Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ В ПРАКТИКЕ, НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ В ПРАКТИКЕ, НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРИОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цирин Артем Михайлович, Матулис Сергей Николаевич, Матвеев Владимир Владимирович

В статье дан обзор XI Евразийского антикоррупционного форума «Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании», проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 20 апреля 2022 г. Основное внимание участников Форума было уделено обсуждению роли и места противодействия коррупции в обеспечении национальной безопасности государства и реализации конституционных прав и свобод граждан, осмыслению актуальных проблем правового закрепления национальных интересов в области противодействия коррупции, способов расширения социокультурного воздействия на причины и условия коррупции, а также перспектив формирования единой евразийской антикоррупционной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цирин Артем Михайлович, Матулис Сергей Николаевич, Матвеев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING CORRUPTION AS A NATIONAL PRIORITY IN PRACTICE, SCIENCE AND EDUCATION

The article provides an overview of the XI Eurasian Anti-Corruption Forum “Combating Corruption as a national priority in Practice, Science and Education”, held by the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation on April 20, 2022. The main attention of the Forum participants was paid to discussing the role and place of anti-corruption in ensuring the national security of the state and the realization of constitutional rights and freedoms of citizens, understanding the current problems of legal consolidation of national interests in the field of anti-corruption, ways to expand socio-cultural impact on the causes and conditions of corruption, as well as prospects for the formation of a unified Eurasian anti-corruption strategy.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ В ПРАКТИКЕ, НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 328.185:343.352 DOI: 10.12737/jflcl.2022.056

Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании

Артем Михайлович Цирин1, Сергей Николаевич Матулис2, Владимир Владимирович Матвеев3

1 2, 3Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, anticor@izak.ru

Аннотация. В статье дан обзор XI Евразийского антикоррупционного форума «Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании», проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 20 апреля 2022 г. Основное внимание участников Форума было уделено обсуждению роли и места противодействия коррупции в обеспечении национальной безопасности государства и реализации конституционных прав и свобод граждан, осмыслению актуальных проблем правового закрепления национальных интересов в области противодействия коррупции, способов расширения социокультурного воздействия на причины и условия коррупции, а также перспектив формирования единой евразийской антикоррупционной стратегии.

Ключевые слова: коррупция, преступление, противодействие, приоритет

Для цитирования. Цирин А. М., Матулис С. Н., Матвеев В. В. Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 4. С. 139—150. DOI: 10.12737/jflcl.2022.056

Combating Corruption as a National Priority in Practice, Science and Education

Artem M. Tsirin1, Sergey N. Matulis2, Vladimir V. Matveev3

1, 2, institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, anticor@izak.ru

Abstract. The article provides an overview of the XI Eurasian Anti-Corruption Forum "Combating Corruption as a national priority in Practice, Science and Education", held by the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation on April 20, 2022. The main attention of the Forum participants was paid to discussing the role and place of anti-corruption in ensuring the national security of the state and the realization of constitutional rights and freedoms of citizens, understanding the current problems of legal consolidation of national interests in the field of anti-corruption, ways to expand socio-cultural impact on the causes and conditions of corruption, as well as prospects for the formation of a unified Eurasian anti-corruption strategy.

Keywords: corruption, crime, counteraction, priority

For citation. Tsirin A. M., Matulis S. N., Matveev V. V. Combating Corruption as a National Priority in Practice, Science and Education. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 4, pp. 139—150. DOI: 10.12737/jflcl.2022.056

СОБЫТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

В рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2021—2024 годы, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее — ИЗиСП, Институт) 20 апреля 2022 г. прошел XI Евразийский антикоррупционный форум «Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании» (далее — Форум)1.

1 Подробнее см.: Правовые инновации в сфере противодей-

ствия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. М., 2012; Цирин А. М, Дымберо-ва Э. Д., Шиндяпина Е. Д. Финансовые механизмы против коррупции: международные стандарты и национальные решения // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 100—113; Цирин А. М,

Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143—171; Трунцевский Ю. В., Гехова Д. Х, Муратова О. В. Правопорядок и коррупция: современные вызовы //

Проведение Институтом ежегодного Евразийского антикоррупционного форума традиционно направле-

Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 51—68; Цирин А. М, Матулис С. Н, Молчанова М. А. Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 4. С. 24—42; Цирин А. М., СевальневВ. В., ЧерепановаЕ. В. Конфликт интересов: право и этика // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 49—65; Цирин А. М., Севальнев В. В., Черепанова Е. В., Матулис С. Н, Матвеев В. В. Право против коррупции: миссия и новые тренды // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 3. С. 124—139; Противодействие коррупции в организациях: международные и национальные стандарты: материалы Девятого Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 15 апреля 2020 г.) / редкол. Т. Я. Хабриева, И. И. Кучеров, А. М. Цирин, С. Н. Матулис. М., 2021; Цирин А. М., Черепанова Е. В., Матвеев В. В. Конституционно-правовые ориентиры противодействия коррупции (обзор Десятого Евразийского антикоррупционного форума) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 5. С. 125—143.

но на междисциплинарный обмен актуальными знаниями и опытом в различных сферах противодействия коррупции между отечественными и зарубежными учеными, экспертами и практиками, представляющими широкий спектр научных направлений и практической деятельности.

Основные задачи Форума — осмысление фундаментальных научных и актуальных прикладных проблем правового закрепления национальных интересов в области противодействия коррупции, способов расширения социокультурного воздействия на причины и условия коррупции, а также перспектив формирования единой евразийской антикоррупционной стратегии.

Отличительной особенностью Форума стало широкое научное обсуждение роли и места противодействия коррупции в обеспечении национальной безопасности государства, приоритетности противодействия коррупции как направления реализации конституционных прав и свобод граждан и ключевого фактора устойчивого развития.

Открывая работу Форума, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заместитель президента РАН, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, академик РАН Т. Я. Хабриева отметила, что Форум по традиции собрал ведущих ученых и практиков, профессионально занимающихся проблемой противодействия коррупции2.

