Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОТМЫВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ / LEGALIZATION / COUNTERACTION / LAUNDERING OF CRIMINAL PROCEEDS / CRIMINAL LIABILITY / PROBLEMS OF PROOF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волошин М.Ю.

В статье рассмотрены условия привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, описаны основные направления противодействия преступлениям, установленным в ст. 174 и 174.1 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) OF MONEY OR OTHER PROPERTY ACQUIRED BY CRIMINAL MEANS

The article considers the conditions for bringing to criminal responsibility for the legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means, describes the main directions for countering crimes established in articles 174 and 174.1 of the Criminal code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Волошин М.Ю. студент магистратуры магистерская программа «Уголовное право криминология, уголовно-исполнительное право»

кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ

Аннотация: В статье рассмотрены условия привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, описаны основные направления противодействия преступлениям, установленным в ст. 174 и 174.1 УК РФ.

Ключевые слова: легализация, противодействие, отмывание преступных доходов, уголовная ответственность, проблемы доказывания.

Voloshin M. Yu.

master's student master program «Criminal law, criminology,

criminal executive law»

of the Department of criminal and criminal Executive law, criminology

Rostov state University of Economics

COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) OF MONEY

OR OTHER PROPERTY ACQUIRED BY CRIMINAL MEANS

Abstract: The article considers the conditions for bringing to criminal responsibility for the legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means, describes the main directions for countering crimes established in articles 174 and 174.1 of the Criminal code of the Russian Federation.

Keywords: legalization, counteraction, laundering of criminal proceeds, criminal liability, problems of proof

Эксперты отмечают, что в современный период общественного развития легализация (отмывание) преступных доходов широко распространены во многих странах мира, что свидетельствует об их транснациональном характере. Данный вид преступлений, можно

расценивать как заключительный этап перерастания преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства.

В практике отечественного уголовного права под легализацией понимают совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, которые приобретены заведомо преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, или использование перечисленных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Родовой объект преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ [1], - сфера экономики.

Базовыми преступлениями для последующей легализации имущества являются хищения, наркобизнес, незаконный оборот наркотических средств.

Для состава преступления необязательно знание виновным того, в результате какого именно преступления добыто имущество, кто и при каких обстоятельствах совершил это преступление. Главное условие применения данной статьи не участие субъекта легализации в преступном приобретении указанных денежных средств или иного имущества. Для квалификации преступления необходимо установить заведомость его поведения, что означает знание, что он легализует денежные средства или имущество, которые приобретены другими лицами преступным путем. В этом случае речь идет о специфической форме прикосновенности к преступлению.

Законодателем весьма четко констатируется указанное обстоятельство, указав, что виновность этих лиц в совершении какого-либо преступления, в результате которого ими противоправно получены денежные средства или иное имущество, должна быть установлена судебным приговором, который вступил в законную силу.

Пленум ВС РФ в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» разъяснил, что ответственность наступает и в тех случаях, когда виновным лицом была совершена только одна финансовая операция или одна сделку с денежными средствами или имуществом, приобретенными преступным путем [2].

Для того, чтобы решить вопрос о наличии состава преступления, которое предусмотрено ст. 174 УК РФ, следует установить, что лицо совершило указанные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Для решения вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, суд должен выяснить, имеются ли в деле доказательства, которые свидетельствуют о том, что лицо, совершившее финансовые операции и другие сделки, достоверно знало о том, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем.

В том случае, если будет установлено, что средства были добыты в результате уклонения от уплаты налогов (ст. 198 и 199 УК РФ), или в результате неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), то совершение операций с такими средствами не образует состава преступлений, которые предусмотрены ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ. Это оговорено в диспозициях статей 174 и 174.1 УК РФ.

Как считают исследователи, сегодня раскрывается фактически одно преступление из десяти преступлений в сфере легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Это свидетельствует о том, что значительных успехов в борьбе с данным видом преступлений, добиться пока не удается .

Причиной этого является ряд обстоятельств:

- несовершенство законодательной базы, которая регулирует экономические отношения в данной сфере;

- слабый контроль со стороны Центробанка России за деятельностью коммерческих банков;

- непринятие мер воздействия к банкам, которые допускают нарушения кредитно-финансовой дисциплины;

- наличие преступных групп, которые одновременно занимаются отмыванием незаконных доходов как в легальной, так и нелегальной экономике;

- незаинтересованность собственников ряда предприятий в нормальном развитии производства [5, с. 60]. Можно выделить и иные причины.

