Научная статья на тему 'Противодействие наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях'

Противодействие наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
661
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТИЗМУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MINORS / PREVENTION OF NARCOTISM / DRUG COUNTERACTION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булычева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы противодействия наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Акцентируется внимание на приоритете профилактики перед наказанием. Предлагаются меры первичной профилактики наркотизма в системе образования, указывается на необходимость взаимодействия субъектов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Булычева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drug addiction and drug-related crimes, committed by minors, in the educational institutions counteraction

The article scrutinises the problems of drug addiction and drug-related crimes, committed by minors, in the educational institutions counteraction. The author emphasises the priority of preventive measures over punishment, offers measures of initial prevention of narcotism in the educational system, points out on the necessity of cooperation between the subjects of preventive measures.

Текст научной работы на тему «Противодействие наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях»

Е.С. Булычева

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Употребление наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, безусловно, представляет угрозу безопасности страны и генофонду нации. На фоне глубокого демографического кризиса в России проблема еще более усугубляется. По словам врача-нарколога ГУ «Курганский областной наркологический диспансер» Т.Д. Ива-нищевой, за последние десять лет в России смертность от наркотиков возросла в 12 раз - страна потеряла молодежи больше, чем во всех известных военных конфликтах1.

Наркоторговцами все большее внимание уделяется вовлечению в наркоманию несовершеннолетних обучающихся и студентов путем формирования своеобразной молодежной культуры. При этом заболеваемость наркоманией среди несовершеннолетних растет гораздо быстрее, чем среди других возрастных групп. На наркологическом учете уже давно не являются редкостью даже малолетние наркоманы 7 - 14 лет. Опасения вызывает и тот факт, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход несовершеннолетних и молодежи от так называемых «легких» наркотиков к «тяжелым» (в том числе к героину и его страшному аналогу - дезомор-фину). Согласно данным, представленным в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), на 2009 год Россия занимает первое место в

мире по количеству потребляемого ге-роина2.

Несовершеннолетние легко вовлекаются и в наркопреступность, в том числе в наиболее опасных ее формах - в составе организованных групп. Взрослые наркодельцы охотно доверяют розничную торговлю наркотическими средствами и психотропными веществами несовершеннолетним, которые в силу возраста не подлежат уголовной ответственности либо не осознают противоправности своего поведения.

В среде наркопреступников все чаще появляются и несовершеннолетние женского пола, которые «употребляют наркотики более часто, причем более тяжелые, участвуют в торговых операциях с более крупными партиями наркотиков»3.

В настоящее время в России и ряде других стран прослеживается тенденция ужесточения уголовной политики в отношении наркопреступности. Но как показывает мировой и отечественный опыт, только карательными санкциями добиться оздоровления нации невозможно. Противодействие наркомании и связанной с ней преступности (особенно это касается несовершеннолетних) должно, в первую очередь, осуществляться с помощью предупредительных мероприятий - профилактики, предотвращения и пресечения, а уже в случае их неэффективности применять методы

1 Иванищева Т.Д. Молодежь против наркотиков // Главное управление здравоохранения Курганской области http://www.uzo.kurgan-med.rU/news.php7item.666.4. Дата обращения 8.10.2010.

Наркомания, преступность и мятежники.

Транснациональная угроза афганского опия. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (October 2009). Проверено 22 октября 2009. 23 с. С.2.

3 Неустроев Е.А. Вовлечение женщин в криминальный наркотизм (криминологическая характеристика, причины, меры предупреждения). Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород - 2007. С. 13

борьбы - выявление, раскрытие и расследование наркопреступлений, минимизация и (или) нейтрализация их негативных последствий. Еще Ч. Беккариа в свое время отметил, что «лучше предупреждать преступления, чем наказывать. В этом - главная цель всякого хорошего законодательства»1.

Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов на всероссийском совещании врачей наркологов 18 сентября 2008 г., говоря о необходимости «...начинать формулировать и формировать новую антинаркотическую политику», определил, что в ее основе «...безусловно, должна лежать профилактика наркомании и наркопреступности». Об этом же заявили и участники семинара «Приоритет профилактики наркомании перед ее лечением и предупреждения наркопреступности перед ее пресечением - два основных критерия эффективности антинаркотической политики в субъектах и городах Российской Федерации» 24 октября 2008 г., указав на необходимость обеспечения реального приоритета профилактики наркомании перед ее лечением, приоритета предупреждения наркопреступности перед борьбой с ней субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Совершенно очевидно, что для более успешного решения проблемы профилактики наркомании и наркопреступности среди несовершеннолетних необходима целая система мероприятий, способствующих повышению эффективности превентивных мер, приданию работе целенаправленного характера. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности несовершеннолетних - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

1 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 393.