Именно юридическая наука выступила локомотивом аккумулирования и продвижения доктринально-го знания в образование и выполняет сейчас миссию формирования не только правовых, но и мировоззренческих установок, утверждение которых в индивидуальном и общественном сознании является важным и необходимым условием эффективного противодействия коррупции.

Докладчик отметила интересную способность юридической науки к универсализации знаний. Так, полученные юридической наукой знания о коррупции и противодействии коррупции уже давно стали важной составляющей современного образования. Институту принадлежит своего рода ноу-хау — пирамиды образовательных программ по противодействию коррупции. Институт стал автором идеи подготовки учебного пособия для преподавателей вузов, посвященного правовым основам противодействия коррупции в Российской Федерации. В рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и национальных планов противодействия коррупции на базе Института прошли повышение квалификации представители более 76 организаций.

2 В Форуме приняли участие более 300 ученых, экспертов и специалистов-практиков из Абхазии, Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Казахстана, Китая, Узбекистана, Таджикистана и других государств.

С приветственным словом к участникам Форума обратился Статс-секретарь — заместитель Министра науки и высшего образования РФ доктор юридических наук, профессор П. А. Кучеренко. Он отметил важность проводимого Форума, а также его роль в решении таких задач, поставленных в Национальном плане противодействия коррупции, как повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение, и популяризация в обществе коррупционных стандартов.

Институт вносит серьезную лепту в научное осмысление проблем противодействия коррупции, непосредственно участвуя в выполнении Национального плана противодействия коррупции на 2021—2024 гг. Среди научных работ, подготовленных под руководством академика РАН Т. Я. Хабрие-вой в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, особенно примечательны научно-практические пособия «Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации»3, а также «Современные юридические и медиатехнологии противодействия коррупции»4.

Председатель Ассоциации юристов стран Черно-морско-Каспийского региона доктор юридических наук, профессор И. М. оглы Рагимов подчеркнул активное участие Российской Федерации в мероприятиях Ассоциации юристов стран Черноморско-Кас-пийского региона, а также акцентировал внимание участников Форума на проблеме научного поиска дефиниции коррупции. По словам ученого, над этой проблемой должны работать как теоретики права, так и практики.

Выступающий выразил надежду, что Форум продвинется вперед в области совершенствования определения коррупции.

В приветственном слове к участникам Форума заместитель Генерального прокурора РФ Ю. А. Пономарев отметил приоритетность противодействия коррупции в обеспечении национальной безопасности, защиты конституционных прав и свобод граждан, гарантий устойчивого развития государства.

Докладчик проинформировал участников Форума о роли Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, которые в пределах своих полномочий координируют деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности. Большое внимание в работе прокуратуры

3 ПашенцевД. А., Трунцевский Ю. В., ЦиринА. М. и др. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2021.

4 Пашенцев Д. А., Трунцевский Ю. В., Цирин А. М. и др. Современные юридические и медиатехнологии противодействия коррупции в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. И. И. Кучеров. М., 2020.

также уделяется совершенствованию законодательства о противодействии коррупции.

Референт Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции В. В. Белинский отметил, что противодействие коррупции в Российской Федерации является одной из ключевых государственных задач и выступает основной составляющей обеспечения устойчивого развития. Была подчеркнута важность экспертного обсуждения, которое позволяет обозначить подходы к выработке оптимальных моделей решения актуальных проблем в сфере антикоррупционной деятельности, в том числе поставленных на заседании Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Выступающий отметил необходимость совершенствования законодательства о противодействии коррупции, устранения правовых пробелов, в том числе в сфере выявления и изъятия имущества, которое оформляется на третьих лиц, его обращения в доход государства. С одной стороны, рост применения информационных технологий затрагивает все сферы общественной жизни и становится мощным фактором противодействия коррупции и снижения коррупционных рисков. С другой стороны, он порождает новые коррупционные риски, в том числе связанные со схемами совершения коррупционных деяний, использованием цифровых активов. Среди важных практических проблем докладчик отметил предупреждение коррупции в частном секторе, а также неготовность многих организаций внедрять меры, направленные на предупреждение коррупции, несмотря на установленную законом обязанность. В этом контексте выступающий подчеркнул необходимость универсализации принципов противодействия коррупции в публичной и частной сферах.

Пленарное заседание Форума открыл доклад «Противодействие коррупции: рациональная картина и архитектура доктринального знания» академика РАН Т. Я. Хабриевой.

К настоящему времени массив знаний, связанный с изучением коррупции и деятельности по противодействию коррупции, стал довольно объемным, сложно структурированным и относительно самостоятельным. Во всяком случае, сформирован собственный понятийно-категориальный аппарат, происходит интеграция и дифференциация результатов исследований, меняется соотношение эмпирического и теоретического подходов в научном поиске, все большее количество научных выводов приобретает фундаментальное значение. Локализация этого знания в научном ландшафте пока не ясна. Оно явно имеет выраженный междисциплинарный характер, включает сегменты достижений различных наук, но в основном тяготеет к общественным (социальным) наукам. Несмотря на это, имеются определенные особенности, связанные с подвижностью явле-

ния коррупции. Во-первых, коррупция постоянно мутирует, следовательно, появляются постоянные новации в практиках противодействия ей. С другой стороны, архитектура научного знания о коррупции очень сложная.

Сегодня наблюдается некоторая эклектика в архитектуре научного знания ввиду преобладания во многом «механического» соединения в нем достижений различных наук (экономики, социологии, правоведения и др.). Еще одной специфической чертой картины научного знания о коррупции является сохранение в ней так называемого ненаучного компонента, а именно мифов и стереотипов, например, что коррупция — это неотъемлемая черта некоторых культур, в которых ее невозможно искоренить, что она способствует развитию экономики и порождается действиями бюрократии и др.

