УДК 343.05
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ ВО ФРАНЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ*
Беджанова Т.Е., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат исторических наук Е-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы противодействия религиозному экстремизму в современной Франции, проанализировано законодательство страны, охарактеризованы органы, осуществляющие профилактическую работу в сфере противодействия экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, религия, законодательство, взаимодействие органов, профилактика, совершенствование.
COUNTERING RELIGIOUS EXTREMISM IN FRANCE: LEGAL REGULATION, INTERACTION OF
AUTHORITIES
Bedzhanova T.E., Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law at Daghestan State University, Candidate of History
The article considers the issues of combating religious extremism in modern France, analyzed legislation, characterized by the bodies carrying out preventive work in the field of combating extremism.
Key words: extremism, religion, law, interaction of bodies, prevention, improvement.
В условиях глобализации многие развитые европейские государства столкнулись с проблемами терроризма. Одной из таких стран в конце XX столетия стала Франция, на территории которой образовались криминогенные районы, где в основном проживали выходцы из мусульманских стран. Социальной базой религиозного экстремизма стали иммигранты из арабских стран, которые не смогли интегрироваться в социально-культурное пространство Французской Республики. Используя идеи радикального ислама, они создали экстремистские террористические организации, пытавшиеся подорвать государство изнутри. Во Франции остро встал вопрос преодоления раскола в обществе и обеспечения межрелигиозного согласия.
Деятельность террористов исламского толка существенно активизировалась летом 1995 года. С этого периода террористические акты во Франции осуществлялись методично с интервалом от одной до трех недель. Чаще всего они происходили в метро, на железной дороге для высокоскоростных поездов, перед зданиями школ, где обучались еврейские дети [1, с. 107]. Расследование, проведенное французской полицией, вывело ее на террори-
* Исследование выполнено в рамках проекта 17С «Разработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по борьбе с экстремизмом посредством анализа конституционно-правовых основ на базе НОЦ "Право"» программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет».
стическую группировку фундаменталистского исламского толка.
Количество радикальных объединений мусульман во Франции росло. Так, если в 2000 году в регионе Иль-де-Франс было 7 радикальных объединений, то в 2003 году их стало 32 [2]. Для пресечения террористической деятельности правительство Франции было вынуждено прибегнуть к реализации плана действий в чрезвычайных обстоятельствах «Вижипират», который впервые был апробирован в 1991 году в Персидском заливе. В префектурах полиции департаментов Франции были созданы специализированные отделы по мониторингу деятельности радикальных мусульманских объединений. Нагрузка в противодействии экстремистской деятельности была возложена на спецслужбы, но основная нагрузка легла на подразделения Министерства внутренних дел. Франция успешно преодолела кризис. Последующие изменения в законодательстве и создание государственных структур по борьбе с религиозным экстремизмом способствовали тому, что в стране была создана довольно эффективная система профилактики религиозного экстремизма.
Сегодня основная задача государственной власти, по мнению большинства российских ученых, состоит в том, чтобы искоренить истоки экстремизма в России, так как он угрожает национальной безопасности страны [3]. В постсоветский период в результате значительного социального расслоения общества на фоне системного кризиса ду-
ховности на юге России была создана благоприятная среда для проявления и распространения идей религиозного экстремизма. Причинами распространения этих идей, по мнению Д.Ш. Пирбудаго-вой, стало то, что религиозная доктрина рациональна, способна трансформировать протест против традиционных форм социальной организации и мобилизовать отдельные социальные группы и религиозные общины против существующих порядков [4, с. 66].
В этой связи опыт Франции в противодействии религиозному экстремизму для современной России представляет огромный не только научный, но и практический интерес. В статье предпринята попытка обобщить этот опыт и предложить использовать его для дальнейшего совершенствования российского антиэкстремистского законодательства.
