А.А. Горбачев
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация
Рассмотрена проблема обеспечения национальной безопасности в России. Внешнее манипулирование рассматривается, как фактор угрозы национальной безопасности. Выделены элементы национальной безопасности - «внутренняя стабильность», «прогрессивное развитие», «возможность выступать самостоятельным субъектом международных отношений». Отмечено, что атака на данные элементы национальной безопасности может осуществляться посредством технологий манипулирования. Предложены шаги по противодействию данным технологиям манипулирования - успешная борьба с коррупцией, максимально открытая политическая элита и органы государственной власти, повышение общего уровня образования населения.
Ключевые слова:
манипулирование, национальная безопасность, противодействие манипулированию, коммуникация.
А. Gorbachev
THE MANIPULATION AS AN IMPORTANT FACTOR IN ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Abstract
Reviewed the problem of support to national security in the Russia. External manipulation was reviewed as element of national security's danger. Selected elements of national security - "internal stability", "progressive development", "the opportunity to perform an independent subject of international relations". Noted that the attack on these elements of national security can be implemented by means of the techniques of manipulation. Proposed steps to counteract these technologies manipulation is a successful fight against corruption, the most open political elite and the public authorities, improving the General level of education of the population.
Key words :
manipulation, national security, contraction to manipulation, communication.
Анализ социально-экономических и геополитических реалий заставляет исследователей по-новому взглянуть на проблему национальной безопасности отдельно взятых государств. Зачастую крупные акторы мировой экономики прикладывают все усилия для того, чтобы экономические проблемы, зарождающиеся в их государствах скомпенсировать экспортом данных проблем в другие регионы. Фактически, мы говорим о том, что крупные экономики мира, столкнувшись с кризисом перепроизводства, спада покупательской способности собственного населения и прочими объективными социально-экономическими факторами канализируют свои
проблемы, в сторону менее защищенных экономик. Защита от этих действий, по нашему мнению, должна восприниматься не менее значимой, чем защита от прямого военного вмешательства, так как экономический суверенитет страны является важным фактором национальной безопасности.
Изначально, обратим внимание на терминологию, которая позволит нам прояснить проблемы обеспечения национальной безопасности государств и путей формирования эффективной системы ее защиты. В общем значении термин «безопасность» применим в контексте разных сфер жизнедеятельности. В бытовом смысле, это личная, пожарная, гигиеническая и прочая безопасность. Естественно, что и на государственном уровне выделяются разные направления обеспечения безопасности: продовольственная, культурная, экологическая, лекарственная, общественная, антитеррористическая, информационная и пр. Мы остановились на определении безопасности, как результата взаимодействий различных природных и социальных объектов с условиями и факторами природной и социальной среды обитания, при которых сформировалось такое состояние их взаимосвязей, когда объекту безопасности не наносится вреда [5, с. 29].
Вместе с тем, понятие безопасность в «национальном» контексте требует уточнения. Так, исследователь А.В. Степанов понимает «национальную безопасность», как «состояние защищенности страны, при котором обеспечиваются развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз» [17, с. 76]. С ним солидарен А.В. Возжеников, определяющий национальную безопасность, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений» [4, с. 48]. При этом И.В. Демин обращает внимание на двоякость толкования «национальный», что создает определенную сложность в определении понятия «национальная безопасность» [5, с. 30].
Политологи А.Г. Караткевич [6, с. 52-56], В.Г. Ледяев [9, с. 124-130], Ю.И. Матвеенко [13, с. 147-158], Е.Г. Морозова [12], О.Ф. Шабров [22, с. 53-58] справедливо акцентируют внимание на различных составляющих («внутренняя стабильность», «прогрессивное развитие», «возможность вы-
ступать самостоятельным субъектом международных отношений») оказывающих влияние как на национальную безопасность в частности, так и политическую систему в целом. Заметим, что вышеуказанные структурные элементы могут быть подвержены манипулированию со стороны различных акторов современного мирового политического процесса.
Манипулирование как технология не является чем-то новым в политической науке. Еще флорентийский мыслитель и государственный деятель Н. Макиавелли в своем произведении, посвященном государственному управлению и внешней политике «Государь» отмечал, что политика мудрого правителя попеременно должна походить то на повадки льва, то на повадки лисицы [11]. Под первой аллегорией понимался военный сценарий развития событий, под второй - манипуляционный. Там, где имеет место превосходство в «силовом» плане - следует использовать военный сценарий развития событий. В случаях же неявного военного превосходство, равно как и отсутствие оного вовсе - следует применять хитрость и использовать неявные техники, в том числе подкуп, обман, манипулирование.
