Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / COUNTERACTION / LEGALIZATION OF INCOME / LAUNDERING OF INCOME OBTAINED BY ILLEGAL MEANS / CRIME / ORGANIZED CRIME / OPERATIONAL DIVISIONS / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Ильинский Игорь Иванович, Хазов Евгений Николаевич

Рассматриваются вопросы противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем организованной преступностью в современной России. Анализируются причины и условия легализации, отмывания доходов, полученных незаконным путем организованными преступными сообществами и группами. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению и противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем организованной преступностью на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Ильинский Игорь Иванович, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) INCOME OBTAINED BY ILLEGAL MEANS

Deals with the issues of countering the legalization of income obtained illegally by organized crime in modern Russia. The article analyzes the causes and conditions of legalization and laundering of income obtained illegally by organized criminal communities and groups. The main directions of preventive measures to prevent and counteract the legalization of income obtained illegally by organized crime on the territory of Russia are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10281 © А.В. Богданов, И.И. Ильинский, Е.Н. Хазов, 2020

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ

Анатолий Васильевич Богданов, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Игорь Иванович Ильинский, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: 2527314@gmail.com

Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем организованной преступностью в современной России. Анализируются причины и условия легализации, отмывания доходов, полученных незаконным путем организованными преступными сообществами и группами. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению и противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем организованной преступностью на территории России.

Ключевые слова: противодействие, легализация доходов, отмывание доходов полученных незаконным путем, преступность, организованная преступность, оперативные подразделения, органы внутренних дел.

COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) INCOME OBTAINED BY ILLEGAL MEANS

Anatoliy V. Bogdanov, Associate Professor of Faculty Operatively-search Activity and Special Technics, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Igor' I. Il'inskiy, Associate Professor of Faculty Operatively-search Activity and Special Technics, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: 2527314@gmail.com

Evgeniy N. Khazov, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Abstract. Deals with the issues of countering the legalization of income obtained illegally by organized crime in modern Russia. The article analyzes the causes and conditions of legalization and laundering of income obtained illegally by organized criminal communities and groups. The main directions of preventive measures to prevent and counteract the legalization of income obtained illegally by organized crime on the territory of Russia are proposed.

Keywords: counteraction, legalization of income, laundering of income obtained by illegal means, crime, organized crime, operational divisions, internal Affairs bodies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5): 151—157.

Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем — это превращение нелегальных средств (грязных) в легальные чистые денежные средства. Отмывание преступных доходов представляет собой сложный, достаточно продолжительный финансовый процесс, что позволяет

ввести «грязные» финансовые средства в легальный экономический оборот и придать им статус законно полученных [20, с. 101-104].

Появление самого понятия легализации (отмывания) преступных доходов или «отмывание грязных денег» был использован в 20-30-е гг. ХХ в. в

связи с борьбой с преступными формированиями в США. Отмывание денег организованными преступными формированиями в США, связано с наличной денежной массой и осуществлять это целесообразно через розничные услуги; так обозначался этот процесс преобразования незаконно или нелегально полученных денег в легальные деньги [22].

Сам термин «легализация преступных доходов» в качестве правового понятия появился в 80-х гг. ХХ в. и стал обозначать самостоятельное юридическое понятие [14].

Денежные средства — законное платежное средство: в соответствии со ст. 140 ГК РФ таковым является рубль1, иное имущество (ст. 142 ГК РФ) — ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи (ст. 130 ГК РФ), а также имущественные права [26].

Процесс совершения легализации доходов, полученных в результате преступлений, можно условно разделить на два основных этапа, это получение и накопление денежных средств, полученных преступным путем и непосредственное совершение действий, направленных на придание преступно добытым денежным средствам правомерного вида.

Говоря об основных направлениях повышения эффективности борьбы с организованной преступностью и легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем, следует особо остановиться на создании и использовании новейших технических средств. Одним из основных источников оперативно значимой информации о легализации (отмывании) преступных доходов являются сведения, которыми располагает Росфинмо-ниторинг.Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и имеет возможность получать и анализировать информацию из кредитных организаций, в том числе составляющих банковскую тайну [16, с. 108-113].

