Научная статья на тему 'Противоречия европеизации России'

Противоречия европеизации России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1900
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЕВРОПА / EUROPE / ИСТОРИЯ / HISTORY / ИДЕЯ / IDEA / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ДВОРЯНЕ / NOBILITY / КРЕСТЬЯНСТВО / PEASANTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Александр Федотович

Рассматриваются отношения между Россией и Западной Европой в период реформ Петра I. Показаны социально-политическое развитие России, самобытность русской культуры, идея защиты и служения Отечеству.The article the relationship between Russia and Western Europe, since the reforms of Peter I discusses. It is shown the socio-political development of Russia, the originality of Russian culture, the idea of protecting and serving the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия европеизации России»

УДК 94 (470)

А.Ф. Киселев,

Российская академия образования

Противоречия европеизации России

XVIII век открыл новый период российской истории - имперский. Московское царство уходило в прошлое. Россия обновлялась на началах петровских преобразований, которые несли новое в политическую систему государства, экономическое и социальное развитие, образование и культуру.

Начался этап европеизации России, истоки которой лежали еще в XVII веке, когда русское общество все ощутимее чувствовало влияние западной культуры. Об этом писал В.О. Ключевский. Он подчеркивал, что ранее русское общество отличалось цельностью нравственного отношения к жизни, когда боярин и холоп расходились во взглядах на события, но черпали понимание жизни «из одних и тех же источников, твердили один и тот же катехизис и потому хорошо понимали друг друга, составляли однородную нравственную массу... Западное влияние разрушало эту цельность».

Раскол в русской церкви во второй половине XVII века стал отражением «этого нравственного раздвоения». Раскольники, ратовавшие за московскую старину, подверглись осуждению и гонениям. Сформировалось два враждебных лагеря. Одни прониклись равнодушием к родной старине, а другие ненавидели иноземные новшества. В.О. Ключевский отмечает: «равнодушие одних и ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины, осложнявшие общественное движение, тянувшие людей в разные стороны».

Эти противоречия перекочевали в XVIII век, и Петру I, взяв-

шему курс на европейские преобразования, предстояло положить конец этому противоборству, что он со свойственной ему волей и энергией сделал. Москва - духовный оплот ревнителей старины - была превращена в едва ли не провинциальный город. Столицу перенесли во вновь отстроенный Санкт-Петербург, западноевропейский облик которого стал символом императорской России.

Однако в планы Петра I не входила глобальная европеизация России. Он руководствовался сугубо прагматичными задачами. Выстоять в соперничестве с Западом можно было только опираясь на внедрение европейской техники, достижения западной науки и подготовку новых кадров, способных справиться с задачами обновления экономики страны. Над этим Петр Великий трудился не жалея ни своих сил, ни сил подданных.

Наша столица

Для Петра I Европа была не более чем образцовой фабрикой.

Философ и богослов, протоиерей Г.В. Флоровский главным недостатком петровских преобразований считал их прикладной характер, узкотехническое отношение

Петр I

© Киселев А.Ф., 2017

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВИЧ КИСЕЛЕВ

доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России, видный ученый-историк, организатор образования и учебного книгоиздания. Сфера научных интересов: история, педагогика, философия. Автор более 250 научных трудов

Рассматриваются отношения между Россией и Западной Европой в период реформ Петра I. Показаны социально-политическое развитие России, самобытность русской культуры, идея защиты и служения Отечеству.

Ключевые слова: Россия, Европа, история, идея, общество, ценности, духовность, самосознание, дворяне, крестьянство.

The article the relationship between Russia and Western Europe, since the reforms of Peter I discusses. It is shown the socio-political development of Russia, the originality of Russian culture, the idea of protecting and serving the country.

Key words: Russia, Europe, history, idea, society, values, spirituality, consciousness, the nobility, the peasantry.

к культуре. Духовный мир Европы Петра I не интересовал. Г.В. Фло-ровский писал: «Европа принималась как законченный факт, а не живая ценность, как готовый культурно-бытовой уклад, полезный -именно в его наличном виде - и для нас, а внутренний смысл этого житейского уклада и скрывавшаяся под ним духовная сложность совершенно упускались из виду».

