Научная статья на тему 'Противоречия формирования эффективного сектора государственных услуг'

Противоречия формирования эффективного сектора государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / НЕРЫНОЧНЫЙ СЕКТОР / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / THE STATE SERVICES / NON-MARKET SECTOR / GROSS INTERNAL PRODUCT / EXPENSES OF THE CONSOLIDATED BUDGET / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сохроков Тембот Хаутиевич, Татуев Арсен Азидович

В статье показано, что государство в своих функциях, прежде всего по оказанию общественных услуг, становится непосредственным фактором производства и в данной части превращается в интегральный компонент ограниченных производственных ресурсов. Вместе с тем, наблюдается противоречивое снижение эффективности расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на общегосударственные вопросы и на национальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions of formation of effective sector of the state services

In article it is shown that the state in the functions, first of all on rendering of public services, becomes a direct factor of production and in this part turns into an integrated component of limited production resources. At the same time, inconsistent decrease in efficiency of expenses of the consolidated budget of the Russian Federation on nation-wide questions and on national economy is observed.

Текст научной работы на тему «Противоречия формирования эффективного сектора государственных услуг»

Противоречия формирования эффективного сектора государственных услуг Т.Х. Сохроков,А.А.Татуев

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им.В.М. Кокова, Нальчик

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

В настоящее время актуальность темы государственных услуг, их качества и роли в социально-экономическом развитии последовательно усиливается в научных исследованиях. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося проведением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства. Так, в 2010 году в силу вступил федеральный закон о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг [7]. Данный документ и в целом сфера государственных услуг подвергается постоянному обсуждению и критике не только со стороны ученых и экспертов, но и населения -основного потребителя этих услуг. Поэтому основное внимание следует уделить механизму экономического управления оказания государственных и муниципальных услуг в контексте общего развития сферы услуг.

Доминирующее положение сферы услуг в национальном хозяйстве по производству внутреннего валового продукта и численности занятых получило название сервисной революции. Эти процессы совпали с информационнотехнологической революцией. Таким образом, в конце XX века на смену индустриальному обществу пришло информационно-сервисное общество [3].

Кроме того, следует учитывать, что в промышленности около 1/3-1/4 работников занято воздействием на природу и ее преобразованием для человеческих потребностей, а 2/3 выполняют сервисные виды деятельности, связанные с техническим обслуживанием, управлением, планированием, контролем, научно-исследовательской работой. По данным немецкого Института национального хозяйства на начало 1990-х годов в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности составляла 80,6%, в том числе информационно-образовательных услуг - 11,6%, управленческих -6,11%, научно-исследовательских - 4,9%. Интенсивность и производительность труда временных работников и специалистов оказывается на 30-40% выше, чем у лиц, работающих на постоянной основе. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10-20%. Конкуренция между малым и крупным бизнесом стала возможной с доступом к специализированным деловым услугам.

Превращение услуг производственного характера в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг нельзя представлять как замещение материального производства сферой услуг, здесь речь идет об их взаимной дополняемости.

В совокупности, преобладание сферы услуг над другими секторами национального хозяйства можно рассматривать в двух плоскостях:

во-первых, расширение сферы услуг характеризует прогрессивные сдвиги в национальном хозяйстве и предполагает, что развитие базируется на новой индустриальной основе;

во-вторых, расширение сферы услуг в условиях общественных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса). Именно такая ситуация сложилась в России в первой половине девяностых годов, когда преодоление сферой услуг 50%-го рубежа занятости не стало результатом прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

В научной среде принято считать, что сфера услуг в XXI веке неразрывно связана именно с научно-техническим прогрессом. Эксперты предрекают, что XXI век

будет веком информационно-сервисного общества, где роль услуговых видов деятельности в воспроизводственном процессе будет существенно выше, нежели роль традиционных секторов экономики [2]. Сегодня в странах с развитой экономикой доля сферы услуг в производстве ВВП значительно превышает долю материального производства. Кроме того, возрастает объем видов деятельности, ориентированных на удовлетворение духовных и материальных потребностей людей, в самореализации и самоутверждении личности, в рациональном использовании собственного времени. При этом существенную роль начинает играть и нерыночный сектор сферы услуг.

Сфера услуг, с одной стороны, становится высокодоходным сектором экономики, имеющим достаточно невысокую себестоимость, поэтому является привлекательной отраслью для многих предпринимателей. Данным сектором народного хозяйства пользуются как граждане, так и крупные организации, экономя на производстве и контроле качества, пользуясь услугами сторонних компаний. С другой стороны, все большее функциональное значение имеют услуги нерыночного содержания, производимые в общественном секторе экономики.

и

п

4

ю

о

еа

к

п

о

100%

80%

60%

40%

20%

0%

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Годы

Н Нерыночная сфера услуг ИРыночкая сфера услуг Е Реальный сектор экономики

Рисунок 1. Изменение структуры валовой добавленной стоимости по сферам экономической деятельности в период с 2002 по 2011 годы (диаграмма рассчитана и построена автором на основе данных [1])

На рисунке 1 отражена диаграмма, представляющая изменения структуры валовой добавленной стоимости по сферам экономической деятельности, произошедшие в российской экономике в период с 2002 по 2011 годы. Из диаграммы становится видно, в российской экономике преобладающая доля в объеме производства ВДС принадлежит сфере услуг (58,7% в 2011 году). При этом рассматриваемый период времени отличается стабильным характером в плане изменения доли сферы услуг в структуре ВДС, в частности, происходят незначительные колебания данного показателя, но общая динамика остается нулевой, в результате чего доля услуговых видов деятельности в экономике практически не изменилась.

