УДК 340
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
© 2017 А. Е. Киселева
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы возникновения коррупционных рисков при выполнении сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций контрольно-надзорных функций. Определяется система мероприятий, направленных на противодействие коррупции в уголовно-исполнительных инспекциях и повышение эффективности их деятельности.
Ключевые слова: контроль, надзор, контрольно-надзорные функции, уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительные инспекции, коррупция, противодействие коррупции.
FIGHT CORRUPTION IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF CONTROL AND OVERSIGHT FUNCTIONS BY THE STAFF OF THE CORRECTIVE SERVICES
© 2017 A. Kiseleva
Summary. The problem of the emergence of corruption risks in the implementation of the staff of penal inspections of control and oversight functions. Determined by the system of measures aimed at combating corruption in the penal inspections and to improve the efficiency of their activities.
Keywords: control, supervision, control and oversight functions, the penal system, penal inspection, corruption, fight corruption.
По данным международной организации Transparency International, проводящей исследование распространенности коррупции в государственном секторе различных стран мира, Россия в 2015 г. заняла 119-е место из 167 с индексом 2,9 балла1, в 2014 г. - 136-е место из 174 с индексом 2,72. Таким образом, общий показатель за год изменился в лучшую строну лишь незначительно.
Коррупция как негативное социальное явление препятствует развитию любого государства, поскольку распространяется на все сферы, структуры и уровни его жизнедеятельности, поражая изнутри. Особенно негативное влияние она оказывает на правоохранительную систему. Непосредственный интерес для нас представляют проявления коррупции в уголовно-исполнительной системе и в деятельности такого важного ее элемента как уголовно-исполнительные инспекции.
Основное внимание при изучении проблем противодействия коррупционным явлениям в УИС исследователи уделяют именно коррупции в местах лишения свободы, что является недоработкой в решении данного вопроса. Среди задач, стоящих перед УИИ, особое место занимают те, которые связаны с реализацией контрольно-надзорных функций, поскольку они составляют основное содержание их деятельности. Таким образом, в условиях пренебрежения сотрудниками УИИ выполнением контрольно-надзорных функций и совершения ими коррупционных действий, задачи, поставленные государством перед УИИ и в целом перед УИС, становятся труднодостижимыми.
1 Индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 - ее отсутствие.
2 Рейтинг стран мира по уровню коррупции [Электронный ресурс] // The Corruption Perceptions Index. - 2015. - Режим доступа: http://cpi.transparency.org/ (дата обращения: 04.11.2016).
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Сущность контрольно-надзорных функций, выполняемых УИИ, можно уяснить через определение таких общих понятий, как «контроль», «надзор», «функция», «контрольно-надзорные функции».
Контроль является привычной функцией любой системы, которая осуществляется повсеместно в каждом учреждении, организации и т. п. Контроль представляет собой активную, целенаправленную, систематическую деятельность субъекта, направленную на установление соответствия между реальным состоянием объекта и нормативно закрепленными параметрами, осуществляемую путем наблюдения. С контролем достаточно тесно связана и такая функция государственных органов как надзор. В общем смысле надзор - это деятельность субъекта, осуществляемая с целью выявления соответствия параметров контролируемого объекта нормативно закрепленным. Понятие «функция» (Шпйю) в переводе с латинского языка обозначает совершение, исполнение, отношение двух (группы) объектов. Также функцию можно определить как специфическую работу органа и вообще деятельность3.
Таким образом, объединив признаки всех рассмотренных понятий, можно сделать вывод о том, что контрольно-надзорные функции УИИ - это направление деятельности инспекции, характеризующееся совершением активных действий сотрудниками в целях установления соответствия поведения лица, состоящего на учете, нормативно закрепленным требованиям, а также выявления нарушений осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, состоящими на учете, установленных обязанностей.
Деятельность УИИ как учреждений, исполняющих в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста, также является объектом изучения вопроса противодействия коррупции в национальном масштабе.
С точки зрения этимологии слово «коррупция» образовано от латинского слова «^г-ruptio» и означает «порчу, обольщение, подкуп»4. В отечественной научной литературе существует множество определений данного термина. Коррупцию понимают в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова авторы опираются на одно из значений данного термина - подкуп5. Так, С. Г. Александров считает, что чаще всего под коррупцией понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого
извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а само должностное лицо получает незаконное
~ 6
вознаграждение от этой стороны .
