Научная статья на тему 'Противодействие, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью: позиция законодателя'

Противодействие, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью: позиция законодателя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
противодействие / предупреждение / профилактика / борьба / преступность / федеральный закон / правоохранительные органы / подзаконные нормативные правовые акты / counteraction / prevention / prevention / fight / crime / federal law / law enforcement agencies / subordinate regulatory legal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денис Евгеньевич Дроздов

Исследуются особенности правовой регламентации концептуально важных для криминологии понятий противодействия, предупреждения, профилактики и борьбы с преступность. На основе анализа федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов выявлены существующие противоречия и произвольное использование терминологии законодателем. Определены тенденции соотношения понятий, которые в определенной степени соответствуют научной доктрине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction, prevention, prevention, combating crime: the legislator’s position

The features of legal regulation of conceptually important for criminology concepts of counteraction, prevention, prophylaxis and combating crime are studied. On the basis of the analysis of federal legislation and subordinate normative legal acts the existing contradictions and arbitrary use of terminology by the legislator are revealed. The tendencies of correlation of concepts, which to a certain extent correspond to the scientific doctrine, are determined.

Текст научной работы на тему «Противодействие, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью: позиция законодателя»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-84-88 EDN: https://elibrary.ru/DMOPXU NIION: 2007-0083-3/23-305 MOSURED: 77/27-005-2023-03-505

Противодействие, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью: позиция законодателя

Денис Евгеньевич Дроздов

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, xaab@mail.ru

Аннотация. Исследуются особенности правовой регламентации концептуально важных для криминологии понятий противодействия, предупреждения, профилактики и борьбы с преступность. На основе анализа федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов выявлены существующие противоречия и произвольное использование терминологии законодателем. Определены тенденции соотношения понятий, которые в определенной степени соответствуют научной доктрине.

Ключевые слова: противодействие, предупреждение, профилактика, борьба, преступность, федеральный закон, правоохранительные органы, подзаконные нормативные правовые акты

Для цитирования: Дроздов Д. Е. Противодействие, предупреждение, профилактика, борьба с преступностью: позиция законодателя // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 84-88. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-84-88.

Original article

Counteraction, prevention, prevention, combating crime: the legislator's position

Denis E. Drozdov

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia, xaab@mail.ru

Abstract. The features of legal regulation of conceptually important for criminology concepts of counteraction, prevention, prophylaxis and combating crime are studied. On the basis of the analysis of federal legislation and subordinate normative legal acts the existing contradictions and arbitrary use of terminology by the legislator are revealed. The tendencies of correlation of concepts, which to a certain extent correspond to the scientific doctrine, are determined.

Keywords: counteraction, prevention, prevention, fight, crime, federal law, law enforcement agencies, subordinate regulatory legal acts

For citation: Drozdov D. E. Counteraction, prevention, prevention, combating crime: the legislator's position. Criminological Journal. 2023;(3):84-88.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-84-88.

Преступность развивается и совершенствуется, используя достижения научно - технического прогресса для облегчения процесса совершения преступлений, сохранения анонимности лиц их подготавливающих, совершающих либо создания дополнительных препятствий правоохранительным органам в процессе выявления, пресечения, раскрытия, расследования. Эффективная деятельность правоохранительных органов в части реализации уголовной политики определяет состояние правопорядка и безопасности в стране. Государственное воздействие на преступность осу-

ществляется системно, в различных формах, а детальная законодательная регламентация свидетельствуют об особой важности этой деятельности. Не потерявшее свою актуальность утверждение, что для государства выгоднее предотвратить преступление, чем обеспечить процесс раскрытия, расследования, судебного разбирательства и исполнения наказания с последующей ресоциализацией на современном этапе развития государства приобретает новое качество в виде основы деятельности правоохранительной системы.

