Научная статья на тему 'Противодействие участковым уполномоченным полиции побоям: некоторые проблемы нормативного правового регулирования и правоприменительной деятельности'

Противодействие участковым уполномоченным полиции побоям: некоторые проблемы нормативного правового регулирования и правоприменительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / уголовная ответственность / участковый уполномоченный полиции / побои / состав правонарушения / бытовые правонарушения / бытовые преступления / квалификация / экспертиза / administrative responsibility / criminal liability / district police commissioner / beatings / composition of the offense / domestic offenses / domestic crimes / qualification / expertise

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахов Сергей Алексеевич

В статье рассматривается состояние нормативного правового регулирования административной и уголовной ответственности за совершение побоев. Анализируется правоприменительная практика участковых уполномоченных полиции по привлечению к административной и уголовной ответственности за совершение противоправных деяний в виде побоев. На основе проведенного анализа высказываются некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства с учетом практики его применения, а также рекомендации для правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малахов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering Beatings by District Police Officers: Some Problems of Regulatory Legal Regulation and Law Enforcement Activities

The article examines the state of regulatory legal regulation of administrative and criminal liability for battery. The article analyzes the law enforcement practice of local police commissioners to bring to administrative and criminal responsibility for committing illegal acts in the form of beatings. Based on the analysis, some suggestions are made to improve the current legislation, taking into account the practice of its application, as well as recommendations for law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Противодействие участковым уполномоченным полиции побоям: некоторые проблемы нормативного правового регулирования и правоприменительной деятельности»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Противодействие участковым уполномоченным полиции побоям: некоторые проблемы нормативного правового регулирования и правоприменительной

деятельности

МАЛАХОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,

преподаватель кафедры административного права Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: sergej.malaxoff@yandex.ru

Countering Beatings by District Police Officers: Some Problems of Regulatory Legal Regulation and Law Enforcement Activities

MALAKHOV SERGEY ALEKSEEVICH,

Lecturer of the Department of Administrative Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya . Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: sergej.malaxoff@yandex.ru

УДК 342.9

Аннотация. В статье рассматривается состояние нормативного правового регулирования административной и уголовной ответственности за совершение побоев. Анализируется правоприменительная практика участковых уполномоченных полиции по привлечению к административной и уголовной ответственности за совершение противоправных деяний в виде побоев. На основе проведенного анализа высказываются некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства с учетом практики его применения, а также рекомендации для правоприменительной деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: административная ответственность; уголовная ответственность; участковый уполномоченный полиции; побои; состав правонарушения; бытовые правонарушения; бытовые преступления; квалификация; экспертиза.

Annotation. The article examines the state of regulatory legal regulation of administrative and criminal liability for battery. The article analyzes the law enforcement practice of local police commissioners to bring to administrative and criminal responsibility for committing illegal acts in the form of beatings. Based on the analysis, some suggestions are made to improve the current legislation, taking into account the practice of its application, as well as recommendations for law enforcement activities.

Keywords and phrases: administrative responsibility; criminal liability; district police commissioner; beatings; composition of the offense; domestic offenses; domestic crimes; qualification; expertise.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Актуальность исследования проблематики противодействия участковыми уполномоченными полиции правонарушениям в виде побоев продиктована рядом обстоятельств

Во-первых, в настоящее время политика государства приобретает выраженную социальную направленность

В 2020 г . в Конституцию Российской Федерации были внесены дополнения и изменения, некоторые из которых напрямую касаются защиты семейных ценностей и безопасности семьи К таким нормам относятся предписания ч . 4 ст . 67 .1 — о детях как приоритете государственной политики России; п . «ж .1» ст . 72 — о совместном ведении России и ее субъектов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; п . «в» ч . 1 ст . 114 — о социально ориентированной политике государства в области укрепления и защиты семьи .

Указанные изменения и дополнения иллюстрируют усиление внимания государства к важнейшему социальному институту — семье . Одним из направлений обеспечения ее защиты, на наш взгляд, является противодействие правонарушениям, совершаемым в семейно-бытовой сфере, особенно посягающим на здоровье личности . Внесение новых и изменение действующих положений Конституции Российской Федерации закономерно повлекли реформирование и профильных нормативных правовых актов

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 8 апреля 2021 г . № 11-П1 признал ст . 116 .1 УК РФ, несоответствующей предписаниям Конституции Российской Федерации в части, касающейся несоразмерности уголовно-правовой защиты личности от насилия, так как совершение судимым лицом (за аналогичное или такое же по объективным признакам преступление) побоев при отсутствии правового состояния административной наказанности не влекло за собой наступления уголовной ответственности

