения, нами рассматривается эзотерическая установка на самоизменение. При этом законы диалектического развития (в частности, единства и борьбы противоположностей) демонстрируют характер взаимодействия процессов социальнопсихологической адаптации и саморазвития личности, которые, определяя и регулируя ее адаптивное поведение, взаимодействуют и дополняют, обеспечивая стабильность и прогресс друг друга. Следовательно, движущей силой адаптивного поведения выступают реально возникающие и в перспективе возможные противоречия между личностью и социумом, внутренней и внешней системами ценностей, эмпирической и эзотерической установками на данные процессы, потребностями измениться и желаниями сохранить энергетический баланс, противоречия между личностной и социальной гармонией и опытом деструктивного уровня. Механизм же разрешения данных противоречий подчинен реализации закона отрицания отрицания, где его компоненты (разрушение, деструкция, конфликтность, агрессия; временное сохранение; соз-

Психолого-педагогические науки •••

дание нового) вполне отражают функции как процесса саморазвития, так и социально-психоло-гической адаптации.

Следует отметить, что диалектический закон перехода количества в качество определяет временные рамки восхождения на новый виток личностного саморазвития, накопления информации о будущей профессиональной деятельности, а также зависимость личностного и социального становления от уровня психосоматического роста. А основным механизмом саморазвития становится психическое новообразование, характерное данному возрасту, появляются новые значимые личностные качества, активизируются резервы психики, строится перспективная модель гармонии саморазвивающейся личности. При этом гармония не

41

является синонимом абсолютного блаженства и застоя, а представляет собой смыслосодержательное, позитивно направленное состояние целостности, относительной сбалансированности взаимоотношений образов Я и мира.

Психологическая гармония понимается нами как духовная зрелость индивида, сила его духа, доброжелательное, гуманное отношение ко всему живому, постоянная готовность оказать помощь нуждающимся, ответственность за все происходящее, умение искренне любить других людей. По мере роста происходят расширение, углубление, систематизация связей личности с окружающим миром и уровнем осознанности себя и мира, что определяет специфику саморазвития, обеспечивает внутреннюю активность личности.

Статья поступила в редакцию 10.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.