Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ / КУРСАНТЫ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мансурова Зиля Рахимлановна

Рассматриваются особенности формирования антикоррупционного поведения будущих сотрудников органов внутренних дел на основе антикоррупционной устойчивости посредством гармонизации личности сотрудника органов внутренних дел. Для формирования антикоррупционной устойчивости существует необходимость не только преподавания курсантам и слушателям знаний сущности содержания норм и значимости морали в жизни и профессиональной деятельности, но и воспитания привычек нравственного поведения на службе и в быту, создания в коллективе здорового морально-психологического климата. Все это позволит сотрудникам органов внутренних дел противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, разрешать внутренние конфликты, достигать личные и профессиональные цели, сохраняя верность нравственным принципам. Материалы и методика исследования. В качестве методологических оснований использованы системный, личностно-деятельностный и методологический подходы, позволяющие исследовать процесс подготовки обучающихся в вузе в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах. Проведен анализ существующих положений и исследований о психолого-педагогических аспектах развития коррумпированной личности, предупреждения коррупционных проявлений, применения психолого-педагогической методики по формированию гармоничной личности, что является одним из факторов дальнейшего становления антикоррупционной личности. Полученные результаты. Установлены особенности самооценки различных сторон своей жизни: выяснилось, что довольно высоко оценены определенные сферы, а также выявлены сферы жизни, оцененные достаточно низко. Вывод. Для формирования антикоррупционного правосознания и антикоррупционного поведения необходимо применение разнообразных психолого-педагогических приемов в отношении обучающихся образовательных организаций МВД России с учетом выявленных особенностей самооценки удовлетворенности различными сферами жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мансурова Зиля Рахимлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO CORRUPTION CRIME: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The features of creating anti-corruption behavior of future employees of the internal affairs bodies, based on the formation of anti-corruption stability, through the semantic core of the system for harmonizing the personality of an employee of the internal affairs bodies, are considered. For the formation of anti-corruption stability, there is a need not only to teach cadets and students the knowledge of the essence of the content of norms and the significance of morality in life and professional activities, the presence of habits of moral behavior in the service and at home, the creation of a healthy moral and psychological climate in the team and the education of employees of internal matters of moral qualities, in order to resist undesirable influences from outside and their own weaknesses, resolve internal conflicts, but also achieve personal and professional goals, while remaining faithful to moral principles. Materials and research methodology. Systematic, personal-activity and methodological approaches are used as methodological foundations, allowing to study the process of preparing students at the university, in the philosophical, psychological, sociological and pedagogical aspects. The analysis of existing provisions and studies on the psychological and pedagogical aspects of the development of a corrupt personality, the prevention of corruption manifestations, the use of psychological and pedagogical methods for the formation of a harmonious personality, which is one of the factors for the further formation of an anti-corruption personality, is carried out. Results. Peculiarities in the self-assessment of various aspects of one's life are established: certain areas are quite highly rated, and areas of life that are rated rather low are identified. Conclusion. For the formation of anti-corruption legal awareness and anti-corruption behavior, it is necessary to use a variety of psychological and pedagogical techniques in the process of teaching students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the identified features of self-assessment of satisfaction with various areas of life.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

научный портал мвд России № 2 (58) 2022

scientific portal of the russia ministry of the interior " м '

Правоохранительная деятельность

Научная статья

УДК 338; 351

РЧ v v

Противодействие коррупционном преступности: психолого-педагогические аспекты

Зиля Рахимлановна Мансурова

Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия,

mansurovazr@mail.ru

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности формирования антикоррупционного поведения будущих сотрудников органов внутренних дел на основе антикоррупционной устойчивости посредством гармонизации личности сотрудника органов внутренних дел. Для формирования антикоррупционной устойчивости существует необходимость не только преподавания курсантам и слушателям знаний сущности содержания норм и значимости морали в жизни и профессиональной деятельности, но и воспитания привычек нравственного поведения на службе и в быту, создания в коллективе здорового морально-психологического климата. Все это позволит сотрудникам органов внутренних дел противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, разрешать внутренние конфликты, достигать личные и профессиональные цели, сохраняя верность нравственным принципам.

Материалы и методика исследования. В качестве методологических оснований использованы системный, личностно-деятельностный и методологический подходы, позволяющие исследовать процесс подготовки обучающихся в вузе в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах.

