Научная статья на тему 'Противодействие преступности несовершеннолетних и его отражение в уголовно-правовой и пенитенциарной политике государства'

Противодействие преступности несовершеннолетних и его отражение в уголовно-правовой и пенитенциарной политике государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
делинквентное поведение / преступность несовершеннолетних / уголовно-правовое воздействие / пенитенциарная политика / delinquent behavior / juvenile delinquency / criminal law impact / penitentiary policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинов А. Г.

формирование физически здорового, интеллектуально развитого и социально ориентированного подрастающего поколения входит в число приоритетных задач государства. Личность, аккумулирующая в себе перечисленные качества, способна интегрироваться в стремительно меняющуюся среду. Становясь ее органической частью, подавляющее большинство представителей молодежи направляет свою энергию на созидание. В процессе достижения поставленных перед собой целей они согласовывают совершаемые поступки с требованиями норм нравственности и законодательства. Вместе с тем показатели преступности свидетельствуют о том, что изрядное количество юношей и девушек удовлетворяют личные интересы посредством отклоняющегося поведения. Его коррекция осуществляется в рамках реализуемой государством уголовно-правовой и пенитенциарной политики. Определяя круг запрещенных под угрозой применения уголовного наказания действий и актов бездействия, представительная ветвь власти стремится удержать неустойчивых молодых людей от общественно опасных форм поведения. В крайних случаях, когда на момент уголовно-правовой оценки содеянного суд констатирует опасность подростка для социума, он вынужден прибегнуть к инструментарию уголовно-исполнительного права. Сказанное подчеркивает актуальность, основные направления исследования противодействия преступности несовершеннолетних и его отражения в уголовно-правовой и пенитенциарной политике государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction of minor crime and its reflection in the criminal-legal and prisonal policy of the state

the formation of a physically healthy intellectually developed and socially oriented younger generation is one of the priorities of the state. A person who accumulates the listed qualities in himself is able to integrate into a rapidly changing environment. While becoming an organic part of it, the vast majority of young people direct their energy towards creation. In the process of achieving their goals, they coordinate their actions with the requirements of morality and legislation. At the same time, crime rates show that a fair number of boys and girls pursue their personal interests through deviant behavior. Its implemented by the state. Determining the range of actions and acts of inaction prohibited under the threat of criminal punishment, the representative branch of government seeks to keep unstable young people from socially dangerous forms of behavior. In extreme cases, when at the time of the criminal-legal assessment of the deed, the court ascertains the danger of a teenager to society, he is forced to resort to the tools of penal law. The foregoing characterizes the relevance and main directions of the study of combating juvenile delinquency and its reflection in the criminal law and penitentiary policy of the state.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступности несовершеннолетних и его отражение в уголовно-правовой и пенитенциарной политике государства»

А. Г. Блинов,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии

A. G. Blinov,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminal and Penal Enforcement Law, Saratov State Law Academy

DOI:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: формирование физически здорового, интеллектуально развитого и социально ориентированного подрастающего поколения входит в число приоритетных задач государства. Личность, аккумулирующая в себе перечисленные качества, П способна интегрироваться в стремительно меняющуюся среду. Становясь ее орга-

I

I 8

нической частью, подавляющее большинство представителей молодежи направляет свою энергию на созидание. В процессе достижения поставленных перед собой целей они согласовывают совершаемые поступки с требованиями норм нравственности и законодательства. Вместе с тем показатели преступности свидетельствуют

в о том, что изрядное количество юношей и девушек удовлетворяют личные интересы (X посредством отклоняющегося поведения. Его коррекция осуществляется в рамках реализуемой государством уголовно-правовой и пенитенциарной политики. Определяя ^ круг запрещенных под угрозой применения уголовного наказания действий и актов § бездействия, представительная ветвь власти стремится удержать неустойчивых молодых людей от общественно опасных форм поведения. В крайних случаях, когда ^ на момент уголовно-правовой оценки содеянного суд констатирует опасность § подростка для социума, он вынужден прибегнуть к инструментарию уголовно-ис-С полнительного права. Сказанное подчеркивает актуальность, основные направления ^ исследования противодействия преступности несовершеннолетних и его отражения

в уголовно-правовой и пенитенциарной политике государства. ® Ключевые слова: делинквентное поведение, преступность несовершеннолетних,

уголовно-правовое воздействие, пенитенциарная политика.