Информационно-телекоммуникационные системы и Интернет используются организованными преступными группами и организованными преступными сообществами для легализации денежных средств, полученных преступным путем. Содействие в этом невольно оказывают различные электронные платежные системы, компании и сотрудники финансовой сферы [6, с. 173-179].

Их использование для организованных преступных групп (далее — ОПГ), организованных преступных сообществ (далее — ОПС), является безопасным способом получения денежных средств, полученных преступным путем, а также способом их отмывания путем многократного перевода со счета на счет или приобретения и последующей реализации виртуаль-

ных денег. В последнее время есть тенденция «отмывания» преступных денег через компании, осуществляющие финансово-обменные операции в сети Интернет с использованием криптовалюты «Биткоин» [5, с. 216-223].

Наиболее быстро растущим видом киберпре-ступности является организованная интернет-преступность как главная угроза всему человечеству. В связи с этим выявление и документирование фактов легализации денежных средств с использованием компьютерных систем, сети Интернет и платежных систем заключается в установлении и фиксировании связей сбытчика с кошельками и банковскими счетами путем установления и сопоставления информации об использованных ими электронных адресах, абонентских номерах и электронных устройствах с последующей фиксацией переписки и прослушивания телефонных переговоров [7].

Сегодня в России ни для кого не секрет, что достаточно открыть любую газету, журнал, Интернет и без труда можно обнаружить множество объявлений, сайтов и схем «отмывки» денежных средств, полученных преступным путем. Для отмывания денежных средств могут использоваться как граждане России, так и иностранные юридические и физические лица. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет организованной преступности и коррупционным связям использовать практически любой способ легализации денежных средств, а также использование при легализации расчетных счетов фирм «Однодневок» [12, с. 142-145].

В результате латентность данного вида преступлений чрезвычайно высока, а также высокая легализация денежных средств, добытых преступным путем обусловлена также использованием современных информационных технологий, мобильных средств связи и электронных средств платежа. Преступная легализация доходов организованных преступных групп и организованных преступных сообществ является одним из экономических факторов воспроизводства организованной преступности. В результате легализации доходы, извлекаемые посредством организованной преступности, становятся элементом нестабильности экономики [3].

Борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств позволяет решить ряд проблем. Прежде всего, это защита легальной экономики от коррупции и криминальных инвестиций, выявление и конфиска-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. N° 14-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г., с изм. от 3 июля 2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

ция преступных доходов, восстановление всей цепочки движения преступных финансовых средств позволяет проследить все связи организованных преступных групп и организованных преступных сообществ в легализации преступных средств. Методы легализации (отмывания) денежных средств характеризуются изощренностью и сложностью. Профессионализм проведения операций по легализации денежных средств растет, усложняются схемы исходя из развития информационно-телекоммуникационных систем, а отмывание денежных средств все более становится самостоятельной деятельностью организованных преступных групп и организованных преступных сообществ [13, с. 116-120].

Существует множество способов и методов легализации преступных денежных средств. Оперативно-разыскные мероприятия должны быть направлены на:

♦ фиксацию и документирование информации о связях подозреваемых с лицами, имеющими отношение к финансово-кредитному сектору экономики, а также лицами, являющимися учредителями (руководителями) организаций (учреждений);

♦ установление имущественного положения подозреваемых лиц посредством получения информации о наличии у них в банковских учреждениях счетов, о совершении ими финансовых операций, почтовых переводов и т.д.; о наличии в собственности последних и лиц из их ближайшего окружения недвижимого имущества, времени и источниках его приобретения, автотранспортных средств, иных материальных ценностей;

♦ выяснение, на какие цели были потрачены средства, полученные преступным путем, где и каким способом они были размещены;

♦ установление лиц, причастных к операциям по движению легализуемых средств, роли каждого, степени осведомленности о происхождении денежных средств, мотивов их действий, наличия между ними сговора;

♦ именно применение всего комплекса оперативно-разыскных мероприятий и профилактических мер со стороны правоохранительных органов способно обеспечить надежный контроль и оказать противодействие организованной преступности и легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных преступным путем [15].

