ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 343.97 ББК 67.5
© 2018 г. С. А. Тимко,
доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ»
В статье анализируется сущность термина «противодействие преступности», исходя из его семантического значения, использования в российских нормативных правовых источниках, научной литературе. Автор оценивает достоинства и недостатки имеющихся трактовок термина, предлагает свое определение противодействия преступности.
Ключевые слова: противодействие преступности, профилактика, пресечение, предотвращение, антикриминогенное воздействие, борьба с преступностью.
S. A. Timko - Associate Professor, Department of Criminology, Psychology and Pedagogy of the Omsk Academy
of the Ministy of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
ABOUTAN ENTITY OFTHE CONCEPT «CRIME COUNTERACTION»
The article analyzes the essence of the term «crime counteraction», based on its semantic value, the use of scientific literature in the Russian legal framework. The author assesses the advantages and disadvantages of the existing wording of the term and proposes its definition of the fight against crime.
Keywords: crime counteraction, prevention, suppression, prevention, anti-criminogenic impact, fight against crime.
Противодействие преступности - весьма распространенное сегодня понятие. По сути, оно заменило широко используемую в научной литературе до 2000-х годов дефиницию «борьба с преступностью». Термин «противодействие» активно законодатель применяет при разработке стратегических и тактических вопросов воздействия на преступность. К числу таких нормативных правовых актов относятся: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 года), Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 345), федеральные законы от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыва-
нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»*, от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»** и другие.
Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» основной задачей, стоящей перед органами внутренних дел, является противодействие преступности, в том числе защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.
Активное участие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности, согласно Указу Президента РФ от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», является одним из приоритетных направлений его деятельности.
* Это первый в современной антикриминальной нормативной правовой базе акт, в названии которого употреблен термин «противодействие».
** Статья 3 ранее действовавшего Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» борьбу с терроризмом определяла как деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
Организационные основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предусматривает Федеральный закон от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
В системе МВД России функционируют подразделения по противодействию экстремизму, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции и другие.
Термин «противодействие преступности» используют и правоприменители, и ученые, однако единообразия в его трактовке нет. Между тем, как справедливо замечает известный криминолог А. И. Долгова, «...четкость терминологии определяет четкость в постановке и решении проблемы борьбы с преступностью.» [5, с. 380].
Проанализируем суть противодействия преступности. Для этого обратимся к позиции законодателя. Определения понятия «противодействие преступности» не содержит ни один российский действующий нормативный правовой акт. Однако некоторые из них включают в себя формулировки понятия противодействия отдельным видам противоправной деятельности. Так, под противодействием терроризму законодатель понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц: а) по профилактике терроризма (предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов); б) борьбе с терроризмом (выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [12]. Аналогичным образом трактуется противодействие коррупции [11], экстремизму [15].
В данном случае очевидно, что отправной точкой определения сути противодействия послужили виды воздействия относительно близости к моменту противоправного деяния. Сначала речь идет о профилактике - выявлении детерминант, влиянии на них и, следовательно, недопущении преступления. Затем - об антикриминальном воздействии, если преступления избежать не удалось: его выявление, предотвращение или
пресечение, а также применение норм материального и процессуального права к виновным. В отношении совершенных преступлений - минимизация, устранение физического, материального, морального вреда, причиненного ими. Необходимо высказать свое несогласие с А. В. Майоровым, который, рассматривая указанные законодательные формулировки, определил минимизацию (ликвидацию) последствий преступной деятельности в качестве цели противодействия преступности [8, с. 129]. Возможно, ее можно назвать целью, но в числе прочих. В приоритете - не допустить совершения преступления, не дать возможности проявиться причинам и условиям, способствующим развитию антисоциальной или асоциальной личности, формированию виктимного поведения. В данном случае речь идет о минимизации (ликвидации) последствий тех деяний, совершение которых предупредить не удалось.
