Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как элемент внутреннего контроля качества медицинской деятельности'

Противодействие коррупции как элемент внутреннего контроля качества медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОРРУПЦИЯ / INTERNAL QUALITY CONTROL AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITY / CONFLICT OF INTEREST / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Посулихина Наталья Семёновна

В статье рассмотрены рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; авторское определение конфликта интересов в сфере здравоохранения; административная процедура урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности; комплекс мер, направленных на противодействие коррупции в деятельности работников медицинской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION AS AN ELEMENT OF INTERNAL QUALITY CONTROL OF MEDICAL ACTIVITY

The article discusses recommendations on internal control over quality and safety of medical activity; author’s definition of conflict of interest in the health care; administrative procedure for resolving conflicts of interest in the exercise of medical activity; a set of measures aimed at combating corruption in the organization of medical profession

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как элемент внутреннего контроля качества медицинской деятельности»

«О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» // Официальный интернет-портал Республики Татарстан, URL: http : //tatarstan.ru/rus/anticorruption/strategy.htm

18. Указ Президента РТ от 21 февраля 2011 г. № УП-71 «О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции» // Официальный интернет-портал Республики Татарстан, URL: http : //tatarstan.ru/rus/anticorruption. htm

Поляков Максим Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Тел: + 7(968)586-45-51, E-mail: [email protected] (Россия, Москва)

COUNTERACTION TO CORRUPTION EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS

RUSSIAN FEDERATION M. M. Polyakov

The article reviewed and analyzed the powers of the executive authorities of the Russian Federation subjects to counter corruption in public administration. Examine the provisions of anticorruption of normative legal acts, plans and programs aimed at minimizing corruption in public administration.

Keywords: corruption, anti-corruption, the executive authorities, anti-corruption legal acts.

Polyakov Maxim Mikhailovich, candidate of juridical sciences, associate professor of administrative law and process Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafin (MSLA),

Tel.: +7(968)586-45-51, e-mail: [email protected] (Russia, Moscow)

УДК 342

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВНУТРЕННЕГО

КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.С. Посулихина

В статье рассмотрены рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; авторское определение конфликта интересов в сфере здравоохранения; административная процедура урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности; комплекс мер, направленных на противодействие коррупции в деятельности работников медицинской организации.

Ключевые слова: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, конфликт интересов, коррупция.

Анализ различных форм взаимодействия субъектов лицензионных правоотношений в сфере медицинской деятельности обуславливает научный интерес к вопросу взаимодействия соискателя лицензии (лицензиата) и лицензирующего органа при проведении выездной проверки соблюдения заявителем лицензионных требований и условий. Одним из таких требований является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Автор обращает особое внимание на указанное требование по ряду причин:

-во-первых, данное требование является одним из нововведений Постановления Правительства РФ № 291 [1]. Однако в утвержденном Положении о лицензировании медицинской деятельности не содержится разъяснений ни о том, что понимать под данным термином, ни о том, как организовать данный вид контроля. Вместе с тем, несоблюдение данного лицензионного требования влечет административную ответственность, предусмотренную либо статьей 19.20, либо статьей 14.1 КоАП РФ [2, с. 51 -55]. По мнению отдельных авторов [3], в качестве системы внутреннего контроля можно предложить систему экспертизы качества медицинской помощи на различных уровнях (заведующего отделением, заместителя главного врача и так далее). Представители данной позиции приравнивают внутренний контроль к экспертизе качества медицинской помощи. По мнению автора, подобного рода суждения полностью противоречат нормам действующего законодательства, так как в соответствии с Положением № 291 [1] право на осуществление экспертизы качества имеется только у лицензиата при условии наличия в приложении к лицензии соответствующего вида работ (услуг). В то время как внутренний контроль качества обязаны организовать все медицинские учреждения без исключения. Такой же позиции придерживается М. А. Шишов;

-во-вторых, в целях соответствия указанному требованию очень важно понимать, какие действия следует предпринять соискателю лицензии (лицензиату), чтобы в рамках выездной проверки у должностных лиц не возникло замечаний;

-в-третьих, в законодательстве отсутствует какое-либо указание на исчерпывающий перечень мероприятий, проведение которых указывало бы на соблюдение рассматриваемого лицензионного требования.

-в-четвертых, безопасность - это ключевой принцип предоставления медицинской услуги и основной показатель ее качества.

