Научная статья на тему 'Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования'

Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1160
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ / THREATS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC SYSTEM / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / RESERVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земсков А. Е.

В статье исследуется противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering threats to the economic security of business systems based on redundancy

The article deals with the threats of economic security of economic systems based on the reservation.

Текст научной работы на тему «Противодействие угрозам экономической безопасности хозяйственных систем на основе резервирования»

быльных и убыточных предприятий, степень изношенности основных средств, степень загрузки производственных мощностей.

Еще одна группа показателей в этом блоке характеризует степень развития банковского сектора, которое оценивается, в частности, через величину банковских активов и собственного капитала банков, объем кредитных вложений, объем привлеченных депозитов, спрэд между кредитными и депозитными ставками.

Для оценки бюджета мегаполиса используются показатели, характеризующие величину, структуру и динамику доходов и расходов бюджета. В эту группу показателей включены индикаторы, характеризующие затраты на управление мегаполисом.

Заключительная группа показателей в этом блоке - это индикаторы экологической безопасности, в частности, показатели, характеризующие выброс загрязняющих веществ от стационарных источников и автомобилей.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ

РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

А.Е. Земсков

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны РФ

Общественный прогресс, на всем доступном для наблюдения и научного анализа историческом материале, неизменно связан с усложнением социальной структуры общества, повышением уровня сложности технологической основы функционирования человеческого общества. Социальные и технологические взаимодействия, в свою очередь, сложным образом переплетаясь, выступают в качестве экономического базиса общества.

То есть, с позиций теории больших систем, можно сделать вывод, что экономические системы стран и регионов эволюционируют по пути повышения сложности их внутренней организации и системы внешних связей со средой. Данный вывод коррелирует с наблюдаемыми различиями в уровнях сложности экономик стран мира и общем уровне их развития: как правило, в экономически развитых странах экономические системы более масштабные и сложные, чем в странах развивающихся.

Формальный анализ и выводы из концептуальных положений общей теории систем неизбежно приводят к заключению о неразрывной связи между сложностью исследуемой системы и степенью ее устойчивости к действию различных дестабилизирующих факторов. Несмотря на тенденции к самоорганизации и адаптации, по мере усложнения системы, наблюдается снижение устойчивости ее функционирования. Это может быть проиллюстрировано как примерами из хо-

зяйственной жизни древнего мира, так и современными фактами.

Оставив в стороне этнические, политические, религиозные и иные факторы, отметим, что сложно организованные хозяйственные системы, например, Древнего Рима или Древнего Китая, в которых присутствовало довольно развитое разделение труда, активно протекали урбанизационные процессы, разрабатывались и внедрялись в производство новые технологии и так далее, не устояли под напором сравнительно примитивных племен, не обладающих столь же развитой хозяйственной практикой. Или, например, террористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (США) не только привела к прямому ущербу в виде гибели людей, разрушения зданий, утраты другого имущества и так далее, но вызвала временную приостановку финансовых расчетов в стране, общий спад деловой активности. Причиной этого факта был не столько психологический шок от произошедшего трагического события, сколько технологическая сложность экономики США, ее существенная зависимость от качества функционирования инфраструктуры.

Таким образом, можно сделать основополагающий для нашего исследования вывод, что по мере развития экономики, вопросы обеспечения экономической безопасности приобретают все большее значение.

Особенно важным является данный вывод для нашей страны. Это связано с тем

обстоятельством, что помимо общей закономерности роста значимости угроз для стабильности экономической деятельности, Российская Федерация на современном этапе своего развития испытывает влияние еще одного фактора. Динамический анализ развития систем свидетельствует, что они развиваются неравномерно: периоды сравнительно плавного, эволюционного, инерционного развития сменяются прохождением так называемых "точек бифуркации". В этих точках устойчивость системы резко снижается, так как именно здесь начинаются переходные процессы, направленные на формирование и закрепление качественных изменений в системе. Система после прохождения точки бифуркации может, как сохранить присущее ей ядро основных элементов и подсистем, так и качественно обновиться, вплоть до разрушения ее как единой системной целостности.

Если говорить о России, точка ее экономики в современный момент находится в точке "тройной бифуркации". То есть одновременно наблюдаются существенные изменения ее базовых подсистем, элементов и связей по трем направлениям: технологическому, социально-экономическому, управленческому.

