Научная статья на тему 'Конфликт интересов: право и этика'

Конфликт интересов: право и этика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1695
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цирин А. М., Севальнев В. В., Черепанова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов: право и этика»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРАВО И

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее — Институт, ИЗиСП) в рам -ках реализации подп. «х» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, провел Седьмой Евразийский антикоррупционный форум «Конфликт интересов: право и этика» (далее — Форум)1.

Директор ИЗиСП, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, академик РАН, член Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии СЕ), доктор юридических наук, профессор Т. Я. Хабриева, открывая Форум, подчеркнула, что Седьмой Евразийский антикоррупционный форум «Конфликт интересов: право и этика» проводится при поддержке давних партнеров Института: Международной антикоррупционной академии (1АСА) и Счетной палаты РФ.

Было отмечено, что в работе Седьмого Евразийского антикоррупционного форума участвуют представители 14 зарубежных государств2, а также представители международных организаций. При этом география Форума не ограничивается евразийским регионом, а высокий уровень научного представи-

1 Материалы первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого евразийских антикоррупционных форумов опубликованы в следующих научных изданиях: Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андри-ченко, А. М. Цирин. М., 2012; Цирин А. М., Дымберова Э. Д., Шиндяпина Е. Д. Финансовые механизмы против коррупции: международные стандарты и национальные решения (хроника Второго Евразийского антикоррупционного форума) // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 100—113; Нарышкин С. Е., Голикова Т. А., Хабриева Т. Я. и др. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 24—25 апреля 2014 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2015; Цирин А. М., Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143—171; Трунцев-ский Ю. В., Гехова Д. Х., Муратова О. В. Правопорядок и коррупция: современные вызовы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4; Цирин А. М., Матулис С. Н., Молчанова М. А. Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 4. 2017. С. 24—42.

2 Австрия, Армения, Беларусь, Германия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Турция, США, Таджикистан, ЮАР.

ЭТИКА

тельства обеспечивается не только учеными, но и специалистами-практиками. В рамках сотрудничества с Китайской академией общественных наук в пленарном заседании Форума запланировано выступле -ние руководителя группы по дисциплинарной ответственности, аккредитованной Центральной комиссией по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая в Китайской академии общественных наук, Дэн Чжунхуа (Deng Zhonghua). Делегация Китая на Форуме в 2018 г. — одна из самых представительных. Подтверждением расширения географии Форума стало участие в его мероприятиях ученых из Ирана: в пленарном заседании Форума выступил Президент Исламского исследовательского центра Исламской консультативной ассамблеи Ирана, аятолла доктор Ахмад Мубаллеги (AhmadMoballeghi).

Всего в мероприятиях форума задействованы более 300 ученых и специалистов-практиков из 39 научных, высших учебных и экспертных учреждений, включая Исследовательский университет Граца (Гер -мания), Институт права Китайской академии общественных наук, Институт законодательства Республики Казахстан, Белорусский государственный универ -ситет, Западный Иллинойский университет (США) и другие авторитетные научные учреждения.

Завершая вступительное слово, Т. Я. Хабриева от -метила, что такому крупному и профессионально сплоченному коллективу по силам решать важнейшие научные задачи, которые ставит в повестку дня совре -менный этап развития антикоррупционной борьбы.

Заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции А. А. Аникин зачитал приветственное обращение руко-водителя Администрации Президента РФ А. Э. Вай-но к участникам Форума.

В приветствии было подчеркнуто, что вопросам развития международного сотрудничества в борьбе с коррупцией уделяется приоритетное внимание государства и общества как в России, так и во всем мире. Во многом благодаря ежегодному Евразийскому антикоррупционному форуму оно становится все более конструктивным, наполняется совместными проектами и инициативами.

За время своего существования Форум стал ведущей научной площадкой для обсуждения актуальных вопросов противодействия коррупции и является не -отъемлемой частью комплекса мероприятий по реализации государственной антикоррупционной политики. Целесообразность его проведения отмечается главой государства в национальном плане противодействия коррупции.

Выступающий акцентировал внимание участников Форума на том, что его тема посвящена одной из самых сложных категорий антикоррупционного знания — конфликту интересов, его правовым и этиче-

ским аспектам, и в связи с этим предложил на рассмо -трение научной общественности несколько дискуссионных вопросов: «экономически выгодный» конфликт интересов, когда, например, родственники регионального руководителя имеют крупный бизнес на территории данного региона, поддерживаемый в том числе государственными субсидиями и заказами, которые приносят экономике региона большую прибыль; дополнительные меры по урегулированию конфликта интересов должностных лиц, занимающих руководящие должности. Практике известны ситуации, когда невозможен ни отказ от выгоды, ни изменение служебного положения должностного лица. Допустимо ли в таких ситуациях в целях урегулирования конфликта интересов использование механизмов особого контроля служебных решений должностного лица в отношении физических и юридических лиц, взаимодействием с которыми обусловлен имеющийся конфликт интересов, и какие альтернативы такому механизму могут быть?

Еще одна группа вопросов связана с альтернативными подходами к содержанию конфликта интересов. Различие в правовом статусе должностных лиц закономерно порождает и специфику возникающих конфликтов интересов. Нередко конфликт интересов лиц, обладающих функциями по общему руководству, обусловлен не столько использованием конкретного должностного полномочия, которого может и не быть, а влиянием в силу занимаемой должности. Такое влияние может распространяться как на подчиненных и подконтрольных работников, так и на иных лиц, способствующих реализации личной заинтересованности должностного лица.

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу, действительный государственный советник РФ 1-го класса кандидат экономических наук Ю. А. Чиханчин констатировал, что Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривает работу по противодействию коррупционным проявлениям как один из ключевых элементов противодействия легализации преступных доходов. В прошлом году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы об отмывании преступных доходов, охватывающую в том числе вопросы конфискации преступных доходов, а также возможность несудебной заморозки активов. Одним из важных направлений реализации указанной Конвенции является межведомственное взаимодействие.

В 2017 г. Росфинмониторингом было проверено около 50 тыс. граждан и их родственников, подпадающих под действие законодательства о государственной службе и противодействии коррупции. Только на основании запросов квалификационных коллегий судей проведена проверка более 4 тыс. кандидатов, претендующих на должность судей и их родственников. Данная работа направлена в первую очередь на выявление коррупционных рисков, которые, по

мнению международного сообщества, представляют собой заложенные в систему государственного и муниципального управления условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действия или бездействия должностных лиц, рядовых сотрудников органов государственной власти, с целью незаконного извлечения материальной или иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.

Традиционным риском в сфере противодействия коррупции является риск наличия у государственных служащих незадекларированных счетов, недвижимого имущества и других активов, что свидетельствует об искажении правосознания служащих и о склонности к совершению коррупционных правонарушений. В части пресечения коррупционных проявлений работа осуществляется путем проведения финансовых расследований, количество которых в 2017 г. составило более 3 тыс. При этом служба приняла участие в расследовании порядка 500 уголовных дел с коррупционной окраской.

Завершая выступление, Ю. А. Чиханчин отметил, что Росфинмониторинг в силу своих полномочий, возможностей имеет уникальный инструментарий профилактики коррупционных проявлений, в том числе конфликта интересов. Опираясь на международные стандарты в антикоррупционной сфере, Росфинмони-торинг воспринимает лучшие практики противодействия коррупции и доводит их до заинтересованных ведомств. Благодаря непрерывному совершенствованию системы финансового мониторинга в России выстраивается заслон использованию финансовых инструментов для прикрытия коррупционных доходов.

Декан и исполнительный секретарь Международной антикоррупционной академии Мартин Кройт-нер поблагодарил ИЗиСП и его директора, академика РАН Т. Я. Хабриеву за создание и поддержку пло -щадки Евразийского антикоррупционного форума.

