УДК 342.8
Юлия Леонидовна Карпова
аспирант Института философии и права УрО РАН, г Екатеринбург E-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В данной статье рассмотрены проблемы определения коррупции в сфере избирательного процесса. Отражены понятия «политическая» и «электоральная» коррупция, выявлены основные формы проявления коррупции в сфере избирательного процесса. Особое внимание уделено анализу понятия «подкуп избирателей». Затронут вопрос подкупа наблюдателей другими субъектами избирательного процесса. Выявлены основные методы противодействия коррупции в данной сфере. На основе проведенного исследования автор предлагает законодательно закрепить термин «коррупция в избирательном процессе», выявить признаки субъекта коррупции в избирательном процессе, законодательно закрепить новые виды ответственности за электоральную коррупцию, распространить ответственность за подкуп на иных субъектов избирательного процесса. В заключение автор подчеркивает необходимость дальнейшего комплексного исследования проблемы коррупции в сфере избирательного процесса.
Ключевые слова: коррупция, избирательный процесс, подкуп, электоральная коррупция, наблюдатель, методы противодействия, ответственность.
На сегодняшний день основной из ключевых проблем Российского государства является коррупция, разработка и внедрение эффективных методов борьбы с ней. Сфера избирательного права и процесса его реализации не стала исключением.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция РФ: 1993, ст. 3] Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет ряд основополагающих принципов избирательного права и процесса, таких как всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, гласность, периодичность и обязательность проведения выборов и др. Не всегда данные принципы соблюдаются на практике. Использование административного ресурса, «грязные» избирательные технологии, фальсификации, злоупотребления своим статусом субъектами избирательного процесса, подкуп свидетельствуют о присутствии коррупции в сфере избирательного процесса. Данной проблеме было посвящено не одно исследование, например диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Дамм И.А. «Коррупция в российском избирательном процессе: понятие и противодействие», книга Собянина А.А. и Суховольского В.Г. «Демократия, ограниченная фальсификациями: выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг.» и др.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона №№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
В юриспруденции избирательное право - универсальный регулятор всех видов выборов в Российской Федерации, «в ходе которых формируются органы государственной власти и местного самоуправления посредством волеизъявления граждан, осуществляемого при помощи принадлежащих им субъективных избирательных прав» [Конституционное право России: 2010, с. 462]. На законодательном уровне термин «избирательный процесс» не нашел своего закрепления. Существует много дефиниций избирательного процесса, в зависимости от точки зрения авторов, но мы остановимся на следующем определении. Избирательный процесс - направленная на формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления или наделение полномочиями должностного лица деятельность управомоченных субъектов по совершению предусмотренных избирательно-правовыми нормами избирательных действий, начинающаяся с принятия решения о назначении выборов и заканчивающая опубликованием их результатов [Дамаскин и др.: 2005, с. 42].
Исходя из определений коррупции, избирательного права и процесса попытаемся дать определение коррупции в избирательном процессе. Коррупция в избирательном процессе - негативное явление, состоящее в использовании субъектами избирательного процесса своего статуса, злоупотребление служебным положением и (или) полномочиями, дача взятки, получение взятки, подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в личных, групповых интересах или в интересах третьих лиц в целях получения, предоставления выгод материального и (или) нематериального характера или их обещания в ходе избирательного процесса.
Ученые выделяют три формы избирательного процесса в зависимости от уровня выборов: федеральный, региональный, местный. Избирательный процесс на всех данных уровнях состоит из обязательных стадий:
- назначение выборов;
- образование избирательных округов;
- выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрация;
- проведение предвыборной агитации и информационное обеспечение выборов;
- голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов и их официальное опубликование (публикация).
В научной среде активно используется понятие «политическая коррупция». «Политическая коррупция - негативное социально-политическое явление, заключающееся в подкупе («продажности») субъектов политики в целях приобретения, сохранения или распределения отдельными физическими или
юридическими лицами (политическими партиями или общественными объединениями) государственной власти вопреки интересам общества» [Кабанов: 2004, с. 34] Одной из основных особенностей политической коррупции является ее цель - получение, сохранение или распределение властных полномочий. Как самостоятельный вид политической коррупции выделяется электоральная коррупция. «Электоральная коррупция представляет собой особую разновидность политической коррупции, которая проявляется и выражается как в массовом подкупе избирателей, так и подкупе избираемых лиц на выборные государственные или муниципальные должности либо иных участников избирательных процессов во время проведения избирательных кампаний различного уровня» [Кабанов: 2004, с. 34]
В избирательном процессе практически на всех вышеперечисленных стадиях и уровнях возможны следующие основные формы проявления коррупции:
- использование административного ресурса;
- подкуп (продажность) субъектов избирательного процесса (электоральная коррупция);
- незаконное финансирование избирательных кампаний и кампаний референдума;
- незаконное осуществление информационного обеспечения избирательных кампаний и кампаний референдума со стороны средств массовой информации из материальной и (или) нематериальной заинтересованности.