Большую роль в формировании научного знания о коррупции сыграла юридическая наука. Сам термин «коррупция» в нашей стране был введен в научный оборот еще в 1913 г. А. Я. Эстриным, который, кстати, позже стал директором нашего Института. Даже если взять труды нашего Института, которому в будущем 2023 г. исполняется целый век, за 100 лет, уже видно, насколько разнообразные проводились исследования. Очень интересная деталь, что уже с середины 1920-х гг. научный анализ перестал ограничиваться только методами уголовно-правовой науки. Здесь использовался инструментарий смежных наук, социологии права, медицины, биологии. Однако очень жаль, что сейчас юридическая наука во многом все это утратила. Если взглянуть на более поздние исследования, то они в основном сохраняли уголовно-правовую направленность и развивались довольно линейно: от экспериментальных работ до теоретических.

Основная масса исследований в области противодействия коррупции имеет эмпирический характер, а их результаты — практико-ориентированные. Это замечательно для практики, но ведь нужна и серьезная теория, которая бы отвечала современным вызовам. Одно из первых направлений, имеющих предпосылки для формирования самостоятельного научного направления, — это коррупциология (общее учение о коррупции и коррупционном поведении).

Другое устоявшееся, мощное направление исследования связано с научным моделированием и проектированием будущего правового регулирования в области противодействия коррупции и реализации антикоррупционной политики, в том числе посредством стандартизации образцов правомерного поведения должностных лиц в публичной и частной сферах.

Следующее исследовательское направление — коррупционная социология, которая стала развиваться в нашем Институте с 1920-х гг., когда в нем работали не только ученые юристы, но и медики, и социологи, и даже психиатры.

Важное место среди исследований занимают те, которые связаны с оценкой уровня и динамики коррупции. Есть масса разных рейтингов, самый известный — это Индекс восприятия коррупции Transparency International. Научный анализ методики составления данной методики показывает, что подход, основанный на анализе позиций предварительно отобранных экспертов, носит субъективный характер.

Подходы экспертов к оцениванию и используемые критерии нередко различаются, а выносимые оценки весьма субъективны и несут риски искажения картины реальной действительности. Отсюда известные ситуации, когда антикоррупционные рейтинги различных государств не всегда соотносились друг с другом, а иногда вступали в противоречие. Институт в свое время озаботился данной проблемой и разработал методику международного научного мониторинга коррупции. Эта методика прошла свою апробацию. Было предложено новое направление научной деятельности — юрисметрия антикоррупционной деятельности.

В Институте неоднократно поднимали вопрос о том, что динамика евразийской интеграции, в том числе в правовой сфере, обусловливает потребность разработки общих евразийских стандартов в сфере противодействия коррупции и единой Евразийской антикоррупционной стратегии. Ее разработка должна иметь прочную научную основу. Задача правоведов — предложить такие теоретические модели и проектные решения, которые стали бы еще одним фактором интеграции в условиях нарастающей международной турбулентности.

Проблема противодействия коррупции переводится некоторыми учеными в плоскость конституционной аксиологии, что в принципе не вызывает возражений. При этом освоение ценностной проблематики антикоррупционной деятельности необходимо в более широком контексте — не только в конституционном праве, но и в праве в целом. Необходима теория, которая фиксировала бы и обосновывала в научной картине противодействия коррупции систему ценностей антикоррупционной деятельности, составляющих ее мировоззренческий (идеологический) каркас, и определяла бы своего рода порядок значимого и менее значимого в ней. В связи с этим докладчик отметила перспективность развития аксиологии антикоррупционной деятельности в качестве относительно самостоятельного научного направления и подчеркнула необходимость более тесного сотрудничества юристов и философов.

Научное знание о коррупции и противодействие ей во всей своей совокупности имеет выраженный междисциплинарный характер, включает сегменты достижений различных наук и тяготеет к общественным (социальным) наукам. Кроме того, научные идеи в этой области оказались стимулом для раз-

вития смежного научно-правового знания, что нашло отражение в ряде отраслевых юридических наук и даже в общей теории государства и права.

Благодаря исследованиям антикоррупционного и «антиотмывочного» законодательства была обоснована концепция циклических правовых массивов, способных подчинять целям своего развития динамику других элементов системы права и перенастраивать сообразно им (целям) всю правовую систему.

Председатель Следственного комитета РФ, генерал юстиции РФ доктор юридических наук, профессор А. И. Бастрыкин отметил, что директор Института Т. Я. Хабриева сохранила добрую традицию весенних презентационных совещаний, форумов с участием зарубежных гостей. Докладчик подчеркнул, что с точки зрения правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства уже многое сделано и необходимо приложить все силы к тому, чтобы реализовать принятые новации в сфере уголовного и уголовно-процессуального права. Этому способствуют установки Национального плана противодействия коррупции на 2021—2024 гг., которые учитывают инновации в антикоррупционной сфере, включая противодействие киберпреступности и использованию виртуальных активов в коррупционных целях.

Два года назад в Следственном комитете РФ было создано специальное подразделение по борьбе с киберпреступностью. С 2011 г. было возбуждено 97 819 уголовных дел. Однако количество возбужденных уголовных дел по коррупции — это не показатель реальной борьбы государства с коррупцией. А вот принятие широкомасштабных комплексных мер, выдвинутых на научной основе, — это действительно ощутимая борьба с коррупцией.

Коррупционный ущерб с 2011 г. составил 195,2 млрд руб. Вместе с тем, по мнению докладчика, этот показатель занижен. Следственному комитету РФ удалось возместить ущерб в размере 43,5 млрд руб., при этом был наложен арест на имущество коррупционеров.

Коррупция — это не только получение или дача взятки (так называемая классическая коррупция, порядка 17 тыс. деяний в год). Около 8 тыс. преступлений коррупционной направленности — присвоение или растрата, злоупотребление служебными полномочиями, служебный подлог, превышение должностных полномочий и т. д.

Среди лиц, совершивших коррупционные преступления, можно назвать сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, законодательных собраний субъектов РФ, местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, членов избирательных комиссий, прокуроров, их заместителей и помощников, руководителей и следователей Следственного комитета и след-

ственных подразделений органов внутренних дел, адвокатов, судей.

К сферам, в которых наиболее активно проходят коррупционные процессы, докладчик отнес правоохранительную деятельность, образование и науку, здравоохранение, финансовую деятельность, прежде всего бюджетную сферу, исполнение воинской обязанности и военной службы, транспорт, операции с недвижимым имуществом, охрану природных ресурсов и экологию, лицензирование, сертификацию, торговлю, питание.

