ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л. И. КРУГОВА
Исследование посвящено актуальной проблеме существующих противоречий субъектов хозяйствования в налоговой сфере как угрозе экономической безопасности национального хозяйства. Анализ существующих особенностей позволяет проследить дальнейшие исследовательские перспективы данной проблемы
Ключевые слова: экономическая безопасность, противоречия экономических интересов, субъекты хозяйствования, угрозы экономической безопасности.
Принципиальный исследовательский интерес в контексте современной российской действительности проявляется к проблеме обеспечения экономической безопасности народного хозяйства. Представляя собой основу устойчивого, поступательного развития, экономическая безопасность является важнейшим гарантом стабильного государства во всех его сферах, в частности, в одной из определяющих - сфере налогов и сборов.
Подобное положение дел объясняется тем, что государственные функции могут осуществляться только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 85-90 % финансовых поступлений в доходы бюджета формируют именно налоги [1].
Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, то есть способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям.
Иными словами, именно налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством [2].
Не случайно, современные экономисты, определяя сущность экономической безопасности в налоговой сфере как многоярусной системы концептуализируемой с различных позиций, особое внимание уделяют устранению имеющих место противоречий в сфере экономических интересов хозяйствующих субъектов. В частности, именно в означенном контексте в исследованиях Т. Д. Ромащенко, речь идет о возможности рассматривать государственную экономическую безопасность как:
- потребность всех экономических субъектов, определяемая, в то же время, степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;
- свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности»;
- состояние национальной экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адапто-генности;
- функция государства по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности [4, с. 67].
Таким образом, экономические отношения проявляются непосредственно через взаимодействие экономических интересов отдельных субъектов. И здесь интересы выступают как формы проявления потребностей и экономических отношений. Вся система экономических интересов
может быть классифицирована с учетом основных видов участников экономической системы непосредственно в налоговой сфере, с учетом их воздействия на экономическое развитие страны.
В этой связи могут быть выявлены противоречия в системе экономических интересов субъектов хозяйствования в налоговой сфере (рис. 1), определяющие угрозы экономической безопасности национальной экономике:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ:
Стремление органов государственной власти всех уровней к максимизации собственных
СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ:
Необходимость уплачивать налоги -стремление к получению социальных выплат и услуг
ИНДИВИД
Ш
Рис. 1. Противоречия в системе экономических интересовсубъектов хозяйствования в налоговой сфере
1) в системе «государство-налогоплательщик» (противоречие в необходимости увеличения доходной части бюджета и приоритете макси-
мальной прибыли). О наличии противоречия свидетельствует постоянно увеличивающееся налоговое бремя (табл. 1):
Таблица 1
Налоговые поступления (в % от ВВП) [5]
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Налог на прибыль 6,21 6,53 6,09 3,26 3,95 4,36
НДФЛ 3,46 3,81 4,04 4,29 3,98 3,70
Социальные взносы 5,35 5,96 5,52 5,93 5,51 6,55
НДС (внутр) 3,43 4,18 2,42 3,03 2,96 3,20
Акцизы (внутр) 0,94 0,87 0,76 0,84 0,98 1,13
НДС (имп) 2,18 2,62 2,75 2,25 2,60 2,82
Акцизы (имп) 0,06 0,08 0,09 0,05 0,07 0,09
Налоги на совокупный доход 0,41 0,43 0,45 0,45 0,46 0,44
Налоги на имущество 1,15 1,24 1,20 1,47 1,40 1,27
Налог за пользование природными ресурсами 4,41 3,71 4,22 2,79 3,21 3,90
Г оспошлина 0,13 0,13 0,12 0,12 0,23 0,20
Налоги экспорт-импорт 8,57 7,24 8,69 6,92 7,18 8,70
Платежи при пользовании природными ресурсами 0,35 0,25 0,33 0,22 0,17 0,22
Административные платежи и сборы 0,03 0,14 0,02 0,02 0,02 0,02
Итого: 36,69 37,18 36,68 31,65 32,72 36,58
2) в системе «налогоплательщик-индивид» социальных выплат и услуг). Статистические
(необходимость уплачивать налоги - получение данные свидетельствуют о том, что полностью
достигнуты планируемые расходы бюджета только на национальную безопасность и межбюджет-ные трансферты, в других случаях имеет место нехватка бюджетных средств для осуществления необходимых выплат (табл. 2):
Таблица 2
Исполнение расходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2011 г. [6]
3) в системе «государство (федеральный уровень)-государство (территориальный уровень)» (противоречие в интересах увеличения собственной расходной базы бюджета).
Иными словами, в качестве обязательного условия эффективного развития экономической системы в целом и ее налогового сегмента в частности выступает недопущение превалирования интересов одних субъектов над другими в процессе их удовлетворения. При этом оптимальной формой согласования экономических интересов, позволяющей достигнуть максимального эффекта их обеспечения в налогообложении, представляется развитие хозяйственной активности субъектов рыночной экономики.
В этой связи современные экономисты отмечают, что экономическая и государственная политика должны быть направлены на оптимальное сочетание экономических интересов через систему налогообложения. Нивелировать негативное
воздействие налогообложения можно лишь с учетом интересов субъектов хозяйствования в экономической политике, а также в качественном содержании и структурном построении механизма хозяйствования. Именно он должен выступать практической формой оптимального согласования всех видов экономических интересов посредством системы налогов, превращения их в стимулирующую систему, активно воздействующую на развитие производительных сил [3, с. 50].
В контексте вышеизложенного, проводимая государством политика согласования экономических интересов в налоговой сфере не приводит к существенным результатам и требует целенаправленного последовательного совершенствования.
Литература
1. Брызгалин А. В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. Екатеринбург, 2006.
2. Воронцов Б. В. Налоговая безопасность государства и экономических систем // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27).
3. Кальсин А. Е. Экономические интересы и налоговая мотивация в системе государственного регулирования экономики // Теоретическая экономика. 2012. № 1. С. 46-54.
4. Ромащенко Т. Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство: дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2003. С. 67.
5. URL: http://www.gks.ru
6. URL: http://www.minfin.ru
7. URL: http://www.gks.ru
* * *
CONTRADICTIONS OF ECONOMIC INTERESTS OF MANAGING SUBJECTS IN THE TAX SPHERE AS THREAT OF ECONOMIC SAFETY
L. I. Krugova
Article is devoted to an actual problem of existing contradictions of managing subjects in the tax sphere as to threat of economic safety of a national economy. The analysis of existing features allows to track further research prospects of this problem.
Key words: economic safety, contradictions of economic interests, managing subjects, threat of economic safety.
Фактическое исполнение
млрд руб. в процентах к утвержденному бюджету
Расходы 10925,6 98,2
из них:
на общегосударственные вопросы 777,8 95,4
на обслуживание государственного и муниципального долга 262,7 98,5
на национальную оборону 1516,0 99,4
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1259,8 100,1
на национальную экономику 1790,2 96,2
на социально-культурные мероприятия 4370,6 98,3
на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 651,3 100,0