20. Генрих Н. В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2011.
21. Ширмамедов А. К. Карательная функция права: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
22. Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975.
23. Усс А. В. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993.
24. Черных С. Н. Право и справедливость: единство и противоречие в социальном процессе: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Воронеж, 2011.
© Денисова А. В., 2015
* * *
А. А. Лихолетов, О. А. Решняк
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ
Массовые отравления и смертельные исходы, связанные с употреблением ранее неизвестных веществ синтетического происхождения, привела к необходимости законодательного регулирования общественных отношений в сфере оборота таких веществ. Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в действующее законодательство внесен ряд изменений, направленных на расширение возможностей правоохранительных органов по борьбе с бесконтрольным распространением новых потенциально опасных психоактивных веществ. В частности, Уголовный кодекс России дополнен ст. 234.1, устанавливающей ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом новых потенциально опасных веществ, в целях сбыта, а равно их сбыт. Вместе с тем законодателем оставлена без должного внимания юридическая оценка действий по склонению к потреблению таких веществ. В России употребляют различные вещества психоактивного действия в основном молодежь, т. е. лица, обучающиеся в школах, училищах, вузах. Однако употребление психоактивных веществ представляет одинаковую опасность для жизни и здоровья как несовершеннолетних лиц, так и взрослых. В статье предпринята попытка обоснования необходимости установления уголовной ответственности за склонение к потреблению новых потенциально опасных веществ, которое представляет собой одну из форм распространения таких веществ и частою приводит к формированию зависимости.
Ключевые слова: незаконный оборот, несовершеннолетние, новые потенциально опасные психоактивные вещества, склонение, уголовная ответственность.
A. A. Likholetov O. A. Reshnyak
COUNTERING DISTRIBUTION OF NEW POTENTIALLY HAZARDOUS
PSYCHOACTIVE SUBSTANCES: CRIMINAL JUSTICE RESPONSE
Mass poising and fatal results because of application previously unknown non-natural drugs leaded to necessity of legislative control of social relations in the area of distribution of such substances. By the Federal № 7-ФЗ of 03 February 2015 On amendments to a number of legislative acts of the Russian Federation some changes have been made in current legislation. They are aimed at empowerment of law enforcement agencies in countering uncontrolled distribution of potentially hazardous psychoactive substances. In particular, the Criminal Code of the Russian Federation has been added with the Article 234.1 that establish responsibility for the actions connected with illegal distribution of potentially hazardous psychoactive substances in purpose of sale as well as their marketing. Along with that legislator did not pay any due attention to legal evaluation of inducement to application of such substances. In Russia it is basically young people who study in schools, colleges and higher
education institutions are the ones who take different psychoactive substances. However application of psychoactive substances poses the same danger to life and health of non-adults and adults. In the article the authors try to substantiate the necessity of establishment of criminal responsibility for inducement to application of new potentially hazardous substances, that is one of the forms of distribution of such substances and often leads to addiction.
Keywords: illegal trafficking, non-adult, new potentially hazardous substances, inducement, criminal responsibility.
В последние годы в нашей стране широкое распространение получили новые виды психоактивных веществ (именуемые в обиходе «спайса-ми»), вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения и представляющих реальную опасность для жизни и здоровья граждан.
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в 2013 г. зарегистрировано 26 700 фактов отравления новыми психоактивными веществами, что на 46 % больше аналогичного периода 2010 г., причем доминирующие позиции (47,3 %) в статистике отравлений занимают «неуточненные» психоактивные вещества. В ряде регионов нашей страны только лишь в последней декаде сентября 2014 г. зарегистрировано более 700 фактов отравления такими веществами, в том числе несколько десятков — с летальным исходом [1].
Согласно сведениям Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения России, спайс представляет собой синтетическую курительную смесь, содержащую химические вещества, обладающие психоактивным действием, относящиеся к группе новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен.
Заболеваемость и смертность, вызванная систематическим употреблением спайсов, при кодировании в соответствии с Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее — МКБ-10), входит в класс V «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Отравления указанными веществами имеют двойную кодировку: по классу XIX «Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин» и классу XX «Внешние причины заболеваемости и смертности». Факты эпизодического употребления относятся к XXI классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения».
Сложность и разнообразие химического состава спайсов определяет принадлежность к соответствующему коду по МКБ-10. Самостоятельный код по МКБ-10 у нарушений здоровья, связанных с употреблением спайсов, отсутствует, в связи с чем при формировании статистической отчетности не предусмотрено их выделение в отдельную строку [2].
Таким образом, реальное количество отравлений и летальных исходов вследствие употребления новых потенциально опасных психоактивных веществ в настоящее время не подлежит установлению.
Однако всплеск массовых отравлений и смертей в различных регионах России в связи с употреблением ранее неизвестных веществ синтетического происхождения привел к необходимости государственного регулирования отношений, связанных с такими веществами.