Определяя коррупцию шире, чем просто подкуп, Ю. М. Антонян считает, что ее можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными7. О том, что «коррупция» в своем содержании не ограничивается лишь подкупом, свидетельствует и норма ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Анализ ведомственных актов, регламентирующих исполнение наказаний без изоляции от общества, исполнение меры пресечения в виде домашнего ареста, а также практической деятельности УИИ позволяет выделить следующие виды контрольно-надзорных функций и возможные ситуации, при которых действия сотрудника инспекции будут носить коррупционный характер (таблица 1):
3 Словарь иностранных слов. - М., 1949. - С. 306. (Цит. по: Бобченко В. Э. К вопросу о понятии контрольно--надзорных функций государства [Электронный ресурс] // ЭГО: Экономика. Государство. Общество, 2014. - № 3(18). - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2014/03/06/ (дата обращения: 11.11.2016).
4 Волженкин Б. В. Коррупция. - СПб., 1998. - С. 5. (Цит. по: Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис. ... канд. юрид. наук.. - М.: МГУ им. Ломоносова 2004. - С. 23).
5 Сивцов С. А. Понятие пенитенциарной коррупции // Вестник ВУиТ. - 2015. - № 2(82). - С. 193-197.
6 Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. - 2007. - № 11. - С. 2.
7 Антонян Ю. М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология коррупции: материалы научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 37.
Таблица 1
Вид контрольно-надзорной функции Ситуации, при которых действия (бездействие) сотрудника носят коррупционный характер
- регистрация осужденного - неправомерное разрешение осужденному не являться на регистрацию в УИИ при возложении на него данной обязанности взамен на «вознаграждение»
- проведение проверки по месту жительства, работы, учебы, в соответствующих местах, посещение которых ограничено, лиц, состоящих на учете в УИИ - контроль за исполнением условно осужденным обязанностей, возложенных судом - неосуществление контроля исполнения осужденным приговора суда путем посещения места работы осужденного взамен на «вознаграждение» сокрытие факта отсутствия осужденного по месту работы взамен на «вознаграждение» самовольное разрешение осужденному к ограничению свободы выезда за пределы территории муниципального образования либо ухода из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток взамен на «вознаграждение» посещение лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста инспектором в заранее оговоренное время взамен на «вознаграждение»
- принятие решения о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному, подозреваемому, обвиняемому; - доклад начальнику инспекции и произведение соответствующих действий при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом - принятие решения о неприменении к лицу, состоящему на учете, аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля взамен на «вознаграждение» непринятие соответствующих мер при установлении факта иных нарушений лицом, состоящим на учете взамен на «вознаграждение» и т. п.
- своевременное применение к осужденному установленных законом мер воздействия - несообщение соответствующим субъектам о факте отсутствия лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения взамен на «вознаграждение»
- ведение учета использования лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, телефонной связи в целях, не предусмотренных законом, и др. - сокрытие факта нарушения лицом, состоящим на учете, ограничений, установленных судом, выразившихся, к примеру, в съеме технического средства надзора и контроля, факта наличия дополнительной сим-карты, данные о которой не отражены в анкете взамен на «вознаграждение»
- получение информации об отработанном времени и трудовой дисциплине посредством средств связи, письменного запроса или посещения организации, запрос из организации табеля о количестве отработанного осужденным времени - невыполнение данной функции либо игнорирование нарушения обязанности осужденного взамен на «вознаграждение»
В качестве характерных признаков коррупционной ситуации можно выделить следующие. Во-первых, принимается решение, нарушающее закон, и обе стороны действуют по обоюдному согласию, во-вторых, обе стороны получают незаконные выгоды, преиму-
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
щества и обе стараются скрыть свои действия. Таким образом, происходит нарушение закона путем принятия решения в ущерб государственным и общественным интересам ради такого универсального мотиватора как корыстная выгода, то есть получение незаконного вознаграждения. Инициатором указанных противоправных действий может выступать как сам инспектор, так и лицо, состоящее на учете.
При существующем нормативном правовом и методическом обеспечении деятельности по противодействию коррупции, работа в этом направлении не показывает желаемых результатов. В связи с чем считаем целесообразным предложить проведение следующих антикоррупционных мероприятий.
