Научная статья на тему 'Противодействие экстремизму и терроризму в объективе международного права'

Противодействие экстремизму и терроризму в объективе международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
противодействие / экстремизм / терроризм / угроза / международное право / задача / решение / counteraction / extremism / terrorism / a threat / international law / problem / solution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмед Муслимович Ибрагимов

В статье представлен анализ противодействия государств экстремизму и терроризму в объективе международного права. Помимо этого, в статье затронуты основные направления усилий, предпринимаемых в этом направлении. В анализе дана международно-правовая характеристика международных и российских нормативно-правовых актов, принятых для решения проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом. Подчеркнуто, что характер растущих угроз экстремизма и терроризма побуждает государства выработать единые подходы к решению принципиальных задач, в основе которых лежит категорическое неприятие идеологии терроризма и стремление победить его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering extremism and terrorism through the lens of international law

The article presents an analysis of states' counteraction to extremism and terrorism In the lens of international law. In addition, he touches on the main areas of efforts in this direction. The analysis provides an international legal characteristic of international and Russian normative legal acts adopted to address the problem of combating extremism and terrorism. It was emphasized that the nature of the growing threats of extremism and terrorism encourages states to develop common approaches to solving fundamental problems, which are based on a categorical rejection of the ideology of terrorism and the desire to defeat it.

Текст научной работы на тему «Противодействие экстремизму и терроризму в объективе международного права»

Закон и право. 2021. № 12. С. 235-239. Law and legislation. 2021;(12):235-239.

Научная статья УДК 341.482

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-235-239

NIION: 1997-0063-12/21-060 MOSURED: 77/27-001-2021-12-260

Противодействие экстремизму и терроризму в объективе международного права

Ахмед Муслимович Ибрагимов

Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала,

Республика Дагестан, Россия, ahmed63@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ противодействия государств экстремизму и терроризму в объективе международного права. Помимо этого, в статье затронуты основные направления усилий, предпринимаемых в этом направлении. В анализе дана международно-правовая характеристика международных и российских нормативно-правовых актов, принятых для решения проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом. Подчеркнуто, что характер растущих угроз экстремизма и терроризма побуждает государства выработать единые подходы к решению принципиальных задач, в основе которых лежит категорическое неприятие идеологии терроризма и стремление победить его.

Ключевые слова: противодействие, экстремизм, терроризм, угроза, международное право, задача, решение.

Для цитирования: Ибрагимов A.M. Противодействие экстремизму и терроризму в объективе международного права // Закон и право. 2021. № 12. С. 235—239. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-235-239.

Original article

Countering extremism and terrorism through the lens of international law

Akhmed M. Ibragimov

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan,

Russia, ahmed63@yandex.ru

Abstract. The article presents an analysis of states' counteraction to extremism and terrorism in the lens of international law. In addition, he touches on the main areas of efforts in this direction. The analysis provides an international legal characteristic of international and Russian normative legal acts adopted to address the problem of combating extremism and terrorism. It was emphasized that the nature of the growing threats of extremism and terrorism encourages states to develop common approaches to solving fundamental problems, which are based on a categorical rejection of the ideology of terrorism and the desire to defeat it.

Keywords: counteraction, extremism, terrorism, a threat, international law, problem, solution.

For citation: Ibragimov A.M. Countering extremism and terrorism through the lens of international law / / Law and legislation. 2021;(12): 235—239. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-235-239.

Ррадии всемирной борьбы с преступностью отражаются в объективе международного права, и оно действительно играет значительную роль в противодействии этому социальному злу. Тем временем в жизни международного сообщества происходит обострение социальных проблем, которых человечество раньше не знало. Одной из них является экстремизм,

© Ибрагимов А.М. М., 2021. ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

опирающийся на идеологию социальных групп, исповедующих крайние взгляды в международной политике и практике. Экстремизм, будучи зловещим и опасным сам по себе, является питательной средой для терроризма. Накопленный за многие годы опыт противодействия международной преступности свидетельствует, что не застрахованы от экстремизма и терроризма ни высокоразвитые, ни развивающиеся страны — это зло представляет собой реальную угрозу нацио-

нальной безопасности любого государства [4, с. 56-58; 11; 12].