Технологические изменения связаны с прохождением экономической системой нижней точки кондратьевского цикла, что ставит перед экономикой страны задачу перехода к новым технологиям, смены господствующего технологического уклада.

Социально-экономические изменения увязываются нами с общемировой тенденцией постиндустриализации, значение которой для России особенно возросло под влиянием внешне- и внутриэкономической либерализации, встраивания нашей страны в глобальную экономическую систему.

Управленческие же преобразования обусловлены начатой в конце 80-х годов ХХ века политикой смены основополагающих сущностных черт организации национальной хозяйственной системы: переход от командно-административной модели управления к преимущественно рыночной. Мы не будем обсуждать в данной статье качество проведения мер по разгосударствлению экономики, так как это - тема отдельного серьезного анализа, отметим лишь несомненную дестабилизацию экономики вследствие их реализации.

В современной экономике риск ошибок и их цена существенно возрастают, так как эти ошибки, складываясь с объективно присущей, как было отмечено выше, россий-

ской экономике неустойчивостью, могут привести к кризису и даже к катастрофическим последствиям. Для снижения или ослабления отрицательного влияния этих ошибок экономическая система должна иметь определенные резервы, "запас прочности". То есть, проблема оценки и учета экономического риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления экономическими системами.

Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено множеством факторов: отсутствием полной информации, наличием групп интересов (конкурентов), элементами случайности и многим другим. Риск предполагает возможность наступления неблагоприятного события. Причем, как принято считать в классической теории вероятностей, снизить риск до нуля, полностью ликвидировать его невозможно. Поэтому при выстраивании стратегии и тактики управления экономическими системами, важно не избежать риска вообще, а предвидеть его и принять наилучшее (оптимальное) решение относительно того или иного критерия.

В литературе существует значительное число дефиниций понятия "риск". В общем случае, применительно к экономическим исследованиям, под риском, как правило, понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. То есть, как нами было указано выше, риск - это конкретно-историческая экономическая категория. Риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Если первоначально, на ранних ступенях развития общества, риск можно ассоциировать с чувством страха, испытываемым человеком из-за угрозы гибели, то по мере развития товарно-денежных отношений, риск становится экономической категорией. Соответственно, с ним тесно связано такое, сравнительно новое для экономической науки понятие, как "экономическая безопасность".

Как и в отношении экономического риска, в сфере экономической безопасности в последние годы наблюдается значительное усиление исследовательской активности. Мы можем это связать с "социальным заказом" на такого рода исследования, вызванным прохождением нашей страной точки "тройной бифуркации". Что же касается теоретического аспекта, то можно отметить, что исследовательская активность привела к

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

п

Ol

Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

появлению нового терминологического поля экономической безопасности и нарастанию его разнообразия и противоречивости. Различные специалисты предлагают весьма отличающиеся точки зрения на экономическую безопасность, ее сущность, структуру, механизмы ее обеспечения и т.д. Тем не менее в большинстве источников высказывается мнение, что экономическая безопасность связана с предотвращением угроз экономической системе, их нейтрализацией и уменьшением отрицательных последствий от их воздействия. При этом, для качественной и количественной оценки угроз экономической безопасности, как правило, применяется терминологический аппарат, концептуальные положения и методологический инструментарий экономической рискологии, как комплексной науки, объектом изучения которой являются экономические риски.

Фундаментальными причинами возникновения рисков (угроз экономической безопасности) являются следующие:

— отсутствие у экономических субъектов полной и достоверной информации относительно истинного состояния и тенденций развития экономической системы;

— случайности (стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, политические события, эпидемии, новые открытия и изобретения, обесценивающие существующие технологии и др.);

— сознательное противодействие прогрессивному развитию той или иной экономической системы (например, международные экономические санкции, вооруженные конфликты и др.).

Даже беглый анализ указанных причин приводит к заключению, что полностью устранить угрозы экономической безопасности, гарантированно защитить хозяйственную систему от рисков не представляется возможным. Это обуславливает необходимость специального управления ею, получившего название риск-менеджмента. Основными инструментами риск-менеджмента являются страхование, хеджирование, уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация, распределение (диссипация) риска, резервирование и др. Перечисленные меры не в состоянии обеспечить абсолютную защиту систему от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить, а также сгладить их последствия.