В связи с этим Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ [3] (далее, если не указано иное, — ФЗ № 7) в ряд нормативных правовых актов внесены изменения в части регламентации оборота указанных психоактивных веществ.
Так, в Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества», под которыми следует понимать вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом и которые включены в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, запрещенных к свободному распространению в России.
В ключение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами прокуратуры, Следственного комитета Российской Федера-
ции, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности сведений о потреблении вещества, подтвержденных результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.
Исключение из Реестра такого вещества осуществляется по решению органов по контролю за оборотом наркотиков после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. Указанные решения должны быть приняты не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр.
В целях реализации положений ФЗ № 7 и недопущения нелегального обращения новых потенциально опасных психоактивных веществ Уголовный кодекс России дополнен новой статьей 234.1,
предусматривающей ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом таких веществ в целях сбыта, а равно их незаконный сбыт.
Данные изменения в уголовном законодательстве повысят эффективность противодействия бесконтрольному распространению психоактивных веществ, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, поскольку значительная роль в предупреждении таких преступлений принадлежит именно уголовному законодательству [4, а 68].
Следует отметить, что решение о введении в действие ст. 234.1 положительно оценили 87,1 % сотрудников правоохранительных органов (см. рис. 1), что также указывает на актуальность принятых законодателем мероприятий по криминализации действий по незаконному обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ.
□ за □ против □ затруднились ответить
Рис. 1. Оценка решения законодателя о криминализации незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ
Вместе с тем, по нашему мнению, законодателем не дана надлежащая правовая оценка действиям по склонению к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Включение в диспозицию ст. 6.10 КоАП РФ положений, предусматривающих ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ, в качестве одной из мер, направленных на предотвращение распространения таких веществ, на наш взгляд, не приведет к ожидаемому эффекту, что обусловлено рядом причин, к которым можно отнести: относительно низкие размеры штрафных санкций за административные правонарушения (до 3 000 рублей в простом составе и до 5 000 рублей — в квалифицированном); ограниченный (по сравнению с уголовно-процессуальным законо-
дательством) инструментарий для установления и доказывания всех обстоятельств совершенного правонарушения и др.
Кроме того, следует отметить, что новые потенциально опасные психоактивные вещества несут одинаковую степень угрозы для жизни и здоровья не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц.
С медицинской точки зрения психоактивные вещества — это природные, синтетические, промышленные, фармакологические и другие препараты, способные при их употреблении изменять психическое состояние человека, а последующее их употребление стимулирует формирование зависимости [5, а 50].
Отдельной проблемой можно назвать наличие корреляции между ростом количества лиц, упот-
ребляющих опасные вещества, и увеличением заболеваемости ВИЧ-инфекцией, гепатитами и другими неизлечимыми болезнями, что, в конечном итоге, неизбежно приводит к снижению рождаемости и росту смертности [6, а 80].
Серьезную опасность психоактивные вещества представляют для несовершеннолетних, которые в силу особенностей психофизиологического развития наиболее подвержены формированию разного рода зависимостей. В последнее время приобрела особую актуальность проблема склонения молодежи к употреблению психоактивных веществ. Более всего такому воздействию подвержены учащиеся школ, училищ, вузов, подростки из неблагополучных семей, на которых неоспоримое влияние оказывает авторитет взрослых. Отсутствие у подростка понятия об опасности психоактивных веществ, излишняя доверчивость к старшим облегчает процесс склонения к потреблению данных веществ, что приводит к повсеместному распространению психоактивных веществ среди молодежи [7]. По данным Всемирной организации здравоохранения различные психоактивные вещества употребляют более 500 млн человек. По некоторым оценкам от 10 до 15 % старшеклассников и от 15 до 30 % студентов уже имели опыт употребления наркотических средств и психоактивных веществ [8, а 95].
Одной из форм сбыта новых потенциально опасных психоактивных веществ является склонение к их употреблению, приводящее часто к формированию зависимости. Лица, вовлеченные в употребление психоактивных веществ, и сами нередко совершают незаконные действия по их обороту (например, помогают сбытчику в поиске новых клиен-
тов для распространения опасного вещества в целях получения «дозы» для личного употребления).
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сд елать вывод о том, что незаконный оборот новых психоактивных веществ обладает не меньшей степенью общественной опасности, чем оборот известных видов наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ. Указанные преступления, как и незаконный оборот наркотиков, требуют постоянных наступательных усилий в борьбе с ними [9, а 268].
Учитывая изложенное, Уголовный кодекс необходимо дополнить специальной по отношению к ст. 230 статьей, устанавливающей ответственность за склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ. При этом несовершеннолетний возраст склоняемого лица должен рассматриваться как квалифицирующий признак, а действия по склонению к употреблению указанных веществ, совершенные родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, следует определить в качестве особо квалифицирующего признака.
Повышенная степень общественной опасности преступления в таких случаях определяется тем, что деяние совершается близким лицом, на которое в соответствии с нормами морали и права возложены обязанности по воспитанию детей, и в большинстве случаев имеющим непререкаемый авторитет для несовершеннолетнего [10, а 51].
