Научная статья на тему 'Противоречивые и привлекательные гипотезы'

Противоречивые и привлекательные гипотезы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Тема моделирования рынка современных информационных технологий сегодня практически не изучена. И это при том, что исследования в данной области крайне необходимы рынку. Именно это стало причиной того, что организаторы семинара «Управление эффективностью и результативностью» предложили участникам мероприятия подискутировать о проблемах математического моделирования. Доклад к. э. н., профессора кафедры прикладной математики, директора по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимира Соловьева «Эффективность моделей бизнеса на рынке информационных технологий» вызвал большой интерес. Было много критики но тем не менее практически все согласились с тем, что работа достойна высокой оценки. Особенно ценным многолетнее исследование Владимира Соловьева стало для представителей компаний, чей бизнес непосредственно связан с IT-технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречивые и привлекательные гипотезы»

I

Семинар

Тема моделирования рынка современных информационных технологий сегодня практически не изучена. И это при том, что исследования в данной области крайне необходимы рынку. Именно это стало причиной того, что организаторы семинара «Управление эффективностью и результативностью» предложили участникам мероприятия подискутировать о проблемах математического моделирования. Доклад к. э. н., профессора кафедры прикладной математики, директора по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимира Соловьева «Эффективность моделей бизнеса на рынке информационных технологий» вызвал большой интерес. Было много критики но тем не менее практически все согласились с тем, что работа достойна высокой оценки. Особенно ценным многолетнее исследование Владимира Соловьева стало для представителей компаний, чей бизнес непосредственно связан с ГГ-технологиями.

Участники семинара по-разному оценили основной доклад, но при этом нашли его крайне интересным

Эффективное Антикризисное \ /правление

Анатолий КОЗЫРЕВ, д. э. н., к. ф.-м. н., проф., главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, заведующий кафедрой экономики интеллектуальной собственности Московского ф|пико-те\ пи ческою института, член Экспер-тно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, научный руководитель Консультационно-ис-следовательского центра интеллектуального капитала Лабрейт.Ру:

- Мне Владимир Игоревич чрезвычайно дорог, поскольку, помимо меня, это, похоже, единственный человек в России, который знает и предмет, и модели. Поэтому я на его просьбу оппонировать не мог не откликнуться. Но если по существу, то так, как он докладывал, докладывать нельзя. Я не согласен практически со всеми его утверждениями. Эго - парадоксальная и в чем-то потрясающая ситуация.

Например, докладчик говорит, что процессор составляет основную часть стоимости вычислительной техники. При этом отмечает, что стоимость процессора, его производства пренебре-

жимо мала - несколько долларов. Но я знаю, что ноутбук часто продается ниже себестоимости. Разницу покрывают предустановленные пробные версии программ, за установку которых их разработчики платят производителю ноутбуков. Однако ноутбук стоит сотни и тысячи долларов. А у меня даже два ноутбука по две с половиной тысячи долларов. Процессоры в них стоят, может быть, долларов по 30. А остальное? Все большую часть цены составляют экран и точная механика. Как это можно соотнести со сказанным в докладе о цене процессора? Вопрос требует ответа. И таких моментов много.

Далее. Когда я вижу статью на английском языке, где имеют место линейные функции спроса, то я ее сразу закрываю. Читать там дальше нечего, потому что я знаю: ее автор - мальчик из детского сада. У Владимира Игоревича все модели такие. А он, как я считаю, уже не из детского сада.

Вернемся к функциям спроса. Я проводил опрос о том, за сколько бы человек, в принципе, мог купить программу. Вот что получилось.