Нельзя не высказать ряд критических суждений об указанных законодательных формулировках предупреждения. Так, вышеуказанный пункт «а» говорит о профилактике (и конкретизирует - предупреждении терроризма), пункт «б» - борьбе (то есть выявлении, предупреждении, пресечении и пр.). Возникает вопрос: зачем выделять отдельно пункт «а», если в пункте «б» идет речь о предупреждении, тем более, что профилактика - это одна из форм предупреждения, наряду с пресечением и предотвращением?
Более логичным и научно обоснованным видится схожее определение, приведенное в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Под противодействием экстремизму понимается деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма [15]. Следуя уже указанной логике, законодатель перечислил ключевые направления деятельности.
Не решил проблемы и один из базовых нормативных правовых актов в сфере противодействия преступности - Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [13]. Опреде-
лив суть профилактики и оперируя сопутствующими терминами (защита, охрана, обеспечение, предупреждение, противодействие), он внес еще больше разночтений в понятийный аппарат. Как справедливо отмечает О. Н. Мигущенко, подобный контекст понятию «профилактика» придает «... более широкий характер по сравнению с понятиями "предупреждение", "обеспечение", "противодействие"» [9, с. 46].
Анализ научной литературы показал, что ученые-правоведы предлагают более разнообразные формулировки термина «противодействие преступности» с акцентом на те или иные составляющие этого процесса.
Наиболее емкое, объединяющее разностороннюю антикриминогенную деятельность определение сформулировали Ю. А. Воронин и А. В. Майоров. Под противодействием преступности они понимают комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающийся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также по их выявлению, предотвращению и пресечению путем профилактики и предупреждения преступлений [3, с. 14]. При этом А. В. Майоров совершенно справедливо утверждает, что термин «противодействие преступности» является более приемлемым при определении всей совокупности возможных мер, направленных на снижение уровня противоправных деяний, повышение уровня защищенности граждан, общества и государства в целом [8, с. 131]. Однако в представленном определении акцент делается на предупредительно-профилактическом воздействии, оставляя за рамками следственную работу, отправление правосудия, минимизацию последствий преступности.
Близко позиции вышеназванного автора мнение С. В. Троицкого. Он считает, что противодействие включает в себя весь комплекс мер по борьбе с преступностью, то есть предупреждение (профилактику, предотвращение) и пресечение преступности, раскрытие и расследование преступлений, вопросы привлечения к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, а также новые современные развивающиеся направ-
ления сотрудничества: оказание взаимной помощи по уголовным делам, обмен опытом, обращение с правонарушителями, минимизация и ликвидация последствий преступного деяния, деятельность по розыску преступников, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества на основе различных форм и направлений межгосударственного сотрудничества [18, с. 18].
С. А. Кутякин исключает односторонний характер деятельности государства и общества. Противодействие преступности рассматривается им как взаимная деятельность (взаимодействие) государства, общества и преступности, в рамках которого каждый из противодействующих субъектов применяет специфические методы, обусловленные его социальной природой и целями [6, с. 48]. Кроме того, вряд ли корректно говорить о взаимной деятельности государства (общества) и преступности. Преступность - это явление, которое априори не способно осуществлять какую-либо деятельность, поскольку деятельность - это целеустремленная активность, основывающаяся на мотивации и потребностях. Мы не отрицаем возможности влияния преступности (иногда весьма существенного) на государство, общество и конкретного человека, но это дает основание вести речь лишь об их взаимозависимости.
А. И. Долгова утверждает, что термин «противодействие преступности» не отражает сути рассматриваемой деятельности. По ее мнению, не только государство «мешает» преступности, но и наоборот, причем активно и целенаправленно. Кроме того, термин не охватывает всего комплекса мер воздействия на преступность как на социальное явление со сложным детерминационным комплексом, в том числе недопущение нарушений уголовного закона, а в случаях его нарушения - применение к виновному мер государственного принуждения [5, с. 388].