Западный вектор вывода доходов, полученных от преступной деятельности, ввиду санкций смещается в сторону других государств, например Израиля. Кроме того, западные страны не стремятся помогать России в возврате выведенных преступниками денежных средств и иных активов. Для работы над этой проблемой подписано специальное соглашение со Счетной палатой, Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом.

Выводу средств также способствуют развитие цифровых технологий, легализация использования цифровых финансовых активов. При этом правовое регулирование часто не успевает за динамикой общественных отношений и нужны высококлассные специалисты, чтобы обеспечить надлежащий контроль в данной сфере.

Резюмируя изложенное, выступающий предложил включить конфискацию в перечень видов уголовного наказания, как это было сделано в советское время.

Полномочный Представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ, действительный государственный советник РФ 1-го класса доктор юридических наук М. Ю. Бар-щевский в докладе «Борьба с коррупцией. С чего начать?» сравнил ветви власти с трехкомнатной квартирой, во всех комнатах которой должен поддерживаться одинаковый порядок. В данном контексте докладчик к числу актуальных вопросов отнес отсутствие закона о лоббизме, привлечение судей к ответственности, решение отдельных кейсов правоприменительной практики. В частности, была раскрыта проблема реализации ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» УК РФ.

Докладчик обратил внимание на проблему легализации скрытой коррупции с использованием легальных оснований совершения административных действий в коррупционных целях. Например, таможенники под любыми предлогами направляют груз на временное хранение, чтобы потом на легальных основаниях коммерческие структуры взимали плату за хранение груза на складе. Нередко эти коммерческие организации принадлежат родственникам и близким сотрудников таможни.

Существуют риски, связанные с опубликованием сведений об имуществе, о доходах, расходах и об

обязательствах имущественного характера, поскольку этим пользуются неконструктивно настроенные журналисты. Кроме того, возникают риски криминального характера.

Имеет место проблема отсутствия механизмов, стимулирующих государственных служащих принимать решения в пользу предпринимателей, что сильно затрудняет поддержку бизнеса.

Директор Института права Китайской академии общественных наук, декан юридического факультета Университета Китайской академии общественных наук доктор юридических наук, профессор Мо Цзихун (Mo Jihong) в докладе «Содействие созданию антикоррупционных институтов и механизмов, которые не смеют и не хотят быть коррумпированными» раскрыл основные институциональные механизмы противодействия коррупции по законодательству КНР Данные механизмы сформулированы по принципу «трех "не"»: не заниматься коррупцией из-за страха наказания, не иметь возможности заниматься коррупцией и не иметь желания заниматься ею.

В ноябре 2012 г. в докладе 18-го Национального съезда Коммунистической партии КНР было предложено придерживаться китайского пути противодействия коррупции. В январе 2013 г. на второй пленарной сессии 18-й Центральной комиссии по проверке дисциплины Генеральный секретарь Си Цзиньпин предложил создать систему и механизм реализации принципа «трех "не"». Продвигать указанный механизм — значит реализовывать основные принципы марксизма, развивать антикоррупционные идеи и опыт Коммунистической партии Китая, раскрывать основные законы антикоррупционной борьбы. Благодаря концепции «трех "не"» Коммунистическая партия Китая приобрела способность самоочищаться, самосовершенствоваться, восстанавливаться и непрерывно усиливаться.

Государственный прокурор по уголовным делам против организованной преступности (MPMA), научный сотрудник (Федеральный университет Ма-раньяна, Сан-Луис, юридический факультет Вито-рии (Бразилия)) Кассиус Гимарайнш Чаи (Cássius Guimaraes Chai) представил научный доклад «Второй дополнительный протокол к Будапештской конвенции и взаимосвязь с уголовным сотрудничеством по делам о коррупции». Исследуя сферу действия указанного Протокола в контексте проблемы трансграничной киберпреступности, докладчик констатировал жизненно важное стратегическое значение его инструментов для расследования уголовных преступлений: выявление искаженных фактов, связанных с компьютерными системами и данными, сбор доказательств в электронном формате в интересах социальной защиты и национальной безопасности, а также для обеспечения гражданского доверия к соответствующим учреждениям. Наконец, дополни-

тельный протокол можно считать новой методологией и новым перечнем инструментов для облегчения и укрепления международного и политического уголовного сотрудничества, реализующих принципы взаимного соответствия. Киберпреступления совершаются в рамках трансграничных стратегий, и уровни информационного трафика создают серьезные трудности для расследования и получения доказательств уголовного преступления.

В этом контексте можно рассматривать отношения с потребителями и другие государственные услуги, такие как защита данных национального правосудия, социального обеспечения, доходов, избирательных систем и систем здравоохранения и всех других систем данных, думая о целостности и ответственности протоколов в соответствии со стратегиями и институциональными конструкциями киберконтроля процессов принятия решений и управления, усиленными механизмами международного сотрудничества для восстановления данных, передаваемых через Интернет.

Важное значение имеют образовательные мероприятия по методам защиты, контроля и безопасности онлайн-активности. Однако таких программ, как бразильская "If Consumer League", содержащих меры сдерживания и предотвращения рисков при онлайн-взаимодействиях, недостаточно для борьбы с растущим числом преступлений.

Хакеры и организованные преступные группировки являются одними из наиболее распространенных внешних преступников. Их активность возросла за последние два года: 31% случаев преступлений извне были результатом действий хакеров, а 28% были совершены в результате организованной преступности, а также сговора между внешними и внутренними источниками. Пандемия создала дополнительную уязвимость, поскольку организации ускорили переход к цифровым операциям. Тем временем появляются новые риски мошенничества и новые угрозы набирают силу, что диктует необходимость выработки наиболее эффективного способа борьбы с внешними мошенниками, которые в большинстве случаев не подпадают под действие кодексов поведения.