I

Семинар

Слайд 1

Потери за счет снижения сетевых эффектов могут быть больше, чем выигрыш от повышения спроса на ПО для имеющихся ПК

Сетевая эффективность в легальном секторе Сетевая эффективность в пиратском секторе | Добавленная стоимость в легальном секторе | Добавленная стоимость в пиратском секторе |

Слайд 2

Исследование спроса на программное обеспечение г России

Подавляющее большинство у нас, в России, вообще не ГОТОВО платить. Есть небольшая прослойка тех, кто готов платить более тысячи долларов (слайд 2). Гипербола - это линия, где выручка не меняется, если двигаться как раз по гиперболе. То есть произведение цены на количество проданных копий будет постоянным. И, стало быть, не меняется прибыль, при определенном соотношении начальных и текущих затрат, когда текущие затраты фактически нулевые. Зеленый треугольник на слайде чуть-чуть торчит (слайд 2). Это значит, что это самая выгодная цена. Так и есть. Windows у нас и стоит где-то в пределах четырех сотен долларов. Эго типичная цена для таких программ от Microsoft. Кстати, Lion - новая операционная система для Apple - стоит всего 30 долларов, т. е. в десять раз меньше Windows. При этом Apple не разоряется, а, напротив, процветает, хотя число пользователей гораздо меньше. Здесь тоже возникает вопрос - как такое

цена покупатели

выше $1000 0% □

до $1000 < 3% □

$400 20% ■

$100 40% □

v- $20 90% □

никогда 10%

может быть? Неужели разработка Lion и других программ для компьютеров от Apple настолько дешевле?

Далее - еще один слайд (слайд 1), который характеризует сетевой эффект. Без сетевого эффекта на этом рынке вообще ничего понять нельзя. И вывод, кстати, из этой картинки противоположный тому, что говорил Владимир Игоревич. Он говорил о том, что, когда пиратство составляет очень большую долю, может исчезнуть легальный продукт. Наоборот, на мой взгляд. Когда пиратство составляет очень большую долю, с ним бороться опасно. Его давить нельзя. И это соответствует политике фирм. Билл Гейтс говорит на лекции в американском университете: «Нынешний пользователь нелегальных копий -будущий пользователь наших легальных продуктов. Если воруют, то пусть воруют наше». Это цитаты. И самый большой враг у них - это

Linux. Более того, Microsoft всегда использовал пиратов против Linux. Именно поэтому в России Linux не так распространен, как в Европе. Дело здесь отнюдь не в удобстве или неудобстве. Я работаю и на системах, где стоит Windows, и на Linux. На данный момент для меня Linux более удобен, потому что он «не зависает», a Windows у меня «зависает» по 4-5 раз в день. Конечно, когда у нас подавляющее большинство людей пользуется Windows и Microsoft Office, то у остальных возникают проблемы. И я это испытал на себе. Когда-то я тоже пользовался только бесплатным программным обеспечением, использовал ТЕХ и его модификации - Latex и AmsTex, которыми пользуются все математики. Это замечательные системы, позволяющие готовить тексты к печати сразу с полиграфическим качеством. Макет своей первой книги я сам сделал за выходные, распечатал в зеркальном виде и сдал в типографию. И все было хорошо, пока я вращался в своей профессиональной среде. Сложности начались, когда я стал руководителем рабочей группы при правительстве. Начались неувязки. У меня просят файл -я даю, но его не могут прочитать. И так раз за разом, накапливается напряжение. В результате пришлось работать в Office. Начал, а потом уже не отвяжешься, потому что все время надо кому-то дать файл. Хотя на самом деле работать с Office - это точно хуже. Продукты Mcrosoft сейчас плохие и имеют тенденцию портиться. Они (Microsoft) купили Skype. И он уже глючит. Еще год назад Skype не глючил. На Macintosh Skype и сейчас не глючит. Когда я разговариваю с сыном, то перехожу на Macintosh.

О недостатках продуктов от Mcrosoft можно много еще сказать, но при этом Windows и Mcrosoft Office остаются самыми распространенными продуктами. А причина в сетевом эффекте, который во многом обеспечивается наличием нелегальных копий этих продуктов.

Сетевой эффект имеет квадратичную зависимость от количества пользователей. Лучше всего это заметно на телефоне. Один аппарат - значит, не с кем говорить, а потому ценность сети нулевая. Появляется второй аппарат - можно установить связь с другом. Третий аппарат - новый абонент может говорить с каждым из имеющихся участников сети, а они - с ним и между собой. И так далее. Ценность сети определяется формулой value=n (п - 1). А в пределе это квадратичная зависимость, изображаемая на рисунке как площадь (в данном случае - полукруга).

