Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовная политика / криминализация / преступность / торговля людьми / преступление / состав преступления / противодействие преступности / criminal policy / criminalization / crime / human trafficking / crime / corpus delicti / crime prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашад Расулович Амирасланов

В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о противодействии торговле людьми в уголовном законодательстве Российской Федерации высказано несколько суждений: торговля людьми в Российской Федерации продолжает оставаться негативным явлением; для противодействия торговле людьми необходимо сформировать самостоятельный правоохранительный орган; меры уголовно-правового характера необходимо рассматривать действенным способом противодействия торговле людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рашад Расулович Амирасланов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering human trafficking in the criminal legislation of the Russian Federation

In the article, when analyzing the legal literature and regulatory legal acts on combating human trafficking in the criminal legislation of the Russian Federation, several judgments are made: human trafficking continues to be a negative phenomenon in the Russian Federation; to counteract human trafficking, it is necessary to form an independent law enforcement body; criminal law measures must be considered an effective way to counter human trafficking.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-125-127

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

V V ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рашад Расулович АМИРАСЛАНОВ, преподаватель кафедры прикладного права Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» r_amiraslanov@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о противодействии торговле людьми в уголовном законодательстве Российской Федерации высказано несколько суждений: торговля людьми в Российской Федерации продолжает оставаться негативным явлением; для противодействия торговле людьми необходимо сформировать самостоятельный правоохранительный орган; меры уголовно-правового характера необходимо рассматривать действенным способом противодействия торговле людьми.

Ключевые слова: уголовная политика, криминализация, преступность, торговля людьми, преступление, состав преступления, противодействие преступности.

Annotation. In the article, when analyzing the legal literature and regulatory legal acts on combating human trafficking in the criminal legislation of the Russian Federation, several judgments are made: human trafficking continues to be a negative phenomenon in the Russian Federation; to counteract human trafficking, it is necessary to form an independent law enforcement body; criminal law measures must be considered an effective way to counter human trafficking.

Keywords: criminal policy, criminalization, crime, human trafficking, crime, corpus delicti, crime prevention.

Предметом данной статьи является противодействие торговле людьми в уголовном законодательстве Российской Федерации. Первоначально о состоянии теории.

Так, И.Н. Лебединец, рассмотрев «процесс борьбы международного сообщества с таким преступлением международного характера, как рабство и работорговля», обосновала несколько суждений:

«То, что рабство в современном его состоянии существует в России ... известно. Фактически на положении рабов оказываются строительные рабочие, прибывающие в . ряд . крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение обращаются в кадровые агентства и другие фирмы, сулящие

им большие деньги за «вахтовые работы» ... Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах. Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят»;

«И в заключение хотелось бы отметить, что 31 декабря 2009 г. завершил свою деятельность проект «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации», финансировавшийся Европейским Союзом, правительством США и Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству. Его осуществляло с 2006 г. Бюро Международной организации по миграции в Москве, Московской области, Астрахани и Республике Карелия. Основной задачей проекта являлось содействие Правительству и обще-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

ственным организациям России в борьбе с различными формами торговли людьми на территории Российской Федерации как стране происхождения, транзита и назначения. Данный проект не стал панацеей в борьбе с работорговлей, да и не мог быть изначально. Но очень важно, что в рамках этого проекта реально удалось объединить усилия государственных, международных и некоммерческих организаций для решения конкретных ситуаций людей, попавших в беду»1.

А.И. Сапожников сформулировал следующие предложения: «... в санкциях ч. 1 ст. 127.1 и ч. 1 ст. 127.2 УК РФ необходимо предусмотреть дополнительный вид наказания в виде штрафа. Дело в том, что торговля людьми и использование рабского труда в значительной мере носят корыстный характер, об этом свидетельствует направленность действий виновных, которые используют потерпевшего в качестве живого товара или как раба с целью его эксплуатации, извлечения материальной или иной выгоды. Именно корыстная направленность указанных преступлений обусловливает необходимость применения в отношении лиц, их совершивших, наказаний, которые по своему содержанию имеют имущественные ограничения. Об этом свидетельствует и международный опыт противодействия торговле людьми. Согласно ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности государства-участники принимают в максимально возможной степени в рамках их внутренних правовых систем такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации»2.

