Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как одно из основных направлений работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе'

Противодействие коррупции как одно из основных направлений работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бураков Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как одно из основных направлений работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подполковник внутренней службы Т. В. БУРАКОВ,

заместитель начальника отдела правового обеспечения работы с кадрами управления кадров ФСИН России

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Указами Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 и от 13.03.2012 № 297 утверждены соответственно Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является коренной перелом общественного сознания, формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия всех проявлений коррупции. Решение этой задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 определено, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия кор-

рупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов и путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Законодательством РФ противодействие коррупции определяется как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одной из мер по профилактике коррупции стало выделение законодателем особой категории коррупционно опасных должностей государственной службы.

В уголовно-исполнительной системе коррупционно опасные должности определены п. 10 Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, и Перечнем должностей федеральной государственной службы в уголовноисполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом ФСИН России от 31.08.2009 № 372.

В настоящее время в УИС указанными перечнями охватывается более 33 % должностей начальствующего состава, главным образом, за счет включения в них должностей в подразделениях оперативной службы и службы надзора.

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение долж-

ностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждено Указом Президента Рф от 18.05.2009 № 559.

Данным Указом Президента РФ также утверждены формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, федерального государственного служащего, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Во исполнение указов Президента РФ от 18.05.2009 № 557 и № 559 приказом ФСИН России от 07.12.2009 № 478 утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Представленные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников УИС (далее - сотрудник) размещаются на официальных сайтах учреждений и органов УИС, а также направляются для опубликования по запросам общероссийских средств массовой информации в порядке, определенном Указом Президента РФ от

18.05.2009 № 561.

Письменно оформленная информация о представлении сотрудником УИС недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

с Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 является основанием для проведения соответствующей проверки.

Непредставление гражданином при поступлении на службу в УИС сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на службу, а невыполнение сотрудником УИС указанной обязанности является правонарушением, влекущим его освобождение от замещаемой должности либо привлечение к иным видам дисциплинарной ответственности, включая увольнение в связи с утратой доверия.

При этом привлечению к дисциплинарной ответственности должно предшествовать рассмотрение на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (для государственных гражданских служащих) либо на аттестационной комиссии (для сотрудников).

Помимо мониторинга сведений о доходах на основании Указа Президента РФ от

21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»» лица, замещающие коррупционно опасные должности, в течение двух лет после увольнения со службы имеют право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного

служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

Под функциями государственного (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Например, гражданин, замещавший должность, связанную с коррупционными рисками, в территориальном органе УИС, в случае трудоустройства после увольнения со службы на должность гражданского персонала в учреждение, подведомственное данному территориальному органу, должен направить в территориальный орган обращение о даче согласия на трудоустройство.

Отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) влечет на основании ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных законом правил его заключения.

Значительное внимание законодатель уделяет вопросам разрешения конфликта интересов на государственной службе. В частности, увольнению в связи с утратой доверия подлежит сотрудник в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на службе в УИС, могут быть отнесены, например:

участие сотрудника, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, интимные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах (далее - родственники и иные лица), в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности, если отдельные функции государственного управления данной организацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного служащего;

нахождение родственников и иных лиц в следственном изоляторе или исправительном учреждении по месту службы сотрудника в качестве лиц, заключенных под стражу, либо осужденных;

заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса, в случае если сотрудник, родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

участие сотрудника в работе комиссий по размещению государственного заказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса, в случае, если сотрудник, родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

осуществление сотрудником контрольных и надзорных полномочий в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны сотрудник, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

подготовка и принятие (участие в подготовке и принятии) решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.) в отношении родственников

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

и иных лиц либо в отношении граждан и организаций, с которыми связаны сотрудник, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

предоставление (участие в предоставлении) государственных услуг родственникам и иным лицам либо гражданам и организациям, с которыми связаны сотрудник, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

участие сотрудника в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, деятельности органов следствия и дознания в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны сотрудник, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера).

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственный служащий (сотрудник) обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (начальник учреждения или органа УИС), если ему стало известно о возникновении у государственного служащего (сотрудника) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служеб-

ного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Необходимо отметить, что требование о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов касается всех государственных служащих (сотрудников), а не только лиц, замещающих коррупци-онно опасные должности.

Особое внимание законодатель уделяет ответственности руководителя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, данный руководитель также подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Об этом необходимо помнить, в частности, руководителям учреждений и органов УИС, не препятствующим совместному прохождению службы близких родственников в условиях их подчиненности (подконтрольности).

В ходе организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов необходимо учитывать, что они не обладают государственно-властными полномочиями. По своей природе комиссии являются общественными органами, призванными быть, с одной стороны, проводниками в коллективах учреждений или органов УИС предпринимаемых руководителем мер по противодействию коррупции и способствовать формирова-

нию атмосферы неприятия коррупционного поведения, с другой - на комиссии фактически возлагаются функции консультативного и совещательного органа по выработке для руководителя управленческих решений в сфере противодействия коррупции с учетом мнения коллектива.

На основании ст. 42 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, были изданы приказы ФСИН России от 16.12.2010 № 529 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов» и от 01.03.2011 № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов». Вместе с тем Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-Ф3 ст. 42 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации признана утратившей силу.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от

01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» установлено, что в МВД России, МЧС России, Минобороны России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, ФМС России, ФСИН России, Спецстрое России, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, ФТС России, прокуратуре Российской Федерации и Следственном комитете Российской Федерации вопросы, рассматриваемые комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, в отношении государственных

служащих, не являющихся федеральными государственными гражданскими служащими (то есть в отношении военнослужащих и сотрудников), рассматриваются аттестационными комиссиями.

