Закон и право. 2024. № 9. С. 238-242. Law and legislation. 2024;(9):238-242.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-238-242 NIION: 1997-0063-9/24-484
EDN: https://elibrary.ru/MISVPN MOSURED: 77/27-001-2024-9-684
Противодействие идеологии радикального экстремизма
Кирилл Артурович Журин
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья ориентирована на анализ современного состояния работы по противодействию идеологии радикального экстремизма. Делается попытка краткого исследования движущих сил этого общественного явления. В материале также содержится краткий анализ плана действий Программы развития ООН (ПРООН) по противодействию радикальному экстремизму в рамках реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Целей устойчивого развития, ЦУР).
Ключевые слова: экстремизм, насилие, радикализм, радикализация, Программа развития ООН, Цели устойчивого развития.
Для цитирования: Журин К.А. Противодействие идеологии радикального экстремизма // Закон и право. 2024. № 9. С. 238—242. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-238-242 ЕБЫ: https://elibrary.ru/MISVPN
Original article
Counteracting the ideology of radical extremism
Kirill A. Zhurin
All-Russian State University of justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article focuses on the analysis of the current state of activities in countering the ideology of radical extremism. The paper also briefly studies the driving forces of this social phenomenon. The material contains a short analysis of the UN Development Program (UNDP) Action Plan to counter radical extremism in course of 2030 Agenda for Sustainable Development (Sustainable Development Goals, SDGs) implementation.
Keywords: extremism, violence, radicalism, radicalization, United Nations Development Program, Sustainable Development Goals.
For citation: Zhurin K.A. Counteracting the ideology of radical extremism // Law and legislation. 2024;(9):238—242. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-238-242 EDN: https://elibrary.ru/MISVPN
Текущее столетие отметилось в истории серией волн насильственного экстремизма, источником которого явилась активно растущая радикализация населения ряда стран. Радикальный экстремизм стал причиной гибели большого количества мирных граждан и нанес значительный ущерб глобальной экономике.
Идеологические установки радикального экстремизма направлены против формирующегося в современном мире инклюзивного откры-
© Журин К.А. М., 2024.
того общества и имеют в своей основе, главным образом, мотивы политического, этнического или конфессионального характера. Это явление также широко используется сторонниками од-нополярного мира в попытках сохранения своего глобального доминирования.
Развитие процессов радикализации ставит перед международным сообществом две актуальные проблемы.
Во-первых, это выходящий из-под контроля рост радикального экстремизма, переходящего в насильственные формы.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
Во-вторых, трансграничный характер этого явления.
В связи с этим перед международным сообществом появляется задача профилактической работы по снижению рисков насильственного экстремизма, что, в свою очередь, требует осознанного понимания сути этого явления и достигается посредством проведения соответствующей исследовательской работы. Эффективное противодействие радикальному экстремизму должно повысить уровень безопасности населения многих стран мира, а также уровень политической стабильности в беспокойных регионах.
Такая работа требует консолидированных усилий всего международного сообщества. Обеспечение взаимопонимания между разными культурами, их разнообразие составляют основу продвигаемой ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. в контексте ее 16-й Цели устойчивого развития (ЦУР), касающейся формирования инклюзивных, основанных на принципах справедливости мирных обществ, рекомендующей развитие работы по противодействию насильственного экстремизма. В развитие этой работы ООН разработан План действий по предупреждению насильственного экстремизма, который был предложен Генеральным секретарем этой организации в 2016 г.
В рамках предлагаемого исследования вопросы радикального экстремизма рассматриваются не только в аспекте развития процессов радикализации или ее результатов; в исследовании принимается во внимание вся видимая совокупность сопутствующих факторов, являющихся источниками этого негативного социального явления.
Очевидно, что радикальные взгляды, поведение, тип мышления не являются обязательным условием для проявлений насильственного экстремизма. В мировой истории имеется множество примеров, когда ненасильственный радикализм становился драйвером прогресса в политике, экономике, в социальной сфере, в культуре, являя собой вполне положительное явление. Однако радикальное поведение всегда имеет шанс трансформироваться в насильственный экстремизм или террористическую активность, характерными чертами которых является использование избирательных насильственных действий.
Распространение радикального насильственного экстремизма является одним из наиболее напряженных участков работы международного
сообщества на треке обеспечения глобальной безопасности. Как свидетельствует доклад Генеральной Ассамблеи ООН 2015 г., для участия в террористических войнах в Сирии, Ираке, Афганистане, Ливии и Йемене в более чем 100 странах мира было завербовано более 30 тыс. боевиков-террористов. К настоящему времени многие из этих людей вернулись в страны исхода и принесли с собой полученные ими радикальные идеологические установки и общественно опасные тактические навыки осуществления террористических действий.
Основные причины, по которым возникает и развивается явление радикального экстремизма, многогранны и разнонаправлены, они во многом определяются негативной социальной средой, способной вызвать к жизни процессы радикализации общества.