М. Кройтнер отметил, что последовательная борь -ба с коррупцией как на глобальном, так и на региональных уровнях очень важна для обеспечения мира и справедливости. Общеизвестно, что противодействие коррупции является непременным условием социального, экономического и политического процветания. В то же время отмечается дефицит политической воли к борьбе с коррупцией в некоторых странах и регионах, а также снижение доверия к элитам во всем мире в различных секторах.

По мнению докладчика, это связано с кризисом принципа международного сотрудничества и возрастающей напряженностью в межгосударственных отношениях, нарастанием геополитического соперничества, а также началом того, что некоторые эксперты окрестили «холодной войной». Данная ситуация усугубляется риском распада стабильных политических союзов, растущими экономическими и социальными противоречиями, наносящими урон демократии и международному сотрудничеству, чрезмерным

упрощением и поверхностным обсуждением сложных политических и общественных проблем, а также распространением фейковых новостей средствами массовой информации.

М. Кройтнер также акцентировал внимание на по -зитивной во всех регионах тенденции по принятию необходимого антикоррупционного законодательства. Повсеместно принимаются законы, нацеленные на противодействие коррупции в деловом секторе, например в Китайской Народной Республике, России, недавно в Бразилии, Франции, Аргентине наряду со многими другими странами. Было отмечено, что необходимо усиливать акцент не только на предотвращении коррупционных деяний, но и на развитии регионального и международного сотрудничества. Другой важный компонент—инклюзивность, выражающаяся в солидарности со всеми секторами и всеми заинтересованными сторонами. Инклюзивность также означает, что у каждого есть персональные обязательства по соблюдению стандартов и ценностей, которые все защищают. Демонстрируя личную целостность, избегая конфликта интересов, мы можем усилить этическую культуру и правоприменение.

Заместитель директора ИЗиСП, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин доктор юридических наук, профессор Н. Н. Черногор представил основной доклад от ИЗиСП. Докладчик отметил, что государственно-правовая сфера в жизни общества испытывает значительное влияние интересов различных субъектов — как коллективных, так и индивидуальных. Право выступает инструментом их согласования и гармонизации. Но многовековая история и современные реалии государства и права убеждают в том, что всегда остается некое поле для противоречий, коллизий и борьбы интересов.

Ученый отметил, что проблематика конфликта интересов только на первый взгляд носит прикладной, практический характер. Но если рассматривать ее в контексте противодействия коррупции, то можно выйти на ряд фундаментальных проблем, которые находятся в поле зрения не только правовой науки, но также философии, конфликтологии и других областей научного знания. Конфликт интересов в юридической науке рассматривается преимущественно как разновидность юридического конфликта. Вместе с тем междисциплинарные исследования, проведенные ИЗиСП, позволяют сделать вывод, что конфликт интересов и юридический конфликт имеют разную природу, и это указывает на отсутствие оснований для их отождествления, в том числе в правовой док-трине3. Соответственно, с точки зрения юридической

3 См., например: Юридический конфликт: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2017; Противодействие корруп-ции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я.Хабриева. М., 2016; Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предот-

конфликтологии конфликт интересов можно рассматривать как одну из стадий развития юридического конфликта, а точнее, предконфликтную ситуацию. Такой подход имеет определенные преимущества и создает дополнительные возможности в познании механизмов и закономерностей возникновения динамики и предотвращения конфликта интересов.

Обращаясь к вопросам международного регулирования конфликта интересов, докладчик отметил, что оно имеет многослойный характер, включает между -народные и национальные механизмы, не только правовые, но и этические регуляторы. При этом своеобразие международно-правового стандарта состоит в том, что этические нормы занимают в нем доминирующее положение, и это дает возможность широкой дискреции государств в рамках его реализации. Международные организации в пределах своей компетенции содействуют государствам в разработке мер регулирования, предотвращения конфликта интересов. В качестве примера был приведен опыт Европейской комиссии за демократию через право и Европейского Союза.

Вместе с тем в докладе было подчеркнуто, что реализация международно-правового стандарта, несмо -тря на возрастание роли этических регуляторов, все же опирается на национальное законодательство. Осо -бенности той или иной модели во многом обусловлены техникой имплементации норм международного права в национальное законодательство, историческими условиями принятия Конституции, а также спецификой правовой культуры. Для большинства стран характерны общие черты правового регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов. При этом в ряде азиатских стран акцент смещен в сторону неправовых регуляторов, а именно политических и религиозных.

Докладчик констатировал, что механизмы предотвращения конфликта интересов все больше распространяются и на сферу действия частного права. Конфликты и потрясения на финансовых рынках, которые произошли в начале 2000-х гг., привели к изменениям в правовом регулировании, направленным на устранение возможных конфликтов интересов и повышение прозрачности работы компаний. Соответственно, унификации и выработке единообразных правил способствовало принятие ряда актов на уровне таких организаций, как ОЭСР и G20.

По мнению Н. Н. Черногора современное состояние социального регулирования предотвращения конфликта интересов в Российской Федерации характеризуется последовательной реализацией международно-правового стандарта предотвращения

вращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2016; Севальнев В. В., Черепанова Е. В. Конфликт интересов как правовой феномен в публичной сфере // Журнал российского права. 2017. № 10. С. 143—151.

конфликта интересов, а также существенным увеличением объема этических кодексов, причем не только ведомственных, но и корпоративных. В данном случае, вероятно, мы имеем дело как раз с таким явлением, как морализация права, что, однако, не всегда получается удачно в силу разноплановости правовых и этических норм.

В свете обозначенных проблем правового и этического регулирования предотвращения конфликтов интересов докладчик спрогнозировал скорый приход к практической необходимости толкования этических кодексов. Вместе с тем антикоррупционное законодательство все равно остается довольно мощным инструментом в решении тех повседневных практических задач, которые перед нами стоят. И в связи с этим одна из актуальных задач науки и практики состоит в систематизации антикоррупционного законодательства и его синхронизации с «антиотмывоч-ным» законодательством.

Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ А. А. Черкасов акцентировал внимание на том, что ежегодный Евразийский антикоррупционный форум, организуемый ИЗиСП, является одной из ключевых интеллектуальных площадок, в рамках которой происходит обмен практическим опытом между представителями власти и научного сообщества по различным направлениям в сфере противодействия коррупции.

Министерство труда и социальной защиты РФ по своей компетенции является федеральным органом государственной власти, осуществляющим выработку единой государственной политики в сфере государ -ственной гражданской службы, одним из элементов которой является предотвращение конфликта интересов. А. А. Черкасов отметил, что институт конфликта интересов требует совершенствования законодательных основ, направленных на выработку новых антикоррупционных механизмов, расширение мер по предотвращению конфликта интересов, разграничение норм этики и права в подобных ситуациях. В частности, было поддержано предложение Института, закрепленное в Рекомендациях Седьмого Евразийского антикоррупционного форума, о необходимости более детального и четкого расширения понятия «конфликт интересов». Также была отмечена потребность в синхронизации законодательства о противодействии коррупции и законодательства о государственной гражданской службе; в своевременном правовом урегулировании возникающих новых форм конфликта интересов; в принятии закона о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции; в распространении антикоррупционных ограничений, запретов, требований на работников подведомственных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти; в совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы получения государственными служащими подарков.

Одним из важнейших направлений работы Министерства является подготовка соответствующих методических рекомендаций, методического инструментария, помогающего на практике предотвратить конфликт интересов. Уже несколько лет действуют Рекомендации по соблюдению государственными муниципальными служащими норм этики в целях противодействия коррупции. Особое внимание в этих Рекомендациях уделено тому, что независимо от места и времени госслужащему необходимо учитывать, что его поведение должно в целом соответствовать ограничениям и запретам, он не должен допускать поступков, способных вызвать сомнение в его честности, порядочности и наложить определенный отпечаток на работу самого государственного органа, интересы которого представляет госслужащий. С 2018 г. Минтруд России совместно с Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ должны поквартально представлять обзоры практики правоприменения в сфере конфликтов интересов. Планируется принятие методических рекомендаций по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению урегулирования конфликта интересов. Отдельное внимание А. А. Черкасов заострил на вопросе о необходимости антикоррупционного обучения.