А. П. Алексеева и П. И. Бабошкин полагают, что, предупреждая преступления и проводя мероприятия по борьбе с преступностью, тем самым осуществляется противодействие преступности [2, с. 35].
При разнообразии взглядов общим для вышеуказанных формулировок является активная упреждающая антикриминогенная деятельность государства и общества, предусматривающая реализацию специфических мер.
Для уточнения сути противодействия преступности обратимся к семантике. Словари практически единообразно трактуют значение слова «противодействие» как: действие, препятствующее другому действию [14, с. 624]; сопротивление, действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия [16, с. 1023]; сопротивление, оказываемое субъектом какому-либо воздействию на него [1].
Как можно заметить, в основе - поведение, сдерживающее, ограничивающее, нейтрализующее влияние со стороны какого-либо лица или явления. В нашем контексте это весьма широкое понятие, включающее в себя обширный комплекс реализуемых различными субъектами контрмер в отношении преступности как явления в целом и, соответственно, отдельных противоправных деяний, групп и видов преступлений. Такие контрмеры воздействуют как на само явление, так и на причины, его порождающие, условия, способствующие его существованию, а также возникшие негативные последствия.
Противодействие преступности осуществляется субъектами, для которых воздействие на детерминанты преступности, деви-антных и виктимных лиц является непосредственной профессиональной обязанностью, а также юридическими, физическими лицами и общественными формированиями, которыми эта деятельность выполняется целенаправленно на добровольной основе (к примеру, советы профилактики, дружины охраны правопорядка) либо имеет косвенный антикриминогенный эффект (например, деятельность сотрудников образовательных организаций).
Соответственно, направления, виды и формы противодействия преступности, взаимодействия субъектов этой работы сложны и разнообразны. Они регламентированы законами и подзаконными нормативными правовыми актами различных отраслей права, характера содержащихся в них правовых предписаний, сферы и времени действия. Нередко нормативные правовые акты предусматривают комплексное, системное воздействие на преступность (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и определяет их компетенцию). Акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие межведомственный характер (приказ Минюста России, МВД России от 4 октября 2012 года № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»), более детально регламентируют такую работу.
Исходя из вышесказанного, полагаем, что следует вести речь не просто о противодействии преступности, а о системе противодействия преступности.
Новый энциклопедический словарь определяет систему как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих безусловную целостность, единство [10, с. 1113]. На определенный порядок в расположении, взаимосвязи и взаимодействии составных частей указывает словарь Т. Ф. Ефремовой [4, с. 603]. О целой, представляющей собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей форме организации чего-либо говорит словарь Ожегова [14, с. 719]. Как единство закономерно расположенных и функционирующих частей система определяется в словаре Д. Н. Ушакова [17, с. 193].
Предлагаемые словарями толкования акцентируют внимание на единстве составных частей, их закономерном расположении и взаимосвязанном функционировании. Именно такое единство присуще противодействию преступности: иерархически построенная нормативная правовая база, закрепляющая обязательные для исполнения действия четко очерченного круга субъектов; единая цель и перманентное взаимодействие субъектов противодействия преступности и лиц, участвующих в этой деятельности. Системный характер противодействия преступности последовательно доказывает в своих работах и А. В. Майоров [8, с. 131; 7, с. 16].
На основе вышесказанного сформулируем определение противодействия преступности: это целенаправленная, комплексная, последовательная деятельность государства и общества по предупреждению преступности, выявлению и расследованию совершенных преступных деяний, привлечению виновных в совершении преступлений к уголовной от-
ветственности и ее реализации, а также по устранению либо минимизации вреда, причиненного отдельными преступлениями и преступностью в целом, посредством реализации мер правового, информационно-пропагандистского, культурно-образовательного, социального, экономического характера.
В заключение отметим, что вопросы антикриминогенного воздействия звучат в современном обществе достаточно часто. Наряду с традиционными способами их реше-
Литература
1. Antinazi // Энциклопедия социологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3186/ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.
