Научная статья на тему 'Противодействие торговле людьми: соотношение российского уголовного законодательства и международных стандартов'

Противодействие торговле людьми: соотношение российского уголовного законодательства и международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОНВЕНЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юшенкова С.Ю.

В настоящей статье автор анализирует соответствие действующей уголовно-правовой нормы об ответственности за торговлю людьми по УК РФ международным стандартам противодействия данному виду транснациональной преступности, а также приводит предложения по совершенствованию уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие торговле людьми: соотношение российского уголовного законодательства и международных стандартов»

УДК 343.4

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ: СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

С.Ю. Юшенкова

THE COUNTER-TRAFFICKING:

THE RATIO OF THE RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION WITH INTERNATIONAL STANDARDS

S.Yu. Yushenkova

Аннотация. В настоящей статье автор анализирует соответствие действующей уголовно-правовой нормы об ответственности за торговлю людьми по УК РФ международным стандартам противодействия данному виду транснациональной преступности, а также приводит предложения по совершенствованию уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми.

Ключевые слова: торговля людьми, транснациональная преступность, конвенционные преступления, преступления международного характера, эксплуатация.

Annotation: in the present artide the author analyzes сотрНапсе of the existing сптлпа! preœpt of law about responsibility for human trafficking under the Criminal Code of the Russian Federation to the international standards of the сounteraсtion given to a type of transnational сптю and also gives suggestions for improvement of ^minal and legal measures of fight against human traffiсking.

Keywords: human trafficking, transnational сrime, œnventional ^mes, сrimes of the international сharaсter, exploitation.

Группу преступлений, образующих торговлю людьми, в научной литературе относят к преступлениям международного характера. В юридической литературе такие преступления именуют по-разному: международные уголовные преступления [1, с. 69], конвенционные преступления [8], транснациональные преступления [9. с. 372], преступления международного характера [11, с. 36], уголовные преступления международного характера [6]. По мнению В.Н. Панова, различия в приведенных синонимичных понятиях носят лишь терминологический характер. Под данными преступлениями он понимает осложненные иностранным элементом общеуголовные преступления, с одной стороны, посягающие на внутринациональный

порядок, а с другой - затрагивающие интересы других государств или международного сообщества [12, с. 69].

В юридической науке не существует однозначного подхода к определению сущности преступления международного характера. Так, В.А. Номоконов раскрывает это понятие как деяние, посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, организациям и гражданам, и наказуемые согласно нормам, установленным в международных договорах [5, с. 36].

Под преступлением международного характера академик В.Н. Кудрявцев понимает предусмотренные международными договорами не относящиеся к преступлениям против мира и безопасности человечества деяния, посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству государств в различных сферах общественных отношений, гражданам и организациям, и наказуемые одновременно как нормами международных договоров, так и нормами национального права, установленными в соответствии с этими договорами [10, с. 149].

Конституция Российской Федерации является гарантом приоритета норм международного права над внутренним законодательством (ч. 4 ст. 1 Конституции РФ)[1]. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации действуют нормы и положения конвенций и деклараций, которые запрещают торговлю людьми.

Организацией объединенных наций в 2000 г. была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее протокол «О предупреждении, пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее». Указанные документы подчеркивают транснациональный характер торговли людьми. Следовательно, мировое сообщество должно признать необходимость сотрудничества государств-участников в противодействии торговли людьми [5].

Ратификация в 2004 г. Конвенции ООН против транснациональной преступности и дополняющего ее протокола обязала Российскую Федерацию выполнить ряд действий по предупреждению и пресечению торговли людьми путем включения соответствующих уголовно-правовых норм в национальное законодательство [15]. Именно эта задача была решена Федеральным законом 2003 г.

«О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [4], который установил уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда - ст. 127.1 и ст. 127.2 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) соответственно.

Определение торговли людьми, предусмотренное УК РФ в целом соответствует понятию, закрепленному в вышеуказанном Протоколе ООН. Однако дефиниция ст. 127.1 УК РФ все же содержит некоторые расхождения и несоответствия международным стандартам в области противодействия торговле людьми. При конструировании положений ст. 127.1 УК РФ российский законодатель перенес во внутригосударственное право международно-правовую норму, а именно ст. 3 Протокола ООН «О предупреждении и пресечении торговли людьми» без ее существенных изменений. В результате этого диспозиция анализируемой нормы оказалась неадаптированной к особенностям и традициям российского национально права, правилам законодательной техники, нормам русского языка. Вследствие этого в правоприменительной деятельности возникают трудности объективной уголовно-правовой оценки деяний, связанных с торговлей людьми.

Согласно уголовному законодательству России торговля людьми понимается как купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а также совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение. Описывая объективную сторону рассматриваемого состава преступления, законодатель использовал гражданско-правовые термины «купля-продажа», «сделка», «передача», «получение». Но сами эти действия лишь внешне подпадают под указанные гражданско-правовые категории, поскольку изначально незаконны.

Понятие купли-продажи в УК РФ не раскрывается, и для его уяснения следует обратиться к ст. 454 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), определяющей данный вид договора как передачу одной стороной (продавцом) имущества в собственность другой стороне (покупателю), когда при этом последний обязуется принять это имущество и уплатить за него установленную цену [2, с. 132].