В завершении выступления было подчеркнуто, что площадка ежегодного Евразийского антикоррупционного форума, объединяющая представителей органов власти различного уровня, научного сообщества, представителей зарубежных государств, позволяет получить целостное представление о том, что такое конфликт интересов, как его регулировать и предотвращать.

Руководитель группы по дисциплинарной ответственности, аккредитованной Центральной комиссией по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая в Китайской академии общественных наук Дэн Чжунхуа в докладе на тему «Противодействие коррупции после XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая: успехи и опыт» отметил, что коррупция, с одной стороны, — «раковая опухоль» для государственного аппарата, а с другой — глобальная проблема, особенно для тех стран, которые проходят через ускоренные процессы индустриализации и урбанизации. За последние 40 лет Китай добился значительных успехов в экономическом развитии своих производительных сил, во многом это связано с проведением политики реформ и открытости. В частности, среднегодовой рост ВВП составил около 9,5% и КНР стала второй по величине экономикой мира, крупнейшей промышленной державой, крупнейшим трейдером товаров и крупнейшим держателем валютных резервов. Исходя из существующих стандартов Организации Объединенных Наций, Китай успешно вывел более 700 млн человек из нищеты, создав привлекательную модель «китайско-

го чуда». Далее Дэн Чжунхуа остановился на международно признанных достижениях Китая в сфере противодействия коррупции, которые можно сгруппировать в такие направления, как антикоррупционные меры после XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (8—15 ноября 2012 г., Пекин): это кампания «бить тигров и давить мух», операция «охота на лис» и построение системы институциональных ограничений для злоупотребления полномочиями, так называемой клетки для чиновников и партийных работников. Достижения в борьбе с коррупцией, в частности высокие показатели общественной поддержки проводимой в Китае антикоррупционной кампании и опыт в сфере противодействия коррупции, накопленный после XVIII съезда партии, признаны иностранными государствами.

В заключение выступления докладчик акцентировал внимание на том, что в современном мире существуют естественные различия между государствами в используемых антикоррупционных подходах и практике, которые обусловлены историей, культурой, социальной структурой и моделями развития государства. Однако независимо от этих различий дело противодействия коррупции остается неотложной задачей для большинства стран, включая Китай и Россию. За четыре десятилетия проведения политики реформ и открытости, особенно после XVIII Всекитайского съезда Коммунистической партии, Китай добился значительных успехов в борьбе с коррупцией и накопил самобытный опыт в данной сфере. Как сказал председатель КНР Си Цзиньпин, «мы не будем останавливаться в нашей борьбе против коррупции, и наша кампания за более строгий контроль над пар -тией будет продолжена». В связи с этим в будущем Китай продолжит всесторонне углублять свою антикоррупционную работу, укреплять международное сотрудничество, исходя из реальных условий, и работать вместе с остальным миром. Пользуясь случаем, Дэн Чжунхуа пригласил всех участников Форума приехать в Китай и воочию увидеть плоды проводимой Китаем антикоррупционной кампании.

Президент Исламского исследовательского центра Исламского консультативного совета (Меджлис) Исламской Республики Иран Ахмад Мубаллеги выступил с докладом на тему «Роль надзора и мониторинга в предотвращении коррупции и борьбе с ней». Доктор Мубаллеги выразил признательность за приглашение принять участие в Седьмом Евразийском антикоррупционном форуме «Конфликт интересов: право и этика» и сообщил, что он впечатлен масштабом и тематическим разнообразием исследований, проводимых Институтом, а также представительством различных научных школ и государственных органов на Форуме.

Докладчик обозначил некоторые аспекты мониторинга коррупции — систематически организованной и непрерывной деятельности по поиску и анали-

зу информации уполномоченным на то субъектом, направленной на определение вероятности личной или групповой заинтересованности (злоупотребление положением, получение имущественной выгоды и др.). Руководящими принципами эффективного мониторинга являются: определение объема и масштабов мониторинга исходя из уровня коррупции на определенном этапе общественного развития, оперативность проведения мониторинговых мероприятий, прозрачность закона о мониторинге, необходимость контроля за результатами мониторинга со сто -роны третьих лиц, применение мер ответственности по результатам мониторинга, принцип разумности.

Мониторинг коррупции, по мнению докладчика, может носить стратегический, тактический или оперативный характер. Стратегический мониторинг играет ключевую роль при анализе реализации страте -гически важных документов или мероприятий. Тактический мониторинг позволяет сфокусироваться на тактике, которая будет проводиться во время тех или иных мероприятий. Данный вид мониторинга позволяет оценить эффективность применяемых методов. Оперативный мониторинг должен проводиться в ходе ежедневной деятельности и включать в том числе составление бюджета, подготовку таблиц, отражающих затраты.

В заключение доктор Мубаллеги предложил продолжить сотрудничество Института и иранских научных центров ввиду схожести решаемых задач и проблематики и в ближайшее время согласовать список тем, по которым предполагается проведение совместных научных работ.

Руководитель Аппарата Счетной палаты РФ кандидат экономических наук, заслуженный юрист РФ, действительный государственный советник 1-го класса Ю. В. Воронин отметил, что с каждым годом Форум все более и более подтверждает себя в качестве востребованной профессиональной площадки для об -суждения актуальных проблем, связанных с вопросами противодействия коррупции.

Это в полной мере относится и к проблематике, охватывающей правовые и этические аспекты конфликта интересов. Объективная необходимость осмысления значимости нравственно-этической составляющей борьбы с коррупцией назрела уже давно. Свой вклад в обеспечение мер по противодействию коррупции Счетная палата РФ вносит прежде всего посредством своих основных инструментов, т. е. проведения контрольных и экспертно-аналити-ческих мероприятий. При этом они осуществляются в соответствии со стандартами Счетной палаты, учитывающими требования антикоррупционного законодательства, включая и требования о предотвращении конфликта интересов. С целью установления единых подходов к организации проведения оценки коррупционных рисков при использовании бюджетных средств Счетной палатой РФ утверж-

дена Методика осуществления контроля эффективности реализации антикоррупционных мер. Данной Методикой определено, что для выявления коррупционных рисков на объекте контроля сотрудниками Счетной палаты изучается, анализируется вопрос, в каких ситуациях возможен конфликт интересов. Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют, что по-прежнему наиболее емкими для коррупционных проявлений остаются, к сожалению, сферы строительства, закупок, бюджетных взносов в государственные корпорации и различные фонды.

Счетной палатой в прошлом году выявлено 2317 конкретных фактов нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц на общую сумму более 118 млрд руб. Это более чем в два раза больше по сравнению с 2016 г. Учитывая, что наличие конфликта интересов и аффилирован-ности при заключении сделок указывает на очень высокую степень коррупционных рисков, материалы проверок Счетной палаты направляются в Генеральную прокуратуру РФ.

В 2017 г. за весь год в органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, там, где это было необходимо, для принятия предусмотренных законодательством мер реагирования направлено 135 материалов контрольных мероприятий. Из них в Генеральную прокуратуру направлено 89 материалов, Следственный комитет — 12, МВД России — 8, ФСБ России — 25 материалов. Положительная динамика статистических показателей о результатах рассмотрения органами прокуратуры и следственными органами материалов контрольной деятельности Счетной палаты свидетельствует о формировании устойчивой тенденции повышения эффективности межведомственного взаимодействия по противодействию правонарушениям в финансово-бюджетной сфере.

Если анализировать причины выявляемых фактов коррупционных проявлений, становится понятно, что наряду с экономическими предпосылками они в основном связаны с деформацией морально-нравственных ценностей. К сожалению, вместе с рыночными отношениями на первое место в системе ценностей вышли богатство, материальное благополучие, что, в свою очередь, породило стяжательство, алчность, другие сопутствующие им пороки.

