Научная статья на тему 'О проблемах взаимодействия правоохранительных органов со специалистами наркологической службы в вопросах профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ (на примере Краснодарского края)'

О проблемах взаимодействия правоохранительных органов со специалистами наркологической службы в вопросах профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
953
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР / INTERACTION / MINOR / ANTISOCIAL MANIFESTATIONS / PREVENTION / JUVENILE INSPECTOR / NARCOLOGICAL DISEASES / DRUG DISPENSARY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вецкая Светлана Анатольевна

В статье предложен анализ причин и условий, препятствующих слаженной организации взаимодействия различных служб и ведомств по вопросам профилактики наркопреступности среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вецкая Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of law enforcement cooperation with specialists of drug treatment services in the prevention of underage consumption of psychoactive substances (on the example of Krasnodar region)

The article offers an analysis of the causes and conditions that prevents the organization of various services and departments on prevention of drug related crimes among minors.

Текст научной работы на тему «О проблемах взаимодействия правоохранительных органов со специалистами наркологической службы в вопросах профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ (на примере Краснодарского края)»

Вецкая Светлана Анатольевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предварительного расследования

Краснодарского университета МВД России (e-mail: Vetsky_@mail.ru)

О проблемах взаимодействия правоохранительных органов со специалистами наркологической службы в вопросах профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ

(на примере Краснодарского края)

В статье предложен анализ причин и условий, препятствующих слаженной организации взаимодействия различных служб и ведомств по вопросам профилактики наркопреступности среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: взаимодействие, несовершеннолетний, асоциальные проявления, наркологические заболевания, профилактика, инспектор по делам несовершеннолетних, наркологический диспансер.

S.A. Vetskaya, Master of Law, Senior Teacher of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Vetsky_@mail.ru

On the problems of law enforcement cooperation with specialists of drug treatment services in the prevention of underage consumption of psychoactive substances (on the example of Krasnodar region)

The article offers an analysis of the causes and conditions that prevents the organization of various services and departments on prevention of drug related crimes among minors.

Key words: interaction, minor, antisocial manifestations, narcological diseases, prevention, juvenile inspector, drug dispensary.

В последние годы общественно-политическая и экономическая ситуация в стране с ее нестабильностью, ухудшением демографических показателей и изменениями в системе социальных и персональных ценностей с неизбежностью спровоцировала массовое распространение пьянства и наркологических заболеваний у населения. Особую обеспокоенность вызывают темпы распространения наркологических заболеваний среди молодежи. Данные показатели диаметрально противоположны демографической политике Российской Федерации, которая направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения.

За последние семь лет заболеваемость несовершеннолетних алкоголизмом выросла в 3 раза, наркоманией - в 4,5 раза (в настоящее

время термин «наркомания» используется в определениях Федерального закона от 10 декабря 1997 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), токсикоманией -почти в 2 раза [1]. Одновременно происходит сдвиг в структуре потребляемых молодежью препаратов в сторону более сильных, быстрее вызывающих психическую и физическую зависимость веществ. Некоторое колебание к заболеваемости токсикоманией (по данным Краевой наркологической больницы) вызвано у подростков вдыханием паров средств бытовой химии. Широкое распространение получила так называемая «аптечная наркомания»: подростки научились синтезировать из аптечных препаратов наркотики, которые отличаются высокой токсичностью и смертностью.

В целях улучшения положения подростков в крае одним из важнейших направлений дея-

325

тельности департамента образования, здравоохранения является профилактика асоциальных проявлений в подростковой среде. Так, правоохранительными органами и наркологической службой по Краснодарскому краю уделяется большое внимание организации работы по выявлению, раскрытию и ранней профилактике преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно среди несовершеннолетних.

Задачи по профилактике и борьбе с преступностью несовершеннолетних возложены на различные службы и подразделения органов внутренних дел, в первую очередь на сотрудников по делам несовершеннолетних. Для примера важно отметить положительный опыт работы института «школьных» инспекторов по делам несовершеннолетних края. Десятилетний опыт совместной деятельности образовательных учреждений и «школьных» инспекторов способствует ранней профилактике правонарушений среди подростков, своевременному выявлению негативных поступков, организации более качественной индивидуальной профилактической работы со школьниками и родителями.

Также эти задачи возложены и на сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Таким образом, если говорить о взаимодействии правоохранительных органов и наркологической службы, то в первую очередь речь идет о взаимодействии инспекторов по делам несовершеннолетних с педагогами-психологами и врачами-наркологами. Положительный результат предопределяют совместные мероприятия по выявлению подростков, обучающихся в различных учебных заведениях края, употребляющих или склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ, а именно проведение: оперативно-профилактических мероприятий «Здоровый образ жизни», «Группа», «Подросток -семья», «Лидер», «Каникулы» и т.д.;

тренинговых занятий по разрешению возникающих у обучающегося психологических проблем;

добровольного экспресс-тестирования среди несовершеннолетних на употребление наркотиков (в прошлом году на тестирование решением губернатора выделено было 32 млн руб., теперь оно будет проводиться повсеместно, во всех городах и районах края);

акций «Уроки для детей и их родителей»; краевого детского творческого конкурса «Дети Кубани - против наркотиков»;

акций «За здоровье и безопасность наших детей»;

спортивных соревнований «Кубань олимпийская - против наркотиков».

