Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ, КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ, КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Тарчоков Беслан Алексеевич

Для современной России проблема информационного терроризма является достаточно актуальным вопросом, ввиду того, что информация, её сбор, обработка, передача и хранение оказывает чрезвычайное влияние на политическую, социальную и духовную жизнь. Помимо того, информационный потенциал стал настолько эффективным инструментом достижения преступных целей влиятельных структур, угрожающих национальной безопасности государства, что обеспечить реальное противодействие ему требует всё больших усилий и совершенствования механизмов отпора. Основная цель терроризма, как известно, это достижение широкого общественного резонанса и чтобы о нём узнали (услышали) как можно больше «народу» и, конечно же, органы власти - собственно против кого и направлены угрозы и атаки. В результате, у широких народных масс зарождается чувство страха, незащищённости, многие вообще подвержены паническим настроениям, что неминуемо приводит к потере доверия к власти, следствием чего выступает политическая нестабильность. Информационный же терроризм обладает особой способностью воздействовать на органы государственной власти посредством использования средств коммуникаций для достижения своих преступных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Тарчоков Беслан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering Information Terrorist Threats as an Important Direction of National Security of the State

For modern Russia, the problem of information terrorism is quite a pressing issue, given that information, its collection, processing, transfer and storage have an extraordinary impact on political, social and spiritual life. In addition, information capacity has become such an effective tool for achieving the criminal objectives of powerful structures that threaten the national security of the State that it requires increased efforts and improved mechanisms to counter it. The main purpose of terrorism, as is known, is to achieve a wide public resonance and that it be learned (heard) as much as possible by the "people" and, of course, by the authorities - against whom threats and attacks are directed. As a result, there is a sense of fear and insecurity among the masses, and many are generally prone to panic, which inevitably leads to a loss of confidence in power, resulting in political instability. However, information terrorism has a special ability to influence public authorities through the use of communications to achieve its criminal objectives.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ, КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

8. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

8.1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ, КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: Начальник. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: nfkru@mvd.ru

Тарчоков Беслан Алексеевич, канд. экон. наук. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: btarchokov@mail.ru

Аннотация: Для современной России проблема информационного терроризма является достаточно актуальным вопросом, ввиду того, что информация, её сбор, обработка, передача и хранение оказывает чрезвычайное влияние на политическую, социальную и духовную жизнь. Помимо того, информационный потенциал стал настолько эффективным инструментом достижения преступных целей влиятельных структур, угрожающих национальной безопасности государства, что обеспечить реальное противодействие ему требует всё больших усилий и совершенствования механизмов отпора. Основная цель терроризма, как известно, это достижение широкого общественного резонанса и чтобы о нём узнали (услышали) как можно больше «народу» и, конечно же, органы власти - собственно против кого и направлены угрозы и атаки. В результате, у широких народных масс зарождается чувство страха, незащищённости, многие вообще подвержены паническим настроениям, что неминуемо приводит к потере доверия к власти, следствием чего выступает политическая нестабильность. Информационный же терроризм обладает особой способностью воздействовать на органы государственной власти посредством использования средств коммуникаций для достижения своих преступных целей.

Ключевые слова: информация, информационный терроризм, угроза, информационные технологии, информационная среда, программное обеспечение.

COUNTERING INFORMATION TERRORIST THREATS AS AN IMPORTANT DIRECTION OF NATIONAL SECURITY OF THE STATE

Shkhagapsoyev Zaurbi Lelovich, Dr of law, professor. Position: Head. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: nfkru@mvd.ru

Tarchokov Beslan Alekseevich, PhD in economics. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of

MIA Russia. Branch: North-Caucasian advanced training Institute. Department: activities of internal affairs agencies in special conditions. E-mail: btarchokov@mail.ru