Второй дополнительный протокол к Будапештской конвенции может сыграть ключевую роль в реализации Политической декларации «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества», где государства-участники признали, что предупреждение коррупции и незаконных финансовых потоков и борьба с ними, а также изъятие и возвращение конфискованных активов в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции могут способствовать эффективной мобилизации ресурсов, искоренению нищеты, устойчивому развитию и осуществлению всех прав человека.

Поэтому, изучая сферу применения Второго дополнительного протокола, можно констатировать стратегическую важность его инструментов для расследования уголовных преступлений в контексте использования компьютерных систем и данных, сбора доказательств в электронном формате, а также доверия граждан к институтам. Кроме того, указанный Протокол можно рассматривать как новую методологию и новый перечень инструментов для содействия и укрепления международного и политического сотрудничества в области уголовного правосудия, реализующих принципы взаимного соответствия.

Научный руководитель Института судебных экспертиз, заведующая кафедрой судебных экспертиз Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, член Научно-консультативного совета Верховного Суда РФ Е. Р. Российская выступила с докладом, посвященным проблемам организации и проведения антикоррупционных экспертиз. В частности, был поднят вопрос о компетентности лиц, проводящих антикор -рупционные экспертизы, а также о специфике соответствующей экспертной деятельности.

В каждой отрасли законодательства можно условно очертить круг наиболее часто востребованных практикующих юристами знаний. Так, судебный эксперт не вправе решать вопросы, которые входят в компетенцию правоприменителя. В результате внутри многих существующих родов судебных экспертиз сформировались так называемые судебно-норма-тивные экспертизы, которые в ходе судебной экспертизы используют юридические знания. Как правило, любая антикоррупционная экспертиза представляет собой юридико-лингвистическое исследование, требующее двойной компетенции в области правовых наук и правовой лингвистики. На заключительном же этапе комплексной экспертизы должна быть составлена синтезирующая часть с исследованиями всех коррупциогенных факторов. Также докладчик рассказала об особенностях подготовки специалистов по направлению юриспруденции, экспертов в области речеведческих и экономических экспертиз.

Обсуждение вопросов, поднятых в ходе пленарного заседания, было продолжено на заседаниях секций и круглых столов, проведенных в рамках XI Евразийского антикоррупционного форума.

В рамках Форума состоялось секционное заседание «Противодействие коррупции: историческая ретроспектива и архитектура современного док-тринального знания». Модераторами мероприятия выступили: заместитель декана по научной работе, профессор кафедры теории и истории государства и права Университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), доктор юридических наук, кандидат культурологии, профессор М. В. Баранова; руководитель Аппарата директора ИЗиСП, главный научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследова-

ний законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Г. М. Азнагулова; главный научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Д. А. Пашенцев.

На заседании были обсуждены исторические этапы развития законодательства о противодействии коррупции; доктринальные основы противодействия коррупции; правовые ценности как основа антикоррупционной политики; теоретические основы современной антикоррупционной политики; теоретические модели противодействия коррупции; потенциал национальной правовой традиции и его использование для противодействия коррупции и др.

С докладами выступили: заведующая кафедрой общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП), профессор кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ) доктор юридических наук, профессор А. А. Дорская; профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) доктор юридических наук, профессор С. В. Бошно; директор Центра техноло-гий государственного управления РАНХиГС доктор юридических наук, профессор В. Н. Южаков и др.

Состав участников мероприятия был представлен отечественными учеными и экспертами от ИЗиСП, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ, ФКУ НИИ ФСИН России, Академии управления МВД России, Саратовской государственной юридической академии (СГЮА), ННГУ, МГЮА, Московского городского университета управления Правительства Москвы, РГУП, РГПУ, Югорского го -сударственного университета, Московского городского педагогического университета, Тульского государственного университета, Дагестанского государственного университета, Межрегиональной общественной организации содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией Национального комитета общественного контроля, Нижегородского регионального отделения АЮР, Казанской городской Думы, отдела антикоррупционных проверок Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.

Участниками и модераторами была единодушно отмечена плодотворность состоявшейся дискуссии и ее содержательный характер.

В рамках Форума прошло секционное заседание «Конституционное восхождение антикоррупционных норм как феномен современной юридической науки». Модераторами секционного заседания выступили: заведующая центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Л. В. Андриченко; заведующий отделом

конституционного права ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Е. Постников; заместитель председателя Конституционного суда Республики Абхазии, заместитель директора по науке Института экономики и права Академии наук Абхазии кандидат юридических наук, доцент Д. Э. Пилия.

В ходе заседания было отмечено, что конституционные преобразования 2020 г. создали универсальную основу для формирования антикоррупционных стандартов в Российской Федерации. Закрепление в Конституции Российской Федерации антикоррупционных требований к должностным лицам публичной власти было призвано способствовать обеспечению национальной безопасности России. Обсуждалось также новое полномочие Правительства РФ по обеспечению взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества, направленное на расширение участия гражданского общества в противодействии коррупции.

В работе секционного заседания принимали участие представители ведущих научных организаций и университетов (ИЗиСП, МГЮА, Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН), Сибирского федерального университета, Амурского государственного университета и др.); было заслушано 18 докладов.

С докладами выступили: заведующий кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Г. А. Василевич; профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА доктор юридических наук, профессор Г. Д. Садовни-кова; ведущий научный сотрудник ИГП РАН доктор юридических наук, профессор А. А. Гришковец и др.

В ходе Форума состоялось секционное заседание «Судебная власть и ее решения в правовом механизме противодействия коррупции: конституционная законность, пределы судебной дискреции». Модераторами мероприятия выступили: заведующий центром судебного права ИЗиСП, судья Конституционного Суда РФ (в отставке) доктор юридических наук, профессор Н. С. Бондарь; главный научный сотрудник центра судебного права ИЗиСП, судья Европейского суда по правам человека (в отставке) доктор юридических наукХ. И. Гаджиев, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), член Высшей квалификационной коллегии судей РФ Э. Э. Баринов.

На секционном заседании были рассмотрены актуальные вопросы конституционного и межотраслевого статуса решений судебных органов в национальном механизме противодействия коррупции; предотвращения, пресечения коррупции в рамках осуществления всех видов судопроизводства, включая

конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное; определения пределов судебной дискреции по отдельным вопросам правоприменения; последовательной реализации требований равенства всех перед законом и судом и др.