К участию в проведении рейдовых мероприятий и оперативно-профилактических операций привлекаются сотрудники наркологических служб края, общественные формирования: члены казачества, добровольной народной дружины, студенческих отрядов. Результаты проводимых мероприятий освещаются в средствах массовой информации края.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остаются нерешенными ряд проблем.

По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в ГУЗ «Наркологический диспансер» состоит свыше 30 тыс. наркозависимых (на 1 января 2011 г. - 34205). За последний год, по официальной статистике, во всех городах и районах Кубани наркоманов стало меньше более чем на 3 тыс. (10%).

Нормативными документами, регулирующими деятельность наркологической службы, являются приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и инструкции к нему. Согласно этому приказу в наркологии существует два вида учета: диспансерный и профилактический. Лица, состоящие на диспансерном учете, в зависимости от заболевания наблюдаются врачом-наркологом от трех до пяти лет (при условии объективно подтвержденной ремиссии). Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития хронического заболевания. Срок профилактического наблюдения - один год.

По состоянию на 1 января 2012 г. под наблюдением врачей-наркологов в Краснодарском крае состоит 1684 несовершеннолетних, из них 253 человека - дети до 14 лет [2].

Сегодня на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит около 5 тыс. подростков (4652), из них более 700 - за употребление спиртных напитков, наркотических и одурманивающих веществ.

В работе по выявлению несовершеннолетних вне образовательных и лечебно-профилактических учреждений, т.е. там, где они предоставлены сами себе, имеются определенные трудности. Инспекторы отделов по делам несовершеннолетних (ОДН) достаточно часто задерживают несовершеннолетних в нетрезвом состоянии. Для оформления акта совершенного правонарушения, к сожалению, не требуется медицинского заключения о наличии нетрезвого состояния у несовершеннолетнего (в отличие от взрослых, где медицинское освидетельствование является обязательным). В связи с

326

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 4 (50)

таким положением дел во многих территориях инспекторы не доставляют несовершеннолетних в медицинские учреждения для медицинского освидетельствования на предмет алкогольного, наркотического или токсического опьянения, хотя возникает вопрос, по каким критериям можно подтвердить, что ребенок действительно употреблял алкоголь, наркотики или токсические вещества.

После оформления документов в отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН) несовершеннолетнего отпускают, а в наркологическое учреждение направляют информацию по данному инциденту. Врач-нарколог должен пригласить ребенка с родителями на осмотр, что он и делает. Однако в 80% случаев приглашение игнорируется, а механизма обязать прийти на прием у врача нет. Из оставшихся 20% приходящих на прием большая часть детей и родителей категорически отрицают факт приема психоактивного вещества. Кроме того, существующее законодательство не позволяет брать под наблюдение детей, чьи родители (законные представители) не согласны с заключением врача-психиатра-нарколога о необходимости профилактического наблюдения несовершеннолетнего.

Именно этой причиной объясняется слишком большая разница в статистических показателях учета несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, в РОВД и в наркологических учреждениях.

Хорошо зарекомендовали себя такие формы взаимодействия, как совместные приемы несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, на базе отдела по делам несовершеннолетних с участием врача-нарколога.

1. URL: www.narcom.ru

2. Статистические данные акции «Стоп наркотик», Краснодарский край, 24.06.2012 // Юга: портал Южного региона. URL: www. yuga.ru

Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. приоритетным направлением является развитие центров реабилитации. В Краснодарском крае таких клиник под контролем государства всего две, есть десятки частных.

Таким образом, для положительного взаимодействия служебной деятельности инспекторов ОПДН с наркологическими учреждениями необходимо осуществлять:

1) документальное подтверждение нетрезвого состояния задержанного несовершеннолетнего;

2) своевременный осмотр врачом-наркологом и возможность принять решение о необходимости дальнейшего наблюдения;

3) при общении с родителями ребенка работник правоохранительных органов и врач будут иметь документальное подтверждение о том, что ребенок действительно находился в нетрезвом состоянии;

4) более тесное взаимодействие наркологической службы и правоохранительных органов по вопросам вторичной профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними.

Таким образом, профилактическая работа по противодействию распространению, употреблению наркотиков со стороны одних лишь правоохранительных органов больших результатов не принесет, здесь важно глобальное изменение отношения со стороны общественности, устранение противоречий и несогласованности в законодательстве, а именно просвещение детей и родителей по вопросам законодательства в отношении наркомании и лиц, распространяющих и употребляющих наркотики.

1. URL: www.narcom.ru

2. Statistics of action «Stop drug», Krasnodar region, 24.06.2012 // South: portal of the Southern Region. URL: www.yuga.ru

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.