Научная статья на тему 'ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ И РОССИИ (ОКУШКО Т. К. (РЕД.) (2015) ФОРМУВАННЯ СОЦіАЛЬНОї іНіЦіАТИВНОСТі ПіДЛіТКіВ У ДИТЯЧОМУ ОБ’єДНАННі, ХАРКіВ: МАДРИД, 318 С.ISBN 978-617-7294-14-5)'

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ И РОССИИ (ОКУШКО Т. К. (РЕД.) (2015) ФОРМУВАННЯ СОЦіАЛЬНОї іНіЦіАТИВНОСТі ПіДЛіТКіВ У ДИТЯЧОМУ ОБ’єДНАННі, ХАРКіВ: МАДРИД, 318 С.ISBN 978-617-7294-14-5) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочаров Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ И РОССИИ (ОКУШКО Т. К. (РЕД.) (2015) ФОРМУВАННЯ СОЦіАЛЬНОї іНіЦіАТИВНОСТі ПіДЛіТКіВ У ДИТЯЧОМУ ОБ’єДНАННі, ХАРКіВ: МАДРИД, 318 С.ISBN 978-617-7294-14-5)»

Владислав Бочаров

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УКРАИНЕ И РОССИИ

Окушко Т. К. (ред.) (2015) Формування сощально! шщативност п1дл1тк1в у дитячому об'еднанн!, Харк1в: Мадрид, 318 с. ISBN 978-617-7294-14-5

Коллективная монография «Формирование социальной инициативности подростков в детском объединении» - уже не первая в серии работ сотрудников лаборатории детских объединений Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины (НАПН), которая затрагивает различные аспекты деятельности детских объединений (Окушко 2013). Более того, в дополнение к этой книге было издано пособие «Социальная инициативность: содержательно-технологическое обеспечение», в котором приведены примеры сценариев конкретных мероприятий с подростками (круглые столы, тренинги, игры, упражнения), направленных на формирование их социальной инициативности (Окушко 2015). Концептуально такое внимание к деятельности детских и молодежных организаций является следствием реализации основных направлений государственной молодежной политики в Украине. До недавнего времени ее приоритетные направления во многом совпадали с российскими (Шбанова 2010), однако в последние годы изменилось очень многое. Фактически сегодня концепции государственной молодежной и детской политики Украины и России дрейфуют в противоположные стороны.

В 2014 г. в Украине произошла «Революция достоинства» ознаменовавшая поворот в сторону «демократического и европейского выбора» (С. 9). В результате болезненных социально-политических преобразований все сферы государственной политики, в т.ч. молодежной, стали ориентироваться на скорейшую интеграцию со странами Европейского союза, на либерально-демократические ценности, многообразие форм социальной активности, гражданскую инициативу. В то же время в России все отчетливей проявляются тенденции государственной централизации, сворачивания деятельности независимых акторов, унификации и контроля над социальным пространством, что затрагивает и сферу деятельности детских объединений. Это проявилось в форме создания общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (Указ Президента 2015). По сути, для подростков в настоящее время речь идет о воссоздании советского пионерского ритуала (Руденко 2004: 84), содержа-

Владислав Юрьевич Бочаров- к.с.н., доцент кафедры социологии и политологии, Самарский национальный исследовательский университет, Самара; ассоциированный научный сотрудник СИ РАН, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: [email protected]

Рецензии, обзоры

тельно выстраиваемого вокруг патриотизма, который становится ключевой задачей государственной молодежной политики (Зубок и др. 2016: 85).

Официальными целями такой политики провозглашается воспитание «строителя демократического и гражданского общества» (Наумов, Чер-нышкина 2007: 18). При этом такой «патриот-строитель» должен быть готов «к самопожертвованию во имя Родины» (Кусмарцев 2013: 24). Ориентиром для российской политики является Казахстан, где в русле возвращения к советским традициям с 2011 г. действует единая детско-юношеская система «Жас ^ыран» для учеников 1-4 классов, и «Жас ¥лан» - для 5-10 классов. Эти объединения являются современной реинкарнацией октябрят и пионеров, правда, галстуки они носят цвета флага независимого Казахстана (Шаукенова 2014: 77).

Логику централизации понять можно: несмотря на то, что в России насчитывается порядка 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций разного территориального уровня (Копцева 2005: 113), по данным различных социологических исследований, доля вовлеченности детей и молодежи в их деятельность составляет 5-10 % (Березутский, Фирсакова 2012). Тем не менее формально создаваемой массовостью, которую российское правительство надеется в результате получить, нельзя преодолеть безразличие молодых людей и отчуждение от общественной деятельности. Даже превратившись в новых «октябрят» и «пионеров», демонстрируя на государственных мероприятиях массовую механическую солидарность, все эти мальчики и девочки останутся безынициативными носителями «комнатной культуры» (Омельченко 2006: 171), равнодушными к проблемам общества.