В ходе последних избирательных кампаний, в частности выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 4 декабря 2011 г., выборы мэра Екатеринбурга 8 сентября 2013 г., все чаще встречается проявление электоральной коррупции. Остановимся более подробно на анализе электоральной коррупции на примере подкупа избирателей, подкупа избираемых лиц и подкупа иных субъектов избирательного процесса, а именно, внутренних наблюдателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под подкупом избирателей понимается вручение кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, а также иными лицами и организациями, денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказание услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Данные действия должны быть осуществлены в период избирательной кампании. Цель подкупа избирателя - «отдача» голоса
за конкретного кандидата или избирательное объединение.
При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
- подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с «пунктом 2 статьи 56» Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
- совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
- позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);
- в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;
- относятся ли лица, осуществившие названные в «пункте 2 статьи 56» Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в «пунктах 2» и «4 статьи 77» Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома [Постановление Пленума Верховного Суда РФ: п. 37]. Данные положения были сформулированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ при анализе судебной практики нижестоящих судов при разрешении вопроса о наличии или отсутствии подкупа избирателей. Этими положениями стоит руководствоваться и кандидатам, чтобы избежать ошибок в ходе избирательной кампании и не быть вовлеченными в «электоральную коррупцию». Подкуп избирателей для современного избирательного процесса это уже своего рода избирательная технология.
Подкуп избираемых лиц на выборные государственные или муниципальные должности носит достаточно латентный характер, так как ни один из участников такой «сделки» не заинтересован в ее оглашении. Чаще всего кандидата на избираемую должность подкупают его оппоненты по политической борьбе с целью избрания определенной линии борьбы в ходе избирательной кампании или снятия своей кандидатуры с выборов, либо невыдвижения в конкретном избирательном округе.
Известны ли практике факты подкупа иных субъектов избирательного процесса, например, наблюдателей?
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов го-
лосования и определения результатов выборов, референдума [Федеральный закон № 67-ФЗ: 2002, п. 42 ст. 2].
Целью введения «наблюдателей» в избирательное право является контроль за законностью избирательного процесса. Элементы коррупции в этом случае будут проявляться в подкупе (продажности) наблюдателей, которые изначально должны были сами выявлять такие случаи, а не становиться их участниками. В основном наблюдателей могут стараться подкупить члены избирательных комиссий, кандидаты, их доверенные лица с целью нефиксации нарушений либо неприсутствия наблюдателя на избирательном участке. На сегодняшний день известна информация лишь о единичных случаях попыток подкупа наблюдателей. На выборах 4 декабря 2011 г. обвинили мэра Батайска в попытке подкупа наблюдателей [«Аргументы и Факты»]. При проведении выборов депутатов Городской Думы Тюмени 8 сентября 2013 г. одна из участковых избирательных комиссий якобы попыталась подкупить наблюдателя от КПРФ, предложив ему пять тысяч рублей за то, чтобы он покинул участок [«Без формата.га»]. Официально данные случаи подтверждены не были, а были анонсированы в средствах массовой информации и Интернете.
Случаи попыток подкупа избирателей или членов избирательных комиссий наблюдателями не известны. Это логически объяснимо: изначально наблюдателю выдается направление от конкретного кандидата или избирательного объединения, таким образом, достаточно легко будет выявить изначального субъекта противоправного действия, в целях которого и был осуществлен акт подкупа наблюдателем.
Наличие факта коррупции в избирательном процессе предполагает выработку эффективных методов противодействия.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [Федеральный закон № 273-ФЗ: 2008, п. 2 ст. 1].
