Научная статья на тему 'Противодействие религиозному экстремизму: стратегические возможности'

Противодействие религиозному экстремизму: стратегические возможности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / США / ИЗРАИЛЬ / RELIGIOUS EXTREMISM / ISLAM / STRATEGIC PLANNING / THE USA / ISRAEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна

в статье отражены роль и место противодействия религиозному экстремизму в системе обеспечения безопасности России. Вниманию читателей предложены различные концептуальные модели стратегии противодействия религиозному экстремизму на примере некоторых зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO RELIGIOUS EXTREMISM: STRATEGIC POSSIBILITIES

the article reflects a role and place of counteraction to religious extremism in the Russian Federation security system. The attention of the readers is offered to the different conceptual models of strategy of counteraction to religious extremism, on the example of some foreign countries.

Текст научной работы на тему «Противодействие религиозному экстремизму: стратегические возможности»

УДК343.972 ББК 67.518.5

П80 S-Е. PROLETENKOVA

COUNTERACTION TO RELIGIOUS EXTREMISM: STRATEGIC POSSIBILITIES

Annotation: the article reflects a role and place of counteraction to religious extremism in the Russian Federation security system. The attention of the readers is offered to the different conceptual models of strategy of counteraction to religious extremism, on the example of some foreign countries.

Keywords: religious extremism, Islam, strategic planning, the USA, Israel.

СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА ПРОЛЕТЕНКОВД кандидат юридических наук, доцент,

докторант (ВНИИ МВД России) Е-шаП:е&1ог62@,уа^ех.ги

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация: в статье отражены роль и место противодействия религиозному экстремизму в системе обеспечения безопасности России. Вниманию читателей предложены различные концептуальные модели стратегии противодействия религиозному экстремизму на примере некоторых зарубежных стран. Ключевые слова: религиозный экстремизм, ислам, стратегическое планирование, США, Израиль.

В п. 36 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечается: «...п. 36. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации»1.

Одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед органами государственной власти страны, является обеспечение правопорядка и безопасности населения в условиях террористической и экстремистской угрозы.

В п. 10 указанного документа при определении факторов, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, указано на то, что в ближайшей перспективе «получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма».

При этом п. 37 среди угроз национальной безопасности выделяет «экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации».

Таким образом, логика представленного документа указывает на то, что противодействие религиозному экстремизму и радикализму, является одной из первостепенных задач, стоящих перед органами обеспечения безопасности и правопорядка.

Анализ отечественной литературы издаваемой в последние годы показал, что в целом проблемные вопросы обеспечения безопасности Российского государства изучены довольно глубоко. Можно даже утверждать, что сформирована система знаний о безопасности государства как в целом, так и по отдельным направлениям, а также сложилась и работает парадигма национальной безопасности.

Большим достижением является то, что современный уровень исследования проблем безопасности характеризуется, с одной стороны, всесторонней разработкой концепций и основ политики национальной безопасности2, а с другой - вниманием к методологическим и концептуальным проблемам безопасности в отдельных ее аспектах: личности, общества, государства и других социальных систем3.

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

Трудами указанных и многих других ученых, сложился определенный, на наш взгляд, вполне закономерный подход к методологии подобного рода исследований. Он заключается в том, что абстрактное понятие «безопасность» привязывается к исследуемым объектам материального мира. Исследование при этом развивается таким образом, что относительно безопасности выдвигается некое определение, которое основывается на предположении исследователя о ее идеальном состоянии, к которому необходимо стремиться. Затем безопасность соотносится с особенностями исследуемого объекта, существование которого напрямую влияет на особенности ее достижения.

Вместе с тем, несмотря на прямое упоминание в важнейших руководящих документах Российской Федерации, противодействие религиозному экстремизму как одно из основных средств обеспечения национальной безопасности исследовано слабо. При этом если борьба с проявлениями религиозного экстремизма методами уголовно-правового воздействия в последние годы довольно часто становится предметом научных работ, то целостная общегосударственная система противодействия до настоящего времени в полном объеме не сформирована и не реализуется.