В том же направлении и итальянский социолог В. Парето справедливо выделял, что элиты делятся на две группы - склонные к «комбинациям» и «агрессивной устойчивости» [15]. Мы полагаем, что выделение на группы в большей степени характеризует особенности финансово-промышленного сектора, обеспечивающего поддержку тем или иным представителям элиты. Лоббистов военно-промышленных корпораций можно рассматривать как адептов силового решения конфликтных ситуаций, ведения открытого противостояния. Представители транснациональных финансовых институтов наоборот будут стремиться действовать неявно, избегая прямого столкновения, в том числе посредством дипломатии и манипулятивных технологий [8]. Современное глобальное политическое поле ведущих держав мира, по нашему мнению, в равных пропорциях содержит представителей обоих направлений в политической элите. И в условиях внутреннего консенсуса эти элиты могут попеременно направлять свою активность на страны-конкуренты. На данный феномен обращали внимание В.И. Буренко [1, с. 18-23], В.А. Крючков [7], В.Г. Ледяев [10, с. 121-129], А.К. Сковиков [16, с. 15-23], О.Н. Титова [3], А.В. Шумилов [2, с. 9-18] и др. Там, где по разным причинам невозможно прямое военное воздействие - будет действовать манипулирование. Совершенно очевидно, что в случае противоборства стран, обре-
мененных ядерным оружием, прямого военного противостояния будут по возможности стараться избежать, применяя весь арсенал технологий манипулирования.
В качестве первого элемента национальной безопасности для рассмотрения нами выбрана «внутренняя стабильность». Государство без внутренних конфликтов может спокойно развиваться, модернизировать производство, повышать конкурентоспособность своих товаров на внешних рынках. В случае появления внутренних противоречий различные факторы начинают отрицательно влиять на процесс модернизации, выхода на внешние рынки, да и на все государство в целом [19, с. 132-140]. Разделяя позицию Н.А. Чичулина, в том, что источником «... и основанием социального конфликта являются, как правило, социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые в кризисные и переходные периоды от одной исторической формы к другой приобретают конфликтную форму движения и разрушения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики и установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из поля своих Интересов. Однако противоречия, противоположности и различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями» [20, с. 110]. Совершенно очевидно, что в большинстве случаев эти силы можно намеренно столкнуть друг с другом за счет применения различных факторов дестабилизации, способных явиться «последней каплей» переводящей ситуацию внутреннего противоречия, во внутренний конфликт. При этом, факторами дестабилизации могут являться разжигание межэтнической розни, межрелигиозной, поддержка радикальной оппозиции, как левого, так и правого фланга, прочие факторы. Весьма эффективным является метод «компроментации элит». В массовое сознание вбрасывается устойчивый миф о высокой коррумпированности национальной политической элиты. Данный метод приводит к целому комплексу событий. Во-первых, повышается градус недовольства населения правительством. При известной высоте данного показателя повышение может привести к восстанию или государственному перевороту, что надолго выбьет страну из мировой экономической гонки. Это четко показали и события как столетней давности - после Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции, так и недавнего прошлого - Египет, Ливия, Украина. Вторым плюсом является повышение апатии и абсентеизма в населении. Эта позиция срабатывает даже в случае, если градус недовольства недостаточен для переворота. Население начинает менее эффективно работать, усиливаются настроения о миграции населения и выводе бизнесом капитала за рубеж.
Мы полагаем, что единственной действенной мерой, против данного метода внешнего воздействия на государство является максимально открытое правительство наряду с исправно функционирующими органами юстиции. Причем в реальности, а не на бумаге. В условиях развития современных коммуникационных технологий абсолютный контроль информационного поля становится невозможен. Полагаем, что данное действие позволит снизить реальное коррупционное бремя, и сделает политическую элиту более защищенной.