В момент выявления легализации денежных средств возникают оперативно-разыскные, уголовно-процессуальные, административно-правовые проблемы в их последующем раскрытии и расследовании.

Следует отметить, что уголовный закон предусматривает ответственность за легализацию денеж-

ных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем как лицом, совершившим предикатное преступление (ст. 174.1 УК РФ), так и другими лицами (ст. 174 УК РФ), не совершавшими преступления, в результате которого получены денежные средства и иное имущество. Предметом преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, являются денежные средства и иное имущество, приобретенные преступным путем2.

Также следует обратить внимание, что в соответствии с п. 1 постановления Пленума от 7 июля 2015 г. № 32 предметом данного преступления также являются денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. При этом в вышеуказанном постановлении Пленума четко прописано, что под денежными средствами следует понимать наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства, а под иным имуществом — движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем)3.

В международном праве впервые определение легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности было дано в «Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», заключенной ООН в г. Вене 20 декабри 1988 г., что оказало большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран4.

Однако, наиболее конкретно понятие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 7 апреля 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 (ред. от 26 февраля 2019 г.) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 9.

4 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. 1994. Вып. ХЦУП. С. 133-157.

преступления, сформулировано в ст. 174 УК РФ, где таковой признается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате совершения преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным иму-ществом5. По своей природе легализация преступных доходов — деяние без видимых жертв и ущерба.

Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих противодействие легализации преступных доходов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-Ф3)6, который разработан в соответствии с международными стандартами и на основании международных соглашений, в том числе вышеуказанной Венской конвенции ООН 1988 г. и «Конвенции против транснациональной организованной преступности», заключенной ООН в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г.7.

Вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов урегулированы в Уголовном (ст. 174, 174.1, 175), Административном (ст. 3.12, 15.27, 23.62, 27.16, 28.7) и Бюджетном кодексах Российской Федерации, а также в других законах и подзаконных актах, в том числе в постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах Центрального Банка и Росфин-мониторинга, последние из которых в своей совокупности образуют правовую базу финансового мониторинга за финансовыми операциями и иными сделками с денежными средствами и иным имуществом, подлежащими обязательному контролю [1].

Федеральным законом № 115-Ф3 дано понятие легализации, урегулированы основания обязательного государственного контроля за сделками и иными операциями с денежными средствами и иным имуществом, установлена обязанность организаций по обеспечению внутреннего контроля за ними и предоставлению уполномоченному государственному органу информации об их осуществлении.

Нормы противодействия легализации (отмывания) преступных доходов закреплены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (далее — постановление Пленума от 7 июля 2015 г. № 32), которым был снят ряд проблемных вопросов, касающихся правоприменительной

практики [19]. В частности, данным постановлением даны разъяснения относительно предмета данного преступления, приведены действия, образующие его состав, а также момент окончания применительно к значительно трансформировавшемуся в связи с развитием информационных технологий механизму совершения данного вида преступлений.

Трансграничная и международная деятельность организованной преступности и криминальная миграция их преступных капиталов, это следствие «теневой» экономики России, ее криминализации, коррупции и вывоза капиталов в оффшорные зоны [9, с. 140-144].

Высокая латентность легализации (отмывания), скрытые способы отмывания с соответствующими финансовыми операциями, сложный состав ОПГ и ОПС, специализирующихся на легализации, с четким руководством, устойчивостью и дифференцированным распределением ролей, отсутствие информационного и оперативного обеспечения, вот это те проблемы, существующие в выявлении, раскрытии и расследовании фактов легализации преступных доходов, приобретенных преступным путем. Организованные преступные группы и организованные преступные сообщества распространяют свое влияние как на территории России, так и за ее пределами, устанавливая контакты как в банковской системе России, так и за рубежом. ОПГ И ОПС, получив доход от совершенных ими преступлений, преследуя цель придания ему правомерного владения для последующего распоряжения, все чаще применяют для совершения финансовых операций и сделок бесконтактные способы с использованием возможности сети Интернет, а также услуг операторов сотовой связи и банков, позволяющих, находясь практически в любой точке мира, отправлять команды о проведении финансовых операций [2].