Проведен анализ существующих положений и исследований о психолого-педагогических аспектах развития коррумпированной личности, предупреждения коррупционных проявлений, применения психолого-педагогической методики по формированию гармоничной личности, что является одним из факторов дальнейшего становления антикоррупционной личности.

Полученные результаты. Установлены особенности самооценки различных сторон своей жизни: выяснилось, что довольно высоко оценены определенные сферы, а также выявлены сферы жизни, оцененные достаточно низко.

Вывод. Для формирования антикоррупционного правосознания и антикоррупционного поведения необходимо применение разнообразных психолого-педагогических приемов в отношении обучающихся образовательных организаций МВД России с учетом выявленных особенностей самооценки удовлетворенности различными сферами жизни.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коррупция, сотрудник органов внутренних дел, антикоррупционное поведение, антикоррупционное правосознание, психолого-педагогический прием, методические подходы к преподаванию, курсанты, жизненные сферы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мансурова З. Р. Противодействие коррупционной преступности: психолого-педагогические аспекты // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 35-40.

Law Enforcement

Original article

Counteraction to corruption crime: psychological and pedagogical aspects

Zilya R. Mansurova

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa, Russia,

mansurovazr@mail.ru

ABSTRACT. The features of creating anti-corruption behavior of future employees of the internal affairs bodies, based on the formation of anti-corruption stability, through the semantic core of the system for harmonizing the personality of an employee of the internal affairs bodies, are considered. For the formation of anti-corruption stability, there is a need not only to teach cadets and students the knowledge of the essence of the content of norms and the significance of morality in life and professional activities, the presence of habits of moral behavior in the service and at home, the creation of a healthy moral and psychological climate in the team and the education of employees of internal matters of moral qualities, in order to resist undesirable influences from outside and their own

© Мансурова З. Р., 2022

weaknesses, resolve internal conflicts, but also achieve personal and professional goals, while remaining faithful to moral principles.

Materials and research methodology. Systematic, personal-activity and methodological approaches are used as methodological foundations, allowing to study the process of preparing students at the university, in the philosophical, psychological, sociological and pedagogical aspects.

The analysis of existing provisions and studies on the psychological and pedagogical aspects of the development of a corrupt personality, the prevention of corruption manifestations, the use of psychological and pedagogical methods for the formation of a harmonious personality, which is one of the factors for the further formation of an anti-corruption personality, is carried out.

Results. Peculiarities in the self-assessment of various aspects of one's life are established: certain areas are quite highly rated, and areas of life that are rated rather low are identified.

Conclusion. For the formation of anti-corruption legal awareness and anti-corruption behavior, it is necessary to use a variety of psychological and pedagogical techniques in the process of teaching students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the identified features of self-assessment of satisfaction with various areas of life.

KEYWORDS: corruption, law enforcement officer, anti-corruption behavior, anti-corruption legal awareness, psychological and pedagogical technique, methodological approaches to teaching, cadets, life spheres

FOR CITATION: Mansurova Z. R. Counteraction to corruption crime: psychological and pedagogical aspects // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (58). P. 35-40 (in Russ.).

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил

может стать почти всемогущим».

Д. Уэбстер

Проблема психолого-педагогического обеспечения профилактики и борьбы с коррупцией актуальна и требует разработки и реализации соответствующих методов, а также создания комплексной программы по формированию антикоррупционного поведения представителей правоохранительных органов. Основной задачей образовательных организаций МВД России является формирование у обучающихся способностей к активной правоохранительной деятельности, в том числе к решению нестандартных творческих задач в сфере борьбы с преступностью и охраны прав и свобод граждан. При этом необходимые профессионально важные знания, умения, навыки, личностные качества у обучающихся формируются и развиваются в процессе социального общения, на учебных занятиях, в ходе трудовой деятельности. Теоретические данные свидетельствуют, а педагогическая практика подтверждает, что эффективность работы по формированию антикоррупционного поведения зависит от многих факторов, среди которых выделяется педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т. е. использование форм и методов организации последнего для развития и саморазвития личности обучающегося. Использование разнообразных методов воспитания в процессе изучения образовательных предметов в образовательной организации обязательно влечет за собой самовоспитание, которое связано с активным

поиском путей, форм и методов достижения своих жизненных и профессиональных целей. Убежденность в достижении целей правовым путем в различных сферах жизни необходима для развития устойчивого поведения в коррупционно-про-воцирующей ситуации и предотвращения формирования социальной роли жертвы (характерной для личности коррупционера).