В настоящее время на практике имеет место следующая ситуация. При проведении выездной проверки соискателю лицензии (лицензиату) необходимо предоставить документальное подтверждение проводимого внутри организации внутреннего контроля качества оказания медицинских услуг. К таким локальным нормативным актам относятся следующие организационно-распорядительные документы:

-положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности с утвержденной формой журнала контроля качества медицинской помощи;

-приказ о создании врачебной комиссии в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 г. № 502н [4];

-положение о деятельности врачебной комиссии;

- план-график заседаний врачебной комиссии медицинской организации;

-положение о проведении клинико-экспертной работы с утвержденной

формой журнала учета клинико-экспертной работы;

-положение о порядке рассмотрения обращений граждан с утвержденной формой журнала регистрации обращений граждан;

-иные локальные нормативные акты, регламентирующие внутренний распорядок деятельности медицинской организации.

Следует отметить, что на федеральном уровне какие-либо рекомендации для организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отсутствуют. Но на региональном уровне утверждены положения по проведению внутреннего контроля, руководствоваться которыми следует при разработке и принятии внутренних положений по проведению контроля качества в медицинских организациях. Например, приказ Минздрава Московской области от 10 февраля 2014 г. № 134 [5] или приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16 августа 2013 г. № 820 [6].

По мнению автора, представленный ранее перечень организационно -распорядительных документов, регламентирующих внутреннюю деятельность медицинской организации по проведению контроля качества и безопасности предоставляемых услуг, следует расширить путем включения в него локальных актов, устанавливающих систему мер по предупреждению и противодействию коррупции.

В связи с произошедшими масштабными законодательными изменениями в правовом регулировании антикоррупционной деятельности в частном секторе с 1 января 2013 года в соответствии со статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции [7] на медицинские организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупционных проявлений.

По мнению автора, среди таких мер целесообразно выделить следующие:

- определение структурных подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;

- разработка и внедрение в медицинскую практику процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;

- принятие кодекса поведения медицинских работников;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Особое внимание, как полагает автор, стоит уделить последнему направлению, так как оно требует дополнительного терминологического

разъяснения. Кроме того, некоторые ученые к недостаткам действующего правового регулирования противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации в сфере здравоохранения в первую очередь относят отсутствие механизмов урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности [8].

В качестве примера правового регулирования в рассматриваемом направлении может служить Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 11 марта 2012 г. № 313 «О профилактике коррупции и исключения конфликта интересов в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан», предусматривающий порядок закрепления в трудовых договорах сотрудников медицинского учреждения ответственности за нарушение норм статьи 75 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [8].

В соответствии со статьей 75 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [9] под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

Следует отметить, что данное понятие отражает далеко не все стороны конфликтной ситуации, которая может возникнут между работником и медицинской организацией, в том числе по поводу оказания медицинской помощи пациенту. Подтверждением тому может служить определение, предложенное Министерством труда и социальной защиты РФ в методических рекомендациях от 8 ноября 2013 года [10], разработанных во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 [11] и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ [7]. В соответствии с указанными рекомендациями под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является. Из рассмотренной дефиниции следует, основным элементом конфликтной ситуации является противоречие, возникшее между работодателем и его сотрудником. Применяя выявленную особенность к сфере медицинской деятельности, важно отметить, что исключение потенциальной возможности возникновения противоречий между руководителем медицинской организации и врачом-специалистом представляется ошибочным.

В связи с этим автор предлагает рассматривать конфликт интересов в

сфере здравоохранения как ситуацию, при которой личная заинтересованность работника медицинской организации, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника медицинской организации и правами и законными интересами самой организации, способное привести к причинению вреда интересам медицинской организации либо пациентам.

Часть 2 статьи 75 Федерального закона № 323-ф3 [9] закрепляет процедуру действий в случае возникновения конфликта интересов, а именно при появлении какой-либо личной заинтересованности медицинский работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Примечательным моментом является отсутствие сведений о предельном сроке предоставления такого уведомления. Данный факт позволяет сделать вывод о недоработке федерального законодательства по вопросу закрепления административной процедуры урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности.

Подобная ситуация складывается относительно ответственности за невыполнение обязанностей о сообщении информации о конфликте интересов. Так, непредставление медицинским работником сведений о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Следует отметить, что выявленный ранее пробел в определении срока предоставления информации медицинским работником о возникновении конфликта интересов, по сути, делает невозможным процедуру привлечения к административной ответственности за соответствующее правонарушение. Таким образом, разработанная система урегулирования конфликта интересов на практике не работает.