Легализация (отмывание) преступных доходов, коррупционные связи и преступления служат финансовой опорой организованных преступных групп и организованных преступных сообществ. В связи с этим в сфере ОПГ и ОПС повышенным интересом пользуется кредитно-финансовая сфера. Легализуя (отмывая) свои преступные средства ОПГ и ОПС,

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 7 апреля 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от

7 апреля 2020 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

7 Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15 ноября 2000 г.) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

часть своих финансовых средств с использованием кредитно-финансовой сферы направляют на финансирование наркотиков, оружия, терроризма, экстремизма и политические цели [17].

С уверенностью можно сказать, что существует близка связь между организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом, распространением наркотиков, легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем и коррупцией [10, с. 152-156].

В условиях длительности организационных преступных групп, организованных преступных сообществ и организаций (международный, региональный, межрегиональный, межнациональный) во всех сферах, особенно экономической сфере, первостепенное значение в раскрытии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем играет оперативно-разыскная деятельность (ОРД) как одно из ключевых направлений деятельности правоохранительных органов8.

Преступная деятельность организованных преступных групп и организованных преступных сообществ в сфере легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем, как и любое экономическое предприятие, требует организации. Преступления в сфере легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем, представляет собой результат действий многих лиц, требует специальных навыков, знаний и особых связей в кредитно-финансовой системе [18].

По оценке Росфинмониторинга, ОПГ и ОПС значительную часть финансовых операций, сведения о которых служили основанием для проведения финансовых расследований, связывают с приобретением недвижимости и автотранспорта; оплатой ранее полученных кредитов и процентов по ним; перечислением денежных средств на счета различных физических лиц, в том числе по договорам займа; направляют на оплату сотовой и интернет-связи [8, с. 22-26].

Розыск находящихся за рубежом имущества и денежных средств, полученных незаконным путем, осуществляется с использованием возможностей финансовой разведки, а также в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества. В период экономического кризиса и коронавируса в России может сложиться качественно новая криминальная ситуация, представляющая угрозу экономической безопасности, способствующая распространению терроризма, экстремизма, наркотиков, усилению миграционных процессов [23, с. 107-114].

В некоторой степени представляют опасность мигранты, оставшиеся в России из-за коронавируса

и не выехавшие из страны. Организованная преступность в период экономического кризиса и коронавируса будет переживать свой очередной этап развития и приспосабливаться к новым условиям. Бизнес сейчас и в последующем будет серьезно испытывать большие финансовые трудности, что позволит организованной преступности легализовать свои преступные финансовые средства в различные сферы экономики, малый и средний бизнес и скупать его, что сейчас происходит в Италии. Кризисной обстановкой воспользовалась мафия, скупая при этом малый и средний бизнес, а также давая беспроцентно финансовые средства на развитие бизнеса, т.е. легализуя свои преступные финансовые средства [24].

В последнее время организованные преступные группы и организованные преступные сообщества, а также «воры в законе», которые стали основной сплачивающей силой преступного мира, управляют жизнью других заключенных, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН, держа на контроле все процессы, происходящие там, легализуя свои преступные капиталы на различные нужды, в том числе и на организацию массовых беспорядков [11, с. 176-179].

С учетом того, что организованные преступные группы и организованные преступные сообщества максимально используется в своей противоправной деятельности достижения науки и техники, необходимо разрабатывать и внедрять в практическую деятельность оперативных подразделений самые современные технологии, способные эффективно противостоять организованной преступности и легализации денежных средств, полученных преступным путем [21].

Легализация (отмывание) финансовых средств организованных преступных групп и организованных преступных сообществ является основной угрозой национальной безопасности экономики России, так как порождает негативные процессы, которые мешают эффективно развиваться нашей экономике [25].

Можно сделать вывод, что снижение мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, напрямую связано с ростом уровня организованной преступности и коррупции, и наоборот. Любое государство не может эффективно функционировать, если не предпринимает усилий по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом, терроризмом, наркотиками, а также легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных незаконным путем [4].