Преступления коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, представлены такими их составами, как взяточничество (ст. 290-291.2 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Как считает Ю. М. Антонян, коррупционное поведение полимотивировано и основывается на ряде ведущих мотивов, один из которых - видимый, проявляющийся в корысти, в непомерных материальных потребностях и амбициях, а другой -глубинный, смысловой, заключающийся в реализации игровых мотивов [1, с. 37-41].

Л. А. Букалерова и О. А. Кузнецова определяют личность коррупционера как лицо, наделенное особым социальным статусом, обусловленным должностью, государственным чином, службой, обладающее негативными социальными свойствами, сложившимися в результате выполнения служебной, экономической, политической и иной деятельности, способствующими неправомерному личному, групповому, корпоративному обогащению при использовании средств, запрещенных действующим законодательством [2, с. 44-50].

Так, современный исследователь Р. Р. Гари-фуллин рассматривает коррупционное поведе-

ние как аддиктивное и коррупцию как болезнь -«взяткоманию», имеющую четыре стадии [3].

Ю. Л. Бондарцова пишет, что в основы антикоррупционного образования включаются такие базовые принципы, как преодоление правового нигилизма, создание антикоррупционного стандарта поведения, антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону, умение аргументированно защищать свою позицию и искать пути преодоления проявлений коррупции [4, с. 69-73].

С. М. Николаев под антикоррупционным образованием понимает специально организуемую деятельность по формированию ценностной основы человека, позволяющей осознанно относиться к своей жизнедеятельности, принимать гражданскую ответственность как члена общества, а также формировать компетенции, позволяющие активно противодействовать коррупционным отношениям и способствующие созданию особой среды неприятия коррупции [5].

Формирование полноценной личности, живущей гармоничной насыщенной жизнью, где достижение целей и преодоление проблем решаются в рамках права, является основой антикоррупционного мировоззрения и поведения. Личностное развитие сотрудника органов внутренних дел способствует формированию антикоррупционного поведения. Воспитание психологической готовности, моральной нормативности к принятию адекватных решений в ситуации риска коррупционного поведения следует рассматривать как понимание профессиональной успешности [6; 7, с. 188-193].

Нами подобран и оценен такой психолого-педагогический прием, как «Колесо жизненного баланса», который, на наш взгляд, необходим в обучении курсантов и слушателей образовательной организации МВД России для дальнейшего формирования антикоррупционного правосознания. Данный прием был внедрен в образовательный процесс слушателям 5-го курса в рамках преподавания дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников в органах внутренних дел».

В исследовании приняли участие 65 слушателей очного обучения Уфимского юридического института МВД России.

«Колесо жизненного баланса» - это методика анализа существующего положения дел в различных сферах жизни как основы дальнейшего планирования жизни. По методике необходимо нарисовать круг и разбить его на 8 секторов, где

каждый сектор - одна сфера жизни, по шкале от 0 до 10 единиц: 1-й сектор - «Здоровье и спорт»; 2-й сектор - «Друзья и окружение»; 3-й сектор -«Отношение и семья»; 4-й сектор - «Карьера»; 5-й сектор - «Финансы и деньги»; 6-й сектор - «Духовность и творчество»; 7-й сектор - «Личностный рост»; 8-й сектор - «Яркость жизни, хобби, увлечение». Обучаемым предлагалось оценить свое состояние дел в каждой сфере, где 0 - это крайне низкое проявление, 10 - довольно высокое проявление. По каждой сфере обучаемые могли оставить свои комментарии.

Полученные результаты.

В 1-м секторе «Здоровье и спорт» большинство респондентов высоко себя оценили - 90,1 % (59 человек), поставили себе 8 и выше баллов, 9 % (6 человек) - 6-7 баллов. Однако 75,3 % (49 человек) в комментариях высказались, что у них не хватает времени для дополнительных занятий физкультурой и спортом.

Во 2-м секторе «Друзья и окружение» опрошенными дана довольно высокая оценка: 95,3 % (62 человека) оценили себя на 9 и выше баллов, 1,5 % (1 человек) - на 7-8 баллов, 3 % (2 человека) - ниже 7 баллов. В комментариях 89,2 % (58 человек) указали, что на достаточное общение с друзьями у них также не хватает времени.