Детальная регламентация и недостаточное каче-

© Дроздов Д. Е., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

ство законодательной техники создают путаницу в используемой терминологии, касающейся противодействия, предупреждения, профилактики и борьбы с преступностью. В научных кругах также не существует единого мнения. Точки зрения иногда являются диаметрально противоположными. Поскольку государственное воздействие на преступность основано на федеральном законодательстве, анализ последнего может выступить базисом не только для правоприменителя, но и для научного сообщества в определении сущности этих важных основополагающих понятий.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе соответствующих федеральных целевых программ. Глава 6 посвящена противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, где среди иных мер предусмотрена профилактика [1]. Законодатель определяет противодействие как более широкое направление деятельности, нежели профилактика. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в ст. 2 которого определено, что сферой применения закона является предупреждение, выявление и пресечение деяний, предусмотренных НПА. Глава 2 федерального закона называется «Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения» [2]. Изложенное позволяет утверждать, что законодатель определяет противодействие преступности как понятие более объемное нежели предупреждение преступности. При этом предупреждение преступности выступает частью противодействия и соотноситься как часть и целое.

Несколько иначе противодействие преступности рассматривается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Исходя из буквального толкования противодействие экстремистской деятельности (в том числе преступной) включает принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности [3]. Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму образуют предупреждение, основанное на выявлении и последующем устранению условий, способствующих совершению террористического акта,

которое законодателем понимается как профилактика, что в определенной мере соответствует сложившейся научной криминологической доктрине. Вторая часть включает выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта, которые в совокупности являются борьбой с терроризмом. Третий элемент минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма [4]. Анализ трех составляющих противодействия преступности, изложенных в Федеральном законе, позволяет сформировать несколько выводов. Во-первых, исходя из законодательной конструкции противодействие преступности включает в себя предупреждение и борьбу с преступностью. Во-вторых, законодатель определяет предупреждение преступности как часть борьбы с преступностью. Следовательно, при буквальном толковании выстраивается определенная иерархия. Самым объемным видом деятельности является противодействие преступности, которое включает в себя борьбу с преступностью, а последняя состоит в том числе из предупреждения преступности. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273 «О противодействии коррупции» понимает противодействие коррупции по структуре аналогично, с указанной в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [5]. В двух нормативных правовых актах подтверждается позиция законодателя, которая может стать основой для разграничения исследуемых понятий.

Законодательное определение профилактики преступлений содержится в федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», согласно нормам которого это совокупность мер различного характера, направленных выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также воспитательное воздействие на лиц в целях недопущения ими правонарушений или антиобщественного поведения. Вместе с тем уже в статье 6 федерального закона профилактика правонарушений рассматривается как деятельность реализуемая по основным направлениям, которыми являются в том числе: предупреждение правонарушений; противодействие незаконной миграции; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

возникновения; предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Исходя из норм федерального закона профилактика правонарушений включает в себя и предупреждение и противодействие, что в свою очередь противоречит проанализированным ранее федеральным законам [6]. Вероятно, в процессе его принятия в статью 6 были внесены определения из действующего федерального законодательства и некоторых подзаконных НПА, без определения их сущности, содержания и соотношения.

На уровне подзаконных НПА исследуемые дефиниции содержатся в концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.), второй раздел которой называется «Общегосударственная система противодействия терроризму. В соответствии с п. 5 общегосударственная система противодействия терроризму является совокупностью субъектов, ее осуществляющих и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Следовательно, в концепции противодействие состоит из предупреждения (профилактики), которые необоснованного определены как совпадающие понятия, пресечения, раскрытия, расследования террористической деятельности, а также минимизации или ликвидации последствий. П. 12 концепции по смыслу аналогичен положениям Федерального закона от 6 марта 2006 г. N° 35-Ф3 «О противодействии терроризму». В п. 13 указано, что предупреждение терроризма осуществляется по трем направлением, одним из которых выступает создание системы противодействия идеологии терроризма, что противоречит не только законам формальной логики, но и действующему федеральному законодательству. Анализ п. 16 свидетельствует, что борьба с терроризмом, в том числе и с преступностью является деятельностью оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем организации управления контртеррористическими операциями [8]. Следовательно, под борьбой с преступностью следует понимать деятельность правоохранительных органов, осуществляемая в специальных формах и установленных действующим законодательством способами.

Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» определено, что противодействие экстремизму включает выявление и устранение причин экстремистских проявлений, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их по-

следствий [7], что в большее мере коррелирует с федеральным законодательством.

Понятие предупреждение преступности в контексте деятельности органам внутренних дел (далее -ОВД) содержится в Приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 29 сентября 2022 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». Сущность предупреждения преступности раскрывается через деятельность структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляемая в пределах компетенции. Основу деятельности составляет недопущение совершения преступлений через выявление, устранение, нейтрализацию причин, условий, обстоятельств их совершения и профилактической воздействие на лиц с противоправным поведением [10]. Определяя предупреждение преступности, через недопущение совершения преступлений фактически не исключается, а в определенной мере подтверждается возможность построения государства без преступности, при условии эффективной деятельности ОВД, что опровергнуто наукой и социальной практикой. Вероятно, в конструкции правовой нормы использована, некорректная формулировка, поскольку далее в НПА целями предупреждения преступности определены ее сдерживание и сокращение [10]. Сопоставляя положения приказа с требованиями федерального законодательства, обосновывается вывод о том, что предупреждение преступлений ОВД согласно позиции, изложенной в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» является борьбой с преступностью.

В соответствии с Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 525 «Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений», который в настоящее время продолжает действовать предупреждение преступлений и правонарушений является приоритетным направлением в борьбе с преступностью и является одной из основных задач (в пределах компетенции) не существующего в настоящее время правоохранительного органа и состоит и общей и индивидуальной профилактики преступлений и правонарушений, предотвращения готовящихся преступлений и правонарушений, а также пресечения покушения на преступления [9].

Таким образом, с учетом положений проанализированных федеральных законов, подзаконных НПА обоснованно подтверждается позиция законодателя относительно соотношения противодействия преступности, борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступности, что соответствует мнению

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

А. Б. Сахарова о том, что правовое обеспечение является существенным условием предупреждения преступности [14, с. 82]. В связи с этим невозможно согласиться с позицией Д. А. Гришина, определяющего предупреждение преступлений как категорию объединяющую профилактику, предупреждение и пресечение (противодействие) [12, с. 92-94], поскольку она противоречит действующему федеральному законодательству.

Общим и наиболее широким понятием является противодействие преступности, включающее борьбу, предупреждение и профилактику, а также иной инструментарий, к примеру, судебно-уголовную политику, под которой понимается совокупность принципов, положений, идей, регулирующих порядок и правила правосудия по уголовным делам, а также основанная на них правоприменительная, правоинтерпретацион-ная и правотворческая деятельность судебных органов [11, с. 26-40]. Борьба с преступностью, по мнению законодателя, шире предупреждения преступности и является деятельностью более высокого порядка. Законодательная регламентация не соответствует современной криминологии, где предупреждение преступности, рассматривается в виде общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступности. Борьба же с преступностью по содержанию является специально-криминологическим предупреждением преступности, что в полной мере отвечает требованиям доктрины [15, с. 417]. Профилактика является начальной стадией специально-криминологического предупреждения преступности, и, следовательно, наряду с предотвращением и пресечением преступлений образуют борьбу с преступностью [16, с. 54-55], однако в нормах федерального законодательства оно рассматривается как синоним предупреждения преступности.

Как на уровне федерального законодателя, так и на уровне принятия и действия подзаконных НПА отсутствует системное, научно обоснованное понимание сущности предупреждения преступности. Преодоление существующих противоречий возможно при взаимодействии с научным сообществом и использовании новейших исследований в криминологии, поскольку в ней устоялось мнение о предупреждении преступности как вида деятельности, оказывающего положительное влияние на детерминанты преступности в целях ее сокращения либо удержания на социально-допустимом уровне [13, с. 81-85].

Список источников

1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. 29 декабря 2022 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.) «О противо-

действии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант-Плюс».