2. Алексеева А. П., Бабошкин П. И. Понятие противодействия преступности // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 3.
3. Воронин Ю. А., Майоров А. В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Всероссийский криминологический журнал. 2013. № 1.
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2.
5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. проф. А. И. Долговой. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2005.
6. Кутякин С. А. Некоторые аспекты современного состояния разработки понятия «противодействие преступности» в юридической науке и законодательной практике // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 2.
7. Майоров А. В. Методологическое обоснование концептуальной модели виктимоло-гического противодействия преступности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1.
8. Майоров А. В. Противодействие преступности - приоритетное направление в уголовной политике государства // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей XXXIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014.
9. Мигущенко О. Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. № 8.
10. Новый энциклопедический словарь. М., 2004.
ния предлагаются и новые. Практика противодействия правонарушающему поведению и ее научная база перманентно развиваются, вокруг ряда ключевых понятий ведется научная полемика. К числу таковых относится и противодействие преступности. Предложенная нами трактовка данного понятия охватывает все направления антикриминогенного воздействия на преступность, служит отправным точкой для определения объектов, форм и методов такого воздействия.
Bibliography
1. Antinazi // Encyclopedia of sociology. URL: http: // dic. academic.ru/dic.nsf/socio/3186/ПРО-ТИВОДЕЙСТВИЕ.
2. Alekseeva A. P., Baboshkin P. I. Concept of crime resistance // Yurist-Pravoved. 2008. № 3.
3. Voronin Yu. A., Mayorov V. A. Theoretical bases of formation of system of counteraction of crime in Russia // Russian criminological journal. 2013. № 1.
4. Efremova T. F. New dictionary of Russian language. Intelligent word-formation. Moscow, 2000. Vol. 2.
5. Criminology: textbook for universities / under the General editorship of professor A. I. Dolgova. 3rd ed. Moscow, 2005.
6. Koaytkin S. A. Some aspects of the current state of development of the concept of «combating crime» in the legal science and legal practice // Legal science and law enforcement practice. 2009. № 2.
7. Mayorov V. A. Methodological basis of the conceptual model of victimization of combating crime // Legal science and law enforcement practice. 2017. № 1.
8. Mayorov A. V. Crime counteraction - a priority direction in the criminal policy of the state // Questions of modern jurisprudence: collection of articles XXXIV of the International scientific and practical conference. Novosibirsk, 2014.
9. Migushenko O. N. The system of crime prevention in the Russian Federation: terminology unsystematic // Russian investigator. 2017. № 8.
10. New encyclopedic dictionary. Moscow, 2004.
11. On combating corruption: the Federal law of December 25, 2008 № 273-FZ: as amended by Federal law of December 28, 2017 № 423-FZ // Russian newspaper. 2008. Dec. 30.
12. Against terrorism: the Federal law from March 6th, 2006 № 35-FZ: as amended on July 6, 2017 № 374-FZ // Russian newspaper. 2006. March 10.
11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ) // Российская газета. 2008.30 декабря.
12. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 6 июля 2017 года № 374-ФЗ) // Российская газета. 2006. 10 марта.
13. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26. Ст. 3851.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2003.
15. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 года № Пр-2753 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1939-1940.
17. Троицкий С. В. Система международно-правовых норм в сфере противодействия преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
13. About bases of system of prevention of offenses in the Russian Federation: the Federal law of June 23, 2016 № 182-FZ // Russian Federation Code. 2016. № 26. Art. 3851.
14. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. 4th ed., supplemented. Moscow, 2003.
15. Strategy of counteraction to extremism in the Russian Federation till 2025: approve the President of the Russian Federation on November 28, 2014 № PR-2753 // SPS ConsultantPlus.
16. Explanatory dictionary of Russian language / ed. D. N. Ushakov. Moscow, 1939-1940.
17. Troitsky S. V. System of international legal norms in the field of combating crime: abstract of dis. ... PhD in law. Moscow, 2012.