Основополагающее место в системе детерминации наркомании и наркопреступности несовершеннолетних занимают, прежде всего, упущения и недостатки в нравственно-правовом воспитании детей, их правовой социализации, которую призвана дать система образования. Именно образовательные учреждения, начиная с детских садов и заканчивая вузами, обладают мощным воспитательно-профилактическим потенциалом не только в воспитании несовершеннолетних обучающихся, но и в организации конструктивного взаимодействия с их родителями в целях реализации комплекса профилактических мер, формирования безопасной для жизни и здоровья детей среды. Однако этот потенциал зачастую остается нереализованным, что в свою очередь стимулирует девиантное, в том числе и преступное поведение обучающихся.

Профилактическая работа по проблемам наркомании и наркопреступности в образовательных учреждениях проводится лишь эпизодически, и не всегда действенными методами. Главный нарколог РФ Евгений Брюн заявил о том, что каждый десятый школьник имеет опыт употребления наркотиков2. По его словам, 10-15 % школьников хотя бы раз пробовали наркотики. В вузах этот показатель достигает 30%, наибольшее количество студентов пробуют наркотики на втором курсе. При этом уровень информированности несовершеннолетних о вреде наркомании и последствиях незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами ничтожно мал. Как правило, вся профилактика сводится к лекциям о вреде наркомании. Массовая антинаркотическая профилактика, пропаганда здорового образа жизни практически не прово-

2 Треть студентов и 10% процентов школьников хотя бы раз пробовали наркотики // http ://health.km. ru/news/view. asp?id=BD4C815 8FA 1141378E793F8CE654467A. Дата обращения 15.10.10

дится. Реальных результатов от такой профилактики вряд ли можно ожидать.

В свою очередь неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит не только к росту обучающихся несовершеннолетних потребителей разного рода наркотических веществ, но и к увеличению ВИЧ-инфицированных, заразившихся в результате внутривенного употребления наркотических средств.

В связи с этим проблема повышения роли образовательных учреждений в качестве ведущего звена в воспитании подрастающего поколения и субъекта педагогической профилактики наркомании и правонарушений несовершеннолетних остается сегодня чрезвычайно актуальной. Думается, что политика противодействия наркомании и наркопреступности несовершеннолетних должна проводиться именно в образовательных учреждениях различных типов и видов, поскольку здесь подростки проводят большую часть своего времени. В целом на систему образования в РФ должна падать большая нагрузка, так как работа по профилактике наркотизации действенна на ранних этапах формирования личности.

Сегодня единой государственной программы профилактики наркомании и связанной с ней преступности в образовательных учреждениях нет. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения профилактических моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы). Однако зачастую профилактическая работа, осуществляемая в учебных заведениях, носит «шоковый характер», оборачивается раскручиванием репрессивного механизма, выталкиванием подростков из общества в криминогенную среду1, поэтому не имеет социально-полезного результата.

1 См.: Социология молодежи. Учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-н/Д,2001.С. 512.

По мнению экспертов, такая «стратегия запугивания чрезвычайно вредна», и «надо говорить не о том, что более или менее вредно, а о том, как правильно жить и отвечать за свою жизнь». В этой идее выражен европейский подход к профилактике немедицинского потребления наркотиков: отвлекать ребенка от темы наркотиков и концентрировать его внимание на здоровых отношениях, счастливой семье, спорте2.

Указанные положения по возможности были учтены при разработке Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, которая была утверждена 9 июня 2010 г. Указом Президентом РФ № 690. В Стратегии больше внимание уделяется комплексу профилактических мероприятий. Так, согласно подп. «а» п. 11 Стратегии, объектами антинаркотической деятельности являются: население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.