Украина сделала выбор в пользу модели повышения молодежной социальной инициативности, которая предполагает готовность к социально значимым действиям и является формой добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества, государства. Участие в реализации социальных инициатив, по мнению авторов, позволяет формировать у детей такие ценности, как доброта, достоинство, милосердие, доверие, коллективизм, способствует развитию таких личностных качеств, как ответственность, требовательность, взаимоуважение, активность и организованность (С. 7).

В первой главе монографии дается анализ социальных проблем современного украинского общества (уделяется внимание и военно-политическому конфликту на Донбассе), говорится о таких негативных явлениях среди молодежи и подростков как эпидемия ВИЧ, алкоголизм, наркомания, насилие. Приводятся данные, согласно которым по качеству жизни Украина занимает 98 место среди 111 стран, а по индексу человеческого развития - 76 из 173 (С. 12). В такой ситуации авторы считают необходимым создать условия для социальных инициатив молодежи, которая является важным ресурсом для развития общества. При этом дается сравнительный анализ (с Россией, ЕС в целом, Германией и Швецией) готовности украинских граждан, в том числе подростков, к участию в политической жизни общества

и делается вывод о более низком уровне такой готовности, по сравнению с европейскими странами (С. 16-17).

Вторая глава посвящена теоретико-методологическим основам формирования социальной инициативности подростков. Здесь рассматриваются четыре исторических этапа в развитии подходов и практик к формированию социальной инициативности детей и молодежи. Авторы дают следующую формулировку понятию «социальная инициативность»: это «интегрированное качество личности, отражающее готовность субъекта к самостоятельному выдвижению, пропаганде и практической реализации социально значимой идеи» (С. 39). Она рассматривается как сочетание трех взаимосвязанных компонентов: (1) когнитивного (знания об окружающем мире и себе, своих возможностях, самооценка способностей); (2) эмоционально-ценностного (ценностные ориентации, мотивация к инициативным действиям, реализация волевых усилий и эмоциональное переживание достигнутого, чувственный опыт); (3) поведенческого (самореализация, достижение прогнозируемого результата, мобильность, ответственность). На основе этой структуры выработаны соответствующие критерии социальной инициативности (С. 39-40; ср. Пташко 2011) и уровни ее развития (С. 41). Глава основывается на собственных исследованиях коллектива авторов.

Общественная деятельность подростков рассматривается в качестве фактора развития их социальной инициативности в следующей главе. Материалом для анализа послужила работа четырех основных форм детских объединений, существующих в Украине: объединений скаутского типа, экологических групп, «юных спасателей» (Всеукраинское общественное детское движение «Школа безопасности») и ученического самоуправления.

Социально-педагогические технологии формирования инициативности подростков рассматриваются в последней главе монографии. Здесь обосновывается необходимость применять социальное проектирование (как метод или технологию) для формирования инициативности, описываются принципы разработки социальных проектов в детских объединениях и основные этапы проектирования. Особое внимание авторами уделяется фандрайзингу (сбору средств) как способу обеспечения деятельности детской общественной организации. Также рассмотрены «филантропия», «благотворительность», «патронат», «спонсорство», «меценатство». Все эти подходы далеки от современных российских реалий государственного финансирования (субсидирования) детских и молодежных объединений, но именно такая ориентация на самостоятельный поиск средств во многом является одним из способов повышения социальной инициативности.

Важно, что авторы раскрывают «кухню» своей работы в приложениях, где представлен социологический инструментарий, использованный для сбора эмпирических данных, примеры реализованных социальных проектов детских объединений Украины, положения о проводимых новых детско-юношеских конкурсах и словарь некоторых терминов.

Рецензии, обзоры

В целом книга оставляет положительное впечатление, имеет четкую и логически понятную структуру и легко читается. Основной ее недостаток до сих пор присущ, к сожалению, и большинству российских научных изданий: отсутствие иностранных источников на английском языке, что обедняет проделанную работу. Кроме того, в монографии отсутствует обобщающий раздел, который подвел бы итоги проведенного исследования. Тем не менее книга может быть интересна руководителям, организаторам, воспитателям и взрослым лидерам детских общественных объединений, педагогам, родителям подростков, студентам педагогических специальностей, а также всем, кто заинтересован в поддержке и развитии детского движения.

Список источников

Березутский Ю. В., Фирсакова И. В. (2012) Общественные молодежные организации в социологическом измерении, Хабаровск: ДВИ - филиал РАНХиГС. Зубок Ю. А., Ростовская Т. К., Смакотина Н. Л. (2016) Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе, М.: Перспектива. Копцева О. А. (2005) Детские общественные организации и социальное творчество учащихся. Социологические исследования, (2): 113-120.

Кусмарцев М. Б. (2013) Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей, Волгоград: Издательство ВолГМУ.

Л1банова Е. М. (ред.) (2010) Молодь та молодiжна полтика в Украгт: сощально-демографiчнi аспекти, Кшв: 1нститут демографп та сощальних дослщжень 1м. М. В. Птухи НАН Украши.