Примерно тот же эффект возникает, когда нужно обмениваться файлами и когда нужно спросить, что и как работает у коллеги или при-

2011 ■№ 6 (69)

Слайд 3

цена

ятеля, и так далее. Иметь такую возможность особенно важно, если ты сам не желаешь глубоко копаться. А таких ленивых дилетантов среди обычных пользователей большинство. Получается, что сетевой эффект не зависит от того, каким (пиратским или лицензионным) продуктом пользуется человек. Важно, что это тот самый продукт, которым пользуются приятели и коллеги. В данном случае это Office, чаще всего - Word.

Если смотреть на рисунок, то темное основание и серая часть полукруга над ним (слайд 1) -это пиратский рынок, а голубой и зеленый - это легальный рынок. Совокупный сетевой эффект определяется по верхней дуге. Если мы немного сдвинем «зеленый рынок» в серую сторону, ясно, что сдвиг будет непропорциональный. Рост легального рынка будет существенно меньше, чем сокращение числа пользователей пиратских копий. Большинство из тех, кто пользуется программами бесплатно, их не купит не только по цене легальных копий, а не купит вообще. Сетевой эффект существенно уменьшится. На рисунке видно, что уменьшение сетевого эффекта может быть более существенно, чем дополнительная выручка от расширения легального рынка. На практике это означает уменьшение привлекательности легальных копий программы, а потому снижение цены или потерю конкурентоспособности. Получается, что пиратский рынок нужен производителю лицензионных программ как некое дополнение к легальному рынку, но так, чтобы он поддавался их регулированию. Это прекрасно понимают руководители Microsoft и умело используют на практике. Реальным преследованиям со стороны правообладателей обычно подвергаются только те пользователи программных продуктов, которые используют их в бизнесе. В первую очередь, это крупный бизнес, где пиратское программное обеспечение практически не используется, во вторую очередь - мелкий бизнес. Наказание домашнего использования тех же продуктов без лицензии сводится к некоторому дискомфорту от того, что по телевизору такую практику называют разновидностью воровства. В каком-то смысле такую политику фирм можно назвать ценовой дискриминацией с нулевыми ценами для самых бедных клиентов.

Владимир Игоревич в докторской диссертации, которую недавно защитил, и, видимо, в книге писал про ценовую дискриминацию. Сегодня об этом не было сказано ни слова. И зря. Ценовая дискриминация используется фирмами всеми

ффективное

нтикризисное

доступными способами. Хотя формально она запрещена. В США она запрещена актом Клейтона.

Но всегда есть лазейки, они используются фирмами, поскольку ценовая дискриминация выгод- Ж /ПрЭВJ16НИ6 на, а местами просто необходима для выживания бизнеса. И там, где нет возможности арбитража, цены на один и тот же программный продукт могут сильно различаться для разных категорий покупателей. Это действительно происходит. Различаются цены Windows и Mcrosoft Office в разных странах. Точнее, различаются цены англоязычных и местных версий. Формально это разные продукты. Но реально за этим стоит ценовая дискриминация. Англоязычная версия в России

Расчет потерь прибыли, вызванных пиратством, по методу В SA, когда спрос х цена = постоянная величина.

Высокая цена Небольшие потери

цена

Продажи программного обеспечения □

Теоретически возможные снижения продаж □ Совершенно невозможные снижения продаж ■

всегда дороже русскоязычной версии, но дешевле немецкой в Германии. Но немец купит немецкую версию, хоть она и дороже, а американец не станет пользоваться русскоязычной версией, хоть она и дешевле. Еще один способ введения ценовой дискриминации - наличие разного рода облегченных версий (для дома, для учебы и т. д.). Фактически это все - искусственно ухудшенные копии полной версии, для создания которых нужны дополнительные усилия, тогда как клонировать полную версию можно без затрат.