Столь драматичное для безопасности всего сообщества государств стечение обстоятельств предопределяет преемственность и перспективы международного регулирования борьбы с экстремизмом и терроризмом. Свидетельством тому служит, в частности, то, что борьба против терроризма провозглашена ООН одной из приоритетных своих задач [1, с. 17—19].

Ключевыми направлениями усилий, предпринимаемых для противодействия терроризму, сегодня являются:

1) создание международной и национальной правовой базы;

2) формирование мощных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы против терроризма и экстремизма;

3) оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся источниками вооруженных конфликтов.

Международное сотрудничество государств по вопросам противодействия терроризму опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права. Руководствуясь ими, в декабре 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под названием «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В этом важном документе осуждается «пропаганда и все организации, основанные на идеях расового превосходства или пытающиеся оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме». В нем также содержится призыв к государствам «объявлять противозаконными и запрещать организации и организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признавать участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом».

Осуществление эффективного сотрудничества в противодействии проявлениям терроризма связано с перспективами всесторонней научной разработки единого понятия «международный терроризм», исследованием форм и проявлений терроризма, позволяющими в перспективе в полной мере выделить его в уголовном законодательстве всех или почти всех государств как самостоятельное преступление.

С точки зрения международного права, все содержащие в себе угрозу обществу формы терроризма требуют совместных усилий государств в противодействии им [2, с. 74].

Совместные усилия государств в борьбе против форм терроризма воплотились в Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г., которая предусматривает две категории правонарушений.

К первой категории отнесены те правонарушения, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции, а именно, незаконный захват воздушных судов и незаконные действия на их борту, покушение на жизнь, свободу лиц, имеющих право на дипломатическую защиту, и нанесение им телесных повреждений, взятие заложников и произвольное лишение свободы, использование огнестрельного оружия и взрывных устройств, если это связано с опасностью для людей.

Ко второй категории отнесены деяния, признание преступности которых отдано на усмотрение государств. К ним относятся серьезные акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу лиц или нанесение им телесных повреждений, а также серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей [7, с. 318].

Активизация совместных усилий государств в борьбе против терроризма в последующем выразилась в принятии ряда новых региональных международно-правовых актов. К ним следует отнести Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. и Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.

Конвенцию ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. (для России вступила в силу 29 марта 2003 г.) следует отметить особо [6, с. 564]. Она содержит перечень проявлений терроризма, предусматривает, что стороны в соответствии с положениями самой Конвенции, с другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма, для чего создают центральные компетентные органы, которые, в частности, оказывают друг другу содействие путем обмена информацией, выполнения запросов, оперативно-розыскных мероприятий, раз-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

работки и принятия мер для предупреждения и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма.

В рамках реализации Конвенции ШОС 5 июля 2005 г. в г. Астана принята Концепция сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма, которая определяет базовые цели и принципы сотрудничества государств в данной области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, что прямо отражено в ее разделе 1 «Общие положения» [3, с. 162].

Между тем транснациональный характер растущих угроз экстремизма и терроризма побуждает многие государства выработать единые подходы к решению ряда принципиальных задач, в основе которых лежит категорическое неприятие идеологии этих преступных проявлений.

Во-первых, учитывая возрастающую угрозу терроризма и иных проявлений экстремизма миру и безопасности, следует консолидировать усилия государств в совершенствовании международной системы совместных мер по противодействию терроризму.

Во-вторых, необходимо совместно решать вопросы лишения идеологии терроризма и экстремизма социальных корней.

В-третъих, необходимо конкретизировать критерии определения терроризма в целях дальнейшей разработки методики и тактики противодействия ему.

Как следует из положений Глобальной контртеррористической стратегии (ГКС) ООН, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 8 сентября 2006 г., борьба против экстремизма и терроризма не может ограничиваться только силовыми методами, которые не всегда оказываются эффективными [8]. В этой борьбе могут быть вполне целесообразными идеологические, политические, финансовые и другие связанные с ними методы [9, с. 335].