COUNTERACTION OF MINOR CRIME AND ITS REFLECTION IN THE CRIMINAL-LEGAL

CV AND PRISONAL POLICY OF THE STATE

«V

O Abstract: the formation of a physically healthy intellectually developed and .socially

^ orientedyounger generation is one of the priorities of the state. A person who accumulates CO the listed qualities in himself is able to integrate into a rapidly changing environment. While becoming an organic part of it, the vast majority of young people direct their energy towards creation. In the process of achieving their goals, they coordinate their actions with the requirements of morality and legislation. At the same time, crime rates show that a fair number of boys and girls pursue their personal interests through deviant behavior. Its

110

correction is carried out within the framework of the criminal law and penitentiary policy implemented by the state. Determining the range of actions and acts of inaction prohibited under the threat of criminal punishment, the representative branch of government seeks to keep unstable young people from socially dangerous forms of behavior. In extreme cases, when at the time of the criminal-legal assessment of the deed, the court ascertains the danger of a teenager to society, he is forced to resort to the tools of penal law. The foregoing characterizes the relevance and main directions ofthe study ofcombating juvenile delinquency and its reflection in the criminal law and penitentiary policy of the state.

Keywords: delinquent behavior, juvenile delinquency, criminal law impact, penitentiary policy.

s

Приоритетной задачей государства, столкнувшегося с по- g

требностью охраны традиционных духовных ценностей и консолидации д

усилий институтов гражданского общества, выступает создание усло- §

вий по всестороннему нравственному, интеллектуальному и физическо- |

му развитию молодежи. На фоне наблюдающегося научно-технического "

прогресса проявились чувствительные сферы жизнедеятельности, ока- §

о

зывающие двойственное воздействие на мотивацию поступков подрас- | э тающего поколения. С одной стороны, они заметно повышают качество д 3 жизни современного человека, а с другой - создают риск появления но- g J вых форм делинквентного поведения. Так, инновационные технологии С обеспечивают оперативный доступ к социально значимой информации, а 3 стимулируют интерес к здоровому образу жизни, облегчают коммуника- I д цию и т.д. Одновременно информационные ресурсы нередко применя- Ц | ются антисоциальными лицами против интересов несовершеннолетних. Деструктивные действия взрослых вовлекают подростков в суицидаль- | q ные группы, потребление веществ, разрушающе действующих на орга- § а низм ребенка, в экстремистскую, террористическую и иную преступную 3 g деятельность. В связи с этим приоритетным направлением политики го- ^ сударства становится ограждение детей от новых угроз, негативно влия- | ющих на психологическое и физиологическое развитие личности. Особое д § внимание уделяется нейтрализации факторов, мотивирующих несовер- 3 | шеннолетних на совершение отклоняющихся от нормы действий. В решении поставленной социально значимой задачи немаловажное значение 111 отводится уголовному и уголовно-исполнительному законодательству. .

Нормы уголовного права определяют формы общественно опасного по- Н

§

ведения несовершеннолетних, которые запрещены под угрозой примене- 3 ния наказания, принудительных мер воспитательного воздействия и иных g мер уголовно-правового характера. В свою очередь уголовно-исполнительный закон включает инструментарий исправительного воздействия на сознание и волю лиц, оказавшихся неустойчивыми перед предписаниями уголовного закона и нарушивших их.

Обращаясь к уголовно-правовому и пенитенциарному механизму предупреждения распространения криминальной мотивации в молодежной среде, важно ориентироваться на эмпирическую картину преступности. Так, статистические данные показывают, что преступления, совершаемые несовершеннолетними, из года в год сохраняют устойчивые позиции в общей структуре общественно опасных посягательств. Согласно статистическим данным МВД России, в 2019 г. несовершеннолетними или при их участии на территории страны совершено 41 548 преступлений. В 2020 г. их количество сократилось до 37 771, а в 2021 г. - до 31 865 [1]. Приведенные показатели свидетельствуют о значительном снижении доли регистрируемых криминальных посягательств на интересы личности, общества и государства, исполнителями которых выступают лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. В процентном соотношении в 2020 г. „о преступность несовершеннолетних снизилась на 9,1 %, а в 2021 г. ^ - на 15,6 %.