Можно выделить несколько основных методов противодействия коррупции в сфере избирательного процесса:
- повышение уровня правовой культуры субъектов избирательного процесса;
- создание эффективного механизма общественного наблюдения за избирательным процессом, включая опрос мнения населения на выходе с избирательных участков в день голосования и параллельный подсчет итогов выборов оппозиционными силами и общественными институтами;
- повышение уровня профессионализма членов избирательных комиссий, правовой грамотности кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам, наблюдателей, представителей средств массовой информации, освещающих ход избирательной кампании;
- совершенствование действующего избирательного законодательства и правоприменительной деятельности;
В последнем случае стоит заметить, что данное усовершенствование должно быть качественным, а не количественным. Так как в избирательное законодательство очень часто вносят изменения, не всегда носящие конструктивный характер, что является поводом для возникновения коррупции в данной сфере. Своевременное выявление факта коррупции в избирательном процессе требует профессиональной работы правоприменителя.
Ряд авторов предлагают установить административную ответственность за «продажность» избирателей. Например, было предложено включить следующую статью в Кодекс об административных правонарушениях РФ:
Статья «Продажность избирателей, участников референдума».
«Незаконное получение избирателем, участником референдума денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, а равно услуг имущественного характера за голосование или отказ от голосования либо голосование за кандидата, кандидатов, список кандидатов, либо голосование или отказ от голосования на референдуме, поддержание или отвержение вынесенного на референдум вопроса в интересах дающего, влечет...
Примечание. Лицо, совершившее деяние, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение, если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, должностному лицу, имеющему право возбудить административное производство, составить протокол об административном правонарушении» [Дамм: 2006, с. 15].
На наш взгляд, введение данной нормы будет неэффективным, так как процесс доказывания, что подкупленный избиратель проголосовал или отказался голосовать за конкретного кандидата или избирательное объединение, достаточно затруднителен.
Предлагаются и более существенные меры ответственности за проявление электоральной коррупции, выражающиеся в лишение пассивного (то есть права быть избранным на государственную или муниципальную должность) на определенный срок или пожизненное лишение такого права [Кабанов: 2004, с. 90]. Пожизненное лишение пассивного избирательного права за электоральную коррупцию - мера несоразмерная данному деянию, но лишение данного права на определенный срок представляется достаточно интересной мерой ответственности, которая нуждается в дальнейшем осмыслении и обсуждении.
Институт наблюдения и наблюдатели в избирательном праве, как уже было ранее отмечено, были введены с целью контроля за законностью избирательного процесса, в том числе «наблюдение» является действенным механизмом предупреждения и противодействия политической коррупции. Особую роль в данном процессе играет общественное наблюдение за выборами. «Общественное наблюдение за выборами, которое в инициативном порядке проводится специализирующимися на такой деятельности общественными и некоммерческими организациями с привлечением добровольцев, является одной из ключевых гражданских инициатив по противодействию политической коррупции и предоставляет гражданам возможность лично и непосредственно проявить свою гражданскую активность в избирательных кампаниях и в политике вообще» [Нисневич: 2013, с. 6]. Общественный контроль в сфере избирательного процесса в обобщенном виде можно выразить тремя этапами:
- систематический мониторинг решений и действий органов публичной власти и их должностных лиц;
- общественная экспертиза конкретных решений и действий органов публичной власти и их должностных лиц;
- публичное предоставление результатов общественной экспертизы власти и обществу [Нисневич: 2013, с. 18].
Общественный контроль будет тогда наиболее эффективным, когда каждый гражданин сможет оспорить неправомерные действия (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти в справедливом, объективном и независимом суде.
Подводя итог изложенному, стоит отметить, что автор статьи остановился лишь на определенных моментах проявления коррупции в избирательном процессе. Коррупция в избирательном процессе ведет к искажению прямого волеизъявления народа, что нарушает основополагающие принципы и нормы избирательного права и процесса, закладывает основу для будущего проявление коррупции в органах государственной и муниципальной власти со стороны выбранных кандидатов и избирательных объединений, ведет к правовому нигилизму граждан.
Для эффективного противодействия коррупции в избирательном процессе нужно более полное исследование данной проблемы и дальнейшее осуществление следующих основных мер:
- детально проработать термин «коррупция в избирательном процессе» и законодательно его закрепить;
- выявить признаки субъекта коррупции в избирательном процессе;
- закрепить новые виды ответственности за электоральную коррупцию, в частности конституционную ответственность в виде лишения пассивного избирательного права на определенный срок;
- распространить ответственность за подкуп на иных субъектов избирательного процесса, например наблюдателей.
Таким образом, необходимо комплексное исследование проблемы коррупции в избирательном процессе, грамотная законодательная ее проработка и эффективное правоприменительное осуществление методов противодействия избирательной коррупции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostov.aif.ru/ politic/gover/617379 (дата обращения: 20.06.2014).