По мнению автора, в каждой медицинской организации должно быть разработано и локальным нормативным актом утверждено Типовое положение о конфликте интересов с четкой регламентацией процедуры раскрытия конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности, а также организована Комиссия по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов, которые позволят обеспечить своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников медицинской организации. Отметим, что данное направление является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.

Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о

конфликте интересов следует обратить внимание на включение в него следующих аспектов:

- цели и задачи положения о конфликте интересов;

- используемые в положении понятия и определения;

- круг лиц, попадающих под действие положения;

- основные принципы управления конфликтом интересов в организации;

- порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;

- обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;

- определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;

- ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

В целях создания комплексной организованной системы противодействия коррупции в каждой медицинской организации помимо указанного положения необходимо разработать и внедрить целый ряд распорядительных документов, среди которых следующие:

- Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции;

- Антикоррупционная политика медицинской организации;

- Приказ о назначении лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

- Приказ о включении в трудовые (гражданско-правовые) договоры работников обязанностей по предупреждению и противодействию коррупции;

- Кодекс служебного поведения медицинского работника;

- Перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику деятельности медицинской организации;

- иные локальные нормативные акты, отражающие особенности внутренней организации противодействия коррупции.

Таким образом, с учетом изложенного обозначим основные научно-теоретические гипотезы проведенного исследования:

1. Автор предлагает рассматривать конфликт интересов в сфере здравоохранения как ситуацию, при которой личная заинтересованность работника медицинской организации, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника медицинской организации и правами и законными интересами самой организации, способное привести к причинению вреда интересам медицинской организации либо пациентам.

2. Комплекс мер по противодействию коррупции должен стать элементом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. А, соответственно, реализация указанных антикорруционных мер должна стать предметом выездной проверки соответствия соискателя

лицензии (лицензиата) обязательным требованиям и условиям того или иного вида медицинской деятельности. Результатом выше рассмотренных теоретических изысканий явилась авторская редакция статьи 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Мероприятия по противодействию и предупреждению коррупции являются частью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») // Собрание законодательства РФ. 23.04.2012. №17. Ст. 1965.

2. Шишов М. А. Правовые аспекты организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (с учетом судебной практики) // Медицинское право. 2014. №1. С. 51 - 55.

3. Алексеева Н. Ю., Гайдаров Г. М., Макаров С. В., Пчела Л. П. Оценка эффективности деятельности многопрофильного ЛПУ в условиях внедрения новой системы оплаты труда медицинского персонала // Главврач. 2012. №4.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» // Российская газета. 22.06.2012. № 141.

5. Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 10 февраля 2014 г. № 134 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области» // Текст приказа опубликован на сайте Министерства здравоохранения Московской области (http://mz.mosreg.ru) 17 марта 2014 г.

6. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16 августа 2013 г. № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (вместе с «Рекомендациями по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях

государственной системы здравоохранения города Москвы») // Документ опубликован не был.

7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

8. Андриченко Л.В., Беляева О.А., Васильев В.И. и др. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: научно-практическое пособие / под ред. Т. Я. Хабриевой; ред. коллегия Л. В. Андриченко, Е. И. Спектор, А. М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014.

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

10. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.) (ред. от 16.04.2014) // Текст методических рекомендаций официально опубликован не был.

11. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 (ред. от 25.07.2014) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1670.

Посулихина Наталья Семёновна, аспирант кафедры административного права и процесса ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Россия, 123995, Москва, Садовая-Кудринская ул., дом 9, тел.: 8-926043-22-35, e-mail: nzzsee@mail. ru

ANTI-CORRUPTION AS AN ELEMENT OF INTERNAL QUALITY CONTROL OF MEDICAL

ACTIVITY N.S. Posulikhina

The article discusses recommendations on internal control over quality and safety of medical activity; author's definition of conflict of interest in the health care; administrative procedure for resolving conflicts of interest in the exercise of medical activity; a set of measures aimed at combating corruption in the organization of medical profession.

Key words: internal quality control and safety of medical activity, conflict of interest, corruption.

Posulikhina Natalia Semenovna, postgraduate student of Department administrative law and process of the Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafin (MSLA), Russia, 123995, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya street, the house 9, tel.: 8-926-043-22-35, e-mail: [email protected] (Russia, Moscow, MSLA)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.