В 2022 г . ст . 116 .1 УК РФ была дополнена частью 2 — об уголовной ответственности за совершение побоев лицом, имеющим судимость за преступления, совершенные с использованием насилия Следует отметить, что формально-юридически категория «преступления, совершенные с использованием насилия» в законодательстве не отражена, что справедливо отмечается правоведами как возможная при-

1 По делу о проверке конституционности статьи 116 . 1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л . Ф . Саковой: Постановление Конституционного Суда Рос . Федерации от 8 апреля 2021 г. № 11-П // СПС «КонсультантПлюс» .

чина появления новых трудностей в правоприменительной деятельности [1, с . 21] . Данная новелла, на наш взгляд, требует научной разработки проблематики классификации насильственных деликтов

Во-вторых, актуализирует обращение к избранной теме не только социально ориентированный характер проводимой государственной политики, но и стабильно высокий количественный показатель совершаемых насильственных правонарушений в семейно-бы-товой сфере Представляется важным отметить, что в настоящей публикации под термином «правонарушение» понимаются как административные правонарушения, так и преступления, что соответствует содержанию п . 1 ст . 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г . № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Так, согласно статистическим данным, публикуемым Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 г . на рассмотрение поступило 179 753, за 2020 г . - 173 015, за 2021 г . -176 494 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст . 6 .1 .1 КоАП РФ «Побои» [5]

Согласно официальным статистическим данным о характеристике состояния преступности в России, представленным Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации, за январь — декабрь 2018-2022 гг . было зарегистрировано 7 859, 6 914, 5 716, 5 095, 3 817 преступлений соответственно, предусмотренных ст. 116 УК РФ, в то же время за 2021 и 2022 г . было зарегистрировано 5 179 и 7 295 преступлений, предусмотренных ст . 116 .1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) [4]

К сожалению, в опубликованных статистических отчетах ГИАЦ МВД России за 2020 г . и более ранние периоды не указывается количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст . 116 . 1 УК РФ . При этом именно данная категория преступлений, по оценкам правоприменителей, которыми выступают прежде всего сотрудники органов внутренних дел (ими выявляется более 95 % всех рассматриваемых правонарушений), относится к числу наиболее часто совершаемых в семейно-бытовых отношениях

Учитывая высокий уровень латентности побоев, отметим, что данные статистики свидетельствуют о необходимости дальнейшего

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

совершенствования нормативного правового регулирования средств противодействия насильственным правонарушениям в семейно-бытовой сфере, а также механизма правоприменительной деятельности в данной области

Участковый уполномоченный полиции является одним из основных субъектов профилактики семейно-бытового насилия, правонарушений, конструктивным признаком составов которых оно является . В соответствии с п . 9 .2 . Инструкции по исполнению участковыми уполномоченными полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке одной из задач, решаемых участковым уполномоченным полиции, является выявление деяний, предусмотренных ст . 116, 116 .1 УК РФ и ст . 6 .1 .1 КоАП РФ . Выявление указанных правонарушений сопряжено с рядом трудностей, вызванных несовершенством нормативного правового регулирования, которое, в свою очередь, порождает чрезмерно широкое толкование правовых предписаний, приводящее к нарушению прав и свобод граждан . Кроме этого, в правоприменительной практике имеются трудности при квалификации противоправных деяний, обусловленные большим количеством смежных составов правонарушений и административной преюдицией, предусмотренной ст . 116 .1 УК РФ .

1 . Состав административного правонарушения, предусмотренного ст . 6 . 1 .1 КоАП РФ, в качестве объективной стороны предусматривает деяние, которое совершается в форме побоев, выражающихся в ряде действий, вызывающих негативные последствия в виде физической боли, а также «иных насильственных действий», приводящих к аналогичным последствиям

Данный состав правонарушения (как и аналогичный состав преступления с административной преюдицией — ст . 116 . 1 УК РФ) является материальным, предусматривающим обязательное наличие указанных в законе последствий для привлечения к ответственности

К сожалению, в настоящее время правоприменительная практика не отличается единообразием в вопросе о включении в категорию побоев однократного нанесения ударов, чаще всего под побоями понимают именно многократное их нанесение1 .

Вместе с тем, исходя из прямого толкования рассматриваемых норм, остается не до конца определенным, что законодатель подразумевает под «иными насильственными

1 Постановление № 5-116/2022 от 16 февраля 2022 г. по делу № 5-116/2022 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: www. sudact . ru (дата обращения: 30.03.2023).