2. «БезФормата.т» Электронный ресурс]. URL: http://tumen.bezformata.ru/ listnews/kprf-pyat-tisyach-i-pokin/13990515/ (дата обращения: 20.06.2014).
3. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура : учебно-практ. пособие. М. : Норма, 2005. 271 с.
4. Дамм И.А. Коррупция в российском избирательном процессе: понятие и противодействие : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Красноярск, 2006. 26 с.
5. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение : моногр. Нижнекамск : Нижнекам. фил. МГЭИ, 2004. 174 с.
6. Конституционное право России : учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма-ИНФРА-М, 2010. 544 с.
7. Нисневич Ю.А. Участие граждан в противодействии коррупции : препринт / Высш. шк. экономики. М., 2013. 48 с.
8. Собянин A.A., СуходольскийВ.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями : Выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. М. : Проект. группа по правам человека : Изд-во ИНТУ, 1995. 266 с.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
10. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014 г., с изм. от 15.04.2014 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.
11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.
12. Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : (ред. от 09.02.2012 г.) // Рос. газ. 2011. 08 апр.
REFERENCES
«Argumenty i Fakty», available at: http://www.rostov.aif.ru/politic/gover/617379 (accessed 20 June 2014). (in Russ.).
«BezFormata.ru», available at: http://tumen.bezformata.ru/listnews/kprf-pyat-tisyach-i-pokin/13990515/ (accessed 20 June 2014). (in Russ.).
Damaskin O.V., Korchigo E.V., Sechenova R.R. Izbiratel'nyy protsess i elektoral'no-pravovaya kul'tura : uchebno-prakt. Posobie, Moscow, Norma, 2005, 271 p. (in Russ.).
Damm I.A. Korruptsiyavrossiyskom izbiratel'nomprotsesse:ponyatie iprotivodeystvie : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk, Krasnoyarsk, 2006, 26 p. (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 12 iyunya 2002 goda № 67-FZ «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 02.04.2014 g., s izm. ot 15.04.2014 g.), Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2002, no. 24, art. 2253. (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» (red. ot 28.12.2013 g.), Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2008, no. 52, pt. 1, art. 6228. (in Russ.).
Kabanov P.A. Politicheskaya korruptsiya v Rossii: ponyatie, sushchnost', prichiny, preduprezhdenie : monogr., Nizhnekamsk, Nizhnekam. fil. MGEI, 2004, 174 p. (in Russ.).
Kokotov A.N., Kukushkin M.I. (otv. red.) KonstitutsionnoepravoRossii : uchebnik, 4 ed., Moscow, Norma-INFRA-M, 2010, 544 p. (in Russ.).
Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ; ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ; ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ), Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2014, no. 15, art. 1691. (in Russ.).
Nisnevich Yu.A. Uchastie grazhdan v protivodeystvii korruptsii : preprint, Moscow, Vyssh. shk. ekonomiki, 2013, 48 p. (in Russ.).
Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Ros. Federatsii ot 31.03.2011 g. № 5 «O praktike rassmotreniya sudami del o zashchite izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii» : (red. ot 09.02.2012 g.), Ros. gaz., 2011, 8 Apr. (in Russ.).
Sobyanin A.A., Sukhodol'skiy V.G. Demokratiya, ogranichennaya fal'sifikatsiyami : Vybory i referendumy vRossii v 1991—1993gg., Moscow, Proekt. gruppa po pravam cheloveka, Izd-vo INTU, 1995, 266 p. (in Russ.).
Julia L. Karpovа, Postgraduate student, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg. E-mail: [email protected]
CORRUPTION IN ELECTORAL PROCESS
Abstract: The article observes problems of specification of corruption in the sphere of electoral process. The concept of "political" and "electoral" corruption is analyzed, and the main forms of corruption in the sphere of electoral process are detected. The special attention is paid to the analysis of the concept of "bribery of electorate". The issue of observers' bribery by other subjects of electoral process is raised. The main methods of counteracting corruption in the sphere of electoral process are discovered. Based on the conducted research, the author suggests to fix the definition of the term "corruption in electoral process" in legislation; to discover features of the subject of corruption in the electoral process; to fix in legislation the definition of new kinds of responsibilities for electoral corruption; and to spread the responsibility for bribery over other subjects of electoral process. In conclusion, the author highlights the necessity of further complex research of the problem of corruption in the sphere of electoral process.
Keywords: corruption, electoral process, bribery, electoral corruption, observer, methods of counteraction, responsibility.