Возвращаясь к упомянутой нами несколько выше методологической схеме подобного рода исследований, следуетпредположить, что общетеоретическими основами такого рода противодействия должны являться, во-первых, понимание безопасности в этой сфере как развития и укрепления социальной системы в целом; во-вторых, обеспечение безопасности как борьба с конкретными ее угрозами, проявлениями религиозного экстремизма. Такой методологический подход позволяет говорить не только о деятельности органов государственной власти как о реакции на различного рода проявления религиозного экстремизма, но и о важнейших направлениях обеспечения национальной безопасности в контексте проявлений религиозного экстремизма на долгосрочную перспективу, то есть о стратегии противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации.

Сам термин «стратегия» получил первоначальное развитие в военном искусстве, а также в деятельности при подготовке вооруженных сил государства к войне4. Вместе с тем в последнее время он все чаще употребляется в контексте государственного управления. При этом практика его использования позволяет с

большой долей достоверности утверждать, что необходимостьв стратегическом планировании тех или иных управленческих процессов появляется в ответ на потребность руководителя в управлении сложными структурами в рамках единого замысла действий. При этом стратегические планы, как правило, предполагают, что некоторые процессы при достижении цели могут быть непредсказуемыми, поэтому для оптимальных условий руководства создаются такие схемы, при которых изменение обстановки не повлечет потери управления и позволит действовать всей системе в рамках единого замысла. Таким образом, проблема религиозного экстремизма в России, не имеющая в настоящее время тенденций с успешному разрешению или снижению своего негативного потенциала, настоятельно диктует необходимость в выработке определенной стратегии действий органов государственной власти как эффективного ответа на обозначенную угрозу.

Осмысление мирового опыта противодействия угрозе экстремизма и терроризма выявляет тот факт, что сегодня существует по меньшей мере три концептуальные стратегии борьбы с обозначенными угрозами.

Первая - это насильственное противоборство, в контексте которого со стороны государства осуществляется жесткая бескомпромиссная борьба с социальными группами и организациями, создающими те или иные угрозы его национальной безопасности.

Ярким примером подобного подхода являлись Стратегии национальной безопасности США 2002 и 2006 гг. Например, в Стратегии 2006 г. прямо указано, что «ни одна группа или страна не должна иметь заблуждений относительно намерений Америки: мы не успокоимся до тех пор, пока не будут выявлены, нейтрализованы и ликвидированы все международные террористические группы»5. Анализ данного документа показал, что в его основу был положен принцип превентивного подхода, который допускал, что обеспечивая безопасность страны, США готовы наносить удары по любому противнику, даже в том случае если время и место его атак на Америку доподлинно неизвестны. В своих выступлениях действующий тогда президент США Джордж Буш-младший подчеркивал оптимальность активного пути борьбы с угрозами экстремизма и терроризма.

Вместе с тем в настоящее время в связи с принятием в мае 2010 г. новой Стратегии национальной безопасности США - президента

/ЭвМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

82

Б. Обамы, вектор борьбы с терроризмом и экстремизмом кардинально изменился. Коренным отличием от предыдущей версии документа является акцент на особую роль «мягкой силы»: дипломатии, сотрудничества и международноправового урегулирования. В новом документе нет также упоминаний об односторонних превентивных силовых действиях, которые приводятся без весомых доказательств об угрозе и соответствующих решений международных организаций. Кроме того, отсутствует «исламский экстремизм» в качестве источника угрозы. Стратегия-2010 подчеркивает; что США будут стремиться построить «отношения позитивного партнерства с мусульманскими общинами по всему миру»6. Рассуждая о действенности данной Стратегии в отношении противодействия экстремизму и терроризму, Б. Обама говорил: «С этой целью мы сделаем новый акцент на сдерживание и предотвращение путем дипломатических действий... Но если для ответа на угрозу потребуются международные силы для сохранения мира, мы будем работать вместе с международными партнерами...»7. Примечательно, что в Стратегии-2010 ни одно враждебное государство не названо прямо, а из организаций упомянута только Аль-Каида.