Наумов С. Ю., Чернышкина Н. Я. (2007) Гражданское и патриотическое воспитание молодежи, Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина.

Окушко Т. К. (ред.) (2015) Сощальна тщативтсть: змiстово-технологiчне забез-печення, Харюв: Мадрид.

Окушко Т. К. (ред.) (2013) Особливостi формування свтоглядноi позицп особис-тостi в умовах дитячого об'еднання, Кровоград: 1мекс-ЛТД. Омельченко Е. Л. (2006) Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности. Журнал исследований социальной политики, 4 (2): 151-182.

Пташко Т. Г. (2011) Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения, Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета.

Руденко И. В. (2004) Введение в педагогику детского движения, М.: Педагогическое общество России.

Указ Президента (2015) О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г. № 536.

Шаукенова З. К. (2014) Социальная активность молодежи Казахстана в современных социально-политических реалиях, Алматы: ИФПР КН МОН РК.

The Journal of Social Policy Studies 14 (4)

Vladislav Bocharov

OPPOSITE VECTORS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S ASSOCIATIONS IN UKRAINE AND RUSSIA

Okushko T. K. (ed.) (2015) Formation of social initiative of teenagers in children's association, Kharkov: Madrid, 318 p. ISBN 978-617-7294-14-5

References

Berezutskiy Yu.V., Firsakova I. V. (2012) Obshchestvennye molodezhnye organizatsii v sotsiologicheskom izmerenii [Public Youth Organization in Sociological Measurement], Khabarovsk: DVI - filial RANKhiGS.

Koptseva O. A. (2005) Detskie obshchestvennye organizatsii i sotsial'noe tvorchestvo uchashchikhsya [Children's Organizations and Social Creativity of Pupils]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Social Research], (2): 113-120.

Kusmartsev M. B. (2013) Patrioticheskoe vospitanie detey i molodezhi: ot obraza Pobedy k dukhovnoy identichnosti s pokoleniem Pobediteley [Patriotic Education of Children and Youth: From the Image of Victory to a Spiritual Identity with a Generation of Winners], Volgograd: VolGMU Press. Libanova E. M. (ed.) (2010) Molod' ta molodizhna polityka v Ukrai 'ni: social 'no-demografichni as-pekty [Youth and Youth Policy in Ukraine: Socio-Demographic Aspects], Kyiv: Instytut demografii' ta social'nyh doslidzhen' im. M. V. Ptuhy NAN Ukrai'ny.

Naumov S. Yu., Chernyshkina N. Ya. (2007) Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie molodezhi [Civil and Patriotic Education of Youth], Saratov: Povolzhskaya akademiya gosudarstvennoy slu-zhby im. P. A. Stolypina.

Okushko T. K. (red.) (2015) Social 'na iniciatyvnist': zmistovo-tehnologichne zabezpechennja [Social Initiative: Content and Technological Support], Kharkiv: Madryd.

Okushko T.K. (red.) (2013) Osoblyvosti formuvannja svitogljadnoi' pozycii' osobystosti v umovah dytjachogo ob 'jednannja [Features of Formation of the Worldview of the Individual in Conditions of Children's Association], Kirovograd: Imeks-LTD.

Omel'chenko E.L. (2006) Nachalo molodezhnoy ery ili smert' molodezhnoy kul'tury? <Molodost'' v publichnom prostranstve sovremennosti [The Beginning of Youth Era or the Dearth of Youth Culture? Youth in the Public Space of Modernity]. Zhurnal issledovanii sotsial 'noy politiki [The Journal of Social Policy Studies], 4 (2): 151-182.

Presidential Decree (2015) O sozdanii Obshherossijskoj obshhestvenno-gosudarstvennoj detsko-ju-nosheskoj organizacii 'Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov' [On Creation of All-Russian State-Society Organisation for Children and Youth 'Russian School Students Movement'] from 29.10.2015 No. 536. Ptashko T.G. (2011) Sotsializatsiya lichnosti podrostka v usloviyakh detskogo obshchestvennogo ob"edineniya [Socialization of the Person of the Teenager in the Conditions of Children's Public Associations], Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta.

Rudenko I.V. (2004) Vvedenie v pedagogiku detskogo dvizheniya [Introduction to Pedagogy Children's Movement], Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii.

Shaukenova Z.K. (2014) Sotsial 'naya aktivnost' molodezhi Kazakhstana v sovremennykh sotsial 'no-politicheskikh realiyakh [Social Activity of Youth of Kazakhstan in Modern Socio-Political Realities], Almaty: IFPR KN MON RK.

Zubok Yu.A., Rostovskaya T.K., Smakotina N.L. (2016)Molodezh' i molodezhnayapolitika v sovre-mennom rossiyskom obshchestve [Youth and Youth Policy in Modern Russian Society], Moscow: Perspektiva.

Vladislav Yu. Bocharov - Kandidat nauk (PhD) in Sociology, Associate Professor, the Chairman of Sociology and Politics at Sociological department, Samara National Research University, Samara, Russian Federation. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.