Научная статья на тему 'Политическая элита Армении в контексте постсоветского пространства в условиях глобализации'

Политическая элита Армении в контексте постсоветского пространства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
597
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ARMENIA / POLITICAL ELITE / FORMER SOVIET UNION / NATIONAL INTERESTS / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Багдасарян Хачик Арташесович

Политическая элита современной Армении рассмотрена в контексте трансформационных преобразований элитных слоев постсоветского пространства в условиях глобализации. Выделены три обличительных этапа характеризующих состояние элиты постсоветских государствах. Среди отличительных особенностей политической элиты современной Армении можно выделить тенденцию на ее омоложение, повышение уровня образования в ведущих образовательных центрах мира, а также ее национальную ориентированность. При этом первые лица государства заинтересованы в распространение антрепренерской системы при ротации элиты с целью выхода на уровень принятия стратегических решений одаренных граждан, обладающих знаниями и политической волей в критических ситуациях принимать адекватные и эффективные решения в интересах всех граждан страны. На основе авторского исследования определен один из важнейших приоритетов политики постсоветских элит в целом и элиты Армении в частности консолидация граждан на основе демократических ценностей в разрешение противоречий между элитами постсоветских стран с целью сохранения мира и повышения уровня благосостояния рядовых граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ELITE OF ARMENIA IN THE CONTEXT OF THE FORMER SOVIET UNION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The political elite of modern Armenia is considered in the context of transformational transformations of elite layers of the former Soviet Union in the conditions of globalization. Are allocated three accusatory a stage the Post-Soviet states characterizing a condition of elite. Among distinctive features of political elite of modern Armenia it is possible to allocate a tendency for her rejuvenation, increase in education level in the leading educational centers of the world, and also her national orientation. At the same time the top officials of the state are interested in distribution of entrepreneur system at rotation of elite for the purpose of an exit to the level of adoption of strategic decisions of the gifted citizens having knowledge and political will in critical situations to make adequate and effective decisions for the benefit of all citizens of the country. On the basis of an author's research one of the most important priorities of policy of Post-Soviet elite in general and elite of Armenia in particular consolidation of citizens on the basis of democratic values in resolution of conflicts between elite of the Post-Soviet countries for the purpose of preservation of peace and increase in welfare of ordinary citizens is defined

Текст научной работы на тему «Политическая элита Армении в контексте постсоветского пространства в условиях глобализации»

Х.А. Багдасарян

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА АРМЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Политическая элита современной Армении рассмотрена в контексте трансформационных преобразований элитных слоев постсоветского пространства в условиях глобализации. Выделены три обличительных этапа характеризующих состояние элиты постсоветских государствах. Среди отличительных особенностей политической элиты современной Армении можно выделить тенденцию на ее омоложение, повышение уровня образования в ведущих образовательных центрах мира, а также ее национальную ориентированность. При этом первые лица государства заинтересованы в распространение антрепренерской системы при ротации элиты с целью выхода на уровень принятия стратегических решений одаренных граждан, обладающих знаниями и политической волей в критических ситуациях принимать адекватные и эффективные решения в интересах всех граждан страны. На основе авторского исследования определен один из важнейших приоритетов политики постсоветских элит в целом и элиты Армении в частности - консолидация граждан на основе демократических ценностей в разрешение противоречий между элитами постсоветских стран с целью сохранения мира и повышения уровня благосостояния рядовых граждан.

Ключевые слова:

Армения, политическая элита, постсоветское пространство, национальные интересы, политический процесс.

^ Bagdasaryan

POLITICAL ELITE OF ARMENIA IN THE CONTEXT OF THE FORMER SOVIET UNION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract

The political elite of modern Armenia is considered in the context of transformational transformations of elite layers of the former Soviet Union in the conditions of globalization. Are allocated three accusatory a stage the Post-Soviet states characterizing a condition of elite. Among distinctive features of political elite of modern Armenia it is possible to allocate a tendency for her rejuvenation, increase in education level in the leading educational centers of the world, and also her national - orientation. At the same time the top officials of the state are interested in distribution of entrepreneur system at rotation of elite for the purpose of an exit to the level of adoption of strategic decisions of the gifted citizens having knowledge and political will in critical situations to make adequate and effective decisions for the benefit of all citizens of the country. On the basis of an author's research one of the most important priorities of policy of Post-Soviet elite in general and elite of Armenia in particular - consolidation of citizens on the basis of democratic values in resolution of conflicts between elite of the Post-Soviet countries for the purpose of preservation of peace and increase in welfare of ordinary citizens is defined.

Key words:

Armenia, political elite, former Soviet Union, national interests, political process.