Главный информационно-аналитический центр МВД России не только регистрирует выявленные преступления, но и ведет учет лиц, причастных к их совершению. Подобная статистика позволяет следить за динамикой криминальной активности населения и форми-2 рует представление об уровне преступности в стране. В последние ^ годы наблюдается сокращение числа подростков, принимавших — участие в совершении криминальных деяний. Если в 2019 г. органы § внутренних дел выявили 37 953 таких ребенка, то в 2021 г. - 29 126. ^ Снижение уровня преступности несовершеннолетних объясняется § несколькими факторами. Во-первых, оно тесно связано с результата-^ ми эффективной работы субъектов профилактики правонарушений, реализующих межведомственные программы и просветительские

99

о акции по выявлению и устранению причин и условий совершения ^ подростками общественно опасных действий. Во-вторых, популяриза-С ция уголовного закона в доступных для молодежи формах обусловила увеличение числа юношей и девушек, внимательно относящихся 112 к уголовно-правовым обязанностям и последствиям их несоблюдения. ^ В-третьих, наблюдаемое в стране сокращение преступности в целом СЧ отразилось на количестве преступных деяний, совершенных лицами, ® не достигшими возраста восемнадцати лет.

^ В структуре подростковой преступности преобладают общественно опасные действия, посягающие на собственность, половую свободу и половую неприкосновенность личности, здоровье населения, жизнь и здоровье человека. Так, по сведениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2021 г. к уголовной ответствен-

ности привлечены 14 855 несовершеннолетних. Судом они признаны виновными в тайном хищении чужого имущества (7 239 человек), угоне автомобиля без цели хищения (1 740 человек), грабеже (1 541 человек), незаконном обороте наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (1 412 человек), разбое (397 человек), изнасиловании и совершении насильственных действий сексуального характера (282 человека) [2]. Принимая во внимание объекты перечисленных общественно опасных посягательств, можно сделать вывод о существовании специфических мотивов, побуждающих подрастающее поколение к выбору криминальной линии поведения. 8 К доминирующим причинам, подталкивающим детей к совершению д преступлений против собственности, следует отнести: отсутствие д финансовой устойчивости в семье; несоответствие доходов родителей § роскошному образу жизни, популяризируемому в медиаисточниках; | ложно понимаемую либо искаженную иерархию ценностей, навязыва- " емую корыстно ориентированными представителями криминальных § и других деструктивных субкультур. д э

Чрезмерное имущественное и финансовое расслоение в социуме д 3

вызывает у молодых людей желание приобрести материальное благо § !

любым доступным способом, не пренебрегая общественно опасным

поведением. Так, четырнадцатилетний Г. признан виновным в тайном а 3

2 ®

хищении чужого имущества с незаконным проникновением в жилище I д (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ). Выбирая вид и форму уголовно-правового | I воздействия на подростка, пренебрегшего обязанностью по воздер- | 2 жанию от совершения общественно опасного деяния, суд принял во ° | внимание мотив совершенного преступления и ряд других смягчаю- § § щих наказание обстоятельств. К числу последних правоприменитель 3 § отнес неблагополучное семейное положение несовершеннолетнего (его родители находились в разводе), отсутствие у отца постоянного 4 | источника дохода, вследствие чего ребенок испытывал значительные д § материальные затруднения. Указанные внутренние и внешние факторы 3 | побудили несовершеннолетнего к хищению денежных средств [3].

В другом случае на отклоняющееся поведение лиц рассматри- 113 ваемого возрастного сектора повлиял непререкаемый авторитет а взрослого. Он предложил несовершеннолетним К. и Е. принять Н участие в краже чужого имущества. В качестве вознаграждения §3 за совместную криминальную деятельность пообещал вырученные от продажи похищенного имущества деньги поровну. Задуманное не удалось довести до конца по независящим от них обстоятельствам - они были застигнуты на месте совершения преступления хозяином дома [4].