Диспозиция ч. 1 ст. 127.1 УК РФ представляет собой альтернативный состав преступления. Законодатель включил в него понятия «купля-продажа», «иные сделки», «вербовка», «перевозка»,

«передача», «укрывательство» человека, которые как в сочетании, так и в отдельности образуют состав торговли людьми. Подобная формулировка торговли людьми представляется не совсем корректной с точки зрения русского языка, приемов юридической техники, обычаев уголовного законотворчества. Испокон веков торговля понимается только как купля-продажа, в то время как Уголовный закон России присовокупил к этому термину также и иные сделки в отношении человека, вербовку, перевозку, передачу, укрывательство человека, которые выходят за рамки традиционного понимания торговли. Использование подобных комплексных понятий в объективной стороне состава преступления не в традиции уголовного законодательства, правоприменительной практики России. Следует отметить, что термин «купля-продажа» в Протоколе ООН «О предупреждении и пресечении торговли людьми» не используется, что на наш взгляд делает определение торговли людьми, предусмотренное указанным документом, по сравнению с уголовно-правовой нормой России более эффективной.

Проведем анализ соответствия положений, криминализирующих торговлю людьми, по национальному уголовному законодательству международным стандартам противодействия данному виду транснациональной преступности.

1. Объективная сторона торговли людьми по анализируемому Протоколу состоит в вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении людей, осуществляемых в целях эксплуатации. Российский законодатель заимствовал данное определение, добавив при этом в него еще и термины «купля-продажа» и «иные сделки в отношении человека». Подобное расширительное толкование международно-правовой нормы вызывает сомнения. Раскрытие понятия торговли людьми через такие термины, как купля-продажа, получение и передача не вполне удачно, так как согласно гражданско-правовому определению купли-продажи получение и передача какого-либо имущества уже составляют куплю-продажу, поэтому двойное употребление синонимичных терминов в определении торговли людьми является тавтологией. При этом, если преступление совершается путем безвозмездной передачи и (или) получения человека, передаче человека

в счет долга, в качестве подарка и т.п. (то есть без передачи, получения денежных средств), такие действия противоречат понятию торговли, которая всегда подразумевает извлечение материальной выгоды. Выход из этого положения видится в исключении из объективной стороны состава, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ термина купля-продажа, так как понятия передача и получения по толкованию гораздо шире и подходят для всех гражданско-правовых сделок, которые могут быть применены к человеку. То есть, если преступление будет совершено путем дарения человека, его мены (обмена), действия виновного (виновных) будут состоять как раз в получении и передаче человека. Подобное изменение, на наш взгляд, будет более эффективным для практики применения, а также будет более соответствовать международно-правовому понятию торговли людьми.

2. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 3а Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми», является способ совершения данного преступления, к которому относятся применение силы или угроза силой, принуждение, мошенничество, обман, злоупотребление властью или уязвимостью положения жертвы, подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. В диспозицию ст. 127.1 УК РФ не включены перечисленные выше средства воздействия на жертву. Тем самым, российский законодатель использовал Протокол как минимальный стандарт, приняв более широкое национальное законодательство в области противодействия торговле людьми, чем это требует указанный международный документ.

3. При описании субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, законодатель предусмотрел в качестве обязательного признака совершения вербовки, передачи, перевозки, получения и укрывательства человека специальную цель - эксплуатацию жертвы, под которой понимается использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние [3]. На практике, однако, не всегда целью торговли живым товаром (которым выступает человек независимо от возраста, пола, пасы и т.п.) является эксплуатация

людей, хотя и в этом случае такая торговля приносит торговцам огромные прибыли. Поэтому вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека, совершенные в целях, отличных от эксплуатации, остаются за рамками квалификации по ст. 127.1 УК РФ и по сути являются правомерными. Применительно к вербовке, ее осуществление без цели эксплуатации вряд ли мыслимо, что нельзя сказать о других деяниях, альтернативно предусматривающих ответственность за торговлю людьми в целях эксплуатации (перевозка, передача, укрывательство, получение), особенно, в случаях, когда предметом подобных действий является новорожденный ребенок [7]. Согласно Па-лермскому Протоколу эксплуатацией признается, как минимум, сексуальная эксплуатация, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов [14, с. 78]. Тем самым перечень форм эксплуатации благодаря выражению «как минимум» является открытым, что позволяет более оперативно реагировать на появление новых форм эксплуатации человека.

4. Ст. 5 рассматриваемого Протокола в качестве уголовно наказуемых признает деяния, подпадающие под определение торговли людьми, в случае если они совершены умышленно. Е. Тюрюка-нова считает, что подобное ограничение не отразилось в законодательстве России [13, с. 19]. С этим мнением вполне можно не согласиться. Состав преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, сконструирован как формальный (преступление окончено с момента выполнения одного (нескольких, всех) альтернативно представленных действий), а такое преступление может быть совершенно только умышленно, причем умысел возможен только прямой (на это указывает также и специальная цель субъективной стороны состава преступления - эксплуатация).