И.Г. Рогава особое внимание уделила «тенденциям и причинам торговли людьми, а также личности потерпевшего и преступника». Ученый указывает: «. рассматривая личность преступника, занимающегося торговлей людьми, уместно говорить о двухуровневой структуре. Во-первых, это лица, совершившие единичный акт торговли людьми (как правило, родитель в отношении своего ребенка); во-вторых, лица, являющиеся членами организованной преступной группы, занимающейся торговлей людьми. Полагаем, что криминологическая характеристика торговли людьми может стать основой для выработки мер по предупреждению данного вида преступлений в нашем обществе»3.

И. Алихаджиева обосновала следующее мнение: «Одобряя инициативу законодателя по криминализации общественно опасных посягательств на свободу, следует отметить не всегда

удачную законодательную формулировку новых уголовно-правовых норм, бессмысленное расширение перечня квалифицирующих обстоятельств, неоправданное число дефинитивных норм, дающих определение тем или иным понятиям, употребляемым в Особенной части УК РФ. Названные недостатки снижают эффективность уголовно-правовых мер борьбы с работорговлей, порождая опасность произвола правоохранительных органов и судебных ошибок»4.

На наш взгляд, на данный момент нельзя считать совершенным и законодательство о противодействии торговле людьми, в том числе и уголовное5.

В первую очередь обращаем внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.6, введенный в действие с 1 июля 1997 г.7. В этом нормативном правовом акте обратимся к главе 17, в которую помещена ст. 1271 «Торговля людьми»:

«1. Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении несовершеннолетнего;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;

д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;

е) с применением насилия или с угрозой его применения;

ж) в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей;

з) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;

и) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;

б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;

в) совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового ...».

В Уголовном кодексе РФ учтены и положения международных договоров8. В частности, в Преамбуле Резолюции 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (принята 02.12.1949 на 264-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) закреплено следующее положение: «... проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества»9.

Включение международных договоров в систему права Российской Федерации предопределено Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. (ст. 15)10.

Имеются и подзаконные акты о противодействии торговле людьми:

■ приказ Генерального прокурора РФ «Об организации исполнения Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека» № 113 от 28 апреля 2011 г.11;

■ приказ Генерального прокурора РФ «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2011 № 113 «Об организации исполнения соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека» № 575 от 22 октября 2020 г.12.

Таким образом, научные исследования относительно противодействия торговле людьми мерами уголовно-правового характера в Российской Федерации необходимо продолжать.

Изложенное позволяет нам сделать несколько выводов.

Во-первых, торговля людьми продолжает и в Российской Федерации оставаться негативным явлением.

Во-вторых, для противодействия торговле людьми необходимо сформировать самостоятельный правоохранительный орган.

В-третъих, меры уголовно-правового характера необходимо рассматривать действенным способом противодействия торговле людьми.

1 Лебединец И.Н. Генезис международно-правового регулирования борьбы с рабством, работорговлей и другими формами торговли людьми // Актуальные проблемы рос. права. 2016. № 3. С. 186—191.

2 Сапожников А.И. К вопросу о совершенствовании мер противодействия торговле людьми // Миграционное право. 2009. № 3. С. 39—41.

3 Рогава И.Г. Криминологическая характеристика торговли людьми // Рос. следователь. 2014. № 5. С. 42—45.

4 Алихаджиева И. Недостатки законодательной регламентации уголовно-правовой борьбы с торговлей людьми // Уголовное право. 2006. № 5.

5 Об уголовном законодательстве подроб. см., напр.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Междунар. науч.-практ. конф. 22 ноября 2013 г. / Отв. ред. Б.В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99—104;

Галузо В.Н. «Уголовный закон» или «уголовное законодательство» в Российской Федерации: проблема соотношения терминов / Актуальные проблемы современной науки: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. 23 мая 2014 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. С. 74—78; Галузо В.Н., Никонович С.Л. Уголовное законодательство в системе законодательства Российской Федерации / Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14 — 15 мая 2015 г. / Отв. ред. В.И. Третьяков. Краснослободск: ИП Головченко Е.А., 2015. С. 117—123.

6 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2021. № 15 (ч. I). Ст. 2426.

7 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

8 О международных договорах Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.06.1995 // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2020. № 50 (ч. III). Ст. 8064.

9 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280—290.

10 Рос. газ. 2020. 4 июля.

11 Законность. 2011. № 8.

12 Законность. 2020. № 12.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.