Особо подчеркнем, что устранить неопределенность будущего в хозяйственной деятельности невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Риск является неотъемлемой частью эконо-

мической жизни. Тем не менее в значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного управления, включающего широкий круг мероприятий по противодействию угрозам экономической безопасности, например, за счет диверсификации хозяйственной деятельности. Наибольший эффект, по нашему мнению, может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками.

Рассматривая методы риск-менеджмента в контексте обеспечения экономической безопасности, отметим одно важное обстоятельство: арсенал допустимых и реально применимых способов противодействия угрозам существенно зависит от иерархического уровня хозяйственной системы, исследуемой в качестве объекта управления. При этом, общая зависимость такова. Чем выше уровень системы, тем более ограниченным становится перечень методов управления. Это обусловлено тем, что по мере увеличения масштабов хозяйственной системы происходит сокращение числа ее связей с другими системами, использование потенциала которых позволяет снизить уровень угроз экономической безопасности.

Например, если рассматривать такую хозяйственную систему микроуровня, как строительное предприятие, то оно может застраховать риски в страховых компаниях, перераспределить их между участниками инвестиционного проекта, связанного с выполнением строительных работ, отказаться от взаимодействия с поставщиками материалов, которые признаны неблагонадежными, в пользу других контрагентов и т.д. А на глобальном уровне рассмотрения - уровне мирового хозяйства, рассматриваемого как единая система - хозяйственные взаимодействия этой системы с другими аналогичными отсутствуют, что называется, "по определению". В этом случае можно полагаться только на внутренние ресурсы.

То есть, мы логично приходим к важному методологическому выводу, до сих пор не нашедшему адекватного отражения в экономической и управленческой литературе, о том, что резервирование ресурсов с целью их использования в критических ситуациях для нейтрализации угроз экономической безопасности и смягчения последствий их проявления, является основополагающим, наиболее общим методом риск-менеджмента.

Метод резервирования ресурсов может реализовываться в различных формах. В частности в хозяйственных системах нано-, микро- и мезоуровней он проявляется в форме самострахования, то есть создания

материальных и денежных страховых (резервных фондов) непосредственно в самой системе. В условиях достаточно развитых товарно-денежных отношений, как правило, самострахование осуществляется в виде резервирования финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов, связанных с противодействием угроз экономической безопасности. Величина этого резерва финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов определяется потенциальными рисками, влияющими на стоимость выполнения мероприятий по их нейтрализации.

Если же рассматривать уровни региональной, национальной, мировой хозяйственной систем, то создание резервов в виде фондов денежных средств (золотовалютные резервы, стабилизационные фонды и пр.) оказывается сравнительно менее эффективным мероприятием, по сравнению с материальным резервированием. Не случайным, например, нам представляется принятый в международной практике норматив достаточности золотовалютных резервов страны. Он составляет сумму, необходимую для оплаты импортных поставок в течение трех месяцев. Считается, что в течение этого срока либо будут ликвидированы угрозы экономической безопасности (например, стабилизируется конъюнктура мирового рынка), либо произойдет институциональная перестройка национальной экономики, направленная на ее адаптацию к новым условиям (например, перевод экономики страны с "мирных на военные рельсы"). С этих позиций, кстати, нам представляется крайне неразумным перенакопление валютных активов в Стабилизационном фонде Российской Федерации.

Наличие же материальных резервов в виде потребительских товаров (продовольствие, одежда, медикаменты и др.), сырья и материалов (строительные конструкции, моторное топливо, металлопрокат и т.п.), а также готовых изделий производственного назначения (грузовые автомобили, дорожно-строительные машины, станки и т.д.) позволяет немедленно использовать эти ресурсы в случае возникновения или угрозы возникновения критической ситуации. За счет исключения промежуточных операций по приобретению на финансовые средства из резервного фонда и поставки конечным потребителям необходимых материальных ресурсов, материальное резервирование оказывается более оперативным, а следовательно, действенным методом управления.