Кстати, последние приобретают ныне первостепенное значение, так как без финансовой и материальной подпитки экстремизм и терроризм долго просуществовать не могут [10, с. 110]. Поэтому перекрытие каналов поступления денег и уничтожение источников финансирования экстремизма на правовой основе послужат одним из основных направлений противодействия этим антиобщественным явлениям.

Повышению эффективности борьбы против терроризма может способствовать заимствова-

ние законодательного опыта иностранных государств.

В Российской Федерации были предприняты конкретные шаги, направленные на сближение системы права РФ с иностранным законодательством и с международным правом по борьбе против терроризма: например, приняты федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма», «О ратификации Международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом», «О ратификации Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма», что обеспечило правовую основу регионального международного сотрудничества в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма и вкупе с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 361 «Акт международного терроризма») и Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» и «О полиции» и с другими нормативно-правовыми актами образовало правовую основу борьбы РФ против экстремизма и терроризма.

В целях внутригосударственного осуществления своих международных обязательств в сфере противодействия терроризму и обеспечения национальной безопасности Российская Федерация осуществила некоторые кодифицирующие законодательные меры.

Так, 12 мая 2009 г. Президентом РФ был издан Указ об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Борьба против терроризма, согласно данной Стратегии, является частью системы национальной безопасности государства. Она представляет собой комплекс материально-правовых и других инструментов, направленных на запрет распространения радикальных религиозных идеологий и наказание за совершаемые религиозными экстремистами правонарушения.

4 февраля 2014 г. Президент России подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за экстремизм, соответствующие поправки внесены в Уголовный кодекс РФ. Согласно данному закону расширены возможности применения всего арсенала оперативно-розыскных действий правоохранительными органами при раскрытии преступлений экстремистского и террористического характера. Усилена ответствен-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

ность за публичные призывы к экстремизму, за возбуждение розни и ненависти, унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, религиозным и другим признакам, за создание экстремистских организаций. Не случайно, что проблема борьбы против терроризма, выросшая до глобальных масштабов, сегодня для России весьма актуальна.

Юридическая база противодействия терроризму у нас образовалась солидная, вот только не достает нам эффективной общегосударственной и всеохватывающей системы предупреждения, выявления и пресечения террористических проявлений. Проблема состоит в том, что сотрудники российских спецслужб и правоохранительных органов, призванные бороться с террористическими проявлениями, по существу, имеют дело с последствиями тех острых, болезненных и противоречивых экономических, политических, социальных процессов, рычагами влияния на которые они не обладают. До тех пор пока не будут устранены или хотя бы локализованы глубинные, коренные детерминанты преступности, экстремизма и терроризма в Российской Федерации, должных результатов в противостоянии терроризму мы не добьемся.

Проблему терроризма с наскока не решить, здесь вообще простых решений быть не может. Как можно убедиться в этом в свете международного законодательства, сложной и комплексной проблеме терроризма следует противопоставить адекватную многоплановую и комплексную систему мер противодействия, нацеленную, в первую очередь, на выявление и ликвидацию корней терроризма [5, с. 151—152].

Следовательно, успех в борьбе против терроризма придет в ситуации, когда все здоровые силы общества в глобальном и в региональном смысле этого слова объединятся в противодействии ему. При этом важная роль в организации тесного взаимодействия общества, безусловно, должна принадлежать его юридической регламентации при помощи обязательных для всех государств, включая Россию, норм международного публичного права. Ведь эти нормы отражают стабильную готовность мирового сообщества вместе бороться против терроризма.

Все вышеизложенное обусловливает острую необходимость борьбы против террористической деятельности и последующей ее нейтрализации на всей территории России. Имея в виду характер реализуемых на практике методов и способов борьбы, важно подчеркнуть, что такого рода

социальные проблемы необходимо «рубить на корню», на ранней стадии их зарождения.