Идею о необходимости установления уголовной ответственности за склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ поддержали 90,1 % респондентов (рис. 2).
□ за □ против □ затруднились ответить
Рис. 2. Наличие необходимости и установление уголовной ответственности за склонение к употреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ
Таким образом, Уголовный кодекс России предлагается дополнить ст. 230.1 следующего содержания (редакция примерная):
«Статья 230.1. Склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ
1. Склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ —
наказывается.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в отношении несовершеннолетнего;
в) в отношении двух или более лиц;
г) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;
Список библиографических ссылок
б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, — наказываются... »
Под «склонением к употреблению новых потенциально опасных психотропных веществ», с учетом положений постановлений Пленума Верховного суда СССР от 26.09.1975 № 7 «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» [11], Пленума Верховного суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» [12], необходимо понимать инициативное умышленное действие лица, направленное на возбуждение у другого лица желания их потребления вне зависимости от факта реализации такого желания последним.
1. Информационно-аналитическая справка о наркоситуации в России и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков за 9 месяцев 2014 г. Официальный сайт ФСКН России [Электронный ресурс]. URL: http://www.fskn.gov.ru (дата обращения: 25.03.15).
2. Письмо Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Российской Федерации № 13-2/3015845-2 от 11.03.2015.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ // Рос. газ. 2015. 6 февр.
4. Филин Д. М., Хоршева В. С. Правовые аспекты регулирования оборота наркотических средств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 1. С. 67—70.
5. Дереча В. А. Человек в поисках острых ощущений. Об алкогольной, наркотической, игровой и других видах зависимости личности и их профилактике. Оренбург, 2007.
6. Семенова В. В. Предмет преступлений, связанных со склонением к потреблению средств и веществ, представляющих угрозу здоровью населения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4. C. 79 —84.
7. Чапурко Т. М. Политико-правовые трактовки уголовной ответственности за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении детей в России // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 104 (10). [Электронный ресурс]. URL: http://ej.kubagro.ru/ 2014/10/pdf/151 .pdf 1 (дата обращения: 20.02.2015).
8. Михайлов М. А. Патологическое влечение к психоактивным веществам и смыслообразование // Вестник славянских культур. 2011. № 19. С. 95 —104.
9. Янин С. А. Организация первоначального этапа расследования незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ // Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. М., 2012. Ч. 1. С. 268—272.
10. Лихолетов А. А. О необходимости вовлечения криминализации отдельных деяний, связанных с азартными играми // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2. С. 47—54.
11. О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ: постановление Пленума Верховного суда СССР от 29.09.1975. № 7 // Сборник постановлений Пленума Верховного суда СССР (1924—1986). М., 1987.
12. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного суда СССР от 15.06.2006 № 14 // Рос. газ. 2011. 11 февр.
© Лихолетов А. А., Решняк О. А., 2015
* * *
А. Г. Хлебушкин
ПЕНАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В статье рассматриваются проблемы наказуемости наиболее распространенных преступлений против основ конституционного строя, предусмотренных ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Анализируются две стороны пенализации данных деяний — на уровне законотворчества и на уровне правоприменения. Используется действующее уголовное законодательство с учетом изменений, внесенных в 2014 г., статистические сведения о состоянии преступности и назначении наказания по указанным преступлениям за 2003—2014 гг. Также исследуется обоснованность предложений по усилению строгости наказания за конкретные преступления, связь между уровнем преступности и строгостью наказаний, предупреждения преступлений. Проводится сопоставление динамики назначения наказания в виде лишения свободы осужденным за совершение данных преступлений и количества зарегистрированных преступлений. Усиление строгости санкции выглядит уместной законодательной мерой, когда практика назначения наказания по соответствующей категории дел свидетельствует о недостаточном потенциале санкций норм Особенной части УК РФ. Наряду с иными обстоятельствами свидетельствовать о такой недостаточности должно то, что в рамках этих санкций суды назначают более строгое наказание из числа альтернативно предусмотренных и на срок (в размере) ближе к верхнему пределу санкции.
Ключевые слова: уголовное наказание; пенализация; преступления против основ конституционного строя; публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; экстремизм; преступления экстремистской направленности.
A. G. Khlebushkin
PENALIZATION OF CERTAIN INFRINGEMENT AGAINST THE CONSTITUTIONAL ORDER:
THEORETICAL AND EMPIRICAL SURVEY
The article considers the problems of punishability of most common crimes against the constitutional order under art. 280 of the RF Criminal Code, «Public calls for extremist activity» and art. 282 «The incitement of hatred or hostility, and humiliation of human dignity». Author analyzes the two sides of the penalization of this acts, the first at the level of legislation and the second at the level of law enforcement. Existing criminal laws, taking into account the changes made in 2014, statistical information about the state of criminality and sentencing for these crimes for the years 2003—2014 are used. The problems of the validity of the proposals to enhance the