Докладчик обозначил, что недопонимание морально-нравственных предпосылок коррупции значительно снижает эффективность борьбы с ней. Сегодня пришло время создания концепции борьбы с коррупцией на базе новых морально-нравственных принципов и ценностей. В частности, в Счетной палате РФ приказом ее председателя утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты РФ. Вместе с тем предусмотренные в нем по-

ложения используются не в полной мере. В большей степени упор делается на соблюдение принципов служебного поведения государственных служащих, что, безусловно, важно с точки зрения исполнения должностных обязанностей.

Ю. В. Воронин, обращаясь к участникам, подчеркнул, что в прозвучавшем от Института докладе справедливо ставилась проблема повышения роли этических кодексов, вообще этических норм, их институа-лизации с точки зрения толкования, применения. Это направление требует, безусловно, более углубленного исследования. Его нужно поставить во главу повестки научного обеспечения борьбы с коррупцией.

В заключение было отмечено, что Счетная палата РФ в целях решения задачи по обеспечению мер противодействия коррупции исходит из объективной необходимости повышения эффективности государственного управления. Такой подход вытекает из понимания, что именно коррупция выступает в качестве основной преграды на пути повышения эффективности государственного управления, и прежде всего эффективного использования государственных ресурсов.

Ректор Университета прокуратуры РФ доктор юридических наук, профессор О. С. Капинус выступила с докладом «Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления». В системе мер предупреждения коррупции в нашей стране конфликт интересов сегодня занимает особое место. Вместе с тем лишь в 2011 г. этот институт существенно эволюционировал из фактически не работающего в мощный инструмент реализации антикоррупционной политики. И сегодня многие ситуации, возможные в недалеком прошлом, абсолютно неприемлемы.

И все же, несмотря на то что неправовые средства государственного управления, такие как протекционизм, корпоративизм, являются одним из препятствий эффективному противодействию коррупции, запрет на их осуществление недостаточно четко про -писан, что в итоге приводит к неэффективности правовых механизмов системы государственного управления. Что касается последствий, то нередко они весьма тяжелые. В качестве напоминания и печальной иллюстрации — недавняя трагедия в конце марта те -кущего года: пожар в торговом центре «Зимняя вишня», повлекший массовую гибель людей.

Результаты работы органов прокуратуры свидетельствуют о распространенности конфликта интересов в сфере государственного управления. Ежегодно прокурорами выявляется несколько тысяч фактов неурегулирования конфликтов интересов. В 2017 г. их количество по сравнению с предыдущим годом выросло на 30% — с 2,4 тыс. до 3,1 тыс. Практика прокурорского надзора показывает, что широкое распространение получили такие проявления конфликта интересов, как финансирование за счет бюджета

аффилированных с государственными служащими коммерческих структур, необоснованная и часто убыточная передача государственного имущества в их управление. Не решена проблема и сферы закупок для государственных нужд. Наиболее часто прокурорами выявляются нарушения закона, связанные с участием в заседаниях конкурсных и иных комиссий в качестве членов лиц, имеющих личную заинтересованность в итогах размещения заказа, с размещением заказов в организациях, аффилированных с руководителями соответствующих органов, а также осуществление заинтересованными лицами функций государственного управления такими организациями. Значительное распространение получили факты нахождения государственных служащих, состоящих в близких родственных отношениях, в ситуациях прямого подчинения.

Поскольку полностью и одномоментно устранить возникновение конфликтных ситуаций затруднительно, одним из основных способов профилактики коррупции в этой сфере является своевременное выявление конфликта интересов и его эффективное урегулирование. В этих целях на постоянной основе совершенствуется законодательство о противодействии коррупции, вырабатываются новые способы правового регулирования конфликта интересов.

Обращаясь к нормативному определению конфликта интересов и личной заинтересованности, используемой для целей противодействия коррупции, следует отметить, что во взаимосвязи эти нормы подразумевают извлечение или возможность извлечения из конфликтной ситуации выгоды имущественного характера, материального преимущества. Исключением, где материальный признак есть не всегда, может быть непосредственная подчиненность или подконтрольность родственников.

Вместе с тем, по мнению ученых из Университета прокуратуры РФ, это толкование сужает сферу правоприменения, и очень сильно. Научные исследования природы конфликта интересов на государственной службе позволили выделить нематериальную заинтересованность как самостоятельный вид личной заинтересованности, влияющей на объективное и беспристрастное исполнение государственным служащим своих обязанностей. Вместе с тем действующее антикоррупционное законодательство не предусматривает ответственности государственных служащих за неурегулированный конфликт интересов, основанный на нематериальной составляющей.

Эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества. Однако правовой механизм противодействия коррупции не в полной мере реализует положения соответствующего закона в отношении участия общественности в этом процессе.

В пункте 6 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве одной из мер профилактики закреплено

положение о развитии институтов общественного и парламентского контроля. Исходя из смысла данного положения, следует признать, что одним из критериев оценки деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции должно быть общественное мнение. В связи с этим механизмы исследования общественного мнения, характеризующего эффективность антикоррупционной деятельности государства, нуждаются в определенной стандартизации подходов к процедуре опроса. Параметры сравнения периодов должны быть единые, а периоды сравнения равными. Методология получения анализа общественного мнения должна стать открытой и понятной, а результат проверяемым. Именно таким образом можно добиться своего рода обратной связи общества с государством и, соответственно, получить реальное участие представителей общественности в реализации государственной антикоррупционной политики.

Также в целях обеспечения развития институтов общественного контроля целесообразно внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность и состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих. Речь идет об увеличении числа членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе до двух третей от общего числа членов комиссии. При этом заседание комиссии считается правомочным, если в нем будут участвовать не менее половины от числа членов комиссии, не замещающих должности государственной службы. Внедрение указанных правил будет способствовать объективной оценке ситуации на предмет конфликта интересов и принятию обоснованных решений по их урегулированию.

В совокупности предлагаемые меры и способы предотвращения урегулирования конфликта интересов позволят расширить возможности эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизировать последствия коррупционных правонарушений и создать, усовершенствовать механизм регулирования конфликта интересов, лежащего, как уже было сказано, в основе любого коррупционного правонарушения.

Заместитель председателя Следственного комитета РФ профессор А. В. Федоров обозначил, что конфликт интересов с позиции теории права представля -ет собой юридический конфликт. И в этом качестве имеет, во-первых, нормативную характеристику и, во-вторых, нормативно предусмотренный механизм предотвращения конфликта. Основу указанного конфликта составляет наличие возможного противоречия, с одной стороны, между личными, как правило корыстными, интересами и, с другой стороны, общественными, публичными интересами. Такой конфликт представляет собой нормативно определен-

ную ситуацию, которую следует разрешить в установленном порядке в соответствии с предусмотренной процедурой. Можно выделить объективную и субъективную составляющую конфликта интересов.

Объективна сама ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Субъективен выход из этой ситуации, заключающийся в обязанности соответствующего должностного лица принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Если же по тем или иным причинам должного разрешения конфликта не произошло, то следствием этого становится правонарушение — дисциплинарное, административное или уголовное.

Конфликт интересов — один из видов юридического конфликта и, соответственно, социального конфликта. В статике — это конфликтная ситуация. В динамике — должное разрешение конфликта интересов либо его трансформация в правонарушение. Правовая процедура разрешения конфликта интересов включает несколько этапов. Первый этап предусматривает обязанность должностного лица, которому стало известно о возникшей с его участием ситуации конфликта интересов, уведомить в установленном порядке работодателя о возникшем конфликте или о возможности его возникновения.