Представляется, что на практике международно-правовым и некоторым другим связан -ным с ними аспектам противодействия терроризму следует придавать немаловажное значение с точки зрения не только правового обеспечения проводимых против него мер, но и обоснования их насущной необходимости для судеб общества и государства.

Список источников

1. Асилъдаров А. Ч. Правовое государство: проблемы противодействия терроризму // Рос. следователь. 2008. № 21.

2. Асилъдаров А. Ч, Ибрагимов A.M. Правовые аспекты и этапы нейтрализации (пресечения) эк-стремистско-террористической деятельности // Дагестан: поиск эффективных мер борьбы с экстремизмом и терроризмом: Сб. док. членов Экспертного совета при Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан / Под общ. ред. К.Г. Ланды, С.В. Сиражудиновой. Махачкала, 2018.

3. Забиров Д.В. Взаимодействие стран Центральной Азии в борьбе с терроризмом в рамках международных организаций // Междунар. отн. 2018. № 2.

4. Ибрагимов A.M. Некоторые политико-правовые вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в современном мире // Меж-дунар. публичное и частное право. 2002. № 3.

5. КулагинВ.М. Современная международная безопасность: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2012. 432 с.

6. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. 624 с.

7. Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. 512 с.

8. Резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи от 08.092006 // URL.: https://docs.cntd.ru/ document/902114207 (Дата обращения: 16.09.2021)

9. Хаматшина Г.А. Значение Организации Объединенных Наций в борьбе с международным терроризмом // Молодой ученый. 2017. № 2 (136).

10. Хелъман У. Борьба с финансированием терроризма как задача мирового сообщества // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 4.

11. Cline R.S., Alexander Y. Terrorism as state Sponsored Covert Warfare: What the Free World

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Must Do to Protect Itself. Fairfax (Va): Hero Books, 1986. VII. 119 p.

12. Kaplan R.D. The coming anarchy: shattering the dreams of the post-cold war. N.Y.: Random house, 2000. XIX, 198 p.

References

1. Asildarov A.Ch. The rule of law: problems of countering terrorism // A Russian investigator. 2008. № 21.

2. Asildarov A.Ch., Ibragimov A.M. Legal aspects and stages of neutralization (suppression) of extremist and terrorist activity // Dagestan: the search for effective measures to combat extremism and terrorism: A collection of reports by members of the Expert Council at the Anti-Terrorist Commission in the Republic of Dagestan / Under the general editorship of K.G. Landa, S.V. Sirazhudinova. Makhachkala, 2018.

3. Zabirov D.V. Interaction of Central Asian countries in the fight against terrorism within the framework of international organizations // International relations. 2018. № 2.

4. Ibragimov A.M. Some political and legal issues of international cooperation in the fight against

terrorism in the modern world / / International public and private law. 2002. № 3.

5. Kulagin V.M. Modern international security: Textbook. M.: KNORUS, 2012. 432 p.

6. International law. Special part: Textbook for universities / Ed. R.M. Valeev, G.I. Kurdyukov. M.: Statute, 2010. 624 p.

7. International Law: Textbook / Edited by G.I. Tunkin. M.: Legal literature, 1994. 512 p.

8. General Assembly resolution 60/288 of 08.092006 // URL.: https://docs.cntd.ru/document/ 902114207 ((Accessed: 09.16.2021)

9. Hamatshina G.A. The importance of the United Nations in the fight against international terrorism // Young Scientist. 2017. № 2 (136).

10. Helman U. The fight against the financing of terrorism as a task of the world community / / Union of Criminologists and Criminologists. 2020. № 4.

11. Kline R.S., Alexander Yu. Terrorism as a State-sponsored Covert War: What the Free World must Do to Protect Itself. Fairfax (Virginia): Books of Heroes, 1986. VII. 119 p.

12. Kaplan R.D. The Coming anarchy: the destruction of dreams after the Cold War. New York: Random house, 2000. XIX. 198 p.

Информация об авторе

Ибрагимов А.М. — кандидат юридических наук

Information about the author

Ibragimov A.M. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 15.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 15.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.