Принципиальное отличие новой Стратегии заключается в том, что она сосредоточена не только на проблеме снижения предложения наркотиков (с которой более-менее успешно удается бороться), но и на проблеме снижения спроса путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, особенно в среде несовершеннолетних. В частности, в п. 26 говорится о том, что в формировании системы профилактики немедицин-

2 Гусевский, Н. Дверь от косяка. Основную задачу молодежной наркомании эксперты видят в пропаганде здорового образа жизни / Н. Гусевский // Российская газета. - 2006. - 16 июня.

ского потребления наркотиков участвуют наряду с другими субъектами специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

О противодействии наркомании и наркопреступности в образовательных учреждениях говорится и в ряде международных документов, ратифицированных Россией.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, называет вовлечение или использование несовершеннолетних в их совершении, а также совершение подобного правонарушения в учебном заведении или в общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий (подп. f и g п. 5 ст. 3). Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. в ст. 33 устанавливает, что государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Правовую основу деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений по противодействию наркомании и наркопреступности несовершеннолетних в РФ составляет ряд документов.

В первую очередь, это принятый 23 июня 1997 г. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», глава 6 которого «Противодействие незаконному обороту нар-

котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», включает основные направления субъектов этой деятельности в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает на необходимость проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков), которую в пределах своей компетенции должны осуществлять в числе прочих органы управления образованием и образовательные учреждения (ст.ст. 14, 21, 23 Закона).

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в подп. 3 п. 3 ст. 32 устанавливает, что администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (следовательно, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ).

При соответствующей подготовке именно педагогические работники, наряду с родителями и медицинскими работниками образовательных учреждений, могут и должны стать наиболее активными субъектами первичной профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ в среде несовершеннолетних, руководствуясь в своей деятельности «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», утвержденной Приказом Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619.

В процессе проведения профилактических мероприятий в образовательных учреждениях целесообразно учитывать также рекомендации, содержащиеся в письме Минобрнауки России, МВД России и ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (вместе с «Рекомендациями по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»), письме Минобразования России от 3 февраля 2003 г. № 27/2573-6 «О проведении Всероссийского дня здоровья детей», письме Минобразования России и Минздрава России от 26 февраля 2006 г. № 27/26326 «О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровья».

В целях противодействия наркомании несовершеннолетних в образовательных учреждениях наркологи, сотрудники ФСКН и прокуратуры предлагают простое, но эффективное решение: введение обязательного тестирования обучающихся на наркотики.

Предложение проверить школьников на наркозависимость впервые прозвучало на парламентских слушаниях в 2004 г. от общественной организации «Город без наркотиков». Через четыре года аналогичное заявление сделал замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России А. Федоров, который уже просил узаконить обязательное тестирование на наркотики школьников и студентов. Вслед за ним такую меру поддержал Главный государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко.

Этот же вопрос предложил обсудить Президент РФ Д.А. Медведев 8 сентября 2009 г. на заседании Совета Безопасности, посвященного борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Да и подавляющее большинство населения одобряет данную инициативу. Так, в поддержку предложения ФСКН высказываются 70% россиян1. Руководители ряда вузов также выступают за поголовное тестирование на наркотики студентов; и начали претворять данную инициативу в жизнь. Однако пока это положение не закреплено законодательно, его реализация достаточно проблематична.

Так, в 2006 г. в Шадринском государственном педагогическом институте была проведена проверка всех студентов на наркозависимость. Но, поскольку проверка носила добровольный характер, ее посетило небольшое количество обучающегося, ни одного наркозависимого выявлено не было. Это мероприятие показало свою несостоятельность и больше не проводилась.

При разработке принятой недавно антинаркотической Стратегии планировалось включить положение об обязательном тестировании обучающихся на наркотики, однако на сей день таковое отсутствует, что не способствует делу борьбы с наркоманией и наркопреступностью несовершеннолетних.

Сегодняшние реалии убедительно свидетельствуют о том, что двигаться в данном направлении нужно. Следует принять целый пакет поправок к законам по противодействию наркомании и наркопреступности несовершеннолетних.

Во-первых, необходимо принять давно разработанный законопроект о введении тестирования на наркотики в ежегодную диспансеризацию школьников и студентов.

1 По результатам опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 1800 респондентов из всех округов РФ http://www.superiob.ru. Дата обращения 15.08.2010

Во-вторых, ввести в перечень врачей, у которых необходимо пройти обследование во время медицинского осмотра для получения справки по форме 086/у, врача-нарколога.