В 3-м секторе «Отношение и семья» оценки были уже ниже, чем в двух предыдущих. Так, 9 и выше баллов выставили себе 9,2 % (6 человек), 6-8 баллов - 69,2 % (45 человек), 5 и ниже -21,5 % (14 человек). Это можно связать с тем, что не все обучаемые создали на момент тренинга собственные семьи, а также со стремлением к самостоятельности и уходом из-под родительской опеки, что также может порождать неудовлетворенность.

В 4-м секторе «Карьера» подавляющее большинство участников - 98,4 % (64 человека) оценили себя в 2-3 балла и лишь 1,5 % (1 человек) -в 5 баллов. Они объяснили это тем, что находятся только в начале своей профессиональной карьеры.

В 5-м секторе «Финансы и деньги» также была дана довольно низкая оценка самим себе большинством обучающихся: 75,3 % (49 человек) поставили себе 2-4 балла, 20 % (13 человек) - 5-6 баллов, 4,6 % (3 человека) - 7 и выше баллов.

В комментариях респонденты объяснили, что слушатели уже имеют кредиты, за которые необходимо платить, а также то, что часть денег уходит на оплату съемного жилья.

В 6-м секторе «Духовность и творчество» самооценка была довольно высокая: 92,3 % (60 че-

Рис. 1. Факторная схема экспертной дифференциации ценностей для жизненного ориентира

ловек) поставили себе 8 и выше баллов и лишь 7,6 % (5 человек) - 5-7 баллов.

В 7-м секторе «Личностный рост» последний был также оценен обучаемыми довольно высоко: 89,2 % (58 человек) поставили себе 8 и выше баллов и лишь 10,7 % (7 человек) - 5-7 баллов.

В 8-м секторе «Яркость жизни, хобби, увлечения» оценка оказалась средняя: 27 % (16 человек) оценили себя в 8 и выше баллов, 52,3 % (34 человека) - в 5-7 баллов и 23 % (15 человек) - в 3-4 балла. В комментариях участники указали, что на занятия хобби и увлечениями им не хватает времени, а порой и финансов.

У слушателей 5-го курса выявлены особенности в показателях «Колеса жизненного баланса» с довольно высокой оценкой таких сфер, как «Здоровье и спорт», «Друзья и окружение», и низкой удовлетворенностью такими сферами, как «Финансы и деньги» и «Карьера». Это должно служить основой для принятия решения по дальнейшему изменению состояния дел в этих сферах.

В заключение следует отметить, что в дальнейшем на основании полученных слушателями собственных результатов необходимо продолжить совершенствовать те сферы жизни, которые были оценены ими менее чем 10 баллами, для достижения сбалансированной и гармоничной

жизни (рис. 1) [8, с. 191-194]. Это и будут направления для формирования нравственных качеств личности и выработки навыков антикоррупционного поведения.

Антикоррупционное воспитание личности осуществляется тройственным путем, а именно:

1) в результате целенаправленного процесса;

2) в результате формирования личности под влиянием объективных условий жизни; 3) в результате самовоспитания.

Антикоррупционно ориентированный сотрудник органов внутренних дел является личностью, у которой сформированы соответствующие антикоррупционные знания, моральные убеждения, принципы, нормы антикоррупционного поведения, а также потребности и нравственные привычки антикоррупционной направленности. Формирование последних является составляющим этапом антикоррупцинного воспитания. Антикоррупционные привычки основаны на законах нравственности, элементарных нормах поведения. Все сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что одним из мощных и результативных педагогических воздействий остается воспитание в коллективе, которое осуществляется повсеместно, систематически и на научной основе.

По мнению М. К. Дуванской и Н. Ю. Новикова,

Рис. 2. Задачи, позволяющие выработать антикоррупционное мировоззрение и поведение у сотрудников органов внутренних дел, которые решаются в ходе тренингов

в ходе тренингов решаются следующие задачи [9, с. 41-46] (рис. 2).

Примененная нами методика позволяет выполнить первый этап или подготовку к таким тренингам, когда обучаемый уже будет знать положение дел в той или иной собственной сфере и на основе этого формировать свои жизненные цели [10, с. 316-317].

Таким образом, применение тренинговых методик служит одной из форм активизации учебной деятельности обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников в органах внутренних дел». Сам процесс подготовки «Колеса жизненного баланса» позволяет обучающимся использовать комплекс дидактических методик в обучении, а именно метод мозгового штурма.