5. Палермский Протокол разделяет торговлю людьми, осуществляемую по согласию и без согласия жертвы. При этом такое согласие жертвы торговли людьми не принимается во внимание, если имели место перечисленные в определении торговли людьми средства воздействия на жертву (применение силы или угроза применения силы, принуждение, мошенничество, обман, злоупотребление властью или уязвимостью положения жертвы,

подкуп), а также, если преступление совершается в отношении несовершеннолетнего. Данная норма не нашла отражения в российском уголовном законодательстве, хотя ссылки на согласие жертвы при совершении торговли людьми нередко встречаются в правоприменительной практике и, как правило, являются отказом в возбуждении уголовных дел. Подобные ситуации недопустимы. В связи с этим необходима законодательная регламентация вопроса о добровольности участия потерпевшего в механизме торговли людьми. По нашему мнению, необходимо дифференцировать ответственность за торговлю людьми, которая осуществляется, как правило, без согласия потерпевшего, и вербовку человека в целях эксплуатации, которая может осуществляться с помощью обмана, применения насилия либо угрозы его применения, шантажа, злоупотребления доверием, властью и т.п., но все же по согласию вербуемого лица. Ввиду этого мы полагаем целесообразным дополнить Уголовный закон России ст. 127.3 «Вербовка человека в целях эксплуатации», под которой следует понимать вербовку человека в целях сексуальной или иной эксплуатации, совершенную путем обмана, злоупотребления доверием, шантажа, угрозы применения насилия в отношении потерпевшего или его родственников, распространения сведений, позорящих честь и (или) достоинство личности потерпевшего, изъятия, уничтожения или повреждения имущества.

6. Следует также отметить, что примечанием к ст. 127.1 УК РФ предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми, совершенную впервые и (или) в отношении двух или более человек, при добровольном освобождении потерпевшего (потерпевших), способствовании раскрытию совершенного преступления и отсутствии в деянии иного состава преступления. Существование специального вида освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми противоречит Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, который, в свою очередь, такой нормы не содержит. Институт специального освобождения от уголовной ответственности для российского уголовного права не является новым, и подобная позиция законодателя, по мнению автора, вполне оправдана и соответствует общим задачам и принципам

уголовного права, среди которых главное значение принимает охрана прав и свобод личности, недопущение наступления вредных последствий и предупреждение преступлений.

Обобщая высказанное, можно сделать вывод о том, что определение торговли людьми в УК РФ в целом соответствует Протоколу ООН «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее». В ряде аспектов Россия использовала Протокол как минимальный стандарт, приняв более жесткие нормы об ответственности за торговлю людьми.

Законодатель при формулировании положений ст. 127.1 УК РФ, использовал способ имплементации норм международного права, предполагающий включение в национальный закон нормы международного права без ее существенного изменения. На наш взгляд, наиболее правильным было бы использование приема трансформации, который предполагает адаптацию вновь вводимой международной нормы во внутреннем законодательстве. Специфика уголовного законодательства заключается в том, что при формулировании его содержания важна суть международно-правовой нормы, а не ее форма. Кроме того, при формулировании положений уголовно-правовой нормы необходимо соблюдать правила законодательной техники, учитывая при этом особенности правовой системы конкретного государства.

В связи с тем, что законодатель перенес содержание международно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за торговлю людьми, в УК РФ без какой-либо адаптации в правоохранительной и правоприменительной деятельности возникают трудности в объективной уголовно-правовой оценке общественно-опасных деяний, связанных с торговлей людьми.

Определение торговли людьми в российском законодательстве нуждается в дальнейшем анализе, конкретизации и дополнении; должны быть проработаны вопросы определения и целей совершения торговли людьми, добровольности «участия» жертвы в торговле людьми, уголовной ответственности за совершение указанного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также вопрос о существовании института освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона № 11-ФКЗ от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. № 146-ФЗ от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 4398.

3. Ч. 2 примечания к ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. № 375-ФЗ от 6 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4848.

5. Буряк М. Протокол ООН 2000 г. против торговли людьми // Торговля людьми. Социокриминологический анализ. М., 2002.

6. Зелинская Н.А. Политические преступления в системе международной преступности: монография. Одесса, 2003.

7. КауфманМ.А., Юшенкова С.Ю. О предмете преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ «Торговля людьми» // Российская юстиция. 2008. № 10.

8. Лукашек И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.

9. Международное право / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М. 1999.

10. Международное уголовное право / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999.

11. Номоконов В.А. Международное уголовное право: учебное пособие. Владивосток, 2001.

12. ПановВ.П. Международное уголовное право: учебное пособие. М., 1997.

13. Тюрюканова Е. Содействие МВД в выполнении норм Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2004.

14. Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка // Противодействие торговле людьми: сборник нормативных правовых документов. М., 2004.

15. Холщевниковой Т.В. Анализ законопроектов Российской Федерации по борьбе с запрещенной торговлей в свете Конвенции о правах ребенка, включая Факультативный протокол о торговле людьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. ЮНИСЕФ. 2004.

С.Ю. Юшенкова

преподаватель Московского финансово-юридического университета МФЮА e-mail: astarta.u@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.