Второй этап заключается в урегулировании конфликта интересов как со стороны лица, оказавшегося в конфликтной ситуации, так и со стороны работодателя. Если соответствующие меры по разрешению конфликта не были приняты и конфликт интересов трансформировался в правонарушение, то для его разрешения требуется принятие мер по привлечению виновных к ответственности и минимизации негативных последствий правонарушения. Таков вариативный механизм урегулирования конфликта интересов, обеспечивающий надлежащее состояние и функционирование отношений в сфере противодействия коррупции.

Посол по особым поручениям по вопросам международного антикоррупционного сотрудничества Министерства иностранных дел РФ А. Л. Аветисян, выступая с докладом на тему «Конфликт интересов в повестке дня международных форматов антикор -рупционного сотрудничества», отметил, что коррупция не только подрывает основы правового государства, снижает качество жизни и уровень благосостоя -ния населения, ставит под угрозу общественную без -опасность, но и создает негативный имидж страны на международной арене. Искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, Национальная стратегия противодействия коррупции определяет в качестве одной из основных задач повышения эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере.

Министерство иностранных дел РФ совместно с заинтересованными ведомствами проводит постоянную работу по обеспечению интересов России в профильных форматах. Конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции, в Межгосударственном совете по противодействию коррупции СНГ, тематических группах G20, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Совета Европы, ОЭСР.

Последнее время на этих площадках все больше внимания уделяется проблематике конфликта интересов. Конвенция ООН против коррупции, которой Россия отводит центральную роль в комплексе международного антикоррупционного сотрудничества, поощряет принятие мер, направленных на предупреждение конфликта интересов и формирование культуры открытого, непредвзятого предоставления публичных услуг, независимости официальных действий и решений от личных интересов.

Россия поддержала объявленные Аргентиной и Францией как сопредседателями антикоррупционной группы G20 в 2018 г. в качестве одного из приоритетов предупреждения и урегулирования конфликта интересов в госсекторе. В настоящее время ведется работа над так называемыми принципами высокого уровня, которые предполагается представить на утверждение лидерам стран — членов G20 на саммите в конце года. Они будут основываться на передовых международных стандартах, разработанных, в частности, Всемирным банком и ОЭСР, и составлять, как сказано в концептуальной записке, подготовленной аргентинскими партнерами, набор конкретных действий, выполнение которых могут взять на себя государства в соответствии со своими потребностями и исходя из национального контекста.

Имеется в виду весьма широкий круг вопросов — от выработки стандартов и механизмов предотвращения и управления конфликтами интересов до поощрения культуры честности, неподкупности, способствующей выходу из ситуации конфликта интересов и укрепления системы отчетности со стороны публичных должностных лиц. Кроме того, планируется составить сборник передовых практик, который включал бы рекомендации по разрешению типовых случаев возникновения конфликтов интересов в госсекторе.

Несмотря на известные сложности в отношениях с Советом Европы, Россия продолжает активно работать с Группой государств против коррупции (GRECO). В марте был опубликован доклад в рамках четвертого раунда оценки предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров. Его авторы обращают внимание на необходимость принятия и обеспечения соблюдения кодекса этики парламентариев, с акцентом на проблематику конфликта интересов, а также рекомендуют реинтегри-ровать соответствующее положение в кодекс этики

судей. В рамках различных международных форматов значительное внимание уделяется и вопросам противодействия коррупции, в том числе коллизии интересов в спорте.

Как представляется, продуктивное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных форматах не только способствует укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене, но и позволяет развивать в соответствии с передовыми мировыми стандартами юридическую и этическую составляющие национального законодательства и правоприменительной практики в сфере предотвращения конфликта интересов.

Завершая пленарное заседание, выступил заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции А. Ш. Юсуфов. Его доклад был посвящен вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Докладчик отметил, что органы прокуратуры занимают центральное место в системе органов, обеспечивающих исполнение законодательства о противодействии коррупции. И в этом плане конфликт инте -ресов является ключевым звеном, на которое обращают внимание прокуроры.

За прошедшие несколько лет принято большое ко -личество мер органами прокуратуры в целях обеспечения исполнения законодательства о противодействии коррупции: только за прошедший год это 245 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции. Подавляющее большинство этих нарушений относятся к нарушениям обязанности представлять сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.

Если говорить непосредственно о конфликте интересов, то количество таких нарушений, выявляемых прокурорами, составляет чуть больше 1,5%. В прошлом году выявлено 3103 нарушения в этой сфере. В целях устранения было внесено порядка 1,5 тыс. актов прокурорского реагирования. По их результатам к дисциплинарной ответственности привлечено более 1 тыс. должностных лиц, из них 101 работник был уволен в связи с утратой доверия.

С 2018 г. введено обязательное требование по ведению реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в том числе по основаниям, связанным с неурегулированием конфликта интересов. И эти лица в обязательном порядке будут заноситься в соответствующий реестр, чтобы при поступлении их на должности государственной службы в других органах была видна предыстория выполнения ими норм антикоррупционного законодательства.

Относительно недавно, но достаточно эффективно органы прокуратуры стали проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в государственных организациях различной органи-

зационно-правовой формы, прежде всего государственных корпорациях, организациях, создаваемых для выполнения задач, стоящих перед госорганами, а также различного рода публичных акционерных обществах, в которых существенная доля государства. Прокуроры столкнулись с тем, что определение конфликта интересов, которое дается в этих органах, не всегда совпадает с законодательным определением понятия «конфликт интересов».

В завершение докладчик отметил, что вопросов, возникающих в связи с применением института конфликта интересов, огромное количество. И проку ро -ры благодарны коллегам из Минтруда, совместно с которыми в тесном взаимодействии готовятся различные методические рекомендации в этой сфере. Самый главный вызов — это обеспечение единообразного понимания типичных ситуаций конфликта интересов и правильного единообразного реагирования на возникновение этих ситуаций. И этому посвящена в том числе памятка прокуратуры, с ней можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры.

В рамках Форума были проведены секционные заседания и круглые столы.

Модераторами секционного заседания «Международно-правовое регулирование конфликта интересов и противодействия коррупции в уголовном судопроизводстве» выступили заместитель директора ИЗиСП, президент Российской ассоциации международного права доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А. Я. Капустин и заместитель Председателя Следственного комитета РФ кандидат юридических наук, профессор А. В. Федоров.

В приветственном обращении к участникам секционного заседания А. Я. Капустин напомнил об этических составляющих международного права. В частности, одним из основных принципов международного права, который обеспечивает его функционирование, является принцип добросовестного соблюдения международных обязательств; Международный Суд ООН в соответствии с п. 2 ст. 38 его Статута вправе разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны. Задача государств состоит в продвижении этических норм в свои национальные правовые систе -мы. А. В. Федоров, констатировав отсутствие едино -го доктринального понимания того, что следует считать конфликтом интересов, и подчеркнув необходимость его рассмотрения в динамике, пожелал участникам секционного заседания плодотворной работы.

Доктор юриспруденции (Dr. Iur., Университет Гамбурга, Германия), доктор хабилитат по восточно-европейскому праву (Университте Пассау, Германия), LL.M по коммерческому и корпоративному праву (Кингс-Колледж, Лондон, Великобритания) Томас Крюссман (Thomas Kruessmann) представил доклад о текущих проблемах соотношения права и этики при реформировании Международного олимпийско-

го комитета. Докладчик рассказал о реализации про -граммы Olympic Agenda 2020, представляющей собой план из 40 рекомендаций по реформированию олимпийского движения до 2020 г., о деятельности Международного партнерства против коррупции в спорте (IPACS) и опыте Швейцарии по реформированию уголовного законодательства в сфере борьбы со взяточничеством.

Заместитель руководителя — начальник отдела ис -следований в области государственного строительства и международного права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь кандидат юридических наук, доцент Е. В. Семашко раскрыла понятие конфликта интересов с точки зрения законодательства и правоприменительной практики Республики Беларусь.