Annotation: For modern Russia, the problem of information terrorism is quite a pressing issue, given that information, its collection, processing, transfer and storage have an extraordinary impact on political, social and spiritual life. In addition, information capacity has become such an effective tool for achieving the criminal objectives of powerful structures that threaten the national security of the State that it requires increased efforts and improved mechanisms to counter it. The main purpose of terrorism, as is known, is to achieve a wide public resonance and that it be learned (heard) as much as possible by the "people" and, of course, by the authorities - against whom threats and attacks are directed. As a result, there is a sense of fear and insecurity among the masses, and many are generally prone to panic, which inevitably leads to a loss of confidence in power, resulting in political instability. However, information terrorism has a special ability to influence public authorities through the use of communications to achieve its criminal objectives. Keywords: information, information terrorism, threat, information technologies, information environment, software.

Осмысление проблемы информационного терроризма в современном мировом сообществе обусловилось случившимся экономическим кризисом, который следует характеризовать в качестве глобального. Ввиду этого в России складывается настолько сложная политическая, социальная и духовная обстановка, трактуемая органами государственной власти и правоохранителями как представляющая особую опасность, так как она может в одночасье разразиться в массовые протесты [7,10], которые могут повлечь за собой ещё более серьёзные последствия в виде террористических угроз и атак. В результате возникает необходимость в активизации и наращивании контртеррористического потенциала страны, что влечёт за собой негативную реакцию определённых структур (которые к тому же имеют влияние на сознание большой массы людей) на действия органов власти и правопорядка.

Рыночная экономика, сменившая административно-командную (плановую) экономику вначале 90-х гг. XX в. способствовала превращению информации в специфический дорогостоящий ресурс, который обладает свойствами товара на рынке, а именно быть обменянным и подлежащим свободной купле-продаже.

На сегодняшний день основу деятельности субъектов рыночного хозяйства как государственных структур, так и коммерческого сегмента, составляют операции по сбору, регистрации, хранению, обработке и передаче информационных ресурсов [1,4]. При этом, повсеместно развиваются такие информационные системы, основная деятельность которых связана с информационным обслуживанием коллективных и индивидуальных пользователей.

Контртеррористическая практика на современном этапе развития общества рассматривает три основ-

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ

Шхагапсоев З.Л. Тарчоков Б.А.

ных объекта, подлежащих информационной террористической угрозе:

- персональные данные;

- корпоративная информация (коммерческая тайна);

- глобальная информация, касающаяся отдельных регионов, стран и континентов.

В контексте сказанного, отметим, что информационная террористическая угроза выражается в целенаправленных действиях обусловленных достижением информационного превосходства над органами государственной власти, в т.ч. правительства. При этом, происходит поражение государственных информационных систем и параллельно усиливается защита собственной информации и информационных систем. Вместе с тем, большей частью информационный терроризм осуществляется путём злоупотребления и преступного посягательства на информационные системы, сети и их компоненты [2]. И с большим сожалением, хотим обратить внимание на тот факт, что информационный терроризм находится в тесном взаимодействии с мошенничеством, криминалитетом и не обходится без физического насилия.

Наряду с указанным, отметим, что повышению технологически-ориентированного потенциала разрушительных воздействий способствуют такие факторы как доступность передовых информационных технологий, неконтролируемый импорт и отсутствие надлежащего государственного регулирования в контексте стандартизации и сертификации компьютерной техники и программного обеспечения, существенно.

Повседневное практическое применение информационных систем наглядно демонстрирует, что они могут выступать в качестве объекта, средства подготовки и совершения компьютерных преступлений. Это обусловливается, как мы выше обозначали уже, отсутствием строгой законодательной регламентации процессов сбора, регистрации, хранения, обработки и передачи информационных ресурсов [3]. Из этого следует, что происходит сдерживание разработки концепции системы информационной безопасности государственных и коммерческих информационных структур. Так, данная позиция указывает на то, что необходим комплексный анализ угроз безопасности по составу, последствиям, типам, целями месту возникновения, а также объекту воздействия [5]. Основному вниманию необходимо подвергнуть информационные противостояния в контексте мошенничества и хулиганства.