Вместе с тем следует признать, что некоторые действия иностранных акторов по нарушению внутренней стабильности в государстве в действительности могут быть направлены на другую, выделенную нами составляющую национальной безопасности - «возможность выступать самостоятельным субъектом международных отношений». Здесь следует выделить две разных ситуации. Первая связана с навязыванием развитыми экономическими странами своей экономической политики заведомо более слабым развивающимся странам. В этом случае государство - объект манипулирования фактически утрачивает экономический суверенитет. Во второй ситуации возможностей полноценного давления на само государство - объект манипулирования, недостаточно. В этом случае возможно давление на его экономических партнеров, при этом используется механизм санкций в отношении государства, запретительных пошлин, ценового демпинга. Кроме того, ряд исследователей, в том числе Ю.А. Шабалина, акцентируют внимание на т.н. «индивидуальные санкции», то есть «...санкции, вводимые против действий конкретных лиц. Такие санкции включают «замораживание активов», введение визовых ограничений для физических лиц, а также запрет компаниям государств, вводящих санкций, вести предпринимательскую деятельность с компаниями государства-делинквента» [21, с. 173]. Полагаем, что в данном случае целесообразно говорить о прямом адресном давлении на политическую элиту. В этой связи следует сделать уточнение, что давление це-
лесообразно проводить на фоне значимого медиа-события. Медиа-события отрицательной семантики являются при этом предпочтительными. В общем виде модель выглядит следующим образом. На первом этапе из информационного поля страны выбирается социально-значимое медиа-событие с негативной семантикой и неоднозначной трактовкой. Следующим этапом происходит привязка данного события к представителям политической элиты. И на последнем этапе делается вывод о необходимости давления на политическую элиту.
Приведем пример. На первом этапе ожидается значимое резонансное событие с отрицательной семантикой. В исключительных случаях данное событие может быть создано самими субъектами манипулирования, однако, чаще всего вполне достаточно провести анализ информационного поля, так как всегда есть возможность найти некоторый негатив. Итак, предположим происходит убийство какого-либо около оппозиционного политика второй величины. Это, само по себе не связанное с политической элитой действие, по нашему мнению, может быть использовано, как базис для создания медиа-события. Это событие начинает упоминаться во всех средствах массовой информации, подконтрольных субъекту манипулирования. Важно отметить, что «внешние» для страны-объекта манипулирования СМИ при этом служат для давления на сателлитов, то есть атаке на «возможность выступать самостоятельным субъектом международных отношений», а «внутренние» - для нарушения политической стабильности, атаке на «внутреннюю стабильность». Таким образом, эффект начинает носить мультиплексивный характер.
Стоит отметить, что в большинстве случаев эти действия приводят к увеличению давления на государство в целом, и политическую элиту в частности. Однако, в исключительных случаях, эффект может носить прямо обратный характер, когда применение данных методик с переменным успехом блокируется как на внутреннем фронте за счет подавляющего контроля «внутренних СМИ» со стороны национальной политической элиты, так и на внешнем уровне за счет наращивания стабильных экономических связей с конкурентами атакующих государств. В качестве примера данной ситуации можно рассматривать консолидацию российского общества в ответ на «пакет санкций» со стороны европейских государств и США к России в связи с событиями в Крыму в 2014 году. Вместе с тем, в целом, можно констатировать, что применение данной манипулятивной
технологии в большинстве случаев носит успешный характер, даже если не дает непосредственного результата, то достигает его опосредованно, за счет атаки на «прогрессивное развитие». Иными словами, втягивание государства в данные процессы замедляет его экономический рост. Переходя к рассмотрению аспекта «прогрессивного развития», мы полагаем, что в немалой степени основа национальной безопасности страны ее граждане.
В данном контексте полагаем верным выделить два направления. Первое - это возможность получения гражданами достоверной информации. В этой связи важно подчеркнуть возможности получения информации о внешнем мире. Мы полагаем, без хорошего образования это крайне маловероятно. По итогам всероссийской переписи населения 2002 года число неграмотных в РФ составляет 0,5%. Перепись 2010 года продемонстрировала незначительное улучшение ситуации. Но идет снижение качественной составляющей образования выпускников школ, колледжей, вузов. Гарантированный выпуск из школы и «подушное» финансирование не способствует отчислению слабых учеников, как следствие, по нашему мнению, пропадает стимул к учебе. Мы полагаем, что данная проблема будет тормозить развитие современной науки и образования в России. Вместе с тем, важным источником информации является Интернет, поэтому так важно, чтобы количество умеющих пользоваться компьютером на базовом уровне росло. Увеличится суммарный информационный канал для всей культуры. Обладая доступом к знаниям, носители культуры будут в безопасности от внедрения в их сознание культуры мозаики [18].