Профессор юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова доктор юридических наук, профессор П. С. Яни провел оценку уголовно-право -вых рисков в деятельности должностных лиц.

Выступление профессора кафедры теории и истории государства и права Пермского государственного национального исследовательского университета доктора юридических наук, доцента С. Б. Полякова было посвящено вопросам реагирования на сообщения о конфликте интересов в уголовном судопроизводстве.

Ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП кандидат юридических наук В. Р. Авхадеев затронул вопросы противодействия конфликту интересов в универсальных международных договорах и практике Организации Объединенных Наций.

Ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП кандидат юридических наук А. Н. Морозов рассмотрел положения Конвенции ООН против коррупции как универсального международного договора применительно к проблематике конфликта интересов. Кроме того, были затронуты вопросы международно-правовой регламентации недопущения конфликта интересов в рамках Евразийского экономического союза, а также высказаны предложения по совершенствованию действующих международных предписаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа секционного заседания завершилась докла -дом научного сотрудника отдела социального законодательства ИЗиСП Т. Е. Мельника о международном и национальном регулировании конфликта интересов в управлении спортивными федерациями.

Секционное заседание «Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе» открыл заведующий отделом административного законодатель-

ства и процесса Института доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ А. Ф. Ноздрачев выступлением о профилактике конфликта интересов при назначении на должность.

Заместитель директора Юридического департамента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» доктор юридических наук, профессор В. И. Михайлов затронул вопрос о роли конфликта интересов в системе мер противодействия коррупции.

Начальник ФГКУ «ВНИИ МВД России» генерал-лейтенант полиции В. В. Кожокарь осветил правовые и профессионально-этические формы предотвращения конфликта интересов в органах внутренних дел Российской Федерации.

Судья Конституционного суда Республики Абхазия, заместитель директора Института экономики и права Академии наук Абхазии, член Координационного совета Международного союза юристов кандидат юридических наук Д. Э. Пилия подчеркнула важность конституционно-ценностных ориентиров борьбы с коррупцией.

Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан кандидат юридических наук, доцент Ж. У. Тлембаева обратила внимание участников на особенности борьбы с коррупцией в Республике Казахстан.

Директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета им. В. Г. Ти-мирясова доктор юридических наук, доцент П. А. Кабанов осветил опыт Республики Татарстан по организации и правовому регулированию деятельности по уведомлению руководителями государственных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Заведующая Центром публично-правовых исследований Института доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Л. В. Андриченко затронула аспекты предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.

Старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института кандидат юридических наук, доцент С. П. Кубанцев привел анализ опыта США в ситуации конфликта интересов в высших выборных органах власти.

Старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института кандидат юридических наук Е. В. Черепанова затронула проблемы регулирования конфликта интересов в публичной сфере.

Научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института Е. В. Ямашева коснулась проблем ответственности при возникновении конфликта интересов.

Модераторами секционного заседания «Образование в сфере ПОД/ФТ как фактор, способствующий антикоррупционному просвещению и формированию антикоррупционного мировоззрения» выступили заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ И. И. Кучеров и генеральный директор МУМЦФМ К. В. Гадзацев. В приветственном обращении к участникам секционного заседания И. И. Кучеров отметил актуальность тематики секции, а также роль образовательного аспекта в сфере противодействия коррупции. В свою очередь, К. В. Гадзацев выступил с докладом на тему «Типологические примеры финансовых схем, связанных с коррупционными проявлениями».

Директор программы факультета управления персоналом и государственной службы РАНХиГС при Президенте РФ кандидат юридических наук О. Н. Корчагин осветил основные этапы и способы интеграция дисциплины «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем» в образовательные программы антикоррупционной направленности.

Первый заместитель генерального директора — директор сетевого Института в сфере ПОД/ФТ кандидат физико-математических наук, доцент В. В. Ов-чинников рассказал о проектах Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения.

Заведующий кафедрой анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ кандидат экономических наук И. А. Лебедев выступил с докладом о довузовском образовании в сфере ПОД/ФТ.

Доклад на тему «Опыт преподавания дисциплин в сфере ПОД/ФТ» представил преподаватель, доцент Национального исследовательского ядерного университета МИФИ кандидат экономических наук П. Ю. Леонов. В свою очередь, руководитель центра финансового мониторинга Института мировой экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России кандидат юридических наук, доцент В. Е. Понаморенко осветил основные аспекты формирования правовых и финансовых компетенций специалистов в сфере ПОД/ ФТ в условиях евразийской интеграции.

С докладом о гармонизации национальных механизмов и создании интеграционных систем противодействия коррупции и отмыванию преступных доходов выступил ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. В. Трунцевский.

Работа секционного заседания завершилась докла -дом и.о. ведущего научного сотрудника центра публично-правовых исследований ИЗиСП кандидата юридических наук И. В. Плюгиной о конфликте интересов педагогического работника.

В рамках Форума состоялось заседание секции «Конфликт интересов и этика в медиапростран-стве», организованной с целью кроссдисциплинар-ного обсуждения актуальных проблем медиатизации права и этики, модераторами которой выступили заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н. Н. Черногор, известный российский журналист и редактор, директор по стратегии ИД «Коммерсантъ» В. Г. Лошак, заведующая лабораторией медиалогии и медиалингвистики в области права ИЗиСП доктор филологических наук, профессор И. В. Анненкова.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы: новые грани соприкосновения юридической науки, методологии и медиалингвистики и междисциплинарная проблематика (Н. Н. Черногор), освеще-ние этических проблем в медиа (В. Г. Лошак), лин-гвосемиотические маркеры конфликтогенности современных медиатекстов (И. В. Анненкова), риски и угрозы тенденции морализации права (доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. М. Баранов), конфликт норм с точки зрения медиастилистики в коммерческой рекламе на примере истории успеха в России фастфуд-ресторана "Burger King" (доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова кандидат филологических наук Е. С. Кара-Мурза), случаи конфликта интересов при производстве судебной экспертизы и возможности их предотвращения (заместитель заведующего кафедрой судебных экспертиз МГЮА доктор юридических наук, доктор филологических наук, профессор Е. Г. Галя-шина), роль контекста в интерпретации спорного высказывания в ходе лингвистической экспертизы (заведующая кафедрой общей и прикладной филологии, литературы и русского языка Алтайского государственного университета доктор филологических наук, профессор Т. В. Чернышова), динамика содержания ценностей в языковом сознании российского студенчества (заведующая сектором этнопсихолин-гвистики Института языкознания РАН доктор фило -логических наук, профессор Н. В. Уфимцева), этно-психолингвистические аспекты исследования конфликта интересов (старший научный сотрудник Института языкознания РАН кандидат филологических наук, доцент О. В. Балясникова), этика использования открытых данных в медиатексте (ведущий научный сотрудник лаборатории медиалогии и медиалингви-стики в области права ИЗиСП, сотрудник Института языкознания РАН доктор филологических наук, профессор М. А. Пильгун), предупреждение коррупционных проявлений с использованием технологий цифрового мира (старший преподаватель Московской академии Следственного комитета РФ кандидат юридических наук Д. А. Кравцов), воздействие на информационные потоки в медиапространстве как признак конфликта интересов (старший научный сотруд-

ник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат политических наук, PhD С. Н. Ма-тулис), трансформация языка морали и языка права в медиасреде (старший преподаватель кафедры государственных правовых дисциплин ИЗиСП М. В. За-лоило), конфликт интересов в области защиты конституционного права на доступ к культурным ценностям (научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП Д. В. Жуков), отдельные правовые и этические аспекты конфликта интересов в медиа-пространстве (младший научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП Э. В. Алимов), использование сети Интернет в целях установления конфликта интересов (старший специалист дирекции по корпоративной этике АО «Р-Фарм», магистр М. Д. Кузьмин) и др.