Таким образом, если говорить о современной экономике России, то поддерживать такое ее состояние, при котором на длитель-

ный период времени обеспечиваются достойные условия жизни и гармоничного развития личности, социально-экономической стабильности общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, на наш взгляд, невозможно без проведения оптимальной политики государственного материального резервирования. Опыт исторического развития также подтверждает, что заблаговременное создание материальных резервов является действенным средством обеспечения экономической безопасности любого государства. Так, меры по созданию запасов продовольствия в России, нередко подвергавшейся неурожаям и голоду, уходят вглубь истории вплоть до XVI века, когда начали создавать государственные запасы хлеба, покрывавшие трехлетнюю потребность населения городов.

Следует отметить, что, если раньше в качестве "нештатных" ситуаций рассматривались только война и проявления стихийных сил природы, то сейчас к ним добавились экономические риски и техногенные или антропогенные катастрофы. Каждая такая ситуация требует концентрации в сжатые сроки больших объемов разнообразных материалов (сырья) и готовой продукции. Государственное резервирование должно обеспечить в условиях бедствий, таких как землетрясения, наводнения, засухи и неурожаи, крупные лесные пожары и прочее, первоочередные потребности населения, деятельность самих сил ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций до того момента, пока промышленность и сельское хозяйство смогут нормализовать свою работу.

Наличие резерва материальных активов делает государство не только более независимым на мировом рынке, но и дает возможность оказывать регулирующее воздействие на внутреннюю экономическую ситуацию в стране. Резервы позволяют при необходимости в критическом периоде поддержать целые отрасли экономики, отдельные регионы и предприятия. Вместе с тем при создании государственного материального резерва в условиях рыночного хозяйства необходимо минимизировать нагрузку на государственный бюджет, исключить ситуации создания "мертвого капитала", обесценивающегося в физически и морально стареющих запасах. Масштабы же резервирования ресурсов можно проиллюстрировать следующими показателями. Только для ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 г. в нашей стране были созданы резервы финансовых средств на общую сумму 10,3 млрд рублей и материальных ресурсов стоимостью свы-

п 01 г

во о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

П Ol

Z

eo о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г X Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

х х

X н

и ф

со

ше 5,5 млрд рублей. Из резервного фонда Правительства России, в связи с чрезвычайными ситуациями, была оказана помощь 23 субъектам Российской Федерации на общую сумму более 2 млрд рублей.

Государственные материальные резервы, как в нашей стране, так и за рубежом, играют важную роль в обеспечении экономической стабильности общества. Такое рассмотрение их роли является традиционным для большинства литературных источников и нашло закрепление в законодательной и нормативно-правовой базе. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с последующими изменениями), государственный материальный резерв Российской Федерации предназначен для:

- обе спечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

- оказания гуманитарной помощи;

- оказания регулирующего воздействия на рынок.

Как следует из анализа перечисленных положений закона, можно выделить два основных направления использования государственных материальных резервов. Первое из них лежит в сфере обеспечения национальной безопасности в широком смысле и связано с созданием условий для первоочередного и бессбойного обеспечения населения, государственных структур, предприятий необходимыми для поддержания жизнедеятельности в критических условиях, вызванных неэкономическими причинами (войны и вооруженные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.). Второе же направление, тесно связанное с первым, - экономическое.

Экономическое предназначение государственных материальных резервов состоит в восстановлении порядка нормального функционирования хозяйственной системы в случае ее трансформации (имеется в виду перевод хозяйственной системы с мирного на военный режим функционирования при проведении мобилизации) или сбоев

в нормальном функционировании вследствие проявления комплекса внутренних и внешних факторов. По нашему мнению, в современных условиях именно экономические функции материального резерва приобретают большее значение. Это связано как с адаптацией государственных институтов к рыночным условиям, так и с относительным снижением угроз глобального военного противостояния.

Использование запасов государственного материального резерва для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок регламентируется статьей 14 Федерального закона № 79-ФЗ. Эти действия могут осуществляться в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. Для этого Правительство Российской Федерации уполномочено принимать решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм.