Приемов введения ценовой дискриминации много. И те же самые облачные вычисления - это тоже разновидность ценовой дискриминации. В самом деле, что значит давать в аренду? Глупость это, когда сложение идемпотентно. Не имеет значения - в аренду ты дал продукт или совсем. Просто ты его использование в дальнейшем как бы искусственно пресекаешь. Например, это можно

Низкая цена Большие потери

I

Семинар

Но даже с учетом этого обстоятельства применение математических моделей - огромный шаг вперед по сравнению с вербальными рассуждениями о рынке. Здесь надо отдать должное докладчику. Он этот шаг сделал, и сделал интересно. Нам есть что обсуждать.

Есть еще один сюжет. Он касается методики определения ущерба, причиняемого пиратами, от компании ЮС, которая обслуживает BSA (Союз производителей программ для бизнеса). Они (члены В SA) не проводят исследований потерь от пиратства сами, а заказывают их компании DC, на которую ссылался Владимир Игоревич. Я методику ЮС достаточно тщательно изучил и могу сказать, что они не врут, что оценивают уровень пиратства снизу. У них получается, что каждый компьютер должен использовать примерно 4 программы. И все это стоит порядка шестисот долларов. Дальше что получается? Если мы задираем цену и имеем маленький легальный рынок, то мы можем объявить, что у нас потери от пиратства большие (слайд 3). А если мы делаем низкую цену при той же самой выручке с легального рынка, у нас потери от пиратства маленькие. Именно поэтому данная методика некорректна. Нельзя считать, что те, кто приобрел пиратскую копию, купили бы и легальную. Никогда. Особенно если легальный продукт дорогой. Лучше они от компьютера откажутся. В целом же публикация данных об ущербе от пиратства имеет целью оказание давления на отдельные слои населения и целые страны, включая Россию. Это отдельная тема, которая практически не изучается, поскольку гигантам индустрии программирования она не интересна, точнее, им не интересно объективное исследование. Академические исследования, к числу которых относится и работа Владимира Игоревича, в принципе могут быть объективными, но опираются на данные ЮС и другие подобные источники, a IDC - коммерческая организация, живущая на средства заказчиков. Она раскрывает данные очень дозированно. Вячеслав ФИЛИМОНОВ, д. т. н., профессор Института математики им. С. Л. Соболева, Российская академия наук (Омский филиал):

- Я бы хотел сделать краткий комментарий и обратить внимание на некоторые вещи, которые мне кажутся достаточно важными.

Первый момент касается задач семинара и задач доклад-

Основной оппонент Анатолий КОЗЫРЕВ и Лев ПЕТРОВ

сделать с применением технических средств. А это дополнительные издержки. Забрать в дальнейшем продукт назад трудно и, вообще говоря, бессмысленно при нулевых издержках его производства. Делается это с единственной целью - ввести ценовую дискриминацию. Если бы это можно было сделать другим способом, то было бы замечательно. И равновесие, которое надо было бы на этом рынке искать, раз уж программа - это квазипубличное благо, должно быть равновесием по Линдалю, то есть равновесием с разными ценами для разных покупателей. При исследовании рынка программного обеспечения и других продуктов с идемпотент-ным сложением надо стремиться к равновесию по Линдалю, искать способы его достижения, например какие-то модификации алгоритма Гровса -Кларка. Почему-то это не сделано. Но, впрочем, линдалевское равновесие получить очень тяжело. На практике оно почти недосягаемо. На эту тему как раз и интересно было бы поработать. Надеюсь, это дело будущего.

Я повторюсь, что вовсе не имею цели идейно разгромить докладчика. Он действительно знает этот рынок, модели и начинает эти модели применять. Но дистанция между действительностью и математической моделью чудовищна. Если бы докладчик выписал все предположения, явно и неявно используемые в модели, аудитории стало бы совсем грустно. Но это - общая проблема, а не особенность именно этих конкретных моделей. Это всегда так с применением математики.

2011 № 6 (69)

чиков, а точнее, того, какими они нам представляются. Я думаю, что одной из главных задач семинара может быть накопление научного арсенала, а также постановка новых задач, когда будет выясняться, что существующего арсенала не хватает.