В ходе дискуссии участниками были предложены разные подходы к пониманию проблем медиатизации конфликта интересов и этических проблем в ме-диаконтенте, соотношения права, морали, нравственности и этики в медиапространстве, в котором социальные сети, веб-ресурсы, СМИ значительно расширяют доступ к распространению новых источников информации, оказывают влияние на принятие решений как в правовой, так и в политической, социальной и экономической сферах.

Модераторами секции «Конфликт интересов в закупочных отношениях» выступили ведущий научный сотрудник, заведующий кафедрой частноправовых дисциплин Института доктор юридических наук, профессор Российской академии наук О. А. Беляева и начальник инспекции комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Счетной палаты РФ Э. В. Мухтаров.

О. А. Беляева обозначила системные проблемы выявления конфликта интересов в сфере публичных закупок, отметив скрытые и мнимые конфликты, а также объективную невозможность проверки достоверности предоставляемой участниками закупок информации.

Доцент Исследовательского центра частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ кандидат юридических наук А. А. Сироткина прокомментировала позиции высшей судебной инстанции по спорам, связанным с конфликтом интересов. В качестве общей нерешенной проблемы она обозначила так называемую фактическую аффилированность. Эта проблема еще не раз была озвучена в сообщениях и других докладчиков секции.

Кандидат юридических наук Е. С. Баранникова осветила практику выявления конфликта на всех стадиях закупочного цикла, начиная с этапа формирования технического задания (на примере закупок частного сектора).

Начальник отдела правового и контрактного обеспечения Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ К. А. Крючкова остановилась на

вопросах противодействия конфликту интересов в закупках, проводимых по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3. В докладе были приведены примеры локальных корпоративных практик антикоррупционного комплаенса в закупках.

Доцент, доктор юридических наук Е. А. Свини-ных рассказал о зарубежном опыте предотвращения конфликта интересов, отметив необходимость противодействия организационному, а не только лично -му конфликту интересов. Также он обозначил существующий пробел в нашем законодательстве в части отсутствия запрета на конфликт интересов специализированной организации.

Научный сотрудник Университета прокуратуры РФ Е. В. Ступаченко доложил о результатах прокурорских проверок закупок, отметив, что меры про -курорского реагирования в отношении конфликта интересов заказчиков и участников закупки не должны разрушать сложившиеся хозяйственные связи.

Кандидат юридических наукМ. А. Шелоумов рассказал о роли общественного контроля и общественных слушаний в части выявления конфликта интересов в государственных и муниципальных закупках, его доклад украшали многочисленные практические казусы, позволяющие отметить наиболее слабые точки общественного воздействия.

Адвокат, председатель АН Московской коллегии адвокатов, аспирант Института С. В. Панков акцентировал внимание на системных проблемах выявления конфликта интересов не только в закупках, но и в продажах, он остановился на примерах банкрот-ных дел и реализации публичного имущества в ходе приватизации.

Начальник юридического отдела компании «Русский проект», аспирант Института Д. А. Чваненко осветил проблематику конфликта интересов в ракурсе антимонопольного контроля. Также в докладе была поднята проблема целесообразности декларирования отсутствия конфликта интересов в заявках участников закупок.

Научный сотрудник Института П. П. Кабытов рас -сказал о новых способах злоупотреблений участников закупок и публичных заказчиков. Старший научный сотрудник Института кандидат юридических наук В. И. Кузнецов отметил отсутствие механизмов административной ответственности за нарушения, связанные с конфликтом интересов.

Итоги секционного заседания подвел Э. В. Мухта-ров, отметив предстоящую большую законотворческую работу в части проблематики конфликта интересов и других злоупотреблений в контрактной системе в сфере закупок.

Модераторами круглого стола «Этико-правовые основы предотвращения конфликта интересов» выступили директор Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты РФ кандидат экономических наук Д. М. Бас-

нак, и.о. заведующего отделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук А. М. Цирин и заведующий кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета доктор юридических наук, профессор Г. А. Василевич.

В приветственном обращении к участникам секционного заседания А. М. Цирин отметил актуальность тематики круглого стола, а также роль этико-право-вых основ предотвращения конфликта интересов в сфере противодействия коррупции. Д. М. Баснак акцентировал внимание на правовых и профессиональ -но-этических формах предотвращения конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации. Г. А. Василевич выступил с докладом на те -му «Транспарентность деятельности должностных лиц как важнейшее средство предупреждения коррупции».

Главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы» А. Н. Коробкин затронул актуальные вопросы антикоррупционной экспертизы как инструмента выявления конфликта интересов.

Большой интерес вызвал доклад ведущих ученых Ирана. Так, профессор Центра сравнительного правоведения Университета Мофид Мостафа Мирмохам-мади (Фг. MostafaMirmohammadi) рассмотрел вопрос о конфликте интересов с точки зрения исламской пер -спективы и иранского регулирования. В свою очередь, доцент кафедры экономики Университета Мофид Насер Элахи (Фг. Naser Е1аЫ) рассказал о несостоятельности современной этики в разрешении кон -фликта интересов.

Заведующий отделом конституционного права ИЗиСП доктор юридических наук А. Е. Постников выступил с докладом на тему «Роль конституционных и моральных принципов в противодействии кор -рупции».

С докладом «Всегда ли конфликт интересов — коррупция?» выступила доцент юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Г. М. Давидян.

Ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП кандидат юридических наук Н. А. Голованова затронула злободневную тему этических и профессиональных рисков в деятельности гейткиперов.

Аспирант кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета А. В. Путинцев обозначил теоретические основы применения рекомендательного метода в профилактике и урегулировании конфликта интересов.

Также с докладами выступили А. Д. Ильяков, О. И. Семыкина, А. Д. Дюсупова, В. Ф. Цепелев, И. Г. Тимошенко, Е. В. Рябцева, М. А. Молчанова.

Модераторами круглого стола «Конфликт интересов и предконфликтные ситуации в деятельности государственных компаний, корпораций и

иных организаций» выступили заместитель директора ИЗиСП, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук А. В. Габов, заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции А. Ш. Юсуфов, директор Центра научно-образовательного обеспечения противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте РФ А. В. Конов.

В работе круглого стола приняли участие представители крупнейших предпринимательских структур страны, государственных корпораций «Ростех-нологии» и «Агентство по страхованию вкладов», а также ведущих вузов — МГУ им. М. В. Ломоносова, МГЮА(У) им. О. Е. Кутафина, Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета правосудия, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Общее направление дискуссии было задано докладом А. В. Габова о концептуальных проблемах института конфликта интересов. Акцент в докладе был сделан на том, что следует четко различать конфликт интересов в целом и конфликт интересов с коррупционной составляющей.

Докладчиками на круглом столе были освещены вопросы, связанные с современным пониманием конфликта интересов в корпоративном управлении (С. Ю. Суйков), конфликтами интересов в деятельности некоммерческих организаций (С. В. Соловьева), особенностями регулирования договорных отношений органов публичной власти с субъектами предпринимательской деятельности (Н. П. Поставная), коррупцией и конфликтом интересов в системе управления корпорации (В. И. Малкина), конфликтом интересов при реализации Агентством по страхованию вкладов ряда функций (А. А. Аюрова).

Особый интерес вызвало обсуждение с участием модераторов круглого стола А. В. Габова, А. Ш. Юсу -фова и А. В. Конова новелл законодательства о противодействии коррупции, которые предусматривают применение общих подходов к профилактике конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также в корпоративном секторе. Применение нового определения конфликта интересов к работникам государственных компаний, корпораций и иных организаций обусловливает необходимость усиления профилактической направленности деятельности ответственных за противодействие коррупции должностных лиц и подразделений. Особую угрозу представляют предконфликтные ситуации, которые не только приводят к мнимому конфликту интересов в глазах руководства, работников и бизнес-партнеров, но также способны повлечь наступление мер юридической ответственности при возникновении в ходе трудовой деятельности конфликта интересов, например, при принятии кадровых решений.