Вторым аспектом, который важно осветить в вопросе безопасности массового сознания, является безопасность мышления. Мы полагаем, что недостаточно иметь доступ к информации, необходимо уметь ею пользоваться, перерабатывать ее и на ее основе получать новую информацию. Именно поэтому важно на ранних стадиях образовательного процесса, который должен быть цельным (что следует из культуры традиций, противостоящей культуре мозаики), развивать мыслительный аппарат, или как минимум, прививать носителей культуры от «софистических» методик. Так как среднее образование в обязательном порядке получают все граждане нашей страны, необходимо включение базового упрощенного курса законов мышления в программу старших классов средней школы. Для восьмых-девятых классов на обязательной основе, для десятых-
одиннадцатых - на добровольной. Дисциплина может носить название «Логика» или любое другое, суть, по нашему мнению, в содержании. Также отметим, что далеко не все образовательные программы высшего образования включают дисциплину «Логика». Очевидно, что данная дисциплина будет благотворно способствовать формированию общекультурных компетенций, наряду с иностранным языком, который представлен в каждой образовательной программе.
Важным шагом в укреплении культурного ядра, и, следовательно, массового сознания, является формирование преемственности собственной культуры у подрастающего поколения. Действительно, ни у кого не возникает сомнения в том, что в долгосрочной перспективе культурное наследие служит потомкам. Именно по этой причине важно наличие традиционности в контексте информационного воздействия на подрастающее поколение. Это может выражаться по-разному, в названии чиновниками денежных благ в русской валюте, гегемония русских персонажей и историй в контексте телевизионных передач для данного поколения.
Между тем, пропаганда насилия, террора, потребительского образа жизни, свойственного западной культуре, постоянно имеет место на основных каналах воздействия на массовое сознание - федеральных средствах массовой информации. Насилие, агрессия, нетерпимость и другие подобные элементы, крайне несвойственные российскому менталитету, характерны для западных анимационных фильмов (например, «Том и Джерри», «Вуди Вудпеккер» и пр.). Проводя параллель со старыми отечественными эквивалентами, можно заметить, что при схожей форме, содержание крайне отличалось (например, «Ну, погоди»). Но трансляция передач, пропагандирующих культурные традиции России, на данных каналах многократно сокращена, во многих случаях фактически отсутствует, либо ведется в далекое от «прайм-тайм» время. Вместо функции укрепления культурного ядра данные информационные средства ослабляют и разрушают его.
Массовое сознание россиян выражается в российской культуре -великом достоянии и русского народа, и мироздания в целом. Задача современных носителей данной культуры преумножать наследие веков, а не разрушать его. В созидании и преумножении российской культуры огромную роль играет образование. Именно образование является стабилизирующим стержнем массового сознания, национальной культуры, обес-
печивающим преемственность поколений и дальнейшее развитие и процветание нации, что в конечном итоге и является задачей национальной безопасности [23].
Подводя итог, следует согласиться с исследователем В.В. Нестеровым, справедливо полагающим, что «в системе национальной безопасности образование играет огромную и все возрастающую роль. Оно выступает одновременно как ее объект, ресурс и средство и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны. Именно поэтому развитие образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом политики национальной безопасности» [14, с. 35].
Литература
1. Буренко В.И. Современный политический процесс и понятие «политическая элита» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №20.
2. Буренко В.И., Шумилов А.В. Политический класс современной России в контексте инструментального подхода // Ро^Воок. 2012. №4.
3. Буренко В.И., Титова О.Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6.
4. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000.
5. Демин И. В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского университета. 2009. №1.
6. Караткевич А.Г. Политическая сфера в структуре системной трансформации в переходных обществах // Знание. Понимание. Умение. 2012. №4.
7. Крючков В.А., Сковиков А.К., Титова О.Н. Политическая элита: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. 2013. №11-8.
8. Ледяев В.Г., Ледяева О.М. Основания легального авторитета: манипуляция и убеждение // Ро^Воок. 2013. №4.
9. Ледяев В.Г. Социально-философский анализ власти в локальных сообществах // Знание. Понимание. Умение. 2012. №3.
10. Ледяев В. Кого относить к элите // Общество и экономика. 2008.
№3-4.
11. Макиавелли Н. Государь. М.: АСТ, 2006.
12. Морозова Е.Г. Политика в терминах рынка и маркетинга: концептуальные основы политического маркетинга // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2013. №5.
13. Матвеенко Ю.И. Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти. 2012. №1.
14. Нестеров В.В. Образование и безопасность // Научно-информационный журнал «Армия и общество». 2009. №2.
15. Парето В. Трансформация демократии. М.: ИД КДУ: ИД «Территория будущего»,2013.
16. Сковиков А.К. Политическая и правящая элита современной России: взаимодействия и противоречия // Политика и общество. 2010. №10.