В результате социально-политическое развитие России в петровскую и послепетровскую эпоху пошло диаметрально противоположно европейскому направлению. Права личности и гражданское общество, постепенно утверждавшиеся на Западе, были глубоко чужды Петру I. В вопросах самодержавной власти он был предельно консервативен. Петр I скорее наследник Ивана Грозного, чем реформатор европейского типа. Для него главным законом была царская воля. Петр I заложил прочный фундамент жесткой административной системы, ставшей логическим развитием тех тенденций, которые брали начало еще в Русском централизованном государстве. Тяжелее стало «государево тягло», а крепостное право все больше эволюционировало в рабство, что наглухо отделило абсолютное большинство населения империи от всего, что мы называем европейским: образованности, господства права, прав личности,

гуманности. Княгиня Е.Р. Дашкова, первый президент Российской академии наук, писала (18041805 годах) о Петре I: «Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных: у последних он отнял право жалобы в суд на притеснение помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы...» Е.Р. Дашкова полагала, что репутацию «Великого» создали Петру I иностранцы, находившиеся у него на службе. Свое величие Русь обрела еще до Петра I, и она не нуждалась в сближении с Европой. «Столь грозная масса как Россия, - писала княгиня, - правильно управляемая,притягивает к себе кого хочет». То, что Россия до Петра I была неизвестна Европе, по мнению Е.Р. Дашковой, доказывало «только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорировавших столь могущественное государство».

Вместе с тем необходимо отметить, что к петровским преобразованиям Русь пришла в результате эволюции русского общества и потребности в ускоренном переходе от традиционного средневековья к новому социально-экономическому укладу. Реформы Петра I

были подготовлены в связи появлением потребности в систематизированных естественнонаучных знаниях и основанной на них технике, специализации и профессионализации в экономике, постепенной секуляризации культуры, а все это взрыхляло и удобряло почву, на которой давала всходы европеизация. Она не случайная мо-наршья воля, а закономерность в развитии страны, являвшейся частью европейского мира. Процессы, проходившие при Петре I, могли совершиться и без него, но заняли бы гораздо больше времени. Об этом еще в XVIII веке писал историк М.М. Щербатов.

Петр I - великий исторический персонаж, неповторимый по своему характеру, впитавший в себя лучшие черты русского народа. Царь-работник. Он - плотник, корабел, артиллерист. Равнодушен к роскоши, прост в быту и общении, целиком посвятил себя служению России. Петр I уверен в своей правоте и с непреклонной волей ее отстаивает. Одновременно он жесткий деспот, не знающий удержу в разгуле. Человек крайностей, страсти и пристрастий. В нем воплощается и широта, и противоречивость русской души, ее дионисический характер с отблесками язычества. Петр I открыт новому, с охотой идет в ученичество к голландцам,впитывает западную культуру, но с одной целью - использовать ее достижения для умножения сил и славы Отечества. Интересную характеристику Петру I дал философ Н.А. Бердяев: «Петр Великий... был типичный русак. Только в России мог появиться такой необычайный человек. Русскими чертами в нем были простота, грубость, нелюбовь к церемониям, условностям, этикету, своеобразный демократизм, любовь к правде и России. И вместе с тем в нем пробуждалась стихия дикого зверя. В Петре I были черты сходства с большевиками. Он и был большевик на троне».

Европеизация быта высших сословий российского общества

была сопутствующим, второстепенным результатом преобразований. Дворянство воспринимало европейскую культуру из-за того, что она обеспечивала более комфортную и удобную жизнь, чем при московских порядках. Заимствовали то, что приятно, - писал В.О. Ключевский. Вместе с тем формировалось два общества -дворянское и народное, все больше перестававшие понимать друг друга. Крестьянство осталось верным заветам московской Руси. Над ним стоял класс господ, предавших веру, быт, одежду и язык отцов. Этот новый раскол в российском обществе выливался в крестьянские войны, восстания, а позже и революции.