Процессы демократизации постсоветских республик затронули не только политическую систему отдельно взятого государства, но и каждого актора политического процесса. На смену номенклатуре пришла элита. При этом мы акцентируем внимание только на политическую элиту, так как она является предметом нашего исследования. На ряде с ней принято выделять административную, венную, творческую и прочие. Причем одной из задач стоящей перед ней это освоение территориального пространства властвующей элитой, так называемых вновь образованных Независимых государств. Точкой отсчета формирования политической элиты является 1991 год. Реально, после юридического уходя с политического поля Советского Союза, а формально с момента провозглашения независимости. Применительно к Армении датой является 21 сентября. Обратим внимание, что в научном сообществе есть достаточно исследований посвященному феномену элит, но при этом практически нет работ, характеризующих состояние политической элиты в современной Армении.

В Армении, наряду с другими государствами постсоветского пространства, в том числе под влияние глобализации произошла реконфигурация между политическими акторами, а ее последствия отразились на изменении соотношения политических сил действующих элит, в результате технологической смены освоения политического пространства.

Обратим внимание, что именно элита, согласно позиции политологов В.И. Буренко [1; 2], О.В. Гаман-Голутвиной [3; 15; 16; 17], В.Г. Ле-дяева [8] представляет собой специфическую политическую общность способной консолидировать общество и направить, так называемую «жизненную энергию» в разрешение стоящих на повестке дня острых социально-экономических проблем. Политические институты, как правило, весьма неустойчивы в период кризисных трансформационных преобразований и выступают в этом случае скорее, по всей вероятности, инструментом коллективной воли элиты или отдельных ее группировок. И при этом, к сожалению, не могут быть самостоятельными в принятии решений, несмотря на наличие различных необходимых ресурсов, в том числе административных.

Политологи обращают внимание, что применительно к постсоветскому пространству, в том числе, это относиться и к Независимой Армении, на начальном этапе развития необходимо говорить о национально-

политических элитах, так как политическая практика постсоветских стран не позволяет говорить о какой-то устойчивой наднациональной политической организации властвующих элит постсоветского пространства. Процессы глобализации с позиции А.А. Горелова [4], Т.А. Гореловой [4], О.Ф. Шаброва [13] и др. оказали влияние в рассматриваемый период применительно к политическим элитам отдельно взятых стран на их обособленность, закрытость и дистанцированность от как общества в каждой отдельно взятой стране, так и межгосударственном уровне. Освоение властвующей элитой политического пространства, по сути, является процессом ее легитимации в региональном и международных масштабах. Как справедливо обращает внимание политолог А.П. Кочетков на тот факт, что «глобализация сопровождается снижением возможности национальных элит контролировать национальные экономики, а также отчасти сферы политики и культуры. Постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень ослабляет степень влияния на принятие решений общегосударственного масштаба, как рядовых граждан, так и сформировавшихся групп давления (интересов). Иначе говоря, в условиях глобализации субъекты принятия решений становятся менее доступными, а их решения - менее понятными для общества» [6, с. 64-65].

Признание за политической элитой как государственно-организационного актора на мировой арене достигается по мере формального и неформального вмонтирования в сложившуюся новую конфигурацию мирового порядка на постсоветском пространстве. Признание политической элиты внутри страны можно зафиксировать на уровне формирования новой гражданской и политической идентичности и ее влияние, как на органы государственной власти, так и разнообразные институты гражданского общества [5, с. 8-32].

Стратегия освоения властвующими элитами постсоветского пространства постоянно реализуется в условиях мировых вызовов, в том числе мирового экономического кризиса, санкционной политикой в отношении отдельно взятых государств и реализуется в условиях незавершенности и противоречивости процессов внутренней модернизации. А также нарастающей активности новых акторов политики в Евразии в условиях глобализационных процессов. Политическая элита Армении осознает свое геополитическую роль на постсоветском пространстве, и стре-

миться выстраивать добрососедские отношения среди государств постсоветского пространства. Политическая элита Российской Федерации, безусловно имеет отличительные черты, а также богатые ресурсные возможности и широкий диапазон в выборе строгий в принятии с трагических решений. При этом политические элиты постсоветских государств Армении, Беларуси, Казахстана и других стран имеют возможность выдвигать политические инициативы, лоббировать свои собственные национальные интересы. Оказывать серьезное влияние на решение региональных, локальных проблем посредством объединения прогрессивных политических сил постсоветского пространства. Это обязывает национальные политические элиты учитывать не только собственные интересы, но и интересы своих соседей, находить компромиссные решения во время взаимодействий между различными общественно-политическими институтами.

