Научная статья на тему 'Деятельность ФСИН России по противодействию коррупционным и иным видам правонарушений'

Деятельность ФСИН России по противодействию коррупционным и иным видам правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность ФСИН России по противодействию коррупционным и иным видам правонарушений»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность ФСИН России по противодействию коррупционным и иным видам правонарушений

Противостоять коррупции возможно только комплексом мер, направленных на ее профилактику, предупреждение и пресечение.

В работе по указанному направлению Федеральная служба исполнения наказаний руководствуется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226, Планом противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2014-2015 годы, утвержденным приказом ФСИН России от 24.06.2014 № 329, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время проводится комплекс мероприятий профилактического характера, являющихся важной составляющей эффективной борьбы с коррупцией. Так, в 2014-2015 годах в целях противодействия коррупции изданы следующие приказы ФСИН России:

- от 28.01.2015 № 39 «О внесении изменений в перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.08.2009 № 372»;

- от 03.02.2015 № 56 «О внесении изменения в Положение о комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских

служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом ФСИН России от 29.04.2014 № 199 „О комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и урегулированию конфликта интересов"»;

- от 03.04.2014 № 161 «Об организации в Федеральной службе исполнения наказаний работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 „О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"»;

- от 29.04.2014 № 199 «О комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и урегулированию конфликта интересов»;

- от 08.05.2014 № 222 «Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников уголовно-исполнительной системы, федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы исполнения наказаний, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- от 28.05.2014 № 267 «О внесении изменений в Порядок представления гражданами,

РАБОТА С КАДРАМИ

претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный приказом ФСИН России от 07.12.2009 № 478 „Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"»;

- от 05.06.2015 № 514 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при замещении которых федеральным государственным служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Кроме того, ведется работа еще над семью приказами ФСИН России:

- «О распространении на лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных служащих»;

- «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений»;

- «О внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 05.07.2013 № 386 „Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для

выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"»;

- «О внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 05.07.2013 № 387 „Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"»;

- «О внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 07.12.2009 № 478 „Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"»;

- «Об утверждении Порядка принятия лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, мер по недо-

организация служебной деятельности

пущению любой возможности возникновения конфликта интересов»;

- «О комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФСИН России, и урегулированию конфликта интересов».

Для обеспечения антикоррупционного просвещения работников ФСИН России в 2014-2015 годах проведены следующие мероприятия:

- распространены Памятка государственному служащему уголовно-исполнительной системы по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, определяющего понятие и порядок урегулирования конфликта интересов, и Памятка по противодействию коррупции, определяющая порядок действий в случае склонения государственного служащего к совершению коррупционного правонарушения;

- в рамках служебно-боевой подготовки с работниками ФСИН России на постоянной основе проводятся занятия по антикоррупционной тематике, организуются аналогичные занятия по профессиональной переподготовке работников, состоящих в резерве на руководящие должности;

- проведено восемь совещаний в режиме видеоконференции с начальниками территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, кадровых подразделений УИС и руководителями федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России по проблемным вопросам в области противодействия коррупции;

- территориальными органами ФСИН России проводятся региональные совещания с сотрудниками, замещающими коррупционно опасные должности, по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, профилактики и предупреждения нарушений законности и служебной дисциплины;

- в должностные инструкции работников уголовно-исполнительной системы внесены

изменения, обязывающие уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о персональной ответственности за неисполнение указанной обязанности;

- в сентябре 2014 года проведено заседание Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний с участием руководства управления кадров ФСИН России по вопросу «Участие членов Общественного совета в обеспечении реализации государственной политики в области противодействия коррупции», также организовано проведение совещания с заместителями начальников территориальных органов, курирующих кадровую и воспитательную работу, на котором рассмотрены вопросы совершенствования деятельности по противодействию коррупции и профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава уголовно-исполнительной системы;

- в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» в течение 2014 года проведено 1 739 проверок (аналогичный период 2013 года (далее - АППГ) - 2 225), по результатам которых 635 сотрудников (АППГ - 408) привлечены к дисциплинарной ответственности;

- организовано проведение восьми заседаний Центральной аттестационной комиссии ФСИН России и 611 заседаний аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России, на которых рассмотрены вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов и соблюдением требований к служебному поведению в отношении 3 919 работников УИС, по результатам которых соответствующим руководителям выданы необходимые предложения.

Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказом ФСИН России от

РАБОтА С КАДРАмИ

29.05.2010 № 256 утвержден Порядок уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, устанавливающий процедуру уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.

Так, в 2014 году рассмотрено 49 уведомлений сотрудников уголовно-исполнительной системы о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (АППГ - 57). По 40 уведомлениям (АППГ - 37) приняты решения о направлении материалов проверок в правоохранительные органы, по результатам рассмотрения которых возбуждено 34 уголовных дела (АППГ - 23), 20 граждан (АППГ - 18) привлечены к уголовной ответственности.

В целях антикоррупционной пропаганды и воспитания нетерпимого отношения к коррупции среди работников уголовно-исполнительной системы в период с 01.06.2015 по 01.11.2015 в территориальных органах и образовательных организациях ФСИН России организуется проведение конкурса социальных и мотивирующих видеороликов антикоррупционной направленности.

Кроме того, для изучения передового опыта в организации деятельности инспекций по личному составу, работы по противодействию коррупции в учреждениях и органах ФСИН России в июле 2015 года на базе ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России проведено Всероссийское совещание с руководителями подразделений территориальных органов ФСИН России, в компетенцию которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений.^

Управление кадров ФСИН России

организация служебной деятельности

И. В. ВАЛОВА начальник отдела специального учета и перспективного развития

исправительных учреждений УИПСУ ФСИН России, полковник внутренней службы

Раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях

Требования раздельного содержания отдельных категорий граждан в пенитенциарных учреждениях закреплены в ряде международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией.

Так, ст. 10 Международного пакта «О гражданских и политических правах» (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16.12.1966) предусматривает отдельное размещение обвиняемых от осужденных, несовершеннолетних от взрослых.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 году и одобрены Экономическим и социальным советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (ЬХП) от 13.05.1977) содержат положения о необходимости размещения в раздельных учреждениях либо в разных частях одного и того же учреждения различных категорий заключенных с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними:

«а) мужчин и женщин следует, по возможности, содержать в раздельных заведениях;

b) если мужчины и женщины содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях;

c) неосужденных заключенных следует помещать отдельно от осужденных;

й) лиц, осужденных за невыполнение долговых обязательств, и других заключенных по гражданским делам следует помещать от-

дельно от лиц, совершивших уголовное преступление;

е) малолетних правонарушителей следует содержать отдельно от взрослых. <...>

Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. <...> Женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами».

Названный документ в качестве целей такого разделения определяет необходимость отделения заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также необходимость проведения разной работы в целях их возвращения к жизни в обществе.

Рекомендация № В.ес (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (принята 11.01.2006 на 952-м заседании представителей министров) содержит положения о размещении заключенных в исправительных учреждения в зависимости от пола, правового положения и возраста, о некоторых исключениях, связанных с размещением заключенных:

«Место отбытия наказания и размещение

18.8. При принятии решения о направлении заключенного в то или иное пенитенциарное учреждение или в конкретное отделение пенитенциарного учреждения следует должным образом учитывать необходимость содержать под стражей:

а. подследственных отдельно от осужденных;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.