В-третьих, нельзя закрывать вопрос и применении более жёстких мер: «Необходимо не только ввести тестирование, как профилактическую меру, но и организовывать принудительное лечение для тех, у кого выявлены признаки наркома-нии»1. В этой связи следует признать, что необходимость внести в Государственную думу РФ проект закона по реабилитации наркозависимых в нашей стране уже давно назрела. Однако здесь очень остро стоит проблема обеспечения прав наркозависимых. Правовой вакуум в данной сфере привел к нашумевшему делу главы нижнетагильского фонда «Город без наркотиков» Егора Бычкова, который насильно удерживал в реабилитационном центре наркоманов по просьбе их родителей. 2

Действительно, в РФ действует конституционный принцип неприкосновенности частной жизни лица. Однако, в ст. 55 ч. 3 Основного закона указывается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, когда это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Бесспорно, ограничение прав и свобод наркомана в федеральном законодательстве необходимо в целях защиты его же здоровья.

В настоящее время к лицу, совершившему преступление, так или иначе связанное с наркотическими средствами или психотропными веществами, даже невозможно применить принудительное лечение от наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97

1 http://www.superjob.ru

2 Борцам с наркомафией надо помогать, а не мешать (парламентарии о деле Егора Бычкова) Материал подготовлен в рамках проекта Regions.Ru "СМИ за здоровую нацию". http://www.regions.ru/news/2318454/

УК РФ утратил силу с 8.12.2003). В этом случае лечение и реабилитация проводятся на добровольной основе. Естественно, число желающих лечиться добровольно чрезвычайно мало.

В то же время в ст. 54 п. 2 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» указывается, что наркологическая помощь больным наркоманией оказывается по их просьбе или с их согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 16 лет по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, согласия несовершеннолетнего больного наркоманией до достижения им 16 лет на лечение получать не требуется, если на этом настаивают родители. Если несовершеннолетнему исполнилось 16 лет, наркологическая помощь может оказываться лишь с его согласия. Но ведь родители или лица их заменяющие несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка вплоть до достижения последним 18 лет. Соответственно именно до достижения этого возраста они должны иметь право направлять несовершеннолетнего на лечение.

Для этого нужно скорейшее принятие поправок в ст. 54 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, увеличивающих возраст несовершеннолетних, которых будут направлять на принудительное лечение от наркомании, с 16 до 18 лет.

Соответственно, потребуется изменить и административное законодательство. Так, согласно ст. 20.22 КоАП РФ родители или законные представители несовершеннолетних несут административную ответственность за появление воспитанников в состоянии опьянения (в том числе наркотического), потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах до 16 лет. Думается, что этот возраст также необходимо увеличить и поста-

вить в зависимость от наступления совершеннолетия.

Кроме того, в подп. «а» п. 27 Стратегии антинаркотической политики указано, что одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности является включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории. При этом реализация целевых программ должна охватывать в первую очередь возрастную группу детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно (обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений и осужденные в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы России). Не совсем ясно, почему осталась не названной возрастная категория от 17 до 18 лет. Данное положение Стратегии также нуждается в корректировке.

Кроме того, целесообразна подготовка и принятие федерального закона, основанного на законодательном акте «О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», который был принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ и является модельным для подготовки соответствующих проектов законов в каж-

дом из государств-участников, а также региональных концепций предупреждения наркомании и наркотизма в образовательных учреждениях. Также необходимо широкое подключение общественных организаций к работе по профилактике наркомании, наркопреступности и реабилитации наркозависимых несовершеннолетних.

Профилактические мероприятия следует планировать и проводить совместными усилиями специалистов органов управления образованием, образовательных учреждений, органов УФСКН, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, по делам молодёжи, физкультуре и спорту, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военных комиссариатов, воинских частей, с привлечением представителей общественных (в том числе родительских и молодежных) организаций и религиозных объединений, средств массовой информации, активных, пользующихся уважением и авторитетом политических деятелей, деятелей культуры, науки, искусства, спорта. Большим потенциалом в деле противодействия наркомании и наркопреступности в образовательных учреждениях обладает институт школьных инспекторов, который еще только формируется в отдельных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.