Что касается сегодняшнего доклада, то я не буду касаться математических особенностей. Математика в работе главного выступающего очень интересная. С ней у меня была возможность познакомиться заранее. Но мне кажется, участников семинара больше волнует другое. А именно - каковы результаты моделирования в сфере экономики. Я вижу пока два результата. Первый результат - это информация для лиц, принимающих решения о том, как построить политику своих организаций в части работы с программным обеспечением. Второй результат - существует регулятор рынка, который может понять, что если разумно действующие участники рынка будут получать дополнительную прибыль, то часть этой прибыли можно у них забрать, например в виде налогов. Это, конечно, довольно провокационный список результатов, но сейчас я бы им ограничился.

Я бы подчеркнул необходимость многодисциплинарного анализа с использованием кросстехнологий. Понятно, что рынок программного обеспечения не сводится только к экономическим параметрам. Есть еще культурологические, идеологические и другие характеристики. Это все я попытался на слайдах продемонстрировать.

Существует такая тенденция развития, как многофункциональность, гибридизация устройств и процессов. Примером такой гибридизации применительно к теме семинара может быть концепт-кар Бил-Уи Токийского автосало-на-2011 - «Интернет на колесах», кузов которого является также и монитором.

Еще одна тенденция - эволюция. Там есть интересная закономерность - некоторые биологические и технические виды и процессы перед исчезновением начинают раскачиваться, причем амплитуда колебаний возрастает. Пример приведен в «Сумме технологии» Станислава Лема: перед тем как изображение будет доставляться непосредственно в мозг, размеры экранов будут по одной ветке эволюции расти, по другой - становиться все меньше. Это мы сейчас и наблюдаем. Думаю, что с интеллектуальной собственностью будет происходить то же самое. Естественно, перспектива эта достаточно отдаленная.

Наконец, в качестве рекомендаций для семинара я бы предложил организовать рабочую группу, которая бы сделала что-то вроде путеводителя по научному арсеналу, для того чтобы повышать научную вооруженность участников семинара.

Я готов принять участие в такой рабочей группе. Леонид ВОЛКОВ, доцент кафедры экономики и антикризисного управления Финансового университета при Правительстве РФ:

- Здесь, на мой взгляд, важно определиться: программное обеспечение (ПО) является самостоятельным товаром, товаром-субститутом или, например, товаром-комплиментарием? Мне кажется, от ответа на этот вопрос зависит все дальнейшее моделирование. Потому что, если ПО является товаром, имеющим самостоятельную ценность, то это один подход, одна модель ценообразования; если это товар-субститут, то вторая, уже искаженная модель ценообразования; если ПО - товар-комплиментарий, который прилагается к ноутбуку, смартфону и так далее, то уже тре-

_ ффективное Антикризисное правление

тья, также искаженная модель ценообразования. Искажение модели ценообразования, если ПО является товаром-субститутом (товаром-замените-лем), зависит от того, какой фактор производства (труд или капитал) замещает ПО. Так, ПО для автоматизации производственных процессов вытесняет низкоквалифицированный труд. Здесь модель ценообразования на ПО уже производна и зависит от модели ценообразования на рабочую силу. В третьем же случае, ПО как товар-компли-ментарий идет в одной связке с основным товаром (ноутбуком, смартфоном и др.), и, соответственно, мы также не можем говорить о самостоятельной модели ценообразования. В этом случае происходит взаимное влияние моделей ценообразования на ПО и на основной товар (компьютер, ноутбук, смартфон). С одной стороны, модель ценообразования на ПО производна от модели ценообразования на компьютерную технику. С другой же стороны, и ценообразование на компьютерную

Борис РАЙЗБЕРГ

технику зависит от ценообразования на ПО. Эго первый момент.