С докладами выступили: главный научный сотрудник центра фундаментальных правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. В. Лазарев; профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ доктор юридических наук, доцент Н. В. Ковалева; руководитель Департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) кандидат юридических наук Т. В. Соколов и др.

В работе секционного заседания принимали участие представители ведущих научных организаций и университетов (ИЗиСП, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), МГЮА, РГЭУ (РИНХ), Финансового университета при Правительстве РФ, НИУ ВШЭ и др.).

В рамках Форума прошло секционное заседание «Противодействие коррупции в контексте деформации мирового правопорядка». Модераторами мероприятия выступили: научный руководитель ИЗиСП, заведующий отделом международно -го права ИЗиСП, президент Российской ассоциации международного права доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин; заведующий отделом научного обеспечения деятельности секретариата делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. И. Ковлер; исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, государственный советник юстиции 3-го класса В. П. Зимин.

В рамках секционного заседания были обсуждены новые подходы к прогнозированию и моделированию международного антикоррупционного сотрудничества России в условиях деформации международного правопорядка; диверсификация многосторонних и двусторонних форм взаимодействия; Концепция новой Евразийской антикоррупционной стратегии; вопросы противодействия коррупции и регулирования иностранных инвестиций; коррупционные проблемы в деятельности международных уголовных судов и многие другие актуальные вопросы противодействия коррупции.

С докладами выступили: советник директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Р. А. Курбанов, президент Европейской комиссии по эффективности правосудия, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (РЭУ)

доктор юридических наук Р. А. оглы Гарагурбанлы, главный научный сотрудник ИГП РАН доктор юридических наук К. Д. Крылов, заведующий кафедрой международного права Университета управления ТИСБИ доктор юридических наук А. Б. Мезяев и др.

В работе секции приняли участие представители Исполнительного комитета СНГ и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, а также ведущих образовательных и научных учреждений России: МГЮА, МГИМО МИД России, Финансового университета при Правительстве РФ, ИЗиСП и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе Форума состоялось заседание круглого стола «Доктринальные основы уголовно-правового учения о противодействии коррупционной преступности» Модераторами мероприятия выступили: заместитель председателя Следственного комитета РФ, ведущий научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики ИЗиСП кандидат юридических наук, профессор А. В. Федоров; главный научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики ИЗиСП, вице-президент Союза криминалистов и криминологов доктор юридических наук, профессор О. А. Зайцев;; заведующий центром уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики ИЗиСП доктор юридических наук, доцент С. Л. Ну-дель.

На заседании были обсуждены актуальные вопросы уголовно-правового учения о противодействии коррупционной преступности; научные подходы к криминализации и декриминализации общественно опасных деяний коррупционной направленности; значение фундаментальных и прикладных исследований проблемы ответственности юридических лиц в контексте коррупционных преступлений; роль научных исследований в решении проблем раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, а также проблемы и перспективы использования зарубежного опыта уголовного и уголовно-процессуального регулирования в области противодействия коррупции и др.

С докладами выступили: заведующая кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА доктор юридических наук, профессор Е. А. Антонян; профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) доктор юридических наук, профессор В. Н. Бурлаков; заведующий кафедрой прокурорского надзора и криминологии СГЮА доктор юридических наук, профессор А. Н. Варыгин и др.

Состав участников мероприятия был представлен как отечественными учеными и экспертами от ИЗиСП, Академии управления МВД России, Академии ФСИН России, ВНИИ МВД России, ИГП РАН, МГУ, Международного юридического института,

МГЮА, Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, Орловского юридического института МВД России им. В. В. Лукьянова, РГУП, СПбГУ, СГЮА, Северо-Кавказского федерального университета, Финансового университета при Правительстве РФ, Югорского государственного университета и др., так и представителями зарубежных государств от Академии МВД Республики Беларусь, Белорусского государственного университета и Университета Макао (Макао САР, КНР).

В ходе Форума состоялось заседание круглого сто -ла «Механизмы противодействия коррупции в частном праве». Модераторами мероприятия выступили: заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор РАН С. А. Синицын; главный научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса, профессор кафедры частноправовых дисциплин ИЗиСП доктор юридических наук, профессор РАН О. А. Беляева; начальник Управления международного сотрудничества, профессор кафедры конкурентного права МГЮА доктор юридических наук, профессор М. А. Егорова.

Работа круглого стола была посвящена проблематике противодействия коррупции в частном праве. Наиболее широко обсуждались вопросы определения области применения и последствий нарушения антикоррупционной оговорки; противодействия коррупции при проведении публичных закупок; необходимости и перспектив применения антикоррупционных стандартов и комплаенсов; особенностей противодействия коррупции в сфере обязательственного права, энергетики, малого и среднего предпринимательства.

С докладами выступили: заведующий отделом научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в социально-экономической сфере Университета прокуратуры РФ доктор юридических наук Н. Д. Бут; доцент кафедры гражданского права СГЮА кандидат юридических наук М. В. Шмелева; и. о. заведующего отделом гражданского законодательства и процесса ИЗиСП доктор юридических наук О. В. Гутников и др.

В мероприятии приняли участие представители различных научных школ, в частности МГЮА, Университета прокуратуры РФ, СГЮА, РГУП, Академии управления МВД России, ИЗиСП, а также практические работники.

В рамках Форума состоялось заседание круглого стола «Научные подходы и практические решения по противодействию коррупции в эколого-ресурс-ной сфере».

Модераторами мероприятия выступили и. о. заведующего отделом экологического и аграрного законодательства ИЗиСП, ведущий научный сотрудник кандидат юридических наук Н. В. Кичигин; ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ИЗиСП кандидат юри-

дических наук Ю. И. Шуплецова; и. о. заместителя директора по научной работе Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук (НИЦЭБ РАН — СПб ФИЦ РАН) кандидат юридических наук А. В. Кодолова.