Как видится из научного дискурса, трактование термина «терроризм» имеет в некоторой степени признаки политизированности. Однако вместо него вполне можно использовать такую терминологию, как «насильственный» или «радикальный» экстремизм. Ключевые признаки политических и социальных акторов действий, подразумеваемых под этими терминами, совпадают, включая, во-первых, использование ими насильственных методов борьбы за свои идеи, во-вторых, радикальную идеологию, отрицающую существующие основы политической системы того или иного государства, в-третьих, негосударственный характер институциализации этих акторов [1, с. 53].
Природа радикального экстремизма, его движущие силы определяются набором обстоятельств, к числу которых в качестве основных можно отнести экономическую ситуацию, политический ландшафт общества, его социальную составляющую и исторические особенности, а также глобальные и региональные факторы, влияющие на отдельную личность или группы лиц.
Важное значение в этом контексте отводится вопросам горизонтального неравенства лиц, подвергающихся радикализации, в частности, по образовательному уровню, по гендерному статусу, возрасту и т.п.
К числу движущих сил радикального экстремизма часто относят безработицу и бедность населения. Однако эти факторы все же не являются в данном случае определяющими. Значительно большее влияние на развитие радикального экстремизма и проявления насилия оказывают восприятие фактов несправедливости, игнорирования прав, коррупции, жестокости со сторо-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 09-2024
ны общества, отношения противостоящих групп. Сочетания перечисленных форм социального неравенства ведут к усилению рисков возникновения радикального экстремизма.
В случаях, когда у государственной власти недостаточно возможностей или потенциала обеспечить соблюдение прав граждан, их безопасность, государственный суверенитет страны в целом, закономерно возникает ситуация, способствующая переходу реальной власти к негосударственным субъектам или способная вызвать нежелательные преобразования во внутренней политике страны. Такое развитие событий имеет все шансы ослабить институты государственной власти, включая правоохранительную систему, что увеличит риски развития радикального экстремизма и насилия.
Отдельные эксперты высказывают мнение, что значительное влияние на развитие экстремизма оказывает также «.. .низкий уровень политической культуры, отсутствие институтов гражданского общества и демократических процессов в условиях правового государства. » [2].
Движущими силами радикального экстремизма могут, кроме того, служить такие факторы, как чрезмерное распространение через средства массовой информации медиа-контента, содержащего примеры насильственных действий, прочая пропаганда экстремизма, в том числе и скрытая.
Приведенный выше набор критических факторов, обеспечивающих развитие радикального экстремизма, можно дополнить специально организованными социальными манипуляциями, ориентированными на привлечение людей в ряды асоциальных общественных структур. Такие действия обычно основаны на стремлении людей к дополнительной идентификации, желании мести или низвержения признанных обществом авторитетов. В настоящее время наиболее успешные манипуляции общественным сознанием реализуются посредством использования социальных сетей и виртуальных групп по интересам в сети Интернет [3].
Программы глобального развития играют важную роль в противодействии радикализации и развитию радикального экстремизма. В этом контексте одну из ключевых ролей играет Программа развития ООН (ПРООН), определяющая 11 теоретических элементов, раскрывающих возможности глобального прогресса в противодействии насильственному экстремизму. Предлагаемые международным сообществом стратегические основы борьбы могут послужить фундамен-
том для формирования стратегий национального и регионального уровней. В частности, в число таких стратегических структурных опорных точек ООН включает следующие:
1) развитие системы защиты прав человека и обеспечение верховенства права;
2) противодействие проявлениям коррупции;
3) развитие гражданского общества;
4) эффективное социально-экономическое общественное развитие;
5) наращивание потенциала государств в области обеспечения безопасности и качества государственных услуг;
6) реинтеграция лиц, подвергшихся радикализации, и развитие диалога с группами риска;
7) обеспечение гендерной стабильности и равенства;
8) диалог с молодежью;
9) развитие диалога с религиозными конфессиями и их лидерами;
10) налаживание сотрудничества со СМИ;
11) развитие инклюзивности, терпимости и понимания культурного многообразия.
Очевидно, что разные государства и регионы имеют различные уровни рисков подверженности радикализации и вытекающему из нее радикальному экстремизму. Это определяет важность специализированных региональных и страновых подходов к решению этой глобальной проблемы, ключ к чему лежит в скоординированных действиях всего международного сообщества.
Представленный в 2015 г. ПРООН План действий включает два основных вектора работы.
Во-первых, это программа, рекомендующая проведение исследовательской работы, организацию пропагандистской деятельности и политических кампаний, направленных на противодействие насильственному экстремизму.
Во-вторых, это многоуровневая профилактическая работа, включающая действия как на страновых, так и на региональных уровнях.