Законодательное регулирование противодействия экстремизму во Франции осуществляется значительным количеством нормативно-правовых актов, касающихся разных сфер жизнедеятельности. Это - законы по охране общественного порядка, о здравоохранении, образовании, миграции, визовом режиме и др. В стране нет закона прямого действия «О противодействии экстремистской деятельности». Законы о миграции и визовом режиме были приняты еще в 1980-е годы. Среди них следует отметить Закон № 81-973 от 29.10.1981 г., согласно которому выдворение нежелательного иностранного гражданина возможно, «если его присутствие на территории Франции создает существенную угрозу для безопасности государства или общества». Закон № 86-1019 от 9 сентября 1986 г. «Об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франции», согласно которому основанием для высылки нежелательного иностранного гражданина может стать то, что «его пребывание создает угрозу для общественного порядка». Эти законы позволяли выдворять нежелательных для государства иностранцев с французской территории.
В 1986 году также были приняты два закона: № 86-1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность», «О проверке личности» (№ 86-1004) от 3 сентября 1986 г. и Декрет от 15 октября 1986 г. «О возмещении потерпевшим убытков, причиненных террористическими актами».
Примечательно, что в законах 1986 года не только закреплены основания для высылки нежелательного иностранного гражданина, но и меры, побуждающие причастных к правонарушениям лиц к сотрудничеству с правоохранительными органами. Так, согласно ст. 3 Закона № 86-1019 лицо освобождается от ответственности, если оно помогло разоблачить преступную группу или указало сообщников. В Законе № 86-1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» предусмотрены случаи полного или частичного освобождения от наказания исполнителя
или соучастника террористического преступления (ст. 6).
Так, от наказания полностью освобождаются названные лица (если в их действиях не содержится состава другого преступления) в случае, если они, предупредив правоохранительные органы о готовящемся преступлении, предприняли все усилия к тому, чтобы террористический акт не был осуществлен. Если же исполнитель или соучастник, предупредив административные или судебные органы, предпринял все усилия, с тем, чтобы прекратить уже совершаемое преступление или предупредить причинение смерти человека, а также помог установить других участников, но в совершенных им действиях содержится состав другого преступления, то предусмотренное законом наказание снижается наполовину. То есть в законах закреплены профилактические меры по противодействию экстремизму.
За совершение преступления террористической направленности во Франции предусмотрено наказание в виде пожизненного заключения, однако в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, действуют особые правила, предусматривающие срок лишения свободы до 20 лет. Практика показала, что эти нормы закона положительно влияют на лиц, намеревающихся совершить преступления [5, с. 38-39].
В 1987 г. во Франции был принят Закон № 87-542 от 16 июля «О ратификации Европейской конвенции о наказании терроризма», что свидетельствовало о сотрудничестве с другими государствами в борьбе с терроризмом.
В девяностые годы XX столетия в связи с ростом в стране терроризма также был принят ряд законов, среди которых важное место занимали: Новый уголовный кодекс Франции 1992 г., Закон «Об иммиграции и условиях въезда, приема и пребывания иностранцев во Франции» (от 24 августа 1993 г. № 93-1027). В 1995 году в стране был принят Устав мусульманской религии во Франции, который положил начало привлечению французских мусульман к сотрудничеству с властью в деле противодействия религиозному экстремизму.
В начале XXI века во Франции в связи с ростом религиозного экстремизма также был принят ряд законов, которые позволяли урегулировать обострившиеся социальные и межрелигиозные отношения.
В июне 2001 года был принят Закон «Абу-Пикара» (№ 2001-504 от 12.06.2001 г.), касающийся религиозных сект. В этом законе французский законодатель не дает определение понятия «секта», исходя из того, что невозможно сформулировать предельно четкие правовые критерии отнесения того или иного религиозного объединения к сектам, чтобы наступили необходимые правовые последствия. В законе используется термин «сектантские движения». Вместо закрепления перечня признаков секты в законе уточнены уголовно-правовые
и административно-правовые запреты определенных деяний, которые государство квалифицирует как противоправные.
Суть этого закона - не запрещение сект как таковых, а уточнение уголовно-правовых и административно-правовых санкций, применяемых за преступные действия юридических и физических лиц. Закон ввел новые составы преступлений и ужесточил ответственность по уже существующим составам преступлений.