В завершение состоявшейся дискуссии участники круглого стола пришли к общему выводу, что в законодательстве должно быть разработано общее, концептуальное понятие конфликта интересов с возможностью специализировать его применительно к отдельным правоотношениям.

Модераторами круглого стола «Роль общественного контроля в предотвращении конфликта интересов» (российско-китайский круглый стол) вы -ступили начальник отдела уголовного права Китайской академии общественных наук доктор юридических наук профессор Лю Жэньвэнь, заведующая отделом восточноазиатских правовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук Н. М. Бевелико-ва и старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук В. В. Севальнев.

Советник директора Института права Китайской академии общественных наук доктор юридических наук, профессор Чжоу Ханьхуа (Zhoy Hanhua) и заведую -щий сектором эколого-правовых исследований Института права Китайской академии общественных наук доктор юридических наук, профессор Лю Хунянь (Liu Hongyan) рассказали о способах предотвращения конфликта интересов в КНР. В выступлениях (на английском языке) речь шла о реформе системы надзора (контроля) в Китае и стратегическом развитии законодательства в сфере противодействия коррупции в Китае.

Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН кандидат юридических наук П. В. Трощинский выступил с докладом «Конституционно-правовое регулирование деятельности контрольных комитетов в качестве но -вых органов в системе противодействия коррупции в КНР». Докладчик отметил фактическое появление в Китае новой — «контрольной» — ветви власти.

Большой интерес вызвал доклад «Международно-правовое сотрудничество в сфере защиты инвестиций как способ преодоления конфликта интересов частного инвестора и принимающего государства» главного научного сотрудника отдела экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП, заслуженного юриста РФ Н. Г. Дорониной.

Выступление заведующей отделом гражданского законодательства иностранных государств ИЗиСП Н. Г. Семюлютиной было посвящено международной коррупции как одной из форм проявления глобального конфликта.

Ведущий научный сотрудник отдела экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления Института кандидат юридических наук О. А. Дементьева рассмотрела проблемы обеспечения беспристрастности и независимости общественного контроля.

Начальник отдела уголовного права Китайской академии общественных наук, профессор Лю Жэнь-

вэнь в докладе на английском языке обозначил тенденции развития уголовного законодательства Китая в сфере борьбы с коррупцией.

Аспирантка кафедры теории и истории государства и права Казанского федерального университета Т. Ч. Шаракшинова отметила проблемы взаимосвязи реализации общественного контроля с конфликтом интересов через правовые категории.

Старший научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук В. В. Севальнев рассказал о существую -щем механизме общественного контроля в КНР и высказал предложение о возможности его применения в правовом пространстве Российской Федерации.

О различных аспектах общественного контроля и его роли в предотвращении конфликта интересов рассказали сотрудники Института Е. Е. Никитина («Роль институтов гражданского общества в предотвращении конфликта интересов»), С. Б. Нанба («Согласитель-ные процедуры разрешения конфликта интересов»), О. В. Макарова («Общественный контроль за соблюдением информационной открытости деятельности судов и правоохранительных органов»), А. Е. Помазан-ский («Конфликт интересов в политической сфере»).

Модераторами круглого стола «Государственный финансовый контроль в механизме противодействия коррупции: баланс и конфликт интересов» выступили заместитель Министра финансов РФ А. М. Лавров, заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ И. И. Кучеров и заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, доцент Н. А. Поветкина.

Открывая заседание круглого стола, А. М. Лавров отметил важность и актуальность роли государственного финансового контроля как в механизме противодействия коррупции, так и во всех остальных сферах государственной деятельности.

Первый заместитель Председателя Фонда социального страхования РФ доктор юридических наук Е. Л. Писаревский осветил основные аспекты предотвращения и урегулирования конфликта интересов в Фонде социального страхования РФ.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области — Министр юстиции Новосибирской области доктор юридических наук Н. В. Оме-лёхина рассказала о финансовом контроле в сфере публично-частного партнерства как об инструменте противодействия коррупции. В свою очередь, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Н. В. Остроумов поднял проблемные вопросы исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.

Ведущий научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук О. О. Журавлева осветила особенности налогового контроля в механизме противодействия коррупции.

Старший научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук, доцент Е. В. Кудря-шова выделила проблему конфликта публичных и частных интересов в условиях применения новых технологий.

Завершилось заседание круглого стола в формате свободной дискуссии.

В рамках Седьмого Евразийского антикоррупционного форума «Конфликт интересов: право и этика» с успехом прошла анимированная студенческая деловая игра «Высший Галактический международный орган по рассмотрению конфликта интересов». В мероприятии приняли участие студенты МГИМО (У) МИД России, Российского государственного социального университета, Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, МГЮА, РУДН, РАНХиГС, ИЗиСП. Модераторами выступили заведующая учебно-образовательным центром ИЗиСП кандидат юридических наук Ю. Н. Каше -варова, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ИЗиСП кандидат юридических наук И. А. Шулятьев, председатель научного общества аспирантов и магистров ИЗиСП Л. О. Гонтарь.

Содержание деловой игры заключалось в командном и коллективном обсуждении ситуации вокруг возможного неправомерного влияния представителей одного государства на внутреннюю политику другого государства. Задача участников игры сводилась к поискам компромисса и сбалансированных формулиро -вок при подготовке итогового меморандума, который должен был отражать обоснованную позицию государства, интересы которого нарушены внешним вмешательством, в том числе в форме подкупа его высших должностных лиц другим государством. Особенность обсуждения состояла в необходимости учета те -мы Форума. Анимация и художественная стилизация

студенческой деловой игры под космическую сагу американского кинорежиссера Джорджа Лукаса позволила наполнить абстрактную схему игры живым и непредсказуемым сюжетом с творческой интерпретацией характеров известных персонажей «Звездных войн».

По структуре деловая игра включала два раунда: представление позиций участников по вопросам, изложенным в представленном кейсе, и выработка единого текста документа. При всей художественности мероприятия участники добросовестно отнеслись к необходимости правового обоснования выбранных им решений и подходов, ссылаясь на нормы только реально существующих международных и национальных правовых актов. Появление итогового документа сопровождалось долгими спорами и активной дискуссией, поскольку pro et contra в отношении каждого подхода вызывали бурную реакцию не только участников, но и зрителей.

Практическая значимость кейса, который предоставлялся командам, была обусловлена следующими проблемами в теории правовой науки и практическом вопросе: интервенция в государство путем видимой экономической поддержки; понятие подкупа должностных лиц и его признаки; квалификация коррупциогенных факторов. По итогам деловой игры был подготовлен меморандум, содержащий рекомендацию о необходимости разработки правового определения и основ квалификации подкупа должностных лиц и государства.

По итогам состоявшихся обсуждений на Форуме были доработаны и одобрены Рекомендации Седьмого Евразийского антикоррупционного форума «Конфликт интересов: право и этика».

ЦИРИН А. М.,

и. о. зав. отделом методологии противодействия коррупции ИЗиСП, кандидат юридических наук

СЕВАЛЬНЕВ В. В.,

старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук

ЧЕРЕПАНОВА Е. В.,

старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕДЬМОГО

ЕВРАЗИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ФОРУМА «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРАВО И ЭТИКА»

Участники Седьмого Евразийского антикоррупционного форума «Конфликт интересов: право и этика», обсудив теоретические проблемы понятия и содержания конфликта интересов и личной заинтересованно -сти, а также практические вопросы, связанные с повышением эффективности предотвращения и урегулирования конфликта интересов как механизма профилактики коррупции, констатируют:

конфликт интересов является одной из причин коррупции, поэтому научно обоснованная система его выявления и разрешения — залог снижения коррупционных проявлений в деятельности органов государственной и муниципальной власти;

конфликт интересов, ядром которого является личная заинтересованность должностных лиц, характеризуется широким спектром проявлений, что обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.