8 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Наиболее успешна и эффективна борьба с организованной преступностью лишь тогда, когда усилия сотрудников правоохранительных органов направлены на подрыв финансовой составляющей организованной преступности, т.е. на выявление и раскрытие преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.

Литература

1. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов С.В. и др. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.

2. Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В. и др. Криминальная среда (оперативно-разыскной аспект). Хабаровск, 2017.

3. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В. и др. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). М., 2014.

4. Алексеев В.В., Бражников Д.А., Бычков В.В. и др. Оперативно-розыскная деятельность и государственная тайна: Тестовые задания. М., 2018.

5. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Причины и условия появления и распространения профессиональной, рецидивной и организованной преступности в России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 216-223.

6. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.

7. Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И. и др. Особенности противодействия киберпреступно-сти подразделениями уголовного розыска. М., 2016.

8. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Основные направления противодействия коррупционным проявлениям, совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами внутренних дел в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 22-26.

9. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-разыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 140-144.

10. Богданов А.В., Кочукаев Н. Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152-156.

11. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности

организованной преступности на территории современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176-179.

12. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

13. Богданов А.В., Ильинский И.И., Завьялов И.А. Организованная преступность и ее общественная опасность // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 116-120.

14. Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л. и др. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. И.А. Климова. М., 2016.

15. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

16. Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Нормативно-правовое регулирование по противодействию коррупционной деятельности среди государственных муниципальных служащих в современной России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 108-113.

17. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И. и др. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лобзов К.М., Абакумов О.Б., Богданов А.В. и др. Предательство в форме государственной измены: духовно-нравственный, криминально-психологический и уголовно-правовой аспекты. М., 2020.

19. Маилян С.С., Зиборов О.В., ЭриашвилиН.Д. и др. Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

20. Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 101-104.

21. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю. и др. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: Учеб.-метод. пособие. М., 2020.

22. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Иванцов С.В. и др. Организация деятельности полиции зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.

23. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Ильинский И.И. Незаконная миграция как одна из причин появления и распространения терроризма и экстремизма на территории России. В сборнике // Актуальные проблемы развития конституционализма: Мат. науч.-метод. семинара. 2018. С. 107-114.

24. Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.

25. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А. и др. Основы теории национальной безопасности. М., 2017.

26. ЭриашвилиН.Д., АлексийП.В., Аникеева Т.М. и др. Гражданское право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

References

1. Abakumov O.B., Alekseev V.V., BazhenovS.V. i dr. Pravovye osnovy operativno-rozysknoy deyatel'no-sti: Ucheb.-metod. posobie. M., 2017.

2. AbakumovO.B., BalatskiyD.Yu, BogdanovA.V. i dr. Kriminal'naya sreda (operativno-razysknoy aspekt). Khabarovsk, 2017.

3. AbakumovO.B., BogdanovA.V., VorontsovA.V. i dr. Kriminal'naya sreda kak ob"yekt operativno-ro-zysknoy deyatel'nosti (teoreticheskiy i prikladnoy as-pekty). M., 2014.

4. Alekseev V.V., BrazhnikovD.A., Bychkov V.V. i dr. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' i gosudarst-vennaya tayna: Testovye zadaniya. M., 2018.

5. Abakumov O.B., BogdanovA.V., KhazovE.N. Prichiny i usloviya poyavleniya i rasprostraneniya pro-fessional'noy, retsidivnoy i organizovannoy prestupno-sti v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 7. S. 216-223.

6. Bogdanov A.V., Il'inskiy 1.1., Khazov E.N. Infor-matsionno-telekommunikatsionnaya set' Internet kak odin iz naibolee vostrebovannykh resursov v protivodeystvii ne-zakonnomu oborotu narkotikov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 3. S. 173-179.

7. Bogdanov A.V., Zav'yalov I.A., Il'inskiy I.I. i dr. Osobennosti protivodeystviya kiberprestupnosti pod-razdeleniyami ugolovnogo rozyska. M., 2016.