В рамках научного мероприятия были обсуждены следующие вопросы: предпосылки, причины (факторы), условия возникновения коррупционных проявлений в эколого-ресурсной сфере; научное осмысление особенностей коррупционных проявлений в эколого-ресурсной сфере; коррупционные риски в эколого-ресурсной сфере и их минимизация; научные подходы к оценке антикоррупционного потенциала отраслевого законодательства и его механизмов; общие и специальные правовые средства противодействия коррупции в эколого-ресурсной сфере; возможности общественного экологического контроля и цифровизации административных процедур как инструментов противодействия коррупции и др.

С докладами выступили: научный руководитель отдела экологического и аграрного законодательства, главный научный сотрудник ИЗиСП доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов; заведующая кафедрой земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии доктор юридических наук, профессор Т. В. Злотникова; декан юридического факультета Государственного университета по землеустройству (ГУЗ) доктор экономических наук, доцент С. А. Липски и др.

В работе круглого стола приняли участие сотрудники и аспиранты ИЗиСП, НИЦЭБ РАН — СПб ФИЦ РАН, Московского государственного университета геодезии и картографии, РЭУ, ГУЗ, МГЮА, Российского университета дружбы народов, Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, Волгоградского института управления (филиала) РАНХиГС, Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского.

В ходе Форума состоялось заседание круглого стола «Антикоррупционное просвещение и ресурсы системы образования». Модераторами мероприятия выступили: директор Института актуальных международных проблем, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. В. Трунцевский; директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор кафедры судебных экспертиз МГЮА доктор юридических наук, доктор филологических наук Е. И. Галяшина; доцент юридического института Хэйлунцзянского университета доктор юридических наук, постдоктор юридических наук, заместитель директора Центра по изучению российского права, заместитель директора Центра по изучению права в

странах ШОС Гун Нань; ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук В. В. Севальнев.

На заседании круглого стола были обсуждены актуальные проблемы антикоррупционного просвещения, которое призвано способствовать распространению знаний о сущности и вреде коррупции, а также о предпринимаемых государством мерах противодействия ей среди различных категорий населения, формируя таким образом в обществе основы антикоррупционной культуры, связанной с нетерпимо -стью к коррупционному поведению.

В Российской Федерации антикоррупционное просвещение рассматривается в качестве одного из важнейших направлений государственной антикоррупционной политики (разд. XII Национального плана противодействия коррупции на 2021— 2024 годы).

Участники отметили, что комплексный подход, включающий меры просветительского и образовательного характера, сформулированные в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, позволяет сформировать в обществе модель правомерного поведения, необходимую для успешного противодействия коррупции.

С докладами выступили: директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, профессор

кафедры судебных экспертиз МГЮА доктор юридических наук, доктор филологических наук Е. И. Га-ляшина; вице-профессор Пудунской академии государственной службы (CELAP) (Китай), доктор наук Цао Жэньхэ (Cao Renhe); директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП) доктор юридических наук, доцент П. А. Кабанов; главный советник председателя Палаты адвокатов Республики Армении, председатель научно-образовательного совета Палаты адвокатов Республики Армении, государственный советник юстиции 3-го класса доктор юридических наук, профессор А. К. Есаян; и. о. заведующего отделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук А. М. Цирин и др.

Состав участников мероприятия был представлен как отечественными учеными и экспертами от ИЗиСП, НИУ ВШЭ, Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Дипломатической академии МИД России, Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева, и др., так и представителями зарубежных государств от Пудунской академии государственной службы и Адвокатской палаты Республики Армении.

По итогам состоявшихся обсуждений были доработаны и одобрены рекомендации Форума.

Информация об авторах

A. М. Цирин, ведущий научный сотрудник отделом методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук

С. Н. Матулис, старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат политических наук

B. В. Матвеев, младший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Рекомендации XI Евразийского антикоррупционного форума «Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании»

Участники XI Евразийского антикоррупционного форума «Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании» (далее — Форум) в целях эффективной реализации конституционно-правовых ориентиров противодействия коррупции в национальных правовых системах приняли следующие выводы и рекомендации.

1. Конституционно-правовое восхождение антикоррупционных норм создает новые предпосылки для доктринального осмысления противодействия коррупции как стратегической государственной задачи в новых контекстах: национальных интересов и приоритетов; основ конституционного строя; правовой, в том числе конституционной, идеологии; конституционной ценности; места и роли противодействия коррупции в механизме осуществления (функционирования) публичной власти.

2. Конституционализация антикоррупционных стандартов в системе правовых координат противодействия коррупции служит фактором не только обеспечения национального суверенитета государства, но и гарантией обеспечения прав и свобод его граждан. Единство антикоррупционных подходов к определению статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, отвечает общим конституционным принципам социальной справедливости и равноправия. Вместе с тем закрепление в Конституции Российской Федерации антикоррупционных требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности и должности государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, требует системных подходов к решению данного во-

проса в законодательстве Российской Федерации и формирования полноценной иерархически структурированной и стабильной правовой основы противодействия коррупции.

3. Считать актуальными задачами юридической науки утверждение в доктрине единого (общего для правоведов и не только) понятийно-категориального аппарата и общих принципов противодействия коррупции в разных сферах общественной жизни; характеристику моделей, функций, а также юридической формы антикоррупционной деятельности, выявление общего, особенного и единичного в сложившихся в мире системах противодействия коррупции.

4. Целесообразно проведение межотраслевых исследований проблем охраны личности, общества и государства от коррупционных проявлений с применением современных теоретических и эмпирических научных средств и методов в целях модернизации доктринальных основ противодействия коррупционной преступности. На основе историко-тео-ретических закономерностей как важного фактора развития права рекомендуется:

уделить повышенное внимание новым научным подходам к изучению механизмов противодействия коррупции в контексте привлечения к уголовной ответственности лиц (групп), совершающих преступления коррупционной направленности, а также перспектив введения уголовной ответственности юридического лица за указанные деяния;

проводить фундаментальные и прикладные исследования, посвященные проблемам дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности за противоправные коррупционные деяния, в том числе совершенные в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера.