Главной и основной направленностью информационного терроризма выступает угроза информационной безопасности [3]. Сих помощью совершаются:

- преступления экономической направленности, связанные с вмешательством в информационные системы, в их ресурсы и манипулирование ими с целью получения финансовой выгоды. В том числе к ним можно отнести информационный шпионаж, неправомерное завладение информации, несанкционированное снятие копий лицензионного программного обеспечения («пиратство»), а также несанкционированный, неправомерный доступ к закрытым информационным ресурсам;

- различные правонарушения в области личных прав граждан, а также нарушение коммерческой тайны негосударственных, коммерческих организаций, в том числе получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;

- нарушение интересов пользователей информационных систем.

Вместе с тем, наличие так называемого «компьютерного подполья» также оказывает значительное влияние на распространение информационного терроризма. Так, хакеры обладают такими высокими познаниями в области информационных технологий, что для них не составляет труда получить несанкционированный доступ практически ко всем информационным системам, как государственным, так и коммерческим. Наибольшей атаке подвергается банковский сектор, как известно, в результате чего немалые денежные средства переводятся на счета террористических организаций. Фрикеры, как мы знаем, специализируются на нелегальном использовании телефонных сетей путём обхода механизмов регистрации связи, чем тоже вносят немалый вклад в подготовку террористических актов и запутывании следов от правоохранителей [7]. Ну и наконец, пираты, являющиеся последним звеном данной цепи, занимаются тем, что снимают защиту от копирования лицензионного программного обеспечения, т.е. фактически являются пособниками хакеров и фрикеров.

Одной из основных проблем, которые затрудняют эффективно противодействовать информационному терроризму, является то, что зачастую в поле зрения правоохранительных органов попадают простые исполнители, а заказчик, в большинстве случаев, остаётся неизвестен. И в рамках информационно-аналитических моделей имеющихся в России, определенный механизм, носящий как информационный, так и организационный характер, который мог бы эффективно решать вопросы программного мониторинга фактов противоправных действий в информационной среде, а также своевременного и достоверного выявления исполнителей и заказчиков, в настоящее время отсутствует.

Пути решения подобных проблем, на наш взгляд, имеют разноплановый характер. Так нам известно о том, что террористические угрозы могут существовать в экономической, политической, технологической, социальной сферах в условиях нестабильности и наличия большого числа факторов, влияющих друг на друга. В случае если присутствует наличие определенной корреляции между выявленным информационным обменом и различными проявлениями терроризма, то можно с высокой степенью вероятности проследить участие в них определённых дестабилизирующих сил, которые влияют на распространение террористических угроз. Эффективность выявления противоправных действий во многом зависит от наличия достоверных сведений о наличии определенного информационного взаимообмена между его субьектами. Однако анализируемые информационные потоки и массивы данных не очень подходят для применения традиционных инструментов корреляционного анализа. Одним из способов получения такого рода информации является анализ большого количества контактов и попыток установления соединения в телекоммуникационных сетях, их адресно-временного контента. Вместе с тем, автоматизированный анализ даже незашифрованного массива данных представляет собой весьма сложную, ресурсоемкую и многоплановую задачу, при этом необходимо обращать внимание на то, что для снятия информации с технических каналов связи необходимо судебное санкционирование, поэтому в данном случае, приходится ограничиваться только анализом ад-

ресных и временных параметров потока электронных сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях.

Таким образом обеспечивается аналитическая обработка адресно-временного трафика, в результате чего, цитируя Е.Л. Логинова «...формируется тематическое досье и отслеживается тенденция и накладка на реальные события, а также выявляются «информационные аномалии» в накопленных базах данных. Таким образом, может быть сформирован информационный портрет лица или события с обнаружением взаимосвязи персон, событий, процессов, тенденций и различных неявных корреляций между ними»[6].

Исследование роли технологий, средств и способов информационно-психологического противоборства террористическим проявлениям[9] имеет большое прикладное значение, является одним из ключевых факторов способствующих выработке эффективных механизмов противодействия[11] информационному терроризму.