Несовершеннолетним, вступившим в конфликт с уголовным законом, суды назначают чаще всего наказание в виде лишения свободы, обязательных работ и штрафа. Так, в 2021 г. к реальному лишению свободы приговорены 2 412 лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, обязательные работы назначены 2 614, а штраф - 1 490 несовершеннолетним. Одновременно 5 944 подростка отбывали наказание в виде лишения свободы условно. Намного реже суды обращаются к ограничению свободы. Его в качестве основного наказания назначили 503 осужденным [2].

Исходя из приведенных статистических показателей, наблюдается выраженный уклон в сторону реального и условного применения лишения свободы. Учитывая, что указанный вид наказания из числа предусмотренных уголовным законом для несовершеннолетних является самым строгим, столь частое обращение к нему правоприме-„о нителем нельзя признать позитивной тенденцией. Верховный Суд РФ го справедливо настаивает на том, что «наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае при-№ знания невозможности его исправления без изоляции от общества, § с приведением мотивов принятого решения» [5]. § Объяснение сложившейся ситуации можно найти в уголовном 2 законе, оперирующем ограниченным количеством наказаний, спо-^ собных оказать предупредительное воздействие на подростков, яв-— ляющихся носителями общественной опасности. Так, штраф как вид § уголовного наказания назначается в пределах, которые определены 5 еще в 2003 г. В настоящее время его размер составляет от одной тысячи § до пятидесяти тысяч рублей. Принимая во внимание произошедшие ^ в стране за последние два десятилетия социально-экономические преобразования, указанные пределы штрафа перестали соответствовать о характеру и степени общественной опасности большинства престу-^ плений, совершаемых несовершеннолетними. Вряд ли они способны С сформировать на уровне сознания молодого человека понимание асоциальности совершаемого преступного посягательства. Тем бо-114 лее что уголовный закон допускает возможность взыскания штрафа . с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего N (ч. 2 ст. 88 УК РФ).

® Скудная статистика назначения несовершеннолетним наказания ^ в виде исправительных работ объясняется вполне понятными причинами. Большинство представителей молодежи очно обучаются в образовательных организациях. Вследствие этого трудовая деятельность, которую по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями могут предложить органы местного самоуправления,

создает серьезные препятствия для продолжения учебы. Примерно по тем же мотивам суды не прибегают к сдерживающему потенциалу лишения права заниматься определенной деятельностью.

Исполнение назначенных несовершеннолетним наказаний входит в компетенцию учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов. Система органов и учреждений ФСИН России охватывает воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции. Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Сегодня в нашей стране функциониру- 3 ют 18 воспитательных колоний: 16 - для содержания несовершен- § нолетних мужского пола; 2 - для содержания несовершеннолетних д женского пола. Уголовно-исполнительные инспекции исполняют ^ наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также осущест- 3§ вляют контроль за поведением условно осужденных. Уголовное " наказание в виде штрафа, назначенное несовершеннолетнему, ис- § полняет Федеральная служба судебных приставов в лице судебного § э пристава-исполнителя. д 3

Анализ материалов правоприменительной практики позволяет § §

п §

констатировать, что оказываемое на несовершеннолетних уголовно-правовое и пенитенциарное воздействие не всегда обеспечивает а 3

достижение социально-позитивного результата по удержанию соот- I д ветствующих правоисполнителей от совершения новых посягательств Ц I на охраняемые уголовным законом блага. Так, в 2021 г. суды вынесли | обвинительный приговор в отношении 2 737 подростков, которые ° 1 имели судимость. По сравнению с 2019 г. указанные показатели § § сократились на 21,15 %. Наблюдаемая положительная динамика от- 3 § ражает качество проводимой государством политики в отношении ® 1 несовершеннолетних осужденных. | Действующее уголовное законодательство допускает возможность д § освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, 3 | если он после совершения преступления небольшой и средней тяжести добровольно явился с повинной, способствовал раскрытию 115 и расследованию преступления, возместил причиненный потерпев- 3 шему ущерб. Демонстрируемое им позитивное посткриминальное Н поведение дает компетентным органам (дознавателю, следователю §3 и суду) основание для его исключения из категории лиц, являющихся § носителями общественной опасности. В настоящий момент уголовный закон предусматривает следующие виды освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ); в связи с примирением с потерпевшим

(ст. 76 УК РФ); в связи с возмещением ущерба (ст. 76.1 УК РФ); с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ); в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ); с изданием акта об амнистии (ст. 84 УК РФ); с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ).