17. Степанов А.В. Безопасность, национальная безопасность, миграционная безопасность, национальная миграционная политика: анализ определений, соотношение категорий // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. №2(26).
18. Титова Л.Г. Политические процессы в контексте российской культуры // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. №4.
19. Фалина А.С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. №1.
20. Чичулин М.А. Система раннего предупреждения конфликтов: внутренние и международные оценки // Общество и право. 2004. №3(5).
21. Шабалина Ю.А. Международно-правовые и национально-правовые инструменты противодействия международным экономическим санкциям, введенным против государства в одностороннем порядке // Бизнес, менеджмент и право. 2014. №2.
22. Шабров О.Ф. Неоднозначный потенциал «русской матрицы» // Власть. 2014. №2.
23. Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере. 2007. №1.
References
1. Burenko V.I. Sovremennyi politicheskii protsess i ponyatie «poli-ticheskaya elita». Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet uprav-leniya). 2011. №20.
2. Burenko V.I., Shumilov A.V. Politicheskii klass sovremennoi Rossii v kontekste instrumental'nogo podkhoda. PolitBook. 2012. №4.
3. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost' politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №6.
4. Vozzhenikov A.V. Paradigma natsional'noi bezopasnosti reformiruyu-shcheisya Rossii. M., 2000.
5. Demin I. V. Sushchnost' i soderzhanie ponyatii «bezopasnost'», «ob-shchestvennaya bezopasnost'» i «natsional'naya bezopasnost'». Vestnik Ekaterininskogo universiteta. 2009. №1.
6. Karatkevich A.G. Politicheskaya sfera v strukture sistemnoi transfor-matsii v perekhodnykh obshchestvakh. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №4.
7. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Titova O.N. Politicheskaya elita: teo-reticheskii aspekt. Fundamental'nye issledovaniya. 2013. №11-8.
8. Ledyaev V.G., Ledyaeva O.M. Osnovaniya legal'nogo avtoriteta: ma-nipulyatsiya i ubezhdenie. PolitBook. 2013. №4.
9. Ledyaev V.G. Sotsial'no-filosofskii analiz vlasti v lokal'nykh soob-shchestvakh. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №3.
10. Ledyaev V. Kogo otnosit' k elite. Obshchestvo i ekonomika. 2008. №3-4.
11. Makiavelli N. Gosudar'. M.: AST, 2006.
12. Morozova E.G. Politika v terminakh rynka i marketinga: kontseptu-al'nye osnovy politicheskogo marketinga. Informatsionnyi gumanitarnyi portal Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. №5.
13. Matveenko Yu.I. Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i priklad-nykh modelyakh ego analiza i izucheniya. Sotsiologiya vlasti. 2012. №1.
14. Nesterov V.V. Obrazovanie i bezopasnost'. Nauchno-informatsionnyi zhurnal «Armiya i obshchestvo». 2009. №2.
15. Pareto V. Transformatsiya demokratii. M.: ID KDU: ID «Territoriya budushchego», 2013.
16. Skovikov A.K. Politicheskaya i pravyashchaya elita sovremennoi Rossii: vzaimodeistviya i protivorechiya. Politika i obshchestvo. 2010. №10.
17. Stepanov A.V. Bezopasnost', natsional'naya bezopasnost', migratsion-naya bezopasnost', natsional'naya migratsionnaya politika: analiz opredelenii, sootnoshenie kategorii. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. №2(26).
18. Titova L.G. Politicheskie protsessy v kontekste rossiiskoi kul'tury. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2013. T. 1. №4.
19. Falina A.S. Servisnoe gosudarstvo: istoki teorii, elementy praktiki. Sotsiologiya vlasti. 2012. №1.
20. Chichulin M.A. Sistema rannego preduprezhdeniya konfliktov: vnu-trennie i mezhdunarodnye otsenki. Obshchestvo i pravo. 2004. №3(5).
21. Shabalina Yu.A. Mezhdunarodno-pravovye i natsional'no-pravovye in-strumenty protivodeistviya mezhdunarodnym ekonomicheskim sanktsiyam, vve-dennym protiv gosudarstva v odnostoronnem poryadke. Biznes, menedzhment i pravo. 2014. №2.
22. Shabrov O.F. Neodnoznachnyi potentsial «russkoi matritsy». Vlast'. 2014. №2.
23. Shabrov O.F. Sistemnyi podkhod i modelirovanie: obshchie printsipy i spetsifika primeneniya v politicheskoi sfere. Modelirovanie v sotsial'no-politicheskoi sfere. 2007. №1.