- Воспитательные мероприятия (работа с сотрудниками): 1) повышение профессионального уровня сотрудников УИИ (обязательное антикоррупционное обучение сотрудников при принятии на службу8); 2) развитие культурно-нравственных ценностей сотрудников УИИ (например, организация совместного посещения сотрудниками выставок, музеев, театров и т. п.); 3) использование возможностей видеосвязи для проведения совместных конференций на антикоррупционную тематику сотрудников УИИ и представителей ФСИН России; 4) ежемесячное проведение обзорных мероприятий в рамках отдельных УИИ с освещением конкретных примеров совершения сотрудниками других УИИ коррупционных преступлений и привлечения данных лиц к ответственности.
- Контрольные мероприятия: 1) организация внеплановых проверок представителями ФКУ УИИ ГУФСИН (УФСИН) России в дни, предназначенные для регистрации осужденных; 2) повышение уровня технического и информационного оснащения УИИ (установка камер видеонаблюдения в помещении УИИ, достаточное обеспечение сотрудников УИИ видеорегистраторами для контроля деятельности сотрудников в процессе исполнения служебных обязанностей, а именно при взаимодействии с осужденными (лицами, состоящими на спецучете).
- Создание системы материальной и нематериальной мотивации работников УИИ: 1) повышение заработной платы сотрудников УИС (мы считаем целесообразным возобновление системы индексирования заработной платы сотрудников УИС с учетом уровня инфляции, поскольку в условиях нынешней нестабильной экономической ситуации ее уровень постепенно отходит от «выше среднего»); 2) материальное и моральное поощрение сотрудников УИИ, активно противодействующих коррупции.
- Совершенствование правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. На сегодняшний день отсутствует самостоятельный нормативный акт, регламентирующий службу в УИС в целом и в частности определяющий исполнение основных функций сотрудниками УИС, алгоритм поведения при возникновении коррупционных ситуаций, характер ответственности за неправомерное поведение сотрудника. Кроме того, в существующих нормативных актах отсутствуют нормы, четко регламентирующие ответственность сотрудников УИИ в случае совершения ими какого-либо правонарушения, в связи с чем предлагаем совершенствовать правовое регулирование ответственности сотрудников УИИ, а именно: внести изменения в приказ Минюста России № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» и приказ Минюста России № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» в виде дополнения разделом «Ответственность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций», содержащим примерные виды правонарушений и устанавливающим соответствующую ответственность за них.
Считаем, что указанные мероприятия, при условии их реализации в комплексе, будут способствовать снижению коррупции в УИИ, а также повышению эффективности деятельности инспекций в целом.
8 См.: Яковлев Е. А. Возможности использования успешного опыта по борьбе с коррупцией азиатских стран в уголовно-исполнительной системе России // Вестник Кузбасского института ФСИН России. - 2013. - № 2. - С. 46.
Библиографический список
Александров, С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания / С. Г. Александров // История государства и права. - 2007. - № 11. - С. 2-5.
Антонян, Ю. М. Типология коррупции и коррупционного поведения / Ю. М. Антонян // Социология коррупции: материалы научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 37-41.
Богуш, Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис. ... канд. юрид. наук. МГУ им. Г. И. Ломоносова / Г. И. Богуш. - М., 2004. - 194 с.
Об утверждении Перечня коррупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний: распоряжение ФСИН России от 05.09.2014 № 178-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.11.2016).
Приказ Минюста России № 26, МВД России № 67, СК России № 13, ФСБ России № 105, ФСКН России № 56 от 11.02.2016 «Об утверждении порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.11.2016).
Приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» (в ред. приказа Минюста от 02.11.2016 № 251) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2010. - № 243; Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 2016 (дата обращения: 11.11.2016).
Приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в ред. приказа Минюста России от 22.08.2014 № 178) // Российская газета. - 2009. - № 151. - 2014. - № 202.
Рейтинг стран мира по уровню коррупции [Электронный ресурс] // The Corruption PerceptionsIndex. - 2015. - Режим доступа: http://cpi.transparency.org/ (дата обращения: 04.11.2016).
Сивцов, С. А. Понятие пенитенциарной коррупции / С. А. Сивцов // Вестник ВУТ. - 2015. - № 2(82). - С. 193-197.
Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - М., 1949; - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2014/03/06/ (дата обращения: 11.11.2016).
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ ) // Парламентская газета. - 2008. - № 90; Российская газета. - 2016. - № 146.
Яковлев, Е. А. Возможности использования успешного опыта по борьбе с коррупцией азиатских стран в уголовно-исполнительной системе России // Вестник Кузбасского института ФСИН России, 2013. - № 2. - С. 39-46.