Список литературы:

1. Вакула И.В. Об информационном противодействии терроризму // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-3. С. 9295.

2. Валитова Е.Р. Информационное противоборство с радикальными идеологиями в сети интернет как реализация стратегии национальной безопасности России // В сборнике: Информационные войны как борьба геополитических противников, цивилизаций и различных этносов Сборник трудов Всероссийской научной конференции. Под ред. В.Ш. Сабирова. 2018. С. 127-137.

3. Геляхова Л.А. Информационный терроризм: способы совершения, пределы криминализации // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 1. С. 71-72.

4. Есаулов В.Т. Противодействие информационным террористическим угрозам как важное направление политики национальной безопасности России // Вестник Военного университета. 2009. № 2 (18). С. 21-25.

5. Калгин М.В. Проблемы противодействия информационному терроризму // В сборнике: Вопросы эли-тологии: философия, культура, политика. 2015. Астрахань. С. 97-103.

6. Логинов Е.Л. Проблемы противодействия информационному терроризму // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. Т. 4. № 4 (25). С. 7276.

7. Молоков В.В. Использование систем анализа ресурсов сети интернет и социальных медиа в вопросах противодействия информационным террористическим угрозам // В сборнике: Современные системы безопасности - антитеррор Материалы конгрессной части XI специализированного форума. 2015. С. 53-55.

8. Смирнов A.A. Информационное противодействие терроризму и экстремизму // Научный портал МВД России. 2013. № 4 (24). С. 99-103.

9. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Организация информационно-психологического противоборства террористической деятельности// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016.-Т.8.-№ 4. Часть! - С. 116-119.

10. Шамаев A.M. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

11. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. О ключевых факторах, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму // Пробелы в Российском законодательстве, 2018. №3. С. 20-21.

Reference list:

1. Vakula I.V. About Information counteraction to terrorism // Basic and application studies in the modern world. 2016. No. 13-3. P. 92-95.

2. Valitova E.R. Information confrontation with radical ideologies on the Internet as implementation of strategy of national security of Russia // In the collection: Information wars as fight of geopolitical opponents, civilizations and different ethnoses Collection of works of the All-Russian scientific conference. Under the editorship of V.Sh. Sabirov. 2018. P. 127-137.

3. Gelyakhova L.A. Information terrorism: ways of commission, criminalization limits // Black holes in the Russian legislation. 2016. No. 1. P. 71 -72.

4. Esaulov V.T. Counteraction to information terrorist threats as important direction of policy of national security of Russia // Bulletin of the Military university. 2009. No. 2 (18). P. 21-25.

5. Kalgin M.V. Problems of counteraction to information terrorism // In the collection: Elitologiya questions: philosophy, culture, policy. 2015. Astrakhan. P. 97-103.

6. Loginov E.L. Problems of counteraction to information terrorism // National interests: priorities and safety. 2008. V.4. No. 4 (25). P. 72-76.

7. Molokov V.V. Use of analysis systems of resources of the Internet and social media in questions of counteraction to information terrorist threats // In the collection: Modern security systems - anti-terror Materials of congress Part XI of a specialized forum. 2015. P. 53-55.

8. Smirnov A.A. Information counteraction to terrorism and extremism // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2013. No. 4 (24). P. 99-103.

9. Shhagapsoev Z.L., Tarchokov B.A. Organization of information and psychological confrontation of terrorist activities // Historical and socio-educational thought. - 2016.-V.8.-№ 4. Part 1. - P. 116-119.

10. Shamayev A.M. Information support of anti-terrorist activity // Historical and social and educational thought. 2015. V.7. No. 5-2. P.181-184.

11. Shhagapsoev Z.L., Tarchokov B.A. On the key factors contributing to the development of effective mechanisms to counter international terrorism // Gaps in Russian legislation, 2018. No.3. P. 20-21.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93,47%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.