На практике чаще всего основанием освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности выступает примирение с потерпевшим. Так, в 2021 г. в связи с примирением с потерпевшим от уголовной ответственности освобождены 6 328 несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Значительно реже они освобождаются от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа и с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В 2021 г. 960 подростков, возместивших ущерб или иным образом загладивших причиненный „о преступлением вред, освобождены от уголовной ответственности го с назначением судебного штрафа. С применением принудительных мер воспитательного воздействия от уголовной ответственности а освобождены 1 525 несовершеннолетних. В связи с деятельным расой каянием в том же году от уголовной ответственности освобожден § 261 несовершеннолетний, а в связи с истечением установленных 2 уголовным законом сроков давности - 265 [2].

^ Нередко в правоприменительной практике имеют место случаи, — когда общественно опасное деяние совершают лица, не подлежащие § уголовной ответственности. Юридические основания непривлечения § к ответственности, установленной уголовным законом, отражены § в Уголовном кодексе РФ. К ним относятся: недостижение соответ-^ ствующим лицом возраста наступления уголовной ответственности (ч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ); отставание физического лица в психическом о развитии, не связанное с психическим расстройством (ч. 3 ст. 20 ^ УК РФ). Указанные лица, согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона С от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], по ре-116 шению суда помещаются в специальные учебно-воспитательные ^ учреждения закрытого типа. Сюда же направляются несовершен-СЧ нолетние, освобожденные судом от отбывания наказания на основу вании ч. 2 ст. 92 УК РФ. В специальных учебно-воспитательных ^ учреждениях закрытого типа на несовершеннолетних оказывается профилактическое воздействие в целях реабилитации и ресоциализа-ции. На территории РФ функционируют 44 учебно-воспитательных учреждения закрытого типа. По состоянию на 31 декабря 2020 г. в них находился 1 591 воспитанник [7].

Проводимая федеральными органами власти уголовно-правовая и пенитенциарная политика привела к существенному уменьшению количества осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. За последние десять лет оно сократилось в шесть раз. Государство меньше стало обращаться к услугам принудительных отраслей законодательства за счет того, что больше внимания уделяет профилактической работе. В ее реализации задействованы федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры и следствия, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные организации и т.д. Оздоровление нравственного поведения молодежи посредством профилактических мер диктует необходимость дальнейшей либерализации уголовного и уголовно-исполнительного права. Рекомендуется выделить сферу профилак- § тики противоправных поступков в самостоятельную отрасль знаний, 3§ совершенствовать условия освобождения несовершеннолетних

■а

от уголовной ответственности и наказания, развивать институты § поддержания социальных связей осужденных к лишению свободы § д подростков с родственниками и их постпенитенциарную адаптацию. а

€ а о о О

5 и

Список литературы: I, |

1. Статистика и аналитика. Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 05.05.2022).

2. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2021 год. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном

й ш * 5

I о

и

Суде РФ. URL: www.cdep.ru/mdex.php?id=79&item=6121 (дата обращения: -о о

о о

5 о

g о

, Е

0 2

О

1 §

Чз ф

о н

а *

а х

05.05.2022).

3. Приговор Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 18 октября 2017 г. по делу № 1-83/2017. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ * о t8TTxJ4pjsxO/ (дата обращения: 13.06.2022). |g

4. Приговор Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 июля 2020 г. по делу № 1-134/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ tcWfdnQW4tJ5/ (дата обращения: 13.06.2022).

5. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. 117

№ 1 (в ред. от 28 октября 2021 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской -

Федерации. - 2011. - № 4. ь

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 1999. - № 26, ст. 3177; 2020. - № 17, ст. 2725.

7. Государственный доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2020 год». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1887 (дата обращения: 05.05.2022).

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.