Заметим, что трудности в борьбе с исследуемым видом преступлений, на наш взгляд, обусловлены и тем, что в теории уголовного права отсутствует единство мнений относительно признаков легализационных сделок и финансовых операций.

Дискуссионным является вопрос о моменте окончания легализации (отмывания). Трудности возникают и в процессе определения специальной цели этих видов преступлений.

Следует отметить, что меры противодействия рассматриваемым преступлениям имеются во всех национальных правовых порядках, а также в ряде международных правовых актов. Осознавая трансграничный характер преступности этого вида в деятельности по противодействии этим преступлениями принимают участие такие международные организации как ООН, Совет Европы, а также Financial Action Task Force on M oney

Laundering (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), что свидетельствует о том, что легализация доходов от преступной деятельности рассматривается как глобальный вызов международной безопасности.

В современной правоприменительной практике имеется ряд определённых трудностей при выявлении, расследовании, доказывания, квалификации и привлечения к ответственности по статьям 174 и 174.1 УК РФ.

Исследователи отмечают, что суды выносят обвинительные приговоры по рассматриваемым составам лишь по 20 % возбужденных уголовных дел по фактам легализации из-за того, что чаще всего доказательная база выявленных преступлений недостаточна. Это объясняется сложностью объективных и субъективных характеристик преступного деяния, а также и его законодательной конструкции.

Легализация преступных доходов - это сложный процесс, который включает значительное количество самых разнообразных операций (бухгалтерские, финансовые), которые могут совершаться посредством разнообразных методов. При этом они постоянно видоизменяются и совершенствуются. Например, активно используется виртуальная валюта и электронные платежные системы, отслеживание операций по которым затруднено [3, с. 865]

Одной из проблем противодействия данным составам является, что сотрудники правоохранительных избегают вменять эти составы, а суды, вынося приговоры необоснованно прекращают уголовное преследование по рассматриваемым статьям обвинения, «перестраховываясь» или переквалифицируют содеянное.

Следует согласиться с тем, что расследование дел, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, весьма трудоемкий и связан с большим количеством следственных действий, которые связаны с установлением круга лиц и организаций, которые причастны к фактам легализации, при этом не только на территории определенного региона, но и за его пределами, а может быть и за рубежом. Имеют место и проблемы по доказыванию преступного характера полученных доходов и приобретенного имущества в целях их последующей легализации. Именно поэтому количество, выявляемых преступлений незначительно, несмотря на то, что на практике они имеют достаточно широкое распространение.

Безусловно, что само по себе использование в предпринимательской или иной экономической деятельности «грязных» денег и ценностей не всегда означает их отмывание. В соответствии с положениями статьи 174.1 УК России, использование таких средств и имущества предполагает их отмывание, которое сопряжено с осуществлением различных операций, в том числе и сделок с ними, а это значит, что лицо знало и не могло не знать о том, что используемые им ценности имеют преступное происхождение.

Ответственность за составы 174 и 174.1 УК России может наступить только если совершены с прямым умыслом, что также вызывает трудности в доказывании и расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.

В качестве усиления мер противодействия преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или другого имущества, которые были приобретены преступным образом, считаем целесообразным распространить действие ст. 104.1 УК РФ, предусматривающую конфискацию имущества и на квалифицированные составы статей 174 и 174.1 УК РФ.

Для совершенствования организационного механизма противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо создать единый национальный центр по оценке угроз национальной безопасности, которые возникают в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Важное значение имеет и повышение эффективности надзорной деятельности в этой сфере. Безусловно необходимо активизировать и деятельность по предупреждению рассматриваемых видов преступлений, в частности снижение риска ведения предпринимательской деятельности, создание условий для партнерских, лояльных отношений между государством и субъектами хозяйственной деятельности.

Так как рассмотренные преступления зачастую имеют транснациональный характер, это опосредует необходимость тесного международного сотрудничества правоохранительных органов, особенно в сфере получения доказательств, которые позволят вести успешный розыск денежных средств и иного имущества, нажитых незаконным путем находящийся за пределами России.

Использованные источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»// от 7 июля 2015 г. N 32 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015 № 9.

3. Лавроненко Р. А. К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем // Молодой ученый. 2016. №9. — С. 864-869.

4. Макарова Н. Н. Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных средств в России и за рубежом с использованием оффшорных

финансовых центров и юрисдикции банковской тайны. //Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговый вестник. 2010. № 7. С. 183 - 186. 5. Жабский В.А., Безручко Е.В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем //Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2019. № 1 (52). — С. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.