действиями» . В юридической литературе отмечается, что правоприменительная практика отождествляет «иные насильственные действия» с причинением боли щипанием, сечением, причинением небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и других аналогичных действий [3, с . 121] .

Представляется справедливым подход, согласно которому побои должны обладать признаком многократности, но при нанесении единичных ударов противоправность (как и общественная опасность), очевидно, присутствует и, по нашему мнению, их нанесение должно охватываться категорией «иных насильственных действий»

Формально-юридически в законе признак однократности (многократности) побоев никак не отражен, как и содержание «иных насильственных действий» В правоприменительной практике участковых уполномоченных полиции это создает значительные трудности, к тому же разный подход судов в данном вопросе порождает нарушение единства правового статуса человека и гражданина, гарантированное Конституцией Российской Федерации

В связи с этим предлагается в ст . 6 .1 .1 КоАП РФ отразить содержательный аспект побоев и «иных насильственных действий» посредством включения правового предписания (примечания), изложенного казуистическим способом, о том, что «под иными насильственными действиями понимается нанесение однократного удара, в том числе тупыми или острыми предметами, а также воздействие на лицо иными способами, вызывающими физическую боль»

Данная формулировка может быть рассмотрена с критической стороны как не охватывающая все формы возможного противоправного поведения В научной литературе имеются и другие подходы, заслуживающие к себе внимания в данной части и требующие своего критического научного осмысления [2, с . 38—41] .

Представляется, что в конечном итоге конкретизация формулировки «иные насильственные действия» в рассматриваемых взаимосвязанных нормах будет осуществлена, потому что имеющаяся правовая неопределенность при привлечении к административной и уголовной ответственности деструктивно влияет как на «юридическую чистоту» правоприменительной деятельности участковых уполномоченных полиции, так и на состояние защищенности прежде всего семейно-бытовой сферы от насильственных посягательств .

При этом не обязательно воспроизводить в уголовном и административно-деликтном

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

законе одинаковые формулировки, достаточно будет посредством ссылки на необходимый смежный состав устранить имеющийся пробел правового регулирования

2 . Правоприменительная практика исходит из того, что для привлечения к ответственности за совершение побоев (ст 6 1 1 КоАП РФ) необходимо получение следующих доказательств: объяснения потерпевшего; лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; свидетелей (при их наличии); рапорт сотрудника полиции; акт судебно-медицинского освидетельствования (исследования) или заключение эксперта; протокол по делу об административном правонарушении и некоторые другие доказательства, например копия медицинской карты1

При этом так как побои не влекут серьезных негативных последствий в виде вреда здоровью, а характеризуются причинением физической боли, то фактически проведение судебно-медицинского освидетельствования не является обязательным Практика показывает, что вопреки этому тезису, его проведение осуществляется

В большинстве ситуаций первоначальное установление степени причиненного насильственными действиями вреда осуществляется в рамках применения уголовно-процессуальных норм (в порядке, предусмотренном ст 144145 УПК РФ), так назначается соответствующая судебная медицинская экспертиза . В ходе проверки сообщения о совершенном преступлении может быть установлено наличие признаков административного правонарушения и в дальнейшем будет осуществляться производство по делу об административном правонарушении Судебная медицинская экспертиза может проводиться без участия потерпевшего лица на основе копии медицинской карты, в которой отражены (зафиксированы) последствия побоев или иных насильственных действий

Перед экспертом могут быть поставлены следующие экспертные задачи (вопросы):

1) являются ли телесные повреждения следствием ударов руками? Если нет, то следствием чего они являются?

2) являются ли телесные повреждения опасными для жизни и здоровья? Какова степень их опасности для жизни и здоровья?

3) каков механизм возникновения (нанесения) указанных повреждений?

Касательно разрешения последней экспертной задачи в правоприменительной практике

1 Постановление № 5-133/2022 от 22 февраля 2022 г. по делу № 5-133/2022 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: www. sudact . ru (дата обращения: 30.03.2023).

возникают некоторые трудности . Нередкими являются ситуации, когда при отсутствии отражения в заключении эксперта и в протоколе об административном правонарушении сведений о механизме нанесения повреждений мировыми судьями выносится определение о возвращении материала об административном правонарушении

В таких определениях в качестве обоснования своей позиции судьи указывают на требование ст . 26 .1 КоАП РФ об обязательном выяснении события административного правонарушения и на нарушение данной нормы при отсутствии описания механизма нанесения телесных повреждений .