Второй момент. Мне кажется, нужно отличать массовое ПО и индивидуальные ПО, которые направлены на решение тех или иных конкретных задач, носящих индивидуальный характер. Здесь, опять же, механизм ценообразования иной. Если ПО - массовый товар, то действуют общие принципы ценообразования. Если это ПО для решения какой-то конкретной проблемы, то здесь возникает вопрос - какова ценность решения этой проблемы для того, кому эта программа нужна? Индивидуальные ПО - программы для атомных электростанций, программы, которые связаны с запуском космических кораблей в космос, и так далее. В этом случае также не может быть применена общая модель ценообразования на ПО, так как ценообразование по каждому ПО - индивидуально. Ольга ЧУБАРОВА, заместитель председателя совета директоров АНВ-груип:

- Мы говорили о программных продуктах, которые являются неотъемлемым приложением к компьютеру, которым мы пользуемся каждый день. Но я как экономист понимаю, что есть продукты, которые реально влияют на стоимость бизнеса, - 1C бухгалтерия, например. Если у вас нет 1C бухгалтерия 8.0, то ваш бизнес не стоит ничего. К сожалению, этот момент не был освещен. Очень жаль. Ведь это то, что влияет и на прибыль, и на стоимость бизнеса, и на его ликвидность. 1C бухгалтерия 8.0 - это абсолютно конкретный товар, который имеет рыночную стоимость в зависимости от того, на каком предприятии он установлен. Андрей РЯБЦЕВ, президент У СП «Комиью-линк»:

- Жаль, что первый оппонент уже ушел. Мне кажется, он сильно оторвался от действительности. Он говорил о том, что Microsoft всерьез опасается Linux. Это в корне неверное утверждение. Это даже заблуждение. Microsoft через венчурные фонды поддерживает разработчиков Linux. И годовой бюджет на поддержку именно Linux достигает в настоящее время порядка 180 миллионов долларов. Это делается для того, чтобы Mcrosoft в ЕС не обвинили в монополизме. Так что Microsoft поддерживал и будет поддерживать Linux на том уровне, который нужен Mcrosoft.

Борис РАЙЗБЕРГ, д. э. и., д. т. н., профессор, главный научный сотрудник ГУ «Институт макроэкономических исследований» Министерства экономического развития РФ, заслуженный создатель космической техники:

- Мне бы хотелось высказать свое видение этой работы с точки зрения экономической теории и макроэкономической практики. Работа в этом смысле довольно противоречива. С одной стороны, она весьма привлекает новизной подхода к исследуемой проблеме, а с другой - выходит за пределы реальных, допустимых представлений о механизмах рыночного ценообразования на интеллектуальный продукт, товар.

Те гипотезы, которые заложены в построение предлагаемой математической модели, стоят на зыбкой почве. Вообще, вся теория определения цен на основе кривых спроса и предложения - это сплошная абстракция. Ни один экономист в мире никогда не определяет рыночные цены путем построения кривых спроса и предложения. Здесь же еще хуже. Дело в том, что кривая спроса всегда имеет гиперболический характер. И линейная ее аппроксимация уводит нас вдаль. Дальше... Рынок, как автор действительно хорошо понимает, является, одновременно, с какой-то точки зрения идеальным, а с другой - рынок несовершенной конкуренции. Но в случае, если рынок заведомо неидеален, то строгое применение ключевых положений теории спроса и предложения и определения на этой основе равновесной цены неправомерно.

Надо иметь в виду, что, строго говоря, нужно вести речь об эффективности для производителя, продавца, пользователя и государства, которое тоже должно что-то поиметь на этих процессах. Если ввести в обращение все эти виды эффективности, то тогда модель будет еще более сложной, трудной для восприятия и практического применения.

С другой стороны, напрашивается некое недовольство математической моделью, в том смысле, что отдельные параметры рыночной модели просто не поддаются математической формализации.

Но надо также отметить, что это - изумительная работа. Я уже много лет знаком с математическими и экономическими моделями, но практически ни разу не встречал работу, где полноценно был бы представлен реальный анализ рынка, основанный на знании рыночного продукта и процессов его обращения. Также нельзя не отметить исключительно высокое понимание инструментария математических моделей, способов их построения, описания и использования. Это соединение - замечательное достижение автора, за что ему нужно аплодировать.