Глобализация постоянно оказывает влияние на сложившиеся взаимоотношения между акторами политики, а также на формирование гражданской и политической идентичности. Общественно-политические реалии, особенно после событий на Украине 2013 - 2017 гг. позволяют нам утверждать, что политические элиты, используя различные современные средства связи, медийное пространство, Интернет могут негативно влиять на общую историческую память постсоветского пространства. Глобализация, и прежде всего, вестернизация, порой негативно оказывает влияние на сложившиеся традиционные ценности на постсоветском пространстве. Российский исследователь А.С. Панарин в своей работе «Народ без элиты» [10] в начале третьего тысячелетия справедливо обратил внимание научной общественности, интеллигенции и общества в целом, что эпоха XXI века будет самой неустойчивой по сравнению со всей историей человечества. Так как элита обеспокоена решением собственных интересов, в то время, как общество пытается выжить в сложившейся несправедливой социально-экономической ситуацией в каждой отдельно взятой стране на постсоветском пространстве.

В настоящее время мы находимся на рубеже реконфигурации постсоветского политического пространства с учетом динамично развивающихся процессов в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине. Прежний этап «управляемой дезинтеграции», когда властвующие политические элиты постсоветских стран реализовывали стратегии с реализацией чисто собственных национально-государственных интересов, заверша-

ется [14]. Политическая элита Армении и других стран должна выработать при взаимодействии с представителями элитных слоев других стран консолидированную стратегию политического развития на Евразийском пространстве комфортную всем акторам политики, прежде всего, рядовым гражданам. В среднесрочной перспективе стабилизация постсоветского пространства будет способствовать формированию этапа «управляемой реинтеграции».

Властвующие элиты постсоветских государств на основе современных форм политической коммуникации с использованием достижений в информационной сфере могут оперативно общаться между собой при разрешение различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью, в том числе по минимизации конфликтных ситуаций. В основу при взаимодействии должна быть положена прагматичная ценностная ориентация по формированию благоприятной среды и росту благосостояния граждан своей страны. Однако надо учитывать и тот факт, на который неоднократно обращает внимание О.В. Крыштановская, что «элитное происхождение сопровождается статусным образованием, особыми финансовыми возможностями, кругом общения, который является гарантией получения хорошей работы. К этому добавляется и расцвет землячеств (или, как это называлось в советское время, «местничества»). Аристократия и землячества, став новыми источниками пополнения элитных кадров, размывают строгие критерии отбора в правящий класс. Наряду с компетентными, элиту заполняют «свои». Среди них могут быть и компетентные, но чаще всего это две разные группы» [7]. При этом, по мере развития общества, возникает объективная потребность в «так называемых управленцах, которые обеспечивают контроль за выполнением решений, принимаемых политической элитой» [11, с. 106].

Необходимо отметить, что среди властвующей политической элиты постсоветских государств произошли существенно кардинальные изменения. Общеизвестно, что остановлена опасная геронтократическая практика формирования первых лиц государства. Произошло существенное омоложение. В элиту медленно, но, тем не менее, на основе использования антрепренёрской системы попадают одаренные граждане страны способные принимать ответственные и наиболее эффективные решения при нестандартной ситуации в быстро изменяющемся мире. Политическая элита постсоветских государств образована. Ели сравнить с образованием

политической элиты Германии, то в большинстве постсоветских стран представители элитных слоев имеют два-три образования, ученые степени кандидатов, докторов наук, являются профессорами и академиками различных Академий наук. Если к этому относиться формально, без учета реально полученных знаний и их вклада в обогащение научного знания, то картина намного благоприятнее стран с развитыми демократическими ценностями [9, с. 134-150]. Критическое логическое мышление среди политической элиты способствует поддерживать сложившуюся конфигурацию сложившихся политических сил на политическом пространстве постсоветских стран с учетом интересов всех ее участников.

Исходя из того, что современная молодежь не идеологизированна и свободна в принятии решений мы провели исследование в одной из постсоветских стран Армении с целью определения некоторых индикатор восприятия элитных слоев, а также определения острых социально-политических проблем требующих оперативного решения, в том числе при наличии воли, средств при принятии решений со стороны политической элиты.

Проведенный авторский опрос (выборка квотная опрошено 1100 человек из расчета 100 в каждом городе с соблюдением гендерной пропорции 1:1) студенческой молодежи, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям, в десяти областных городах Армении - Аш-тарак, Арташат, Армавир, Ехегнадзор, Гавар, Раздан, Ванадзор, Капан, Иджеван, Гюмри и Ереване в апреле 2017 года позволяет нам определить некоторые вопросы, требующие политической воли со стороны элиты. Резюмируя получение данные можно констатировать, что одним из важнейших приоритетов политики постсоветских элит в целом и элиты Армении в частности является консолидация граждан на основе демократических ценностей в разрешение противоречий между элитами постсоветских стран с целью сохранения мира и повышения уровня благосостояния рядовых граждан. При этом есть различия в отдельно выявленных областях. В частности, в столице большинство респондентов представителей женского пола на 11,8% больше от представителей мужчин выступают за формирование стабильных условий обеспечивающих общественную безопасность посредством укрепления диалога между различными народами исповедующих различные религии и являющиеся представителями различных культур.