Второй концептуальныйвариант стратегии противодействия - борьба как уничтожение противника в ходе военных действий и тайных операций.

Государством, использующим подобную стратегию, является Израиль. Основные цели израильской разведки и служб безопасности в рамках противодействия экстремизму и терроризму - арабские государства, их возможности и намерения по отношению к Израилю, их отношения с другими странами, официальные представительства и учреждения арабских государств во всех странах мира, лидеры арабских стран, внутренняя и межарабская политика этих стран, психологические факторы, военная готовность и другие аспекты. Кроме того, особое внимание уделяется противодействию арабской пропаганде, а также выявлению направлений политики правительств стран с многочисленным еврейским населением по отношению к Израилю, проблемам еврейской эмиграции. На сегодняшний день вопросами обеспечения безопасности внутри Израиля, борьбы с террористическими организациями и революционной деятельностью занимается одна из трех израильских разведывательных организаций - Шабак (или Шин Бет), подчиняющаяся непосредственно правительству. Воплощением реализации ука-

занных функций довольно часто является физическое уничтожение противников, осуществляемое сотрудниками данной организации. «В последние годы подобные акции выполняются с использованием высокоточногооружия. Так, 21 августа 2003 г. вертолетные ракеты поразили автомашину одного из командиров ХАМАС Исмаила Абу-Шанаба (его подозревали в организации теракта в Иерусалиме). 24 августа 2003 г. израильтяне провели еще одну операцию по ликвидации видного активиста ХАМАС Ахмада Шитави. По автомашине, в которой находился Шитави вместе с соратниками, с вертолета израильских ВВС было выпущено 3 ракеты. 20 мая 2006 г. был ликвидирован один из руководителей «Исламского джихада» Мухаммед Дахдух, отвечавший за производство ракет «Кассам», с помощью которых боевики обстреливают территорию Израиля ...»8.

После таких акций Израиль подчеркивает, что его спецслужбы предотвращают акты экстремизма и терроризма, которые планировал тот или иной человек. Вместе с тем подобная политика имеет и скрытый негативный характер, тормозящий разрешение арабо-израильского конфликта. Это заключается в том, что во время ударов с использованием оружия массового поражения не обходится без посторонних жертв, что приводит к усилению антиизраиль -ских настроений не только в мусульманских странах, но и во всем мире. Следует отметить, что в Израиле долгое время отсутствовали нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность спецслужб, что ставило их фактически вне закона. Действия сотрудников спецслужб регламентировались внутренними инструкциями и указаниями руководстве*. После ряда скандалов**, связанных с издевательствами над подозреваемыми в совершении действий экстремистского и террористического характера, в 1999 г. Верховный суд Израиля впервые принял нормативный акт, регулирующий деятельность спецслужб, в котором содержался запрет на применение пыток. В 2002 г. Кнессетом был принят Закон о статусе Шабак, который определил место и роль этой службы госбезопасности во властных структурах, ее полномочия, правила проведения арестов, допросов, прослушивания переговоров, использования технических средств, осуществление контроля и надзора, права и обязанности оперативных сотрудников.