Ну а возможность реально применить пред-

2011 № 6 (69)

лагаемыи аппарат для регулирования рынка информационного продукта представляется крайне ограниченной. Здесь, все-таки, эмпиризм играет решающую роль. Математика, увы, может быть скорее интерпретатором, немного помогать в толковании, оценке процессов, но вряд ли такого рода модели могут быть конструктивными с позиции расчетов и принятия решений.

Светлана ИНФИМОВСКАЯ, к. ф. н., руководитель направления по работе с образовательными учреждениями ТЕХНОСЕРВ:

- Для нас, практиков, тематика сегодняшнего семинара была на редкость интересна. Несмотря на то что основной оппонент говорил о детском саде и прочем, тем не менее он не предлагал альтернативу. Данное исследование интересно не с точки зрения западных компаний. Неважно Mcrosoft - американская компания или ирландская. Для нас важнее ракурс на отечественных разработчиков. Потому что проблема в том, что у нас все возникает хаотично. То есть под заказчика создается тот или иной продукт, а дальше, к сожалению, его превращают не в разовый какой-то заказ, а в массовый продукт, пытаясь получить выгоду, и так далее. Появляется некий лейбл, яркое название, происходит продвижение, но нет той научной, математической базы, которая помогла бы просчитать и понять, что данный продукт конечен. Возможно предложение одному-двум заказчикам -и на этом всё. Поэтому данное исследование крайне важно именно в приложении к российской действительности, к российским разработчикам. Большая практическая значимость у данного исследования, поэтому я надеюсь, что оно найдет правильное применение.

Аркадий ТРАЧУК, д. э. и., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финуниверситета, главный редактор журнала «Эффективное антикризисное управление»:

- На этом семинаре мы взяли для рассмотрения тему, которая выходит за его изначальные границы,-математическое моделирование, но этимо-дели позволяют рассмотреть вблизи современный бизнес в сфере информационных технологий. Несмотря на рост значимости IT-бизнеса в экономике вообще и в российской в частности, как устроены бизнес-модели в нем, остается для научной общественности неведомым, т. е. сформированы лишь самые общие представления. Например, мы сегодня рассуждали о том, что такое программное обеспечение с точки зрения экономической теории - публичное благо или квазипубличное, также думаю, что найдутся специалисты, которые будут приводить аргументы, что мы имеем дело с частным благом. Мы, наверное, могли бы обсуждать это еще очень долго. Кроме того, можно было бы

предложить расширить круг исследуемых бизнес- моделей. Поскольку в том, что было показано в исследовании Владимира Игоревича, наверное, нет и половины возможных моделей, которые существуют на рынке. Важно понимать, что все эти модели сильно разняться, по-разному трактуют и по-разному используют одни и те же сущности. Именно поэтому мне кажется, что та цель, которую мы перед собой ставили, достигнута - на сегодняшнем семинаре мы смогли начать крайне любопытный разговор о том, какие бизнес-модели в 1Т-бизнесе могут быть более успешны. Надеюсь продолжить его в будущем.

Владимир СОЛОВЬЕВ, к. э. и., профессор кафедры прикладной математики, директор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

- С большинством замечаний я, в общем-то, согласен. На самом деле, в области моделирования рынка информационных технологий, способов выбора моделей бизнеса и так далее мы делаем первые шаги. И много чего еще предстоит. Это касается и тех самых линейных функций спроса, и того, что новые модели бизнеса появляются каждый день. Если говорить о тех же облачных вычислениях, то их, совершенно точно, существует огромное разнообразие. И это разнообразие не рассмотрено до сих пор. Пока книжки пишутся, технологии меняются, и успевают измениться достаточно сильно. Но, в целом, у меня очень приятное впечатление от прозвучавшей сегодня конструктивной критики. В моей работе эта критика мне совершенно точно поможет. Так что еще раз большое спасибо всем!

_ 'ффективное Антикризисное "правление

Докладчик

Владимир

СОЛОВЬЕВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.