Историк Д.П. Кончаловский справедливо писал: «Отныне православие и церковь остались как еще уцелевший уголок старой, дореформенной Руси, единственным местом, где на общей почве сходились крепостной мужик и его боярин, который в глазах первого только здесь оставался до некоторой степени русским, в других же отношениях представлял собою непонятного и, в общем, смешного иностранца». Другим местом пересечения судеб дворян и крестьян было поле боя. Здесь дворяне наравне с крестьянами могли сложить голову за Отечество. Это наглядно показано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда у барина и крепостного перед лицом возможной гибели в бою возникли чувства сродности и общности, которые не исчезали полностью и после одоления смертельной опасности. Впрочем, народное не умирало в душе дворян. В романе Л.Н. Толстого «Война мир» есть знаменитая сцена, когда Наташа Ростова, находясь в гостях у своего дядюшки в простом, деревянном доме, услышав звуки гитары, вдруг поднялась и закружилась в народном танце. «Где, как, когда всосала она в себя того русского воздуха, которым она дышала, эта графи-нечка, воспитанная эмигранткой-

француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы <...>? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские.»

В XIX веке русский дух мощно проявится в самобытной русской культуре, давшей миру имена А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.Ф. Бородина, И.И. Шишкина и многих других гениев высокого творчества. Несмотря на все изломы российской жизни, европеизация страны навела на ее облик лишь тонкий глянец, под которым продолжало жить тело и душа исконной Руси.

В XVIII веке было немало и тех дворян, которые скептически относились к Европе. Писатель Д.И. Фонвизин, посетив Францию (1778 год), писал: «Словом, деньги суть первое божество здешней земли. Развращение дошло до такой степени, что подлый поступок не наказывается уже и презрением...» Писатель полагает, что если кто из молодых людей начнет обличать и сердцем отлучаться от России, его следует послать во Францию, дабы он на своем опыте почувствовал, что «все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь.». Французское дворянство бедно и невежественно, и многие из них почтут за счастье устроиться гувернером в семью знатного русского господина. Это происходило сплошь и рядом. Во многих российских дворянских семьях домашним воспитанием и образованием детей, подростков занимались гувернеры-французы. Они были полуобразованными людьми и научить могли лишь французскому языку, хорошим манерам, танцам и др. Об изъянах домашнего образования дворян писали многие современники, в том числе и А.С. Пушкин.

В XVIII веке во весь голос звучала важнейшая составляющая русской идеи - идея защиты и служения Отечеству. Олицетворением этой идеи был сам император. Петр I смысл жизни видел в служении величию страны и высту-

пал в роли неутомимого работника на этом поприще. Укреплялась идея России как великой державы. Тому были основания - блестящие победы русского оружия во второй половине XVIII века.

Гром побед в войне 1812 года побудил передовую часть дворянства вглядеться в народ, благодаря подвигам которого были повержены войска Наполеона. Крестьяне не поддались искушениям Бонапарта освободить их от крепостной неволи, а как встарь, объединенные с дворянством патриотическими чувствами, встали на защиту Отечества. Народ заслуживает лучшей доли, считали декабристы, поэтому они, увлеченные западноевропейскими идеями, предприняли попытку государственного переворота. Она оказалась неудачной, но оставила свой след в общественно-политической жизни страны.

С начала XIX века уже растет интерес к отечественной истории. Благодаря трудам великого историка Н.М. Карамзина просвещенная российская публика, поголовно увлеченная европейской культурой, с изумлением открыла для себя великую, насыщенную драматическими и героическими событиями российскую историю. А.С. Пушкин сравнивал Н.М. Карамзина с Xристофором Колумбом с той лишь разницей, что историк открывал не новые земли, а пласты родной истории, окутанные пеленой веков, до поры молчавшей. Теперь она заговорила языком героев и святых, радостью побед и горечью поражений, величием деяний и свершений. Научный подвиг Н.М. Карамзина имел огромное значение для пробуждения, укрепления и развития русского национального самосознания. В этом плане его имя находится в одном ряду с великими творцами русской культуры - А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и др.