Третий вариант стратегии противодействия экстремизму и терроризму - превентивное устране-

/ЭвМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

ние факторов и причин данного явления, информа- ния, мы считаем, что первые два из них, не-

ционная или так называемая бескровная борьба. смотря на их несомненную эффективность в

Исследование действующей в настоящее время прошлом, уже утратили свои позиции, во вся-

Стратегии национальной безопасности России по- ком случае, в практике борьбы с транснаци -

зволяет с уверенностью утверждать, что Российс- ональным экстремизмом и терроризмом, с се-

кая Федерация идет именно по этому пути. тью международных экстремистских организа-

Сразу следует оговориться, что понятие ций, которые в настоящее время активно дей-

«бескровная» носит достаточно условный ха- ствуют и в России. Мы считаем, что перспек-

рактер, поскольку этот вариант Стратегии не тивными в настоящее время становятся такие

предполагает полного отказа от силовых дей- стратегии, в которых основной упор делается

ствий в тех случаях, когда это необходимо. на разумный компромисс, учитывающий инте-

Здесь больше имеется в виду смещение век- ресы конфликтующихсторон Формирование на-

тора приоритетов от бескомпромиссных сило- правления противодействия религиозному экст-

вых акций, часто еще больше усугубляющих ремизму в Российской Федерации именно по

проблему экстремизма и терроризма, к преду- этому принципу будет способствовать опреде-

предительно-профилактическому воздействию. лению оптимального алгоритма социального уп-

Оценивая эффективность представленных равления, при котором угроза религиозного эк-

трех вариантов стратегического планирова- стремизма должна постепенно исчерпать себя.

1 Российская газета. 2009. 19 мая.

2 См.: Быков А.В. Система обеспечения внутренней безопасности государства(административно-право-вой аспект деятельности): монография. М., 2007; КардашоваИ.Б. МВД России в системе обеспечениянаци-ональной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук М., 2006; Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобализации. М., 2001; Лукашук И.И. Глобализация, государство право, XXI век. М., 2000; Манилов В.Л. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России: дис. ... д-ра полит: наук. М., 1995; Общая теория национальнойбезопасности учебник/ под ред. А.А. Прохожева М., 2002; РыжакИ.П. Правовое регулированиедеятельности спецслужбв системе обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации М., 2000; ШпигельЛ.Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008 и др.

3 См.: Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2001; Бурьянов О.В. Безопасность общества: социально-структурныйи институциональныйаспекты: автореф. дис. ... д-ра социол наук. СПб., 1999; ВозженниковА.В. Национальная безопасность России: методологияисследованияи политика обеспечения М., 2002; Безопасность России и армия / В.В. Серебряников [и др.]. М., 1995; и др.

4 См.: Краткий словарь иностранных слов / под ред И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. 6-е изд. перераб. и доп. М., 1951. С. 379.

5 Иванов В. Стратегия безопасности по-американски // Независимое военное обозрение. 19.06.2009 http:// www.nvo.ng.ru/realty/2009-06-19/5 strategy.html

6 National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010. P. 1-3, 19, 47 // http:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss viewer/national security strategy.pdf

7 May, Clifford. Sins of Omission in Obama’s National Security Strategy // Scripps Howard News Service, June 3, 2010 // http://www.cliffordmaY.org/7553/obama-national security strategy

8 Баранов В.П., Журавель В.П. Терроризм и антитеррор на рубежеXX-XXI веков. М., 2008. С. 215-216.

* В 2002 и 2004 годах были приняты Законы, прописывающие детальные инструкции для сотрудниковслуж-бы безопасности, что оставляло за последними практически неисчерпаемые полномочияв рамках обеспечения безопасности.

** Наиболее известным был инцидент, связанный с автобусом№ 300. В 1984 г. четверо арабских террористов захватили автобусс пассажирами. В ходе штурма двое из них были убиты, а двое захвачены живыми. Захваченные террористы были допрошены, а затем убиты сотрудниками Шабака. После этого последовал громкий международный скандал, несколько высокопоставленныхчинов, включая главу Шабака, подали в отставку, а исполнителибыли до судапомилованы президентомИзраиля. В 1987 г. состоялосьтак называемое дело Нафсо, когда И. Нафсо, обвинявшийся в предательстве и шпионаже был вынужден под пытками дать признательные показания В 1995 г. палестинский террорист Абед Харизет умер во время допроса в Шабаке. В заключении патологоанатомабыло указано, что смерть наступила в результате интенсивного закручивания головы.

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.