Политический анализ конкретных ситуаций на местах, а также основанные на его результатах исследования способны обеспечить рост уровня понимания социально-политического контекста в конкретных регионах и странах. Это, в свою очередь, создаст новые возможности проведения углубленного анализа и оценки обстоятельств и рисков, мотивировавших проявления радикального экстремизма и насилия, а также позволит выработать конкретные меры противодействия данным явлениям.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
План действий уделяет особое внимание вопросам гендерного равенства, молодежной политике, конфессиональной проблематике, групповому лидерству, а также роли СМИ в работе с этими факторами.
На основе анализа этих факторов предполагается выработать приемлемые решения в области противодействия экстремистским проявлениям с учетом конкретных политических и социальных условий. ПРООН в рамках своих действий обращает особое внимание на выработку инструментов информационного и пропагандистского характера, способных оказывать влияние на лиц и группы уже подвергшихся радикализации граждан. Международное сообщество также видит необходимость организации тесного сотрудничества гражданского общества с правоохранительными, судебными органами, органами безопасности, вовлеченными в работу по противодействию экстремизму.
Значительное внимание в рамках работы ПРООН по противодействию радикальному экстремизму и насилию уделяется выработке стратегических подходов к этой деятельности на национальных и региональных уровнях. При этом международное сообщество делает ставку не только на внедрение вновь разработанных программ и мер противодействия экстремизму, но и на адаптацию уже действующих проектов в области обеспечения безопасности к нынешним условиям.
Целевая географическая направленность Плана действий ПРООН включает такие регионы мира, как Африка, Ближний Восток, Европа, СНГ, а также Азиатско-Тихоокеанский регион. План действий, кроме того, определяет важность формирования надежной системы международного сотрудничества в области противодействия экстремизму.
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. содержит ряд доктринальных определений, на которые следует опираться в работе по противодействию радикальному насильственному экстремизму. В частности, экстремистская идеология трактуется как комплекс идей и взглядов, представляющих насилие и иные противоправные методы в качестве единственно верного способа отстаивания своих интересов, способного привести к же лаемому разрешению конфликтов любого вида: политических, социальных, конфессиональных, расовых, национальных.
Стратегия уделяет значительное внимание основным движущим силам развития рисков и
угроз экстремизма в современной России. Особое внимание авторами документа уделяется процессам радикализации. Это явление в Стратегии понимается как многоплановое и разнонаправленное, включающее как национальную, так и международную составляющую.
Несмотря на высокий уровень проработанности проблематики радикального экстремизма как в России, так и за рубежом, международное сообщество до настоящего времени не смогло выработать единого рецепта противодействия этому негативному проявлению социальных, политических и экономических проблем. Работа на этом направлении должна носить не только универсальный характер на уровне государственной власти, в нее должен быть вовлечен и частный сектор.
Деятельность, направленная на противодействие радикальному экстремизму, должна иметь первоочередное значение для всех государств, составляющих мировое сообщество. В противном случае метастазы радикализма, перерастающие в насилие, уже сегодня ощутимо отмечаемые практически во всех частях мира: на Ближнем Востоке, в Африке, в Евразии, в Азии и в Европе, могут выйти из-под контроля и поглотить мирную жизнь жителей планеты.
Список источников
1. Абрамов А. Э. Молодежный экстремизм как угроза национальной безопасности России в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5.
2. Восканян Р. О. Кибератаки как угроза мировой экономике // Система ПОД/ФТ в глобальном мире: риски и угрозы мировой экономики: Сб. тезисов докладов участников V Междунар. науч.-практ. конф. Междунар. сетевого ин-та в сфере ПОД/ФТ. Москва, 14 — 15 ноября 2019. М.: Рос. экономич. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 118—120.
3. Кузнецов В.А. Истоки и движущие силы вооруженного экстремизма и радикализации на Ближнем Востоке (на региональном уровне и на примере Туниса). М.: ИМЭМО РАН, 2017.
References
1. Abramov A.E. Youth Extremism as a Threat to Russia's National Security in the Context of Globalization // Society: politics, economics, law. 2020. № 5.
LAW & LEGISLATION • 09-2024
2. Voskanyan R. O. Cyberattacks as a threat to the global economy // AML/CFT system in the global world: risks and threats to the global economy: Collection of abstracts of reports of participants of the V International Scientific and Practical Conference of the International Network Institute in the
Field of AML/CFT, Moscow, November 14 - 15, 2019. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2020. Pp. 118-120.
3. Kuznetsov V.A. Origins and Driving Forces of Armed Extremism and Radicalization in the Middle East (at the Regional Level and on the Example of Tunisia). M.: IMEMO RAS, 2017.
Информация об авторе
Журин К.А. — аспирант кафедры уголовного права и криминологии
Статья поступила в редакцию 02.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.
Information about the author Zhurin K.A. — postgraduate student of the department of criminal law and criminology
The article was submitted 02.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Психология. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. И.В. Гро-шева, В.Л. Цветкова; под общ. ред. В.Ф. Родина, И.Б. Лебедева. 31 1 с.
ISBN: 978-5-238-03625-0
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям "Правовое обеспечение национальной безопасности" и "Правоохранительная деятельность". Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.
Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024