Содержание применяемой речевой конструкции «механизм нанесения повреждений» является широким Остается неопределенным, какое значение судьи вкладывают в данную формулировку Между тем установление механизма нанесения телесных повреждений действительно имеет значение при привлечении к административной ответственности в том случае, если экспертом устанавливается природа возникновения телесного повреждения и процесс его причинения (так как потерпевший мог оговорить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) Установление механизма нанесения телесных повреждений требует определения экспертом качественного характера их нанесения (вопреки воле потерпевшего иным лицом), а также количественного показателя (однократное или многократное насильственное воздействие)

Корректно говорить не о «механизме нанесения телесных повреждений», а о «механизме возникновения телесных повреждений» «Нанесение телесных повреждений» является более узким понятием и предполагает осмысленное, целенаправленное воздействие на физическую неприкосновенность личности со стороны другого субъекта (или осуществляемое им самим), при этом повреждения могут иметь иную причину своего возникновения Следует дополнительно отметить, что постановка такого вопроса эксперту (с указанием на «нанесение...») может быть признана недопустимой, так как экспертная задача фактически уже в своей формулировке содержит частичный ответ о природе возникновения телесных повреждений, который требуется лишь подтвердить эксперту

Резюмируя, необходимо отметить, что установление «механизма возникновения телесных повреждений» является необходимой экспертной задачей для доказывания события право-

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

нарушения, но оно сопряжено с трудностями и некоторой неопределенностью

Когда следы от насильственных действий являются очевидными и требующими своей экспертной оценки, то проблем, как правило, не возникает . Однако при доказывании совершения «иных насильственных действий», которые могут заключаться в нанесении одного удара, назначение и производство экспертизы во многих правоприменительных ситуациях становится практически бессмысленным

В соответствии со ст . 26 . 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть любые фактические данные, которые имеют значение для правильного (иными словами, объективного) рассмотрения дела В связи с этим, основываясь на прямом толковании административно-де-ликтных норм, представляется ошибочной практика, согласно которой в обязательном порядке при привлечении к административной ответственности за совершение «иных насильственных действий» необходимо наличие именно заключения эксперта

Вместе с тем следует отметить, что при совершении «иных насильственных действий» потерпевший может и не обращаться в медицинскую организацию При проверке сообщения

Список литературы:

1. Алференок Е. А., Дмитренко А. П. Судимость за преступление, совершенное с применением насилия, как квалифицирующий признак побоев (ч . 2 ст . 116 . 1 УК РФ) // Вестник экономической безопасности . 2022 . № 6 .

2. Бугера М. А. Кузнецов А. А. Содержание понятия «иные насильственные действия, причинившие физическую боль» в составе преступления, предусмотренного ст . 116 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России . 2017 . № 2 (41) .

о совершении преступления (в порядке, предусмотренном ст . 144—145 УПК РФ) участковый уполномоченный полиции может назначить судебную медицинскую экспертизу с участием потерпевшего, и экспертом должен будет устанавливаться «механизм возникновения телесных повреждений» (в данном случае «механизм совершения иных насильственных действий») .

3 . При квалификации побоев особо важно определять их продолжительность во времени; периодичность совершения (при наличии); умысел лица, совершающего противоправные посягательства . Так, если при побоях умысел направлен, например, на публичное проявление неуважения к обществу, а также очевидное и демонстративное нарушение норм общественного порядка, то деяние приобретает признаки хулиганства . Кроме того, в правоприменительной практике имеются случаи, когда периодичность побоев разделена существенным временным интервалом, при этом побои наносятся систематически В таких ситуациях имеет смысл обратиться к ст. 117 УК РФ — истязание, при этом множественные побои (иные насильственные действия) должны причинять физические (психические) страдания, а интервал между совершением побоев может достигать нескольких недель1

1 Приговор № 1-284/2021 от 16 ноября 2021 г . по делу № 1-284/2021 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт URL: www sudact ru (дата обращения: 30 03 2023)

3. Редкоус В. М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств — участников СНГ) // Право и государство: теория и практика . 2010 . № 3 (63) .

4 . Статистика и аналитика // Министерство

внутренних дел Российской Федерации: сайт. URL: ЬН^://мвд .рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 30 .03 .2023) .

5 . Судебная статистика // Судебный депар-

тамент при Верховном Суде Российской Федерации: сайт. URL: http://www.cdep . ru/?id=79 (дата обращения: 30 .03 .2023) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.