5. Доктрина исходит из понимания того, что увольнение в связи с утратой доверия за нарушение антикоррупционных стандартов является уникальным самостоятельным субинститутом законодательства о противодействии коррупции, который представляет собой специфичный комплекс взаимосвязанных законодательных норм. Данный субинститут законодательства получил широкое практическое признание и доказал свою прикладную эффективность в контексте борьбы с коррупцией.

6. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, служит дополнительным стимулом для должностных лиц к соблюдению антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, играет превентивную роль в борьбе с коррупцией. Информирующей функции реестра явно недостаточно для обеспечения профилактики коррупции. Предлагается более четко обозначить его правовую природу для понимания тех последствий, которые ожидают лиц, включенных в реестр.

Использование реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, станет более эффективным, когда внесение в него конкретного лица для всех категорий лиц будет сопровождаться лишением права занимать соответствующие должности в течение определенного срока.

7. В целях совершенствования процесса представления и проверки сведений о доходах, расходах, имущества и обязательств имущественного характера целесообразно создание единой автоматизированной системы, позволяющей осуществлять первичную сверку соответствующих сведений с государственными информационными системами. Это позволит повысить удобство декларирования соответствующих сведений и избежать большинства незначительных ошибок при заполнении соответствующих справок и сфокусировать внимание контролирующих органов на выявлении более значительных правонарушений.

8. На уровне отраслевого законодательства необходима разработка системы правовых, организационных и технических мер защиты осведомителей от негативных последствий раскрытия ставшей известной им информации о коррупционном правонарушении. Существующие в действующем законодательстве меры защиты свидетелей не могут быть приравнены к мерам защиты осведомителей, в связи с чем требуется закрепить круг лиц, подпадающих под соответствующую правовую защиту. Необходимо совершенствование доступных внешних и внутренних каналов информирования о правонарушениях, отвечающих требованиям защиты информатора; организации должны разработать политику по охране осведомителей, внедрить защищенные процедуры информирования.

Предлагаемый порядок защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, может быть облечен в форму отдельного института законодательства о противодействии коррупции и регламентироваться специальным федеральным законом.

9. В современных условиях важнейшим инструментом профилактики и выявления коррупционных правонарушений является использование цифровых технологий. Цифровизация способна существенно повысить транспарентность государственного управления, помочь в выявлении коррупционных отношений, оптимизировать деятельность субъектов противодействия коррупции. Наиболее высокие антикоррупционные результаты при использовании цифровых технологий могут быть получены в области проведения антикоррупционной экспертизы, в сфере планирования и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, в системе декларирования имущественного положения государственных служащих и иных категорий лиц и контроля за расходами, а также в рамках внедрения антикоррупционного комплаенса.

10. В Российской Федерации возникла проблема множественности актов, закрепляющих ограничения и запреты. Например, для глав местной администрации, являющихся муниципальными служащими, ограничения и запреты устанавливаются в разрозненном виде в трех федеральных законах. Такое фрагментарное правовое регулирование едва ли эффективно с точки зрения правоприменения. Целесообразно продолжить систематизацию антикоррупционных стандартов, установленных для муниципальных служащих.

11. Отсутствие у депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности сообщать о склонении к совершению коррупционных правонарушений не соответствует правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Для устранения отмеченного недостатка представляется целесообразным обеспечить доминанту федерального законодательства, возложив на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанность уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Исполнение отмеченной обязанности может быть регламентировано по аналогии с процедурой сообщения депутатами о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

12. Рекомендуется повысить прозрачность процедур по предоставлению в пользование природных ресурсов посредством использования современных цифровых технологий и привлечения заинтересованной общественности. Это позволит выявлять и минимизировать коррупционные риски на всех стадиях правотвор -ческой и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.

13. Законодательное регулирование антикоррупционного комплаенса в части создания эффективных правовых механизмов, направленных на стимулирование его внедрения в практику корпоративного управления, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе путем установления юридической ответственности должностных и юридических лиц за отсутствие внутреннего контроля за соблюдением норм антикоррупционного законодательства. Кроме того, в законодательстве об административных правонарушениях предлагается отразить обязательность учета наличия в организации эффективной системы антикоррупционного комплаенса в качестве смягчающего обстоятельства при принятии решения о ее привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения.

14. Рекомендуется устранить неопределенность в вопросе ведения реестра юридических лиц, привле-

ченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. В частности, представляется целесообразным вернуться к практике размещения указанных сведений на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, либо предусмотреть альтернативный способ доведения до широкой общественности сведений указанного реестра.

15. В рамках выполнения подп. «в» п. 36 Национального плана противодействия коррупции на 2021—2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, при рассмотрении вопроса об открытии в образовательных организациях высшего образования программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность» предлагается использовать концепцию сетевого института, в рамках которой обеспечивалось бы вовлечение в образовательный процесс потенциала ведущих вузов.

16. Образовательный процесс в магистратуре по направлению «Антикоррупционная деятельность» рекомендуется организовать с учетом принципа пирамиды образовательных программ по противодействию коррупции, особенностью которого является, во-первых, наличие базового модуля, в основе которого лежит Типовая учебная программа «Коррупция: причины, проявления, противодействие», одобренная решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 23 января 2009 г. № А4-1270, во-вторых, применение специальных модулей, ориентированных на различные направления обучения и категории слушателей.

17. В целях обеспечения высокого качества научно-образовательной и методологической базы для антикоррупционного образования и просвещения вузам рекомендуется проводить тщательный отбор, экспертную оценку и представление на рассмотрение Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции готовящихся антикоррупционных программ и иных научно-методических материалов.

18. В рамках формирования концепции антикоррупционного просвещения необходимо развивать научно-методическое обеспечение оценки качества комплекса антикоррупционных мероприятий и реализации соответствующих программ, которая должна включать степень их соответствия социальным целям образовательно-просветительской деятельности и (или) потребностям общества или индивида, в отношении которого осуществляется просветительская деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов просветительской антикоррупционной программы. Представляется целесообразным разработать сопутствующую систему оценки антикоррупционных просветительских программ с показателями оценки знаний населения, касающихся противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.