8. BogdanovA.V., KhazovE.N., Khazova V.E. Os-novnye napravleniya protivodeystviya korruptsionnym proyavleniyam, sovershayemym v sfere zhilishchno-kom-munal'nogo khozyaystva organami vnutrennikh del v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 7. S. 22-26.

9. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Ope-rativno-razysknaya deyatel'nost' po protivodeystviyu organizovannoy prestupnosti v sfere nezakonnoy migratsii na territorii Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2. S. 140-144.

10. Bogdanov A.V., Kochukayev N.T., Khazov E.N. Kontrabanda narkotikov — odna iz real'nykh ugroz na-tsional'noy bezopasnosti Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 9. S. 152-156.

11. Bogdanov A. V., Khazov E.N. Nezakonnaya migratsiya kak odna iz prichin sozdaniya i deyatel'nosti organizovannoy prestupnosti na territorii sovremennoy Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4. S. 176-179.

12. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Rol', mesto i znac-henie operativno-rozysknoy deyatel'nosti po protivodeystviyu organizovannoy prestupnosti v sfere nezakonnoy migratsii na territorii Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 5. S. 142-145.

13. Bogdanov A.V., Il'inskiy 1.1., Zav'yalov I.A. Or-ganizovannaya prestupnost' i eye obshchestvennaya opasnost' // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 7. S. 116-120.

14. Klimov I.A., Dubonosov E.S., TuzovL.L. i dr. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' / Pod red. I.A. Kli-mova. M., 2016.

15. Klimov I.A., Tuzov L.L., Dubonosov E.S. i dr. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': Uchebnik. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

16. Komakhin B.N., Khazov E.N. Normativno-pra-vovoe regulirovanie po protivodeystviyu korruptsionnoy deyatel'nosti sredi gosudarstvennykh munitsipal'nykh sluzhashchikh v sovremennoy Rossii // Vestnik ekono-micheskoy bezopasnosti. 2016. № 1. S. 108-113.

17. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Il'inskiy I.I. i dr. Islamskiy ekstremizm: sushchnost', ideologiya, organi-zatsiya i taktika ikh deyatel'nosti. Khabarovsk, 2018.

18. Lobzov K.M., Abakumov O.B., Bogdanov A.V. i dr. Predatel'stvo v forme gosudarstvennoy izmeny: dukhovno -nravstvennyy, kriminal'no -p sikhologicheskiy i ugolovno-pravovoy aspekty. M., 2020.

19. Mailyan S.S., Ziborov O.V., Eriashvili N.D. i dr. Pravovedenie. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

20. Mailyan S.S., Khazov E.N., Bogdanov A.V. Protivodeystvie korruptsionnym proyavleniyam v pra-vookhranitel'nykh organakh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 6. S. 101-104.

21. Paukov V.K., BogdanovA.V., Zinchenko E.Yu. i dr. Soblyudenie konstitutsionnykh prav i svobod che-loveka i grazhdanina v operativno-rozysknoy deyatel'nosti: Ucheb.-metod. posobie. M., 2020.

22. KhazovE.N., Gorsheneva I.A., IvantsovS.V. i dr. Organizatsiya deyatel'nosti politsii zarubezhnykh stran: Ucheb.-metod. posobiye. M., 2017.

23. Khazov E.N., Bogdanov A.V., Il'inskiy I.I. Nezakonnaya migratsiya kak odna iz prichin poyavleniya i rasprostraneniya terrorizma i ekstremizma na territorii Rossii. V sbornike // Aktual'nyye problemy razvitiya konstitutsio-nalizma: Mat. nauch.-metod. seminara. 2018. S. 107-114.

24. KhazovE.N., EgorovS.A., Larina L.A. i dr. Go-sudarstvenno-pravovye osnovy migratsii i migratsion-nykh protsessov: Ucheb.-metod. posobie. M., 2017.

25. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Egorov S.A. i dr. Osnovy teorii natsional'noy bezopasnosti. M., 2017.

26. Eriashvili N.D., Aleksiy P.V., Anikeeva T.M. i dr. Grazhdanskoe pravo: Uchebnik. 6-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.