Создание и использование резервов материальных ресурсов в интересах обеспечения экономической безопасности основывается на ряде принципов, среди которых наибольшую роль играют следующие:

- определенность целевого предназначения. Резервирование необходимо осуществлять с учетом потенциальных возможностей возникновения критических ситуаций в стране и регионах;

- оптимальность размещения. Территориальное расположение материальных резервов, с одной стороны, должно обеспечить их сохранность и защищенность при возникновении критических ситуаций, а с другой - их рациональное размещение относительно потенциальных регионов (мест, районов) реализации угроз экономической безопасности;

- мобильность и оперативность применения. Этот принцип подразумевает поддержание высокой степени подготовленности материальных резервов к перемещению к местам их непосредственного использования;

- достаточность. Объемы хранимых материальных ресурсов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по предупреждению рисков и ликвидации последствий их реализации;

- экономичность. Объемы затрат на создание, хранение, использование и вос-

полнение резервов материальных ресурсов должны быть минимально возможными.

С учетом текущих и перспективных задач России, опыта управления рисками и осуществления государственной стратегии экономической безопасности, на современном этапе следует переосмыслить роль государственных материальных резервов в системе обеспечения экономической безопасности страны и ее регионов. Резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками не только техногенного, политического и так

далее, но и экономического характера. Комплексный подход к вопросам накопления и использования государственных материальных резервов с использованием апробированных и разработанных рыночных механизмов позволит более эффективно расходовать значительные по объему государственные средства, выделяемые на эти цели. В современных условиях, по мнению автора, Государственный материальный резерв может и должен рассматриваться в качестве одного из элементов макроэкономической политики государства.

Роль НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Вступление человечества в XXI век ознаменовалось новым этапом в развитии мировых рынков нефти и природного газа. В результате ускоренных процессов глобализации, сохраняющегося повсеместного поступательного экономического развития, выхода на мировой рынок новых стран супергигантов в лице Китая и Индии, роста мирового спроса на нефть, а также сокращения добычи ее в развитых странах, делает всех участников рынка более зависимыми друг от друга, чем когда бы то ни было.

Прогнозируя будущие параметры мирового нефтегазового рынка, по данным секретариата ОПЕК1 (организации, объединяющей основных мировых экспортеров нефти) и Международного энергетического агентства (организации, созданной ОЭСР2 и объединившей в своих рядах всех крупнейших потребителей нефти) необходимо исходить из анализа состояния и перспективы развития мировой экономики, экономики отдельных стран. Мировая экономика на период 20032025 гг. будет развиваться с темпом прироста ВВП в 3,6 % в год (для стран ОЭСР - 2,5 %, в том числе, стран ОЭСР Северной Америки -2,9 %, стран Западной Европы - 2,1 % и стран ОЭСР Тихого океана - 2,2 %). Наивысший темп роста в прогнозируемый период ожидается в развивающихся странах (5 % в год). Рекордным для мировой экономики ожидается прирост ВВП в Китае - 6,4 %, а также в Ин-

А.В. Мельник

кандидат экономических наук

дии и других странах Южной Азии (5,3 %), в странах СНГ, и в частности в России ожидается темп прироста ВВП 3,5-3,6 %3.

Углеводородные ископаемые в прогнозируемый период сохранят свое ведущее положение и составят в общем объеме потребления первичных источников энергии около 90%. Среди первичных энергоресурсов в прогнозируемый период главным лидером будет природный газ, которому благодаря его уникальным качествам удастся увеличить свою долю в общем потреблении первичной энергии с 23,3% в 2000 г. до 29,9% в 2025 г. при снижении удельного веса нефти за этот период с 40,1 % до 36,9% и других источников энергии не углеводородного происхождения, включая атомную энергию, с 10,6 % до 8,0% (табл. 1.).

Таким образом, несмотря на энергичное наступление газа на позиции других энергоресурсов в мировом топливно-энергетическом балансе, нефть сохранит лидирующую позицию и будет обеспечивать более 1/3 всех потребностей в энергоресурсах. К 2025 г. мир будет потреблять 5,7 млрд т нефти против 3,85 млрд т в 2002 г. (табл. 1).

Вместе с тем из анализа экспертов явствует, что основной проблемой XXI века становится проблема истощения и возможной нехватки энергетических ресурсов. Прирост запасов нефти в мире за последние 15 лет не компенсирует нефтедобычу, что проиллюстрировано на рис. 1.

1 Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 г рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установлению цен на сырую нефть.

2 Организация экономического сотрудничества и развития. Членами ОЭСР являются 25 экономически развитых стран.

3 Organization of the petroleum exporting countries, oil outlook to 2025. — Vienna, 2004; World energy outlook, 2004 // International energy agency, Paris, 2004. P.44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.