В 2001 году было принято еще два закона «Об усилении мер по борьбе с сектами, ущемляющими права и основные свободы человека» (от 12 июня 2001 г. за № 2001-504) и «О борьбе с дискриминацией» (от 16 ноября 2001 г. № 2001-1066).
В 2003 г. был принят Закон Франции № 2003-239 от 18 марта о внутренней безопасности. Закон № 2004-1486 от 30 декабря 2004 г. инициировал создание в стране Высшего органа по противодействию дискриминации и обеспечению равноправия, который должен был заниматься проблемами граждан, недовольных властью.
В 2006 году во Франции были приняты законы об иммиграции и интегрировании (от 26 июля 2006 г. за № 2006-911) и о борьбе с терроризмом и некоторых положениях, касающихся безопасности и пограничного контроля (от 23 января 2006 г. № 2006-64) [6, с. 112].
В 2008 г. во Франции приняли закон о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (от 13 февраля 2008 г. № 2008-134). В марте 2011 г. в стране был принят Закон № 2011-267 о направлениях и программе обеспечения национальной безопасности [7]. Для ужесточения борьбы с терроризмом в миграционное законодательство страны были внесены изменения, в частности, в Закон Франции от 3 сентября 1986 г. № 86-1004 «О проверке личности». Закон регламентировал специальную процедуру проверки лиц, въезжающих на территорию Франции. Он исключил лишние формальности, упростил процедуру проверки въезжающих во Францию лиц, позволил фотографировать въезжающих на территорию лиц и снимать отпечатки пальцев. Это способствовало задержанию лиц, в отношении которых имеются предположения о наличии у них взрывчатых, отравляющих и других веществ» [8, с. 7].
Во Франции ужесточились уголовные наказания за экстремистскую деятельность. Так, в Уголовном кодексе Франции значительно расширился круг лиц, к которым могут быть применены превентивные методы. Наряду с физическими лицами субъектами уголовной ответственности были признаны также юридические лица.
Таким образом, законодательство Франции по противодействию экстремистской деятельности создавалось в течение нескольких десятилетий, начиная с восьмидесятых годов XX века. Каждое французское правительство предпринимало усилия по увеличению численности юридических норм,
позволяющих обеспечить противодействие экстремистской деятельности. Законодательство по противодействию экстремизму во Франции основано на международных документах, регулируется множеством законов, значительная часть которых касается миграционной политики и борьбы с дискриминацией.
В стране нет закона о противодействии экстремистской деятельности. Такого рода законы есть в Российской Федерации и в странах СНГ. В законах Франции не даются определения понятий «экстремистская деятельность» и «секта». В них лишь уточняются уголовно-правовые и административные запреты определенных противоправных деяний граждан.
В законах Франции противодействие экстремизму осуществляется через закрепление профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма. Достаточно эффективной в законодательстве Франции является практика использования рекомпенсивных норм, способствующих привлечению к сотрудничеству отдельных лиц, участвующих в экстремистской деятельности. В то же время законы сурово наказывают лиц, участвующих в экстремистской деятельности. Все эти положения французского законодательства, на наш взгляд, могут быть полезны для совершенствования российского законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Именно в эти годы во Франции были созданы новые органы, которые скоординированно со спецслужбами и Министерством внутренних дел проводили работу по противодействию экстремизму.
В 2004 году в стране был создан Высший орган по противодействию дискриминации и обеспечению равноправия. К ведению этого органа отнесен контроль за всеми видами дискриминации -этнической, религиозной, возрастной, половой, дискриминации по убеждениям или по инвалидности, по состоянию здоровья. Орган призван рассматривать индивидуальные жалобы и помогать жертвам прямой дискриминации. В его задачу входило искоренение основ для экстремизма. В соответствии с законодательством (закон № 2004-1486 от 13.02.2004 г.) этот орган является коллегиальным, состоит из 11 членов, назначаемых Декретом Президента республики. При Высшем органе создан консультативный комитет, позволяющий привлечь к его деятельности квалифицированных специалистов, выбранных среди представителей ассоциаций, профсоюзов и иных лиц, осуществляющих деятельность в области борьбы против дискриминации и обеспечения равноправия. Высший орган располагает собственным аппаратом, в состав которого могут быть наняты по договору сотрудники.