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 273-ФЗ (ред. от 14 июля 2021 г.) «О противодействии экстремистской деятельности // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) «О противодействии терроризму» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 7 октября 2021 г.) «О противодействии коррупции» // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ

5 октября 2009 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

9. Приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 525 «Об утверждении Инструкции

06 основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений» // URL://http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=10 2096660&Мк=&Нпк^=9.

10. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 29 сентября 2022 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «Консуль-тантПлюс».

11. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Преступность и судебно-уголовная политика // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 12.С. 26-40.

12. Гришин Д. А. Предупреждение преступности. Разграничение используемой терминологии // Закон и право. 2020. № 7. С. 91-94.

13. Дроздов Д. Е., Иванцов С. В. Особенности предупреждения преступлений, связанных с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 81-85.

14. Сахаров А. Б. Правовое обеспечение пред-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

упреждения преступлений // Советское государство и право. 1975. № 11. С. 82-86.

15. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Г. А. Аванесов и др. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2020.

16. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2009.

References

1. Federal Law of January 8, 1998 № 3-FZ (in the edition of December 29, 2022) «On narcotic drugs and psychotropic substances» // LRS «ConsultantPlus».

2. Federal Law of August 7, 2001 № 115-FZ (ed. December 29, 2022) «On Combating the legalization of money laundering and financing of terrorism» // LRS «ConsultantPlus».

3. Federal Law of July 25, 2002 № 273-FZ (ed. of July 14, 2021) «On countering extremist activity» // LRS «ConsultantPlus».

4. Federal Law of March 6, 2006 № 35-FZ (ed. of May 26, 2021) «On Countering Terrorism» // LRS «ConsultantPlus».

5. Federal Law of December 25, 2008, № 273-FZ (ed. of October 7, 2021) «On Combating Corruption» // LRS «ConsultantPlus».

6. Federal Law of June 23, 2016 № 182-FZ «On the basis of the system of prevention of delinquency in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

7. Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2020 № 344 «On Approval of the Strategy to Counter Extremism in the Russian Federation until 2025» // LRS «ConsultantPlus».

8. The concept of countering terrorism in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on October 5, 2009) // LRS «ConsultantPlus».

9. Order of the Federal Tax Police Service of the Russian Federation of December 9, 2002, № 525 «On Approval of the Instruction on the Basis of Organization and Forms of Work on Prevention of Crimes and Offenses in the Federal Tax Police Bodies» // URL://http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?d ocbody=&vkart=card&nd=102096660&rdk=&li nk_id=9.

10. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from January 17, 2006 № 19 (ed. from September 29, 2022) «On the activities of internal affairs bodies on crime prevention» (together with «Instruction on the activities of internal affairs bodies on crime prevention» // LRS «ConsultantPlus».

11. Babaev M. M., Pudovochkin Y. E. Crime and judicial-criminal policy // Journal of Russian Law. 2021. V. 25. № 12. P. 26-40.

12. Grishin D. A. Crime prevention. Distinguishing the terminology used // Law and Law. 2020. № 7. P. 91-94.

13. Drozdov D. E., Ivantsov S. V. Features of prevention of crimes related to the use of violence against a law enforcement official // Bulletin of Economic Security. 2021. № 3. P. 81-85.

14. Sakharov A. B. Legal provision of crime prevention // Soviet State and Law. 1975. № 11. P. 82-86.

15. Criminology: textbook for university students studying in the direction of «Jurisprudence» / G. A. Avanesov et al. M. : UNITY-DANA, 2020.

16. Prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies: textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence» and «Law Enforcement» / ed. by V. Ya. Kikot', S. Ya. Lebedev. M. : UNITY-DANA, 2009.

Информация об авторе

Д. Е. Дроздов - доцент кафедры юриспруденции Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, кандидат юридических наук.

Information about the author D. Е. Drozdov - Associate Professor of the Department of Jurisprudence of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 24.07.2023; одобрена после рецензирования 14.08.2023; принята к публикации 18.08.2023.

The article was submitted 24.07.2023; approved after reviewing 14.08.2023; accepted for publication 18.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.