С учетом изложенного управлением кадров ФСИН России подготовлен проект Положения о Центральной аттестационной комиссии ФСИН России, в котором предусмотрена передача ей функций комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. После признания утратившими силу приказов ФСИН России от 16.12.2010 № 529 и от 01.03.2011 № 118 начальникам учреждений и органов УИС необходимо будет внести в положения об аттестационных комиссиях соответствующих учреждений и органов УИС изменения, направленные на реализацию Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

При этом согласно п. 42 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее - Положение о комиссиях), формирование аттестационных комиссий и их работа осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ и Положением о комиссиях, с учетом особенностей, обусловленных спецификой деятельности соответствующего государственного органа, и с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне.

В связи с этим не рекомендуется совмещать рассмотрение на одном заседании аттестационной комиссии вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и вопросов, связанных с аттестацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Члены аттестационной комиссии, включенные в ее состав для рассмотрения вопросов, определенных Положением о комиссиях, не приглашаются для рассмотрения других вопросов, отнесенных к компетенции аттестационных комиссий соответствующих учреждений и органов УИС.

В случае установления аттестационной комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) сотрудника, иных оснований привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности информация об этом согласно п. 35 Положения о комиссиях представляется руководителю учреждения или органа УИС для решения вопроса о применении к сотруднику мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ.

Руководитель учреждения или органа УИС в соответствии со своей компетенцией при принятии решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершенный проступок, а также в случае согласия с предложением аттестационной комиссии о применении к сотруднику конкретной меры дисциплинарной ответственности назначает проведение служебной проверки в соответствии с приказом ФСИН России от 12.04.2012 № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-Ф3 внесены изменения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в части установления мер дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения вплоть до увольнения из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия (ст. 38.2 Положения в редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-Ф3).

К коррупционным правонарушениям законодателем отнесены несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Положением, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Увольнению в связи с утратой доверия подлежит сотрудник в случае:

непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления предпринимательской деятельности;

вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 20122013 годы руководителям федеральных органов государственной власти поручено организовать доведение до лиц, замещающих должности государственной службы, положений законодательства РФ о

противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.

Применительно к уголовно-исполнительной системе данное поручение возможно реализовать путем изучения соответствующих законодательных актов на занятиях по служебной подготовке.

Также Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы предписывает федеральным органам исполнительной власти активизировать работу по формированию в государственных органах отрицательного отношения к коррупции, привлекать для этого общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, каждый факт коррупции в соответствующем государственном органе предавать гласности.

Применительно к деятельности учреждений и органов УИС это может заключаться в привлечении к участию в составе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, представителя общественного совета, образованного при ФСИН России в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; представителя общественной организации вете-

ранов, созданной в учреждении или органе УИС; представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в учреждении или органе УИС.

При этом необходимо отметить, что Положение о комиссиях не предусматривает осуществление каких-либо выплат указанным представителям за участие в работе комиссии.

В целях организации информирования граждан, сотрудников и организаций о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) в учреждении или органе УИС должна быть организована соответствующая работа, включающая в себя:

публикацию в средствах массовой информации, размещение на интернет-сайте учреждения или органа УИС сообщений об образовании комиссии и порядке ее работы;

организацию получения информации о случаях нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов через «Интернет-приемную», образованную на интернет-сайте учреждения или органа УИС;

обеспечение в учреждении или органе УИС телефонной горячей линии;

размещение на информационных стендах в помещениях учреждения или органа УИС (в помещении кадрового подразделения, инспекции по личному составу) сведений о работе комиссии;

проведение с сотрудниками территориального органа УИС и подведомственных ему учреждений информационнообучающих мероприятий;

организацию информирования граждан и организаций о результатах работы комиссии.

С целью обеспечения информирования сотрудников о деятельности комиссии

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в территориальном органе ФСИН России целесообразно доводить до их сведения решения комиссии, проводить с ними обучающие мероприятия по вопросам, связанным с практикой урегулирования конфликта интересов и обеспечением соблюдения требований к служебному поведению, а также обеспечивать сотрудников необходимыми справочными материалами.

При этом информирование о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии)

должно осуществляться с учетом требований федерального законодательства

о государственной тайне, Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», приказа Минюста России от 19.05.2008 № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовноисполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы», а также с учетом установленного в п. 21 Положения о комиссиях запрета на разглашение сведений, ставших известными членам комиссии в ходе ее работы. Ф

I

Подполковник внутренней службы С. В. МАТВЕЕВА, старший психолог психологической службы У ФСИН России по Владимирской области

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГОВ УИС СО СЛУЖБОЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВТОРИЧНОЙ И ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

По данным медицинского отдела УФСИН России по Владимирской области число лиц, находящихся в местах лишения свободы и больных наркоманией, составляет 785 человек, из которых 243 - женщины. Все они поставлены на учет в ИУ как склонные к употреблению наркотических веществ. Нередко они являются нарушителями режима содержания, причем зачастую не из-за злого умысла, а из-за внутренних патологических переживаний. Результаты исследования показывают, что у этих осужденных есть нарушения детско-родительских отношений, конфликты, разногласие родителей во взглядах на воспитание и как итог - формирование пассивной и без-

[103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.