Любой гражданин Франции, подвергшийся дискриминации, может обратиться в этот орган, который имеет право самостоятельно взять в производство случай прямой или косвенной дискри-
минации по отношению к гражданину. Жертвы дискриминации также могут обратиться в этот орган через депутата, сенатора или французского представителя в Европарламенте.
Кроме того, в Высший орган совместно с лицом, считающим, что оно стало жертвой дискриминации, может обратиться любая ассоциация, имеющая своими целями в соответствии с уставом противодействие дискриминации.
Лицо, считающее себя жертвой прямой или косвенной дискриминации, должно представить перед Высшим органом доказательства, обосновывающие наличие по отношению к нему фактов дискриминации. Ответчик обязан доказать, что ставшая причиной обращения гражданина мера была оправдана объективными обстоятельствами.
Другим органом, способствующим профилактике экстремизма во Франции, стал мусульманский совет, который был призван проводить мероприятия по интеграции французских мусульман в социальную, культурную и политическую жизнь французского общества.
В 2002 год во Франции была создана Межведомственная миссия по надзору за деятельностью религиозных сект и борьбе с ними. В соответствии с Декретом Франции от 28 ноября 2002 г. в ее обязанности входило:
- мониторинг и анализ феномена и практики деятельности религиозных сект, действия которых представляют угрозу для общественного порядка или нарушают законы и права;
- координация превентивных и репрессивных мер, предпринимаемых для этого органами государственной власти;
- развитие информационного обмена об административной практике борьбы с сектантством;
- содействие осуществлению мер, направленных на помощь жертвам преступных посягательств религиозных сект;
- содействие информированию и подготовке госслужащих в этой области;
- участие в рамках компетенции в работе Министерства иностранных дел Франции на международной арене.
В 2004 г. эта организация обнародовала ежегодный доклад за 2003 год «Сектантские течения». Он был адресован премьер-министру Франции. В докладе были обозначены основные угрозы обществу и государству со стороны сект, определены направления координации деятельности государственных органов. Доклад включал предложения о направлениях совершенствования деятельности органов государственной власти Франции по защите граждан от противоправной деятельности религиозных сект.
Межведомственная миссия систематически выпускает доклады о ситуации в области противодействия социально опасным религиозным сектам. Так, в 2010 г. комиссия опубликовала доклад «Защита несовершеннолетних от сект». Она издала для госслужащих Франции методические разъяснения относительно социально опасных религиозных сект [9, с. 115-116, 119-120].
Таким образом, во Франции для координации деятельности по профилактике экстремизма созданы специальные организации. Эти организации осуществляют сбор информации, помогают государственным органам в борьбе с преступностью экстремистской направленности, сотрудничают со СМИ, учеными, издают для госслужащих методические разъяснения. Результаты анализа, полученные ими, используются для формирования политики государства и правовой базы планируемых мер по противодействию экстремизму. Такой опыт Франции в профилактике экстремизма следует активно использовать и в Российской Федерации.
Литература
1. Понкин И.В. Проблемы государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности: учеб. пособие. М., 2011.
2. Кудрявцев А.В. «Вторая религия» Франции. Мусульманский вопрос на галльской земле // НГ. Религии. 18 сентября. 2002. № 7 (102).
3. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: материалы всероссийской научно-практической конференции. Т.1 / под ред. А.Н-З. Дибирова, М.Я. Яхъяева, А.М. Муртазалиева, К.Н. Ханбабаева. Махачкала, 2008.
4. Пирбудагова Д.Ш. К вопросу о защите прав и свобод личности в условиях борьбы с политическим экстремизмом // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3.
5. Кобец П.Н. Законодательные основы предупреждения терроризма в европейских странах и необходимость совершенствования российского законодательства с учетом международного опыта // Международное публичное и частное право. 2009. № 1 (46).
6. Понкин И.В. Указ. соч.
7. Там же.
8. Малышев В.В. Европейский опыт противодействия экстремизму // Правовая инициатива. 2013. № 8.
9. Понкин И.В. Указ. соч.
Поступила в редакцию 26 апреля 2014 г.