Таким образом, мировой политический процесс наряду с трансформационными преобразования в политических системах постсоветских государств оказали существенное влияние и на качественное состояние политической элиты, которая находиться в состоянии нахождения компромиссных взаимодействий между акторами политики с целью минимизации негативных проявлений в обществе.

Литература

1. Буренко В.И., Титова О.Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 11416 (дата обращения 29.01.2017).

2. Буренко В.И., Шумилов А.В. Политический класс современной России в контексте инструментального подхода // PolitBook. 2012. №4.

3. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты как объект исследований в отечественной политической науке // Политическая наука. 2016. №2.

4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Глобализация и глобальный неоколониализм // PolitBook. 2013. №3.

5. Капицын В.М. Идентичность: сущность, состав, динамика (дискурс и опыт визуализации) // PolitBook. 2014. №1.

6. Кочетков А.П. Национальное государство в условиях глобализации // Полис. Политические исследования. 2014. №4.

7. Крыштановская О.В. Открытая элита // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Otkrytaya-elita (дата обращения 12.01.2017).

8. Ледяев В.Г. Кого относить к элите? // Общество и экономика. 2008.

№3-4.

9. Макаревич Э.Ф. Идеология как единство ценностей // PolitBook. 2016. №3.

10. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Эксмо, 2006.

11. Сковиков А.К. Гаэтано Москва об акторах политического управления и власти // PolitBook. 2012. №4.

12. Тимошенко В.И., Салыков Д.Н. К теории партий и партийных систем // PolitBook. 2016. №2.

13. Шабров О.Ф. Модернизация в условиях глобализации: подходы, барьеры, потенциал // PolitBook. 2014. №24.

14. Elite configurations at the apex of power / Ed. by M. Dogan. Brill; Leiden; Boston, 2003.

15. Gaman-Golutvina O. Political Elites in the Post-Socialist countries // Elites: New Comparative Perspectives / Ed. by M. Sasaki. Leiden; Boston: BRILL, 2008.

16. Gaman-Golutvina O. Political elites of the commonwealth of independent states // Comparative Sociology. Amsterdam, 2007. №6.

17. Media, freedom and democracy / M. Dyczok, O. Gaman-Golutvina (eds.). Bern; Berlin; Brussels; Frankfurt am Main; N.Y.; Oxford; Wien: Peter Lang, 2009.

References

1. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost' politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 11416 (data obrashcheni 29.01.2017).

2. Burenko V.I., Shumilov A.V. Politicheskii klass sovremennoi Rossii v kontekste instrumental'nogo podkhoda. PolitBook. 2012. №4.

3. Gaman-Golutvina O.V. Politicheskie elity kak ob"ekt issledovanii v ote-chestvennoi politicheskoi nauke. Politicheskaya nauka. 2016. №2.

4. Gorelov A.A., Gorelova T.A. Globalizatsiya i global'nyi neokolonializm. PolitBook. 2013. №3.

5. Kapitsyn V.M. Identichnost': sushchnost', sostav, dinamika (diskurs i opyt vizualizatsii). PolitBook. 2014. №1.

6. Kochetkov A.P. Natsional'noe gosudarstvo v usloviyakh globalizatsii. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2014. №4.

7. Kryshtanovskaya O.V. Otkrytaya elita. Russkii zhurnal. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Otkrytaya-elita (data obrashcheniya 12.01.2017).

8. Ledyaev V.G. Kogo otnosit' k elite? Obshchestvo i ekonomika. 2008. №3-4.

9. Makarevich E.F. Ideologiya kak edinstvo tsennostei. PolitBook. 2016.

№3.

10. Panarin A.S. Narod bez elity. M.: Eksmo, 2006.

11. Skovikov A.K. Gaetano Moskva ob aktorakh politicheskogo upravleniya i vlasti. PolitBook. 2012. №4.

12. Timoshenko V.I., Salykov D.N. K teorii partii i partiinykh sistem. PolitBook. 2016. №2.

13. Shabrov O.F. Modernizatsiya v usloviyakh globalizatsii: podkhody, bar'ery, potentsial. PolitBook. 2014. №24.

14. Elite configurations at the apex of power / Ed. by M. Dogan. Brill; Leiden; Boston, 2003.

15. Gaman-Golutvina O. Political Elites in the Post-Socialist sountries. Elites: New Comparative Perspectives / Ed. by M. Sasaki. Leiden; Boston: BRILL, 2008.

16. Gaman-Golutvina O. Political elites of the commonwealth of independent states. Somparative Sociology. Amsterdam, 2007. №6.

17. Media, freedom and democracy / M. Dyczok, O. Gaman-Golutvina (eds.). Bern; Berlin; Brussels; Frankfurt am Main; N.Y.; Oxford; Wien: Peter Lang, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.