Для осуществления профилактики коррупционного поведения посредством формирова-

ния в обществе нетерпимого отношения к его проявлениям существует постоянная необходимость в анализе складывающейся ситуации, связанной с коррупцией в стране и в ее регионах, и в комплексном обосновании приоритетности антикоррупционного поведения как обязательного условия развития общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности личности.

Антикоррупционное воспитание является в значительной мере частью системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Рассмотренная нами методика «Колесо жизненного баланса» - одна из интерактивных форм антикоррупционного воспитания, направленных на профилактику и предупреждение негативных влияний на личность. Эта методика позволяет обучаемому скорректировать свою жизнедеятельность, актуализировать работу над самим собой и своей ценностной основой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Антонян Ю. М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология и коррупция : науч.-практ. конференция (20 марта 2003 г., г. Москва). - М. : РНОПЭ, 2003. С. 37-41.

2. Букалерова Л. А., Кузнецова О. А. Терминологические подходы к определению понятия «личность коррупционера» // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2016. № 3 (42). С. 44-50.

3. Гарифуллин Р. Р. Взяткомания как одна из причин взяточничества: психологический анализ (психологические и психотерапевтические подходы к проблеме взяточничества и взяткомании) // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 9-14.

4. Бондарцова Ю. Л. Особенности формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 1 (12). С. 69-73.

5. Николаев С. М. Реализация антикоррупционного образования в уголовно-исполнительной системе : монография. - Псков : Псковский филиал Академии ФСИН России, 2015. - 228 с.

6. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 323-328.

7. Ванновская О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих : монография. 2-е изд., стер. - М. : Юрайт, 2022. - 251 с.

8. Шереги Ф. Э. Социология девиации : монография. 2-е изд., испр и доп. - М. : Юрайт, 2022. - 332 с.

9. Дуванская М. К., Новиков Н. Ю. Формирование психологической готовности к принятию адекватных решений в ситуации коррупционно опасного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 41-46.

10. Исхаков Э. Р. Оценка эффективности формирования антикоррупционного правосознания среди курсантов образовательной организации МВД России //

Евразийский юридический журнал. 2019. № 11 (138). С. 316-317.

REFERENCES

1. Antonyan Yu. M. Sotsiologiya i korruptsiya : nauch.-prakt. konferentsiya (20 marta 2003 g., g. Moskva) (Sociology and corruption: Scientific and Practical conference (March 20, 2003, Moscow)), Moscow: RNOPE, 2003, pp. 37-41.

2. Bukalerova L. A., Kuznetsova O. A. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata (Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries), 2016, No. 3 (42), pp. 44-50.

3. Garifullin R. R. Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava (Actual problems of economics and law), 2012, No. 4 (24), pp. 9-14.

4. Bondartsova Yu. L. Vestnik Samarskogo yuridich-eskogo instituta (Bulletin of the Samara Law Institute), 2014, No. 1 (12), pp. 69-73.

5. Nikolaev S. M. Realizatsiya antikorruptsionnogo obra-zovaniya v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme : monografiya (Implementation of anti-corruption education in the penitentiary system: monograph), Pskov: Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015, 228 p.

6. Vannovskaya O. V. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena (Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen), 2009, No. 102, pp. 323-328.

7. Vannovskaya O. V. Psikhologiya korruptsionnogo pov-edeniya gosudarstvennykh sluzhashhikh : monografiya (Psychology of corrupt behavior of civil servants: monograph), 2nd ed., ster., Moscow: Yurayt, 2022, 251 p.

8. Sheregi F. Eh. Sotsiologiya deviatsii: monografiya (Sociology of Deviation: monograph), 2nd ed., ispr., Moscow: Yurayt, 2022, 332 p.

9. Duvanskaya M. K., Novikov N. Yu. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh (Psychopedagogy in law enforcement), 2013, No. 3 (54), pp. 41-46.

10. Iskhakov Eh. R. Evrazijskij yuridicheskijzhurnal (Eurasian legal journal), 2019, No. 11 (138), pp. 316-317.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

З. Р. Мансурова - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 450103, г. Уфа, ул. Муксинова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д. 2).

ciate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology in the Activities of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education «Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (Muksinova str., d. 2, Ufa, 450103, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Z. R. Mansurova - Candidate of Medical Sciences, Asso-

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.