В то же время следует отметить рост сегмента нерыночных услуг. Данная тенденция свидетельствует об увеличении роли сектора нерыночных услуг в современной системе социально-экономического развития России. В основном это связано с появлением в последнее время новых видов деятельности, основная часть

которых представлена производством услуг общественного характера, значительная часть которых является следствием реализации государственных функций различными государственными и негосударственными некоммерческими организациями и учреждениями.

В частности, представленные трансформационные процессы в сфере услуг, отчасти были вызваны принятием Федерального закона №210-ФЗ. Данный закон устанавливает значение понятия «государственная услуга», как деятельности по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами РФ и нормативно-правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [7]. Кроме того, этим же законом устанавливается и значение понятия «муниципальная услуга», как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с федеральным законом № 131 -ФЗ и уставами муниципальных образований [6]. В целом данная ситуация подтверждает увеличение роли сектора нерыночных услуг, основная часть которых представлена производством, в процессе реализации государственных функций различными государственными и негосударственными некоммерческими организациями и учреждениями, услуг общественного характера. Отталкиваясь от этого, рациональной представляется точка зрения, заключающаяся в придании сектору государственных услуг доминантной функциональной роли в современных процессах социальноэкономического развития.

При этом следует учитывать, что, во-первых, государство в своих функциях, прежде всего по оказанию общественных услуг, становится непосредственным фактором производства и в данной части превращается в интегральный компонент ограниченных производственных ресурсов.

Во-вторых, в свою очередь гражданское общество все более активно интегрируется в сугубо экономические отношения, поскольку все социальные расходы становятся (или могут стать в ближайшей перспективе) персонифицированными и адресными.

В-третьих, основной тренд трансформации экономического содержания государства от внерыночного использования ограниченных ресурсов для устранения "осечек" рыночного механизма в непосредственного производителя общественных услуг в рыночном пространстве отражает интеграцию государственных и рыночных структур в сервисной экономике как одну из существенных характеристик новой экономики.

Таким образом, нерыночные услуги в современных процессах социальноэкономической трансформации становятся одним из определяющих факторов, способствующих переходу к новой стадии развития.

При этом, в настоящее время в российской экономике появляются существенные признаки противоречивого функционирования сектора государственных услуг, который вместе доминантной роли последовательно превращается в тормозящий фактор экономического роста.

о

ол

Щ

п> ч о п У

д

э 65

2 тз

и •а р

у

. Е е и о а •а о п ег

15

П

*

О

д

Е

К

о

а

«

б

5

д

ж

п

н

15

н

15

Годы

О ВВП ■ • ■ Расходы Конс.бюджета на общегосударственные вопросы

Рисунок 2. Сопоставление показателей объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на общегосударственные вопросы в период с 2000 по 2011 годы, в ценах 2000 года, млрд. руб. (графики рассчитаны и построены автором на основе данных [4,5])

На рисунке 2 представлено изменение показателей объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на общегосударственные вопросы в период с 2000 по 2011 годы, в ценах 2000 года. Сопоставим представленные ряды динамики для определения возможности существования между ними связи.

Проведя предварительное сглаживание и очистку от тренда показателей рядов динамики становится возможным вычисление линейного коэффициента корреляции по широко используемой формуле:

г £ ^2

^ ‘У2 ^ V-I2 2

В результате проведения расчетов, получаем, что между показателями объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на общегосударственные вопросы в период с 2000 по 2011 годы существовала слабая связь (коэффициент линейной корреляции равен 0,2).

14000

^ 13000 а

| 12000

а 11000

п

п

10000

9000

8000

7000

6000

С® Оч^ Оч^

800

700

600

500

400

я

»

а

Я

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

»

и

ег

я

У

5

э

Я

о

Я

о

я

я

300 ,

200 Д 100 .

15

П

*

о

д

Е

К

о

я

п

б

5

д

л

н

15

н

15

.О Ч\ Годы

О ВВП - •- Расходы Конс.бюджета на национальную экономику

Рисунок 2. Сопоставление показателей объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на вопросы национальной экономики в период с 2000 по 2011 годы, в ценах 2000 года, млрд. руб. (графики рассчитаны и построены автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.307, 577-578; Индексы-дефляторы // Федеральная служба государственной статистики. - ЦКЬ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab4.xls)

0

На рисунке 3 представлено изменение показателей объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на национальную экономику в период с 2000 по 2011 годы, в ценах 2000 года. Сопоставим представленные ряды динамики для определения возможности существования между ними связи.

Проведя предварительное сглаживание и очистку от тренда показателей рядов динамики становится возможным вычисление линейного коэффициента корреляции по использовавшейся ранее формуле. В результате проведения расчетов, получаем, что между показателями объема ВВП и объема расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации на национальную экономику в период с 2000 по 2011 годы существовала слабая связь (коэффициент линейной корреляции равен 0,2).

Таким образом, формирование современного сектора государственных услуг в Российской Федерации сопровождается существенными противоречиями. Прежде всего это касается деятельности государства в части общегосударственных вопросов и воздействия на национальную экономику.

Литература:

1. Аналитическая информация // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - ЦКЬ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab10.xls.

2. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. - М.: КноРус, 2010.

3. Ветрова Е.А. Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №10.

4. Индексы-дефляторы // Федеральная служба государственной статистики. -ЦКЬ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab4.xl 8.

5. Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.307, 577-578.

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.