В фундаментальном труде Н.М. Карамзина «История государства

российского» Россия представлена «великой державой, возвышающейся между азиатскими и европейскими царствами, впитавшей в себя древние восточные и славянские черты». Удивительная способность Руси воспринимать и перерабатывать «чужие» культуры помогла ей взрастить собственную, уникальную во всех отношениях культуру и обрести неповторимый облик. С позиций историзма Н.М. Карамзин оценивает деятельность Петра I, возражая сложившейся традиции видеть в нем уникального царя, кардинально преобразовавшего страну. Историк пишет, что «Петр I наследовал великую державу, а труды московских князей по собиранию русских земель в единое государство не менее значимы, чем реформаторские усилия первого российского императора». Темной стороной деятельности Петра I была страсть ко всему европейскому, которая «преступила в нем границы благоразумия». Он причинил ущерб русскому самосознанию и подорвал уверенность подданных в собственных силах. Петр I разобщил дворян с народом, заставив господствующее сословие рвать с национальными традициями, обычаями и языками. Не удалось Петру I изменить отношение Европы к России. К стране с тысячелетней историей по-прежнему относились так, как будто бы она только что вышла из дремучих лесов. Европа не открывала России дверей. Петр I«прорубил окно в Европу», но стена, разделявшая Европу и Россию, осталась. К России как

«европейской ученице» стали относиться свысока и с насмешкой. Европе Россия с сильной армией и развитой промышленностью была не нужна. Значительная часть российских правящих сословий, напротив, всеми силами души тянулись ко всему европейскому и. по выражению одного из героев пьесы Д.И. Фонвизина, «телом находились в России, а душой и сердцем в Париже». К.С. Аксаков писал о том, что «поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность», забывая о развитии собственной и формировании русского национального самосознания, которое приносится в жертву общечеловеческим ценностям.

Печальная традиция негативного отношения к прошлому и настоящему своей страны, поиска откровений и истин не в историческом бытии Отечества, а на Западе как светоче человечества прочно внедрилась в самосознание части русского образованного общества, грезившего абстрактными идеями, рожденными на чужой почве. Метание между национальным и «общечеловеческим» приводило к сумятице в умах, отказу от адекватного восприятия реальной жизни. Главные противоречия европеизации России лежали в духовной области, коренились в проблеме органичного, естественного сочетания европейского с российским, бесконфликтной интеграции их в российской жизни. В XIX веке эту задачу в российской культуре блестяще решили отечественные гении литературы, искусства и науки.

Однако чуждые российскому духовному строю идеи продолжали жить и в отдельные периоды истории побеждали. Цену этих «побед» Россия почувствовала и в конце XX века. Все мы -современники очередной волны европеизации. Сегодня много спорят о причинах варварских по отношению к стране «реформ» 1990-х годов. Точки зрения разные, нередко альтернативные. Автор этих строк главную причину разрушительного реформирования видит в том, что реформаторы не просто не знали Россию, но и не любили ее. В этой нелюбви к своей стране и заключается главное зло со всеми вытекающими из него последствиями, которые сегодня с таким трудом преодолеваются. Жизнь развенчала идеи рыночной экономики как саморегулирующейся системы, образования как сферы коммерческих услуг, культуры как части прибыльного рынка и др. Европа, живущая «общечеловеческими ценностями», раскрыла свое истинное лицо. Под флагом этих «ценностей» реализовывались планы грабежа ресурсов России, попрания ее национальных интересов. Торжественное объявление окончания «холодной войны» обернулось расширением НАТО на Восток и зачислением России в едва ли не главные враги цивилизованного мира. Идеи идеям рознь. Брать чужие проще, чем искать собственные. Однако подобная простота, как говорят в народе, хуже воровства, ибо разворовывается свое...

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2016.

2. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 2000.

3. КиселевА.Ф. Увидеть Россию заново. М., 2010.

4. Кончаловский Д.П. Путь России. Размышления о рус-

LITERATURA

ском народе, большевизме и современной цивилизации. Париж, 1969.

5. Сахаров А.Н. Россия: народ, правители, цивилизация». М., 2004.

6. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 2005.

1. Danilevskij N. Ja. RossijaiEvropa.M.,2016. 4. Konchalovskij D.P. Put' Rossii. Razmyshlenija o russkom

2. Zen'kovskij V.V. Russkie mysliteli i Evropa // V poiskah narode,bol'shevizmeisovremennojcivilizacii.Parizh,1969. svoego puti: Rossija mezhdu Evropoj i Aziej. M., 2000. 5. SaharovA.N. Rossija: narod, praviteli, civilizacija». M., 2004.

3. KiselevA.F. Uvidet'Rossiyuzanovo.M.,2010. 6. SolonevichI.L. Narodnajamonarhija.M.,2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.